Конспект урока что изучает фонетика 5 класс разумовская
Конспект урока «Фонетика» (5 класс)
Урок по теме: «Фонетика»
повторение, систематизация и обобщение знаний по данному разделу;
контроль за усвоением знаний и умений;
воспитание интереса к русскому языку.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем путешествовать по стране “Фонетика”, проведем соревнования и выясним, кто же у нас в классе лучший знаток этой страны.
Задание: даны слова, составьте из них пословицу, объясните её значение.
Хлеб, язык, дело, кормит, портит, и, и.
(Язык и хлебом кормит, и дело портит.)
— Запишите предложение, произведите его синтаксический разбор.
(телефон, магнитофон, микрофон; биография, фотография, география)
— Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки:
— Будет ли понятно, что вы хотели сказать, если вы произнесёте каждый звук в отдельности или в том порядке, в котором они даны?
Задание: составьте слова, используя только гласные или только согласные. Возможно это сделать? А теперь объедините их и составьте как можно больше слов, используя данные звуки. Запишите слова в тетрадь.
(парк, карп, парок, пар, пры [к],рак, порка, ры[п]ка …)
— Какой же вывод мы сделаем?
(Сами по себе звуки речи не обозначают какого-нибудь понятия, но если звуки подобраны определенным образом в слове, то они приобретают смысл).
Послушайте стихотворение Я.Козловского, определите, почему так произошло, какая особенность звуков использована в нём?
Зевнул наборщик на работе и вместо “и” поставил “о”.
Поймёте вы, когда прочтёте, что получилось у него.
Маляр повесил кисть на гвоздь, глядит: пред ним
В ведре не СУРИК, а СУРОК.
В УГЛУ не ВЕНИК, а ВЕНОК.
(Замена лишь одного звука в слове приводит к образованию слова с новым значением)
С к в полях меня найдете,
С г романсы запоёте,
С в косички заплетете.
С ч летаю над волною,
С л не дам волкам покою,
С м рубашка-безрукавка.
Представьте, что вы у себя на кухне. Ух, сколько здесь разных предметов! Какие предметы вы видите? Подберите к ним проверочные слова и запишите полученные пары.
— На какое правило вы записали слова. Что нужно сделать, чтобы правильно написать данные слова?
Чтобы правильно написать согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после согласного произносится гласный или другой согласный – [м] [л] [р] [н]
— Правильно, “Фонетика”. Посмотрите, какой извилистый путь предстоит нам пройти. Но я думаю, что вы справитесь со всеми трудностями, итак, в путь!
Первая остановка на станции “Гласная”
Определите, сколько встречается в предложениях указанный звук.
[т] Документ подписан директором. ( 3:документ, подписан, директором)
[к] Язык мой – друг мой. (2: язык, друг)
— Следующая остановка на станции “Алфавитная”. А кто мне скажет: что называется алфавитом?
— Сколько букв в алфавите?
— Сколько гласных букв в русском языке? (10) А согласных? (21) Чем они отличаются друг от друга?
Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Астрахань, Саранск, Минск, Рига, Архангельск.
(Архангельск, Астрахань, Минск, Москва, Рига, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов)
— Замените следующие словосочетания одним словом, запишите данные слова:
Спортивный бег (кросс).
Вид городского транспорта (троллейбус)
Популярная игра на льду (хоккей)
Товарищ по работе (коллега)
Обучение животных (дрессировщик)
Рисунки в журнале, газете, книге (иллюстрация)
Стоит на крыше, всех труб выше (антенна)
— Что общего у всех этих слов? ( в корне удвоенная согласная)
— Следующая остановка на станции “Орфоэпическая»
— Ребята, а для чего нам нужно ударение?
— На тему “Школа” запишите слова сначала с ударением на первом слоге, затем на втором, после – на третьем.
(школа, парта, ручка; учебник, пенал; ученик, перемена)
— Мы приближаемся к концу нашего путешествия. Осталась последняя остановка. Мы на станции “Разбор”.
— Замените словосочетания одним словом и произведите фонетический разбор данных слов.
Заросли высокой травы (бурьян – I вариант)
То, без чего птица не улетит (крылья – II вариант)
— Наше путешествие закончилось. Спасибо за внимание!!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-406215
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку «Фонетика» (5 класс)
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»
— повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика»;
— закрепление правописания безударных гласных, сомнительных согласных, ь и ъ разделительных знаков;
— развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления, внимания;
— развитие умения использовать полученные знания на практике;
— расширение словарного запаса учащихся;
— воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.
