вторая группа здоровья у ребенка что значит в школе
Приложение N 3. Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
Приложение N 3
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные учреждения и
в период обучения в них, утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.
3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:
без нарушений состояния здоровья и физического развития;
с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:
имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б».
5.1. К специальной подгруппе «А» (III группа) относятся несовершеннолетние:
с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).
При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.
5.2. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
Отнесенным к этой» группе несовершеннолетним рекомендуется в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
Группа здоровья у детей в таблице
Группа здоровья у детей — это условный показатель физического и психического состояния ребенка. В зависимости от установленной группы, у него будет доступ или ограничение к спортивной и социальной деятельности. Цель такого распределения — сохранить здоровье ребенка и предоставить ему максимально полезную среду для развития.
Если в летнем лагере на длительную утреннюю пробежку выгоняют и крепышей, и ребят с проблемным здоровьем, отдых не только не укрепит, но и подорвет здоровье последних. При поступлении ребенка в садик, школу, институт, в лагеря отдыха и санатории важен такой показатель, как группа здоровья. Группу здоровья присваивает ребенку врачебная комиссия, состоящая из педиатра, психолога, невролога и других узких специалистов на основании обследований и анализов.
По каким критериям оценивают здоровье детей
Чтобы комплексно оценить здоровье ребенка, врачи учитывают:
Группы здоровья у детей: описание, таблицы
Группу здоровья назначают по наибольшей проблеме (наиболее тяжелому заболеванию). Здоровых и практически здоровых деток относят к первой и второй группам.
Физ. группа у детей, таблица (первая, вторая группы)
Группа здоровья | Функциональные отклонения органов, систем | Степень развития, гармоничность развития | Острые заболевания (простуда, ОРЗ) | Хронические заболевания, патологии |
---|---|---|---|---|
Первая | Без отклонений. | Соответствует возрасту. | Болезни нечастые (1-2 раза в год), легко протекающие. | Нет. |
Вторая | Незначительные функциональные изменения. | Нормальное физическое развитие, допускается избыток массы первой степени, незначительный дефицит массы тела. |
Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отклоняется.
Деткам третьей группы нужна консультация врача по занятиям спортом. Для сохранения и поддержания здоровья нужно уделять внимание восстановлению после спортивных занятий. Требуется контроль темпа выполнения занятий. К спортивным мероприятиям таких деток допускают с согласия врача.
Физкультурная группа здоровья у детей, таблица (третья группа)
Группа здоровья | Функциональные отклонения органов, систем | Степень развития, гармоничность развития | Острые заболевания (простуда, ОРЗ) | Хронические заболевания, патологии |
---|---|---|---|---|
Третья | Есть функциональные отклонения. | • Избыток массы тела первой, второй степени; • дефицит массы тела; • низкий рост; • допускается незначительное отставание нервно-психического развития. | ОРЗ продолжительные, период выздоровления и восстановления затяжной (вялость, повышенная возбудимость, нарушается сон, аппетит, долго держится температура в пределах от 37 до 37,9 °C. | Хронические заболевания в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями. |
Степень компенсации не ограничивает возможность обучаться и трудиться.
Активность детей четвертой и пятой групп значительно ограничивается, спортивные занятия заменяются ЛФК (лечебной физкультурой). Занятия проводят под надзором специалистов по специально разработанным и утвержденным программам.
Группа здоровья у детей, таблица в школе (четвертая и пятая группы)
Группа здоровья | Функциональные отклонения органов, систем | Степень развития, гармоничность развития | Острые заболевания (простуда, ОРЗ) | Хронические заболевания, патологии |
---|---|---|---|---|
Четвертая | • Функции пораженных органов изменены; • выраженное проявление заболевания. | • Нормальное физическое развитие; • дефицит или избыток массы тела 1, 2, 3 степени; • непропорциональное телосложение; • низкий рост; • нервно-психическое развитие нормальное или отстает. | Частые обострения основного хронического заболевания. | Есть тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации. |
Пятая | Выраженные изменения функций пораженных систем, органов. | • Дефицит или избыток массы тела 2, 3 степени; • нервно-психическое развитие значительно отстает от нормального. | Частые обострения основного хронического заболевания. | Есть тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности. |
Есть таблицы, в которых сразу указано, к какой группе здоровья будет относиться ребенок при наличии у него определенных наиболее часто диагностируемых нарушений здоровья и развития.
Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот
Читайте также
Прямой эфир: «Здоровых детей нет?»
Ответы на часто задаваемые вопросы о приемной семье
Почему приемные, если можем иметь кровных?
Год с момента знакомства
Зачем она вам нужна, она ж психованная!
Нигде я так не беспомощна, как на приеме у врача
6 вопросов приемных родителей главному детскому психиатру Москвы
6 возрастов приемного ребенка: главные особенности усыновления
Четыре диагноза ребенка-сироты, которые не уйдут сами собой: Опыт приемной мамы
Врач-генетик Наталия Белова: «У ребенка в сиротском учреждении уровень гормона стресса — как при бомбежке»
Что такое группы здоровья и что они означают? Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны?
Мы продолжаем серию материалов с различными экспертами о разных аспектах этой темы. В прошлый раз мы говорили с врачом-неврологом, теперь — со специалистом-педиатром, а по совместительству, приемной мамой.
Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны? Какие прогнозы дают врачи о будущем малыша или подростка? Снимут ли диагнозы, которые были поставлены в детском доме, с ребенка, когда он будет жить в полноценной семье? На эти вопросы фонду «Измени одну жизнь» ответила приемная мама, педиатр Анна Богатырева.
Что такое «группы здоровья»
Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ в№621 от 30.12.2013 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Этот приказ регламентирует алгоритм оценки групп здоровья у детей от 3 до 17 лет. По этому приказу дети могут быть отнесены к 5 различным группам здоровья
Узнать больше о диагнозах детей, прочитать истории усыновления особенных малышей и подростков можно в разделе «Здоровье детей».
1 группа
Здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие пороков развития и каких либо отклонений от нормы.
2 группа
Практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Например, дети, перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, низкий вес или избыточный вес).
В эту же группу входят часто болеющие дети и дети с физическими недостатками (последствиями травм или операций), но у которых сохранены все функции.
3 группа
Дети, у которых есть хронические заболевания, с редкими обострениями и которые на момент осмотра находятся в стадии ремиссии. К этой группе относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций (то есть имеющиеся недостатки не должны ограничивать возможность обучения или труда ребенка).
4 группа
Дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии обострения или в стадии нестойкой клинической ремиссии (с частыми обострениями), которые ограничивают жизнедеятельность ребенка или требуют поддерживающей терапии.
К этой группе относятся дети, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в некоторой степени, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.
5 группа
Дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с частыми обострениями или непрерывными рецидивами, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, требующими постоянной терапии. А также дети с инвалидностью, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Кто и как определяет группу здоровья
В реальной практике группу здоровья определяет участковый врач-педиатр или врач детского дома/дома ребенка, на основании осмотра, диспансеризации и/или дополнительных обследований.
В упомянутом приказе четко прописан алгоритм, основанный на международной классификации болезней, согласно которому у врача есть «диагностический коридор», в рамках которого он устанавливает группу здоровья
В детских домах группы здоровья определяются по общепринятому алгоритму. Вопрос в качестве проведенной диспансеризации. Детям до трех лет группа здоровья не ставится вообще. Старше трех лет и до 17 лет – согласно приказу Минздрава РФ.
Возможные сценарии развития событий
Стопроцентной гарантии, что взяв ребенка с 1-2 группой здоровья, вы получите реально здорового малыша или подростка, нет ни у кого. Сценариев развития событий много, но глобально, по-моему мнению, их четыре:
Как относиться к заявленным группам здоровья детей
Практически у каждого человека есть предпочтения и страхи: кто-то боится инфекций, кто-то просто не любит больницы, кому-то не комфортно в обществе людей с видимыми физическими недостатками, кто-то очень не хочет взять ребенка с умственной отсталостью.
Приемные родители делятся опытом воспитания и развития особых детей
Поэтому я посоветовала бы потенциальным приемным родителям честно для себя понять, какие именно заболевания для них не приемлемы, и сразу не рассматривать таких детей. Например: ВИЧ, гепатиты, туберкулез. При этом ребенок с ВИЧ может относится к 3, 4 и 5 группам здоровья, в зависимости от течения ВИЧ.
Хронические неинфекционные заболевания, например хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический гастрит — от 3 до 5 групп здоровья, в зависимости от тяжести течения. При этом, например, наличие диагноза бронхиальная астма сразу относит ребенка к 3 группе здоровья. В настоящее время бронхиальная астма очень хорошо лечится, и большинство детей ведут абсолютно обычный образ жизни, включая учебу в школах и занятия спортом (правда, не профессиональным). Но группа здоровья будет не меньше 3.
При этом дети с расстройством личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга, с шизотипиями и неврастениями могут относится как ко 2, так и к 3 группам здоровья.
Первая группа здоровья — это раритет и среди домашних детей, в детском доме они встречаются еще реже. 2-3 группа здоровья это дети с отклонениями в здоровье, которые не мешают/или не сильно мешают обычной жизни. 4-5 группы здоровья — это дети со значимыми отклонениями по здоровью и дети с инвалидностью, но зачастую они могут доставлять меньше проблем, чем дети с 2 группой здоровья.
Для поступления в гимназию, лицей или языковую спецшколу требуется 1-2 группы здоровья, равно как и для занятий в специализированных спортивных школах.
Это связано с тем, что на детей ложится повышенная нагрузка, которая может негативно сказаться на не совсем здоровых детях и ухудшить их соматический статус.
Что надо знать о профилактических осмотрах несовершеннолетних
С момента рождения и до 18 лет дети ежегодно проходят профилактические медицинские осмотры. Порядок их прохождения в настоящее время регулируется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 514н от 10.08.2017 года.
Профилактические осмотры детей проводятся в поликлинике по месту прикрепления ребенка бесплатно.
Основная цель: понять, каково состояние ребенка на момент осмотра, диагностировать заболевания в самом начале их развития, установить стадию уже имеющихся хронических болезней, определить факторы риска развития некоторых заболеваний, выявить немедицинское потребление наркотических и психоактивных веществ. По результатам профилактического осмотра вырабатывается тактика наблюдения, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, а так же присваивается группа здоровья. Критериями для выбора группы здоровья служат наличие или отсутствие функциональных нарушений, хронических заболеваний, состояние основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям, уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. Группа здоровья – важный показатель, позволяющий сделать выводы о необходимости диспансерного наблюдения, дополнительных обследований, оказании высокотехнологичной медицинской помощи, объеме реабилитационных мероприятий, построить индивидуальный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, группы здоровья нужны для того, чтобы понимать, к какой физкультурной группе относить ребенка.
I группа здоровья – это здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием.
Во II группу здоровья входят дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные нарушения. Это дети, которые часто и долго болеют ОРЗ, выздоравливающие после тяжелых и среднетяжелых инфекционных заболеваний. Также во II группу здоровья попадают несовершеннолетние с общей задержкой физического развития при отсутствии заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом или избытком массы тела, с физическими недостатками, последствиями травм или операций с сохранением функций органов и систем организма.
III группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями (с редкими обострениями). Ребенка относят к III группе, если у него есть физические недостатки, последствия травм и операций, с компенсированными функциями органов и систем, позволяющими работать и учиться.
В IV и V группы здоровья входят дети с хроническими и тяжелыми хроническими заболеваниями, имеющими частые обострения, с выраженными физическими недостатками. Отдельно в V группу здоровья входят дети-инвалиды.
В нашей области дети первой группы здоровья составляют 10%, второй 79%, третьей – 9%, 1,5% — дети четвертой и пятой групп здоровья.
По данным профилактических осмотров в 2018 году в Волгоградской области у каждого 4 ребенка встречается патология пищеварительной системы. На втором месте — болезни костно-мышечной системы, на третьем – болезни органов дыхания. Болезни глаза и придаточного аппарата встречаются у каждого десятого ребенка, причем частота встречаемости растет с возрастом. И замыкают эту «патологическую пятерку» заболевания эндокринной системы с расстройствами питания – у каждого 16-го ребенка.
На основе данных о состоянии здоровья, физического развития происходит определение физкультурных групп, которые отличаются по объему и интенсивности физических нагрузок.
К основной группе для занятий физической культурой относятся дети без нарушений состояния здоровья и физического развития, с нарушением функций некоторых органов без отставания от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. В основной физкультурной группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
К подготовительной группе относятся несовершеннолетние, имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные, входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний); с хроническими заболеваниями (состояниями) без обострений не менее 3 — 5 лет. В этой группе разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений. Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешаются без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательной организации или в домашних условиях.
К специальной подгруппе «А» относятся дети с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера; с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок. В этой группе разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии). Учитывается характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей ребенка, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.
К специальной подгруппе «Б» относятся дети, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия. Отнесенным к этой группе рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
Осмотры организованных детей проходят по графику, который согласуется руководителями медицинских и образовательных учреждений. Вас обязательно должны оповестить о том, что ребенок будет проходить медицинский осмотр в определенный день.
Перед прохождением профилактического осмотра вы должны обязательно подписать информированное согласие. Подросток, который достиг возраста 15 лет, может проходить профилактический осмотр без получения информированного добровольного согласия от своих родителей или законных представителей.
Профилактический осмотр проходит в два этапа.
На I этапе ваш ребенок проходит обследование и осматривается врачами-специалистами, которые включены непосредственно в Перечень исследований по Приказу № 514н. Общая продолжительность I этапа должна составлять не более 20 рабочих дней.
На I этап ребенок направляется в том случае, если у врачей, участвующих в проведении профилактического осмотра, возникает подозрение на наличие у ребенка заболевания (состояния), диагноз которого не может быть установлен при проведении осмотров врачами-специалистами и исследований, включенных в Перечень исследований.
В этом случае врач направляет ребенка на дополнительную консультацию и (или) исследование. Проведение таких дополнительных консультаций (исследований) и будет являться II этапомпрофилактического осмотра. Общая продолжительность профилактического осмотра при назначении дополнительных консультаций, исследований и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья ребенка из других медицинских организаций (I и II этапы) должна составлять не более 45 рабочих дней.
Результаты профилактического осмотра вы можете узнать в детской поликлинике. Подростку, который достиг 15-летнего возраста, результаты могут быть сообщены лично.
Если медосмотр выявляет функциональные отклонения у ребенка, ему назначают реабилитационные мероприятия, чтобы он мог перейти из одной группы здоровья в другую в сторону повышения либо остался в своей группе, но без риска прогрессирования того или иного заболевания.
Важное подспорье в деле укрепления детского здоровья – Волгоградский областной детский санаторий, который круглый год бесплатно принимает детей от 4 до 17 лет. Филиалы санатория находятся в г. Волжском и г. Камышине.
Направление в санаторий можно получить в детской поликлинике по месту жительства.
Профилактические осмотры несовершеннолетних – прекрасная возможность получить дополнительную информацию о здоровье ребенка и вовремя предотвратить возможное развитие различных заболеваний.
Главный внештатный детский специалист
по профилактической медицине
Презентация Что надо знать о профилактических осмотрах несовершеннолетних, автор А.В.Хворостова, главный внештатный детский специалист по профилактической медицине комитета здравоохранения Волгоградской области.