Конспект финансовая грамотность 8 класс деньги что это такое

Урок финансовой грамотности 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Дмитрова

(МОУ средняя общеобразовательная школа № 4 г. Дмитрова)

141800, Московская область, г. Дмитров, микрорайон Махалина, д. 15 тел./факс 4-04-40

Конкурс методических материалов

«Уроки финансовой грамотности»

Сценарий урока по финансовой грамотности:

Учитель истории и обществознания

Фёдорова Софья Анатольевна

познакомить учащихся с историей денег, видами денег, денежной системой, банками как основными учреждениями, работающими с деньгами;

развить навыки анализа и обобщения, работы с разными источниками информации.

задуматься о том, как следует относиться к деньгам для извлечения полезных свойств.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УРОКА:

учебники, рабочие тетради, изображения денежных единиц народов мира.

деньги, бартер, валюта, конвертируемость валюты, золотой стандарт, инфляция, дефицит бюджета, эмиссия, стагфляция, девальвация, банк, инвестиции, банковская система, центральный банк, страхование, страховая услуга, страховщик, страховой

акт, страховой полис (страховое свидетельство).

Деньги – это то, посредством чего мы приобретаем необходимые нам товары и услуги.

Бартер – процедура, при которой осуществляется натуральный товарообмен (одна вещь меняется на другую без денежной оплаты); торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар».

Валюта – денежная система государства, а также денежные единицы этой системы; иностранные деньги.

Конвертируемость валюты – свободный обмен денежных единиц страны на валюту других стран и на международно признанные платежные средства.

Золотой стандарт – порядок, согласно которому в развитых странах бумажные деньги обмениваются на металлические в соответствии с заявленным курсом.

Инфляция – избыток денежной массы по отношению к стоимости товаров и услуг.

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Эмиссия – выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах. Эмиссия денег означает не только печатание денежных знаков, но и увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении.

Стагфляция – состояние экономики, характеризующееся застоем (низкими темпами экономического роста), ростом инфляции, увеличением безработицы. Девальвация – акция центрального банка, снижение курса национальной валюты по отношению к

твердым валютам, международным счетным единицам; уменьшение реального золотого содержания денежной единицы.

Банк – финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу.

Инвестиции – долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом в целях получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические про-

граммы, инновационные проекты.

Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-

Центральный банк – главный государственный банк страны, основное звено денежно-кредитной системы государства; наделен особыми функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков.

Страхование – система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда, из средств которого производится возмещение ущерба и выплата иных денежных сумм в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, наступления других событий.

Страховая услуга – трудовая целесообразная деятельность аппарата страховой компании и страховых посредников, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем страховые интересы клиентуры (страхователей).

Страховщик – юридическое лицо, специально созданное для осуществления страховой деятельности и получившее в установленном порядке государственную лицензию на осуществление страховой деятельности.

Страховой акт – документ или группа документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт, обстоятельства и практику страхового случая.

Страховой полис (страховое свидетельство) – документ установленного образца, выдаваемый страховщиком в удостоверение заключенного договора страхования и содержащий его основные условия.

4. Банки и банковская система России.

Показ учащимся изображений необычных денег народов мира (от древности до современности).

Что объединяет все эти изображения?

Ответ на вопрос потребует от учащихся знаний по истории. После того как прозвучит правильный ответ («Это денежные единицы разных народов мира»), можно сказать, что именно деньги станут предметом изучения на этом уроке

Активность учащихся в обсуждении

1.Анализ стихотворного отрывка И. Бродского:

Деньги прячутся в сейфах, в банках,

В чулках, в полу, в потолочных балках,

В несгораемых кассах, в почтовых бланках.

Наводняют собою природу!

Шумят пачки новеньких ассигнаций,

Словно вершины берез, акаций!

О каких свойствах денег упоминается в данном стихотворении?

2.Отношение к деньгам бывает разным, но все мы в них нуждаемся. Проанализируйте с этой точки зрения отрывок из романа Э.С. Гарднера «Дело о сонном моските»:

«– …Месторождение было богатым, и Солти продал свою долю синдикату, получив за нее пятьдесят тысяч долларов. Через несколько месяцев у него не было ни цента, и однажды утром он проснулся банкротом.

