Конфуций считал что воспитанного человека легко узнать
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 22
ЧЕМУ УЧИЛ КИТАЙСКИЙ МУДРЕЦ КОНФУЦИЙ
Объясните значение слов
1. Какие религиозные верования были у китайцев? Каким было их отношение к предкам?
Китайцы, как и многие другие народы верили в сверхъестественных существ: в богов, духов, чудовищ и драконов. Вообще религиозные верования древнего Китая отличалась большим своеобразием. Если религии Древнего Египта и Древней Греции были мифологичны, а боги были героями мифов, то китайцы фактически не имели своей мифологии — ее место заняли исторические легенды о мудрых правителях.
Жрецов в буквальном смысле этого слова в религии древнего Китая тоже не существовало, точно так же, как не было персонифицированных богов и храмов в их честь. Жреческие функции выполнялись обычно государственными чиновниками, а роли высших божеств выполняли умершие предки шан-ди и различного рода духи, олицетворяющие силы природы.
Религиозные идеи обладали высокой степенью философской абстракции. Так, с глубокой древности китайцы имели представление о некоем Высшем Начале, которое называлось Тянь (Небо) или Шан-Ди (Господь), но воспринимали они его отстранено — как верховную всеобщность, холодную и строгую. Ее нельзя было любить, с ней нельзя было слиться, ей невозможно было подражать, как и не было смысла ею восхищаться.
Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных, то есть является высшим олицетворением разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Император назывался «сыном Неба» и находился под его особым покровительством. Однако он мог править Поднебесной лишь до тех пор, пока сохранял добродетель. Теряя ее, он терял и право на власть. Культ Неба стал главным в Китае, причем отправлять его мог лишь сам сын Неба.
Еще одним древнейшим принципом религии древнего Китая было деление всего сущего на два начала — инь и ян. Каждое из этих понятий было многозначно, но в первую очередь ян олицетворяло мужское начало, а инь – женское.
Оба начала были тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействовали, причем результатом этого взаимодействия была вся видимая Вселенная.
2. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Как выглядели китайские книги?
Китайская письменность построена на похожих с египетской принципах. Иероглифы символизируют определенные понятия и изначально были похожи на рисунки, показывающие эти понятия. С развитием языка наблюдается унификация и упрощение иероглифов, а также появление составных иероглифов, одна часть которых являлась детерминантой, показывающей, как нужно читать этот иероглиф. Каждому иероглифу соответствовало определенное звучание. Поскольку большинство слов в китайском языке односложные, их общее количество, по понятным причинам ограничено. Следовательно для формирования более сложного понятия использовались составные иероглифы, которые со временем стали самостоятельным иероглифом. В отличие от древнеегипетской письменности в китайской письменности насчитывалось несколько десятков тысяч иероглифов, хотя сегодня, человек, знающий 3 тысячи иероглифов, может спокойно читать газеты и журналы.
Поработайте с картой (обратитесь к карте в атласе или Интернете).
Найдите и определите местоположение Китая, его главных рек.
Китай расположен на востоке Евразийского континента в Восточной Азии. Он занимает обширную территорию, омываемую морями Тихого океана — Желтым и Восточно-Китайским морями с востока и Южно-Китайским морем с юга. Древнейшее государство в Китае во втором тысячелетии до нашей эры занимало территорию Великой Китайской равнины, расположенной между двумя главными реками Китая — Хуанхэ и Янцзы. Эти реки берут свое начало в горах Тибета и несут свои воды на восток в Тихий океан. Границы первого объединенного государства Китай при Цинь Шихуане (III век до н.э.) обозначены розовой линией.
Поработайте с датами
Конфуций и Будда жили в разных странах, но примерно в одно время: за пять веков до н. э. Подсчитайте, сколько приблизительно лет назад жили эти мудрецы.
Конфуций и Будда жили примерно 2,5 тысячи лет назад.
Прав ли был применительно к нашему времени Конфуций, считавший, что воспитанного человека легко узнать по его поведению.
Не думаю, что сегодня можно легко узнать воспитанного человека по его поведению. Общепринятые нормы поведения легко заучить, но это не будет говорить о воспитанности человека в целом. Только длительное наблюдение может позволить понять, действует так человек, исходя из общепринятых норм, или опираясь на внутреннее понимание этих норм. Другими словами, человека «встречают по одёжке, а провожают по уму».
Познакомьтесь с документом «Из высказываний Конфуция»
Ответьте, кого китайский мудрец считал благородным, то есть достойным, человеком. Согласны ли вы с Конфуцием?
Благородным Конфуций считал человека, который стремится не к выгоде, а к справедливости, лишен тревоги и боязни, потому что знает, что сам он чист душой. Эта чистота души определяла отношение человека к богатству и нищете, окружающему миру и мнению других людей. Я считаю, что Конфуций был прав, построив такую систему оценки человеческой добродетели.
Издание: 2020 г.
Оглавление
Задание №77. Ответьте на вопросы.
Представьте себе, что один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
— Если бы ты только знал, — рассказывал он приятелю, — какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть.
Приятель принял эти слова за шутку:
— Ну какой же ты выдумщик и враль!
— Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани. Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного мёда!
— Враньё. На свете нет ничего слаще пчелиного мёда!
Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?
Задание №78. Заполните контурную карту (с. 60) «Индия и Китай в древности».
1. Напишите названия двух главных рек Индии.
2. Обозначьте Гималайские горы и напишите на карте их название.
3. Обозначьте значком □ места древнейших городов Индии.
4. Закрасьте кружочек, обозначающий место первой проповеди Будды, и напишите его название.
5. Обведите границы крупнейшего государства в Индии в III (3-м) веке до н. э.
6. Напишите названия двух главных рек Китая.
7. Обведите границы древнейшего государства в Китае во II (2-м) тысячелетии до н. э.
8. Обведите границы китайского государства при Цинь Шихуане в III (3-м) веке до н. э.
9. Проведите пунктиром примерный маршрут Великого шёлкового пути.
10. На карте найдите обозначение стены в Восточной Азии, которая тянется на тысячи километров. Напишите её название.
Задание №79. Впишите недостающие слова.
Задание №80. Ответьте на вопросы.
В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осёл и мул (помесь осла с лошадью) — эти семь считаются домашними животными».
Почему человек назван домашним животным? О каких людях может идти речь? Какие товары при продаже назывались «четвероногими», а какие — «двуногими»?
Задание №81. Разгадайте кроссворд «В Древней Индии».
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтёте имя знаменитого индийского мудреца, основателя религии.
По вертикали:
1. Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела.
3. Большая река, в долине которой возникли древнейшие в Индии города.
4. Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга.
5. Царь, объединивший под своей властью почти все индийские царства в III (3-м) веке до н. э.
Задание №82. Разгадайте кроссворд «В Древнем Китае».
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтёте имя знаменитого китайского мудреца.
По вертикали:
1. Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам.
2. Изобретённый в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далёких путешествиях.
3. Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство.
4. То, что учтивый китаец снимал с ног при входе в дом.
5. Материал для письма, изобретённый в Китае.
6. Одна из двух главных рек Китая.
7. Одно из китайских государств, правитель которого объединил весь Китай под своей властью (221 год до н. э.).
8. Изобретённый в Китае напиток, снимающий усталость.
Задание № 83. Ответьте на вопросы.
Представьте себе, что некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство:
— Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет да и запах имеет странный.
— Лекарство редко бывает приятным на вкус, — убеждает врач, — но оно вернёт тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: попомни мои слова, за этим питьём большое будущее!
Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всём мире.
Пробовали ли вы этот настой? Как он называется? Каковы его целебные свойства?
Задание №84. Впишите недостающие слова.
Задание №85. Выполните задание и ответьте на вопросы.
Подумайте, так ли правил властитель Китая Цинь Шихуан, как учил мудрец Конфуций.
1. Конфуций советовал правителям не мучить людей суровыми наказаниями. Следовал ли Цинь Шихуан этому совету? Наказывал ли он за незначительные проступки? Поясните свой ответ.
2. Конфуций считал бесчеловечным казнить кого-либо. Применял ли смертную казнь Цинь Шихуан? Как поступал он с теми, чьё преступление казалось ему серьёзным?
3. Как Цинь Шихуан поступил с почитателями учения Конфуция? Предположите, почему он так сделал.
4. Конфуций полагал, что подданные должны уважать правителя как отца. Могло ли население Китая уважать такого правителя, каким был Цинь Шихуан? Поясните свою мысль.
Задание №86. Разгадайте кроссворд, вспомнив высказывания китайского мудреца Конфуция. Если вы забыли эти высказывания, найдите их в учебнике (§ 22).
Определите, какие слова пропущены в каждом из приведённых ниже высказываний Конфуция. Впишите эти слова в клетки кроссворда в том же числе и падеже, в каких они должны стоять в тексте.
По горизонтали:
8. Учтивый китаец перед входом в дом снимает туфли и идёт босиком.
По вертикали:
1. Конфуций считал, что «воспитанного человека легко узнать по его поведению ».
5. Конфуций советовал правителям «относиться к подданным как к своим детям ».
Проверьте себя.
1. Ответьте на вопросы.
2. В каких древних странах было сделано каждое из перечисленных ниже изобретений?
3. Ответьте на вопросы.
На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-английски бумага — «пЭйпер», по-французски — «папьЕ», по-немецки — «папИр». Повидимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.
Что это за слово? Какая страна является родиной первого материала для письма? Как его изготавливали?
4. Заполните «линию времени».
Отметьте на «линии времени» в хронологической последовательности: 1) примерное время возведения пирамиды Хеопса; 2) примерное время начала строительства Великой Китайской стены (ответом на это задание служит год объединения Китая под властью «Первого властелина Цинь»).
5. Ответьте на вопросы.
В древнем предании рассказывается, что изобретателями прозрачного стекла были финикийцы.
Легенда гласит, что однажды финикийский торговый корабль, который вёз груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода, расплавившись, смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Застыв, эта жидкость стала стеклом. Так финикийцы поняли, что стекло можно сварить из соды, песка и ракушек (извести).
Учёные считают изобретение стекла важнейшим в истории человечества.
Правы ли учёные? Представим себе, что все стеклянные предметы вдруг исчезнут. Как это повлияет на нашу жизнь?
6. Ответьте на вопрос.
Все знают, что книги горят и гибнут в огне. Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим библиотекам мира. Всё это так, но вот один ученик читал вперемежку фантастические рассказы и книги по истории. Где-то он вычитал, что какая-то дворцовая библиотека была охвачена пламенем грандиозного пожара. Рухнули перекрытия между этажами, всё вокруг выгорело дотла, а книги, будто заколдованные, уцелели. Ученик никак не мог вспомнить, фантастика ли то, о чём он читал, или же исторический факт.
Каково ваше мнение: существовала ли на самом деле такая библиотека, или она придумана писателями-фантастами?
7. Какие великие изобретения китайцев повлияли на жизнь человечества? Свой ответ аргументируйте.
8*. С помощью Интернета выясните, существуют ли варны в современной Индии. Подумайте, деление людей на варны мешало или помогало развитию Индии. Свои мысли запишите в виде плана.
9*. Начните собирать материал для проекта «Мировые религии». Заведите соответствующую папку в компьютере (или в тетради) об истории буддизма.
Всемирная история
§ 22. Чему учил китайский мудрец Конфуций
1. Страна, где жили китайцы. Китай находится в Восточной Азии. В первом тысячелетии до н. э. китайцы расселились но всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели сходные языки и письменность, верования и обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы.
2. Высшая добродетель — уважение к старшим. Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времён.
Конфуций. По китайскому изображению.
В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети — родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.
Покойных родителей и более отдалённых предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-нибудь древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти.
Китай в древности.
Заросли бамбука.
Бамбуковая книга.
Как и другие народы, они верили в сверхъестественных существ: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев — драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли Сыном Неба, а подчинённую ему страну — Поднебесной.
3. Мудрость — в знании старинных книг. Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения, песни.
А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщеплённого бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то написанное соскабливали ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечёвку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.
Учёный-китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в китайской иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме ещё можно угадать первоначальное изображение.
Из высказываний Конфуция
Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный — к справедливости.
Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться.
Благородный человек винит себя, а ничтожный — других.
Богатство — это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность — то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться.
Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, — в этом тоже заключается радость.
Китайские иероглифы.
4. Как должны вести себя учтивые китайцы. Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шёл босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на иолу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сиденье, но непременно подогнув иод себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперёд, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.
Древние китайцы сооружали на голове сложные причёски, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешёвой материи. Знатные богачи одевались в халаты шёлковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.
Конфуций учил, что не только в семье, но и во всём государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.
Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Но он ведёт себя с теми и с другими, хорошо зная своё место, — со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой семье. Подданные должны уважать правителя, как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их — прежде всего своим примером.
Правителю вовсе не к лицу жестокость, достаточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истинный путь, — бесчеловечно», — говорил Конфуций.
Объясните значение слов: Поднебесная. Сын Неба, дракон, бамбуковая книга.
Проверьте себя. 1. Какие религиозные верования были у китайцев? Каким было их отношение к предкам? 2. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Как выглядели китайские книги?
Поработайте с картой (см. обратную сторону передней обложки). Найдите и определите местоположение Китая, его главных рек.
Поработайте с датами. Конфуций и Будда жили в разных странах, но примерно в одно время: за пять веков до н. э. Подсчитайте, сколько приблизительно лет назад жили эти мудрецы.
Подумайте, прав ли был применительно к нашему времени Конфуций, считавший, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Познакомьтесь с документом «Из высказываний Конфуция» и ответьте, кого китайский мудрец считал благородным, то есть достойным, человеком. Согласны ли вы с Конфуцием?
По манерам поведения.
Кого Конфуций считал благородным, то есть достойным человеком?
Кого Конфуций считал благородным, то есть достойным человеком?
В каких странах жили Будда и Конфуций?
В каких странах жили Будда и Конфуций?
Что вы помните о них?
Каким должно быть поведение человека согласно Ветхому Завету?
Кто такой конфуций и чем он знаменит7?
Кто такой конфуций и чем он знаменит7.
Кого по мнению конфуция можно считать образованным человеком?
Кого по мнению конфуция можно считать образованным человеком?
Кого по мнению конфуция можно считать образованным человеком?
Кого по мнению конфуция можно считать образованным человеком?
Основателем религии, распространившейся на многие страны и существующей до сих пор, считается : 1)Давид 2)Конфуций 3)Будда 4)Гильгамеш?
Основателем религии, распространившейся на многие страны и существующей до сих пор, считается : 1)Давид 2)Конфуций 3)Будда 4)Гильгамеш.
Сообщение о человеке воспитавшим себя?
Сообщение о человеке воспитавшим себя.
Только полный ответ (а не просто да или да он был прав)!
История параграф 22.
Применял ли смертную казнь Цинь Шихуан?
Как поступал он с теми, чьё преступление казалось ему серьёзным.
«Из высказываний Конфуция»?
«Из высказываний Конфуция».
Письменно ответить на вопрос : «Кого китайский мудрец считал благородным, то есть достойным, человеком.
Согласны ли вы с Конфуцием, почему?
Советскиевойскаодержали1победунаднемцами Под Москвой. Вы находитесь на странице вопроса «когдаигдесоветскийнарододержалпервуюпобедунадгитлеровцами», категории «история».
Под Москвой, возле нынешнего Зеленограда. Осень 1941.
В начале были цари с ними фигово было, а потом революция СССР и было хорошечно.
Франка им давали землю хорошую.
1) главной причиной стало усиление власти и произвола помещиков над крестьянами. 2) 1. Восстание началось на Яике ( ныне Урал) 2. Осада Оренбурга. 3. сражение под татищевой крепостью. 4. Взятие Казани. 3)Пугачев был схвачен и отправлен Михельсо..
Опри́чнина — часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации феодального имущества и земель в пользу государства (национализация), борьбе с предполагаемой из..
1. Опри́чнина — часть государственной политики в Русском государстве (1565—1572), состоявшая в отторжении в пользу государственного имущества, государственном терроре и системе чрезвычайных мер. 2. Опри́чник — человек, состоящий в рядах опричного во..