гномы кто они такие и существуют ли на самом деле
7 Фактов
Интересные факты обо всём на свете
Гномы: по следам исчезнувших цивилизаций
У всех народов есть легенды о подземных жителях. «Дивьи люди», гномы, Наги – все они считаются персонажами фольклора, и не более того. Но с каждым годом становится понятно, что мифы о подземных жителях имеют под собой реальные основания.
И это не только показания очевидцев. Здесь есть множество рассказов, записей и следов, которые указывают на наличие под землёй неких цивилизаций, которые живут скрытно, лишь изредка показываясь на поверхности.
Рассказы о гномах
Первые упоминания о подземных жителях относятся к древним цивилизациям. Почти у каждого народа есть подобные легенды. Все они одинаково описывают жителей подземелья – низкорослые, с тёмной кожей, скрытные, враждебные. Такие сходства говорят о том, что либо далёкие предки этих народов встречались с гномами, либо мифология появилась раньше, чем образовались отдельные народы. Последнее выглядит весьма сомнительно. Значит, под землёй кто-то жил, а может и до сих пор живёт. Встречи с подземным народом чаще всего происходят в Андах, Гималаях, на Урале и в других горных областях. И это не случайно. В горах больше пещер, а значит жить, скрываясь от людей, там намного легче. Этот факт объясняет, почему до сих пор учёные не встречали подземных жителей.
Если отбросить в сторону легенды, то первое упоминание о встречах с подземными жителями относится к XIII веку. Из волчьей ямы неподалёку от маленькой английской деревушки Вулпит вышли двое детей. Их кожа имела зеленоватый оттенок. При этом дети говорили на неизвестном языке, что наталкивает на мысль, что они не были европейцами. Солнца они опасались, человеческой пищи не признавали. Всё говорит о том, что раньше среди людей они не жили. Разумеется, были попытки объяснить это появление. Волчья яма находилась рядом с медными рудниками, где активно использовался детский труд.
Поэтому было предположение, что детишки пытались сбежать и попали в ловушку. Но в таком случае они знали бы, что им предлагают еду и не отказывались бы от неё. Значит, это были подземные жители, которые случайно вышли на поверхность. Очень часто происходят встречи с гномами в Чили и Перу. Их нередко видят шахтёры, которые разрабатывают в горах месторождения железа, марганца и меди. Конечно, нет фотографий или видео, но рассказов достаточно много, чтобы принять на веру хотя бы часть из них. Нашлось место подземным жителям и в России. Их иногда встречают на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Здесь их называют «дивьи люди». Существа эти часто ходят среди людей, но увидеть их сможет лишь достойный. «Дивьи люди» невысоки ростом, красивы и обладают прекрасными голосами. Их существование также не подтверждено.
Гномы: по следам подземных жителей
Конечно, подземные цивилизации в разных частях света оставляют свои следы. Чаще всего встречаются вертикальные шахты, ведущие далеко вниз. Это входы в их «царство». Такие шахты найдены в Антарктиде, на Северном полюсе, в андийских рудниках и в других местах, где встречаются подземные жители. Эти «дыры» пока не изучены, и их связь с подземными цивилизациями не доказана.
Были следы, связанные с человеком. В 1945 году в Монголии был сбит советский лётчик Василий Егоров. Он выжил, был легко ранен, но смог пройти какое-то расстояние. Затем мужчина потерял сознание. Очнувшись, он увидел полуметровых человечков. Они были одеты и вооружены. Эти лилипуты называли себя ханяньги. Подобно сказочному Гулливеру, Егоров жил среди подземных жителей. Только спустя 15 лет мужчина вернулся на поверхность земли и добрался до людей. Эта история очень похожа на сказку, но есть один факт, доказывающий реальность произошедшего. Когда Василий проходил рентгенографию, выяснилось, что 15 лет назад (с момента обследования) ему делали трепанацию черепа. Однако такой способ трепанации не применяется даже в современной медицине. Были и другие следы.
Так в 1952 году в Перу семеро учёных решили изучить старые рудники. Вернулся один, истощённый и всё забывший. Удалось выяснить, что его товарищи упали в какую-то яму. В руках мужчины был кукурузный початок из чистого золота. Кстати, психические расстройства после посещения перуанских пещер бывают у многих из тех, кто вернулся оттуда живым. Они спускались под землю за сокровищами инков, которые пор легенде там спрятаны. Вернувшиеся сходили с ума и рассказывали о каких-тор людях-змеях, нападавших на них. Примечательно, что однажды у выхода из такой пещеры учёные нашли след от очень толстого и тяжёлого шланга. Притом что в этих пещерах нет никаких разработок, где пригодились бы шланги. Значит, истории о людях-змеях не совсем фантастика.
