Конспект урока что изучает физика некоторые физические термины
Конспект урока по физике на тему «Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты» (7 класс)
Тема урока : «Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты».
Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса. Определить место физики, как науки.
Научить различать физические явления и тела.
Познакомить с методами изучения физики.
Показать значение познания мира через мышление.
Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.
Развивать внимание и любознательность.
Развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.
Изучение нового материала.
1. Организационный этап
Взаимное приветствие учащихся и учителя.
Прежде, чем отправиться в увлекательное путешествие в мир физики, давайте определимся с учебниками и тетрадями:
2. Тетради: 1) рабочая тетрадь по физике;
2) 2 тонкие тетради: для лабораторных работ по физике;
для контрольных работ по физике;
2. Мотивационный этап
Итак, начнём наше путешествие в мир физики с вопроса «Что изучает физика?»
Откройте рабочую тетрадь на стр.6.
Что изучает физика? – спросите вы. Я отвечу: «Физика – это всё, что нас окружает. »
Обернитесь вокруг: вы видите парты, столы, стулья, шкафы, окна, за окном синее небо, летают птицы, дует ветер… Это всё физика.
В течение всей своей жизни, начиная с самого начала, мы с вами постоянно познаём окружающий нас мир начиная с младенческого возраста, мы усваиваем огромное количество информации об окружающем мире, на что редко обращаем внимание. С детства мы с вами знаем, что такое «горячо», что такое «холодно», что такое «мягкое» и что такое «жёсткое» или «твердое». Мы с Вами знаем, что чистое небо – синее, трава – зелёная, клубника – красная и т. д. иными словами мы знаем много характеристик окружающего нас пространства, или окружающей нас природы. Ведь земля, вода, воздух, растения, животные, люди, и все предметы вокруг нас – это всё природа. И именно природу, её законы и изучает физика.
3. Изучение нового материала
3.1. Из истории возникновения физики.
Физика является одной из древнейших наук. Д ревний человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела вся его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило засухи. Дожди поливали живительной влагой и вызывали наводнения; бедствия несли ураганы и землетрясения. Древние люди не знали причин их возникновения и приписывали разрушительные явления сверхъестественным силам. Постепенно люди начали понимать действительные причины природных явлений и их взаимосвязь. Так начали зарождаться науки о природе, одной из которых была физика.
В 4 веке д.н.э. древнегреческий учёный Аристотель ввёл понятие «физика». Слово «физика» в переводе с греческого означает «природа».
В русском языке это слово появилось в 18 веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову.
3.2. Взаимосвязь физики с другими науками.
Но не только физика является наукой, изучающей природу. География, биология, астрономия также изучают природу, но они не дают какого – либо полного представления о структуре окружающего нас мира.
Так, география изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.
Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, почему не болит голова у дятла, благодаря чему мы слышим…
Астрономия изучает звёзды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т.д.
Таким образом, физика даёт полное представление о структуре окружающего мира. Физика позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, позволяет понять современную технику и развивать её дальше. Ведь не очень давно люди ездили на тарантасах, запряжённых лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин и только в сказках мечтали о различных волшебствах… И это волшебство случилось… и во всём этом мы должны быть благодарны физике.
Итак, что же такое физика?
Физика – наука о природе и о физических явлениях, которые в ней происходят.
А физические явления – это изменения, происходящие в природе.
3.3. Изучение физических явлений.
Вы знаете, как в природе происходят многие явления, и, надеюсь, легко закончите фразы. Предскажите чем закончатся следующие события:
а) Если выпустить из рук тяжёлый предмет, то…
б) Если цветок не поливать, то…
в) Если сверкнула молния, то…
Явлений в природе огромное количество. Поэтому для того, чтобы удобнее было их изучать, в физике используют определённую классификацию.
Классификация физических явлений:
Примеры: движение машин, течение воды в реках, движение воздушных масс (ветер) и т.д.
Р/т стр. 6-7, зад.2 а, б.
Примеры: потребление электроэнергии электроприборами, молния и т.д.
3. К третьей группе явлений относят явления, связанные с магнитными свойствами тел. Такие явления, называются магнитными явлениями.
Примеры: взаимодействие магнитов, магнитные бури и т.д.
Примеры: радуга, закат, цвет и т.д.
5. К пятой группе явлений относят явления, которые связаны с теплом. Такие явления называются тепловыми явлениями.