– О! – сочувственно воскликнула Делла. Серые глаза Кларка весело заблестели. Он по-

– Он поступил более чем разумно. Я должен последовать его примеру. Мейсон хмыкнул.

– Понимаете, – продолжил Кларк, – у нас извращенное представление о деньгах. Деньги ничего не стоят, они нужны только для того, чтобы купить что-нибудь. Но даже на них не купить жизнь лучшую, чем у старателя. Подсознательно каждый настоящий старатель понимает это. Именно поэтому многие из нас стараются избавиться от денег как можно быстрее. Я же слишком прикипел к ним – и тем совершил ошибку».

Для чего нужны деньги?

Почему люди по-разному к ним относятся?

Откуда вообще появились деньги?

Собственная позиция учащихся по поводу различных взглядов на деньги

Изучение нового материала

1. О том, как раньше осуществлялся обмен, учащиеся знают из курса истории. Они могут сами назвать бартер,

появление некоего универсального обменного средства,

наиболее ценного для каждого народа, затем переход на

такой всеобщий эквивалент как драгоценные металлы.

Учащиеся перечисляют достоинства серебра

и золота, благодаря которым эти металлы стали всеобщим универсальным средством обмена.

Функции денег на примерах в виде таблицы:

Расставить в таблице функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа

2. Учащимся хорошо известны виды денег и другие

платежные средства (монеты, банкноты, пластиковые

карты, электронные деньги). Их достоинства и недостатки можно отметить с помощью задания, выполняемого в тетради:

Источник

План-конспект занятия «История возникновения денег», 8 класс

8 класс «Основы финансовой грамотности»

Обучающие : закрепить материал по изученной теме в игровой форме.

Развивающие : Развивать способность быстро реагировать, отвечать на поставленные вопросы, коммуникативные способности, применять полученные ранее знания на практике.

Воспитательные : Воспитывать информационную культуру учащихся; умение работать в команде.

Оборудование и материалы: карточки, листы самооценки, презентация.

2.Постановка цели урока

3. Работа по теме урока

Формирование команд, повторение правил работы в команде, выбор капитана.

1.Задание 1-ой команде:

Он в Америке родился,

С тех пор пол миру гуляет,

Везде цену себе знает.

С ним торгуют, управляют…

Как его все называют? (Доллар)

2.Задание 2-ой команде:

Чтоб продукты потреблять,

В платьях модных щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Нужно всё это …(купить)

3.Задание 3-ей команде:

Угадай, как то зовётся,

Что за деньги продаётся.

Это не чудесный дар,

4.Задание 1-ой команде:

Та сумма, что заплатит покупатель,

Та сумма, что устроит продавца;

Как мера для обмена всех товаров,

На рынке называется…(цена)

2.Вопросы на смекалку

Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.

Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки

Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.

Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.

Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу)

Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.

Ответ: Талант – крупная денежная единица в античном мире. Пословица основана на знаменитой басне Эзопа о нерадивом рабе, который зарыл доверенный ему хозяином талант в землю и не принес никакой прибыли.

Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы – одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени

10. Дайте название денег, которые имели хождение в России за все время её существования.

3. Конкурс капитанов

Пантомимой передать содержание поговорок
1. Деньги не пахнут.

2. Денег куры не клюют.

3. Копейка рубль бережет.

4. Деньги ваши, стали наши.

5. Без копейки рубля нет.

Учащиеся в произвольном порядке раздаются карточки, на которых есть какие-то утверждения или вопросы, на других – ответы. Учащиеся надо подобрать себе пару, чтобы на заданный вопрос был подобран правильный ответ. Учащиеся свободно передвигаются по кабинету с целью поиска себе нужной пары. Время 4-5 минут

Иена – это денежная единица страны

Прямой товарообмен без участия денег

Общее название ордынских денег на Руси

Человек, который хорошо разбирался в монетах всех стран, знал пропорции обмена одной монеты на другую

Человек, который подделывал монеты или снижал содержание в них драгоценных металлов

. Ввозимые в Россию из австрийских владений серебряные монеты

Название денежной единицы, в название которой входит единица веса

Национальная денежная единица в России появилась

во времена царствования Ивана III

Первые бумажные деньги в России появились

во времена царствования Екатерины II

В этой стране в XVII веке губернатор приказал использовать игральные карты с его подписью в качестве денег

Одалживание денег – грех, который нельзя отмолить (автор)

Ведение меценатской деятельности как замаливание греха в средневековой Италии (знаменитое семейство)

Страна, которая первой в мире стала печатать бумажные деньги

Как называется коллекционирование монет

Обесценивание бумажных денег, которое сопровождается ростом цен на товары

Как называется коллекционирование банкнот

Откуда появилось слово «монета», рубль, копейка?

Богиня Юнона имела второе имя. Какое?

Серебряную гривну делили на части и получилось название денежной единицы

Мелкие серебряные монетки с небольшой массой, на аверсе которых был изображен всадник с копьём

Лицевая сторона монеты

Оборотая сторона монеты

Для чего на ребре монеты стали делать насечку

Люди часто обрезали монеты

5. Конкурс любителей русской словесности

Подобрать к данному определению подходящее по смыслу существительное, прилагательное или глагол:

1. Бережно расходовать (экономить).

2. Бережливый, действующий с расчётом (расчётливый).

3. Чрезмерно бережливый, до жадности; избегающий расходов (скупой).

4. Человек, который безрассудно тратит (транжира).

5. Открытое похищение чужого имущества (грабёж).

6. Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг (реклама).

Заполнение листов самооценки.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Занятие по теме «Финансовая грамотность. Деньги- что это такое» 8-9 класс

Пенкина Людмила Николаевна учитель технологии, черчения, изо

МБОУ СОШ р.п. Многовершинный Николаевский район Хабаровский край

Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е

Финансовая грамотность 8-9 класс

Занятие 1. Деньги: что это такое

1.1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАНЯТИЯ

Товарные и символические деньги

Частные и государственные деньги

Денежная масса и её структура

– различать виды денег (наличные и безналичные);

– пользоваться дебетовой картой

– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики

– материалы для учащихся (занятие 1)

– компьютер с выходом в Интернет

1. Обсуждение базовых понятий

Беседа с учащимися, в ходе которой объясняется суть основных понятий изучаемой темы.

1. Обсуждение практической проблемы, предложенной в начале занятия: «Что делать в такой ситуации».

Учитель даёт возможность учащимся высказать свои предположения

о том, что можно делать в описанной ситуации. Если учащиеся формулируют приблизительно правильные ответы (говорят, что можно обменять деньги в банке), то учитель спрашивает, почему это можно сделать, подводит их к пониманию необходимости изучения самого понятия «деньги», их видов и обсуждению различия современных (символических) и первых (товарных) денег. В результате лекции беседы учащиеся должны овладеть основными понятиями и прийти к пониманию сути денег и денежного обращения.

Деньги — это общепризнанное средство платежа, которое безусловно принимается к оплате при совершении любых сделок купли- продажи, любых платёжных операций, служит в качестве средства образования и накопления сбережений.

Деньги в экономике исполняют три основные функции :

1. Средство обращения (средство содействия обмену)

2. Средство измерения (учёта)

3. Средство сбережения и накопления богатств

Первый вид денег — товарные деньги — товар, выполняющий функции денег.

На смену товарным деньгам в результате длительной эволюции

пришли символические деньги (средство платежа, чья стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки их изготовления или ценность при использовании на иные цели).

Символические деньги могли быть эмитированы ( эмиссия денег — это их выпуск) как частными лицами, например банками, так и государством. Таким образом, существовали частные и государственные деньги.

Современная модель выпуска денег — выпуск, т. е. эмиссия, бумажных денег разрешается только центральным банком государства.

Центральный банк — это главный банк государства, осуществляющий эмиссию денег, обеспечивающий стабильность функционирования банковской и денежной систем.

В ХХ в. с развитием технологий стали использоваться банковские карты.

Новое явление — электронные деньги. Электронные деньги не персонифицированы, т. е. на них нет имени и фамилии владельца.

2. Учитель организует обсуждение, направленное на решение проблемы (что делать, если деньги были испорчены). В ходе обсуждения важно научить учащихся находить способ решения практической проблемы, опираясь на полученные в ходе лекции-беседы знания.

Учащиеся должны сформулировать ответ примерно так: если деньги потрепал пёс, нужно их заменить: прийти в любой банк (но должно сохраниться не менее 55% площади купюры) и обменять купюры на новые. Это можно сделать, так как современные деньги символические и сама банкнота не имеет ценности, а её ценность обеспечена ответственностью государства в лице центрального банка.

2. Формирование умения различать виды денеги пользоваться дебетовой картой

1. Учитель организует выполнение заданий, предложенных в материалах для учащихся под заголовком «Потренируемся».

Также он может актуализировать имеющиеся знания учащихся о том, где, когда и какие деньги удобно использовать. Цель данного шага — научить различать виды денег и сформировать понимание, где и в каких ситуациях удобнее использовать именно эти деньги.

2. Чтобы научить пользоваться дебетовой картой, можно показать детям документальный фильм об этом (учитель может заранее найти его в Интернете). В ходе обсуждения фильма учащиеся должны усвоить несколько действий:

– вставить карту в банкомат;

– выбрать в меню необходимую операцию (если ошиблись, вернуться на главную страницу);

– внимательно ввести сумму (для снятия или внесения, оплаты телефона или других платежей);

– подтвердить выполнение операции;

– завершить выполнение операции;

Должны быть обсуждены важные правила:

– не хранить пин-код и карту вместе;

– не забывать карту в банкомате и других местах;

– если у вас украли карту или вы её потеряли, заблокировать карту;

– хранить чеки до подтверждения операций (а лучше какой-то длительный срок);

– при возникновении проблем обращаться в банк (по телефону или лично).

3. Обсуждение домашнего задания

1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.

2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.

3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).

4. Организация дискуссионного клуба

Если время позволяет, организовать дискуссионный клуб и обсудить одну из проблемных тем:

• Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных) денег?

• Чем сегодня обеспечены деньги?

• Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги?

• Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться?

4.1. Объяснение правил дискуссии

Учитель объясняет, как нужно вести себя в ходе дискуссии, как обращаться к собеседнику, как отстаивать свою позицию.

4.2. Проведение дискуссии

Учитель выступает в качестве организатора коммуникации между учениками. Его задача заключается в том, чтобы научить учащихся культурной дискуссии. Поэтому учитель поддерживает дисциплину, показывает, как отстаивать свою позицию, закрепляет удачные дискуссионные моменты. ЗАНЯТИЕ 1

4.3. Проведение рефлексии

Учитель организует рефлексию с целью закрепления способа культурной дискуссии, задавая вопросы: что делали? что получилось? что не получилось? почему? В результате рефлексии необходимо подвести учащихся к тому, как «правильно» проводить дискуссию, отстаивать своё мнение, слушать собеседника, генерировать собственные мысли.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Как зарождались и развивались деньги и денежные отношения

Занявшись ещё в глубокой древности обменом, люди поняли, что дело это сколь полезное, столь же и трудное. Ведь организовать даже прямой обмен одного блага на другое — бартер — весьма непросто. Для этого надо найти того, кто готов отдать (уплатить) за принадлежащее тебе благо другое благо — то, которое нужно тебе самому. В старину по-

добный обмен называли взаимством: само слово напоминало о необходимости найти партнёра по обмену, взаимно заинтересованного именно в том благе, которое предлагаешь к обмену ты сам.

Например, женщина имеет глиняные горшки, которые она хотела бы обменять на ткань для платья. Человек, у которого есть такая ткань, не нуждается в глиняном горшке. Он хотел бы получить поросёнка. Однако торговец поросятами не заинтересован ни в ткани, ни в глиняном горшке. Он хотел бы новое колесо для повозки. Таким образом, ни у кого

обмен не состоялся и все недовольны.

Рассмотренная ситуация была типична до того времени, пока люди не придумали деньги, т. е. договорились вести обмен с помощью товаров-посредников. Поначалу в роли таких посредников выступали те или иные блага. Это были предметы, которые ценились всеми и за право обладания которыми люди были готовы расплатиться любыми другими благами. А поскольку вкусы и обычаи у всех народов различны, то разнообразны были и товарные (вещные) деньги. На ранних этапах развития человеческого общества наиболее типичными предметами, игравшими роль всеобщего эквивалента, были скот, меха, зерно, соль, морские раковины, зубы акулы, пластинки из черепах и т. д. Каждый народ, как правило, имел собственные деньги. Так, население, занимавшееся земледелием, использовало в качестве денег зерно, те, кто был связан со скотоводством, — скот, а те кто занимался промыслом в лесах, — меха. Древнейшим денежным товаром у восточных славян, как и у многих других народов, ещё до формирования полноценной государственности был скот.

В России товарными деньгами в старину чаще всего служили меха — благо, нужное при суровом климате абсолютно всем, но не всем доступное. Такие «меховые» деньги в старину назывались кунами — от меха куницы. Кроме того, в том же качестве использовались и кожи. «Меховые» и «кожаные» деньги были в обращении ещё во

времена Петра I. Деньги стали как бы «общим знаменателем» для сложных пропорций обмена. Люди теперь должны были найти покупателя с деньгами и суметь продать ему свой товар. Если же это удалось сделать и деньги на руках, то проблема получения нужных тебе самому благ решается куда проще — лишь бы на покупку хватило.

В процессе развития обмена определились свойства, которыми должны были обладать вещные деньги, чтобы быть деньгами: делимость, прочность, износоустойчивость, узнаваемость, способность к длительному хранению, высокая стоимость, редкость. Совокупность перечисленных свойств и создаёт из товаров, обладающих ими, деньги.

Такими товарами в результате длительной эволюции стали металлы. На смену вещным денежным знакам пришли металлические деньги. Слово «монета» происходит от названия римского храма Юноны- Монеты, в котором помещался во времена Римской республики монетный двор. Начали чеканить монеты лидийцы примерно в первой четверти VII в. до н. э. Затем из Лидии они распространились в Грецию. Весовое содержание первых монет совпадало с отчеканенным на них номиналом, поэтому наименование весовой единицы повторялось в названии денежной — гривна, фунт.

Е 1 В Киевской Руси с XI в. в обращении были киевские гривны шестиугольной формы весом около 140—160 г, служившие единицей платежа и средством накопления до монголо- татарского нашествия. В XIII в. наряду с гривной стали употреблять слово «рубль». Русский историк И. К. Кондратьев в кн. «Седая старина Москвы» (1893) указывает: «Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими

их вес. Каждая гривна разделялась на четыре части; название же “рубль”

произошло от слова “рубить”, потому что прут серебра в гривну весом разрубался на четыре части, которые и назывались рублями».

Чеканкой монет занималось только государство, однако оно же начало их портить. Главная причина уменьшения содержания благородных металлов в монетах правительством финансовая. При том же количестве, например, серебра или золота можно было выпустить больше монет, и казалось, что это может решить государственные проблемы — оплата чиновников, наёмных войск, другие государственные траты. Приведём следующие цифры: серебряный динарий при Августе (последняя четверть I

в. до н.э. — начало I в. н.э.) весил 3,89 г и содержал практически чистое серебро. При Нероне (середина I в. н. э., т. е. примерно через 35 лет) его вес снизился до 3,41 г и в нём появилось 15% примесей (лигатуры). Ко второй половине III в. содержание серебра составляло всего 2 % и монету стали просто серебрить. «Золотые» монеты в этот период содержали 82,7 % меди, 16 % серебра и лишь 1,3 % золота. Сначала правители, портившие монеты, не понимали, что если товаров остаётся столько же, а монет становится больше, то это приводит к тому, что растут цены, т. е. к инфляции. Приведём только один исторический пример. Царь Алексей Михайлович, отец Петра Великого, остро нуждаясь в

деньгах для ведения войн с Польшей и Швецией, решил поправить дело.

Он обязал чеканить целые рубли из иностранных серебряных монет, «йохимсталеров». В народе их называли ефимками и ценились они до этого в 42 к. К тому же царь пустил в обращение медные полтинники.

Наибольшее значение в денежном обращении на Руси имели новгородские гривны,

известные сперва на северо-западных русских землях, а с середины XIII в. — на всей

территории Древнерусского государства. Это были длинные серебряные палочки весом

Полтинник – полрубля, 50 к.

Первыми бумажные деньги изобрели китайцы. Бумажные деньги называли летающими деньгами. Торговцы оставляли тяжёлые железные монеты у купцов и взамен брали расписки, приезжая в другой город, они обменивали эти расписки обратно на железные деньги. Это обусловливалось прежде всего тем, что бумага была намного легче в транспортировке, и тем, что можно было не опасаться разбойников, которые на эти расписки не могли ничего приобрести, так как в большие города, где можно было

обменять эти расписки, для них вход был закрыт. Это продолжалось в течение IX—X вв., пока в XI в. функцию по печатанию расписок-квитанций не взяло на себя государство, запретив купцам делать это. Однако китайские правители попали в ту же ловушку, что и римские императоры, занимавшиеся порчей монет. Соблазн выпуска всё большего и большего количества бумажных денег привёл к тому, что началась страшнейшая инфляция: бумажные деньги превратились в простые бумажки, на которые ничего

нельзя было купить. В результате китайским императорам пришлось отказаться от использования бумажных денег и вернуться к металлическим. Но это произошло значительно позже, так как в XIII в. о «летающих деньгах» писал великий путешественник Марко Поло, бывший в то время в Китае. В Европе аналогом бумажных денег были расписки, которые получали рыцари ордена тамплиеров, отдавая на хранение ордену свои

средства, когда отправлялись в Крестовые походы. В любой стране, где было отделение ордена, а орден имел очень разветвлённую сеть, такой рыцарь мог прийти, предъявить бумагу и получить указанное в ней количество золота. После того как в начале XIV в. орден тамплиеров был разгромлен королём Филиппом IV, который, кстати, за активную порчу монет, с тем чтобы поправить финансовое положение Франции, был

прозван Фальшивомонетчиком, о бумажных деньгах надолго забыли и они не получили особого распространения вплоть до XVIII в.

В начале XX в. практически все основные мировые валюты были свободно конвертируемы в золото. Биржевой крах 1929 г. в США, последовавшая за ним Великая депрессия, затем Вторая мировая война привели к тому, что начиная с 1933 г. США, а за ними и европейские страны отказались от золотого стандарта. Сейчас ни одна мировая валюта свободно на золото не обменивается. АНЯТИЕ 1

ХХ век породил новые виды взаимодействия между покупателем, продавцом и банком. После того как появились телефонная и телеграфная связь, соединившая в одну информационную сеть крупные торговые точки и банки, а потом компьютеры и Интернет, появилась возможность при покупках вообще обходиться без наличности, снимая деньги непосредственно со своего банковского счёта. Для того чтобы расплачиваться

в магазине, кафе, за услуги через Интернет, используют банковские карты. На пластиковой карте содержится информация о банковском счёте. Когда нужно осуществить платёж, происходит «диалог» между магазином, рестораном, железнодорожной кассой и твоим банковским счётом, который уменьшается на величину сделанной покупки. По мере развития компьютеризации даже самые небольшие ма-

газины стали принимать к оплате пластиковые банковские карты. Тогда человек получил возможность жить без наличных, причём не только в своей стране, но и переезжая из страны в страну. Наиболее широко распространённые сегодня в мире типы банковских карт — VISA и MasterCard. Их выпуск осуществляют банки, объединённые в международные платёжные союзы. Именно это и позволяет переезжать из страны в стра-

ну без наличных денег и либо получать эти наличные в банкоматах, либо вообще платить международными картами везде, где это необходимо. Прогресс не стоит на месте. Теперь, сидя у себя дома, человек может управлять своим банковским счётом, осуществлять необходимые платежи, переводы. Такая операция называется интернет-банкингом.

Новое явление — электронные деньги. Часто их путают с банковскими картами или с интернет-банкингом. На самом деле это продукт похожий, но не совсем идентичный. По виду это может быть карточка, которую покупают за наличные или расплачиваясь банковской картой. Дальше этой карточкой можно расплачиваться за мелкие покупки в магазине, на бензоколонке, в транспорте, в Интернете. Для этого нужны специальные платёжные терминалы, позволяющие расплачиваться электронными деньгами. Электронные деньги не персонифицированы, т. е. на таких карточках нет имени и фамилии их владельца. В этом смысле электронные деньги похожи на наличные, только они удобнее. Процесс платежа электронными деньгами осуществляется быстро, не возникает очередей, не надо выдавать сдачу, деньги переходят от плательщика к

получателю быстро. Однако использовать электронные деньги, так же как и банковские карты, далеко не безопасно. Появилось много мошенников, которые придумывают всё новые и новые способы украсть деньги с электронных носителей. Поэтому говорить о том, что пластиковые карты и электронные деньги полностью защищены от воров, пока ещё рано.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *