горизонтальное обучение педагогов что это такое

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть фото горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть картинку горизонтальное обучение педагогов что это такое. Картинка про горизонтальное обучение педагогов что это такое. Фото горизонтальное обучение педагогов что это такое горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть фото горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть картинку горизонтальное обучение педагогов что это такое. Картинка про горизонтальное обучение педагогов что это такое. Фото горизонтальное обучение педагогов что это такое горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть фото горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть картинку горизонтальное обучение педагогов что это такое. Картинка про горизонтальное обучение педагогов что это такое. Фото горизонтальное обучение педагогов что это такое горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть фото горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть картинку горизонтальное обучение педагогов что это такое. Картинка про горизонтальное обучение педагогов что это такое. Фото горизонтальное обучение педагогов что это такое

горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть фото горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть картинку горизонтальное обучение педагогов что это такое. Картинка про горизонтальное обучение педагогов что это такое. Фото горизонтальное обучение педагогов что это такое

горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть фото горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть картинку горизонтальное обучение педагогов что это такое. Картинка про горизонтальное обучение педагогов что это такое. Фото горизонтальное обучение педагогов что это такое

Идея распределенного образования на основе сотрудничества вытекает из того, что если люди совместно решают проблему, то коллективный опыт скорее приводит к желаемым результатам.

Первым из ученых, кто увидел огромную ценность горизонтального обучения, была Л. Аберкромби из больницы Лондонского университета. Во время исследования, проведенного в 1950-х гг., Аберкромби обратила внимание на любопытный факт: если студенты-медики сопровождали врача во время обхода группой и совместно обсуждали состояние больного, то они ставили более точный диагноз, чем в тех случаях, когда участвовали в обходе поодиночке. Взаимодействие в группе позволяло студентам обсуждать гипотезы, выдвигаемые каждым, высказывать мнения, отталкиваться от взаимных наблюдений и в итоге приходить к общему мнению относительно состояния больного.

Мы так привыкли к традиционной среде обучения, что редко отступаем назад и критически смотрим на характер учебного процесса. Мы просто считаем метод нашего обучения фундаментальным методом передачи знаний и принимаем его как нечто само собой разумеющееся. Однако в действительности мы учимся структурировать свою реальность и организовывать наши взаимоотношения с окружающим миром. Кеннет Браффи, профессор английского языка и литературы из Бруклинского колледжа Университета Нью-Йорка, проанализировал ключевые операционные допущения современного процесса обучения и описал их роль в формировании нынешнего образа мыслей.

Браффи начинает с учителя, чья задача заключается в передаче знаний учащимся. Он выполняет ее, устанавливая авторитарные взаимоотношения с каждым учеником. Иначе говоря, учитель вызывает учеников к доске и требует от них рассказать что-то заученное или дать ответ на поставленный вопрос. Предполагается, что каждый ученик должен в точности исполнить задание учителя устно или письменно. Взаимоотношения всегда вертикальные, сверху вниз, и один на один. Взаимодействие учащихся друг с другом — взаимные вопросы или помощь — не приветствуется. Такое поведение подрывает безраздельность влияния учителя и создает альтернативную модель взаимоотношений — горизонтальную и интерактивную. Совместное суждение считается подсказкой. Знания каждого ученика оцениваются индивидуально.

Учащимся внушается мысль о том, что знание — это объективный феномен, который существует в форме битов информации и фактов, и что задача учителя заключается во внедрении этих битов объективного знания в голову каждого из них. Учащиеся быстро понимают по реакции учителя, что на каждый вопрос есть правильный и неправильный ответ. Их нередко осуждают и даже наказывают за изложение собственных субъективных представлений по вопросу перед классом, а высказывание сомнений в отношении взглядов учителя сурово карается. Браффи подводит итог образовательного процесса следующим образом: «Обязанностью ученика в соответствии с фундаментальными правилами обучения является “впитывание” того, что тем или иным образом излагает преподаватель. А преподаватель обязан передать знания учащимся и оценить, как они их усвоили» [16].

Горизонтальное обучение начинается с совершенно иного допущения относительно характера учебного процесса. Знание рассматривается не как объективный, самодостаточный феномен, а как объяснения, которые мы даем общему опыту, разделяемому друг с другом. Найти истину — значит понять, как все взаимосвязано, и мы открываем эти взаимосвязи в результате тесного взаимодействия с другими. Чем более разнообразны наш опыт и взаимные связи, тем ближе мы подходим к пониманию самой реальности и того, насколько каждый из нас вписывается в широкую картину бытия.

Знание, как считают Браффи и другие реформаторы образования, — это социальный конструкт, консенсус членов образовательного сообщества [17]. Если знание является чем-то таким, что существует между людьми и вытекает из их общего опыта, то характер нынешнего образовательного процесса неблагоприятен для глубокого познания. Учеба в школе нередко мало чем отличается от процесса дрессировки, производства автоматов, когда учащихся программируют реагировать определенным образом на те или иные ситуации, — во многом это походит на стандартные процессы в теории научной организации труда, под влиянием которой формировалась рабочая сила первой и второй промышленных революций.

горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть фото горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть картинку горизонтальное обучение педагогов что это такое. Картинка про горизонтальное обучение педагогов что это такое. Фото горизонтальное обучение педагогов что это такое

Децентрализованное обучение смещает центр внимания с отдельной личности на взаимосвязанную группу. Обучение перестает быть изолированным взаимодействием между наставником и учеником и трансформируется в коллективное взаимодействие [18].

Учащихся разбивают на небольшие рабочие группы, которым дают конкретные задания. После того как учитель сформулирует задание, он отстраняется от процесса, позволяя учащимся сформировать собственное сообщество знания. Учащимся предлагают прийти к общему мнению путем обмена идеями, постановки вопросов друг перед другом, критики аналитических выводов и учета мнения каждого [19].

Нередко группу дополнительно разбивают и каждому ее участнику предлагают стать экспертом по одному из подразделов группового задания. Эксперты должны делиться своими знаниями с группой и брать на себя руководство дискуссией, когда она касается сферы их специализации. Таким образом учащиеся обучают друг друга и приобретают опыт лидерства без захватывания власти. В итоге они привыкают к социальной фасилитации и разрешению споров [20].

Группы затем собирают на занятие в полном составе, чтобы они могли поделиться своими находками. Роль учителя заключается в поддержании разговора. Хотя он должен делиться знаниями по учебной дисциплине, которую представляет, включая оценку различных мнений по этой дисциплине, а также ее стыковки и расхождения с другими областями знаний, все это имеет форму вклада в общий разговор. Браффи предупреждает, что «преподаватели обязаны не допустить возврата иерархической организации традиционной классной комнаты, при которой учащиеся воспринимают все сказанное учителем за единственно правильный ответ» [21].

При горизонтальном обучении учащиеся превращаются из пассивных получателей знания в активных участников процесса своего собственного образования. Цель заключается в научении думать, а не исполнять. Процесс обучения, который строится на сотрудничестве, укрепляет мысль о том, что получение знаний является не индивидуальным, а общим делом.

Горизонтальное обучение преобразует организацию взаимодействия в классной комнате из иерархической, централизованной и вертикальной во взаимную, демократическую и сетевую. Учащиеся понимают, что каждый из них отвечает за получение знаний другими. Ответственность предполагает понимание других, открытость для разных взглядов и точек зрения, способность прислушиваться к критике, стремление прийти на помощь другим и готовность отвечать за образовательное сообщество в целом. Все эти качества принципиально важны для развития способности сопереживать.

Горизонтальное обучение усиливает чувство сопереживания, поскольку дает учащимся возможность встать на чужое место и понять, что чувствует и думает другой. Критерием, позволяющим определить, когда сообщество учащихся становится действительно сплоченным и цельным, является состояние, при котором каждый член группы начинает близко принимать борьбу своих товарищей за процветание и воспринимать группу как продолжение своего «Я».

Излишне говорить, что новый подход к обучению благоприятен для междисциплинарного преподавания и мультикультурных исследований. Научное сообщество уже переходит от изолированных дисциплин с четко очерченными академическими границами к сетям на основе сотрудничества, участники которых представляют различные области и делятся знаниями распределенным образом. Более традиционный упрощенческий подход к изучению феномена начинает уступать дорогу системной постановке общих вопросов о характере реальности и смысле существования, что требует междисциплинарного видения.

Междисциплинарные научные ассоциации, журналы и образовательные программы, появившиеся в последние годы, отражают растущий интерес к взаимосвязи знаний. Новое поколение ученых начинает связывать между собой традиционные академические дисциплины и создавать более интегрированный подход к исследованиям. Сотни междисциплинарных областей вроде поведенческой экономики, экопсихологии, социальной истории, экофилософии, биомедицинской этики, социального предпринимательства и холистического здоровья вклиниваются в науку и предвещают изменение парадигмы образовательного процесса.

Одновременно глобализация образования сводит вместе представителей различных культур, каждая из которых имеет свою собственную антропологическую точку отсчета, и открывает множество свежих, новых подходов к изучению феноменов, возникших под влиянием различных историй развития культуры и национальных идей.

Изучение той или иной области с точки зрения множества научных дисциплин и культурных представлений делает учащихся менее предубежденными. Первые оценки образовательной реформы, нацеленной на распределенное обучение и сотрудничество, дают обнадеживающие результаты. Школы сообщают о заметном снижении агрессии, насилия и других проявлений асоциального поведения, уменьшении числа дисциплинарных взысканий, более широком сотрудничестве между учащимися, более социально ориентированном поведении, повышении внимания на занятиях, усилении тяги к учебе и развитии умственных способностей.

Источник

Мир Психологии

Рассмотрим в своей статье идею о горизонтальном обучении. Что это такое и что оно даёт в жизни молодому поколению людей, родившихся в эпоху интернета? Идея распределённого образования на основе сотрудничества строится на платформе совместного решения проблемы. В этом случае коллективный опыт скорее всего приводит к желаемым результатам. На данном этапе мы используем традиционные формы обучения. Учитель или профессор просто передаёт знания учащимся и студентам, при этом он устанавливает авторитарные взаимоотношения с каждым учеником. Взаимоотношения всегда вертикальные, сверху вниз и один на один с учителем. Знания каждого ученика оцениваются персонально. Коллективное суждение считается подсказкой и наказывается выставлением плохой отметки.

Интерес к знаниям и свободным рассуждениям пропадает. Отвечать надо только то, что написано в учебнике и говорить надо то, что желает слышать учитель. Они начинают хитрить и говорить то, что нравиться учителю.

Совсем по другому принципу строится горизонтальное обучение. Знание рассматривается не как объективный, самодостаточный феномен, а как разъяснение друг другу поставленной проблемы.

Найти истину-значит понять, как всё взаимосвязано. Когда мы тесно взаимодействуем друг с другом, тогда открываем эти взаимосвязи. Учёба в школе напоминает дрессировку в цирке. Ученики обязаны реагировать на поставленные вопросы и отвечать то, что от них ожидают. Горизонтальное обучение смещает центр внимания с отдельной личности на взаимосвязанную группу. Роль учителя в данном случае заключается в поддержании разговора и управлении работой учащихся.

При горизонтальном обучении учащиеся превращаются из пассивных получателей мёртвых знаний, в активных участников процесса своего собственного образования. Цель такого обучения в научении масштабно мыслить и размышлять, а не исполнять и повторять чужие мысли. Горизонтальное обучение преобразует организацию взаимодействия в аудитории во взаимную и сетевую.

Каждый из учащихся отвечает за получение знаний другими. Это обязы‑ вает учеников понимать других, принимать разные взгляды и точки зрения. Горизонтальное обучение усиливает чувство сопереживания, позволяет каждому встать на чужое место и понять, что чувствует и думает другой.

Научному сообществу тоже необходимо переходить от изолированных дисциплин к сетям на основе сотрудничества, в различных областях знаний. Необходимо подходить к системной постановке общих вопросов для междисциплинарных решений стоящих перед обществом задач.

Появляются новые междисциплинарные области: поведенческая экономика, эко психология, социальная история, эко философия, биомедицинская этика, социальное предпринимательство. В школах при таком обучении снижается агрессия, другие асоциальные проявления поведения, улучшается дисциплина, крепнут межнациональные связи, появляется тяга к учёбе и развиваются умственные способности учащихся.

Источник

Цифровой учитель: как педагогам вовлекать учеников с помощью технологий

горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть фото горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть картинку горизонтальное обучение педагогов что это такое. Картинка про горизонтальное обучение педагогов что это такое. Фото горизонтальное обучение педагогов что это такое

Цифровизация — тренд, который охватывает все новые сферы, и образование — не исключение. Как показали результаты исследования Mail.ru Group и платформы «Учи.ру», 84% российских педагогов уверены: учитель должен в совершенстве владеть цифровыми технологиями. На фоне пандемии, заставившей всех перейти в онлайн, 74% учителей стали использовать их чаще. И больше половины (53%) планируют делать это так же активно и после возвращения школьников за парты.

Все больше учителей понимают важность и полезность технологий в учебном процессе: они мотивируют и вовлекают учеников (об этом говорят 38% педагогов), повышают привлекательность уроков (также 38%) и экономят время (13%).

В образовании, как и в бизнесе, использование технологий дает мощное конкурентное преимущество. У преподавателя, который выходит за рамки меловой доски и домашних заданий из учебника, уроки будут интереснее и эффективнее, чем у его консервативных коллег.

Уже четыре года Mail.ru Group выбирает самого «цифрового» учителя России. Но технологии развиваются стремительно — и важно ничего не упустить в этом быстро меняющемся мире. Каким должен быть «цифровой» учитель сегодня, и главное — как им стать?

1. Любить технологии — искренне

Говоря языком подростков, «цифровой» учитель должен быть ИТ-френдли. Он должен умело жонглировать разными инструментами: создавать обучающие викторины, квесты, делать наглядные презентации, скидывать в «облако» материалы урока, быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т.д.

горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть фото горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть картинку горизонтальное обучение педагогов что это такое. Картинка про горизонтальное обучение педагогов что это такое. Фото горизонтальное обучение педагогов что это такое

При этом внедрять технологии в учебный процесс нужно нативно. «Цифровой» учитель хорошо понимает, что важно для современных детей и в каком формате это лучше преподносить. Это позволяет доносить до учеников информацию таким образом, чтобы они заинтересовались ею и сами захотели с ней что-то сделать не только на уроке, но и после него. Ведь цель педагога — не только и не столько научить, воспитать и развить ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел научиться, воспитаться и развиться.

Но одного умения правильно пользоваться технологиями мало. Обучение — очень тонкий процесс, потому что он направлен на детей, а дети всегда чувствую фальшь. Настоящий «цифровой» учитель использует технологии не потому что надо, а потому что не может не использовать. Ему самому это нравится. Если преподаватель любит свой предмет, это обычно происходит само собой, поскольку ему важно заинтересовать им своих учеников, и он находится в постоянном поиске новых методик и возможностей. А на этом пути рано или поздно он обязательно придет к применению технологий.

2. Искать возможности, а не оборудование

Сегодня нет ни одного предмета, в преподавании которого было бы неуместно применение технологий — как в дистанционном формате, так и в очном. Это касается даже физкультуры. Ведь учитель может, например, мониторить показатели учеников во время разных видов активности — для этого понадобятся только смартфон и фитнес-браслет. Кроме того, можно делать замедленную съемку выполнения упражнений и показывать детям ошибки при беге, подаче мяча и т.д.

Во время самоизоляции, когда уроки физкультуры тоже переехали в онлайн, учителя записывали упражнения и выкладывали их в сеть с тем, чтобы потом получить видеозаписи их выполнения от учеников, или проводили онлайн-трансляции. И это тоже пример внедрения технологий в уроки.

горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть фото горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть картинку горизонтальное обучение педагогов что это такое. Картинка про горизонтальное обучение педагогов что это такое. Фото горизонтальное обучение педагогов что это такое

«Цифровой» учитель не обязательно использует суперсовременное дорогое оборудование вроде шлема виртуальной реальности, который, конечно, не каждая школа может себе позволить. Здесь речь скорее об умении работать с доступными устройствами и сервисами — о способности проявить креативность и придумать, как их эффективно встроить в учебный процесс и использовать по максимуму.

Например, у самого «цифрового» учителя 2020 года Дианы Минец есть собственный стикерпак — серия эмодзи, похожих на нее саму, которые она использует в своих презентациях. Подобные вещи привлекают внимание детей и повышают их интерес к учителю и предмету.

Диана Минец, учитель русского языка и литературы, самый «цифровой» учитель года России в 2020 году:

«Мне важно, чтобы на уроках всегда присутствовала визуализация. 90% информации мы получаем зрительно, поэтому любой учебный материал я стараюсь визуализировать: мелом на доске, инфографикой, 3D-макетом, плакатом и другими способами.

Мы недавно изучали «Кому на Руси жить хорошо». Объясняя материал, я мелом на доске рисовала маршрут путешествия некрасовских мужиков. А домашним заданием была расширенная интерактивная карта со всеми символами, персонажами, ключевыми фольклорными деталями, сделанная в графическом редакторе».

3. Использовать разные каналы связи и технологии

Много возможностей бесплатно предоставляют соцсети. Они выходят далеко за пределы групповых чатов с опцией обмена файлами. В них уже есть онлайн-трансляции, видеозвонки, опросы, образовательные игровые тренажеры и многое другое, что «цифровой» учитель может использовать, чтобы сделать свои уроки интерактивными и разнообразными.

Также в интернете есть много инструментов для создания квестов, квизов, опросников и викторин, которые нравятся ученикам. Геймификация помогает им лучше усваивать материал — находиться внутри игры и в ней делать всегда интереснее, чем просто слушать учителя.

Еще один доступный инструмент — чат-боты. Сегодня практически любой более-менее продвинутый пользователь интернета может написать решение под свои нужды — для этого даже не требуется знание языка программирования. Но пока этот удобный инструмент почему-то недооценен учителями. С помощью чат-бота легко проводить опросы среди учеников.

Для отработки навыков командного взаимодействия хорошо подходят интерактивные доски: каждый ученик делает свою часть работы, и из этих кусочков складывается общая картина.

горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть фото горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть картинку горизонтальное обучение педагогов что это такое. Картинка про горизонтальное обучение педагогов что это такое. Фото горизонтальное обучение педагогов что это такое

Это те опции, который доступны всем. А если говорить о менее распространенных и более дорогих технологиях, то их возможности вообще безграничны. Например, с помощью технологий виртуальной реальности на уроке истории можно оказаться внутри пирамиды Хеопса, на астрономии — погулять по другой планете, на химии — увидеть, что будет, если смешать реактивы, которые нельзя смешивать, а на ОБЖ — продемонстрировать правильное поведение во время пожара.

4. Помнить о личном обаянии

Важный момент: все эти инструменты — только помощники учителя. 80% эффективности обучения все же определяются личностью педагога.

Чтобы преподавать математику, по сути, нужны только карандаш и бумага. Возможно, хорошему учителю и сегодня этого может быть достаточно. Но если мы хотим, чтобы у учеников появилось желание сделать что-то самостоятельно, погрузиться в тему, то одного знания предмета и харизмы педагога уже может не хватить.

Современные дети не способны концентрироваться на чем-то длительное время, они практически не пользуются бумажными источниками — у них с рождения есть интернет. В этом смысле учителю важно быть в тренде. Человека, который не знает, что такое «Википедия», а за информацией отправляет в энциклопедию с алфавитным указателем, представители поколения альфа и Z будут воспринимать как динозавра, которому едва ли можно доверять.

Если же педагог хорошо ориентируется в онлайне, это вызывает у его учеников уважение и доверие. А это очень важно не только с точки зрения эффективности обучения, но и с точки зрения авторитета учителя, который с более широким использованием полезных технологий будет только повышаться.

Диана Минец:

«Я считаю, что, если ты уважаешь собеседника, ты просто обязан быть ему интересным. Это касается и содержания разговора (контента урока), и личности учителя.

Цифровая грамотность важна для современного выпускника школы. Мои ученицы работают в сервисе для графического дизайна Canva, снимают и монтируют видеоролики, озвучивают их, создают квесты, пишут лонгриды. Выпускницы, которые уже учатся в вузах, активно используют свой «цифровой портфель». И это, я считаю, важнее любых наград, потому что переданные мной знания находят применение в жизни».

Источник

Горизонтальная карьера учителя в школе: 3 принципа создания

горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть фото горизонтальное обучение педагогов что это такое. Смотреть картинку горизонтальное обучение педагогов что это такое. Картинка про горизонтальное обучение педагогов что это такое. Фото горизонтальное обучение педагогов что это такое

Последние лет пять-семь в управленческих кругах довольно много говорят о том, что у учителя должна быть возможность выстраивать горизонтальную карьеру в школе. Далеко не все талантливые педагоги хотят идти на административные должности. Это и бумаги, и проверки, и непедагогические обязанности… Какие есть возможности выстроить профессиональный рост талантливых учителей? И какие при этом есть риски?

В последнее время в Министерстве образования и науки Российской Федерации часто речь идет о том, чтобы ввести дополнительные должности в школе. Например, старший учитель. Но буду честной, я не очень верю в то, что есть некоторое одно решение, которое подошло бы всем школам на просторах огромной России. Скорее всего, это сведется к аналогу квалификационной категории и/или очередному забегу по сбору красивых бумажек в портфолио, чтобы получить некоторую прибавку.

Решения в стиле «один размер подходит всем» обычно не подходят никому. В условиях тотального недоверия к учителям и школам это может свестись к очередной форме массивной отчетности в обмен на небольшую надбавку к зарплате. Реальные изменения могут оказаться далеко не в приоритете.

На мой взгляд, первый принцип выстраивания горизонтальной карьеры — это их внутришкольная адаптация. В ограниченном пространстве школы значительно проще понять, сделано что-то или нет, без громоздкой отчетности, сбора портфолио и имитации бурной деятельности. Это позволяет выстраивать систему горизонтального роста на доверии и личной ответственности, а не отчетности.

Даже если более высокие статусы учителя будут в ближайшем будущем внедрены на федеральном уровне, ответственность каждой школы — наполнить эти звания чем-то значимым для школы, понятным и важным. Например, локальные акты позволяют ввести некоторый список обязанностей и вознаграждение за их исполнение.

Второй принцип — наличие конкретной цели и обязанностей новой должности. На мой взгляд, профессиональный рост будет значительно эффективнее, если он основан на договоренности учителя со своей школой (в частности — с администрацией) о конкретных измеримых обязательствах. Например, что педагог поможет, например, пяти своим коллегам улучшить уроки за счет еженедельной обратной связи или внедрить технологию Х в течение года.

Более высокая должность должна подразумевать более широкий спектр ответственности и обязанностей, а не просто демонстрацию признания, былых заслуг и высокий статус педагога.

Третий принцип — обучение учителей основам работы со взрослыми. Этот принцип кажется не самым очевидным. Однако обучение детей и обучение взрослых — это разные типы работы.

Чтобы быть педагогическим, методическим лидером, учителю нужно иметь знания и навыки, которые помогают в работе со взрослыми. Например, уметь вести развивающие беседы, создавать доверительную атмосферу, давать безоценочную обратную связь. Парадоксально, но взрослые гораздо более чувствительны к критике и уязвимы.

Часто талантливые педагоги скорее «единоличники». Они умеют работать с классом, хорошо готовить детей, мотивировать их… Однако не всегда эти люди так же успешны во взаимодействии с коллегами. Просто назначение талантливого человека на «лидерскую» должность без подготовки к ней может наоборот закрепостить человека.

Надеюсь, это не прозвучит навязчиво, в Академии Директории уже полтора года существует курс, который позволяет учителям как раз развивать в себе навыки работы с коллегами на практике. Курс называется «Мастерство куратора: как развить потенциал педагогов». Стартует со следующей недели. Подробности тут >>

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *