хронические запоры у детей код мкб 10
Что такое запор у ребёнка? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Данилейченко Н. А., гастроэнтеролога со стажем в 32 года.
Определение болезни. Причины заболевания
Всё чаще причиной обращения за помощью к детскому гастроэнтерологу становятся жалобы на задержку стула у детей.
Запор (копростаз) — это нарушение очищающей функции кишечника, при котором увеличиваются интервалы между актами дефекации, изменяется консистенция стула, возникает систематически неполное опорожнение кишечника.
У здорового малыша частота дефекаций может быть разнообразной. Она зависит от возраста малыша, качества питания, количества выпитой воды и других моментов. К примеру, у детишек на первых месяцах жизни, которые питаются только грудным молоком, частота дефекаций составляет от 1 до 6-7 раз в день. С введением прикормов частота дефекаций снижается, стул становится более густым. При искусственном вскармливании стул реже, чем при грудном. Если анализировать детей более старшего возраста, то норма частоты их стула может варьироваться от 3 раз в день до 3 раз в неделю.
Беспокоит то обстоятельство, что родители зачастую поздно начинают бить тревогу — ребёнок чувствует себя хорошо, играет, кушает, терпит. [3] [4] И если маленькие дети всё же находятся под контролем, то подростки часто могут стесняться рассказать о нарушении стула. [2] Зачастую это выясняется на приёме у гастроэнтеролога по поводу другой проблемы.
Причины запоров:
Симптомы запора у ребёнка
Частота дефекаций у детей разного возраста
Количество дефекаций в грудном возрасте зависит от вида вскармливания. На грудном вскармливании в первые месяцы жизни дефекация происходит 2-3 раза в сутки, на искусственном — 1-2 раза. После шестимесячного возраста — 1-2 раза в день, после 4-5 лет — один раз в день. Несмотря на вариабельность частоты стула у детей раннего возраста, отсутствие стула более суток должно насторожить родителей. При этом нужно учитывать, что стул один раз в 2-3 дня, если он мягкий и безболезненный, может быть вариантом нормы.
Запор может выражаться как кишечными проявлениями, так и общеклиническими симптомами.
Местная симптоматика проявляется снижением частоты стула, неполным опорожнением кишечника, уплотнённым «фрагментированным» стулом. [7] [8] [10] Эти нарушения зачастую сопровождаются болью при дефекации и недержанием кала. Если у детей первых месяцев жизни в норме кашицеобразные каловые массы, которые после введения прикормов превращаются из кашицеобразных в оформленные, то при задержке стул уплотняется до «овечьего»стула.
При копростазе появляются разлитые боли в животе разной локализации, проходящие после опорожнения кишечника, вздутие, беспокойство и боль при дефекации.
Общеклинические проявления характеризуются утомляемостью, снижением аппетита, головной болью, капризностью (каловая интоксикация). На кожных покровах могут появиться высыпания, гнойнички, акне.
При осмотре отмечается увеличение объёма живота из-за скопившихся газов, при пальпации обнаруживаются плотные каловые массы в сигмовидной и прямой кишке.
Задержка стула может сопровождать и другие патологии желудочно-кишечного тракта — гастродуодениты, холециститы, панкреатиты, функциональные нарушения гепатобилиарной системы.
Основываясь только на клинических данных, не всегда возможно установить механизм запоров: гипер- или гипотонический. Однако гипотонические запоры отличаются большей тяжестью и упорством, имеют прогрессирующий характер, могут сопровождаться каломазанием и образованием каловых камней.
Патогенез запора у ребёнка
При длительном нахождении каловых масс в толстой кишке происходит повышенное всасывание их жидкой части и уплотнение, что приводит к повреждению слизистой и боли при дефекации. [8] [9] Это заставляет ребёнка принудительно сдерживать позыв к опорожнению.
По мере увеличения частоты запоров развивается нарушение микробиоты кишечника, что усиливает патологическое состояние. [7] [10]
Классификация и стадии развития запора у ребёнка
В данное время нет единой общепринятой классификации запоров.
По происхождению выделяют:
По времени возникновения различают:
Согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней десятого пересмотра), принято различать синдром раздражённой кишки и функциональные запоры разной этиологии. [2]
Кроме того, по типу нарушения двигательной функции запоры подразделяются на:
Функциональные запоры — более 90 % всех случаев запоров. [4] [6] [8] [9]
Очень важно различать запоры по степени компенсации:
Эта классификация по степени компенсации необходима врачу для определения тактики лечения или направления на консультацию к проктологу или хирургу. [1]
Осложнения запора у ребёнка
Длительная компрессия, которую оказывает кишечное содержимое при застое, может повлечь за собой растяжение и удлинение толстой кишки, нарушение кровоснабжения. Также у детей всё чаще возникают случаи геморроя, парапроктита, колита, хотя мы привыкли считать эти проблемы «взрослыми».
При частом натуживании может происходить выпадение прямой кишки.
Запоры провоцируют и усиливают дисбаланс микробиоты кишечника, что выражается в изменении соотношения полезной и условно патогенной микрофлоры и проявляется у ребёнка снижением иммунитета, признаками недостаточности микроэлементов и витаминов, вздутием живота и плохим запахом изо рта.
Каловый застой приводит к усилению всасывания токсинов и продуктов метаболизма микрофлоры. Об этом свидетельствуют признаки интоксикации: утомляемость, снижение аппетита, нарушение сна, кожные проявления.
Заболевания других органов желудочно-кишечного тракта, такие как рефлюкс-энтерит, стоматиты, желчекаменная болезнь, гастрит и другие, тоже могут возникнуть в результате стойких запоров.
Когда запор угрожает жизни пациента
Угрожающие признаки при запоре:
Диагностика запора у ребёнка
Когда нужно обратиться к врачу
Сбор анамнеза
При сборе анамнеза врач задаст следующие вопросы:
Физикальное обследование
Обследование проводится с целью выяснения причины и механизма развития запора, а также исключения врождённой или приобретённой органической патологии.
Начинается осмотр с пальцевого обследования. При этом определяется заполненность ампулы прямой кишки, состояние тонуса сфинктера, наличие анатомических повреждений (трещин, стеноза), наличие кровянистых выделений. При болезни Гиршпрунга тонус сфинктера повышен, при хронических запорах, каломазании — снижен.
Эндоскопическое обследование (колоноскопия, ректороманоскопия) выполняется с целью оценки состояния слизистой оболочки кишечника и исключения воспалительных процессов.
С помощью рентгенографии органов брюшной полости и ирригографии можно увидеть структурные и функциональные особенности кишечника. Если при гипертоническом запоре просвет кишки сужен, гаустры усилены, опорожнение нормальное, то при гипотоническом наблюдается расширение сигмовидной и прямой кишки, опорожнение сильно замедлено.
Нарушения аноректальной зоны у детей выявляются с помощью манометрии и сфинктерометрии.
В комплексном исследовании применяется УЗИ-диагностика состояния кишечника, гепатобилиарной системы, поджелудочной железы и желудка. Учитывая неврологическую природу запоров, необходима консультация невропатолога.
Дифференциальный диагноз
При постановке диагноза очень важно провести сравнительный анализ заболеваний и состояний, схожих по клинике с запором.
В первую очередь необходимо исключить заболевания, имеющие органическую патологию (болезнь Гиршпрунга или аганглиоз). При данном заболевании нарушена иннервация участка толстой кишки, что может быть врождённой или приобретённой патологией. Врождённый аганглиоз проявляется с первого года жизни, приобретённый может возникнуть после какого-либо инфекционного заболевания кишечника. Чем больше протяженность участка с нарушенной иннервацией, тем раньше и более тяжело протекает заболевание. При болезни Гиршпрунга консервативное лечение малоэффективно. Идёт прогрессирование запоров с образованием каловых камней, увеличением размеров живота, развитием колита. Лечение заболевания — оперативное.
Лечение запора у ребёнка
Увеличение двигательной активности
Основа лечения запоров — изменение образа жизни: прогулки, посещение спортивных мероприятий, активные игры на свежем воздухе. В особенности, это необходимо детям, длительно сидящим за компьютером или перед телевизором. Эти изменения должны стать привлекательной альтернативой их обыденному времяпрепровождению. [1] [7]
Диетические рекомендации
Увеличение объёма потребляемой жидкости
При лечении запоров важно контролировать водный режим. Вода необходима для формировании каловых масс и облегчения прохождения их по кишечнику. Если воды недостаточно, то кал становится более плотным. Пить жидкость лучше за полчаса до еды или через два часа после приёма пищи.
Препараты
При применении слабительных следует помнить о следующих правилах:
БОС-терапия заключается в обучении ребёнка сознательной регуляции тонуса мышц тазового дна.
К физиопроцедурам относятся электрофорез, СМТ (синусоидальные модулированные токи) и рефлексотерапия.
Что нельзя делать, когда у ребёнка запор
Когда у ребёнка запор, его нельзя ругать и заставлять насильно садиться на горшок. Нельзя давать некоторые продукты питания, тормозящие моторику кишечника: айву, грушу, хурму. Следует уменьшить количество мучной и мясной пищи.
Срочные меры
До обращения к врачу ребёнка можно дать слабительный препарат, поставить свечку или сделать микроклизму.
Как сделать ребёнку клизму
Очистительная клизма проводится для освобождения нижних отделов кишечника от каловых масс.
Техника выполнения клизмы не сложная, её можно сделать в домашних условиях. Но, желательно, чтобы в первый раз проведение процедуры контролировал медработник.
Обучение опорожнению кишечника
При нарушенном функционирования мышц тазового дна эффективным методом является БОС-терапия. Цель терапии — научить пациента управлять мышцами малого таза и запирательного аппарата прямой кишки. Пациентами могут быть дети старшего возраста, способные понять поставленную задачу.
Позиция: лёжа на боку, в анальное отверстие вставляется датчик, соединённый с компьютером.
Задача ребёнка: усилить напряжение мышц для появления или увеличения какого-либо анимационного эффекта на экране.
Продолжительность терапии: один раз в неделю в течение пяти недель.
Народные средства
При запоре будет полезно употребление смесей сухофруктов (инжир, курага, чернослив), запечённых яблок, йодсодержащих фруктов (киви, фейхоа).
Прогноз. Профилактика
При устранении предрасполагающих причин и корректировке дефектов питания можно добиться беспроблемной дефекации и изменения характера испражнений. Самостоятельно проводить лечение, используя только послабляющие препараты и клизмы, нельзя, так как это может привести к усилению тяжести и хронизации состояния. [10] [11]
Для профилактики задержки стула необходима физическая активность, массаж, рациональное питание и благоприятная психологическая обстановка.
Хронические запоры у детей
Каковы причины запоров у детей? Какие диагностические исследования проводятся при выявлении запора? Почему лечение запоров должно быть комплексным? Хронический запор — одна из наиболее частых патологий желудочно-кишечного тракта у детей.
Каковы причины запоров у детей?
Какие диагностические исследования проводятся при выявлении запора?
Почему лечение запоров должно быть комплексным?
Хронический запор — одна из наиболее частых патологий желудочно-кишечного тракта у детей. При этом установить истинную распространенность данного заболевания крайне сложно, так как из-за низкого уровня санитарной культуры части населения и недостаточной санитарной пропаганды обращаемость по этому поводу пока невысока. Разнообразные данные, почерпнутые из популярной литературы, при отсутствии разъяснений со стороны врачей формируют у родителей неверное представление о том, каким должен быть стул ребенка.
Понятие нормы в этом случае очень нечеткое. Так, в норме частота стула у здоровых взрослых людей колеблется от трех раз в сутки до двух раз в три дня. У детей первых месяцев жизни стул может наблюдаться после каждого кормления, т. е. шесть-семь раз в сутки.
Нормальное продвижение кала по кишечнику характеризуется не только частотой стула, но и его формой, а также консистенцией. Не менее важны такие симптомы, как боль, натуживание при дефекации.
В 1998 г. Международной группой экспертов («Римские критерии») было установлено, что диагноз хронического запора у взрослых следует ставить при наличии не менее двух из перечисленных ниже симптомов:
А. И. Хавкин, доктор медицинских наук, профессор
Н. С. Жихарева
Н. С. Рачкова
Московский НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ
В.Ф. Приворотский, Н.Е. Луппова. Современные подходы к лечению функциональных запоров у детей // РЖГГК. – 2009. – Т.19. – №1. – С.59–65.
Современные подходы к лечению функциональных запоров у детей
В.Ф. Приворотский, Н.Е. Луппова
(ГУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей», ГОУ ДПО «Медицинская академия последипломного образования», Санкт-Петербург)
Цель обзора. Представить диагностические критерии запоров функционального происхождения у детей и систематизировать подходы к составлению лечебных программ.
Основные положения. Запоры функционального происхождения составляют 95% всех случаев констипации у детей. Согласно МКБ-10, в соответствующей рубрике традиционно различают синдром раздраженной кишки (СРК) и собственно функциональные запоры. Римские критерии III дают установочные критерии диагностики указанных заболеваний. В клинической практике педиатра важно различать гипертонические и гипотонические запоры. В лечебных программах видное место отводится слабительным препаратам, особенно в случаях возникновения суб- или декомпенсированных вариантов запоров. Среди них заслуживает внимания препарат Форлакс® на основе макрогола 4000 (полиэтиленгликоля 4000) с возможностью назначения последнего с 6-месячного возраста. В литературе есть данные, указывающие на безопасность и высокую эффективность этого лекарственного средства.
Заключение. Римские критерии СРК применимы лишь по отношению к детям среднего и старшего школьного возраста. При составлении лечебных программ детям, страдающим функциональными запорами, целесообразно учитывать вариант последних (спастические или гипотонические), степень компенсации, возраст ребенка. При назначении препаратов слабительного действия следует отдавать предпочтение средствам с осмотическим механизмом действия.
Ключевые слова: Дети, функциональные запоры, лечение, слабительные средства.
Запоры остаются серьезной проблемой современной педиатрии. К сожалению, она нередко недооценивается как родителями маленького пациента, так и педиатрами. В самом деле, прямой угрозы жизни ребенка в большинстве случаев нет, а многие дети достаточно спокойно переносят задержку стула в течение нескольких дней [1, 2, 4]. Это порождает иллюзию относительной безвредности запоров, что является очень серьезной ошибкой.
Нарушение любой функции организма – всегда проблема, а нарушение акта дефекации – проблема с подтекстом. Попробуйте спросить у подростка про стул, особенно в присутствии родителей, и вы увидите широкий спектр эмоциональных реакций – от полного смущения до агрессии.
Американские врачи подходят к разговору с пациентом на столь щекотливую тему весьма деликатно. В частности, вопрос подростку о частоте дефекаций задается строго конфиденциально. К тому же, используется простейшая, но весьма рациональная терминология: «number one» – сходить по-маленькому, «number two» – по-большому. Может быть, и нам перенять подобный опыт?
Терминология. Термин «запор» или «констипация» происходит от латинского constipatio, (синоним – obstipatio), в дословном переводе – скопление.
Термином «хронический запор» обозначают стойкое или часто повторяющееся нарушение функции толстой кишки продолжительностью более 3 мес, с частотой стула менее 3 раз в неделю (для детей до трех лет – менее 6 раз в неделю), с вынужденным натуживанием, занимающим более 25% времени акта дефекации, с ощущением «неполного опорожнения кишки» [2, 8]. Казалось бы, все понятно, однако с вычислением процента натуживания часто возникают сложности.
Эпидемиология. Согласно данным американских ученых, запорами страдают от 30 до 50% трудоспособного населения развитых стран и от 5 до 20% детей в общей популяции [11–13]. Запоры как основная жалоба встречаются у 3–5% амбулаторных пациентов на приеме педиатра и у 25% амбулаторных пациентов на приеме педиатра-гастроэнтеролога. При этом у 35% девочек и 55% мальчиков, страдающих запорами, отмечается энкопрез [12]. К сожалению, надежной статистики в отношении частоты этого недуга среди детей нашей страны нет.
Нормальная физиология. В норме у человека прямая кишка пуста. Кал скапливается в сигмовидной кишке. Перемещение его в ампулу прямой кишки вызывает рефлекторный позыв на дефекацию за счет растяжения ампулы, раздражения нервных рецепторов как слизистой оболочки, так и более глубоко расположенных рецепторов мышечной оболочки. У здоровых людей позыв возникает регулярно утром под ортостатическим влиянием, после вставания с постели или вскоре после завтрака под влиянием гастродуоденоцекального рефлекса. Акт дефекации контролируется центральной нервной системой (ЦНС), и здоровый человек может подавить позыв. Дети умеют это делать с 1,5–2 лет.
В акте дефекации принимают участие: гладкая мускулатура толстой кишки, мускулатура брюшного пресса, мускулатура таза при одновременном расслаблении наружного и внутреннего анального сфинктеров. Важную роль в нормальном акте дефекации играют повышение внутрибрюшного давления в результате сокращения мышц брюшной стенки и опущения диафрагмы, расслабление внутреннего и наружного анального сфинктеров [13, 14]. В таблице представлены данные о частоте дефекаций у детей разного возраста [10].
Нередко для описания вида стула гастроэнтерологи используют так называемую Бристольскую шкалу, которая включает 7 типов стула: от «овечьего», обусловленного удлинением времени транзита каловых масс по кишечнику, до жидкого водянистого, когда время транзита резко сокращено. Нормальными для ребенка считаются варианты 3-й и 4-й: стул в форме «колбаски» с ребристой поверхностью или в форме «колбаски» («змеи»), гладкий и мягкий [2].
Кал при сбалансированном питании состоит: на 75–80% из воды, на 20–25% из твердых составляющих (10–30% – микрофлора, 10% – нерастворимые минеральные соли кальция и железа, 5% – отслоившиеся клетки кишечника или слизь, остальное – непереваренная клетчатка).
Патогенез. В общем виде патогенез запоров у детей может быть представлен двумя факторами:
· замедление транзита содержимого по кишечнику;
· нарушение акта дефекации (нарушение функции прямой кишки и (или) анального сфинктера, мышц тазового дна) – аноректальная дисфункция.
Не усложняя восприятие этого раздела, приведем основные патогенетические цепочки, возникающие при формировании запоров у детей: замедление транзита каловых масс по толстой кишке (снижение пропульсивной активности – кологенные запоры) и нарушение пассажа каловых масс по ректосигмоидному отделу (проктогенные запоры) → задержка и уплотнение стула → болезненность дефекаций → рефлекторная задержка стула → снижение рецепторной чувствительности, расширение дистальных отделов толстой кишки (или тотальное расширение кишки), дисбиоз толстой кишки → каломазание. В свою очередь, снижение рецепторной чувствительности может приводить к нарушению пассажа каловых масс по толстой кишке, что замыкает «порочный круг» [4, 5].
Классификация. Общепринятой классификации запоров у детей в нашей стране нет. Во многих литературных источниках цитируется классификация запоров И.Л. Кущ [3]. Несмотря на почтенный «возраст», она логична и достаточно проста для понимания.
· вследствие погрешности в диете,
· медикаментозные;
· дискинезии с преобладанием атонии или спазма,
· психогенные,
· условнорефлекторные,
· при пилороспазме,
· эндокринные (гипофиз, надпочечники, щитовидная и паращитовидные железы);
· болезнь Гиршпрунга,
· долихосигма,
· мегадолихосигма,
· первичные мегаректум,
· свищевые формы атрезии прямой кишки,
· врожденное сужение анального отверстия,
· трещины заднего прохода,
· хроническое воспаление в толстой кишке,
· врожденный пилоростеноз.
В 2000 г. предложен рабочий вариант классификации запоров у детей под редакцией профессора А.И. Хавкина [6].
По течению: острые и хронические.
По механизму развития: кологенные и проктогенные.
По стадии течения: де-, суб- и компенсированные.
По этиологическим и патогенетическим признакам: алиментарные, неврогенные, инфекционные, воспалительные, психогенные, гиподинамические, механические, токсические, эндокринные, медикаментозные, вследствие аномалии развития толстой кишки, вследствие нарушений водно-электролитного обмена.
Принято выделять 3 стадии запоров по степени компенсации.
· запоры по 2–3 дня,
· сохранены позывы на дефекацию,
· отсутствуют боли в животе и вздутие живота,
· запоры корригируются диетой;
· запоры по 3–7 дней,
· дефекация после слабительных,
· могут быть боли в животе и вздутие живота;
· запоры свыше 7 дней,
· отсутствуют позывы на дефекацию,
· боли в животе и вздутие живота,
· каловая интоксикация,
· запоры устраняются только после сифонной клизмы.
Пример диагноза в соответствии с приведенными выше классификациями: функциональное нарушение толстой кишки (запоры), компенсированная стадия (код К 59.0).
Функциональные запоры составляют 95% в структуре констипационного синдрома у детей. В их основе лежат расстройства моторной, всасывательной, секреторной и экскреторной функций толстой кишки без выраженных структурных изменений стенки кишечника.
Среди причин функциональных запоров выделяют следующие.
· количественный недокорм (отсутствует рефлекторный позыв на дефекацию),
· недостаток в рационе пищевых волокон,
· избыточное употребление жиров,
· избыточное употребление белка (мяса, яиц),
· употребление большого количества протертых блюд,
· недостаточное употребление жидкости или ее избыточные потери,
· торопливая еда, нарушения режима питания;
· подавление позыва на дефекацию,
· «боязнь горшка»,
· невроз (социальная дезадаптация, личностные особенности);
3. Рефлекторные (при заболеваниях других органов).
1. Нарушения нервной регуляции на разных уровнях:
· функциональная незрелость (до 1,5 лет) и малое количество ганглиев интрамуральных нервных сплетений или их повреждение,
· функциональные расстройства центральных механизмов регуляции дефекации у детей раннего возраста при перинатальных поражениях ЦНС,
· дисфункция гипоталамической области и вегетативных спинальных ганглиев в структуре психовегетативного синдрома (перинатального, посттравматического, постинфекционного или наследственного генеза),
· нарушения спинальной иннервации (например, спондиломиелодисплазия);
2. Перенесенные кишечные инфекции (например, стафилококковый энтероколит до 1 года, дизентерия, сальмонеллез и др.), аскаридоз, приводящий к нарушению формирования и дистрофическим изменениям интрамуральных ганглиев;
В основе патогенеза функциональных запоров лежат расстройства моторной функции толстой кишки, возникающие вследствие дискоординации ее тонических и пропульсивных сокращений, нарушения тонуса мускулатуры кишки, а также изменения возбудимости вегетативной нервной системы.
