Конспект урока что такое личность
Человек – личность
Урок 1. Обществознание 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Человек – личность»
Человек. У этого слова есть множество определений, многие из которых покажутся вам довольно странными.
Например, древнегреческий философ Платон определил человека, как «двуногое существо без перьев», в ответ на это другой античный философ, Диоген, общипал петуха и представил всем, по мнению Платона, человека. Платон смутился и уточнил своё определение, добавив: «с плоскими и широкими ногтями».
Современная наука определяет человека, как живое, разумное, биосоциальное существо.
То есть, с одной стороны, человек – это существо биологическое, так как он является частью природы. Как и любое живое существо, человек спит, ест, переживает эмоции, нуждается в благоприятных условиях жизни, да и организм человека в целом проходит одинаковые для животных и растений стадии рождения, роста, затем угасания и прекращения функций.
С другой стороны, человек – существо социальное. Он является частью общества, без которого трудно представить себе существование и развитие человека.
Например, долгое время суровой мерой наказания считалось изгнание человека из привычного для него общества. В Древней Греции такое наказание заключалось в лишении гражданства. Другие греческие города, как правило, не принимали таких изгоев к себе, а если это и происходило, то «бывших» изгоев существенно ограничивали в правах.
Или давайте вспомним библейскую аллегорию. Адам и Ева в качестве наказания за свой проступок были изгнаны из рая, то есть тоже перестали быть частью своеобразного общества.
Чтобы стать полноценным человеком, недостаточно только родиться. Уже с первых дней своей жизни ребёнок должен усвоить целый ряд знаний, умений и навыков, таких как язык, допустимые правила поведения и взаимодействия в обществе, способы трудовой деятельности, верования, знания об окружающем мире.
Все это невозможно получить от матушки-природы, а только от общества себе подобных, благодаря которому человек может развиваться.
Например, в Индии в период с 1843 по 1933 годы было найдено не менее 16 детей, которые провели первые годы своей жизни среди животных и были полностью лишены общения с людьми. В отличие от своих литературных наследников, таких как Маугли Редьярда Киплинга или Тарзана Эдгара Райса Берроуза, людей с относительно нормальным человеческим умом и физическими способностями, а также с врождённым чувством культуры, но более развитым инстинктом выживания, «дети джунглей» оказались почти совершенно неспособными изменить привычки, приобретённые во время жизни среди животных.
Те, кто в детстве жил в обществе животных, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря на годы, проведённые в обществе людей, заботу и усилия по перевоспитанию.
Поэтому очень важно понимать, что человек развивается только среди людей. В их обществе ребёнок учится членораздельно говорить, рационально мыслить, делать нравственные выводы, познавать мир и заниматься какой-либо деятельностью.
Всё, что окружает ребёнка, – семья, школа, друзья, влияет на него и воспитывает в нём определённые качества личности.
Но что же такое личность?
Герой мультфильма «Идеальный инсайдер» японского режиссёра Мамору Камбэ задаётся вопросом.
– Каждое утро я просыпаюсь и задаюсь вопросом, тот ли я человек, каким был вчера?
– Как по мне, всё тот же.
– Приведу пример. Компьютер при выключении каждый раз загружает в память операционную систему. Так может, каждое утро в мою память загружается личность Сохэя Сайкавы, и я просто играю эту роль?».
И действительно, личность человека – это не что-то одноразовое, а, прежде всего, совокупность социально значимых качеств человека, характеризующих его как члена общества. Которые, как и в случае с компьютером, как бы постепенно накапливаются на жёстком диске человека.
Давайте представим себе то, как может выглядеть компьютер, который в течение всей жизни накапливает в себе определённую информацию, постепенно формируя личность человека, начиная с момента рождения.
Ведь как сказал советский психолог Алексей Леонтьев: «Личностью не рождаются, а становятся».
Психологи называют личность вершиной всех качеств человека, так как только личность обладает сознанием.
Сознание – это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и самого себя.
Сознание свойственно только человеку, поэтому и личностью становится только человек.
Другое неотъемлемое качество личности –это деятельность. Даже маленький ребёнок занимается деятельностью – он рисует, танцует или поёт. Деятельность школьника – учёба. А деятельность взрослого может заключаться в труде, творчестве и воспитании детей.
Но когда о человеке можно сказать, что он личность?
Прежде всего, с того момента, когда человек начинает понимать самого себя, отделяет своё «я» от других людей.
Вы, наверное, часто замечали, что маленькие дети говорят о себе в третьем лице: «Петя покушал», «Петя упал», «Петя хочет на ручки», «Пожалейте Петю» и так далее. То есть они совсем не употребляют местоимение «Я», и только со временем ребёнок начинает говорить о себе в первом лице: «Я хочу есть», «Я упал», «Я хочу играть», «Купи мне фрукты» и так далее.
То есть ребёнок начинает отделять себя от окружающих людей, что по мнению психологов является одним из признаков развивающейся личности.
Дискуссионным является вопрос о том, можно ли сказать о человеке, что он не личность?
Некоторые учёные считают, что так говорить нельзя, ведь любой человек является личностью, но только её развитие может не соответствовать требованиям, которые предъявляет человеку общество в целом.
Ведь каждая личность в отдельности может быть эгоистом или альтруистом, героем или трусом, порядочным или циничным человеком.
Элеонора Рузвельт говорила: «Всегда помни, что у тебя нет права быть личностью. У тебя есть такая обязанность».
Но является ли новорождённый ребёнок личностью? Если личность – это совокупность социально значимых качеств, то какие подобные качества есть у грудного ребёнка? Подумайте об этом?
Но так или иначе, формирование личности – это бесконечный процесс совершенствования и формирования индивида в уникальное существо – человека.
подвести к пониманию особенностей формирования личности и индивидуальных качеств человека;
продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы;
воспитывать в себе стремление развивать в себе такие качества, как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
Основные понятия: человек, личность, сильная личность, индивид, индивидуальность.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, 2008 г.
I . Организационный момент.
II Актуализация знаний по теме «Человек родился»
прочитать параграф 1.
нарисовать рисунок на тему: «Чем человек отличается от животного».
III . Изучение нового материала.
Что такое личность?
Индивидуальность – плохо или хорошо?
Сильная личность – какая она?
Что такое личность?
Вспомни, что происходило с детьми, которых воспитывали животные?
Какие свойства человека относят к биологическим? (наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.)
Работа с учебником стр.16 «Обсудим вместе».
Человек – существо социальное (общественное).
Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение – все, что окружает человека, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества.
Что же такое личность?
Личность – это человек носитель, каких либо качеств, свойств.
Личность изучается разными науками .
Какими? (психология, социология, философия, история).
Психологи называют личность вершиной всех качеств человека т.к. только личность обладает сознанием.
Что же такое сознание?
Сознание – отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми.
Когда говорят о личности имеют ввиду особенные качества и способности, характерные черты, позволяющие представить целость личности.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
Понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей;
способность человека к разной деятельности( игра, труд, учёба).
Для успешной деятельности в школе важны такие качества как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
Какие качества личности хорошо развиты у вас, которые помогает вам в учебной деятельности?
Работа с иллюстрациями из учебника стр.18-19.
2. Индивидуальность – это плохо или хорошо?
-Все написали? А теперь разделитесь на пары (можно рассчитаться на первый-второй по порядку) и прочитайте друг другу, какие качества вам удалось у себя обнаружить.
Забавно, правда? Оказывается, все разные, но все очень хорошие люди. Вы просто замечательно поработали, Каждый попытался заглянуть в свою индивидуальность и дать ей характеристику.
Люди имеют общие черты друг с другом (строение организма, умение мыслить, говорить и т.д.). Но вместе с тем все люди разные.. каждый имеет свои присущие черты – кто-то пишет стихи, кто-то поёт, кто-то голубоглазый. Первый активен, второй непоседлив, четвёртый стеснителен, а пятый любит одиночество и т.д. – всё это называется индивидуальность. Каждый человек – индивидуальность, т.е. обладает неповторимостью и уникальность. Черты индивидуальности проявляются во всём (поведение эмоции, привычки и т.д.)
Работа с учебником стр.20 «Поэтическое слово».
3. Сильная личность – какая она?
Сильная личность – это личность, которая не смотря на свои недостатки может их преодолеть.
Работа с учебником стр. 23 «Жил на свете человек»
Кого из истории вы можете назвать сильной личностью?
Сильные личности обладают умением отказываться от тех благ и интересов, когда нужно другим помочь защитить Отечество.
Таким образом, человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное. И вследствие этого, формируется личность.
IV . Закрепление изученного материала.
Какие свойства относятся к биологическим?
Что нужно ребёнку, чтобы он развивался как человек?
Что такое личность?
Почему человек социальное существо?
Какая личность заслуживает уважения?
Какую роль в становлении личности играет деятельность?
V . Домашнее задание
Прочитать параграф 2
В классе и дома № 1,2,3.
Домашнее задание: выучить определения, написать мини-сочинение на тему «Я – личность», работа с высказываниями из учебника стр.24-25.
VI . Подведение итогов урока. Выставление оценок.
План конспект урока по теме «Личность»
План – конспект открытого урока для 10 класса
в курсе обществознания
— ознакомление с научными представлениями об уникальности человеческой личности
— доказательство влияния природных и социальных условий на формирование личности
— обучение терпимому отношению к любой личности
— продолжение формирования навыков работы в команде, умения аргументировано выражать собственную точку зрения
— актуализировать теоретические знания учащихся с уже имеющимся жизненным опытом и метапредметными знаниями
— различать понятия личность, индивид, индивидуальность
— уметь определять уровень своей социальной зрелости
1 этап «Организация на урок, введение в тему, актуализация знаний»- 7 мин.
Позвольте мне начать урок с маленькой притчи: «Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал по улицам Афин с фонарем. На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек….»
-Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»? (ответы учеников)
А какие у вас есть ассоциации со словом личность? – ответы учащихся записываем на доске с помощью метода «виноградное дерево».
Итак, мы видим, что у нас с вами различные представления о том, кого можно называть личностью.
Однако это не единственное определение. Различные группы ученых, изучающих человека, рассматривают понятие личность через призму своих познаний. Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли ученых, собравшихся на круглый стол по теме: «Кого можно назвать личностью?».
К нам приехали делегации психологов, биологов, социологов, а также независимых экспертов.
Первое задание для групп: обсудить в течение 5 минут и наглядно представить на ватмане ваше определение понятия личность. Кроме этого, каждой группе необходимо будет в конце работы заполнить бланк само оценивания
Второе задание для групп: Обсудить слайды с примерами конкретных людей и ответить на вопросы: Можно ли назвать этого человека личностью? Аргументировать свой ответ, исходя из подхода вашей группы.
Заполняют бланки самооценивания и высказывается каждая группа, подводя итоги.
— Что нового узнали на уроке?
Заключительное слово учителя (благодарность за урок, д\з).
Конспект урока на тему «Человек-личность»
Конспект урока по обществознанию 6 класс
подвести к пониманию особенностей формирования личности и индивидуальных качеств человека;
продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы;
воспитывать в себе стремление развивать в себе такие качества, как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
Основные понятия: человек, личность, сильная личность, индивид, индивидуальность.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, 2014 г.
I . Организационный момент.
II Актуализация знаний по теме «Человек родился»
прочитать параграф 1.
нарисовать рисунок на тему: «Чем человек отличается от животного».
III . Изучение нового материала.
Что такое личность?
Индивидуальность – плохо или хорошо?
Сильная личность – какая она?
Что такое личность?
Вспомни, что происходило с детьми, которых воспитывали животные?
Какие свойства человека относят к биологическим? (наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.)
Работа с учебником стр.16 «Обсудим вместе».
Человек – существо социальное (общественное).
Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение – все, что окружает человека, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества.
Что же такое личность?
Личность – это человек носитель, каких либо качеств, свойств.
Личность изучается разными науками .
Какими? (психология, социология, философия, история).
Психологи называют личность вершиной всех качеств человека т.к. только личность обладает сознанием.
Что же такое сознание?
Сознание – отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми.
Когда говорят о личности имеют ввиду особенные качества и способности, характерные черты, позволяющие представить целость личности.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
Понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей;
способность человека к разной деятельности ( игра, труд, учёба).
Для успешной деятельности в школе важны такие качества как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
Какие качества личности хорошо развиты у вас, которые помогает вам в учебной деятельности?
Работа с иллюстрациями из учебника стр.18-19.
2. Индивидуальность – это плохо или хорошо?
-Все написали? А теперь разделитесь на пары (можно рассчитаться на первый-второй по порядку) и прочитайте друг другу, какие качества вам удалось у себя обнаружить.
Забавно, правда? Оказывается, все разные, но все очень хорошие люди. Вы просто замечательно поработали, Каждый попытался заглянуть в свою индивидуальность и дать ей характеристику.
Люди имеют общие черты друг с другом (строение организма, умение мыслить, говорить и т.д.). Но вместе с тем все люди разные.. каждый имеет свои присущие черты – кто-то пишет стихи, кто-то поёт, кто-то голубоглазый. Первый активен, второй непоседлив, четвёртый стеснителен, а пятый любит одиночество и т.д. – всё это называется индивидуальность. Каждый человек – индивидуальность, т.е. обладает неповторимостью и уникальность. Черты индивидуальности проявляются во всём (поведение эмоции, привычки и т.д.)
Работа с учебником стр.20 «Поэтическое слово».
3. Сильная личность – какая она?
Сильная личность – это личность, которая не смотря на свои недостатки может их преодолеть.
Работа с учебником стр. 23 «Жил на свете человек»
Кого из истории вы можете назвать сильной личностью?
Сильные личности обладают умением отказываться от тех благ и интересов, когда нужно другим помочь защитить Отечество.
Таким образом, человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное. И вследствие этого, формируется личность.
IV . Закрепление изученного материала.
Какие свойства относятся к биологическим?
Что нужно ребёнку, чтобы он развивался как человек?
Что такое личность?
Почему человек социальное существо?
Какая личность заслуживает уважения?
Какую роль в становлении личности играет деятельность?
V . Домашнее задание
Прочитать параграф 1
Домашнее задание: выучить определения, написать мини-сочинение на тему «Я – личность», работа с высказываниями из учебника стр.24-25.
VI . Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Конспект урока на тему: «Человек личность»
Учитель: Прокудина О.А.
Тема: Человек – личность (2 часа).
Цели и задачи: познакомить учащихся с характерными чертами, присущими личности, смыслом ее существования; дать представление о сущности двойственности человека; охарактеризовать сильную личность.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться определять личностные и индивидуальные характеристики человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также уметь вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Предметные: применять понятийный аппарат (человек, личность, сильная личность, индивидуальность) для раскрытия сущности природы человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные исторические и современные источники информации; находить нужную социальную информацию; понимать значение общества для формирования личности и трудовой деятельности для личности и общества;
Метапредметные – 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;
Личностные: направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация
1) организационный момент
2) мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами, ветер затих, и зеркальная гладь водоема отражала все окружающее с невероятной четкостью. Совершенство природы, ее сбалансированность и чистота порождали мысли о гармонии. Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом: «Янг Ли, скажи, когда, по-твоему, наступить полная гармония в человеческих отношениях?» Юный и любознательный Янг Ли задумался и через некоторое время, глядя на идентичность отражения пейзажа в озере, сказал: «Мне кажется, гармония в отношениях между людьми на ступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров». И грустно добавил: «Но разве такое возможно?» Хинг Ши ответил: «Это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга». Немного помолчав, мудрец добавил: «Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности».
— Как вы поняли смысл этой притчи?
Тема урока: «Человек – личность».
— Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
— Откройте учебник на с. 8 и ответьте на вопросы рубрики «Вспомним».
Ø Что такое личность.
Ø Индивидуальность – плохо или хорошо.
Ø Сильная личность – какая она?
3) Введение в новый материал
Древний поэт Софокл писал:
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
4) Работа по теме урока
1. Что такое личность (1 ч)
Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы, обладающее рядом общих свойств.
— Вспомните, какова двойственная сущность человека?
(биологическое и социальное)
Человек – самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек – высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo Sapiens (Человек разумный). Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, костной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях.
Особой биологической организацией человека восхищались еще древние греки, создавшие культ человеческого тела.
В 19 веке Дарвин доказал, что человек представляет собой вершину эволюционного развития природы и отличается от других животных исключительным биологическим совершенством. Это положение выразилось в очень известных словах: «Человек – венец природы».
Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Однако человеческий разум обнаруживает себя как в творческом созидании, социальной взаимопомощи, так и в насильственном завоевании природы, злонамеренном уничтожении миллионов людей. Следовательно, если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянно подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле.
Задание: таким образом, мы видим, что человек – это биосоциальное существо.
Теперь ваша задача составить у себя в тетради схему:
1 вариант – пишет биологические черты и признаки человека, 2 вариант – социальные черты и признаки человека
1. существо биологическое – часть живой природы; организм, живущий по биологическим законам
2. наделенное разумом общественное существо, которое: способно размышлять; решать самые сложные проблемы; может полноценно развиваться только в обществе себе подобных.
Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не может успешно развиваться. Поэтому ученые выделяют два этапа становления человека:
Ø детское общество – семья и школа (игра, труд, учение)
Ø взрослое общество – семья, работа (учение труд)
мы видим, что в ходе своего развития человек становится личностью.
— Что же такое личность? Какой образ у вас создается при слове «личность»?
Личность – совокупность качеств человека, которые появляются:
В процессе жизни в обществе,
В результате деятельности,
В процессе общения с другими людьми
Только личность обладает сознанием!
Сознание – это отношение человека к миру и понимание того, что человек делает, как живет, о чем мечтает.
Сознание дает человеку возможность заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.
Задание: откройте с. 9, прочитайте и запишите ответы на вопросы в тетрадь:
1) С какого времени человек становится личностью?
Когда начинает понимать себя; с отделением своего я от других людей; с появлением индивидуальности; любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности
2) Все ли окружающие нас люди являются личностями?
Уважаема личность или нет можно, определить по тому, как человек трудится (учится, играет); относится к окружающему миру; оценивает самого себя
3) Запишите основные характеристики личности.
Умение трудиться; целеустремленность, воля, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, критически относиться к своим успехам.
1) Прочитать параграф 1, с. 8-9, ответить на вопросы после параграфа 1,2 (проверим себя), задание 1 (в классе и дома)
2) Ответить на вопросы рубрики «Обсудим вместе»
3) Прочитайте высказывание древнеримского философа Сенеки и объясните его смысл: « не может быть душа одного цвета, а ум – другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным…»
4) Опираясь на текст учебника и собственный опыт, оцени, какие качества для успешной деятельности хорошо развиты у тебя? Над чем еще нужно поработать? Какие качества личности особенно привлекательны для тебя, какие из них ты бы хотел развить у себя?
1) проверка домашнего задания (устно)
2) работа по теме урока (продолжение)
2. Индивидуальность – плохо или хорошо
Задание: обратимся к рубрике картинная галерея на с. 10-11 учебника. Перед вами два портрета девушек. Составьте словесные описания девушек. Используйте для этого слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.
— Можно ли по их внешнему виду определить черты характера, особенности поведения?
Люди имеют общие черты: определенное строение тела, умения мыслить, говорить и многое другое, но вместе с тем каждый из нас имеет свои отличительные особенности.
— по одному у доски: предположите из каких общих черт складывается индивидуальность? Какие ассоциации и мысли приходят вам в голову при слове индивидуальность? (итог – схема на слайде)
Ø привычки (щелкать пальцами, грызть ручку и тд)
Ø внешность (лицо, волосы, телосложение)
Ø темперамент (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик)
Ø способность к творчеству и др
Каждый человек неповторим, и это прекрасно. А теперь давайте рассмотрим, а что же формирует эту неповторимость, и какие существуют факторы, формирующие индивидуальность человека.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов:
1. наследственность и физиологические особенности (внешность, цвет глаз, форма носа, строение тела)
2. факторы, проистекающие из окружения человека (в результате взаимодействия с семьей, друзьями, школа)
3. черты и особенности характера человека (в результате личного саморазвития)
Некоторые индивидуальные черты личности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями и друзьями.
3) сильная личность – какая она?
Понятие «сильная личность» обычно используют для того, чтобы охарактеризовать человека волевого, способного высказать собственное мнение, достичь многого, поставив цель.
— обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с 15. прочитаем вслух и ответим на вопросы:
— можно ли назвать Бетховена сильной личностью? Почему?
— это был пример известной на весь мир личности. А теперь прочитайте историю про мальчика Мишу на с. 15, второй абзац. Можно ли причислить Мишу к сильным личностям?
Страх присущ каждому человеку. Но сильный человек отличается от слабого тем, что может преодолеть свой страх. (рассказать им про свои страхи и у них спросить, чего они боятся)
Последняя наша с вами задача на сегодня – составить потрет сильной личности. Поможет нам дополнительный материал. Раздать материал про Ник Вуйчич и на основе учебника составить потрет сильной личности и вместе проверить.
Итог – сильная личность:
1. в первую очередь думает об интересах дела. Которым занимается, придавая ему первостепенную важность, и только потом – о личной жизни, семье, отдыхе и т.д.
2. стремится к вершинам, которые до нее никто не покорял
3. обладает уверенностью в себе и своих силах, инициативностью
4. обладает высокими нравственными качествами, берет ответственность на себя
5. обладает творческим началом
6. осознает свои возможности и стремится их расширить
7. не признает авторитетов, стремится сделать все по-своему
Если есть время – прочитайте высказывания и определите, что их объединяет.
«Смешаться легко с толпой, но трудно в ней быть самим собой!» (группа «Эпидемия», Время Выбора)
«не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть – это невежество», а «подражание – самоубийство»» (Дейл Карнеги)
«Чем умнее человек, тем больше своеобычности видит он в каждом, с кем общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо» (Блез Паскаль)
1) Прочитать параграф 1, с. 12-15, ответить на вопросы после параграфа 3,4 (проверим себя), задание 2-3 (в классе и дома)
2) Рассмотреть картину на с. 14 учебника, устно ответить на вопросы к картине
3) Задания из рабочей тетради письменно (на отдельных листочках)
Дополнительный материал к уроку.
Ник Вуйчич – возможно всё
«Ник Вуйчич родился в Австралии, в 1982 году в семье медсестры и священника без рук и ног. Представьте, он ничего не мог делать самостоятельно, 24 часа в сутки за ни м вынуждены были ухаживать родные и близкие. Детство Ника было очень тяжелым и физически, и психологически, потому что у него почти не было друзей, а вокруг постоянно звучали насмешки. Однако молодой человек сумел получить высшее образование, сейчас все делает самостоятельно и даже…плавает! А скорость его печатания на компьютере 43 слова в минуту. Но это только верхушка айсберга. Он опередил многих физически полноценных людей, по всему миру проводит семинары и помогает таким же, как он, инвалидам и людям, у которых проблемы, начать ценить жизнь, бороться и идти вперед. Казалось бы, человек без рук и без ног, а вдохновляет обычных людей: жить, не сдаваясь, жить для близких. Каждому из нас есть чему у него поучиться».
Задания из рабочей тетради для домашнего задания после второго урока
Ø Какова главная идея текста? Постарайся сформулировать её одним предложением.
Ø Почему автор задаёт вопрос «Кто же он?»
2) Каждый человек обладает индивидуальностью, имеет неповторимые, уникальные черты. Подумай и напиши, а в чём проявляется твоя индивидуальность?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.