Примеры: тепло от Солнца, узоры на окне в мороз и т.д.
Примеры: эхо, голос, тембр голоса, звуки природы, гром и т.д.
Все эти явления изучаются в физике.
Для чего? Зачем изучать такое огромное число явлений?
Основной задачей физики является изучение физических явлений, описание их особенностей и вывод общих законов.
Закон в физике – это совсем тоже самое, что закон в Конституции. Закон в физике – это некоторое доказанное утверждение, которое выявляет общие закономерности протекания физического явления в природе.
Так на примере свободного падения стального шарика, можно установить законы падения для других тел разной формы и массы. (Опыт Галилео Галилея). А затем использовать эти законы в своей жизни: в строительстве, в военном деле, в мореплавании, и даже в цирке…
Любая наука использует свои специальные слова – научные термины. Так, физик, говоря о движении тел (машин, самолётов, мяча, планеты), обычно не считается с тем, что именно движется, т.к. для изучения механического движения это не существенно во многих задачах. Поэтому в этих случаях говорят о физическом теле, понимая под этим любой предмет.
Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел.
Материя – всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.
Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля.
Вещество – это материал из которого состоят физические тела.
Мы его можем потрогать, увидеть. Очень важно уметь отличать вещества от физических тел и тем более от физических явлений.
Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить при помощи органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какое – нибудь физическое тело. Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, и благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с неё, несмотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/сек, но измерить мы его не можем, пока… А вот электромагнитное поле человек не только может ощущать по последствиям его воздействия, но и измерять.
Наши мысли и сны нельзя считать материальными, т.к.- это продукт нашего сознания.
3.5. Методы исследования физического явления.
Давайте подумаем о том, как можно изучать физику? Откуда появляются у человека знания?
− Что я держу в руках? (яблоко)
− Как вы узнали, что это яблоко?
− Что мы делаем сейчас? (смотрим на яблоко, наблюдаем за ним: оно красного цвета, гладкое)
− Но этого мало, чтобы иметь чёткое представление о нём. Мы его можем очисть от кожуры – почувствуем запах яблока, попробуем на вкус. Можем выжать сок из него, можем сварить компот и т.д., т.е. мы начинаем проводить опыты над ним или эксперимент.
Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и начиналась физика. Философы и учёные Древней Греции в основном вели наблюдения.
Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.
Но в одно прекрасное время древнегреческий учёный Архимед, воскликнув «Эврика!», провёл опыт, разоблачив тем самым мошенничество с царской короной. (Легенда об Архимеде)
В средние века учёные (Галилео Галилей, Эванджелиста Торричелли, Блез Паскаль и др.) начали массово ставить опыты для постижения истины.
Ведь наблюдения недостаточно, чтобы познать природу вещей. Очень часто наблюдения открывают только «явную» сторону происходящих явлений. Вспомните, многие наблюдения убеждают человека в том, что Земля плоская.
Или нам интересно, какое тело упадёт быстрее: то которое тяжелее, или то, которое легче.
Для этого мы бросаем два этих тела и наблюдаем результат. На основании этого опыта мы можем сказать, что тело, которое тяжелее падает быстрее. Но мы не можем ответить на вопросы «Почему оно падает быстрее?»; «Что будет, если оба тела незначительно отличаются по массе?»
И поэтому, чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты).
Опыты проводятся учёным по заранее продуманному плану с определённой целью.
Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин. Примерами физических величин являются: расстояние, объём, скорость, температура.
По прошествую эксперимента выводят физический закон.
4. Закрепление изученного материала
Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да)
Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженного, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет)
Изучить §1-3 ответить на вопросы, р/т стр. 7 (1, 2, 3, 4)
Выписать в «физический словарь» понятия:
1. Что такое «физика»?
2. Что такое «физические явления»?
3. Что такое «физическое тело»?
4. Что такое «вещество»?
5. Что такое «материя»?
Подумайте, с какими физическими явлениями вы сталкиваетесь в повседневной жизни, и предположите, как их можно изучить.
Конспект урока по физике «Физика — наука о природе. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыт»
«Физика — наука о природе. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыт »
Цель урока: ознакомить обучающихся с предметом «Физика». Ввести некоторые физические термины и понятия. Выяснить, что является источником физических знаний. Изучить основные методы изучения физики – наблюдения, опыты и их различие.