Гномы: миф или реальность
Конечно, теория о существовании подземных цивилизаций не может не встречать сопротивления в учёных кругах. И главный вопрос, разрешение которого разом ответит на вопрос о реальности подземных жителей, это место их жительства. В коре Земли никаких крупных полостей е обнаружено. Но не стоит забывать, что гномов чаще всего видели в горных областях, а пещер там неимоверное количество и лишь малая часть их обследована.
Второй спорный момент – это отсутствие фотографий. Их нет, хотя некоторые из очевидцев имели возможность заснять подземных жителей. Действительно, их тяжело запечатлеть. Главным образом из-за их скрытности: подземные жители скрываются от любых попыток изучить и. во-вторых, вряд ли кто-то вспомнит о камере, тогда рядом новые, неизвестные науке существа. Но отсутствие фотографий даёт учёным право говорить об обманах и мистификациях, которые тоже встречаются. Учёные обнаружили подземные города в Каппадокии, на Украине и на Урале. В них жили не какие-то сказочные существа, а наши предки.
Может быть, и те самые гномы – всего лишь отголоски подземных поселений людей. Тысячелетия жизни под землёй изменили их, и теперь они лишь отдалённо напоминают представителей рода человеческого. Живут эти «гномы» скрытно, хоть и не могут полностью отграничиться от людей. Отсюда и возникли мифы о подземных цивилизациях.
Факты, заставляющие ученых верить в существование гномов
О маленьких созданиях — гномах — повествуют многие сказки, предания и легенды. Однако вряд ли даже самые пламенные толкинисты верят, что эти «невысоклики» существуют или существовали когда-то на самом деле.
Тем не менее, несмотря на весь скепсис ученых, время от времени совершаются удивительные находки, заставляющие если не поверить в реальность гномов, то, по крайней мере, усомниться в обратном.
Останки из Индонезии
В 2004 году на острове Флорес, что входит в состав Индонезии, проходили археологические раскопки. Учеными были обнаружены кости неизвестных существ, очень напоминающие человеческие, только люди эти, судя по размерам костей, должны были быть очень маленького роста — меньше одного метра!
Проведенный лабораторный анализ подтвердил догадки: останки действительно принадлежали представителю потомков Homo erectus, то есть человека прямоходящего. Причем — взрослому представителю: это было ясно по стершимся зубам. Удивленные ученые занялись более подробными исследованиями находки, и выяснили, что кости, похожие на человеческие, все-таки имеют очень примитивное строение. Такой скелет, по выводам специалистов, мог принадлежать неизвестной популяции, возможно — тупиковой ветви развития человека.
Затем был проведен тщательный компьютерный анализ, который помог сделать шокирующее ученый мир заключение: существо, чьи останки были найдены в пещере Индонезии, проживало. восемнадцать тысячелетий назад! Кем был этот далекий предок современной человеческой расы? Судя по виду костей, не исключено, что — гномом.
Подземный город в Турции
Проводя раскопки в турецкой долине Гюрем, археологи сделали неожиданное открытие. На глубине 80 метров они обнаружили целый подземный город — там были русла рек, шахты, вентиляционные системы, маленькие каменные дома и миниатюрные очаги.
Подземные ходы, с помощью которых можно было передвигаться по городу, оказались настолько низкими, что люди с нормальным ростом с трудом могли там протиснуться. В самый раз для гномов. Или, во всяком случае, для существ, которые на них очень похожи. Ученые так и не смогли дать ответ — для кого же был построен подземный город, кто там жил?
Поселение в горах Калифорнии
Марсельский журналист Карис Дюрье отправился однажды в путешествие по Америке. Изучая живописные горы Калифорнии, он внезапно обнаружил спрятанное от человеческих глаз поселение диковинных существ.
Кстати: О поселении маленького народа — то ли лемурцев, то ли гномов — на тех же склонах калифорнийских гор еще в 30-х годах ХХ века писал американский журналист Эдвард Лансер.
Встречи в Ирландии
Жители Ирландии и сегодня охотно рассказывают истории о том, как кто-то из их предков, друзей или знакомых встречался с гномами. Считается, что гномы (здесь их называют лепреконами) издавна водились именно в Ирландии, полюбив суровый климат и зеленые холмы этой страны.
Типичный ирландский пейзаж. pxhere.com
По рассказам одного из журналистов, жительница Северной Ирландии, миссис Барнхэм, утверждает, что видела гнома собственными глазами, причем сравнительно недавно — меньше 20 лет назад. Ей в то время было 15.
Вместе с младшим братом девушка резала торф поблизости от отцовского дома. В какой-то момент она осталась одна — брат пошел в дом немного отдохнуть. Скоро юная ирландка почувствовала на себе чей-то настойчивый взгляд, от которого, по ее словам, буквально пробирала дрожь. Девушка выпрямилась — и чуть не закричала от неожиданности и удивления: перед ней, на небольшом расстоянии, стояло странное существо. Оно было маленького роста, в яркой зеленой одежде, на голове красовалась остроконечная шапочка малинового цвета. Ирландка начала звать брата, и существо тут же отступило назад, а потом и вовсе пропало.
Что известно о гномах?
В ирландских рукописях, датированных XII-XVI веками, говорится, что гномы раньше были людьми, обитавшими под водой. Их изображали хитрыми старичками с длинной бородой, непременно в яркой одежде — хоть гномы и проводили почти все свое время в пещерах, выковывая инструменты, добывая руду и золото или создавая украшения из драгоценных камней. Рассказывалось о скверном характере гномов — они и между собой-то часто не ладили, предпочитая жить и работать в одиночку, а уж с представителями других рас и вовсе избегали встреч.
pixabay.com
В последнее время ученые вновь заинтересовались вопросом существования гномов. То и дело появляются новые факты — результаты раскопок и исследований, а порой даже видео — прямо или косвенно подтверждающие, что гномы существуют или существовали. Вероятно, разгадка этого феномена — впереди.
Гномы как неандертальцы: антропология или мифопоэтика?
Также вполне понятно, кто такой Joulupukki, почему он «козёл», почему ему служат Рождественские гномы, живущие в пещере Kaikuluolat, и почему об этом хорошо знали именно в Северной Европе (а не в джунглях Конго).
Сведения о неандертальцах мы получаем через кривое зеркало науки. Это как будто узнавать про Пушкина от судмедэксперта, на основании результатов вскрытия. Но даже наука ухитрилась распознать множество особенностей внешности и поведения, которые хорошо согласуются с мифопоэтическими качествами гномов: низкий рост, коренастое тело, большая борода и нос, интуитивная мудрость и знание природы, склонность прятаться в пещерах и работать с минералами, специфическая одежда и др.
Если изучить современную мифологию гномов и троллей, можно узнать про них всё. Только надо фильтровать истину.
На этом информирующая часть закончена. Далее размышления для себя.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Название долины (и перво-найденного древнего человека) якобы дано в честь Иоахима Неандера, который тусовался в той прекрасной долине. Но это больше похоже на пример научного мифа.
https://en.wikipedia.org/wiki/Joachim_Neander
В ответ неандертальские маги заразили человечество несколькими культурологическими вирусами, обладающими огромной факторной силой.
В-четвёртых, неандертальцы заразили человечество долларом и радием, самыми чудовищными ноосферными агентами. Хотя и весьма косвенным путём.
В честь Иоакима назван и город Яхимов (Joachimsthal), где некогда обнаружили крупные запасы серебра и чеканили монеты «Joachimstaler».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Яхимов
Благообразность, выбритый подбородок и цивилизованная репутация не должны отвлекать милиционера. Он сразу заметит феноменальное сходство господина Неандера и современных реконструкций неандертальского человека. А поскольку у них ещё и одинаковые вербальные идентификаторы, нет никакой необходимости раздувать тайну, куда исчезли неандертальцы, и устраивать многолетние махинации с анализом нуклеотидных последовательностей (полезные скорее в аспекте милицейском, нежели познавательном).
UPD. Я очень наивен. Иоахим Неандер-Нейман не похож на неандертальца. Это художник придал его черты восковой фигуре. В палеоантропологии работают имажинисты: Кеннисы придают реконструкциям собственные черты, Герасимов придавал пролетарскую мрачность, а тот музейный таксидермист сделал шарж Иоахима Неандера.
Духи земли или злые лепреконы? Кто такие гномы на самом деле
Густая борода, колпак на голове и ростом с куст. Мы привыкли, что их всегда семь. И живут они под землей. Конечно, вы уже поняли, что речь пойдет о гномах. Но не только про тех, что сопровождали Белоснежку. Сегодня встречей с этими карликами никого не удивить – они массово расселяются по садовым участкам. В виде застывших статуэток. Но еще много веков назад сказочный народец стал неотъемлемой частью культуры европейских стран. Об их происхождении ходят легенды, а богатству подземных карликов завидуют наземные жители. Друзья ли они человеку, кем им приходится Домовой, рассказала корреспондент «МИР 24» Валентина Бекшаева.
Юная Белоснежка спасается от злой королевы, встречает гномов, а затем и свою любовь. Некогда братья Гримм придумали сказку, а Уолт Дисней в 1937 году снял оскароносный мультфильм. Тогда на экранах впервые появились добрые смешные гномы. В Москве их можно встретить на сцене музыкального театра Сац.
С Понедельника по Воскресенье – имена неуклюжих добряков, как и дни недели, напрямую зависят от их характера. Но объединяет их одно – добрый нрав и желание помочь Белоснежке. А еще гномы трудолюбивые и могут сутками пропадать в подземелье.
«Гномы – это те, кто добывают драгоценные сокровища, металлы – золото, изумруды и все это хранят в подземелье», – сказал солист оперы Музыкального театра им. Н.Сац Николай Косенко.
Духов земли гномами впервые в XVI веке назвал алхимик Парацельс. Он же заверил, что они могут проходить сквозь материю и перемещаться во времени. О подземных карликах говорили еще в древнем Египте, встречаются эти жители в сказаниях древних скандинавов. По легенде, прародители гномов – черви. По воли богов они приняли человеческий облик, но так и остались жить под землей.
«Они богаты, поскольку умеют обращаться с металлами. Они мастера, очень часто они ювелиры. Именно они сковали цепь, которой нужно было удержать огромного волка. Он мог проглотить солнце. Гномы как кузнецы, конечно, были важны. Например, они выковали молот Тору – богу грома древней Скандинавии. Они сковали корабль, который в мифах тоже оказывается очень важным, они сковали Одину копье», – рассказала преподаватель по мифологии Евгения Абелюк.
В Германии гномы назывались «цверги», в Англии – «дворфы». А еще лепреконы, с золотыми горшками наперевес, встречались в ирландском фольклоре. У славянских народов тоже есть свои гномы – «людки». Эти искусные музыканты выбираются из пещер и наводят беспорядок в человеческих жилищах. Кстати, их считают родными братьями домовых.
А вот жители волшебного мира Клайва Льюиса не такие могущественные, как в германо-скандинавском фольклоре. Зато плодовитые. У Черных и Рыжих гномов из Нарнии от смешанных браков с людьми рождаются дети. Но сильнее всего на образ мистических карликов в массовом сознании повлиял Джон Толкин. Его гномы не только богаты и скрытны, но и проявляют себя как воины.
Не стоит заблуждаться, что подземные карлики всегда добры к людям. Зачастую их волшебные подарки оборачиваются против владельца. Другое дело – дачные фигурки во дворе. Такие зла не пожелают, зато станут ярким украшением, а, может, даже приманят в дом богатство.
Русские эльфы, русские гномы: откуда взялись наши мифы о тайных народах и как их следует понимать
Необъятная территория России всегда была домом для множества народов: некоторые из них сохранились и составляют сегодня пестрый этнический ландшафт страны, о других мы узнаём только из легенд. Но насколько они далеки от реальности и как относятся к ним ученые-этнографы? Что скрывает ушедшая под землю чудь, куда уплыли онкилоны и почему всё это напрямую связано с нашим освоением окружающего мира? Почитайте, как мифологические «свой» и «чужой» продолжают бороться на карте одной отдельно взятой страны — не то за обладание землей, не то за культурную память.
Белые пятна на карте
Более или менее системное освоение земель, сейчас именуемых Россией, началось достаточно поздно. К тому времени уже были вдоль и поперек исхожены Европа и северная часть Африки вместе с Ближним Востоком — многочисленные народы, о которых можно прочитать в учебниках истории, делили мир и стремились занять в нем свое место. Да и в других регионах происходили изменения. Тем не менее к условному X веку белых пятен на карте оставалось предостаточно, и одно из самых крупных начиналось где-то чуть севернее Волги.
Конечно же, эти территории не были абсолютно пустыми и необитаемыми.
Коренные жители Северной Европы — саамы и многочисленные финно-угорские народы — давно обжились здесь, и даже пришествие славянских племен не стало для них большой проблемой.
Особенно с учетом того, что последние занимались в основном земледелием, а местное население предпочитало другие способы выгодного взаимодействия с природной средой. Вот на этих-то землях и начался один из самых интригующих мифологических процессов — формирование легенд о скрытых народах.
Сам этот фольклорный мотив не то чтобы оригинален. Конечно, степень мифологизации, приписываемые этносу свойства и обстоятельства столкновения с ним могут различаться, но общая идея остается одной и той же: рядом с «нами», живущими здесь и сейчас, постоянно находится кто-то еще, хоть и очень похожий на нас, но совсем другой. Он жил на этой земле до того, как сюда пришли мы, и территория по-прежнему в некотором смысле принадлежит ему.
Просто после нашего появления «кто-то» ушел, но продолжает напоминать о себе.
Легенды об эльфах и феях практически всегда развиваются по похожему сценарию, и люди иногда даже находят экстравагантные подтверждения тому, что в них говорится. Одна из подобных историй вызвала настолько большой резонанс, что сам сэр Конан Дойл мало того что поверил в нее, но и до последнего доказывал, что сделанные двумя девочками фотографии мифического народа никакая не фальсификация, и посвятил этому целую книгу с красноречивым названием The Coming of the Fairies. Другой пример — еще более странное сказание о «зеленых детях», якобы появившихся лет восемьсот назад на поле неподалеку от одной английской деревушки — и описавших «иной» мир. Его населяют «иные» же люди, но иногда он незаметно контактирует с нашим.
Разнообразные легенды о гномах и прочих скрытых от глаз обычного человека существах тоже отлично вписываются в этот контекст.
Вот только возникает вопрос, чего больше в таких историях: вымысла или реальных исторических предпосылок? И в какой момент идея «скрытого народа» становится откровенно мифологизированной, а его представители теряют человеческие черты и перекочевывают в разряд сверхъестественных сущностей?
Ответы на эти вопросы мы найдем в России, а точнее — на севере и на Урале.
Дивьи люди и чудь белоглазая — сказка с очень долгой историей
Дивьи люди — этим сказочно звучащим словосочетанием называли две группы весьма различных существ. И если одни легенды позволяют строить догадки о реальном этносе, сгинувшем в историческом водовороте, то другие откровенно мифологизированы.
В непроходимой чащобе ближайшего леса таится нечто. Оно похоже на человека и поведением, и внешне, его жизнь напоминает деревенский быт обычного крестьянина. У него свой дом, хозяйство, обустроенная территория. Но всё это лежит за границами привычного — и потому в нем больше непонятного и зловещего. И кажется, оно настроено откровенно недружелюбно. Леший. Чаще всего в легендах он предстает именно таким. Дух-хозяин леса может быть похож на человека, но всеми силами стремится разграничить «зоны влияния». Леший не любит чужаков, равно как и тех, кто относится к его владениям без должного почтения: таких он нередко пугает и сбивает с дороги.
Где-то еще глубже обитает архетипическая «Баба-яга» — близкое существо, но намного более враждебное.
Несмотря на сказочную природу этих персонажей, их символическое значение огромно: они отлично иллюстрируют реакцию на встречу с «чужим». И не важно, идет ли речь о чём-то сверхъестественном или всего лишь о человеке, принадлежащем к другой этнической группе.
В основном легенды о дивьих людях распространены на Урале. Иногда они выходят из гор, где обитают постоянно. Их способ связи с нашим миром — пещеры, но до него им, в общем-то, нет дела: контактировать с нами они не стремятся, поскольку и так живут припеваючи. В легендах дивьи люди — носители высокой культуры, а «свет внутри гор у них не хуже солнца». Согласитесь, похоже на традиционное описание гномов? А еще у них небольшой рост и специфическая внешность — сходство налицо! И всё же есть одно обстоятельство, которое позволяет не ограничиваться исключительно мифологической трактовкой подобных сюжетов и рассматривать дивьих людей не только как сверхъестественных обитателей нашей планеты.
Волшебный народ обычно в легендах именуется «чудью» с обязательной припиской «белоглазая». Такие сказания распространены на огромной территории — от Кольского полуострова и Карелии до Ямала — и имеют ряд общих сюжетов.
Чудь уходит, но сохраняет присутствие
Место, где происходит действие легенды, прежде населяла чудь. Она обитала здесь с незапамятных времен, но жила иначе, чем обычные люди, занимающие эту территорию сейчас. Своим домом она считала лес, и все ее промыслы так или иначе были с ним связаны. Говорила на незнакомом языке и имела особую внешность.
С пришествием каждого нового народа чудь забиралась всё глубже и глубже в леса, пока не сгинула вовсе. Ушла под землю в прямом смысле.
Как именно это случилось? Согласно первой, «сказочной», версии, чудь удалилась в некую пещеру, не считая необходимым терпеть докучливое соседство. Второй сценарий более реалистичен: в определенный момент весь «старый народ» забрался в огромную яму, над которой были подпорки, подрубил их и оказался под землей. Столь радикальная мера не только экстравагантный способ скрыться от окружающих, но и намек на одну из самых зловещих практик времен борьбы вокруг церковной реформы — самопогребение старообрядцев. И эта отсылка, кажется, возникает не на пустом месте.
Другая версия с религией никак не связана, но тоже по-своему логична: чуди стало «негде жить», и она ушла, забрав с собой все накопленные богатства и тайны, которые хранят эти земли.
В такой трактовке волшебная история превращается в рассказ о борьбе двух культур и сопротивлении одной из них ассимиляции.
Подобный сюжет мог возникнуть на любой территории, подвергавшейся колониальной экспансии.
Уход «в гору» и продолжение жизни в некоем подземном мире, разумеется, миф, и разглядеть за метафорической дымкой реальные события здесь вряд ли удастся. Скорее всего, в этом случае произошло слияние двух фольклорных сюжетов: распространенных повсюду легенд о духе места в условиях горного региона и рассказах о чуди.
Например, уже в начале XX века была записана необычная легенда: молодой коммунист встречается с представителем «скрытого народа» и обращает внимание на ряд обычных и не очень вещей — мешок с зерном, корыто, почему-то полное крови, и гроб.
Его таинственный собеседник заявляет, что они сулят войну и голод, а потом исчезает в неизвестном направлении, поколебав материалистические убеждения коммуниста. Но подобные легенды весьма малочисленны, а потому их можно считать плодом фантазии, и только. Всё, что остается от чуди, — это загадочные следы (опять же легендарные) и случайные археологические находки.
А еще упоминания в летописях, например в той же «Повести временных лет», слишком уж частые для мифологического народа. Варяги облагают чудь данью, Вещий Олег включает мужчин из этого племени в состав своего войска в походах на Киев и Царьград, да и во время правления Владимира Святого и Ярослава Мудрого оно нет-нет да и упоминается. Кроме того, на картах можно найти несколько географических названий, этимологически связанных с этнонимом «чудь». Самый очевидный пример — Чудское озеро, известное по битве Александра Невского с незадачливыми крестоносцами. Неужели легендарный народ существовал на самом деле?
Ответить на этот вопрос нелегко. С одной стороны, слишком уж велико количество сказаний, чтобы поверить, что чудь не плод мифологического сознания. С другой — всем этим историям можно найти достаточно простое объяснение.
Современные археологи обнаружили на Русском Севере ряд артефактов, не вполне традиционных для здешних мест. Ничего сверхъестественного — просто набор предметов, отличающихся от тех, что типичны для нескольких регионов в районе реки Сухоны: обычные глиняные изделия, подвески из грубо обработанного металла, остатки тканей и утвари. Может, это и есть «наследие» чуди? А как тогда быть с «уходом в землю»?
Объяснение здесь еще более простое: курганы. Подобную технику погребения использовали практически все древние народы, населявшие территорию европейской части России, но постепенно она осталась в прошлом — хотя бы потому, что противоречила христианской традиции. Но курганы сохранились и, вне всяких сомнений, иногда вскрывались.
Можно легко представить себе, как это происходило: какой-нибудь крестьянин раскапывает мешающий распахивать поле курган, думая, что это просто холм, — и находит там человеческий скелет, окруженный непривычными предметами.
Конечно же, мифологическое сознание немедленно воспримет такое открытие как руководство к действию — и легенда складывается сама собой. А если развить эту идею и придать ей масштаб, то получим метафору гибели народа по вполне естественным причинам: они населяли здешние места раньше, но потом ушли в землю (просто умерли), и теперь тут живем мы. «Старые люди» уступили место нынешнему населению. Грубая, совершенно лишенная романтического флера, но логичная трактовка.
Однако у коренных жителей Ямала, почти не контактировавших с населением европейской части России, неожиданно обнаруживаются легенды о народе, который можно считать самым близким родственником чуди, — сииртя.
Соседи чуди: чем дальше в Сибирь — тем больше загадок
В ненецких легендах сииртя прибывают «из-за моря». Сначала они стремятся к изолированной жизни на некоем песчаном острове, но этот клочок земли быстро размывают штормы — и тогда пришлецы переселяются на материк. Здесь происходят их первые контакты с ненцами, но неизвестный народ по-прежнему ведет замкнутый и абсолютно другой образ жизни, да и внешность у новых соседей совершенно особая: землистый цвет кожи, светлые глаза и низкий рост. Финал напоминает историю чуди — собрав все свои богатства, сииртя уходят куда-то в землю, где теперь владеют огромными стадами мамонтов.
Но они продолжают напоминать о себе — ненцы рассказывают об эпизодических встречах с ними (которые считаются удачным знамением), полученных от бывших соседей рекомендациях, предупреждениях (вспомним историю о пророке из дивьих людей и коммунисте) и даже о помощи в борьбе с врагами и злыми силами.
Однако есть и минусы: иногда сииртя воруют улов, если неосторожно оставить его на ночь, или могут увести с собой ребенка, заигравшегося на улице, когда уже стемнело.
Как бы мы ни трактовали весь этот мифологический пласт, возникает вопрос: а кто такие сииртя? Согласно самой распространенной гипотезе — одни из прямых предков ненецкого населения. Или же перед нами своеобразная версия легенды о происхождении народа, возникшая в результате этнической рефлексии. Что, впрочем, неудивительно.
Если мы продолжим путь вдоль побережья Северного Ледовитого океана, то можем услышать сказания еще об одном загадочном народе — онкилонах. Эти легенды немногочисленны и вызывают намного больше вопросов, чем дают ответов. Первые относящиеся к ним сведения были записаны в XIX веке бароном Врангелем, исследовавшим побережье Чукотки. Местные жители регулярно указывали ему на разбросанные повсюду остатки хижин и землянок, сильно отличавшихся от обычного в тех краях жилья, и демонстрировали находки, связанные, как они считали, с онкилонами.
Этот народ проделал тот же исторический путь, что и чудь или сииртя: некогда он занимал большую территорию, но по мере переселения сюда чукчей его ареал обитания сужался. И в конце концов после конфликта последний предводитель онкилонов собрал своих соплеменников и уплыл с ними куда-то за море, где находится загадочный и неизученный остров, который лишь иногда можно видеть с одного из мысов Чукотки.
На первый взгляд история довольно банальная: два народа борются за территорию в крайне сложных природных условиях, и проигравший (возможно, уступающий по численности или техническому развитию) удаляется прочь. И не важно, где находится это «прочь» — под землей или за океаном, — главное, что «не здесь». Изящная метафора исчезновения.
Рассказ чукчей, однако, так поразил Врангеля, что тот отправился на поиски мифического острова, которые, впрочем, оказались бесплодными.
Зато удалось собрать еще больше легенд, составивших отдельную ветвь русской «скрытой географии» — блок легенд о Земле Санникова. Но это уже совсем другая история.
В сказаниях о скрытых народах нет ничего исключительного. Общий для них тезис — они были здесь, но ушли — в большей степени характеризует отношение человека к своему прошлому. Мы все живем на месте тех, кто давно куда-то исчез, — разница лишь в восприятии. Сейчас мы относимся к историческому процессу как к данности: человек рождается, что-то делает, умирает — и такая последовательность повторяется невообразимое количество раз. Меняются и усложняются действия, но и это воспринимается совершенно естественно — точно так же, как стремление объявить ту или иную территорию «своей». Возможно, раньше она и принадлежала кому-то, но сейчас — полностью «наша».
Человеку так проще и удобнее осваивать окружающее пространство. «Свое» — но находящееся в тесном контакте с «чужим». Просто потому, что поблизости всё равно очень много относящегося к другой культуре или даже форме жизни. Тот же лес или океан во многом лишен постоянного человеческого присутствия и поэтому выброшен из числа освоенных территорий. Что, однако, не мешает присутствовать там кому-то еще — возможно, похожему на нас. И при этом совершенно другому.