горсть земли в могилу что значит
Что означает горсть, которую бросают в могилу на похоронах
В могилу с опущенным в неё гробом принято бросать горсть земли. Первыми это делают близкие родственники умершего, затем то же действие повторяют все присутствующие при захоронении. Такого обычая придерживаются и в том случае, когда погребение организовано без соблюдения религиозной обрядности. Между тем, символика похоронной горсти земли восходит к ветхозаветному «ибо прах ты и в прах возвратишься». Это соотносится с представлением о том, что первый человек на Земле, Адам был создан из глины (земли, праха).
Сотворение человека из глины как древнейшее предание человечества
Мифы о том, как боги сформировали тела первых людей из земли или глины, распространены от Европы и Ближнего Востока до Австралии и Новой Зеландии. Наиболее древние предания такого рода отмечены в Египте, где отец богов Хнум лепил людей на гончарном круге, и в Междуречье с богом Бэлом, оросившим собственной жертвенной кровью ту землю, из которой следом боги сотворили человечество.
Предки из красной речной глины у маори, глиняные тела и кудрявые волосы из коры эвкалипта у мифических предтеч австралийских аборигенов образуют единый мотив «земляного» генезиса всех людей, на земле живущих. Прародительницей была и Мама Альпа (Мать Земля) инков, и Мать сыра земля русских былин. Она же принимала тела умерших.
Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.
Символика горстей и лопат земли при иудейских, христианских, мусульманских похоронах
Похоронная обрядность всех авраамических религий, то есть, иудаизма, христианства, ислама, уделяет особое внимание бросанию земли в могилу или поверх неё.
Так, на иудейских похоронах принято сыпать не горсти, а три, пять или тринадцать лопат земли. Притом число три символизирует душу, дух и дыхание, пять добавляет к этим трём первоосновам жизнь и индивидуальность, а тринадцать обозначает надежду на посмертное прощение, ибо таково число слов в строке соответствующего псалма.
При погребении христиан до средних веков и позже горсть земли в могилу обязательно бросал священник. В дальнейшем сыпать «прах к праху» стали также миряне, символически отображая конец земной, телесной жизни.
В могилу мусульманина бросают горсть земли, произнося на арабском языке аят из Корана: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (2:156). Затем могилу засыпают, формируя невысокий холмик, поливают водой, бросают на неё семь горстей земли и читают аят из Корана: «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведём вас в другой раз» (20:57).
Обратное действие: горсть земли, взятая с могилы
Вера в сверхъестественную силу земли-матери по-прежнему существует. Ею обосновывались действия белорусских крестьян-переселенцев, которые брали с собой узелок с родной землицей, «каб жыццё ў новых мясцінах лягчэйшае было». То же решение принимали эмигранты, завещавшие, чтобы в могилу при погребении была всыпана хоть горсть земли, привезённой с родины.
С давних времён распространено поверье, что земля, взятая с могил святых подвижников, обладает целительной и чудотворной силой. В средневековой Европе целебной считалась не только могильная земля, но даже пыль с гробниц святых. Её носили при себе в мешочке как амулет, пили разведённой в воде или вине. Подобными же представлениями руководствуются и сейчас, когда собирают горстку «песочка от блаженной Матронушки», который «помогает от всего».
Наконец, могильная земля становится атрибутом разного рода магических действ, сулящих верную погибель тем, против кого они направлены.
Вопрос и ответ
Верование в чудотворность такой «земельки» квалифицируется как находящееся за рамками православного понимания святости и должного почитания святыни.
ООО «Городская Ритуальная Служба» по договорённости доставляет на кладбище чашу с песком. Так обеспечивается комфортное исполнение традиционного символического действия при любых условиях.
Нет. Если заочное отпевание совершено до погребения, полученную в церкви землю крестообразно высыпают в гроб, поверх покрывала, полностью закрывающего тело покойного. Если обряд проведён после похорон, то землю, переданную священнослужителем, крестообразно высыпают поверх могилы.
Что означает горсть земли, которую бросают в могилу на похоронах
В современном мире похоронный ритуал имеет много традиций и суеверий, например, когда люди бросают землю в могилу на крышку гроба. Для того, чтобы узнать, зачем это нужно делать и какие правила у этого обряда, стоит изучить некоторые особенности ритуала.
Истоки традиции бросать горсти земли в могилу в день похорон
Такой похоронный обряд имеет несколько источников возникновения:
Советский и российский историк Троицкий Николай Алексеевич считает, что традиция бросать горсти земли на крышку гроба в могилу пришла в православие из иудаизма. Евреи верят, что воскреснуть после смерти смогут только те, кому в могилу подкладывали палестинскую землю, если не могли похоронить в Палестине.
Сколько горстей земли нужно кинуть в могилу, и какой рукой это делать
На похоронах православного человека на крышку гроба принято бросать одну или три горсти земли. Но священнослужители не считают, что есть конкретное количество необходимых горстей. Важнее всего попрощаться с усопшим с чистой душой, не тая обид или злобы.
Эзотерики считают, что проведения ритуала по бросанию земли на крышку гроба, поможет семье покойного обезопасить себя и его от темных сил, и не даст возможность умершему возвращаться в виде призрака к живым.
С давних времен считается, что левая рука принимает энергию, а правая отдает. Поэтому делать такой обряд нужно левой рукой, стоя слева возле могилы. Так как правой рукой можно забрать энергию смерти.
Бросают землю обязательно с прочтением молитв или с сердечными словами об усопшем.
Порядок бросания земли на крышку гроба и последующие действия на похоронах
Первым землю в могилу кидает священнослужитель, делая это в виде креста, а затем посыпает пеплом из кадила. Затем ритуал продолжают родные и близкие покойного согласно очереди. Почву надо брать с края вырытой могилы, но лучше это делать не голыми руками, а с помощью носового платка, который обязательно дают на похоронах. После процедуры, следует отвернуться к могиле спиной и уйти с кладбища, не оборачиваясь.
После выхода из кладбища, надо обязательно струсить или счистить кладбищенскую землю с обуви. Следующий этап похорон – это поминки, которые обычно проходят в кафе, дома или в столовой. В давние времена поминки проходили на могиле, но со временем такая традиция забылась.
Для чего бросают горсть земли в могилу на похоронах: смысл обряда, история, сколько земли кидать и какой рукой
Практически на всех похоронах многие сталкивались с обычаем бросать землю в гроб с покойником. Несмотря на распространенность, никто толком не может объяснить, для чего это делается и что это значит. Вот каково происхождение этого обряда и истоки возникновения данной традиции.
История традиции
Существует несколько источников возникновения данной традиции:
— Славянский обычай. Древние славяне не хоронили людей так, как это стали делать на Руси с наступлением христианства. Тело умершего человека сжигали в огне и складывали в особый сосуд. Затем каждый член семьи клал веточки для поджигания костра вокруг усыпальницы, затем старейшина поджигал костер. После этого обряда в сосуд кидали по горсти земли – считалось, что это облегчает переход из одного мира в другой, затем урну с захоронением закапывали.
— Существовал и другой обряд, связанный с похоронами в древнем славянском мире. Земля, которая была над покойником, считалась целебной, поэтому каждый бросал комья земли сверху усыпальницы. Кроме того, в этой земле принято было сажать деревья – считалось, что почва над покойником обладала особым плодородием.
— С появлением гробов в 6 веке появилась еще одна традиция. Обычно в них погребали знатных чиновников, а сверху насыпали холм из земли. Землю бросали и в яму, и на курган, а при похоронах воина существовал обычай – положить на гроб столько земли, сколько умещалось в шлем воина. Затем гроб засыпали землей и формировали могилу.
— С появлением православия обряд, связанный с бросанием земли на могилу, напоминал о бренности человеческого житься. Бросая комья земли на крышку гроба, было принято говорить «пусть земля тебе будет пухом».
— В советское время, когда совершались гонения на церковь, а священников сажали в тюрьмы и расстреливали в концлагерях, землю, освященную в храме, кидали на могилу. Считалось, что такой обряд заменял отпевание, которое в те времена считалось преступным.
Почему же сегодня россияне бросают землю на крышку гроба. Священник Плужников считает, что в этом нет никакого мистического смыла. Церковная традиция связывает этот обряд как напоминание о том, что существование человека не вечно и что когда-нибудь все будут преданы земле. Недаром в дореволюционные времена практически все храмы строились на кладбищах.
Согласно традиции, после отпевания покойника, священник отправлялся на кладбище и читал молитвы, бросая землю в могилу. Это считалось напоминанием о том, что смерти никому не миновать и что все люди рано или поздно столкнутся с ней. Во время изменения власти, когда к власти пришли большевики, храмы стали закрывать, а похороны стало принято совершать без огласки. Земля отдельно и тайно освящалась в церкви, и только потом ее развозили родственники по могилам. Несмотря на то, что в дальнейшем главенствовал воинствующий атеизм, обычай остался.
Современный смысл обряда
Так, спустя много десятилетий, земля, которую стали кидать на могилу, стала ассоциироваться с ритуалом прощения грехов, мыслей о собственной смерти. Эта традиция стала необходимой на похоронах, хотя не все понимают ее смысл.
Сколько земли кидать и какой рукой
По традиции, принято бросать 1 или 3 горсти земли на крышку гроба. В этот момент, как говорят священники, принято прощать усопшему все обиды, мириться с ним. Поэтому важно в момент перед бросанием вспомнить и простить обиды и только потом бросать горсть земли на крышку гроба.
Такая традиция полезна как для самого кидающего (он расстается со старыми обидами и прощает грехи покойнику), так и для самого умершего – ему важно отделиться полностью от земной оболочки и перейти в мир духов. Считается, что в посмертной духовной жизни непрощённые обиды будут причинять умершему душевную боль и жестокие страдания.
Эзотерики иначе смотрят на этот обряд. Они считают, что бросание земли помогает покойнику не возвращаться в мир живых людей и не докучать им страшными сновидениями. Если этого не сделать, душа умершего человека может скитаться и причинять страдания тем, кто жив в данный момент, особенно если покойник умер неестественной смертью или ушел из жизни с глубокой обидой или злостью на родственников, друзей или на любого человека.
Обычно неприкаянная душа начинает досаждать обидчикам кошмарными сновидениями, болезнями родственников, особенно психического характера. Поэтому, кидая горсть земли на могилу, люди делают то, что способствует успокоению мятежной души умершего человека.
Очень важно бросать землю левой рукой и стоять с левой стороны от могилы. Считается, что таким образом нейтрализуется энергетика смерти. Если же бросать правой рукой, вероятны потери в жизни, бессилие и заболевания ныне живущих. Чтобы освободиться от обид и сделать правильно обряд, важно читать молитвы и простить покойнику все прегрешения, обиды и не желать никому зла.
Горсть земли в могилу: откуда взялась эта традиция?
На похоронах принято бросать горсть земли на крышку гроба, опущенного в могилу. Так символически завершается погребальный обряд. Но с чем связана эта традиция?
У многих народов земля считается Матерью всего сущего. Из земли человек был создан, в нее он и возвращается после смерти.
В авраамистических религиях, таких как христианство, буддизм или ислам сотворение человека описывается примерно одинаково. Как говорится в книге «Бытия»: «И создал Бог человека из праха земного».
Но и в дохристианские времена, у языческих народов были похожие легенды. Древние греки верили, что первого человека слепил из глины Прометей, древние египтяне — Хнув, отец всех богов, и тоже из глины. В Древнем Вавилоне мифология была более жестокой: здесь бог Бэл отрубил свою голову, его кровь смешалась с почвой, и из этой субстанции боги слепили человека.
Подобные верования существуют и у диких племен, живущих в Австралии и Новой Зеландии. Австралийские аборигены считают, что бог Бунджилу вылепил человека из мягкой горной породы и сделал ему волосы из волокон эвкалипта. Новозеландцы, подобно древним вавилонянам, утверждают, что бог Тику смешал кровь с землей и создал людей.
Иными словами, предания у большинства народов, которые никак не пересекались между собой, практически идентичны, и расходятся только в деталях. Но есть ли какое-то научное обоснование у этого феномена?
Как человек связан с землей с научной точки зрения?
Ученые не знают точно, почему люди считают именно землю колыбелью жизни. У одного российского исследователя, В. Вернадского, была теория, согласно которой у глиняной породы и живых организмов существовали общие черты. Как и все живое, глина прекрасно адаптируется к температурным перепадам, изменению давления и даже химического состава самой себя. Вернадский предполагал, что в глину генетически заложены те же программы, что и в живые организмы, что в ней есть некое «ядро».
Однако позже были проведены исследования на высокоточном оборудовании, и эту теорию опровергли. Впрочем, Вернадский говорил, что наличие общих свойств еще не говорит о наличии прямой связи между глиной и живыми существами. Так что объяснить религиозные воззрения людей научно пока не получается.
Откуда пошла традиция бросать землю в могилу?
Считается, что традиция бросать землю в могилу существовала еще в Древнем Египте. Но тогда она выглядела чуть иначе. Люди брали горсть песка и над могилой умершего развеивали его по ветру. Однако смысл этой церемонии современным исследователям непонятен.
Похожая традиция была в Иудее. Она и сейчас есть, но тоже отличается от христианской. На похоронах родственники покойного должны бросить в могилу не горсть земли, а три или пять лопат. Числа «три» и «пять» символичны в иудейской религии и соответствуют уровням, на которых находится душа — три земных и два верхних, нематериальных. А изначально в могилу бросали по тринадцать лопат. Это число соответствует количеству строк псалма, прочтение которого очищает душу покойного от грехов.
«Прах к праху»: христианский феномен
Так что горсть земли бросают в могилу только на христианских похоронах. Скорее всего, это как-то связано со словами, содержащимися в книге «Бытия»:
«… доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
Во времена Средневековья горсть земли опускал в могилу священник. Позже это право получили все присутствующие на церемонии. Этот ритуал соблюдается не только православными, но и католиками, лютеранами, англиканами — всеми, кто причисляет себя к Церкви Христовой. А самое выражение «прах к праху» ушло в народ и употребляется повсеместно как символ смерти.
Что означает горсть, которую бросают в могилу на похоронах
Современная процедура погребения имеет много традиций и суеверий. Одна из них, когда люди бросают горсть земли в могилу. Для того, чтобы знать зачем это делается и какие правила проведения такого обряда, необходимо изучить особенности ритуала.
Откуда пришла традиция бросать горсти земли в могилу
Обряд бросания горсти грунта на гроб имеет истоки:
Кидают землю в могилу при похоронах горсть грунта бросают в могилу со словами: «Пусть земля тебе будет пухом». Так выказывают уважение к покойному, близкие становятся сопричастными к пребыванию духа в Царстве небесном.
Традиция бросать землю на гроб покойного есть и в других религиях.
У осетин горстями почвы осеняют тело умершего в гробу перед опусканием в могилу. Обряд совершает старейшина. Освященный глинозем приносят на лопате, он берет его ладонью и кидает на грудь усопшему трижды. Ритуал освобождал умершего от земных грехов.
Историк И. Е. Троицкий считает, что обычай бросать горсти почвы на могилу пришел в православие из иудаизма. Евреи верят, воскреснут после смерти только те, кто покоится в Палестине (святой земле). Захороненным в других, «неосвященных местах», подкладывают в гроб платочек с палестинской почвой, надеясь на воскрешение.
Армяне при прощании с покойным посыпали не могилу, а тело освященной горстью земли. Потом накрывали скончавшегося холстом и задвигали домовину крышкой. Похожий обряд описывает К. Г. Юадаров в книге «Горные марийцы». Этот народ прощался с усопшим, тело закрывали покрывалом и бросали сверху глиноземом.
Сколько горстей нужно кинуть
На православных похоронах в могилу на крышку гроба бросают одну или три земляных горсти. По мнению служителей церкви, количество жестов абсолютно не имеет значения. Гораздо важнее прощаться с покойным искренне, молиться за спасение души усопшего, не таить зла и обид на новопреставленного. Обязательно посещать кладбище, следить за местом захоронения, содержать его чистым.
В иудаизме горсти почвы на могилу бросают дважды: сначала лопатой по три взмаха, а после молитвы кидают землю еще три раза. Ритуал сопровождается восхвалением Господа, читают Кадиш.
В исламе погребение могут посещать только мужчины, каждый кидает в могилу немного почвы и читает строки из Корана. Когда над гробом образуется холмик, место захоронения поливают водой и бросают еще по 7 горстей земли сверху.
Для закрытия выхода использовались кресты. Их чертили по глинозему, который покрывал крышку домовины.
Ритуал закрытия могилы горстями почвы от темных сил сегодня почти забыт. Обряд проводился для того, чтобы умерший не возвращался к живым, как призрак.
Какой рукой бросать землю
По древним преданиям, земля — бесконечный источник силы, которым люди из давних времен пользовались и передавали эти знания потомкам. В соответствии со сказаниями предков левая рука человека принимает энергию, а правая отдает. Чтобы бросание горсти грунта на гроб не стало причиной болезней, скорой смерти, совершать обряд нужно с левой стороны могилы, левой рукой.
Горстями бросать почву необходимо обязательно с молитвой и сердечными словами об упокоенном, пожеланиями доброго пути в загробной жизни. Молитвы за упокоенного были обязательной частью ритуала.
Порядок бросания земли и что делают после
Первым кидает горсть глинозема на могилу священник, осеняя домовину крестом. Сопровождает жест молитвой, чтобы злые силы не беспокоили умершего. Батюшка совершает обряд руками или лопатой. Затем посыпает тело пеплом из кадила. Бросание земли символизирует угасание жизни, переход души в иной мир для общения с Богом.
Гроб закрывают крышкой, забивают гвоздями, опускают в яму. Священник кидает еще немного на домовину. Ритуал повторяют по очереди родные покойного. Горсть грунта берут с края могилы ладонью. Бросать почву можно с помощью платка, который раздают каждому во время похорон, а не пачкать руку. После нужно повернуться спиной к захоронению, спокойно уйти с кладбища, оглядываться нельзя. Перед выходом с территории вытирайте ноги.
Работники кладбища заканчивают процедуру захоронения и бросания земли лопатами, ставят временный столб или крест поверх могилы. Заступ нельзя передавать из рук в руки, его вставляют в почву. Только после этого лопату можно брать следующему человеку.
Забирать с собой вещи с кладбища нельзя. Полотенца, свечи, платки тоже лучше бросить на могиле вместе с горстями земли.
На современных похоронах неподалеку от могилы ставят рукомойники с водой, вешают белые полотенца. Моют руки, испачканные бросанием горстей глинозема. Хотя у древних славян считалось, что этого делать нельзя. Прикосновение к почве на кладбище было средством избавления от скверны, дурных мыслей.
Близкие умершего после погребения и бросания земляной горсти на гроб уезжают домой или в столовую на поминальный обед. Раньше трапеза свершалась на могиле усопшего, в наше время этот обряд забыли. Но по-прежнему оставляют покойному на кладбище хлеб, воду.
Соблюдению похоронных традиций придают особую важность. Проводить умершего нужно с уважением, сделать все необходимое для упокоения его души. Придавайте обрядам с горстью грунта религиозный, а не языческий смысл.
Фраза «Земля пухом» имеет языческие корни. Православные священники советуют грунт бросать в могилу на кладбище, желая усопшему «Царствия небесного!». Молитесь о спасении его души.