группы по присмотру и уходу в детском саду что это такое
Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 августа 2013 г. N 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми»
В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части обеспечения доступности дошкольного образования, а также во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 17 марта 2013 г. N Пр-539 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 26 февраля 2013 г. и поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет рекомендации об организации различных форм присмотра и ухода за детьми с целью реализации права на доступное дошкольное образование.
Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми с целью реализации права на доступное дошкольное образование
Закон разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах).
групп по присмотру и уходу за детьми, в которых обеспечивается их содержание и воспитание, социализация и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
семейных дошкольных групп, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Указанные нормы законодательства позволяют сделать более доступными для населения как услуги по дошкольному образованию, так и услуги по присмотру и уходу за детьми.
В настоящее время наиболее востребованной и самой распространенной является форма присмотра и ухода за детьми в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В них присмотр и уход сочетается с дошкольным образованием. В такой форме присмотр и уход получают 6,2 млн. детей в 56,4 тыс. учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
С целью развития данной формы присмотра и ухода рекомендуется расширять разнообразие направленности групп для детей дошкольного возраста, работающих в режиме полного дня, делая акцент на создании групп не только общеразвивающей направленности, но также компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности.
Минобрнауки России подготовило и направило в субъекты Российской Федерации методические рекомендации «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений» (письмо от 27 сентября 2012 г. N 08-406).
Четвертая форма связана с привлечением к присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность. В 2013 г. более 1 тыс. индивидуальных предпринимателей оказывают услуги в сфере дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (гувернерство, семейные клубы, детские центры, домашние детские сады и т.д.).
Перспективным представляется развитие данной формы, которая предусматривает дошкольное образование детей в ДОУ в режиме кратковременного пребывания, а также присмотр и уход за детьми, реализуемый индивидуальным предпринимателем в жилых или приспособленных помещениях, расположенных в непосредственной близости от ДОУ. Индивидуальный предприниматель осуществляет также сопровождение детей в процессе реализации программы дошкольного образования в ГКП на основе трехстороннего договора между:
дошкольным учреждением, которое осуществляет бесплатное дошкольное образование,
индивидуальным предпринимателем, который обеспечивает присмотр и уход за детьми в течение рабочего дня родителей,
и родителями (законными представителями), которые оплачивают услуги по присмотру и уходу за ребенком.
Данная форма организации присмотра и ухода за детьми апробируется в настоящее время в Республике Саха (Якутия).
Большое значение в данном случае имеет отбор индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми. Активная работа с индивидуальными предпринимателями, проявившими желание осуществлять деятельность в сфере присмотра и ухода за детьми, ведется в Хабаровском и Красноярском краях через центры подготовки индивидуальных предпринимателей. Однако, как показывает опыт Красноярского края, более 20% обученных индивидуальных предпринимателей отказываются в ближайшие месяцы после обучения от осуществления деятельности в сфере присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.
Учитывая изложенное, при развитии индивидуального предпринимательства в сфере присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста рекомендуется:
б) сформировать критерии отбора претендентов для организации деятельности в сфере дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми в соответствии с положениями трудового законодательства. Необходимо не допустить, чтобы с детьми дошкольного возраста работали ИП, имеющие или в прошлом имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (статья 351.1 Трудового кодекса).
При развитии формы присмотра и ухода за детьми, осуществляемого ИП, рекомендуется учитывать существующие, механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере дошкольного образования.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере дошкольного образования.
Данная поддержка включает в себя в том числе предоставление субъектами Российской Федерации малому и среднего бизнесу субсидий из федерального и регионального бюджетов в рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Порядок предоставления субсидий субъектам Российской Федерации для реализации мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
Согласно приказу Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 г. N 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» предусмотрены различные инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе такие мероприятия, как:
создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
содействие развитию лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей), приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, средств и технологий;
создание и развитие гарантийных фондов.
Реализацию мероприятий, а также оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 августа 2013 г. N 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми»
Текст письма опубликован в журнале «Вестник образования», январь 2014 г., N 2, в журнале «Вестник образования России», март 2014 г., N 5, в журнале «Образование в документах», март 2014 г., N 3
Группы по присмотру и уходу в детском саду что это такое
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2017 г. N 08-364 «Об организации работы семейных дошкольных групп»
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 23 декабря 2016 г. N ОГ-П8-7927 изучил опыт работы семейных дошкольных групп, действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы деятельности данных групп в субъектах Российской Федерации, и направляет обобщенную информацию и методические рекомендации для использования в работе.
И.о. директора Департамента | И.В. Мануйлова |
Информация и методические рекомендации
об организации работы семейных дошкольных групп в субъектах Российской Федерации
Информация структурирована по следующим направлениям:
1. Количество семейных дошкольных групп и воспитанников в них.
2. Нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие организацию работы семейных дошкольных групп.
3. Опыт работы субъектов Российской Федерации по данному направлению.
1. Количество семейных дошкольных групп и воспитанников в них.
По оперативным данным, представленным субъектами Российской Федерации, на 1 января 2017 г. в Российской Федерации функционировало:
297 семейных дошкольных групп, осуществляющих только присмотр и уход без реализации ООПДО, с охватом 890 воспитанников.
2. Нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие организацию работы семейных дошкольных групп.
Федеральным законодательством в сфере образования разделены функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ДОО и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности в семейных дошкольных группах, группах по присмотру и уходу и иных формах).
Так, согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ. В свою очередь, под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
Согласно статье 17 Федерального закона N 273-ФЗ образование может быть получено в том числе вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации ООПДО.
В случае если такая деятельность осуществляется только в отношении собственных детей, то фактически речь идет о получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образований в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в ДОО и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 15 Порядка). Финансирование реализации образовательной программы в указанном случае со стороны государства не осуществляется.
Согласно пункту 19 статьи 2, пункту 5 статьи 31 Федерального закона N 273-ФЗ за юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы закреплена возможность осуществлять образовательную деятельность по программам дошкольного образования в качестве дополнительного вида деятельности.
Так, семейные дошкольные группы, реализующие ООПДО, могут быть созданы при дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта, иных организациях, индивидуальными предпринимателями.
При получении дошкольного образования в семейных дошкольных группах и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подходы к организации и осуществлению образовательной деятельности, то есть деятельности по реализации ООПДО, в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть одинаковыми.
В случае если образовательная деятельность осуществляется не только в отношении собственных детей, то возможны следующие варианты.
Согласно подразделу III раздела ЕКС лицо, претендующее на должность воспитателя, должно иметь ВО или СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо ВО или СПО и ДПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
При таком создании семейных дошкольных групп возможно финансирование реализации ООПДО по нормативам финансирования, предусмотренным для ДОО, в соответствии с подушевым принципом.
В качестве индивидуального предпринимателя возможно осуществление деятельности исключительно по присмотру и уходу. В этом случае упомянутые требования к индивидуальному предпринимателю предъявляться не будут.
Требования пожарной безопасности позволяют при организации таких групп предъявлять к их противопожарному оснащению нормы, установленные для жилых помещений, а не для ДОО. К помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования как к жилым помещениям жилых домов (пункт 5.2.3 свода правил СП 4.13130. «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объектно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288). Наряду с этим для семейных дошкольных групп, не подпадающих под параметры малой наполняемости, применяются требования, установленные к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания ДОО).
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 7 Федерального закона контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий в сфере образования с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет Рособрнадзор, который обладает правом выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, направления предложений об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных полномочий.
При определении количества детей в семейной дошкольной группе малой наполняемости следует руководствоваться пунктом 1.9 СанПиН 2.4.1.3147-13.
Обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ ООПДО реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Данная норма федерального законодательства дает возможность на основании заключенного договора между организациями для воспитанников семейных дошкольных групп организовывать освоение ООПДО, в том числе на базе организаций культуры, дополнительного образования и других при условии соблюдения требований, установленных в статье 15 Федерального закона N 273-ФЗ.
Использование сетевой формы реализации ООПДО позволяет избежать проблем адаптации детей к условиям ДОО, проводить занятия не только воспитателем, но специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, логопедом и др.), посещать детям мероприятия (праздники, концерты) или проводить занятия в основном здании ДОО, организаций культуры, дополнительного образования и др.
Получение лицензии на образовательную деятельность не требуется в случае создания семейных дошкольных групп по присмотру и уходу за детьми без реализации ООПДО или в случае создания таких групп индивидуальными предпринимателями без привлечения педагогических работников. В данном случае к работнику семейной дошкольной группы предъявляются требования к уровню образования, установленные в соответствующем разделе ЕКС и (или) Профстандарте, в соответствии с занимаемой должностью (младший воспитатель, помощник воспитателя).
Федеральным законодательством урегулированы механизмы финансовой поддержки семейных дошкольных групп, реализующих ООПДО, как структурных подразделений ДОО.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ семейные дошкольные группы в структуре ДОО имеют право на получение субвенции, предоставляемой местным бюджетам за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, для осуществления финансового обеспечения расходов на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Поддержка семейных дошкольных групп, осуществляющих только услугу по присмотру и уходу за детьми без реализации ООПДО, согласно статье 65 Федерального закона N 273-ФЗ может осуществляться учредителем образовательных организаций, в том числе для отдельных категорий граждан (детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с туберкулезной интоксикацией и др.).
Для поддержки индивидуальных предпринимателей, создавших семейные дошкольные группы, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки как для семей, имеющих детей, так и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Кроме того, государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, ответственным исполнителем которой является Министерство экономического развития Российской Федерации, предусмотрены финансовая поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми.
По оперативным данным, представленным субъектами Российской Федерации, на 1 января 2017 г. объем средств, затраченных для функционирования семейных дошкольных групп, реализующих ООПДО, составил:
Для организации деятельности семейных дошкольных групп присмотра и ухода за детьми без реализации ООПДО в 2016 году израсходовано:
Определение размера взимаемой с родителей платы за присмотр и уход за ребенком согласно части 2 статьи 65 Федерального закона N 273-ФЗ отнесено к полномочиям учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.
В соответствии с частью 4 указанной статьи включение расходов на реализацию ООПДО, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих ООПДО, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях не допускается. При этом размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
3. Опыт работы субъектов Российской Федерации по данному направлению.
Из опыта Краснодарского края
Семейные дошкольные группы создаются на базе образовательных организаций муниципальных образований, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих ООПДО, и являются их структурными единицами.
В Краснодарском крае семейные дошкольные группы получили юридически закрепленное название «группы семейного воспитания».
На муниципальном уровне ДОО совместно с органами местного самоуправления проводят родительские собрания, консультации с приглашением педагогов, состоящих на учете в службе занятости, многодетных родителей, педагогов-пенсионеров, мониторинги, маркетинговые исследования и др. К разработке модели образования дошкольников в форме семейных дошкольных групп подключены экономисты, юристы, заведующие и педагоги ДОО.
В муниципальных образованиях создан банк данных потенциальных воспитателей, проведены финансовые расчеты организации семейных дошкольных групп, разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность таких групп, где предусмотрены все требования к созданию и функционированию семейных дошкольных групп.
Организация питания осуществляется несколькими видами: доставка готовых блюд в специальной таре из ДОО или приготовление пищи по месту пребывания детей, при наличии необходимых условий, по утвержденному в ДОО меню, из сырьевого набора продуктов, предоставленного ДОО.
При отсутствии возможности обеспечивать детей горячим питанием работа семейных дошкольных групп строится в режиме кратковременного пребывания.
Численность детей в семейных дошкольных группах устанавливается от 3 до 5 детей. Группы функционируют в семьях, имеющих не менее трех детей дошкольного возраста, а также в семьях, имеющих двух детей дошкольного возраста, по месту проживания данной семьи, при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.
Использование жилого помещения (части жилого помещения) для организации деятельности семейных дошкольных групп осуществляется на основании договора ограниченного безвозмездного пользования жилым помещением, заключаемого между образовательной организацией и собственником данного помещения. При этом возраст воспитанников семейных дошкольных групп в ряде муниципальных образований установлен до 8 лет.
Работники семейных дошкольных групп являются работниками образовательной организации. Права и обязанности работников таких групп определяются законодательством, должностными инструкциями, трудовым договором. Все работники проходят медицинский осмотр в соответствии с действующим порядком приема работников в образовательную организацию.
Образовательная организация осуществляет материально-техническое обеспечение семейных дошкольных групп. Родители (законные представители) вправе использовать для организации семейной дошкольной группы собственное имущество при условии его соответствия действующим санитарно-эпидемиологическим нормам.
В ряде нормативных документов муниципального уровня предусмотрена возможность создания семейных дошкольных групп, как реализующих ООПДО, так и осуществляющих только присмотр и уход за детьми, а также функционирующих в режиме кратковременного пребывания, сокращенного дня, полного дня или продленного дня.
На должность воспитателя может быть назначен кроме родителя (законного представителя) ребенка близкий родственник, проживающий совместно с детьми данной группы.
В целях охраны жизни и здоровья детей, будущих воспитанников семейных дошкольных групп предусмотрена процедура обследования жилищно-бытовых условий заявителей, претендующих на создание таких групп, на соответствие жилищно-бытовых условий существующим требованиям.
Как правило, такое обследование осуществляется независимой комиссией, в состав которой входит представитель(и) муниципальных органов управления образования, представители территориального Роспотребнадзора, инспектор Пожнадзора, представители администрации дошкольной образовательной организации, педагог-психолог и др.
Количество дополнительных штатных единиц воспитателя или младшего воспитателя определяется расчетным путем в зависимости от продолжительности работы семейной дошкольной группы.
Из опыта Москвы
Главными целями создания «семейных детских садов» является поддержка многодетных семей через предоставление таким родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей, реализации на практике индивидуального подхода в обучении детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья и развития.
«Семейный детский сад» организуется в многодетных семьях жителей Москвы, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту жительства данной семьи на территории Москвы. В «семейные детские сады» могут быть зачислены дети из других семей жителей Москвы, в том числе не являющихся многодетными семьями.
Во всех «семейных детских садах» реализуется ООПДО, в том числе и с помощью сетевой формы взаимодействия. Образовательная организация самостоятельно принимает решение об открытии «семейного детского сада», исходя из потребностей жителей Москвы. Воспитанникам «семейного детского сада» предоставляется возможность использования инфраструктуры образовательной организации при проведении занятий и других видов деятельности в соответствии с расписанием занятий. Дети могут посещать музыкальные и физкультурные занятия, занятия с педагогом-психологом, занятия в бассейне и другие виды занятий в здании образовательной организации.
На должность воспитателя или помощника воспитателя «семейного детского сада» назначается один из родителей многодетной семьи, в которой он создается. Организация питания в «семейном детском саду» с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований возлагается на воспитателя или помощника воспитателя семейного детского сада и финансируется за счет средств бюджета Москвы.
Режимные моменты (время пребывания детей, график занятий и др.) определяется уставом ГБОУ и договором между образовательной организацией и родителем ребенка.
Заработная плата сотрудника «семейного детского сада» определяется в соответствии с Положением об оплате труда, которое разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно.
Контроль за функционированием «семейного детского сада» осуществляет непосредственно администрация ГБОУ.
Из опыта Республики Алтай
Для открытия семейной дошкольной группы в ряде муниципальных образований разработан алгоритм действий ДОО: внесение администрацией ДОО соответствующих изменений в имеющиеся локальные акты; регистрация обращения многодетных родителей (имеющих трех и более детей дошкольного возраста) с заявлением о намерении открыть семейную дошкольную группу; составление комиссией акта обследования жилищных условий семьи; заключение с работником семейной дошкольной группы трудового договора; заключение договора ДОО с родителями; оформление доверенности на воспитателя семейной дошкольной группы в случае, если принимаются дети из других многодетных семей; оформление личных дел детей семейной дошкольной группы, организация встречи воспитателя семейной дошкольной группы с педагогами и специалистами ДОО; разработка упрощенной документации для воспитателя семейной дошкольной группы; составление расписаний занятий, проводимых дома и в условиях ДОО.
Алгоритм предусматривает осуществление контрольных функций со стороны администрации ДОО (посещение старшим воспитателем и социальным педагогом открытых занятий, проведение периодической проверки бытовых условий и соблюдения режима дня в соответствии с установленными требованиями).
В целях выявления потребностей и актуальных линий взаимодействия представителей ДОО и воспитателей семейных дошкольных групп проводится анкетирование.
Полученные данные анализируются администрацией ДОО, которая определяет потребность родителей. Например: использование для прогулок площадок ДОО, посещение музыкальных и физкультурных занятий, помощь логопеда, семейного психолога, активное участие воспитанников семейных дошкольных групп в праздниках, проводимых в ДОО и т.д.
Дополнительно сообщаем, что в 2014 году Минобрнауки России для субъектов Северо-Кавказского федерального округа разработало модельную программу, а также провело выездные консультации по развитию групп, созданных в том числе индивидуальными предпринимателями.
Типовые документы: «Дорожные карты», модель поддержки развития дошкольного образования за счет привлечения к оказанию услуг дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, типовая учебная программа курсов повышения квалификации направлены в субъекты Российской Федерации письмом Минобрнауки России от 18 декабря 2014 г. N НТ-13715/08.
Минобрнауки России полагает целесообразным продолжить субъектами Российской Федерации работу по поддержке получения детьми дошкольного образования в семейной форме путем развития семейных дошкольных групп в целях повышения доступности дошкольного образования.
И.о. директора Департамента | И.В. Мануйлова |
Обзор документа
Доведена информация об организации работы семейных дошкольных групп в регионах.
Сведения структурированы по следующим направлениям: количество семейных дошкольных групп и воспитанников в них; нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие организацию работы семейных дошкольных групп; опыт деятельности регионов.
Рассмотрены особенности создания таких групп.