гиис дмдк что это значит

ГИИС ДМДК: С чем столкнется ювелирная отрасль в 3-й квартале 2021 года

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 г. № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в 3-м квартале 2021 года ювелирная отрасль столкнется с целым рядом новых требований.

С 1 августа 2021 года, организации, имеющие право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, вносят добровольно в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении сырья, содержащего драгоценные металлы, а также об отгрузке (реализации) аффинированных драгоценных металлов во всех видах, продукции, произведенной из аффинированных драгоценных металлов, отходов и полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

Также, с 1 августа, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ремонт ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых для их изготовления, а также об отгрузке (реализации) готовой продукции;

С 1 августа на территории РФ вводится добровольное нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на отдельные ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также уникального идентификационного номера на их ярлыки с внесением в ГИИС ДМДК сведений об указанных изделиях.

Речь идет о ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, принятых на комиссию от граждан (физических лиц), не являющихся ИП, и невостребованных ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, на которые ломбардами обращено взыскание.

С 1 сентября 2021 года на территории РФ операции по специальному учету (постановка, снятие, внесение изменений), а также операции по регистрации именников производятся исключительно в ГИИС ДМДК.

Также с указанной даты:

— организации, имеющие право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении сырья, содержащего драгоценные металлы, а также об отгрузке (реализации) аффинированных драгоценных металлов во всех видах, продукции, произведенной из аффинированных драгоценных металлов, отходов и полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

— юридические лица и ИП добровольно вносят в ГИИС ДМДК определенные сведения (информацию).

Кроме того, внесены изменения в Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 N 972), Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1052) и Правила регистрации, изготовления именников, а также постановки и уничтожения их оттисков (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.10.2015 N 1127).

Например, установлено, что аффинажные организации представляют в Федеральную пробирную палату сведения о поступлении и отгрузке драгоценных металлов в любом состоянии и виде по утвержденным формам на бумажном носителе, в электронном виде и (или) посредством их направления в ГИИС ДМДК.

Уточнено, что постановке на специальный учет не подлежат юридические лица и ИП, торгующие изделиями, изготовленными из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов.

Определен порядок регистрации именника в ГИИС ДМДК.

ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ, ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИМЕННИКОВ, А ТАКЖЕ ПОСТАНОВКИ И УНИЧТОЖЕНИЯ ИХ ОТТИСКОВ

Список изменяющих документов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2020 N 584, от 26.02.2021 N 270)

1. Настоящие Правила определяют порядок регистрации, изготовления именников, а также постановки и уничтожения их оттисков на производимых (ремонтируемых) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов.

3. Регистрацию именников осуществляет Федеральная пробирная палата.

Порядок ведения реестра именников утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Для регистрации именника изготовитель через личный кабинет в ГИИС ДМДК направляет в Федеральную пробирную палату заявку о регистрации именника, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя изготовителя или пользователя, уполномоченного руководителем изготовителя на внесение сведений в ГИИС ДМДК и на подписание документов от имени изготовителя в ГИИС ДМДК.

Форма заявки, структура сведений, вносимых в форму, порядок ее формирования и получения подтверждения о ее принятии определяются Федеральной пробирной палатой.

Изготовитель обращается в территориальный орган Федеральной пробирной палаты, в районе деятельности которого он находится, с заявлением для получения шифра именника, необходимого для изготовления именника.

При регистрации именника изготовитель представляет в территориальный орган Федеральной пробирной палаты оттиск именника, проставленный на полированной пластинке.

Исключение составляет проставление оттиска именника, совмещенного с государственным пробирным клеймом, лазерным методом территориальными органами Федеральной пробирной палаты. Проставление оттиска именника на полированной пластинке в таком случае не требуется.

В случае если именник будет проставляться разными методами (механическим, электроискровым, лазерным), на полированной пластинке проставляется каждый оттиск именника.

Оттиск именника должен быть четким, недеформированным и содержать все элементы (знаки).

5. В случае некачественного изготовления именника (нечеткий, деформированный или содержащий не все элементы (знаки), а также несоответствия сведениям, содержащимся в документах, указанных в пункте 4 настоящих Правил, территориальный орган Федеральной пробирной палаты вправе отказать в его регистрации.

5(1). Срок обработки заявки о регистрации именника территориальными органами Федеральной пробирной палаты не должен превышать 5 рабочих дней со дня выполнения изготовителем условий, указанных в пункте 4 настоящих Правил.

Уведомление о принятии соответствующего решения, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Федеральной пробирной палаты, размещается в ГИИС ДМДК в личном кабинете изготовителя. Форма уведомления утверждается Федеральной пробирной палатой.

6. Изготовление именника осуществляется изготовителем.
Именник содержит шифр, присвоенный изготовителю территориальным органом Федеральной пробирной палаты, содержащий в зашифрованном виде информацию о годе изготовления изделия, данные о территориальном органе Федеральной пробирной палаты, зарегистрировавшем именник, и изготовителе изделия.

Содержание шифра именника определяет Федеральная пробирная палата.

7. Именник действует в течение календарного года, в котором был зарегистрирован.

По окончании срока действия именника он подлежит уничтожению изготовителем.

9. Территориальные органы Федеральной пробирной палаты осуществляют постановку на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов оттисков именников, изготовленных электроискровым методом и лазерным методом при клеймении государственным пробирным клеймом с совмещенным именником, по обращению изготовителя.

11. Выявленные в ходе проведения экспертизы оттиски незарегистрированных именников на ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов подлежат уничтожению территориальными органами Федеральной пробирной палаты.

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 октября 2015 г. N 1052

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕТА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ

Список изменяющих документов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.07.2018 N 798, от 29.01.2020 N 60, от 26.02.2021 N 270)

а) кредитных организаций (банков);
б) организаций, использующих в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов для проведения анализов;
в) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование готовых форм фармацевтической, парфюмерной и косметической продукции, содержащей химические соединения драгоценных металлов;
г) образовательных организаций, использующих в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов при осуществлении образовательных процессов;
д) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование серебросодержащих фотопластинок, фото- и кинопленки, фотобумаги и прочих светочувствительных фотоматериалов;
е) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование лакокрасочной продукции, содержащей драгоценные металлы;
ж) медицинских организаций, осуществляющих армирование нитями из драгоценных металлов, устанавливающих имплантаты, искусственные зубы, зубные протезы, протезные приспособления, а также использующих стоматологические цементы и другие стоматологические пломбировочные материалы, содержащие драгоценные металлы или изготовленные из них;
з) организаций, использующих машины и оборудование, приборы, инструменты, электронную технику, пускорегулирующие устройства и устройства автоматики, электрические устройства, комплектующие детали, узлы, содержащие драгоценные металлы, за исключением организаций, использующих изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов стеклоплавильные устройства, тигли, катализаторные сетки, лабораторную посуду;
и) организаций, использующих для ремонта машин и оборудования, приборов, инструментов, электронной техники, пускорегулирующих устройств и устройств автоматики, электрических устройств химические соединения, сплавы, припои, содержащие драгоценные металлы;
к) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использующих в своей деятельности инструменты и (или) изделия производственно-технического назначения, содержащие природные алмазы;
л) Центрального банка Российской Федерации;
(пп. «л» введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 N 270)
м) органов государственной власти;
(пп. «м» введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 N 270)
н) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю изделиями, изготовленными из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов.
(пп. «н» введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 N 270)

3. Специальный учет осуществляется посредством включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

4. Постановку на специальный учет осуществляет уполномоченный орган.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели регистрируются в ГИИС ДМДК в целях постановки на специальный учет в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации (при заявлении кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, связанных с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней) либо внесения соответствующих изменений в их учредительные документы.

6. В целях постановки на специальный учет юридические лица и индивидуальные предприниматели в личном кабинете в ГИИС ДМДК:

а) заполняют форму карты специального учета. Структура сведений, вносимых в форму карты специального учета, порядок ее формирования и получения подтверждения о ее принятии определяются уполномоченным органом;
б) загружают копию документа, подтверждающего наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений, помещений (части зданий, сооружений и помещений).

8. Уполномоченный орган принимает решение о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальный учет и присвоении ему учетного номера либо решение об отказе в постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальный учет в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Уведомление о принятии соответствующего решения, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица уполномоченного органа, размещается в ГИИС ДМДК в личном кабинете юридического лица или индивидуального предпринимателя. Форма уведомления утверждается уполномоченным органом.

9. Уполномоченный орган отказывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в постановке на специальный учет в случае:

а) отсутствия в карте специального учета подписи либо наличия подписи лица, не имеющего полномочий на ее подписание от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя;
б) нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальном учете в ГИИС ДМДК;
в) наличия неснятой (непогашенной) судимости за совершение преступления в сфере экономики у лица, которое осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа либо является бенефициарным владельцем юридического лица или индивидуального предпринимателя. Понятие «бенефициарный владелец» используется в настоящих Правилах в значении, определенном статьей 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
г) отсутствия в сведениях о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, связанных с добычей, производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
д) отсутствия регистрации документа, подтверждающего право владения объектом недвижимости нежилого назначения, в котором осуществляется деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если такая регистрация является обязательной;
е) представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недостоверных сведений.

10. При изменении сведений, содержащихся в карте специального учета, юридические лица и индивидуальные предприниматели в течение 5 рабочих дней заполняют в личном кабинете в ГИИС ДМДК форму о внесении соответствующих изменений в карту специального учета.

Уполномоченный орган в срок не более 5 рабочих дней со дня представления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) формы о внесении изменений в карту специального учета осуществляет проверку изменяемых сведений и их изменение в ГИИС ДМДК, направляет юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) уведомление об изменении сведений или уведомление о невозможности изменения таких сведений с указанием причин отказа путем его размещения в личном кабинете юридического лица (индивидуального предпринимателя) в ГИИС ДМДК. Форма уведомления определяется уполномоченным органом.

13. Уполномоченный орган принимает решение о снятии со специального учета в следующих случаях:

а) получение от юридического лица или индивидуального предпринимателя заявления о снятии со специального учета и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, подтверждающей прекращение осуществления заявителем экономической деятельности, связанной с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
б) установление должностным лицом уполномоченного органа наличия в Едином государственном реестре юридических лиц записи о ликвидации юридического лица;
в) установление должностным лицом уполномоченного органа наличия в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
г) обнаружение должностным лицом уполномоченного органа при проведении мероприятий по контролю информации, свидетельствующей о том, что индивидуальный предприниматель не осуществляет свою деятельность в связи со смертью, но запись о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей не внесена;
д) непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение 30 календарных дней информации о необходимости внесения изменений в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
(пп. «д» в ред. Постановления Правительства РФ от 26.02.2021 N 270)
е) наличие неснятой (непогашенной) судимости за совершение преступления в сфере экономики у лица, которое осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа либо является бенефициарным владельцем юридического лица, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, или у физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
ж) истечение сроков действия документов, свидетельствующих о владении (пользовании на законном основании) зданиями, сооружениями, помещениями (частью зданий, сооружений и помещений) для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем сведений о продлении прав владения (пользования на законном основании) указанными зданиями, сооружениями, помещениями (частью зданий, сооружений и помещений) либо новых документов, свидетельствующих о владении (пользовании на законном основании) зданиями, сооружениями, помещениями (частью зданий, сооружений и помещений) для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

14. Уполномоченный орган принимает решение о снятии юридического лица или индивидуального предпринимателя со специального учета в течение 15 календарных дней со дня получения документов и (или) информации, указанных в пункте 13 настоящих Правил.

Источник

ГИИС ДМДК: если делать «по уму»

Прошло полтора десятка лет, как ювелиры впервые предложили государству «перестать стучать молотком» и перейти на прогрессивный IT-контроль за оборотом ювелирных изделий. Тогда не было сегодняшних экономических проблем, не было приравнивания незаконного ввоза ювелирных изделий к контрабанде, при этом главной бедой российских производителей ювелирных изделий было засилье на отечественном рынке той самой контрабанды. Ювелиры хотели самостоятельно клеймить производимые изделия, не тратя время на очереди в инспекциях пробирного надзора. А очереди тогда были немалые. Поэтому идея введения IT-контроля за оборотом ювелирных изделий в обмен на право их самостоятельного клеймения для производителей выглядела очень выгодной. Выгодной и для бизнеса, и для государства, и для потребителя.

Сегодня противодействие контрабанде ювелирных изделий не так актуально. Задача внедряемой системы ГИИС ДМДК – прослеживаемость оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Отрадно, что именно эта совершенно правильная задача, а не «маркировка ради маркировки», озвучивается руководителем Федеральной пробирной палаты Ю. И. Зубаревым. Косвенным подтверждением намерений организации реального, экономически обусловленного контроля за ДМДК, стало появление в нормативном обороте ГИИС ДМДК нового термина УИН – уникального идентификационного номера товара. Термин УИН, а не маркировка, должен стать ключевым в построении системы прослеживаемости оборота ДМДК.

Однако рецидивы «маркировка ради маркировки», к сожалению, в планах еще встречаются. Например, маркировка. Причем. непосредственно ювелирных изделий. Она может стать нестерпимой головной болью не только для бизнеса, но и для государства. О том, над какими вопросами организации ГИИС ДМДК еще стоит подумать, и поговорим в этой статье.