Тип урока: изучения нового материала.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: научиться понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами, овладеть регулятивными УУД для объяснения явлений природы (радуга, затмение, расширение тел при нагревании); овладеть эвристическими методами при решении проблем (переход жидкости в пар или твердое состояние и переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое); уметь отстаивать свои убеждения.
Личностные: сформировать познавательный интерес к предмету, уверенность в возможности познания природы, самостоятельность в приобретении знаний о физических явлениях: механических, электрических, магнитных, тепловых, звуковых, световых.
Общие предметные: называть важнейшие физические явления окружающего мира (механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые); пользоваться методами исследования явлений природы (наблюдения, опыты); проводить наблюдения и опыты; обобщать и делать выводы; соблюдать правила ТБ при работе в физическом кабинете.
Частные предметные: объяснять физические явления, различать способы изучения физических явлений; приводить примеры различных видов физических явлений.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Приветствует учащихся, проверка присутствующих, объяснение хода урока.
Конспект урока по физике на тему «Что изучает физика» (7 класс)
Тема урока: «Что изучат физика?»
Тип урока: Изучение нового материала
Задача урока: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.
образовательная: ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина; выявить источники физических знаний.
развивающая : формировать у учащихся логическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.
воспитательная : воспитывать умение самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.
Оборудование: портреты ученых, картинки, шарик пластмассовый, шарик стальной
Организационный момент (2 мин).
Актуализация знаний (10 мин).
Введение нового материала (20 мин).
Закрепление изученного материала (10 мин).
Домашнее задание (3 мин).
Деятельность ученика, записи на доске, в тетради.
Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.
Тема: «Что изучает физика?»
Д/З: § 1-3, вопросы. Л. №5,7. Подг. к л/р №1.
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики».
Это совершенно новая для вас наука, новый предмет в вашем расписании, поэтому, сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:
Рабочая тетрадь – 48 листов
Тетрадь для контрольных работ
Тетрадь для лабораторных работ
Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7 – 9»
Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.
Введение нового материала
Учитель: Сегодня у нас с вами очень необычная тема, т.к. на уроке произойдет ваше первое знакомство с удивительной и интересной наукой – ФИЗИКА. С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.
Учитель: Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, доска, книги, тетради, карандаши. Следовательно, стол, стул – это физические тела. Земля, Луна, Солнце также являются физическими телами. В природе с физическими телами происходят изменения. Например, зимой вода отвердевает и превращается в лед. Весной снег и лед плавятся и превращаются в воду. Вода кипит и превращается в пар. Пар охлаждается и превращается в воду.
Учитель: Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца. Солнце и все небесные тела движутся в космическом пространстве. Наблюдая за окружающим миром можно заметить, что со всеми телами происходят изменения: день сменяет ночь, снег тает, вы растете, кусок мела уменьшается. Все эти изменения называются физическими явлениями. Физика – это наука о физических явлениях. Главная задача физики состоит в том, чтобы открывать различные закономерности, которые позволяют нам объяснить и объединить разные физические явления.
Учитель: Физические явления делятся на несколько видов:
1. механические (например, движение машин, самолетов, небесных тел, течение жидкости)
2. электрические (Например, электрический ток, нагревание проводников с током, электризация тел)
3. тепловые (например, таяние льда, кипение воды, тепловое расширение тел)
4. магнитные (например, действие магнитов на железо)
5. оптические (например, отражение света от зеркал, излучение световых лучей от различных источников света)
7. Атомные (например, работа атомных реакторов, распад ядер, процессы происходящие внутри звезд).
Физика-это наука, которая изучает все эти явления.
Учитель: С самого рождения человек познает мир при помощи своих органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, мышечное чувство) и своей умственной деятельности. Самые первые знания человек получает из наблюдений за природой. И у вас уже имеются некоторые научные знания.
Что произойдет с шариком, если его выпустить из рук? Откуда у вас проявились эти знания? С детства вы видели, что все предметы, выпущенные из рук, падают вниз, на землю. Проверим, на сколько вы наблюдательны.
Возьмем два шарика одинакового размера, но один пластмассовый, а другой стальной. Скажите, какой из этих шариков упадет на пол быстрее? Почему вы так решили? А как это проверить?
Оказывается не так просто ответить на этот вопрос.
Чтобы получить правильные знания об этом движении нужно провести эксперимент – специально подготовленный опыт.
Оказывается, шарики упадут одновременно, независимо от их массы. К этому выводу впервые пришел итальянский ученый Галилео Галилей. Легенда рассказывает, что он для изучения вопроса о падении тел, поднимался на знаменитую наклонную башню и сбрасывал оттуда шары, одинаковые по форме и размерам (чугунный и деревянный), которые с грохотом падали на землю. Наблюдая за их падением, он установил закон падения.
Учитель: При изучении физики мы будем разговаривать с использованием специальных терминов. С ними будим знакомиться постепенно из урока в урок и очень скоро вы сможете сами самостоятельно постигать язык этой удивительной науки. Давайте познакомимся с некоторыми терминами прямо сейчас.
Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.) все что нас окружает материально.
Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов
Учитель: Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются знания у человека? Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и началась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется наблюдаемое явление. Согласно легенде, Герон, тиран Сиракуз, поручил Архимеду выяснить, сделана ли его корона из золота или же в нее подмешано серебро. Однажды, принимая ванну, Архимед заметил, что чем больше он погружается в воду, тем больше воды выливается из ванны. В восторге он выскочил из ванны, восклицая: «Эврика!». Чтобы раскрыть мошенничество с короной, Архимед опустил в сосуд с водой золотой слиток того же веса что и корона, а потом собрал и взвесил вылившуюся воду. Затем повторил опыт со слитком серебра и нашел, что воды вылилось больше т.к. при одинаковом весе объем серебра превышает объем золота. Повторив опыт с короной вместо слитков, Архимед получил результат, лежащий где то посередине между результатами опытов со слитками и пришел к выводу что корона сделана не из чистого золота.
Чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты). Опыты проводятся по заранее продуманному плану с определенной целью. Во время опытов проводятся измерения физических величин с помощью специальных приборов. Примеры физических величин: объем, расстояние, скорость, температура.
Итак, источником физических знаний являются наблюдения и опыты.
Что изучает физика. Некоторые физические термины.
Вид урока: усвоение нового материала.
Цель урока и запланированные результаты:
Цель: Познакомить обучающихся с курсом физики 7 класса, используя бумажную и электронную версии учебника для дальнейшей организации учебной деятельности.
Средства обучения:
Особенности организации учебного пространства: 12 ученических парт оснащены ноутбуками, 3 парты планшетами, на учительском столе ноутбук, соединенный с проектором, на демонстрационном столе – оборудование.
Этапы урока
Этап урока
Время
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы попытаемся понять, что изучает наука физика, какими физическими терминами она пользуется.
Для успешного изучения курса физики я предлагаю познакомиться с учебником «Физика-7»
Приветствуют учителя. Знакомятся с планом работы на урок.
Актуализация опорных знаний
Под руководством учителя обучающиеся знакомятся с возможностями ЭФУ.
Слайд 2 «Как пользоваться ЭФУ»
Учащиеся знакомятся с инструкцией «Как пользоваться этим учебником». Обучающиеся самостоятельно пробуют возможности ЭФУ, сравнивают с печатной версией.
Слайд 3 «Типы интерактивных объектов»
Учитель задаёт вопросы к п.1:
Слайд 4 «Портрет учёного»
Приведите примеры физических явлений.
По собственному желанию (по учебнику на бумажной основе или ЭФУ), ребята работают с текстом учебника п.1
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, используя жизненный опыт или предпочитаемые источники информации, зарабатывая «плюсики» за ответ на уроке
Учитель создаёт проблемную ситуацию:
Обучающиеся пытаются дать ответ
Усвоение новых знаний
Физика наука экспериментальная, поэтому я продемонстрирую вам физические явления, а вы, попробуйте определить, к какому виду физических явлений они относятся
Ребята классифицируют физические явления, наблюдаемые в живом эксперименте.
Слайд 5 «Какие явления называются физическими?»
1. Учитель демонстрирует физические явления:
По собственному желанию (по учебнику на бумажной основе или ЭФУ), ребята работают с текстом учебника п.1-2, записывают в рабочую тетрадь примеры физических явлений, физических тел и веществ, из которых состоят тела.
2. Фронтальная работа(книжки на печатной основе)
Л.А.Кирик Физика 7, «Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы», стр 15, Начальный уровень.
Работают с дидактическим материалом, устно отвечают на вопросы, зарабатывая «плюсы»
Слайд 6, 7 «Фронтальная работа»
Этап самоконтроля и самопроверки
Учитель объясняет ход выполнения самостоятельной работы:
Л.А.Кирик Физика 7, «Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы», стр.16, Достаточный уровень, № 1
Задание: Разбить на три столбика набор предложенных слов, дополнить своими примерами.
Ребята соотносят предложенные слова и словосочетания физических понятий, разбивая на три столбика:
Слайд 8 «Самостоятельная работа»
Учитель контролирует процесс взаимопроверки обучающихся,
после взаимоконтроля акцентирует внимание на правильном ответе в случае слов «мел», «лёд», «мёд». Слайд 9
Учащиеся оценивают работу соседа, учитель помогает и направляет деятельность обучающихся.
Учащиеся сверяют со слайдом презентации, выставляют друг другу оценки.
Подведение итогов урока
Учитель: Давайте вернёмся к проблеме урока, скажите, пожалуйста, почему же физика занимает особое место среди наук естественного цикла?
Формулируют вывод урока, используя различные источники информации.
Презентация и конспект урока по физике «Что изучает физика» (7 класс)
Выбранный для просмотра документ 7 кл Урок 1. Что изучает физика.doc
Сивченко Е.И., учитель физики МОУ СОШ № 5 г. Светлого
7 класс. Введение. Урок 1. Что изучает физика
Урок 1. Что изучает физика.
— познакомить учащихся с предметом и методами физики;
— познакомить с физическими терминами: физическое тело, вещество, материя, явление;
— формирование знаний о природе, ее изменениях (явлениях);
— осуществить мотивацию изучения физики;
— раскрытие роли физики в развитии техники.
1. Презентация «7кл Введение».
2. Колебание тела на пружине;
3. Звучание камертона;
4. Получение изображения свечи с помощью линзы
5. Электрофорная машина, ватка.
3. Вареное яйцо, спички, бутылка, бумага.
5. Дугообразный магнит, стальной шарик, железный якорь.
6. Набор гирь 200, 100, 50 г одинаковой формы, пластилин 2 кусочка одинакового размера.
7. Линейки из пластмассы, дерева, стали.
I . Знакомство с преподавателем, с кабинетом физики, ТБ, комплектом принадлежностей, необходимых для урока.
II . Лекция учителя с элементами беседы.
1. Что изучает физика
Слайд 1. Роль физики как науки в нашей жизни трудно переоценить, так как она необходима и инженерам, и строителям и врачам, и другим специалистам.
Изготовление новых приборов, машин и других устройств связано с физикой.
Вопрос: От каких предметов, изображенных на слайде вы бы не хотели отказаться?
Изготовление всех этих устройств стало возможным благодаря физике.
Что же изучает физика?
Слайд 3. Более 2 тысяч лет назад древнегреческий ученый Аристотель написал книгу под названием «Физика», что в переводе с греческого означает природа. Название этой книги, посвященной исследованию природы, стало названием физической науки.
Слайд 4. В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым в 18 веке, когда он издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка.
Слайд 5. Физика – это наука о природе.
В школе изучают 4 науки о природе: физику, биологию, химию и географию. Прежде, чем мы поговорим о том, что изучает физика, кратко отметим те вопросы, которые физика не изучает.
1) Физика не изучает явления, связанные с превращением одних веществ в другие – этим занимается химия.
2) Физика не занимается изучением Земли: ее климатом, ландшафтом, хозяйственной деятельностью человека – этим занимается география.
3) Физика не изучает явления живой природы – этим занимается биология.
Какие явления рассматривает физика?
Физика изучает физические явления. К ним относятся:
1) Механический явления – это все, что связано с движением (примеры).
2) Тепловые – это все, что связано с передачей тепла.
3) Звуковые – все, что связано со звуком.
4) Электрические – все, что связано с электрическим током.
5) Магнитные – все, что обусловлено действием магнитов.
Записи в тетрадях: Запищите тему урока и термины, выделенные черным шрифтом.
Демонстрация примеров физических явлений с помощью гиперссылок (слайды 7-12).
Цель физики – открыть и изучить общие законы, которым подчиняются физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений.
Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности – механике, строительстве, энергетике, мореплавании, военном деле и других областях.
Физика является фундаментом, основой всех наук о природе, т. к. все эти науки применяют законы физики.
Физика позволяет ответить на очень много «почему?».
— почему маятник не останавливается, когда мы его не трогаем;
— почему звучит камертон после удара молоточком;
— почему на экране изображение линзы перевернутое;
— почему между кондукторами элетрофорной машины проскакивает искра;
— почему ватка перелетает с одного кондуктора на другой;
— почему яйцо втягивается в бутылку;
— почему стальной шарик, который удерживается одним из полюсов дугообразного магнита, сразу опадает, если магнит замкнуть якорем.
Доп. вопрос к опытам: Какого типа явления наблюдаете?
2. Физические термины.
Слайд 13. Любая наука использует специальные слова – научные термины. В физике тоже используются специальные слова.
При рассмотрении физических явлений часто бывает неважно, какой именно предмет движется: самолет, пуля или камень. Физики договорились любой предмет, встречающийся в мире, называть физическим телом или просто телом.
Физическое тело – любой предмет.
Поэтому, когда вы встретите в тексте задачи по физике фразу: «Тело падает с высоты 100 м», не надо пугаться, потому что, во-первых, падает, скорее всего не человеческое тело, а во-вторых, уж точно не ваше.
Всякое тело имеет форму и объем.
Вопрос: Чем отличаются эти гирьки?
Физические тела состоят из определенных веществ.
Вещество – то, из чего состоят физические тела.
Например, линейка состоит …
Линейка – физическое тело, сталь, пластмасса, дерево – вещество.
Вещество – это один из видов материи.
Материя – это все то, что существует во вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, предметы, растения, животные, воздух, облака и др.)
Мысли, сны нематериальны, это – продукт нашего сознания.
1. Слайд 14. Работа с учебником стр. 4-5. Дополните предложения.
3. Приведите примеры физических тел и веществ.
3. Источники физических знаний.
Слайд 16. Давайте задумаемся, какими способами люди получили знания о физических явлениях?
(Щелчок) Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика.
(4 щелчка) Философы и ученые древней Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Демокрит, Птоломей в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление.
Многие явления природы можно наблюдать. Так можно наблюдать падение яблока с веки, молнию во время грозы, радугу и многое другое. Но для изучения какого-либо явления его необходимо наблюдать не один, а много раз.
(Щелчок) Чтобы не ждать когда явление произойдет произвольно, изучаемые явления воспроизводят самостоятельно, то есть ставят опыты. Для этого ставят цель, составляют план проведения опыта, подбирают оборудование, выдвигают гипотезу – предварительную догадку о том, как будет протекать явление. Во время опытов проводят измерения.
(Щелчок) Например, Галилео Галилей, желая изучить движение падающих тел, поднялся со своими учениками на знаменитую «падающую» башню в г. Пизе и бросал шары различных размеров. Проводя измерения, он открыл общий закон падения тел.
1) Слайд 17. Мальчик во время грозы наблюдал яркие молнии. В кабинете физики он видел электрофорную машину, с помощью которой учитель получал электрические искры. При этом обнаружилось, что искры начинают проскакивать между разрядниками машины при определенном расстоянии между ними. В каком случае данное явление изучалось путем наблюдений, а в каком путем постановки опыта?
2) Чем отличаются наблюдения от опытов? Можно использовать учебник на стр. 6. [Человек воспроизводит изучаемое явление самостоятельно по заранее обдуманному плану, для опытов он использует приборы, во время опытов обычно выполняют измерения.]
Слайд 18. Наблюдения, опыты, измерения – это экспериментальные методы получения знаний.
Чтобы получить научные знания об окружающей нас природе ученые всегда начинают с наблюдений. В какой-то момент времени в накопленных наблюдениях находят закономерности, то есть замечают повторяющиеся явления. Ученые делают обобщения. Затем выдвигаются гипотезы – предварительные догадки о природе и причинах наблюдаемых явлений. Для проверки гипотез проводятся различные опыты, подтверждающие или опровергающие гипотезы. Подтвержденная гипотеза становится законом. Система понятий, законов, позволяющих описать определенный круг явлений, составляют научную теорию.
Ответьте на вопросы:
1) Что изучает физика?
2) Почему физика позволяет человеку занять главенствующее положение среди живых организмов?
3) Как взаимодействуют физика и техника?
4) Верно ли утверждение: «Физика является основой всех естественных наук»?
5) С какими физическими понятиями вы познакомились на этом уроке?
1) § 1, 2, 3 – прочитать, ответить на вопросы к параграфам устно.
2) Проделать опыт: Определите толщину листа бумаги из учебника физики.
Цель опыта: научиться определять размеры малых тел.