Методические приемы: обобщающе-повторительная беседа; творческие и игровые задания; тестирование, работа с дидактическим раздаточным материалом.
2. Повторение сведений о фонетике, графике, орфоэпии и орфографии.
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).
-Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).
-В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике).
-На предыдущих уроках мы путешествовали по стране Фонетике. Сегодня мы должны вспомнить все, что мы там видели, с чем познакомились, о чем узнали. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. (Слайд№1)
(Слайд № 2) – карта страны Фонетики.
Далеко – далеко на самом краю Земли (там, где небо сливается с линией горизонта), раскинулась волшебная страна Фонетика. Высокие горы и теплые моря защищают её от северных ветров. Благодатный край.
-Скажите, с какими другими странами граничит Фонетика? (Графика, Орфография, Орфоэпия).
— Кто живет в каждой из этих стран? (В Фонетике – звуки, в Графике – буквы, в Орфографии – правила, орфограммы, в Орфоэпии – правила произношения).
О каждой из этих стран мы сегодня вспомним.
А по именам они отличаются?
Задание 1. Назовите звуки и буквы: б, л, ш, к, т, р, й. (Слайд № 3)
-Проверим, сколько слов вы составили. Положите ручки. Прочитайте слова.
-Какой главный город в Графике? (Алфавит)
-Для чего нужно знать алфавит?
Задание 3. Расположите буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также запишите в алфавитном порядке.
ТГАНЕ, ТИБН, ЩОБР, НЕТО, ТИСА.
(АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ)
Метаграмма — это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук(букву) другим.
Весь мир в себе я отражаю.
Я по болоту зашагаю.
Мы можем сделать вывод, что звуки могут различать слова по смыслу. Если бы этого не было, могло бы получиться вот что (догадайтесь, какие слова должны быть на месте неправильных) (Слайды 9-20):
Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной! (звери)
Раки выросли на грядке! (маки)
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (с дочками)
Синеет море перед нами
Летают майки над волнами. (чайки)
Итак, роль звуков как смыслоразличителей очень велика.
Вспомним все, что мы знаем о звуках.
Задание 5. (Слайд 21-22 ) Восстановите схему «Классификация звуков»: звуки речи – гласные и согласные, гласные – ударные и безударные, согласные – мягкие и твердые, глухие, звонкие и сонорные.
-Всегда ли совпадает в слове буква, которую мы пишем, со звуком, который мы произносим?
-Какая позиция сильная и слабая для гласных и согласных?
-Что надо знать, чтобы не ошибиться в написании буквы?
-В каком разделе науке о языке изучаются правила написания букв?
Задание 6: Работа с текстом. (раздаточный материал)
— Ребята, докажите, что это текст.
— Что это за произведение?
Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков.
Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.
1)Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте.
2)Найдите и подчеркните 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков.
2) Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
-Ребята, путешествуя по стране Фонетика, мы обнаружили записку. (слайд№ 24)
« Нас ведут в темницу… Надеемся незаметно выронить по дороге эту записку… Ключ от темницы скрыт в лабиринте. Этот ключ – СЛОВО. Его нужно собрать по одной букве, пройдя через весь лабиринт. Верный путь только один! Он отмечен словами, в которых мы, несчастные пленницы, обозначаем сразу 2 звука – [й`] и гласный звук. Ищите такие слова! Будьте осторожны: сбившись с пути, тоже можно собрать разные слова, но они не откроют двери нашей темницы… Ждём помощи!»
-Найдите ключ от темницы в лабиринте и спасите жителей страны Фонетика. Задание 7: работа с картой лабиринта. (Слайд № 25)
-Слова важно не только грамотно писать, но и произносить.
— Как называется раздел науки о языке, который учит правильно ставить в словах ударение и правильно произносить их? (Орфоэпия)
Тот твёрдо убеждён:
Фарф о р нам очень нужен,
А ф а рфор не нужон.
И превратить в твор о г,
Но превращать в кат а лог
Не стоит катал о г.
3. И если в магаз и н вдруг
Портф е ли завезли,
То не ходи в маг а зин,
4. Когда мы на машине,
Летим во весь опор,
То нас везёт не ш о фер,
А нас везёт шоф ё р.
Секретом для ребят,
Что в парке не стат у и,
То не ходите в п а ртер,
Пожалуйте в парт е р.
Ты, школьник, не забудь
И в школе к удареньям
Не ставь их кое-как,
Иначе будет поздно,
Ты попадёшь впросак.