Маркировка непосредственно самих ювелирных изделий как главная угроза успеху ГИИС ДМДК

Это не просто опасность, это может стать приговором для ГИИС ДМДК, если вовремя не изменить управленческие решения. Дело не в только том, что маркировка непосредственно самих ювелирных изделий не требуется для успешной прослеживаемости потоков в рамках функционирования ГИИС ДМДК (при любом из возможных вариантов ее реализации). И даже не в том, что маркировка самих изделий бессмысленно дорога для бизнеса и государства. А дело в том, что эту маркировку практически невозможно реализовать технически. Так, чтобы это была система с приемлемым для устойчивого функционирования уровнем ошибок считывания кода.

Любой двумерный штрих-код, будь то QR-код или Data Matrix, имеет ограничения по количеству записанной в нем информации на единицу площади физического его размера. Чем меньше физический размер нанесенного штрих-кода, тем меньше информации можно в него занести. Логичным минимумом кодируемой информации выглядит занесение в маркировку самого УИН и ссылки на Интернет-ресурс оператора ГИИС ДМДК. Такой небольшой объем информации в мировой практике помещают в Data Matrix код. При маркировке микросхем. Но при этом размер наносимого Data Matrix кода составляет не менее 1,5 х 1,5 мм., т.е. около 2,25 кв. мм. У нас же в ГИИС ДМДК закладывается размер маркировки непосредственно ювелирных изделий 0,8 х 0,8 мм (0,64 кв. мм.), что крайне мало для надежного считывания метки даже с ровной и матовой поверхности.

Но ювелирное изделие имеет не матовую, а сильно отражающую поверхность, что многократно увеличивает ошибку считывания. Нанесение любого рельефа на металл будет сопровождаться бликами, что резко снизит вероятность считывания штрих-кода, тем более микроскопического. Не говоря уже о том, что фатальные повреждения крошечной маркировки на достаточно мягком металле станут обычным делом.

Где должна располагаться маркировка?

Ювелирное изделие, в отличие от микросхемы, имеет неопределенную форму. На нем не может быть «стандартных» мест для нанесения маркировки. И если пробирное клеймо и именник обычно имеют достаточно глубокий рельеф, то нанесенный лазером штрих-код с мелким рельефом будет на поверхности ювелирного изделия едва заметен. Это, безусловно, хорошо. Ювелирное изделие – не доска объявлений, штрих-код вряд ли его украсит. Но вот найти метку будет сложно и затратно по времени.

Допустим. в подразделении Федеральной пробирной палаты смогли найти на изделии место и нанести лазером маркировку. Но ведь затем бизнесу необходимо эту маркировку найти и считать. А что делать, если маркировка при получении изделия из палаты считываться не будет? Как сегодня поступают кассиры в супермаркетах, когда сканер не считывает штрих-код товара? Они смотрят на этикетку, находят там напечатанный в десятичной системе код товара, и вручную набивают его на клавиатуре. И это при работе с крупными штрих-кодами на упаковках! Но в случае с маркировкой непосредственно ювелирных изделий такой «подсказки» в виде десятичных читаемых чисел у товароведов не будет. Как им быть, если маркировка не считывается? Покупать более дорогой и совершенный считыватель? Может не помочь. И накладно. Отправлять изделие обратно в пробирную палату? Другого пути не просматривается. Тут возникает вопрос: «А за чей счет?»

Важна ли маркировка непосредственно ювелирных изделий для системы прослеживаемости?

Опасения, что отсутствие прямой маркировки металла приведет к злоупотреблениям – не более, чем фантомный страх. Для интересов контроля со стороны государства важна прослеживаемость оборота потоков ДМДК в целом, а не индивидуально определенных объектов. Да, уникальный идентификационный номер (УИН) как раз и превращает ювелирные изделия для государственного учета в индивидуально определенные объекты. Но это персонифицирование изделий осуществляется в ГИИС ДМДК не как самоцель, а ради организации отслеживания их в потоках. Иными словами, государству важно не то, кто произвел конкретное изделие «N» и в каком магазине оно было продано, а то, какие входящие и исходящие потоки изделий присутствуют у каждого из участников оборота, входящих в цепочку. Для этой цели увязка потоков товара с каждой отдельно взятой товарной единицей дает повышение точности подсчета потоков. И ещё упрощение организации процесса.

Маркировка штрих-кодами непосредственно самих ювелирных изделий не только технически сложна в плане обеспечения устойчивости считывания меток, но и бессмысленна в плане решения задач ГИИС ДМДК по прослеживаемости. Можно лишь рассуждать о некоторой защите изделия от подделки. Кстати, именно задача защиты товара от подделки лежит во главе маркировки любых товаров в мире. Т.е. системы маркировки в мировой практике вводят не с целью контроля за оборотом товаров (это всегда лишь побочная логистическая задача в интересах бизнеса), а с целью защиты оригинальных брендов от подделки. Считается, что экономически нецелесообразно плодить «клоны» товаров с оригинальными номерами, если проверка подлинности товара по его номеру приведет к выявлению подделки. Впрочем, прослеживаемость оборота товаров благодаря использованию их маркировки в мире востребована, т.к. позволяет бизнесу лучше оценивать перспективы логистических цепочек и оптимизировать их. Но это – не про государственный контроль…

Несколько слов о понятиях «подделка» и «идентификация». Недавно в обсуждении внедрения ГИИС ДМДК появилось новое требование – фотографирование изделий. Да, это затраты времени, новая операция для сотрудников. Но с точки зрения идентификации изделия, т.е. привязки к данному изделию УИН, это пока лучшее решение на сегодня. Как минимум по соотношению цена/качество. От подделки фотография товара покупателя не защитит, но для идентификации товара номеру УИН в системе ГИИС ДМДК подходит. Правда, еще предстоит выработать единые для всех оптимальные стандарты фотографирования: цветовую температуру освещения, разрешение и размер фотоснимка и т.д. Есть над чем поработать.

Документальная прослеживаемость против физической

При организации прослеживаемости ювелирных изделий в ГИИС ДМДК невозможно повторить успех «обеления» рынка, достигнутого введением маркировки товаров в рамках эксперимента с меховыми изделиями, лекарствами и иными товарами. Дело в том, что эффект «обеления» на рынке этих товаров дала не маркировка сама по себе, а введение учета каждой единицы обращаемых товаров в государственной системе, обеспечиваемого маркировкой. До введения маркировки меховых и иных изделий сквозной учет оборота этих товаров никто не вел. Это давало возможность нелегального ввода товаров в оборот (проще говоря, ввода контрабандных товаров). Но с ювелирными изделиями в России все иначе: их жесткий государственный учет (благодаря пробирному надзору) был всегда, «обелять» здесь особо нечего. Поэтому дополнительное введение информационной маркировки в виде нанесения штрих-кодов (на бирки или на сами ювелирные изделия, неважно) не позволит существенно усилить контроль за их оборотом, который и без того сильный.

Введение же института УИН в ГИИС ДМДК облегчит объединение баз данных всех ведомств, участвующих в обороте ювелирных изделий и задействованных в системе (ФПП, Минфин, ФНС, ФТС). Но это уже не физическая прослеживаемость, а документальная. И именно она может дать максимальную пользу государству на рынке ДМДК. Причем, с минимальными для бизнеса издержками.

Но не стоит думать, что в обороте ДМДК нет проблем. Они есть, но не в части оборота готовой ювелирной продукции, а в части приобретения производителями сырья. Т.е. не на выходе, а на входе производства. Это радикально отличает потребность контроля оборота ДМДК от оборота иных бытовых товаров, попавших сегодня под систему Минпромторга «Честный знак». Понимая это, ювелиры потому и выступали за создание своей собственной системы прослеживаемости оборота. В отличие от оборота прочих товаров, в сфере ДМДК теневой оборот сконцентрирован на входе производств ювелирных изделий и представляет собой нелегальную закупку сырья. Прослеживаемость в секторе ДМДК прежде всего необходима не на участке «таможня – магазин» (что наиболее важно при контроле оборота прочих товаров), а на участках «добыча сырьевых ДМДК – аффинаж – вход сырья на производство ювелирных изделий». Соответственно, контроль прослеживаемости оборота именно этих участков даст государству максимум эффекта от внедрения сквозной системы прослеживаемости. Сосредотачивать усилия по контролю и «смотреть под микроскопом» на товарные потоки нужно именно на этом участке, соответсвенно и здесь концентрировать ресурсы.

В итоге ожидаемого увеличения объёмов произведённой и закреплённой ювелирной продукции за счёт ликвидации теневого оброта мы не увидим. По крайней мере в том виде, в каком это было с изделиями из меха. Теневой оборот «зарыт» в сырье, а не в «леваке». И основа «левака» — более дешёвый источник сырья. А вот за источниками поступающего сырья будет интересно понаблюдать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *