гирокоптер это что такое
Что такое автожир или гирокоптер?
Что такое автожир?
«Автожир» (он же «гироплан» или «гирокоптер») – это небольшое воздушное судно, внешне напоминающее вертолет. В полете несущий винт автожира находится в состоянии автоматического вращения (винт раскручивается встречным потоком воздуха – авторотация). Двигатель приводит в движение несущий винт только при старте, чтобы сократить взлетное расстояние. Основная силовая установка – ротор. В современных гирокоптерах он расположен сзади.
Автожир – это что-то среднее между небольшим самолетом и вертолетом. Машина обладает невероятной устойчивостью и безопасностью. При полном отказе двигателя гирокоптер начнет снижаться на авторотации. За время планирования можно не спеша найти место для посадки.
Современные гиропланы очень просты в управлении и обладают современным летным оборудованием. Многие машины оборудованы ЖК-дисплеями, на которых транслируется трехмерное изображение ландшафта, и отображаются нужные Вам приборы, например авиагоризонт.
Автожиры были сильно недооценены почти сто лет. Сегодня к ним просыпается огромный интерес, как со стороны частных, так и юридических лиц. Небольшая воздушная машина очень функциональна и имеет гигантский потенциал. Например, в США ее активно используют в сельском хозяйстве, для опрыскивания полей, мониторинга происходящего на дорогах и любительских полетов.
Гироплан очень экономичен. Он работает на обычном автомобильном бензине. Средняя максимальная скорость современного летательного аппарата данного вида около 200 км/ч.
Научиться управлять автожиром сегодня может практически каждый. Стоимость инструктажа и летной практики относительно не дорогая, по сравнению со школами, которые предлагают обучение по управлению самолетами или вертолетами.
Достоинства :
— Аппарат в среднем гораздо дешевле лёгких самолётов и вертолётов;
— Управлять автожиром проще, чем самолётом и вертолётом;
— Один из самых безопасных летательных аппаратов, что обусловливают следующие его особенности:
— не подвержен штопору;
— способен совершать мягкую посадку с неработающим двигателем;
— малы требования к площадке для посадки;
— гораздо менее чувствителен к термическим потокам (по сравнению с дельтапланом и парапланом);
— менее чувствителен к болтанке (по сравнению с самолётом).
Когда изобрели автожир?
Автожиры изобрёл испанский инженер Хуан де ла Сиерва в 1919 году, его автожир С-4 совершил свой первый полёт 9 января 1923 года.
Основное развитие теория автожиров получила в 1930-е годы. С изобретением и массовым строительством вертолётов интерес к практическому применению автожиров упал настолько, что разработки новых моделей были прекращены. Новый этап интереса к автожирам начался в конце 1950-х — начале 1960-х годов. В это время Игорь Бенсен в США активно пропагандировал гирокоптеры собственной конструкции — лёгкие одноместные простейшие автожиры, которые продавались в виде наборов для самостоятельной сборки и были доступны по цене широкому кругу желающих. Кроме того, на рубеже 1960-х годов в США и Канаде были разработаны и получили сертификаты типа три модели двухместных автожиров с прыжковым взлётом
Из трёх моделей две выпускались серийно. Несколько аппаратов моделей летают до сих пор. Avian 2/180 был построен в количестве нескольких прототипов разной конфигурации, но серийно не выпускался. Единственный сохранившийся (нелетающий) аппарат этой модели сейчас находится в частном владении в Калифорнии, причём владелец изменил его название на Pegasus.
В свою очередь, первый российский гирокоптер под названием «Красный инженер» совершил свой первый полет 25 сентября 1929 года. Он был разработан в конструкторском бюро «Камова». Сегодня этот знаменитый вертолетный завод находится в подмосковном городе Люберцы.
Между самолетом и вертолетом: как устроен и сколько стоит автожир
Эра летающих автомобилей пока не наступила, но своеобразным аналогом им может выступать автожир — своеобразный гибрид самолета и вертолета.
Автожиром (а также гиропланом или гирокоптером) называется транспортное средство, которое приводится в движение двумя винтами — для взлета необходим тянущий или толкающий винт как у самолета, который разгоняет до необходимой скорости, а уже после взлета в дело вступает несущий винт как у вертолета. С единственным отличием, что несущий винт в движение приводится не мотором, а потоком набегающего воздуха.
Подобная схема не лишена своих недостатков, поскольку автожиру необходимо хоть и минимальное, но место для разгона, а кроме того гирокоптер не в состоянии зависать в полете на месте. Впрочем, эти недостатки оборачиваются преимуществом, поскольку в случае отказа техники автожир безопасно сможет приземлиться в режиме авторотации.
В эксплуатации гирокоптеры дешевле самолетов и вертолетов, хотя и уступают им по своим скоростным возможностям и грузоподъемности, но имеют ряд преимуществ — меньший расход топлива, хороший обзор, меньший уровень вибраций и шума в полете и возможность летать даже при сильном ветре.
Обучиться пилотированию: сколько это стоит?
Как и любое транспортное средство, автожир требует специальной подготовки пилота, прежде чем он сможет самостоятельно отправляться в полет. Как и в автошколе, где отменили самостоятельную подготовку, своими силами отучиться на пилота сверхлегкого воздушного судна (именно так российское законодательство классифицирует гирокоптер) невозможно — необходимо проходить теоретическое и практическое обучение в школах, имеющих лицензию Министерства образования и Министерства транспорта, а учебные программы должны соответствовать требованиям Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Учиться на пилота автожира можно, как и на автомобиль, с 18 лет. Предварительно необходимо пройти медицинскую комиссию, но не такую, как на автомобильные права, а специальную — речь идет о врачебно-летной экспертной комиссии пилота сверхлегких воздушных судов. Если медики дадут добро на полеты, можно начинать обучение.
Курс включает в себя теоретическую и практическую части, последняя из которых называется учебно-летной подготовкой и подразумевает работу на тренажерах, полеты с инструктором и самостоятельный пилотаж гирокоптеров. Длится весь процесс подготовки пилота сверхлегкого воздушного судна более двух месяцев, а может даже и больше, если погода помешает проведению практических занятий. Прежде чем получить удостоверение, придется налетать не менее 35 часов.
Покупка и регистрация автожира: какие нюансы?
В отличие от колесных транспортных средств, каждое из которых требует регистрации и постановки на учет, автожиры массой до 115 кг не требуют государственной регистрации и регистрации прав собственности на воздушное судно, но все более серьезные гирокоптеры уже необходимо пройти все бюрократические процедуры в Росавиации.
Среди современных летающих аппаратов особой популярностью пользуется бескрылая техника. Что такое автожир (autogyro) или, как еще его именуют, вертоплан, жироплан? Все эти термины относятся к одному и тому же бескрылому летательному аппарату с двумя винтами (горизонтальным и вертикальным оперением). На Западе легкий винтокрылый агрегат принято называть гироплан, ротоплан, гирокоптер. Все названия отражают принцип, благодаря которому эта уникальная техника успешно удерживается в воздушном пространстве.
Изобретатель автожиров
Этот летательный аппарат был изобретен в 1919 году испанским инженером Хуаном де ла Сиерва. Его автожир впервые увидел небо весной 1923 года. Возобновился интерес к ротопланам с конца 1950 гг благодаря Игорю Бенсену, который продавал винтокрылые летательные аппараты собственного производства. Его изобретения были простейшими одноместными жиропланами облегченной конструкции и продавались комплектами для самостоятельной сборки. Единственная модель гироплана, переименованная на pegasus, которая сохранилась до наших дней, находится у жителя Калифорнии.
Принцип работы
Конструктивные особенности и принцип действия жироплана похожи с планером, самолетом, дельталетом или мотодельтапланом. Подъемная мощность обеспечивается встречным воздушным потоком, а роль крыльев исполняет несущий свободновращающийся винт (ротор). Эта особенность обеспечивает горизонтальный полет автожира, за счет чего он держится на воздухе. Общий шаг винта регулируется производителем, при эксплуатации изменению не подлежит.
Поступательное движение осуществляется тянущим усилием маршевого двигателя гироплана, если он расположен спереди, и толкающим действием, когда мотор находится сзади. Чтобы запустить движение лопастей ротора, то есть для вращения винта, требуется только воздушный поток, что и называется режимом авторотации. Сопротивление винта в воздухе раскручивает пропеллер, благодаря чему срабатывает аэродинамический принцип, запускающий трансмиссию, и гироплан начинает свободно планировать.
Управление
Стандартные автожиры с вертикальным взлетом могут управляться и перемещаться относительно трех пространственных осей: продольной, поперечной, вертикальной. Путевое управление винтокрылого аппарата осуществляется рулем направления, который закреплен на хвостовой части фюзеляжа. Наклон плоскости вращения несущего винта, за счет чего выполняется требуемый угол тангажа, достигается отклонением ручки управления жироплана.
Принцип движения педалей и ручки гироплана подчинен инстинктивным манипуляциям человека для сохранения равновесия во время полета, как и при управлении самолетом. Перемещение ручки в какую-либо сторону влечет за собой отклонение оси несущего винта в том же направлении, за счет чего осуществляется поворот жироплана. В механизме управления гироплана задействованы еще вилки с наконечниками.
Скорость полета
Классические автожиры передвигаются в воздушном пространстве со скоростью в среднем 120 км/ч при расходе топлива около 15 л на 100 км. Развивать быстроту полета жиропланы способны от 25 до 180 км/ч, рекордная отметка темпа перемещения в воздухе была зафиксирована в 207 км/ч. В связи с этими характеристиками, автожир можно сравнить с автомобилем по экономичности расхода топлива и скорости с той лишь разницей, что передвигается он по воздуху.
Режимы полета
В основном аэродинамический полет на автожире проходит в штатном режиме. Не зря жироплан причисляется к самым безопасным, промежуточным между вертолетом и самолетом, летательным аппаратам. Однако случаются и с автожиром нештатные ситуации, такие как разгрузка ротора, обледенение, мертвая зона авторотации, кувырок. Главным достоинством жироплана является то, что при потере скорости, отказе двигателя или любых сбоях в управлении он способен совершить безопасную посадку.
Использование
Жиропланы используют для быстрого перемещения вместо автомобилей. Преимуществом автожира перед наземными транспортными средствами выступает полная свобода при совершении маневров и отсутствие пробок. Жироплан идеально подходит для кратковременных развлекательных и туристических воздушных прогулок. Для этих целей предпочтительней модели, рассчитанные на двух или трех пассажиров.
Гиропланы применяют для военных и деловых полетов с целью осмотра определенной территории, контролирования нефтепроводов, охраны пограничных зон, мониторинга возгорания в лесных массивах. Современный гирокоптер с камерой применяют для аэрофотосъемок либо воздушных видеосъемок, благодаря широкому обзору и низкой вибрации в отличие от вертолетов.
Разработка в СССР и России
Стремительное развитие авиации в начале XX века привело к появлению самых разнообразных летательных агрегатов. Советский жироплан был разработан и сконструирован Н.И. Камовым. Первый полет на этом автожире под названием КАСКР-1 «Красный инженер» был совершен в 1929 году пилотом-испытателем в компании самого конструктора. В настоящий период в России разработка автожиров производится несколькими ведущими компаниями: «За облака», «Аэро-Астра», «АвиаМастер».
Современные автожиры
По прошествии нескольких десятков лет после создания первых жиропланов философия постоянного совершенствования повлекла за собой изобретение автожира с закрытой кабиной. Современные гиропланы, кроме элегантного дизайна, отличает усовершенствованная конструкция механизмов взлета, приземления и управления винтокрылым летательным аппаратом во время полета, обеспечивающая ему безопасность.
Классификация
По принципу размещения маршевого винта гиропланы классифицируются на два типа: с тянущим и толкающим винтом. Первый вариант летательных агрегатов имеет лучшую возможность охлаждения двигателя, благодаря винтовому обдуву. Преимуществом моделей автожиров с тянущим винтом является их безопасность при механическом воздействии на носовую часть во время аварии. Достоинством конструкции жиропланов с толкающим винтом выступает лучший обзор из кабины.
Специальные свойства
Большинство современных автожиров оборудованы механизмом предварительной раскрутки втулки ротора. При подобном варианте конструкции ротор раскручивается до разбега винтокрылого летательного аппарата. Предварительная раскрутка винта жироплана существенно укорачивает его разбег и при встречном потоке ветра подъем возможен с места. Короткий взлет гироплана является самым приемлемым вариантом при отсутствии в России легкодоступных аэродромов. Модели с прыжковым взлетом, к примеру, как жироплан Cartercopter, универсальны.
Что такое автожир? взгляд в будущее.
Автожиры, это слово хорошо знакомо всем любителям авиации, а для людей не связанных с техникой, это слово, скорее всего, связано с чем-то архаичным, устаревшим.
Первые работы над автожирами проводил испанский изобретатель Хуан де ла Сиерва. Его работы над этими винтокрылыми машинами, в 1919 г. вызвали большой интерес. В Советском Союзе, в 30-х годах активно разрабатывались автожиры известных конструкторов. Например, в 1929 году, конструкторами Камовым и Скржинским был создан КаСкр-1 «Красный инженер», показавший вполне приличные летные данные. Н.И.Камов стал более известным как создатель советских вертолетов марки «Ка».
КаСкр-1 «Красный инженер»
Впоследствии, с развитием самолетной, а главное вертолетной техники интерес к автожирам упал, и все работы, практически были свернуты. Второе рождение автожиры или гирокоптеры получили в США, в 60 годах прошлого века. Американский инженер и изобретатель с русскими корнями Игорь Бенсон, стал усиленно пропагандировать полеты на гирокоптерах. Аппараты им изобретенные были дешевы, и доступны самым широким массам населения. Управление ими было очень простое, а взлет с небольшого пятачка и посадка практически без пробега, сделали интересным простому обывателю этот вид транспорта. Его легкие автожиры продавались в виде конструктора из высылаемых по почте деталей, из которых любой практически человек мог собрать собственный аппарат. На волне популярности в Америке и Канаде были созданы уже двухместные легкие автожиры, которые получили официальный сертификат типа. До сих пор, некоторые из них можно увидеть летающими.
Так что такое автожир или гирокоптер? Чисто технически, автожир занимает промежуточное положение между самолетом и вертолетом, или скорее гибрид одного и второго. «Автожир сочетает в себе все недостатки самолета и вертолета», но это, конечно же, старая авиационная шутка. Дело в том, что из всей летающей техники автожир самый безопасный вид. Аппарат представляет собой, собственно кабину пилота, одно- или двухместную, с двигателем, который приводит в действие тянущий или толкающий воздушный винт, для горизонтального передвижения. А функцию самолетного крыла, для создания подъемной силы, выполняют свободновращающиеся лопасти ротора. Вращение лопастей происходит под действием набегающего потока. Вращаясь в режиме авторотации (свободного вращения), и установленные с положительным углом от 0-6 градусов, лопасти ротора создают достаточную тягу для поддержания аппарата в воздухе и всех необходимых эволюций. Автожир не подвержен штопору, этому страшному «зверю», которого опасаются авиаторы на самолетах. Дело в том что, со снижением поступательной скорости, автожир просто начинает плавное снижение. Даже в случае отказа маршевого двигателя, гирокоптер способен совершить безопасную посадку, довольствуясь маленьким пятачком поверхности.
Современные гирокоптеры пользуются популярностью за счет своих хороших летных характеристик, дешевизны, простоты конструкции и управления в воздухе, безопасностью, способностью летать при значительном ветре, когда другие легкие самолеты просто не смогут безопасно подняться в воздух. Благодаря взлету с подскока, или просто значительно укороченному взлету, и посадке с малым пробегом или даже по вертолетному, автожир становится интересным различным службам. Таким как служба лесоохраны, ГИБДД, пожарной инспекции, службам мониторинга ЛЭП и трубопроводов. Да и любителям полетов для души этот аппарат приносит много удовольствия с минимумом затрат. Большинство современных автожиров оснащено приводом на несущий ротор, который раскручивается до взлета и позволяет до минимума сократить разбег. В воздухе ротор отключается от трансмиссии и переходит в режим авторотации.
Егерь автожир
Ворон-01М автожир
Несколько известных западных фирм производят автожиры на промышленной основе. Они имеют комфортабельную кабину, как правило, закрытую, оснащены необходимым приборным оборудованием для безопасного полета. Они продаются в готовом виде, либо поставляются в виде так называемых КИТ наборов, для самостоятельной сборки. В России так же производятся несколько типов автожиров. Такие как «Егерь», «Ворон-01М», Ангарского отделения ФЛА России, Автожир «Казачок», который выпускают супруги Корнеевы из г. Сергиев Посад (на этот автожир даже существует очередь!). «Лаборатория авиации» из Йошкар-Олы выпускает гироплан для путешествий M22 Voyager, оснащенный комфортной кабиной и грузовым отсеком. Та же Авиационная группа предлагает другой легкий, открытый, двухместный автожир M14 Scout, любимчик российского рынка. Все автожиры «Лаборатории Авиации» отличаются высоким уровнем качества производства.
M14 Scout автожир
Примерная стоимость автожиров российского производства составляет около 2-3 млн. руб. и зависит от комплектации оборудования.
В последние годы гирокоптеры привлекают все больше внимания широкого круга любителей авиации. Их используют для туризма, патрулирования, выполнения с\х работ, съемки видеороликов и фотосъемки. Благодаря минимальной поступательной скорости, гарантирует высокое качество фото и видеосъемки. Простота управления автожиром, позволяет обучить полетам на нем в минимально короткие сроки, и с минимальными затратами. Несомненным плюсом является и минимально необходимое место для хранения. Со сложенными лопастями несущего ротора, автожир может легко разместиться в обычном гараже.
Учитывая все это, можно сделать вывод, что у автожира прекрасные перспективы стать массовым средством передвижения.
Немцы разработают шестиместное электрическое аэротакси-автожир
Немецкая компания Fraundorfer Aeronautics занялась разработкой шестиместного электрического автожира, который можно будет использовать в качестве аэротакси. Как пишет Flightglobal, в основу нового летательного аппарата лягут наработки, полученные по проекту двухместного автожира Tensor. Первый полет этого аппарата планируется провести до конца 2019 года.
Автожир представляет собой разновидность винтокрылого летательного аппарата, у которого несущий винт вращается только лишь набегающим потоком воздуха и благодаря этому создает подъемную силу. У автожиров несущий винт по своим свойствам аналогичен самолетному крылу. За создание движущей силы у автожиров обычно отвечает толкающий воздушный винт в хвостовой части.
По оценке Fraundorfer Aeronautics, использование автожиров в качестве аэротакси по сравнению с более традиционными вертолетами позволит решить несколько проблем, в числе которых — расход топлива, стоимость обслуживания и шумность.
Шестиместный летательный аппарат будет выполнен по классической схеме автожира с несущим винтом и толкающим воздушным винтом в хвостовой части. Кроме того, летательный аппарат получит два небольших крыла в носовой и хвостовой частях, которые будут обеспечивать дополнительную подъемную силу, снижая нагрузку на несущий винт.
Для взлета аппарата потребуется полоса длиной всего 90 метров, а для посадки — длиной 30 метров. Автожир сможет выполнять полеты на скорости до 115 узлов (213 километров в час) на расстояние до 593 километров. При этом минимальная скорость для взлета автожира составит 22 узла.
Автожир планируется сделать полностью электрическим. Он будет оснащен электромотором, приводящим толкающий воздушный винт, а также аккумуляторной батареей и водородной топливной ячейкой. Впрочем первый полет двухместного Tensor состоится с помощью бензинового двигателя компании Rotax.
Как ожидается, сертификация аэротакси-автожира в соответствии с требованиями Европейского агентства по безопасности полетов завершится в 2024-2025 году. К тому времени двухместный автожир Tensor уже пройдет полный спектр испытаний и получит сертификаты не только в категории любительской авиации, но также и в качестве разведывательного летательного аппарата.
Fraundorfer Aeronautics не единственная компания, планирующая создать аэротакси-автожир. Разработкой такого летательного аппарата также занимаются американские компании Mooney International и Carter Aviation Technologies. Их проект создание электрического автожира, у которого во время взлета и посадки несущий воздушный винт будет вращаться от электромотора.
В горизонтальном полете винт будет отключаться от электромотора и переходить к свободному вращению от набегающего потока воздуха. В этом случае он будет выполнять роль самолетного крыла. Такое техническое решение позволит реализовать практически вертикальные взлет и посадку.