Конспект на тему что такое философия
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявлением отношения философии к частным наукам в историческом аспекте. Он предполагает определенную оценку концепции «распочкования» предмета философии и концепции «предметного самоопределения философии», где речь идет только о научной стороне философского знания. В концепции «распочкования» в связи с исторической предпосылкой сформировался вопрос о взаимоотношении всеобщего и частного знания как проблемы, а также обнаружилась недостаточность натурфилософских построений. Основы философии закладывались в XVIII в. О. Конт утверждал об изменениях предмета философии в связи с появлением частных наук, что постоянно сужало ее рамки. Философия не может иметь собственного предмета познания. Это форма мировоззрения и как таковая, имеющая тот же предмет — всеобщее в системе «мир — человек», и в основном тот же круг проблем, что и в других формах мировоззрения. Система «мир — человек» при первичном подразделении распадается на две противоположные, но взаимосвязанные подсистемы — «мир» и «человек». Каждая из сторон подразделяется на уровни, взаимоотношения между сторонами на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и целостное бытие человека. Предмет философии в основном отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, своим представлением отношения человека к миру, мира к человеку. Но такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности.
Философски всеобщее выражает факт раскола мира на материальное и духовное и их взаимосвязь. Словом, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой таких понятий, как Истина, Красота, Добро и Справедливость; такие всеобщие в материальной действительности понятия могут служить человеку элементами для формирования мировоззрения.
Предмет философии в объектном смысле стабилен. Он не «распочковывался», т. е. не разбирался на части отдельными науками. Отличие философии от мифологической, религиозной и обыденной форм мировоззрения — в глубокой связи с наукой. Отличие от натуралистической формы, также входящей в науку как сферу культуры, — в опоре на понятия и принципы какой-либо частной науки в решении мировоззренческих проблем, в широком базисе, включающем не только весь комплекс частных наук, но и опыт художественного освоения действительности и весь опыт человечества. Философия обобщает эту информацию во всеобщих категориях. Имеется несколько теоретических моделей понимания категории всеобщего. Реализм — общее существует помимо единичных вещей, как их первооснова, свойство. Концептуализм — общее существует лишь как свойство абстрагирующего мышления. Репрезентативизм — общее существует как свойство отдельных единичностей представлять сущность класса однородных вещей.
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 2. Что такое философия
«Философия» по-гречески — любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия — поиск и нахождение ответов на фундаментальные вопросы бытия, под действие которых попадает каждый человек.
Главные вопросы бытия сформулировал И. Кант:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен знать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
Философия — составляющая культуры, форма ее максимально полного выражения и осмысления. Проблемы человечества получают в философии завершающее истолкование, это — наивысший уровень самоосмысления человечества, самопознания материи.
Философия обладает самостоятельностью, имеет структуру.
Три первых вопроса бытия (по И. Канту) рассматриваются философией, ориентированной на:
1) науку, где главная идея — истина;
2) мораль, где идея — добро, и религию — веру в Бога;
3) всё сводится к четвертому — пониманию человека (и общества) как целостно развивающейся самодостаточной ценности.
После И. Канта философия обратилась и к чувственным, эмоциональным, эстетическим потенциям человека, сформировав новые направления.
В мировой философии наблюдаются две тенденции: сближение с наукой и с искусством.
Научная ориентация (Г. В. Ф. Гегель, Э. Гуссерль)
Наука — систематическое, доказательное и проверяемое знание.
Эти идеалы первоначально выработаны в философии (любовь к мудрости — любовь к науке).
Науки зародились и развивались как части философии. Сейчас философия и науки развиваются параллельно.
Современное философское знание обосновывается, доказывается, систематизируется, проверяется и опровергается фактами других наук.
Философия имеет две важнейшие функции — мировоззренческую и методологическую.
Философия — наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Это — мировоззрение, оно интерпретируется на основе данных науки, искусства, практики. Методология — учение об эффективных способах достижения целей.
В философии речь идет о фундаментальных методах (принципах действия) (например, исторический метод). Философская методология находит продолжение в методологии разных сфер практики.
