государство защищает позиции монополий в ряде отраслей и регулирует их деятельность так как
Как влияет антимонопольная власть на развитие железнодорожного транспорта?
Анализ решения размещения производящего предприятия фокусируется на..
: максимизации прибыли
: минимизации времени транспортировки готовой продукции
Тема: государственное регулирование в рыночной экономике
42. Ограничения в виде законодательных актов на ведение определенных видов деятельности, представленные лицензированием, сертификацией, нормами контроля, квотами – это …
: правительственные барьеры
43. Мезоэкономика изучает …
: влияние изменения курса рубля на объем импорта
: влияние изменения курса рубля на функционирование фирмы А
: эффективность производства фирмы А
: конкуренцию фирмы А с фирмой В
44. Государство ввело нижний предел цен на товар Х на уровне выше равновесного. Последствия этого …
: возникнет избыток этого товара
: возникнет дефицит этого товара
: равновесная цена поднимется до этого уровня
: предложение этого товара уменьшится
45. Государство защищает позиции монополий в ряде отраслей и регулирует их деятельность, так как …
: эти отрасли обслуживают широкие слои населения
: эти отрасли – естественные монополии
: большое количество фирм привело бы к снижению отраслевой мощности
: большое количество фирм в отрасли привело бы к чрезвычайно острой ценовой конкуренции
46. К методам прямого государственного воздействия относят:
: государственная поддержка программ, заказов и контрактов
: лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, то есть внешнеторговых операций
: регулирование цен, их уровень и соотношение
: таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы, условия обмена валют
47. Экономика, основанная на принципах свободной конкуренции означает, что …
: государство не вмешивается в экономику;
: государство мало вмешивается в экономику;
: государство не применяет регуляторы.
: государство оказывает экономике только поддержку, не вмешиваясь в рыночные механизмы
Как влияет антимонопольная власть на развитие железнодорожного транспорта?
: обеспечивает недискриминационный доступ к инфраструктуре ЖДТ для дочерних – компаний перевозчиков
: создает, единые тарифы на перевозки;
: следит за безопасностью на ЖДТ
: создает барьеры для входа в отрасль, которые не дают возможность вести предпринимательскую деятельность на ЖДТ
49. В задачи Федеральной антимонопольной службы входит …
: осуществление контроля за добросовестностью конкуренции на рынках товаров и услуг
: поглощение крупной предпринимательской деятельности
: установление для каждого предприятия процент налогообложения
: создание и реорганизация коммерческих организаций
50. Для оценки концентрации в теоретических моделях и в практике антимонопольного регулирования используется индекс …
: Херфиндаля
: индекс концентрации Ханна и Кея
51. Сговор наиболее вероятен в отраслях …
: с высокой концентрацией, с малым числом предприятий
: с низкой концентрацией, с большим числом предприятий
: с высокой концентрацией, с большим числом предприятий
: с низкой концентрацией, с малым числом предприятий
52. Экономическое влияние железнодорожного транспорта:
: стимулирование промышленного производства
: повышение уровня налогов
: расширение рынка труда
: повышение качества жизни жителей отдаленных населенных пунктов
53. Социальное влияние железнодорожного транспорта …
: концентрация зон отдыха вокруг железной дороги
: увеличение числа рабочих мест
: обеспечение социальной поддержки нуждающихся
54. Структура парка железнодорожного подвижного состава определяется:
: назначением транспортных средств
: принадлежностью транспортных средств
: частотой использования транспортных средств
55. Государственное управление железнодорожным транспортом РФ осуществляют:
: Международный союз железных дорог
: Федеральное агентство железнодорожного транспорта
: Министерство транспорта РФ
56. Документы, регламентирующие работу ОАО «РЖД»:
: Устав ОАО «РЖД»
: Железнодорожная накладная формы №2
: Устав железнодорожного транспорта РФ
: Договор на подачу и уборку вагонов
57. Под целью тарифного регулирования понимается …
: воздействие на систему отношений между участниками товарного и транспортного рынков
: ограничение взаимодействия между участниками товарного и транспортного рынков
: установление контроля над отношениями между участниками товарного и транспортного рынков
: прекращение всякого взаимодействия между участниками товарного и транспортного рынков
Итоговая контрольная работа по экономике 10 класв
Итоговая контрольная работа (вариант 1)
Подберите понятия к следующим определениям:
2. имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ: земля, вода, леса, полезные ископаемые и т. п.
3. поведение человека, которое предполагает максимизацию результата при данных затратах или минимизацию затрат для достижения заданного результата
4. фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, оборудование, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т. п
5. фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ
6. блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно
7. то, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов
8. ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить все потребности всех людей
9. он, принимает на себя ответственность и риск, связанные с организацией производства и управлением
10. ресурсы, которые используются людьми для производства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов. К ним относятся: труд, земля и капитал
Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции будет характерна для
2) рынка легковых автомобилей
3) рынка услуг преподавателей
Рынок белых роз, скорее всего, будет являться
1) свободно конкурентным рынком
2) монополией и картелем
3) монополистической конкуренцией
4) олигополией и трестом
Олигополия – это рыночная ситуация, где оперирует
1) небольшое количество конкурирующих фирм
2) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт
3) только одна крупная фирма
4) только один крупный покупатель
Мировой рынок нефтепродуктов относится к следующему типу рыночной структуры
1) олигополистическая конкуренция
2) совершенная конкуренция
3) монополистическая конкуренция
4) монополия и монопсония
Какого вида конкуренции не существует
Что из нижеперечисленного является признаком только монопольного рынка
2) дифференциация продуктов
3) большие постоянные издержки
4) цена равна затратам
Больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции рынок
1) услуг косметических салонов
2) стали и черной металлургии
3) акций и облигаций
4) автомобилей и авиастроения
Какой рынок, скорее всего, будет монополией
1) бензоколонка в сельской местности
2) рынок гвоздик и тюльпанов
3) рынок пшеницы и ржи
4) рынок косметических услуг
Что из ниже перечисленного не является условием совершенной конкуренции
1) большое число продавцов и покупателей
2) разнообразие производства товаров и услуг
3) свобода входа на рынок
4) свобода выхода с рынка
Товар, предлагаемый монополистом, как правило
1) не имеет близких заменителей
2) не имеет смысла рекламировать
3) вызывает небольшие затраты в производстве
4) однородный и уникальный
Свобода входа и выхода с рынка характерна только для
1) совершенной и монополистической конкуренции
2) монополии и олигополии
3) совершенной (свободной) конкуренции
4) монополистической (смешанной) конкуренции
Что из следующего не приводит к монополии
1) производство и сбыт товара, имеющего много заменителей (субститутов)
2) лицензии и производственные сертификаты
3) авторские права на изобретения
4) контроль над единственным источником товара
К дифференциации продукции не относится
1) различия в оплате труда по национальности и полу
2) физические характеристики блага (цвет, вкус и т.д.)
3) марка производителя, бренд, знак качества и т.д.
4) условиям продажи и сервис
Для потребителей монополистическая конкуренция выгодна тем, что
1) дифференциация продуктов благоприятствует лучшей реализации вкусов потребителей
2) фирмы производят оптимальный объем продукции
3) ожесточенная ценовая война между фирмами на руку потребителям
4) использование ресурсов наиболее эффективно и результативно
Монопсония характеризуется тем, что
1) на рынке действует один покупатель
2) фирмы могут свободно входить и выходить с рынка
3) на рынке действует один продавец
4) на рынке действует ограниченное число фирм
5) на рынке действует большое число покупателей
Общее между олигополией и монополистической конкуренцией заключается в том, что в обеих рыночных структурах
1) достаточное внимание уделяется рекламе
2) производится исключительно дифференцированный продукт
3) каждая фирма способна существенно контролировать цены
4) отраслевой вход и выход затруднены
Государство защищает позиции монополий в ряде отраслей и регулирует их деятельность, так как
1) эти отрасли – естественные монополии
2) эти отрасли обслуживают широкие слои населения
3) большое количество фирм привело бы к снижению отраслевой мощности
4) большое количество фирм привело бы к острой ценовой конкуренции
По своей сути природа олигополии ближе всего к
Монополия
Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение
Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.
Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией.
Какую компанию считают монополистом
Компанию можно считать монополистом, если она:
Например, в конце 19 века американская компания Western Union стала монополистом на рынке телеграфной связи: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.
Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.
Какие бывают монополии
Монополии бывают государственными и негосударственными.
Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.
Есть три цели, для которых государство образует монополию:
Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или влияния внешних факторов.
Почему появляются естественные монополии
Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.
Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.
Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.
Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.
Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.
Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.
Как регулируют естественные монополии
Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.
Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.
Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.
При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.
Почему появляются искусственные монополии
Искусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.
Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.
Компании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Выделяют четыре формы таких союзов: картель, синдикат, трест и конгломерат:
Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.
В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.
Чем опасны искусственные монополии
Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут и падает предпринимательская активность.
Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.
Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.
Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.
Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.
Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.
Как государство регулирует деятельность естественных монополий?
Основными формами государственного регулирования естественных монополий служат:
1. Ценообразование на продукцию естественных монополий;
3. Регулирование отношений собственности на фирмы, действующие на рынке естественных монополий.
1. Цены и тарифы на продукцию естественных монополий – основной объект регулирования. Схемы установления цен на продукцию естественной монополии преследуют общую цель снижения потерь общественного благосостояния от монопольной власти, не жертвуя производственной эффективностью.
Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию. Цены (тарифы) на продукцию субъектов естественных монополий, отпускаемые предприятиям, устанавливаются исходя из того, что их прирост не должен превышать прогнозируемого Минэкономразвития России прироста цен производителей промышленной продукции (без продукции легкой и пищевой промышленности).
Одной из проблем, связанной с ценообразованием на продукт естественной монополии, является проблема качества продукции. В условиях регулируемой цены фирма не имеет стимулов к повышению качества товара. Более того, при данной установленной государством цене фирма может повысить прибыль путем снижения издержек производства за счет снижения качества товара. При отсутствии конкуренции на рынке снижение качества продукции не оказывает существенного влияния на ее положение. Теоретически государство может использовать два рычага: включение показателей качества в перечень регулируемых нормативов и практику компенсации потерь потребителей за счет фирмы-производителя в случае снижения качества товара ниже допустимого уровня. Но и это не создает стимулов для повышения качества.
2. Прямое регулирование цен на продукцию естественной монополии государством может быть заменено контролем над уровнем доходности. Именно такой метод используется в практике США. Установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния. Государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою пользу, чтобы конкуренция могла быть уравновешенной.
Однако многие экономисты считают, что регулирование нормы доходности оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения регулируемой фирмы. Наблюдается так называемое избыточное инвестирование (фирма стремится заместить капитальными ресурсами другие используемые факторы производства).
3. Передача предприятий в государственную собственность является наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий.
Одним из возможных способов снижения потерь общества от монопольной власти, альтернативных прямому регулированию деятельности фирмы, служит стимулирование конкуренции на рынке естественной монополии. Наиболее сложным вопросом является проблема определения оптимальной остроты конкуренции. Применительно к потенциально конкурентным сегментам сферы деятельности естественной монополии государственная политика должна состоять в стимулировании входа новых фирм и снижении барьеров входа на рынок.
В ряде случаев выигрыш эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует потери общества от злоупотребления монопольной властью. Тогда государству целесообразно пойти на реорганизацию отрасли естественной монополии путем разукрупнения фирм-производителей. В тех отраслях, где реорганизация или дерегулирование невозможны или нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных элементов является развитие конкуренции за право доступа в отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара.
Государство продает естественной монополии право осуществлять тот или иной вид деятельности в форме франчайзинга. Подобный метод государственного регулирования используется в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание. Преимущества франчайзинга заключается в том, что он предоставляет эффективное ограничение деятельности монополиста, поскольку всегда существует угроза невозобновления контракта, если его условия не выполнены.