горизонтальное обучение педагогов что это такое
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Идея распределенного образования на основе сотрудничества вытекает из того, что если люди совместно решают проблему, то коллективный опыт скорее приводит к желаемым результатам.
Первым из ученых, кто увидел огромную ценность горизонтального обучения, была Л. Аберкромби из больницы Лондонского университета. Во время исследования, проведенного в 1950-х гг., Аберкромби обратила внимание на любопытный факт: если студенты-медики сопровождали врача во время обхода группой и совместно обсуждали состояние больного, то они ставили более точный диагноз, чем в тех случаях, когда участвовали в обходе поодиночке. Взаимодействие в группе позволяло студентам обсуждать гипотезы, выдвигаемые каждым, высказывать мнения, отталкиваться от взаимных наблюдений и в итоге приходить к общему мнению относительно состояния больного.
Мы так привыкли к традиционной среде обучения, что редко отступаем назад и критически смотрим на характер учебного процесса. Мы просто считаем метод нашего обучения фундаментальным методом передачи знаний и принимаем его как нечто само собой разумеющееся. Однако в действительности мы учимся структурировать свою реальность и организовывать наши взаимоотношения с окружающим миром. Кеннет Браффи, профессор английского языка и литературы из Бруклинского колледжа Университета Нью-Йорка, проанализировал ключевые операционные допущения современного процесса обучения и описал их роль в формировании нынешнего образа мыслей.
Браффи начинает с учителя, чья задача заключается в передаче знаний учащимся. Он выполняет ее, устанавливая авторитарные взаимоотношения с каждым учеником. Иначе говоря, учитель вызывает учеников к доске и требует от них рассказать что-то заученное или дать ответ на поставленный вопрос. Предполагается, что каждый ученик должен в точности исполнить задание учителя устно или письменно. Взаимоотношения всегда вертикальные, сверху вниз, и один на один. Взаимодействие учащихся друг с другом — взаимные вопросы или помощь — не приветствуется. Такое поведение подрывает безраздельность влияния учителя и создает альтернативную модель взаимоотношений — горизонтальную и интерактивную. Совместное суждение считается подсказкой. Знания каждого ученика оцениваются индивидуально.
Учащимся внушается мысль о том, что знание — это объективный феномен, который существует в форме битов информации и фактов, и что задача учителя заключается во внедрении этих битов объективного знания в голову каждого из них. Учащиеся быстро понимают по реакции учителя, что на каждый вопрос есть правильный и неправильный ответ. Их нередко осуждают и даже наказывают за изложение собственных субъективных представлений по вопросу перед классом, а высказывание сомнений в отношении взглядов учителя сурово карается. Браффи подводит итог образовательного процесса следующим образом: «Обязанностью ученика в соответствии с фундаментальными правилами обучения является “впитывание” того, что тем или иным образом излагает преподаватель. А преподаватель обязан передать знания учащимся и оценить, как они их усвоили» [16].
Горизонтальное обучение начинается с совершенно иного допущения относительно характера учебного процесса. Знание рассматривается не как объективный, самодостаточный феномен, а как объяснения, которые мы даем общему опыту, разделяемому друг с другом. Найти истину — значит понять, как все взаимосвязано, и мы открываем эти взаимосвязи в результате тесного взаимодействия с другими. Чем более разнообразны наш опыт и взаимные связи, тем ближе мы подходим к пониманию самой реальности и того, насколько каждый из нас вписывается в широкую картину бытия.
Знание, как считают Браффи и другие реформаторы образования, — это социальный конструкт, консенсус членов образовательного сообщества [17]. Если знание является чем-то таким, что существует между людьми и вытекает из их общего опыта, то характер нынешнего образовательного процесса неблагоприятен для глубокого познания. Учеба в школе нередко мало чем отличается от процесса дрессировки, производства автоматов, когда учащихся программируют реагировать определенным образом на те или иные ситуации, — во многом это походит на стандартные процессы в теории научной организации труда, под влиянием которой формировалась рабочая сила первой и второй промышленных революций.
Децентрализованное обучение смещает центр внимания с отдельной личности на взаимосвязанную группу. Обучение перестает быть изолированным взаимодействием между наставником и учеником и трансформируется в коллективное взаимодействие [18].
Учащихся разбивают на небольшие рабочие группы, которым дают конкретные задания. После того как учитель сформулирует задание, он отстраняется от процесса, позволяя учащимся сформировать собственное сообщество знания. Учащимся предлагают прийти к общему мнению путем обмена идеями, постановки вопросов друг перед другом, критики аналитических выводов и учета мнения каждого [19].
Нередко группу дополнительно разбивают и каждому ее участнику предлагают стать экспертом по одному из подразделов группового задания. Эксперты должны делиться своими знаниями с группой и брать на себя руководство дискуссией, когда она касается сферы их специализации. Таким образом учащиеся обучают друг друга и приобретают опыт лидерства без захватывания власти. В итоге они привыкают к социальной фасилитации и разрешению споров [20].
Группы затем собирают на занятие в полном составе, чтобы они могли поделиться своими находками. Роль учителя заключается в поддержании разговора. Хотя он должен делиться знаниями по учебной дисциплине, которую представляет, включая оценку различных мнений по этой дисциплине, а также ее стыковки и расхождения с другими областями знаний, все это имеет форму вклада в общий разговор. Браффи предупреждает, что «преподаватели обязаны не допустить возврата иерархической организации традиционной классной комнаты, при которой учащиеся воспринимают все сказанное учителем за единственно правильный ответ» [21].
При горизонтальном обучении учащиеся превращаются из пассивных получателей знания в активных участников процесса своего собственного образования. Цель заключается в научении думать, а не исполнять. Процесс обучения, который строится на сотрудничестве, укрепляет мысль о том, что получение знаний является не индивидуальным, а общим делом.
Горизонтальное обучение преобразует организацию взаимодействия в классной комнате из иерархической, централизованной и вертикальной во взаимную, демократическую и сетевую. Учащиеся понимают, что каждый из них отвечает за получение знаний другими. Ответственность предполагает понимание других, открытость для разных взглядов и точек зрения, способность прислушиваться к критике, стремление прийти на помощь другим и готовность отвечать за образовательное сообщество в целом. Все эти качества принципиально важны для развития способности сопереживать.
Горизонтальное обучение усиливает чувство сопереживания, поскольку дает учащимся возможность встать на чужое место и понять, что чувствует и думает другой. Критерием, позволяющим определить, когда сообщество учащихся становится действительно сплоченным и цельным, является состояние, при котором каждый член группы начинает близко принимать борьбу своих товарищей за процветание и воспринимать группу как продолжение своего «Я».
Излишне говорить, что новый подход к обучению благоприятен для междисциплинарного преподавания и мультикультурных исследований. Научное сообщество уже переходит от изолированных дисциплин с четко очерченными академическими границами к сетям на основе сотрудничества, участники которых представляют различные области и делятся знаниями распределенным образом. Более традиционный упрощенческий подход к изучению феномена начинает уступать дорогу системной постановке общих вопросов о характере реальности и смысле существования, что требует междисциплинарного видения.
Междисциплинарные научные ассоциации, журналы и образовательные программы, появившиеся в последние годы, отражают растущий интерес к взаимосвязи знаний. Новое поколение ученых начинает связывать между собой традиционные академические дисциплины и создавать более интегрированный подход к исследованиям. Сотни междисциплинарных областей вроде поведенческой экономики, экопсихологии, социальной истории, экофилософии, биомедицинской этики, социального предпринимательства и холистического здоровья вклиниваются в науку и предвещают изменение парадигмы образовательного процесса.
Одновременно глобализация образования сводит вместе представителей различных культур, каждая из которых имеет свою собственную антропологическую точку отсчета, и открывает множество свежих, новых подходов к изучению феноменов, возникших под влиянием различных историй развития культуры и национальных идей.
Изучение той или иной области с точки зрения множества научных дисциплин и культурных представлений делает учащихся менее предубежденными. Первые оценки образовательной реформы, нацеленной на распределенное обучение и сотрудничество, дают обнадеживающие результаты. Школы сообщают о заметном снижении агрессии, насилия и других проявлений асоциального поведения, уменьшении числа дисциплинарных взысканий, более широком сотрудничестве между учащимися, более социально ориентированном поведении, повышении внимания на занятиях, усилении тяги к учебе и развитии умственных способностей.
Мир Психологии
Рассмотрим в своей статье идею о горизонтальном обучении. Что это такое и что оно даёт в жизни молодому поколению людей, родившихся в эпоху интернета? Идея распределённого образования на основе сотрудничества строится на платформе совместного решения проблемы. В этом случае коллективный опыт скорее всего приводит к желаемым результатам. На данном этапе мы используем традиционные формы обучения. Учитель или профессор просто передаёт знания учащимся и студентам, при этом он устанавливает авторитарные взаимоотношения с каждым учеником. Взаимоотношения всегда вертикальные, сверху вниз и один на один с учителем. Знания каждого ученика оцениваются персонально. Коллективное суждение считается подсказкой и наказывается выставлением плохой отметки.
Интерес к знаниям и свободным рассуждениям пропадает. Отвечать надо только то, что написано в учебнике и говорить надо то, что желает слышать учитель. Они начинают хитрить и говорить то, что нравиться учителю.
Совсем по другому принципу строится горизонтальное обучение. Знание рассматривается не как объективный, самодостаточный феномен, а как разъяснение друг другу поставленной проблемы.
Найти истину-значит понять, как всё взаимосвязано. Когда мы тесно взаимодействуем друг с другом, тогда открываем эти взаимосвязи. Учёба в школе напоминает дрессировку в цирке. Ученики обязаны реагировать на поставленные вопросы и отвечать то, что от них ожидают. Горизонтальное обучение смещает центр внимания с отдельной личности на взаимосвязанную группу. Роль учителя в данном случае заключается в поддержании разговора и управлении работой учащихся.
При горизонтальном обучении учащиеся превращаются из пассивных получателей мёртвых знаний, в активных участников процесса своего собственного образования. Цель такого обучения в научении масштабно мыслить и размышлять, а не исполнять и повторять чужие мысли. Горизонтальное обучение преобразует организацию взаимодействия в аудитории во взаимную и сетевую.
Каждый из учащихся отвечает за получение знаний другими. Это обязы‑ вает учеников понимать других, принимать разные взгляды и точки зрения. Горизонтальное обучение усиливает чувство сопереживания, позволяет каждому встать на чужое место и понять, что чувствует и думает другой.
Научному сообществу тоже необходимо переходить от изолированных дисциплин к сетям на основе сотрудничества, в различных областях знаний. Необходимо подходить к системной постановке общих вопросов для междисциплинарных решений стоящих перед обществом задач.
Появляются новые междисциплинарные области: поведенческая экономика, эко психология, социальная история, эко философия, биомедицинская этика, социальное предпринимательство. В школах при таком обучении снижается агрессия, другие асоциальные проявления поведения, улучшается дисциплина, крепнут межнациональные связи, появляется тяга к учёбе и развиваются умственные способности учащихся.
Цифровой учитель: как педагогам вовлекать учеников с помощью технологий
Цифровизация — тренд, который охватывает все новые сферы, и образование — не исключение. Как показали результаты исследования Mail.ru Group и платформы «Учи.ру», 84% российских педагогов уверены: учитель должен в совершенстве владеть цифровыми технологиями. На фоне пандемии, заставившей всех перейти в онлайн, 74% учителей стали использовать их чаще. И больше половины (53%) планируют делать это так же активно и после возвращения школьников за парты.
Все больше учителей понимают важность и полезность технологий в учебном процессе: они мотивируют и вовлекают учеников (об этом говорят 38% педагогов), повышают привлекательность уроков (также 38%) и экономят время (13%).
В образовании, как и в бизнесе, использование технологий дает мощное конкурентное преимущество. У преподавателя, который выходит за рамки меловой доски и домашних заданий из учебника, уроки будут интереснее и эффективнее, чем у его консервативных коллег.
Уже четыре года Mail.ru Group выбирает самого «цифрового» учителя России. Но технологии развиваются стремительно — и важно ничего не упустить в этом быстро меняющемся мире. Каким должен быть «цифровой» учитель сегодня, и главное — как им стать?
1. Любить технологии — искренне
Говоря языком подростков, «цифровой» учитель должен быть ИТ-френдли. Он должен умело жонглировать разными инструментами: создавать обучающие викторины, квесты, делать наглядные презентации, скидывать в «облако» материалы урока, быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т.д.
При этом внедрять технологии в учебный процесс нужно нативно. «Цифровой» учитель хорошо понимает, что важно для современных детей и в каком формате это лучше преподносить. Это позволяет доносить до учеников информацию таким образом, чтобы они заинтересовались ею и сами захотели с ней что-то сделать не только на уроке, но и после него. Ведь цель педагога — не только и не столько научить, воспитать и развить ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел научиться, воспитаться и развиться.
Но одного умения правильно пользоваться технологиями мало. Обучение — очень тонкий процесс, потому что он направлен на детей, а дети всегда чувствую фальшь. Настоящий «цифровой» учитель использует технологии не потому что надо, а потому что не может не использовать. Ему самому это нравится. Если преподаватель любит свой предмет, это обычно происходит само собой, поскольку ему важно заинтересовать им своих учеников, и он находится в постоянном поиске новых методик и возможностей. А на этом пути рано или поздно он обязательно придет к применению технологий.
2. Искать возможности, а не оборудование
Сегодня нет ни одного предмета, в преподавании которого было бы неуместно применение технологий — как в дистанционном формате, так и в очном. Это касается даже физкультуры. Ведь учитель может, например, мониторить показатели учеников во время разных видов активности — для этого понадобятся только смартфон и фитнес-браслет. Кроме того, можно делать замедленную съемку выполнения упражнений и показывать детям ошибки при беге, подаче мяча и т.д.
Во время самоизоляции, когда уроки физкультуры тоже переехали в онлайн, учителя записывали упражнения и выкладывали их в сеть с тем, чтобы потом получить видеозаписи их выполнения от учеников, или проводили онлайн-трансляции. И это тоже пример внедрения технологий в уроки.
«Цифровой» учитель не обязательно использует суперсовременное дорогое оборудование вроде шлема виртуальной реальности, который, конечно, не каждая школа может себе позволить. Здесь речь скорее об умении работать с доступными устройствами и сервисами — о способности проявить креативность и придумать, как их эффективно встроить в учебный процесс и использовать по максимуму.
Например, у самого «цифрового» учителя 2020 года Дианы Минец есть собственный стикерпак — серия эмодзи, похожих на нее саму, которые она использует в своих презентациях. Подобные вещи привлекают внимание детей и повышают их интерес к учителю и предмету.
Диана Минец, учитель русского языка и литературы, самый «цифровой» учитель года России в 2020 году:
«Мне важно, чтобы на уроках всегда присутствовала визуализация. 90% информации мы получаем зрительно, поэтому любой учебный материал я стараюсь визуализировать: мелом на доске, инфографикой, 3D-макетом, плакатом и другими способами.
Мы недавно изучали «Кому на Руси жить хорошо». Объясняя материал, я мелом на доске рисовала маршрут путешествия некрасовских мужиков. А домашним заданием была расширенная интерактивная карта со всеми символами, персонажами, ключевыми фольклорными деталями, сделанная в графическом редакторе».
3. Использовать разные каналы связи и технологии
Много возможностей бесплатно предоставляют соцсети. Они выходят далеко за пределы групповых чатов с опцией обмена файлами. В них уже есть онлайн-трансляции, видеозвонки, опросы, образовательные игровые тренажеры и многое другое, что «цифровой» учитель может использовать, чтобы сделать свои уроки интерактивными и разнообразными.
Также в интернете есть много инструментов для создания квестов, квизов, опросников и викторин, которые нравятся ученикам. Геймификация помогает им лучше усваивать материал — находиться внутри игры и в ней делать всегда интереснее, чем просто слушать учителя.
Еще один доступный инструмент — чат-боты. Сегодня практически любой более-менее продвинутый пользователь интернета может написать решение под свои нужды — для этого даже не требуется знание языка программирования. Но пока этот удобный инструмент почему-то недооценен учителями. С помощью чат-бота легко проводить опросы среди учеников.
Для отработки навыков командного взаимодействия хорошо подходят интерактивные доски: каждый ученик делает свою часть работы, и из этих кусочков складывается общая картина.
Это те опции, который доступны всем. А если говорить о менее распространенных и более дорогих технологиях, то их возможности вообще безграничны. Например, с помощью технологий виртуальной реальности на уроке истории можно оказаться внутри пирамиды Хеопса, на астрономии — погулять по другой планете, на химии — увидеть, что будет, если смешать реактивы, которые нельзя смешивать, а на ОБЖ — продемонстрировать правильное поведение во время пожара.
4. Помнить о личном обаянии
Важный момент: все эти инструменты — только помощники учителя. 80% эффективности обучения все же определяются личностью педагога.
Чтобы преподавать математику, по сути, нужны только карандаш и бумага. Возможно, хорошему учителю и сегодня этого может быть достаточно. Но если мы хотим, чтобы у учеников появилось желание сделать что-то самостоятельно, погрузиться в тему, то одного знания предмета и харизмы педагога уже может не хватить.
Современные дети не способны концентрироваться на чем-то длительное время, они практически не пользуются бумажными источниками — у них с рождения есть интернет. В этом смысле учителю важно быть в тренде. Человека, который не знает, что такое «Википедия», а за информацией отправляет в энциклопедию с алфавитным указателем, представители поколения альфа и Z будут воспринимать как динозавра, которому едва ли можно доверять.
Если же педагог хорошо ориентируется в онлайне, это вызывает у его учеников уважение и доверие. А это очень важно не только с точки зрения эффективности обучения, но и с точки зрения авторитета учителя, который с более широким использованием полезных технологий будет только повышаться.
Диана Минец:
«Я считаю, что, если ты уважаешь собеседника, ты просто обязан быть ему интересным. Это касается и содержания разговора (контента урока), и личности учителя.
Цифровая грамотность важна для современного выпускника школы. Мои ученицы работают в сервисе для графического дизайна Canva, снимают и монтируют видеоролики, озвучивают их, создают квесты, пишут лонгриды. Выпускницы, которые уже учатся в вузах, активно используют свой «цифровой портфель». И это, я считаю, важнее любых наград, потому что переданные мной знания находят применение в жизни».
Горизонтальная карьера учителя в школе: 3 принципа создания
Последние лет пять-семь в управленческих кругах довольно много говорят о том, что у учителя должна быть возможность выстраивать горизонтальную карьеру в школе. Далеко не все талантливые педагоги хотят идти на административные должности. Это и бумаги, и проверки, и непедагогические обязанности… Какие есть возможности выстроить профессиональный рост талантливых учителей? И какие при этом есть риски?
В последнее время в Министерстве образования и науки Российской Федерации часто речь идет о том, чтобы ввести дополнительные должности в школе. Например, старший учитель. Но буду честной, я не очень верю в то, что есть некоторое одно решение, которое подошло бы всем школам на просторах огромной России. Скорее всего, это сведется к аналогу квалификационной категории и/или очередному забегу по сбору красивых бумажек в портфолио, чтобы получить некоторую прибавку.
Решения в стиле «один размер подходит всем» обычно не подходят никому. В условиях тотального недоверия к учителям и школам это может свестись к очередной форме массивной отчетности в обмен на небольшую надбавку к зарплате. Реальные изменения могут оказаться далеко не в приоритете.
На мой взгляд, первый принцип выстраивания горизонтальной карьеры — это их внутришкольная адаптация. В ограниченном пространстве школы значительно проще понять, сделано что-то или нет, без громоздкой отчетности, сбора портфолио и имитации бурной деятельности. Это позволяет выстраивать систему горизонтального роста на доверии и личной ответственности, а не отчетности.
Даже если более высокие статусы учителя будут в ближайшем будущем внедрены на федеральном уровне, ответственность каждой школы — наполнить эти звания чем-то значимым для школы, понятным и важным. Например, локальные акты позволяют ввести некоторый список обязанностей и вознаграждение за их исполнение.
Второй принцип — наличие конкретной цели и обязанностей новой должности. На мой взгляд, профессиональный рост будет значительно эффективнее, если он основан на договоренности учителя со своей школой (в частности — с администрацией) о конкретных измеримых обязательствах. Например, что педагог поможет, например, пяти своим коллегам улучшить уроки за счет еженедельной обратной связи или внедрить технологию Х в течение года.
Более высокая должность должна подразумевать более широкий спектр ответственности и обязанностей, а не просто демонстрацию признания, былых заслуг и высокий статус педагога.
Третий принцип — обучение учителей основам работы со взрослыми. Этот принцип кажется не самым очевидным. Однако обучение детей и обучение взрослых — это разные типы работы.
Чтобы быть педагогическим, методическим лидером, учителю нужно иметь знания и навыки, которые помогают в работе со взрослыми. Например, уметь вести развивающие беседы, создавать доверительную атмосферу, давать безоценочную обратную связь. Парадоксально, но взрослые гораздо более чувствительны к критике и уязвимы.
Часто талантливые педагоги скорее «единоличники». Они умеют работать с классом, хорошо готовить детей, мотивировать их… Однако не всегда эти люди так же успешны во взаимодействии с коллегами. Просто назначение талантливого человека на «лидерскую» должность без подготовки к ней может наоборот закрепостить человека.
Надеюсь, это не прозвучит навязчиво, в Академии Директории уже полтора года существует курс, который позволяет учителям как раз развивать в себе навыки работы с коллегами на практике. Курс называется «Мастерство куратора: как развить потенциал педагогов». Стартует со следующей недели. Подробности тут >>