Чувственно-эстетическая ориентация философии прослеживается в работах С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ф. Шеллинга, М. Хайдеггера, экзистенциалистов, постмодернистов.
В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством, стремлением к возвышенному. В основании философии — мироощущение, но состоит она не из художественных образов, а из философем; это наука, а не искусство. Несмотря на самостоятельность, они дополняют друг друга.
Это выявляет гуманистическую функцию — внимание к человеку.
Человек имеет моральные намерения к практическим действиям, из чего вытекает практическая ориентация философии.
Этика и мораль — представления о добре и зле. Практика — процесс достижения целей. Философия — стремление к истине, совершенству (прекрасному), к идеалам добра. Философия выявляет и вырабатывает смысл человеческих поступков, формирует стратегические цели, одновременно являясь практикой.
Философия: Конспект лекций
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Возникновение философии, ее понятие и основные функции
Возникновение философии и становление ее предмета
Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).
Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.
Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.
По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.
Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней…» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» и т. д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т. п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека — субъекта познания — к миру, объекту, материи.
Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.
Определяя предмет философии как «мир — человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.
Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Основные функции философии
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.
4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.
5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.
6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.
8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.
9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.
10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.
11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.
Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.
Что такое философия: понятие, объект и предмет науки, методы
Приветствую Вас, друзья!
Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.
Что такое философия?
Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира. Если говорить более простым языком, то это любовь к мудрости или «любомудрие», как её ещё иногда называют. О сути этой науки лучше всего говорит её название. Греческое слово φιλοσοφία образовано из слов φιλία (любовь, стремление) и σοφία (мудрость).
Философия всегда была обширной наукой, изучающей всеобщие законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Также она всегда пыталась отвечать на мировоззренческие вопросы. В качестве наиболее очевидных примеров можно привести такие философские вопросы как: «Есть ли Бог?», «Что есть Добро, а что – Зло?», «Возможно ли познать мир?», «Что есть истина?», «Что есть Человек?».
Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.
Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.
Авторство слова φιλοσοφία приписывают Пифагору (но поскольку он не оставил сочинений, первым автором, использовавшим этот термин в своих трудах, стал Гераклит). Интересно, что Пифагор иначе понимал, что такое философия. Он называл этим словом любовь к знаниям вообще. Себя же он называл «философом» как человека, любящего знания и стремящегося к ним, а не как ученого, занимающегося конкретной наукой.
Объект и предмет философии
Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.
Материализм, идеализм и дуализм
Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:
В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.
Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.
Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.
Материализм
В этом мировоззрении полагается, что материя является основой объективной реальности, а идеальное – вторично. Иными словами, материальное – это причина, а идеальное – следствие. С точки зрения материализма, единственной «абсолютной» субстанцией является материя, а все явления идеального мира являются лишь процессами в рамках этой материальной реальности.
Идеализм
В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.
Дуализм
С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.
Структура философии
Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:
Функции философии
Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:
Методы философии
Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:
Философия в системе наук
Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.
Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.
Гносеология, которой свойственны логичность и методичность, может считаться технической дисциплиной. Данный раздел философии содержит больше всего разнообразных схематических диаграмм, графиков и формул – отличительных признаков технических наук. Интересно, что гносеологию иногда называют «технологией мышления».
Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.
Заключение
Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.
А ещё философия – это эффективная школа мышления, которую незаслуженно игнорируют многие молодые люди. Стремясь к знаниям и развитию, они недооценивают потенциал философии. А между тем она способна оказать существенную помощь в формировании мировоззрения и понимании базовых принципов мироустройства. Она не предлагает окончательных ответов и решений, но предоставляет нам инструменты для их поиска.
Конспект на тему что такое философия
Глава 1. Предмет философии
Что такое мировоззрение?
Это представление человека о мире и своем месте в нем.
Исторически первой формой мировоззрения был миф. Мифологическое мировоззрение существовало длительное время, некоторые его проявления можно отметить и в сознании современного человека — это суеверия, астрология, магия, вера в переселение душ и загробную жизнь. По мере развития человеческого общества мировоззрение усложнялось, и появились религиозные представления о мире. Высшей формой мировоззрения считается научное.
Можно выделить еще одну типологию мировоззрения: обыденное, религиозное, научное.
Когда возникла философия?
Общепризнанно, что философия возникла в VI веке до н.э. в Древней Греции.
Время около 500 г. до н.э. — уникальный период не только в греческой, но и во всемирной истории. Немецкий философ К.Ясперс характеризовал его как «осевое время», когда были разработаны основные категории, которые мы используем в процессе нашего мышления и сегодня. Тогда же заложены основы мировых религий. Древнегреческая философия появилась как одно из великих открытий «осевого времени». Вместе с тем она с самого начала обладала качествами, существенно отличавшими ее от других феноменов эпохи. «Философия признается учеными порождением эллинского гения. Действительно, если остальным компонентам греческой культуры можно найти аналогии у других народов Востока, достигших высокого уровня цивилизации раньше греков (верования и религиозные культы, ремесла различной природы, технические возможности разнообразного применения, политические институты, военные организации и т.п.), то, касаясь философии, мы не находим ничего подобного или даже просто похожего» (Дж. Реале, Д. Антисери).
Существовала ли Восточная философия?
Да, но, в отличие от европейской, она существовала в тесной взаимосвязи с религиозными представлениями, поэтому чаще говорят не о философии, а о религиозно-философских концепциях Востока. Особое место в системе восточной философии занимает арабская философия. Благодаря комментариям и переводам, существовавшим у арабов, средневековая Западная Европа познакомилась с трудами Аристотеля.
Какие периоды в истории европейской философии принято выделять?
Традиционно историю европейской философии делят на несколько исторических периодов: Античный, средневековый, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени. Каждый из названных периодов имеет свою внутреннюю классификацию.
Что обозначает термин «философия»?
Термин философия образован из двух греческих слов — филео (любовь) и софия (мудрость). Таким образом, философия означает буквально любовь к мудрости.
Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия выступает как духовно-рационалистическое освоение действительности.
Каково содержание философского знания?
По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный образ реальности, то философия стремиться охватить всю реальность в ее единстве и многообразии. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнее многообразие. Реальность мира как целого — таково содержание философии.
Какую цель ставит перед собой философия?
По своей цели философия есть знание, свободное от практических интересов. Этим она отличается от большей части научных знаний, которые в большинстве случаев направлены на удовлетворение практических нужд человечества. Философская мысль ищет и обосновывает идеалы, формирует мировоззрение людей. Философия удовлетворяет особую потребность человеческого духа — потребность в понимании окружающего мира.
В чем специфика философского познания?
Для философских вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная причинно-следственная взаимосвязь, а смысл, который может быть присущ всему целому. Философия — познание сущего и вечного.
История философии — история того, как развивалось и трансформировалось человеческое мышление, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением.
Что общего между философией и наукой?
Наука и философия близки между собой потому, что в объяснении мира они исходят из рационального, то есть полагаются на разум. Длительное время философия являлась единственной наукой, которая объединяла все существующие научные знания.
Различия между философией и наукой в том, что философские проблемы предельно абстрактны и не имеют конкретного решения.
Философия — это наука или нет?
В связи с развитием научных знаний возник вопрос: является ли философия наукой в строгом смысле этого слова? Существует три точки зрения. Первая: философии не имеет самостоятельного значения, она должна выполнять подчиненную роль по отношению к естественным наукам. Такая позиция наиболее ярко проявилась в неопозитивизме, направлении, которое возникло в 20-30-х гг. XX века. Сторонники данного направления считали, что назначение философии — логически анализировать язык науки. Ученый изучает реальность, а философ-методолог описывает, каким образом ученый познает окружающий мир и поясняет смысл его действий.
Вторая точка зрения: философия — это в полном смысле наука, подобно математике. Философ Э. Гуссерль, основатель феноменологии, писал, что «интересы человеческой культуры требуют образования строго научной философии».
Третья точка зрения: философия решает задачи и выполняет общественные функции, которые принципиально отличаются от задач и функций науки. «Философия — не наука. Она больше чем наука», указывал Ортега-и-Гассет. Речь идет о том, что философ должен знакомиться с достижениями науки, но не ограничиваться простым комментарием к ним. Обобщая достижения науки, философия прибавляет к ним новое знание, которое не могут дать частные науки.
Что общего и в чем различия между философией и религией?
Философия и религия близки, когда рассматриваются нравственные проблемы человека. Но философия основывается на рациональных представлениях, а религия — на вере. Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, что для религии большое значение имеет культ, то есть система обрядов, ритуалов и таинств. В философии этого нет.
Если сравнивать содержательную сторону религии и философии, существует несколько подходов, первый из которых: между теологией и философией существует некое единство. Наиболее ярко это представлено в античной философии. Античные философы в большинстве случаев строили самостоятельную религиозно-философскую систему. Это были рациональные системы, стремящиеся обосновать абстрактные понятия, такие, как Космос, Ум, Бог. Религиозные мифы в трудах античных философов служат разъясняющими иллюстрациями к теоретическим размышлениям (это особенно характерно для Платона).
Второй подход: взаимоотношения философии с теологией складывались в средние века, когда философия существовала «под знаком веры». Истины Божественного откровения считались незыблемыми. На их основе развивается философское знание, более всеохватывающее и более абстрактное по сравнению с теологией.
Третий подход: философское знание направлено на обнаружение таких универсальных характеристик бытия, которые не зависят от религиозных представлений. Философия не создает своего Бога и не отвергает религиозные догматы. «Сферы влияния» разделены: философия занимается вопросами реального мира, религия — верой.
Четвертый подход: философия и религия непримиримы. Философы этого направления рассматривают религию как одно из заблуждений человечества. Это наиболее ярко проявилось в советской философии.
В современном обществе присутствуют все четыре представления о взаимоотношении между философией и религией. Для благополучия и процветания современного мира крайне важно наладить диалог между людьми верующими и неверующими, между различными религиозными конфессиями. В решении этой задачи важная роль принадлежит философии.
Какие функции философия выполняет в обществе?
Философия как система знаний и вид духовной деятельности выполняет ряд функций. Важнейшими из них: мировоззренческая, методологическая, познавательная и социально-коммуникативная. Философия формирует мировоззрение человека, способствует тому, что он рационалистически познает мир.
Какие методы используются в философии?
Главный метод философии — философская рефлексия, то есть логические размышления, обобщенно рассматривающие проблемы бытия. Метафизический метод рассматривает вещи как постоянные сущности с определенными свойствами. Диалектический метод рассматривает вещи как определенные состояния, постоянно изменяющиеся во времени и пространстве.
Какова структура философского знания?
Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные разделы, различающиеся своей тематикой. Основными разделами философского знания являются следующие:
1. Философская онтология, или учение о бытии.
2. Гносеология, или учение о познании.
3. История философии.
5. Эстетика, или учение о красоте, о смысле и предназначении искусства.
6. Этика, или учение о морали и нравственности.
7. Философия истории.
8. Социальная философия.
9. Философская антропология, или учение о человеке.
Какие проблемы рассматривает философия?
Главные вопросы онтологии: что существует подлинно, а что является иллюзией? Что лежит в основе мироздания? Философия ищет предельные основания бытия, онтология стремится создать картину мира, которая бы выявила его сущность.
Гносеология рассматривает процесс познания. Она ставит вопросы: Как человек познает мир? Что такое истина в познании? Каковы этапы познания?
В философии разделяют чувственный и рациональный этап познания. На чувственном этапе человек использует свои органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Чувственное познание подразделяется на три формы: ощущение, восприятие, представление.
Рациональное познание опирается на рационально-логическое мышление. Оно подразделяется на понятия, суждения, умозаключения.
Этика решает нравственные проблемы. Она ставит такие вопросы, как природа зла, соотношение добра и зла, свобода и свободная воля человека, добродетели, пороки, счастье и справедливость, природа морали, ее происхождение и функции.
Эстетика рассматривает соотношение прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического.
Антропология изучает человека. В центре внимания стоят универсальные характеристики человека. Философия рассматривает человека как особый род существа, отличный от окружающего мира. Философская антропология исследует проблемы человеческого бытия, анализирует повседневный мир человека.