Конспект урока что изучает химия
Урок химии по теме «Эта увлекательная наука». 7-й класс
Разделы: Химия
Класс: 7
Человек живет в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе. Цель такого урока – пробудить у ребят познавательный интерес к химии, так как в последнее время интерес к предмету стал уменьшаться. Урок сопровождается презентацией. Каждый учитель может составить свою собственную презентацию.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый.
Цель урока: формирование устойчивой мотивации изучения химии.
– Дать представление о химии как о науке;
– Сформировать первоначальные представления о веществе;
– Начать формирование умения характеризовать вещества, используя для этого его физические свойства.
– Развитие познавательного интереса к предмету;
– Развитие наблюдательности и умение делать выводы на основе наблюдаемого;
– Развитие навыков проведения химического эксперимента.
– Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
– Воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.
Оборудование: Химические стаканы, стеклянная воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, спички, спиртовка, фарфоровая чашечка, шпатель, штатив для пробирок, лабораторный штатив.
Реактивы: на столах учащихся
а) поваренная соль, сахарный песок, крахмал, пищевая сода, уксусная кислота, вода, растительное масло, лимонная кислота, в колбе кислород.
б) картофель, хлеб, йод, активированный уголь, лимонад красного цвета.
Ход урока
1) Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы будете работать по группам. Поэтому правила работы на уроке следующие. Они лежат у вас на столах.
Правила работы на уроке.
2) Изучение нового материала.
Учитель: Вы изучаете уже много наук, но с одной наукой, как учебным предметом, вы познакомитесь только в 8 классе. Прослушайте цитату из произведения М. Горького “Дети Солнца, прокомментируйте её”.
Учащиеся: Это наука химия.
Учитель: Действительно, речь сегодня пойдет о химии.(слайд )
Учитель: А много ли вы о ней знаете?
Учитель: Мы о химии знаем немного. Заполните первые две графы в таблице.
(все что вы знаете о химии на сегодняшний день).
Сформулируйте вопросы, на которые бы вы хотели сегодня получить ответ.
Заполняется в конце урока, запишите, что вы узнали, сделайте вывод.
Спросить детей, что они знают и хотят узнать.
Учитель: Тогда может вместе поставим цель урока!
Учащиеся: Узнать что такое химия? Что изучает химия?( заранее напечатать и после формулировки цели урока учащимися вывесить на доску).
Девизом нашего урока будут слова:
“Будем химию учить, будем с химией дружить.
Потому что нам, друзья, без неё прожить нельзя”
Запишите цель урока в рабочий лист.
Учитель читает стихи:
Ты посмотри вокруг,
Повсюду всё прекрасно,
Но помни, милый друг,
Что химия опасна!
Во всех домах присутствует она:
Стирает, моет, варит, полирует…
Конечно, всем она нужна.
Но ты запомни об одном:
Используют её с умом!
Тогда вреда не будет,
Ни вам, ни окружающим вас людям!(слайд)
Учитель: В химическом кабинете есть свои заповеди и правила, которые необходимо выполнять. Сегодня я предлагаю вам правила “выживания” в кабинете химии. Я вам показываю слайды с правилами, а вы мне должны сказать, что это за правило техники безопасности. (слайды) (Приложение 6)
Учитель: Формула выживания в кабинете химии: Здравый смысл + Техника безопасности.
Учитель: Запишите в рабочий лист.
Учитель: Ребята, а знакомо ли вам то, что стоит у вас на столах?
Учащиеся: Да, это продукты питания.
Учитель: Назовите эти продукты. А почему они стоят на ваших столах?
Учащиеся: Это химические вещества.
Учитель: Тогда что же изучает химия?
Учитель: Запишите в рабочий лист.
Учитель: У М.В.Ломоносова есть такие слова : “…Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…” Как вы понимаете эти слова?
Учащиеся: Нас повсюду окружают химические вещества.
Учитель: Вещества – это предмет изучения химии. Сейчас насчитывается около 25 млн. различных веществ. (Cлайд)
Учитель: Назовите вещества, встречающиеся в природе.
Учащиеся: Кислород, углекислый газ, крахмал.
Учитель: Много веществ получают на химических заводах: лекарства, пластмассы, лаки, краски т.д. (слайд)
Учитель: Попытайтесь распределить те вещества, которые стоят у вас на столе, на группы. Объясните свою классификацию. Что вы взяли за основу?
Учащиеся выполняют задание и распределяют вещества:
1. По агрегатному состоянию:
– твердые – соль, сахар, сода, крахмал, лимонная кислота;
– жидкие – вода, уксусная кислота, растительное масло:
– белые – соль, сахар, сода, крахмал, лимонная кислота;
– желтые – растительное масло.
– с резким запахом – уксусная кислота.
Учитель: Вы распределили вещества по разным признакам. А как называются эти признаки?
Учитель: Поэтому, что еще изучает химия?
Учащиеся: Свойства веществ (слайд)
Учитель: Запишите в рабочий лист. Эти свойства называются физические свойства. Посмотрите на слайд все ли свойства мы записали?
На слайде: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, температура плавления и кипения, электропроводность и теплопроводность.
Учитель: Можем ли определить температуру кипения и плавления, электропроводность сейчас для наших веществ?
Учащиеся: Нет специальных приборов.
Учитель: У многих веществ эти свойства определены опытным путем и найти их можно в химических справочниках. (ПОКАЗАТЬ СПРАВОЧНИК)
Учитель: Я проведу следующий опыт. ( три стакана: в первом– соляная кислота НCl, во втором– хлорид кальция СаCl2, в третьем– Фенолфталеин. В каждый стакан добавлю карбонат натрия Na2CO3. Получу в первом стакане “газировку”, во втором – “молоко”, в третьем– “малиновый сироп”
Учитель: Что еще может изучать химия?
Учащиеся: Химические опыты ( превращения веществ).
Учитель: Химические опыты можно обнаружить по признакам? Каким?
Учащиеся: В первом стакане выделился газ, во втором образовался осадок, в третьем изменился цвет.
Учитель: Запишите эти признаки в рабочий лист.
Учитель: Ребята, перед уроком пришло срочное письмо по электронной почте, прочитайте его.
Я узнал, что у вас сегодня урок химии. О! Я тоже люблю химию и провожу много экспериментов дома.
Решил я как-то устроить праздник для друзей и показать им интересные опыты. Все знают, что в картофеле содержится крахмал. Я капнул на картофель уксусной кислоты и у меня появилось ярко-красное пятно.
Затем приготовил для друзей лимонад-“шипучку”. Взял 1 сл. ложку соды, добавил 1 сл. ложку сахара и растворил в воде. Лимонад готов! Но почему же называется “шипучка”? Шипение я что-то не слышал, кроме как фырканья кота, которому дал попробовать это лакомство.
Ну, думаю сейчас я всех сражу наповал. Приготовлю для друзей леденцы – петушки из сахара. Взял сахар, добавил какао, (ведь леденцы коричневые), растворил в воде, вылил в форму, поставил в холодильник. И опять ничего не получилось.
Ребята, почему опыты у меня не получились? Напишите мне, пожалуйста!
С уважением Незнайка!
Учитель: Как вы думаете, почему у Незнайки не получились опыты?
Давайте поможем Незнайке и проведем те же опыты, исправим ошибки. Каждой группе нужно провести свой опыт, который описан у вас в рабочих листах. После проведения опыта, вы должны отчитаться о проделанной работе по алгоритму.
1 группа: Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле, рисе.
2 группа: Адсорбция активированным углем красящих веществ лимонада.
3 группа: Приготовление “шипучки” – лимонада.
4 группа: Приготовление леденцов.
Отчет групп. Учащиеся слушают выступление каждой группы. Вносят дополнения, задают вопросы.
3) Закрепление.
Учитель: А теперь давайте попробуем закрепить то, что изучили на уроке, попытайтесь сформулировать определение химии в рабочем листе.
4) Рефлексия.
Учитель: Вспомним, какую цель мы ставили на уроке? Заполните последнюю графу в таблице “Я узнал”.
Учитель: Что вы узнали нового на уроке?
Ребята, а сейчас оцените наш урок. На столах у вас лежат части макета химического опыта трёх цветов: красного, зеленого, синего. Красный цвет означает – всё понял, урок понравился. Зеленый – понял, но не всё. Синий – ничего не понял, урок не понравился.
Посоветуйтесь в группе и прикрепите одну часть на доску.
5. Подведение итогов.
Учитель: Вы работали на уроке очень хорошо. Особенно четко и организованно работали первая и четвертая группы. Вы все “МОЛОДЦЫ” (слово “молодцы” появляется на бумаге в результате проведенного химического опыта, Заранее на лист наносится фенолфталеином слово “молодцы”. Когда высохнет, слово на листе не видно. Затем из пульверизатора распыляется на фенолфталеин щелочь. Слово “Молодцы” окрашивается в малиновый цвет.)
Урок по химии на тему «Предмет химии»
Урок 1 «Предмет химии».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.
образовательная: сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента .
воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
Форма организации урока: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Методы и методические приемы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный
Оборудование: компьютер, проектор; гвоздь, колба, линейка.
1. Организационный этап:
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка готовности к уроку.
2. Введение в курс предмета. Мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня вы впервые пришли в кабинет, где происходят чудеса. Здесь вы все будете немножко волшебниками. А я помогу вам в этом. Предмет, который мы будем с вами изучать, называется “химия”. Химия – это одна из самых интересных наук. Ведь повсюду, куда бы мы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств. Я думаю, что все вы пили чай с лимоном. Пили и, наверное, не задумывались, что в чайной чашке происходит самая настоящая химическая реакция. Посмотрите, у меня на столе два стакана чая, в один из них я положила кусочек лимона. Вы видите разницу?
Учащиеся: Разница очевидна. Чай с кусочком лимона стал светлый.
Учитель: Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Что такое химические реакции, какие они бывают, от чего зависит скорость химической реакции, и многое другое вы узнаете на уроках химии. А теперь мысленно вернитесь в седьмой класс на уроки физики и вспомните, что изучает этот предмет.
Учащиеся: Физические тела.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Верно. Я вам напомню, что любой предмет, любое живое существо ученые называют телом. Компьютер, книга, дерево, птица, кусок сахара, проволока – это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Все физические тела состоят из веществ. У меня на столе находятся физические тела, можно сказать и проще – предметы. Ответьте мне, пожалуйста, из каких веществ они состоят.
Учащиеся: Гвоздь из железа, колба из стекла, линейка из пластмассы.
Учитель: Так что же такое вещество?
А могут разные тела состоять из одного и того же вещества? Если могут, приведите примеры.
Учащиеся: Из стекла могут быть изготовлены посуда, лампочки, оконные стекла и т. д. Из пластмассы – мешки, линейки, ручки, штатив и т. п.
Как вы считаете, из каких веществ: алюминий, вода, сахар, золото, железо, стекло состоят перечисленные тела: стакан, цепочка, снежинка, карамель, проволока, айсберг? Напротив верного ответа, в пустую клетку, поставьте звездочку. Сделайте вывод, что такое вещество.
Из курса физики, учитель вместе с обучающимися вспоминает какими свойствами обладают вещества.
Назовите как можно больше веществ, из которых можно сделать физическое тело- стакан. Назовите как можно больше физических тел, сделанных из стекла, полиэтилена, железа.
ВЫВОД: Из нашей с вами беседы можно сказать, что все вещества отличаются друг от друга по внешним признакам. Эти признаки называются физическими свойствами. Какие свойства называют физическими?
Урок 1. Предмет химии. Вещества и их свойства. Химия как часть естествознания (8 класс)
Урок 1 «Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Вводный инструктаж по ТБ».
Тип урока: урок изучения новых знаний (УИНЗ).
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.
образовательная: сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.
воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
Форма организации урока: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Методы и методические приемы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный
Оборудование: компьютер, проектор; гвоздь, колба, линейка.
1. Организационный этап:
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка готовности к уроку.
2. Введение в курс предмета. Мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня вы впервые пришли в кабинет, где происходят чудеса. Да-да, вы не ослышались, именно так, здесь вы все будете немножко волшебниками. А я помогу вам в этом. Зовут меня …….. А предмет, который мы будем с вами изучать, называется “химия”. Химия – это одна из самых интересных наук. Ведь повсюду, куда бы мы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств. Я думаю, что все вы пили чай с лимоном. Пили и, наверное, не задумывались, что в чайной чашке происходит самая настоящая химическая реакция. Посмотрите, у меня на столе два стакана чая, в один из них я положила кусочек лимона. Вы видите разницу?
Учащиеся: Разница очевидна. Чай с кусочком лимона стал светлый.
Учитель: Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Что такое химические реакции, какие они бывают, от чего зависит скорость химической реакции, и многое другое вы узнаете на уроках химии. А теперь мысленно вернитесь в седьмой класс на уроки физики и вспомните, что изучает этот предмет.
Учащиеся: Физические тела.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Верно. Я вам напомню, что любой предмет, любое живое существо ученые называют телом. Компьютер, книга, дерево, птица, кусок сахара, проволока – это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Все физические тела состоят из веществ. У меня на столе находятся физические тела, можно сказать и проще – предметы. Ответьте мне, пожалуйста, из каких веществ они состоят.
Учащиеся: Гвоздь из железа, колба из стекла, линейка из пластмассы.
Учитель: Так что же такое вещество?
А могут разные тела состоять из одного и того же вещества? Если могут, приведите примеры.
Учащиеся: Из стекла могут быть изготовлены посуда, лампочки, оконные стекла и т. д. Из пластмассы – мешки, линейки, ручки, штатив и т. п.
Как вы считаете, из каких веществ (горизонтальный столбик) состоят перечисленные в таблице тела (вертикальный столбик)? Напротив верного ответа, в пустую клетку, поставьте звездочку. Сделайте вывод, что такое вещество.
При правильном заполнении таблицы вы увидите фигуру, напоминающую ковш.
Из курса физики, учитель вместе с обучающимися вспоминает какими свойствами обладают вещества.
Назовите как можно больше веществ, из которых можно сделать физическое тело- стакан. Назовите как можно больше физических тел, сделанных из стекла, полиэтилена, железа.
ВЫВОД: Из нашей с вами беседы можно сказать, что все вещества отличаются друг от друга по внешним признакам. Эти признаки называются физическими свойствами. Какие свойства называют физическими?
К физическим свойствам относятся:
Тепло- и электропроводность;
Температуры кипения и плавления.
а) магнита на железные опилки и на серу,
б) помещаем железные опилки и серу в стакан с водой.
в ) фронтальное обсуждение свойств железных опилок и серы.
Физические свойства веществ изучает физика. У веществ есть еще и химические свойства.
сода + уксусная кислота →
гидроксид натрия + фенолфталеин →
серная кислота + нитрат бария →
Вопрос: Что произошло с веществами? Почему вы решили, что вещества прореагировали друг с другом? Какие изменения веществ вы заметили?
Учащиеся: При смешивании веществ мы наблюдали выделение газа, изменение окраски, выпадение осадка. Происходит химическая реакция.
Учитель: Ребята, мы с вами познакомились с некоторыми веществами, посмотрели чудесные превращения этих веществ. А теперь попытайтесь ответить на вопрос: “Что такое химия?” Посмотрите на экран, здесь написано начало определения (химия – это…). Давайте вместе попробуем его закончить .
Учащиеся: Химия – это наука о веществах, их превращениях.
Учитель: Верно. Но более точно определение звучит так: химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения .
Она изучает строение и состав, а также зависимость свойств вещества от состава и строения.
Как вам известно, из курса физики вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы чрезвычайно малы и на кончике иглы их может уместиться миллиарды. Тем не менее, наука достигла такого уровня, что различает атомы по размерам, массе и свойствам. В настоящее время различают 110 видов атомом, из которых состоят все вещества. Таким образом: химический элемент – определенный вид атомов.
Каждый химический элемент имеет 3 формы существования: свободные атомы; простые вещества; сложные вещества. Атомы могут существовать изолированно друг от друга в виде свободных атомов, а могут объединяться друг с другом в молекулы. Если объединяются одинаковые атомы, то образуются простые вещества, а если разные – сложные вещества, (упр.6 стр.10)
ребятам демонстрируются карточки с изображением атомов разных видов (раздаются несколько одинаковых карточек для возможности создания разных комбинаций простых и сложных веществ):
Учитель: В быту вы тоже не обойдётесь без химических знаний, которые правильно и по назначению помогут вам использовать химические вещества. Иначе можно поплатиться здоровьем (приводятся примеры про ртуть, уксус, стиральные порошки, косметику).
Итак, наш урок подходить к завершению. Настало время подвести итоги.
5. Закрепление изученного материала.
Учитель, предлагает ребятам поиграть:
Называю вещество – дружно хлопаем в ладоши. Называю тело – слушаем в классе тишину.
Например: серьги, медь, гвоздь. соль, стекло, ведро, сода, кастрюля, глюкоза, алюминий)
Вопросы для фронтальной беседы.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что называется физическим телом?
Приведите несколько примеров физических тел.
Что такое вещество?
Назовите известные вам вещества.
Что называют химическим элементом?
Какие вещества называют простыми, а какие сложными?
Как мне записать в журнале тему нашего урока?
6. Домашнее задание:
§ 1; упр.3, 8, 9 стр. 10-11.
В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого продолжите предложения, посвященные сегодняшнему дню.
Сегодня я узнал____________________________________________
Я удивился_________________________________________________
Я хотел бы______________________________________________
План-конспект урока 8 класс «Предмет химии»
Задачи урока. Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; дать представление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения на происхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.
Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся с достижениями современной науки, с биографиями великих химиков.
Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашей страны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.
1. Организационный момент.
Знакомство с классом.
2. Актуализация знаний.
Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?
К какой группе наук относится наука “химия”?
Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?
Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.
а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.
б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).
в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.
г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.
Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами: вам предлагаются вопросы из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?
Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”
• Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?
(В выдыхаемом воздухе содержится СО 2 .)
• Почему горящий бензин нельзя тушить водой?
(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)
• Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?
• Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?
• В каком море нельзя утонуть? Почему?
(В Мертвом море, оно очень соленое.)
• Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?
• Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?
• Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?
• Что означает выражение “как с гуся вода”?
(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)
• Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?
• Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?
(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)
Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения
Вещество – это то, из чего состоит тело.
Тело – это часть вещества, ограниченная в пространстве.
Из приведенного перечня определить вещество или тело:
гвоздь, стакан, стекло, воронка, железо, линейка, крахмал, Al проволока.
Указать вещества, из которых сделаны тела:
подкова, вилка, линейка, пробирка, авторучка
О каких веществах можно сказать:
а) при обычных условиях – бесцветная жидкость без вкуса, запаха, t кип. = 100°С, затвердевает при 0°С. Почему?
б) твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, обладает высокой пластичностью, позволяет изготавливать тонкую проволоку.
Итак, мы говорим с вами о свойствах веществ
Свойства − это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны между собой.
Свойства бывают физические и химические.
Физические – цвет, вкус, запах, агрегатное состояние, электро- и теплопроводность, температура плавления и кипения, плотность.
5. Игра “Угадайте вещество”.
Какая химия без опытов? Конечно, вам самим хочется “похимичить”! А знаете ли вы вещества? Можете ли их отличить друг от друга?
На демонстрационном столе учителя стоят три лотка c веществами –
в одном только бесцветные прозрачные жидкости,
в другом только белые твердые вещества,
в третьем – разноцветные твердые вещества.
1-й лоток. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин.
2-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата.
3-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера.
Нам нужны три добровольца в качестве экспериментаторов, которые и попробуют определить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.
Учитель предупреждает учащихся о соблюдении правил техники безопасности при выполнении эксперимента.
Ученики пробуют определить вещества.
6. Информация. Интересные факты из жизни ученых-химиков.
Демонстрируются портреты ученых.
Жители одного небольшого городка, в котором жил и работал знаменитый шведский ученый Й.Я.Берцелиус, спросили однажды его кухарку: “Чем, собственно, занимается твой хозяин?”
“ Не могу сказать в точности, – ответила она, – Он берет большую колбу с какой-то жидкостью, выливает из нее в маленькую, встряхивает, выливает еще в меньшую, опять встряхивает и выливает в совсем маленькую…”
“ А потом выливает все вон!”
Для опыта берется 4 колбы разных размеров. В большую колбу сначала наливают бесцветный раствор щелочи, меньшую по размеру колбу заранее смачивают раствором фенолфталеина. Раствор щелочи выливают в колбу с фенолфталеином, раствор окрашивается в малиновый цвет. В третью колбу, еще меньших размеров, наливают немного раствора соляной кислоты более высокой концентрации, чем раствор щелочи, а затем в нее выливают окрашенный раствор щелочи. В третьей колбе происходит обесцвечивание раствора. А когда всю смесь выливают в совсем маленькую колбу, в которой находится немного концентрированного раствора щелочи, то раствор снова приобретает малиновый цвет.
Мастер чемоданных дел.
Д.И.Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной: “Кто этот почтенный господин?” “Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик. – Это мастер чемоданных дел Менделеев!”
Однажды к Роберту Бунзену пришел коллега. Они проговорили часа полтора. И гость уже собрался уходить, как вдруг Бунзен сказал: “Вы себе представить не можете, до чего слаба моя память. Ведь когда я Вас увидел, я подумал было, что Вы – Кекуле!” Посетитель в изумлении посмотрел на него и воскликнул: “Но я и есть Кекуле!”
Однажды в кабинет академика Н.Н.Бекетова вбежал взволнованный слуга: “Николай Николаевич! В Вашей библиотеке – воры!” Ученый, не сразу оторвавшись от расчетов, спокойно спросил: “И что же они там читают?”
Сванте Аррениус очень рано начал полнеть. Он рассказывал такую историю, связанную с его избыточным весом. Однажды ученые собрались в центральном отеле Берлина на очередной диспут. Аррениус оставил пальто в гардеробе и открыл было дверь, чтобы присоединиться к коллегам, но гардеробщик остановил его словами: “Вы идете не туда, господин, корпорация мясников заседает рядом!”
Американский физик Роберт Вуд начинал свою карьеру служителем в лаборатории. Однажды его шеф зашел в помещение, наполненное грохотом и лязгом насосов и оборудования, и застал там Вуда, увлеченного чтением уголовного романа. Возмущению шефа не было предела.
– Мистер Вуд! – вскричал он, распаляясь от гнева, – Вы… Вы позволяете себе читать детектив?!
– Ради бога, простите! – смутился Вуд. – Но при таком шуме поэзия просто не воспринимается!
Богатырские забавы профессора Зинина.
Применялось ли рукоприкладство к студентам в России? Грубого насилия не было, но подзатыльниками преподаватели, хотя и редко, пользовались. Известный академик Н.Н.Зинин не только бранил нерадивых студентов, но и поколачивал их. Никто на это не обижался, т.к. разрешалось давать сдачи академику. Но охотников принять ответные меры не было. Зинин обладал большой физической силой и мог так сжать противника в объятиях, что тот долго не мог прийти в себя.
7. Чудеса своими руками.
На столах учащихся штативы с двумя пробирками.
Вы сами – прекрасные экспериментаторы, с помощью простых приемов вы можете творить чудеса. Ваша задача – смешать содержимое пробирок друг с другом.
Учитель объясняет учащимся правила техники безопасности при выполнении эксперимента.
Растворы подобраны таким образом, что в каждом случае либо выпадают осадки различных цветов, либо выделяется газ, либо изменяется цвет.
Ученики выполняют эксперимент, наблюдают происходящие изменения. (Взяты, например, растворы йодида калия и нитрата свинца(II); гидроксида калия и сульфата меди(II); гидроксида натрия и хлорида железа(III); сульфата натрия и хлорида бария; лакмуса и соляной кислоты, лакмуса и гидроксида натрия; уксусной кислоты и карбоната натрия и др.)
8. Давайте поиграем…
П е р в о е в е щ е с т в о
1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.
2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.
3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей.
4) “Из воды родится, а воды боится”.
5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других.
(Ответ. Поваренная соль.)
В т о р о е в е щ е с т в о
1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”.
2) Древние копты называли его “камнем неба”.
3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши.
4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.
5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл.
9. “Знаете ли вы, что…”
Учитель. Сейчас мы с вами узнаем о достижениях современной науки, об интересных открытиях в области химии и смежных наук.
Нано (от греч. nanos – карлик) – миллиардная доля чего-либо. Область науки, занимающаяся изучением свойств объектов размером в 10 –9 м. Нанотехнологии манипулируют отдельными частицами размером от 1 до 100 нм, а также разрабатывают устройства подобных размеров. Сейчас созданы порошки и суспензии, улучшающие работу двигателей и механизмов. Покрытия из материалов, выполненных с помощью нанотехнологий, предотвращают появление ржавчины, помогают материалу самоочищаться или не смачиваться водой. Первые нанороботы способны путешествовать по организму животных. Водород можно безопасно хранить с помощью нанотрубок. В будущем возможно конструирование любых молекул, создание сверхпрочных материалов. В медицине планируется создание лекарств направленного действия, проникающих в пораженную ткань или опухоль; использование нанороботов для диагностики и лечения почти всех болезней, выращивание тканей и органов. В электронике – это создание сверхминиатюрных электронных устройств, гибких дисплеев, электронной бумаги, новых типов двигателей и топливных элементов.
• Многие гляциологи считают, что толщина полярных ледниковых покровов сокращается неослабевающими темпами. За 5 лет объем льдов, сходящих в Атлантику ежегодно, возрос почти в 2 раза, что равносильно подъему уровня Мирового океана на 0,5 мм в год. Антарктида в период с 2002 по 2005 гг. теряла ежегодно в среднем 152 км 3 льда. Уровень океана к 2100 г. может подняться на 4–6 м от современных отметок.
• Греческие и латинские надписи, сделанные на камнях 2000 лет назад, не поддаются прочтению из-за разрушившей их эрозии. Для восстановления надписей ученые применили метод флюоресценции: когда рентгеновские лучи бомбардируют поверхность, атомы приходят в возбужденное состояние, а затем, возвращаясь в состояние покоя, испускают видимый свет. Это позволяет определить следы свинца или железа, оставленные резцом античного автора.
• Химики России придумали, как перерабатывать пластмассовые бутылки, а также синтезировали новый наполнитель для резин и полимеров. Водородное топливо даст вместо выхлопных газов чистую воду.
• В США разработано прозрачное полимерное покрытие для стен, к которому ничего не прилипает. Это вещество типа тефлона. На таком покрытии невозможно писать или рисовать красками, мелом или фломастером. Покрытие можно использовать для защиты днищ морских судов от обрастания и фюзеляжей самолетов от обледенения.
10. Занимательные демонстрационные опыты.
Учитель. Сегодня состоялось ваше первое знакомство с химией. Конечно, вы ждете чего-то необычного, чудесного. Попробую перевоплотиться в мага и показать вам чудеса химии.
Учитель демонстрирует о п ы т ы.
Два стаканчика смачивают концентрированными растворами аммиака и соляной кислоты, а затем их подносят друг к другу. Наблюдают дым без огня.
“ Из одного стакана – газированная вода, малиновый сок и молоко”.
В три одинаковых химических стакана наливают бесцветные прозрачные растворы соляной кислоты, хлорида кальция и фенолфталеина. В фарфоровую кружку наливают раствор карбоната натрия. Затем из кружки наливают карбонат натрия по очереди в каждый из трех стаканов. В первом из них бурно выделяется газ (“газировка”), во втором – появляется осадок белого цвета (“молоко”), а в третьем – раствор становится малиновым из-за изменения окраски индикатора в щелочном растворе (“малиновый сок”).
Носовой платок смачивают в воде, а затем в этиловом спирте. С помощью тигельных щипцов его подносят к горящей спиртовке и поджигают. Несмотря на огромное пламя, платок в итоге остается целым, т.к. спирт воспламеняется и сгорает раньше, чем загорится влажная ткань.
На горло конической колбы ставят фарфоровую чашку. Под колбу кладут большой лист бумаги. В чашку насыпают дихромат аммония, в центре чуть смачивают спиртом. Зажигают “вулкан” горящей лучинкой. Реакция протекает бурно, создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.