Забегая немного вперед, скажем, что наиболее сложно лечить запоры, вызванные психофизиологическими причинами. Всем известен феномен, когда после болезненной дефекации маленький ребенок начинает бояться горшка, подавляя позыв. Это часто бывает на фоне, например, сформировавшейся трещины в области анального сфинктера. Родители не сразу реагируют на новую ситуацию, что уменьшает шансы на эффект обычной медикаментозной терапии. Нередко в подобных случаях приходится прибегать к помощи невролога или психотерапевта.
Согласно МКБ-10, различают следующие варианты функционального запора.
Синдром раздраженного кишечника (К 58):
· синдром раздраженного кишечника с преобладанием запоров (К 58.9);
· запор (К 59.0),
· функциональное нарушение кишечника неуточненное (К 59.9).
· G4. Младенческая колика,
· G5. Функциональная диарея,
· G6. Младенческая дисхезия,
· G7. Функциональный запор;
· H2b. Синдром раздраженной кишки,
· H3а. Функциональный запор.
· затруднения при > 1/4 дефекаций;
· вздутие живота или твердый кал при > 1/4 дефекаций;
· чувство незавершенной эвакуации при > 1/4 дефекаций;
· чувство аноректальной обструкции при > 1/4 дефекаций;
· мануальная помощь при осуществлении > 1/4 дефекаций;
· менее 3 дефекаций в неделю.
Достаточно беглого взгляда на эти «критерии», чтобы понять, что применение их в педиатрии, мягко говоря, затруднено. Попробуйте выявить хотя бы часть этих признаков у ребенка, скажем, 6–8 лет, и вы столкнетесь с серьезными проблемами. К сожалению, Римские критерии, задуманные как некая система для понимания сути самых разных функциональных нарушений пищеварительной системы, далеко не всегда «работают» в педиатрии.
Клинически обосновано различать гипертонические (спастические) и гипотонические функциональные запоры.
Гипертонические запоры развиваются в результате: инфекционных заболеваний или психогенных перегрузок, при неврозах, рефлекторных влияниях со стороны других органов, при патологических состояниях, препятствующих расслаблению сфинктеров заднего прохода, употреблении пищи, богатой целлюлозой.
Гипотонические запоры развиваются на фоне следующих заболеваний: рахит, гипотрофия, эндокринная патология (гипотиреоз), миатонический синдром, а также на фоне малоподвижного образа жизни.
Относительно недавно в практику педиатров вошел новый термин: синдром раздраженного кишечника (irritable bowel syndrome) – СРК. Получив своеобразный карт-бланш от МКБ-10, часть наших коллег стала ставить этот диагноз излишне широко, часто независимо от возраста больного. Чтобы развеять иллюзии на этот счет, приводим классическое определение СРК: «Многофакторное заболевание, в основе которого лежит нарушение взаимодействия в системе «головной мозг – кишка», приводящее к нарушению нервной и гуморальной регуляции двигательной функции кишечника и развитию висцеральной гиперчувствительности рецепторов толстой кишки к растяжению. В развитии СРК большое значение имеют характер высшей нервной деятельности и тип личности больного».
Само определение дает понять, что этот диагноз не для детей раннего возраста и даже не для младших школьников. Он может применяться в основном у детей старшего возраста и подростков при соответствующей клинической картине. К тому же, СРК, как и прочие функциональные запоры, является диагнозом исключения и ставится тогда, когда надежно исключены органические заболевания.
Классификация СРК весьма лаконична (F. Weber, R. McCallum, 1992):
· СРК, протекающий с преобладанием диареи;
· СРК, протекающий с преобладанием запоров;
· СРК, протекающий преимущественно с болями в животе и метеоризмом.
· облегчение после дефекации;
· приступы, сочетающиеся с изменениями частоты стула;
· приступы, сочетающиеся с изменениями формы кала.