Задание 8: В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? (Слайд№ 26-27)
1) дОсуг 2)звонИт 3)магАзин 4)свеклА
3.Подведение итогов урока.
-Наше путешествие подходит к концу.
-Что интересного было сегодня на уроке?
-Что нового вы узнали?
4. Выставление оценок.
5. Домашнее задание : составить задания игрового характера на тему «Фонетика». (Слайд №28)
Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков.
Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.
1)Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте.
2) Найдите и подчеркните 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков.
2) Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока «Морфемика. Словообразование» (6 класс)
Конспект урока по русскому языку «Приложение», 8 класс
Методическая разработка урока «Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи»
Презентация по русскому языку на тему «Лексикография. Знакомство с различными словарями» (9 класс)
Презентация «Текст. Художественные средства языка»
Презентация «Текст. Художественные средства языка»
Презентация «Официально-деловой функциональный стиль речи»
Разработка урока по русскому языку «Группы слов с общим значением» 2 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5349526 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по теме: «Что изучает фонетика». 5 класс.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Что изучает фонетика». 5 класс.»
Конспект урока по теме «Что изучает фонетика».
Цели урока:
Образовательные:
повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика»;
сформировать понятия: устная и письменная речь, фонетика, звуки речи;
сформировать умение пересказывать научный текст, различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки.
научить понимать, какую роль играют звуки в речи.
развить орфографическую грамотность на основе фонетического анализа слова;
обогатить устную и письменную речь учащихся через умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
развивать навыки самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений доказывать свою точку зрения;
продолжить развитие творческих способностей.
воспитать интерес к слову и необходимости правильной устной и письменной речи;
воспитывать у обучающихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.
воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии.
создать условия для восприятия, усвоения и закрепления материала по теме урока;
формировать умение применять полученные знания на уроках русского языка;
создавать условия для привития любви к родному языку.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи, иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной функции звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.
Методы: диалогический, коллективный, самостоятельный.
Формы работы учащихся: самостоятельная работа, беседа по вопросам, наблюдения над языковыми явлениями; эвристический метод;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, карточки.
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в учебную деятельность, создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха).
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (наблюдение над языковым материалом). Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действия.
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: обеспечить условия для осознания учащимися темы и ведущей проблемы урока.
4. Практическая деятельность (открытие нового материала). Цель: построить новый способ действий и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение.
5. Физкультминутка Цель: школа работает в здоровьесберегающем режиме: сохранение здоровья детей; развитие умения видеть, слышать прекрасное.
6. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием. Цель: знать смыслоразличительную функцию фонем.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: формирование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
8. Домашнее задание. Цель: понимание учащимися домашнего задания.
9. Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной> деятельности.
Урок русского языка в 5 классе «Что изучает фонетика»
Технологическая карта урока
Заворотынская Светлана Владимировна
МОУ СОШ№3 с.ПрасковеяБудённовсго района
учитель русского языка и литературы
Тема и номер урока в теме
урок № 51. Тема. Фонетика. Смыслоразличительная функция звуков ( первый урок по теме)
Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой, Ю.Н.Гостевой и др. «Русское слово»,Москва, 2012г. ФГОС
Цели деятельности учителя
урок изучения нового материала
Планируемые образовательные результаты
вспомнить: восстановить в памяти учащихся основные сведения о фонетике и системе единиц, изучаемых в рамках этого раздела;
познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; овладение смысловым чтением, умение работать с различными словарями и таблицей
коммуникативные: развитие способности слушать собеседника и вести диалог, владение диалогической формой речи; умение работать индивидуально и в группе, умение обобщать изученный учебный материал
регулятивные: оценивание своих достижений на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, воспитание любви к родному языку и художественному слову; привитие языкового чутья; формирование самостоятельной дисциплины при выполнении заданий, навыков контроля и самоконтроля ;продолжать работу над формированием навыков грамотного письма
Решаемые учебные проблемы
Научить распознавать гласные ( ударные, безударные), согласные ( мягкие и твердые, глухие и звонкие).
Отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения.
Развивать и обогащать словарный запас учащихся.
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методическое назначение средств ИКТ
Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых.
Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Научность, систематичность, последовательность,наглядность,доступность,индивидуализация,дифференциация
Организационная структура урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Универсальные учебные действия
Этап вхождения в тему урока и создания условий для осознанного восприятия нового материала
логическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала,