гойда что это значит
Семилетний период разгула опричнины на Руси до сих пор недостаточно изучен и вызывает много споров среди историков, в частности, касающихся количества жертв, которое варьируется в различных источниках от 3-4 до 20 тысяч человек при общей численности населения Московского государства конца XVI века в 6 млн. человек. Немного сведений дошло до нас и о «внешнем антураже» опричников, который, если верить свидетельствам, был весьма своеобразен.
Отдельная каста
«Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал», – более ста лет тому назад писал об опричнине знаменитый российский историк Василий Осипович Ключевский. Специальные войска опричников выполняли функцию личной гвардии Ивана Грозного и непосредственно осуществляли политику опричнины – чрезвычайных репрессивных мер с целью подавления протестных настроений как в среде боярско-княжеской знати, так и в народных массах, как это, например, было в случае массовой резни в Новгороде.
При этом современники той эпохи, отмечавшие сходство опричников с западными «воинами Христа», так или иначе оговаривались, что это скорее была пародия, своего рода кощунственная игра, которую впоследствии на свой лад повторил и Петр Первый в своем пародийном «Всешутейшем и всепьянейшем соборе». Был у опричников и свой приветственный клич «гойда!», заменявший им наше знакомое «ура!».
Значение и происхождение
Точное значение и этимологию боевого клича опричников «гойда!» установить не так-то просто. Оно отсутствует даже в «Толковом словаре живаго великорускаго языка» Владимира Даля 1863 года издания. Зато здесь мы находим несколько однокоренных слов – например, глагол «гоить», одно из значений которого «здравствовать» или издавать заздравный клич «гой!» (вызывательное восклицание, одобрительный вызов). Такое приветственное обращение часто встречается в русских народных сказках: «Ох, ты, гой еси добрый молодец!».
Также Владимир Даль приводит пример употребления в сибирских губерниях глагола «гоить» в значении «угощать, холить»: «Хорошо ли вы гоили гостя?». В «Толковом словаре русского языка» под редакцией профессора Д.Н. Ушакова 1935 года издания междометие «гой» определяется как устаревшее, народнопоэтическое, употребляемое с местоимением второго лица в качестве восклицания, приветствия, торжественного обращения: «Гой ты, родина моя, гой ты, бор дремучий!» (А. К. Толстой). Однако, возвращаясь к словарю В. И. Даля, мы находим еще один однокоренной глагол – «гойкать»: орать, кричать, аукать. Глагол «гойкать» Владимир Даль возводит к междометию «го», которое, среди прочего, определяется им как «голканье псовых охотников, затравивших зайца». И вот это последнее определение вызывает интерес.
Особые знаки отличия
Из документальных свидетельств, которые оставили в своем «Послании. » ливонские рыцари Иоганн Таубе и Элерт Крузе, некоторое время служившие при дворе Ивана Грозного, мы узнаем, что «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны».
Аналогичные описания присутствуют и в некоторых других дошедших до нас источниках. Например, исследователи А. Каппелер и Р.Г. Скрынников в своей книге «Забытый источник по истории России эпохи Ивана Грозного» приводят свидетельство еще одного очевидца тех времен, который наблюдал царский кортеж на московских улицах в 1570 году, записав следующее: «На шее коня венценосца была подвешена песья голова из серебра, зубы которой клацали от каждого удара копыт о мостовую. Кроме того, на груди одного из опричных командиров, сопровождавшего в тот день монарха, висела свежеотрубленная голова большой английской собаки. ».
Какое слово вместо «Ура!» кричали опричники Ивана Грозного
«Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал», – более ста лет тому назад писал об опричнине знаменитый российский историк Василий Осипович Ключевский. Специальные войска опричников выполняли функцию личной гвардии Ивана Грозного и непосредственно осуществляли политику опричнины – чрезвычайных репрессивных мер с целью подавления протестных настроений как в среде боярско-княжеской знати, так и в народных массах, как это, например, было в случае массовой резни в Новгороде.
Семилетний период разгула опричнины на Руси до сих пор недостаточно изучен и вызывает много споров среди историков, в частности, касающихся количества жертв, которое варьируется в различных источниках от 3-4 до 20 тысяч человек при общей численности населения Московского государства конца XVI века в 6 млн. человек. Немного сведений дошло до нас и о «внешнем антураже» опричников, который, если верить свидетельствам, был весьма своеобразен.
Отдельная каста
При этом современники той эпохи, отмечавшие сходство опричников с западными «воинами Христа», так или иначе оговаривались, что это скорее была пародия, своего рода кощунственная игра, которую впоследствии на свой лад повторил и Петр Первый в своем пародийном «Всешутейшем и всепьянейшем соборе». Был у опричников и свой приветственный клич «гойда!», заменявший им наше знакомое «ура!».
Значение и происхождение
Точное значение и этимологию боевого клича опричников «гойда!» установить не так-то просто. Оно отсутствует даже в «Толковом словаре живаго великорускаго языка» Владимира Даля 1863 года издания. Зато здесь мы находим несколько однокоренных слов – например, глагол «гоить», одно из значений которого «здравствовать» или издавать заздравный клич «гой!» (вызывательное восклицание, одобрительный вызов). Такое приветственное обращение часто встречается в русских народных сказках: «Ох, ты, гой еси добрый молодец!».
Также Владимир Даль приводит пример употребления в сибирских губерниях глагола «гоить» в значении «угощать, холить»: «Хорошо ли вы гоили гостя?». В «Толковом словаре русского языка» под редакцией профессора Д.Н. Ушакова 1935 года издания междометие «гой» определяется как устаревшее, народнопоэтическое, употребляемое с местоимением второго лица в качестве восклицания, приветствия, торжественного обращения: «Гой ты, родина моя, гой ты, бор дремучий!» (А. К. Толстой). Однако, возвращаясь к словарю В. И. Даля, мы находим еще один однокоренной глагол – «гойкать»: орать, кричать, аукать. Глагол «гойкать» Владимир Даль возводит к междометию «го», которое, среди прочего, определяется им как «голканье псовых охотников, затравивших зайца». И вот это последнее определение вызывает интерес.
Особые знаки отличия
Из документальных свидетельств, которые оставили в своем «Послании. » ливонские рыцари Иоганн Таубе и Элерт Крузе, некоторое время служившие при дворе Ивана Грозного, мы узнаем, что «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны».
Аналогичные описания присутствуют и в некоторых других дошедших до нас источниках. Например, исследователи А. Каппелер и Р.Г. Скрынников в своей книге «Забытый источник по истории России эпохи Ивана Грозного» приводят свидетельство еще одного очевидца тех времен, который наблюдал царский кортеж на московских улицах в 1570 году, записав следующее: «На шее коня венценосца была подвешена песья голова из серебра, зубы которой клацали от каждого удара копыт о мостовую. Кроме того, на груди одного из опричных командиров, сопровождавшего в тот день монарха, висела свежеотрубленная голова большой английской собаки. ».
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Что такое опричнина
Опричнина. — Этим именем назывался, во-первых, отряд телохранителей, наподобие турецких янычар, набранный Иоанном Грозным из бояр, детей боярских, дворян и др.;
во-вторых — часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.
Эпохой Опричников называется время приблизительно от 1565 г. до смерти Иоанна Грозного.
Когда, в начале февраля 1565 г., Иоанн воротился в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства и учредить в государстве Опричнину. Это слово употреблялось сначала в смысле особого имущества или владения; теперь же оно получило иное значение.
В Опричнине царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, псарей и т. п.; были набраны особые отряды стрельцов. На содержание Опричнины были назначены особые города (около 20), с волостями. В самой Москве некоторые улицы (Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр.) были отданы в распоряжение Опричникам; прежние жители были переселены на другие улицы.
В Опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание Опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.
Все остальное государство должно было составлять «земщину»; царь поручил его земским боярам, т. е. собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ив. Дм. Бельского и кн. Ив. Фед. Мстиславского. Все дела должны были решаться по старине, причем с большими делами следовало обращаться к боярам, если же случатся дела ратные или важнейшие земские — то к государю.
За подъем свой, т. е. за поездку в Александровскую слободу, царь взыскал с Земского Приказа 100 тыс. рублей.
После учреждения Опричнины начались казни: многие бояре и дети боярские были заподозрены в измене и сосланы в разные города. Имущество казненных и сосланных отбиралось на государя и раздавалось опричникам, число которых скоро возросло до 6000.
На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для народа, царь же верил в их верность и преданность, и они действительно беспрекословно исполняли его волю; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников.
В начале января русские войска подошли к Новгороду и опричники начали свою расправу с жителями: людей забивали до смерти палками, бросали в Волхов, ставили на правеж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке. Пять недель продолжалось избиение, тысячи народу погибли. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало до полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500—600 чел., считались счастливыми. Шестую неделю царь провел в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот. Военные отряды посылались даже в глубину страны, верст за 200—300 от Новгорода, и там производили подобное же опустошение.
В 1575 г. Иоанн поставил во главе земщины крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя — «государем князем московским». От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, не важные по содержанию. Симеон оставался во главе земщины не более двух лет: затем Иоанн дал ему в удел Тверь и Торжок.
Разделение на Опричнину и земщину не было, однако, отменено; Опричнина существовала до смерти Грозного (1584), но самое слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник — словом дворовый; вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили «города и воеводы дворовые и земские».
Соловьев старается осмыслить учреждение Опричнины, говоря: « Опричнина была учреждена потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними ».
Мнение С. М. Соловьева разделяет К. Н. Бестужев-Рюмин.
В. О. Ключевский также находит, что Опричнина явилась результатом борьбы царя с боярством, борьбы, которая «имела не политическое, а династическое происхождение»; ни та, ни другая сторона не знала, как ужиться одной с другой и как обойтись друг без друга. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политическое сожительство и было разделение государства на Опричнину и земщину.
Е. А. Белов, являясь в своей монографии: «Об историческом значении русского боярства до конца XVII в.» апологетом Грозного, находит в Опричнине глубокий государственный смысл.
Карамзин, Костомаров, Д. И. Иловайский в учреждении Опричнины не только не видят политического смысла, но приписывают его проявлению тех болезненных и вместе с тем жестоких чудачеств, которыми полна вторая половина царствования Грозного.
Вот как писали историки про Опричнину:
» Опричнина царя Ивана была дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведёнными на содержание царского двора. Разница была лишь в том, что опричнина с дальнейшими присоединениями захватила чуть не половину всего государства.
Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены.
В. О. Ключевский, «Русская история. Полный курс лекций. Лекции 18-29», 1904 г.
Предложенные им меры были странны: Русь делилась на земщину и опричнину; земщиной управляли бояре и служилые люди, носившие прежние звания; опричнина составляла телохранителей царя и исполнителей его воли; некоторые города очислились от земщины и принадлежали собственно царю и его детям, содержа опричнину; за подъём государя ему отсчитывалось сто тысяч рублей; жить он будет не в Москве, а в Александровской слободе.
А. К. Шеллер-Михайлов, «Дворец и монастырь», 1900 г.
Слово ОПРИЧНИНА или ОПРИЧНИК исходит от старинного русского глагола » ОПРИЧЬ «, что в переводе на современный русский язык означает » КРОМЕ «
Вот пример : «Опричь кваса я ни чего не хотел пить» (Кроме кваса я ни чего не хотел пить).
Когда опричники, весёлые, как тигры,
По слову Грозного, среди толпы рабов,
Кровавые затеивали игры,
Чтоб увеличить полчище гробов, —
Когда невинных жгли и рвали по суставам,
Перетирали их цепями пополам,
И в добавленье к царственным забавам,
На жён и дев ниспосылали срам, —
Когда, облив шута горячею водою,
Его добил ножом освирепевший царь, —
На небесах, своею чередою,
Созвездья улыбалися как встарь.
Лишь только эта мысль в душе блеснёт случайно,
Я слепну в бешенстве, мучительно скорбя.
О, если мир — божественная тайна,
Он каждый миг — клевещет на себя!
гойда
1 гойда
См. также в других словарях:
гойда — I виг. Уживається як присудок за знач. гойдати 1). II и, ч., діал. Здоровань … Український тлумачний словник
гойда — присудкове слово незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови
гойда̄си — 1) недолго; 2) недавно … Нанайско-русский словарь
ГОЙДА Олег Васильевич — (р. 21 апреля 1939, город Красноармейск, Донецкая область), украинский режиссер, сценарист. В 1961 окончил инженерно механический факультет Днепропетровского университета и работал инженером одного из днепропетровских заводов. В 1971 окончил… … Энциклопедия кино
гойдатися — [гойда/тиес а] а/йус а, а/йеіс :а, а/йеіц :а, а/йуц :а … Орфоепічний словник української мови
гойдальний — прикметник … Орфографічний словник української мови
гойдання — іменник середнього роду … Орфографічний словник української мови
гойдати — дієслово недоконаного виду … Орфографічний словник української мови
гойдатися — дієслово недоконаного виду … Орфографічний словник української мови
НАКАНУНЕ ПРЕМЬЕРЫ — «НАКАНУНЕ ПРЕМЬЕРЫ», СССР, киностудия им. А.Довженко, 1978, цв., 77 мин. Киноповесть. По мотивам повести А.Алексина «Действующие лица и исполнители». Молодой талантливый режиссер детского театра, несмотря на неизлечимую болезнь, приезжает… … Энциклопедия кино
СПОСОБ УБИЙСТВА — «СПОСОБ УБИЙСТВА», Украина Россия, 1993 1996, цв., 67 мин. Психологический детектив. По одноименному роману Эда Макбейна. В основе сюжета два параллельно развивающихся события, в центре которых детектив Стив Карелл. Именно ему поручено непростое… … Энциклопедия кино
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
«Гойда»
«Гойда»
Источник: russian.rt.com
Исключительная путаница царит в землях наших украинских братьев. Очень сложно определиться, за кого молиться в первую очередь.
Принял давеча шоколадный королёк новый закон о чём-то в Донбассе. Разумеется, сам Донбасс на мизинце вертел всё, что без воли самого Донбасса принято. Хоть кем на киевской оккупационной вотчине. Донбасс теперь можно только уничтожить, но никак не дезинтегрировать… или как там на бесовском? А уничтожить Донбасс без уничтожения России не получится. Так что все речи о дезинтеграции Донбасса — лишь пустой звук и отсрочка возмездия на неопределённый срок.
Парадоксально, но президент Украины стал примером канонического негодяя-украинца. В истории каждого народа есть такой. У нас Тушинский вор был. От веры отцовской отрёкся, людей обижал, с полькой путался. Это наш рок-н-ролл. А украинский — всё продал, а что не продал — предал, а что не предал — погубил. Такой рыночный перформанс.
У бздешеков Радзивиллы, братья-проказники, своих шведам продали. Но хоть продали. Шоколадный королёк и продать-то никому не может. Хочет, но не может. Даже до существа доходит, что бежать некуда. С одной стороны — контуженные патриоты, с другой — братский народ, очень раздосадованный пустым кровопролитием. Нет такого зарубежного курорта, где бы существо могло потом свои богатства прогулять. Его будут со всех курортов всю жизнь гнать. Чтобы другие невинные отдыхающие не пострадали.
Остаётся ему только войну затеять. И по максимуму привлечь Антанту. Боюсь только, Антанта будет до последнего капризничать. Как Темнейшего не критикуй, но армия у нас сейчас есть. Согласитесь, это лучше, чем ничего. Или в глобальный минус, как при Бориске.
И даже в некотором смысле шоколадный королёк может быть полезен.
Донбасс наконец освободим, фашизм победим, экономику восстановим. У нас после тотальных шухеров всегда экономический Ренессанс. Если за правду бьёмся.
Тоже, кстати, важный вопрос: за правду ли биться будем?
Наверное, так: простые люди — за правду, богатые, как обычно, — за себя. Богатых у нас единицы, остальные — голытьба. Так что за правду.
За мельдоний — от спортсменов, за бардак в гендерной теме — от людей одиноких, за навязанный офисный атеизм — от четырёх традиционных религий, за Родину — совокупно.
И старец Адриан мне говорил, что будет война, будет обязательно. Плохо это очень, но будет. Не дадут России без войны мир наладить. Ничего не поделаешь: все, кроме нас, болеют мировым господством, только мы лечим этот срамной недуг, спасаем планетарное тело от злых дураков.
И наивно считать, что в предстоящие выборы мы выбираем президента, — в предстоящие выборы мы выбираем главнокомандующего. Если рассматривать кандидатуры с этой точки зрения, то всё встанет на свои места. Дамочки, завхозы и теоретики сами собой отпадут.
Разве можно нас победить?
Автор: Иван Охлобыстин
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.