В некоторых случаях для исключения органической патологии применяются: ультразвуковое исследование с предварительным заполнением толстой кишки раствором крахмала или эндоректальная сонография; колодинамическое исследование (ректоанальный рефлекс, тонус и чувствительность кишечной стенки); тонометрические методы (сфинктерометрия, манометрия, электромиография, баллонометрия); радионуклидные методы исследования – электроколоносцинтиграфия (исследование транзита по подвздошной и сигмовидной ободочной кишке) и сцинтидефекография (исследование эвакуаторной функции прямой кишки).
Лечение. Основными средствами лечения запоров у детей являются [7, 8, 10]:
· изменение образа жизни;
· коррекция питания;
· медикаментозная терапия;
· фитотерапия;
· бальнеотерапия;
· методики биологической обратной связи;
· лечебная физкультура, физиотерапевтическое лечение (ФТЛ).
На некоторых из указанных пунктов остановимся подробнее.
Изменение образа жизни. В основном это касается детей, ведущих малоподвижный образ жизни. У них чаще встречаются атонические запоры, поэтому им нужно больше двигаться, заниматься физкультурой и спортом, ограничивать компьютерное и телевизионное время.
Коррекция питания. Необходимо увеличить объем потребляемой ребенком жидкости до 1,5–2 л в день. Это касается не только летнего времени, когда расход жидкости повышен, но и других сезонов.
Как основа диетической коррекции предлагается стол № 3.
Рекомендуются: кисломолочные продукты, хлеб с отрубями, овощные салаты с растительным маслом, фрукты и ягоды (кроме кислых сортов), «темные» каши, компоты из сухофруктов, мякотные соки, сахаристые вещества (мед, варенье).
– натощак утром выпить 1/4–1,5 стакана минеральной воды с небольшим количеством газа («Ессентуки 4», «Ессентуки 17», «Славяновская», «Донат Mg»), кипяченой прохладной воды (с лимоном, вареньем, медом), кисломолочных напитков, настой чернослива или кураги, сока;
– натощак утром выпить от 1,2 чайной до 1 столовой ложки растительного масла;
– чернослив, курагу, инжир, столетник и мед в равных количествах пропустить через мясорубку, съесть утром натощак, намазав на кусочек зернового хлеба;
– 2 столовые ложки геркулеса залить 1/2 стакана кефира, добавить 2–3 шт. мелконарезанной кураги или чернослива, настаивать 12 ч, съесть утром натощак.
Медикаментозная терапия. В качестве лекарственной коррекции запоров у детей традиционно применяют следующие средства.
· Препараты, нормализующие микробный пейзаж (пребиотики, пробиотики). Среди пребиотиков наиболее часто используется лактулоза, обладающая еще и послабляющим действием [1, 5, 8]. Список пробиотиков весьма обширен, но в настоящее время опубликовано немало критических статей в отношении их эффективности и целесообразности назначения. Советуем в данном вопросе полагаться на собственный клинический опыт.
· Желчегонные препараты. Назначение их патогенетически оправдано при запорах практически любого происхождения. Желчные кислоты нормализуют моторику кишечника, оптимизируют действие липазы поджелудочной железы и обеспечивают поддержание нормального микробиоценоза тонкой кишки, что является одним из условий формирования нормального стула. Курс лечения 3 нед.
· Ферментные препараты. Основанием для их назначения, как правило, являются изменения в копрограммах, отражающие нарушение полостного пищеварения. Начинать следует с препаратов, содержащих только ферменты. У детей школьного возраста могут применяться комбинированные ферментные средства. Курс лечения 2–3 нед.
· Спазмолитические препараты. Из медикаментов этой группы наиболее часто используются: тримебутин (у детей старше 12 лет), мебеверина гидрохлорид (у детей старше 12 лет), гиосцин-N-бутилбромид (у детей старше 6 лет), альверина цитрат (у детей старше 6 лет). Понятно, что эти препараты используются только при спастических запорах.
· Слабительные средства. По механизму действия они классифицируются следующим образом:
1) вызывающие химическое раздражение рецепторного аппарата кишки – производные антрахинона (препараты сенны, крушины, ревеня) и дифенилметана (бисакодил), а также жирные кислоты (касторовое масло);
2) обладающие осмотическими свойствами – макрогол 4000 (Форлакс®), лактулоза;
3) увеличивающие объем содержимого кишечника – отруби, морская капуста, семена Plantago ovata и т. д.;
4) способствующие размягчению каловых масс и их скольжению – вазелиновое и миндальное масло.
В последние годы хорошо зарекомендовал себя в клинической практике Форлакс®. В его составе полиэтиленгликоль 4000 и вспомогательные вещества. Препарат фиксирует воду на протяжении всего кишечника, увеличивает объем кишечного содержимого, восстанавливает рефлекс к дефекации. Благодаря этому обеспечивается мощный осмотический эффект. Отмечается хорошая клиническая переносимость форлакса, он не приводит к привыканию, не нарушает процессы переваривания и всасывания в кишечнике, не вызывает вздутия живота. Препарат разрешен к использованию в детском возрасте начиная с 6 месяцев. Стандартная доза для детей среднего и старшего возраста 1–2 пакетика (по 4 г), растворенных в 50 мл воды, для детей младшего возраста подбирается индивидуально. Препарат выпивается утром натощак. Курс лечения от 10 дней.
Слабительные средства различают также по точкам приложения [1, 7]:
1) действующие на уровне тонкой кишки – желаемый эффект наступает через 4–5 ч (масла, солевые слабительные);
2) действующие на уровне толстой кишки – эффект проявляется через 8–12 ч (производные антрахинона, дифенилметана);
3) контактные средства (клизмы, свечи) – действуют в прямой кишке, поэтому их эффект наступает через 10–20 мин.
Не следует пренебрегать и правилами назначения слабительных средств у детей:
– избегать длительного приема (возможны побочные эффекты – неконтролируемая диарея, обезвоживание, формирование органической патологии толстой кишки);
– рекомендуется индивидуальный подбор доз;
– не применять одновременно средства, действующие на различных уровнях кишечника;
– при необходимости длительного назначения отдавать предпочтение препаратам, не вызывающим привыкания и болей в животе (лактулоза, отруби, морская капуста, кафиол и т. д.).
По мнению большинства авторов, назначение производных антрахинона и дифенилметана в детском возрасте нецелесообразно. Важно помнить, что частое и бесконтрольное применение слабительных средств может привести к значительной потере минеральных солей.
· Витаминно-минеральные комплексы.
В качестве обобщения приведем программы лечения детей с гипо- и гипертоническим вариантами запоров.
· пребиотики с послабляющим эффектом (лактулоза);
· препараты, обладающие осмотическими свойствами, – Форлакс® и др.;
· препараты, увеличивающие объем каловых масс (гидрофильные) – семена Plantago ovata, биологически активные добавки, содержащие пищевые волокна;
· антихолинэстеразные препараты (перорально коротким курсом);
· коррекция вторичных дисбиотических нарушений (пре- и пробиотики);
· «тренирующие» термоконтрастные клизмы;
· стимуляция перистальтики кишечника: ФТЛ – электрофорез с кальцием, антихолинэстеразными препаратами (прозерин, убретид), амплипульс-терапия; массаж, электростимуляция толстой кишки, рефлексотерапия.
При этом виде запоров ограничивают употребление продуктов с большим содержанием клетчатки, в рацион активно вводят яйца, соки (морковный, абрикосовый, апельсиновый), мясо. Показаны успокаивающие процедуры (теплые ванны, теплый душ, грелка). При недостаточной эффективности этих мер и наличии симптомов каловой интоксикации применяют очистительные клизмы.
Назначаются препараты со спазмолитическим эффектом: селективные блокаторы натриевых каналов гладкой мускулатуры кишечника – «кишечные модуляторы» (тримебутин, мебеверин) по 1 капсуле 2 раза в день до еды в течение 2 нед; миотропные (дротаверин, папаверин); холинолитики (гиосцин-N-бутилбромид, альверина цитрат).
Проводится также коррекция вторичных дисбиотических нарушений – лактулоза, пробиотики.
Существует множество рецептов фитотерапии при запорах у детей. Приведем лишь некоторые [1]:
· настой корней одуванчика: 2 чайные ложки залить стаканом кипяченой холодной воды, настоять в течение 8 ч. Пить по 50 мл 4 раза в день перед едой;
· корень ревеня: нарезать, высушить, приготовить настой и пить по 0,2–2,0 л в день;
· бузина (цветки) – 1 часть, жостер (плоды) – 1 часть. Одну столовую ложку залить стаканом кипятка, приготовить отвар. Пить по 50–100 мл на ночь;
· крапива двудомная (листья) – 35 г, крушина ломкая – 50 г, тысячелистник (трава) – 15 г. Приготовить настой, принимать по 50–100 мл на ночь.
Лечение запоров – весьма непростая проблема в детском возрасте. Схематические подходы, так же как и монотерапия, часто не дают реальных положительных результатов. Исключение составляют, пожалуй, запоры алиментарного происхождения, когда коррекция диеты нередко приводит к успеху. Для достижения лечебной цели необходимо умело использовать весь арсенал средств, приведенных выше.