госзащита что это такое
Свидетели под защитой. Как в России прячут людей от преступников
Жертва скопинского маньяка получила государственную защиту. Рассчитывать на нее могут только участники уголовных дел. Причем чаще всего защиту дают тем, кто причастен к определенной статье. «360» рассказывает, как в России утроена система государственной защиты.
Екатерина Мартынова попросила государственную защиту от вышедшего на свободу скопинского маньяка. Это случилось после одиозного интервью Виктора Мохова. В нем он признался, что до сих пор любит Екатерину, а также предложил «помочь» зачать детей своей другой жертве.
Мохов также попытался наладить общение с бывшей жертвой с помощью соцсетей. Екатерина начала опасаться за свою жизнь. То, что Мохова могут вновь оштрафовать на 1200 рублей за нарушение административного надзора, нельзя считать сильным сдерживающим фактором.
Следственный комитет предоставил Екатерине госзащиту. Подробности держат в тайне. Однако, по словам Мартыновой, она и ее семья теперь находятся в безопасности. Они больше не переживают, что могут встретиться со скопинским маньяком.
Охрана или смена личности
Каждый год в России около пяти тысяч человек нуждаются в государственной защите. Есть несколько вариантов: личная охрана, выдача спецсредств индивидуальной защиты, изъятие из публичного доступа сведений о человеке, а также переселение, замена документов, а в случае необходимости и изменение внешности.
Адвокат, бывший следователь по особо важным делам Главного следственного управления СК при прокуратуре РФ Андрей Гривцов рассказал «360», что все это делается в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Кому положена защита
«На госзащиту могут претендовать свидетели преступления или потерпевшие — словом, лица, которые дают изобличающие показания и в связи с этим находятся в опасности. Иногда по громким делам свидетелей сопровождает охрана, которая находится с ними круглосуточно», — объяснил Гривцов.
Люди достаточно часто просят о защите, но охрану выделяют далеко не всегда. Иногда достаточно просто изъять информацию о человеке или выдать телефон для оперативной связи.
Под госзащиту также подпадают следователи и судьи, которые ведут громкие дела, отметил адвокат.
Доказательство угрозы
Получить государственную защиту человеку, который не проходит свидетелем или пострадавшим в уголовном деле, очень сложно. Ярким примером стала Залина Маршенкулова, которой начали поступать угрозы в физической расправе. Девушка высказалась в защиту российских актрис, снявшихся в клипе Тилля Линдеманна. Последствия — шквал угроз и даже обещание 120 тысяч рублей за видео с избиением Залины.
Адвокат девушки пояснила, что для получения решения о предоставлении защиты обязательно должен быть получен уголовно-процессуальный статус свидетеля или потерпевшего, должно быть заведено уголовное дело.
Заявления с просьбой госзащиты рассматривают до 10 дней. За это время следственное управление должно будет провести проверку и установить, действительно ли есть угроза здоровью и жизни заявителя.
Кто может получить такой статус?
В УПК предусмотрена процедура, когда свидетеля допрашивают под выдуманным именем, без входа в зал суда — из отдельного кабинета по звуковой конференции с изменением голоса. Так это выглядит в УПК и фактически, пояснил «360» адвокат московского правового центра «Вектор» Сергей Черский.
«[Получить защиту может, ] в принципе, любой свидетель, обратившийся к правоохранительным органам, мотивировавший, что он опасается за свое здоровье и последствия от лиц, совершивших преступления, либо их соучастников и подельников, которые находятся на свободе», — сказал юрист.
Свидетель может быть как гражданином РФ, так и лицом без гражданства либо гражданином другого государства. Здесь ограничений нет.
На практике в большинстве случаев защита предоставляется свидетелям по наркотическим делам.
«Как правило, основная масса лиц, которые не просят, а на самом деле пользуются этим, — это закупщики по наркотикам по статье 228. И иногда бывают внедренные агенты, но это по очень сложным государственным делам. Такие редко бывают. Основное — это, как правило, закупщики по наркотикам. За 20 лет практики у меня их (таких дел — прим. ред.) было много. Но они не громкие, а банальные: кто-то что-то купил, продал. В 90% случаев это именно наркотики. Такие люди, как правило, работают по нескольким делам. И чтобы не было последствий, ведь информация из СИЗО и колоний тоже уходит. И чтобы об этом как можно позже узнали или вообще не узнали, человек идет по уголовным делам как Петров Петр Петрович. Чтобы он спокойно мог работать», — пояснил Черский.
Громкие дела под защитой
Адвокату неизвестны случаи, чтобы за свидетелями ходили сотрудники полиции и защищали их. Но по некоторым громким делам в 2000-х свидетелей действительно прятали.
«Например, помните такой, Леша Солдат в тамбовской бригаде? Я знаю, что он, когда начал давать свидетельства, его прятали очень долго», — сообщил Черский.
Среди тех, кто обращается за помощью к государству, бывают и родственники преступников. Например, члены семьи печально известного Чикатило в январе 1991 года сменили свои фамилии, продали квартиру в Новочеркасске и переехали в Харьков.
Государственную защиту не следует путать с государственной охраной, под которой обычно находятся первые лица государства, представители органов власти. Работа ее сотрудников обычно не афишируется, а сведения о защищаемых лицах составляют государственную тайну.
Подразделения государственной защиты были образованы в 2008 году. В задачу этих подразделений входит обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества участников уголовного судопроизводства, также судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Подобные задачи ранее возлагались на подразделения по борьбе с организованной преступностью, которые не могли на тот момент обеспечить квалифицированную защиту. Для этого необходимо было разработать детальный механизм функционирования особой службы, иметь нормативную базу, финансирование. И работа в этом направлении велась.
В 2009 году вышло очень нужное Постановление Правительства РФ, которым была утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», рассчитанная на пятилетний срок, т.е. по истечении заданного срока принимается очередная программа. Финансовые средства в таком деле выступают гарантом обеспечения безопасности защищаемых лиц. Денежные средства идут на аренду жилья, закупку питания, содержание, пользованием средствами связи. Государство берет на себя все расходы, связанные с обеспечением безопасности защищаемых лиц, в том числе и членов их семей.
Одно из последних направлений, реализуемых при исполнении функции государственной защиты, – это постоянное наблюдение за психическим состоянием защищаемых лиц. С подобной задачей может справиться только психолог. Защищаемые лица – это те, кто подвергся насилию со стороны преступников либо находящиеся под мощнейшим давлением со стороны обвиняемых по уголовным делам. Угрозы могут поступать и сотрудникам правоохранительных органов, в связи с осуществлением ими служебной деятельности.
«Наша задача – своевременно предложить помощь от имени государства, но при одном условии – наша помощь может быть оказана при добровольном согласии, без какого-либо принуждения. Дав свое согласие защищаемые лица подпадают под программу защиты свидетелей и с этой минуты государство несет ответственность за жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, в том числе и их близких. Это очень важно. Добросовестный участник уголовного судопроизводства, готовый свидетельствовать в отношении преступников заслуживает уважения и особого отношения», – пояснили в МВД.
Законом предусмотрены меры безопасности, которые представляют собой комплекс мер начиная от охранно-оперативных, заканчивая жилищными, социальными и др. Необходимо решать вопросы размещения в безопасных местах, трудоустройства на новой работе в случае переезда на временное место жительства, обустройства детей в детских садах и школах. Все это необходимо делать в условиях строгой конфиденциальности.
«Цели и задачи нашим подразделением достигаются не только за счет охранных мероприятий. На нас возлагается также, и задача по установлению источника угроз, т.е. выявление и задержание злоумышленников, оказывающих преступное воздействие на защищаемых. И здесь нам предоставлено право проведения специальных оперативных мероприятий. В своей работе по установлению источников угроз мы не прибегаем к действиям, если они связаны с риском для жизни защищаемых лиц», – отметили в ведомстве.
Многие граждане недооценивают сам институт государственной защиты, призванный защищать права и свободы граждан, стоящих на страже собственности, жизни, здоровья и имущества граждан. Выражается это в недоверии к подразделениям государственной защиты, когда участники уголовного судопроизводства отказываются от защиты в лице государства и прибегают к услугам близких и родственников. Напомним, что сведения о лицах, в отношении которых принимаются меры безопасности, относятся к государственной тайне. А, если кем-то распространяются сведения о мерах безопасности в отношении защищаемых лиц, то за это предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьями 311 и 320 УК РФ.
Госзащита является одна из самых закрытых служб в системе МВД России
Государственную защиту не следует путать с государственной охраной, под которой обычно находятся первые лица государства, представители органов власти. Работа ее сотрудников обычно не афишируется, а сведения о защищаемых лицах составляют государственную тайну. Об этом информагентству рассказали в МВД по РД.
Подразделения государственной защиты были образованы в 2008 году. В задачу этих подразделений входит обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества участников уголовного судопроизводства, также судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Подобные задачи ранее возлагались на подразделения по борьбе с организованной преступностью, которые не могли на тот момент обеспечить квалифицированную защиту. Для этого необходимо было разработать детальный механизм функционирования особой службы, иметь нормативную базу, финансирование. И работа в этом направлении велась.
В 2009 году вышло очень нужное Постановление Правительства РФ, которым была утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», рассчитанная на пятилетний срок, т.е. по истечении заданного срока принимается очередная программа. Финансовые средства в таком деле выступают гарантом обеспечения безопасности защищаемых лиц. Денежные средства идут на аренду жилья, закупку питания, содержание, пользованием средствами связи. Государство берет на себя все расходы, связанные с обеспечением безопасности защищаемых лиц, в том числе и членов их семей.
Одно из последних направлений, реализуемых при исполнении функции государственной защиты, – это постоянное наблюдение за психическим состоянием защищаемых лиц. С подобной задачей может справиться только психолог. Защищаемые лица – это те, кто подвергся насилию со стороны преступников либо находящиеся под мощнейшим давлением со стороны обвиняемых по уголовным делам. Угрозы могут поступать и сотрудникам правоохранительных органов, в связи с осуществлением ими служебной деятельности.
«Наша задача – своевременно предложить помощь от имени государства, но при одном условии – наша помощь может быть оказана при добровольном согласии, без какого-либо принуждения. Дав свое согласие защищаемые лица подпадают под программу защиты свидетелей и с этой минуты государство несет ответственность за жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, в том числе и их близких. Это очень важно. Добросовестный участник уголовного судопроизводства, готовый свидетельствовать в отношении преступников заслуживает уважения и особого отношения», – пояснили в МВД.
Законом предусмотрены меры безопасности, которые представляют собой комплекс мер начиная от охранно-оперативных, заканчивая жилищными, социальными и др. Необходимо решать вопросы размещения в безопасных местах, трудоустройства на новой работе в случае переезда на временное место жительства, обустройства детей в детских садах и школах. Все это необходимо делать в условиях строгой конфиденциальности.
«Цели и задачи нашим подразделением достигаются не только за счет охранных мероприятий. На нас возлагается также, и задача по установлению источника угроз, т.е. выявление и задержание злоумышленников, оказывающих преступное воздействие на защищаемых. И здесь нам предоставлено право проведения специальных оперативных мероприятий. В своей работе по установлению источников угроз мы не прибегаем к действиям, если они связаны с риском для жизни защищаемых лиц», – отметили в ведомстве.
Многие граждане недооценивают сам институт государственной защиты, призванный защищать права и свободы граждан, стоящих на страже собственности, жизни, здоровья и имущества граждан. Выражается это в недоверии к подразделениям государственной защиты, когда участники уголовного судопроизводства отказываются от защиты в лице государства и прибегают к услугам близких и родственников. Напомним, что сведения о лицах, в отношении которых принимаются меры безопасности, относятся к государственной тайне. А, если кем-то распространяются сведения о мерах безопасности в отношении защищаемых лиц, то за это предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьями 311 и 320 УК РФ.
Госдуме предложили ввести госзащиту для всех сотрудников МВД и Росгвардии
В Госдуму внесен законопроект, который дает возможность получить госзащиту любым сотрудникам МВД, Росгвардии, Минобороны и Службы внешней разведки (СВР). Документ размещен в электронной базе нижней палаты парламента.
Авторы законопроекта — депутаты Александр Хинштейн (председатель комитета по информационной политике) и Василий Пискарев (глава комитета по безопасности и противодействию коррупции). Оба входят во фракцию «Единой России».
На госзащиту могут претендовать сотрудники и других силовых ведомств (МВД, Росгвардии, Минобороны и СВР), но для этого они должны быть задействованы в оперативно-разыскной и следственной деятельности, в охране общественного порядка и исполнении судебных приговоров либо непосредственно участвовать в борьбе с вооруженной преступностью или терроризмом, а также в спецоперациях.
Авторы законопроекта считают, что подобный подход «ставит в неравное положение сотрудников (военнослужащих) одних правоохранительных и силовых органов по отношению к сотрудникам других аналогичных органов». Хинштейн и Пискарев утверждают, что право на госзащиту может понадобиться и не задействованным в подобных задачах силовикам.
Также авторы законопроекта предлагают прописать в законе полномочия бойцов Росгвардии на личную охрану судей, сотрудников СК и органов внутренних дел.
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ
«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
С изменениями и дополнениями от:
29 декабря 2004 г., 24 июля 2007 г., 5 апреля, 28 декабря 2010 г., 30 ноября 2011 г., 21, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 4 июня 2014 г., 8 марта 2015 г., 3 июля 2016 г., 7 февраля 2017 г., 1 июля 2021 г.
Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ в преамбулу к настоящему Федеральному закону внесены изменения
Настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.
Президент Российской Федерации
20 августа 2004 года
Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.
Определен перечень участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной защите, органы, обеспечивающие государственную защиту, а также виды государственной защиты.
Установлены права и обязанности защищаемых лиц и органов, обеспечивающих государственную защиту, а также ответственность за нарушение требований Федерального закона.
Определен порядок финансирования и материально-технического обеспечения государственной защиты.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 г.
Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 25 августа 2004 г. N 155-156, в «Российской газете» от 25 августа 2004 г. N 182, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3534
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 288-ФЗ
Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 7-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 352-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.
Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 45-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.