героини урбана кто такие
Гонка Героев Урбан: приключения в центре города!
В российских городах набирает популярность новый формат гонок с препятствиями – Гонка Героев Урбан. Основная площадка – городская среда. Площади, парки и набережные, куда мы обычно приходим гулять с друзьями и семьёй, становятся ареной для настоящих спортивных приключений!
Чем отличается Урбан от обычной Гонки Героев, в каких городах пройдут соревнования в этом году и как принять участие – рассказываем в этой статье.
В чём отличие формата Урбан от привычной Гонки Героев
Традиционно гонки с препятствиями проводятся на военных полигонах, которые находятся далеко за пределами города. Урбан же гораздо доступнее: можно взять спортивную форму и дойти до места старта пешком или добраться на общественном транспорте. Не нужно тратить время на логистику – приключения могут начинаться прямо возле дома!
Большой плюс гонки формата Урбан – зрительская поддержка. Любой желающий может прийти в качестве болельщика. Поболеть за вас с радостью соберутся друзья и близкие, а когда они увидят яркую и динамичную гонку, им будет гораздо проще присоединиться к вам в следующий раз.
Задача организаторов – сделать гонку более доступной для участников с разным уровнем подготовки, поэтому очень сложные препятствия на Гонке Героев Урбан отсутствуют. Да и сами препятствия проходить будет чуть проще, чем на традиционной Гонке Героев.
Но всё равно рекомендуем собрать проверенную команду, чтобы почувствовать командный дух и легче справиться с препятствиями. Теперь создать команду на Урбан стало проще – для участия нужно собрать всего 5 человек.
Какие будут препятствия
Гонка Героев Урбан проходит в городской среде, а потому трасса проложена по-другому, нежели на полигоне. Она короче в два раза – всего 5 км и чуть более 20 препятствий. Путь от одного препятствия до другого проходит по асфальтовым и парковым дорожкам или газонным покрытиям открытых стадионов.
Здесь нет рвов и грязи, но водная преграда всё же будет – так что готовьтесь промокнуть.
Гонка Героев в формате Урбан стала динамичнее и быстрее, препятствия будут сменяться так часто, что участники не успеют привыкнуть! В среднем атлеты проходят трассу за 1 час 20 минут. При этом на каждом участке работает опытный инструктор, который подскажет, как быстрее преодолеть препятствие.
Всех сюрпризов организаторы не раскрывают, чтобы сохранить интригу и повысить уровень адреналина в крови, когда вы увидите, через что вам предстоит пройти. Однако совершенно точно участников ждут сетки, под которыми нужно проползти, заборы, через которые нужно перелезть, а также рампы, шины, рукоходы и многое другое.
Где поучаствовать
В этом году в календаре 10 гонок Урбан – с мая по октябрь. Гонка уже проходит в Москве, Санкт-Петербурге, Брянске, Ростове-на-Дону и Уфе. В 2021 году к проекту присоединились ещё шесть городов: Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Сочи.
Регистрация уже открыта на следующие события:
Гонка проходит в четырёх форматах:
Выбирайте вариант приключения по душе и регистрируйтесь на urban.heroleague.ru. Важно: для участия в гонке необходима медицинская справка.
Гонка Героев Урбан – это уникальное спортивное событие для города. По задумке организаторов, формат гонки должен стать привычной средой для физического развития в городской черте. Буквально недалеко от дома вы можете принять участие в качественно организованном, динамичном и, самое главное, безопасном спортивном приключении.
Вспомните: каких-то семь лет назад никто не верил, что во дворах будут появляться турниковые комплексы. Пять лет назад, когда их начали возводить, мало кто верил, что люди будут на них тренироваться. Сегодня уличные тренажёры – это точка притяжения людей всех поколений и социальных слоёв.
Гонка Героев Урбан – это отличное место для встреч с единомышленниками, полноценного общефизического развития и проверки себя!
Значение слова «урбан»
Урбан
1. мужское имя ◆ Так, папа Урбан VI в 1385 году повелел схватить шестерых кардиналов, организовавших против него заговор. Н.В. Будур, «Инквизиция», 2006 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прибойный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «урбан»
Предложения со словом «урбан»
Цитаты из русской классики со словом «урбан»
Понятия, связанные со словом «урбан»
Имя римского папы — тронное имя, под которым Папа Римский официально известен в период своего понтификата.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «урбан»
Урбан пообещал тем, кто отправится в крестовый поход, отпущение всех грехов.
Мне он известен как «Урбан сад», это место недалеко от центра нашего города, страдающего отсутствием зелени, где заботливо собраны и выращиваются кусты и деревья и даже есть несколько представителей фауны.
Сама она пробовала эти самые прелести лесной жизни, была немедленно укушена клещом и эвакуирована обратно, в родной урбан.
Синонимы к слову «урбан»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Что такое урбанистика и зачем она нужна
Урбанистика — это наука, изучающая развитие городских сообществ и систем. Она аккумулирует достижения гуманитарных, социальных и технических наук для того, чтобы развивать города, делать их комфортнее и удобнее для жизни.
Что такое урбанистика и где ей учат
Урбанистика находится на стыке архитектуры, социологии, экономики, географии, экологии и госуправления. Принято разделять ее на две субдисциплины — городской дизайн (urban design), сосредоточенный на эстетике города, и городское планирование (urban planning) — науку о городском землепользовании и социально-экономическом развитии инфраструктуры.
В отличие от архитектора или градостроителя урбанист не проектирует новые здания и кварталы, а улучшает уже существующие. Впрочем, грань между урбанистикой и градостроительством довольно условна.
В России людей с компетенциями урбанистов готовят:
История урбанистики
Научный подход к градостроительству пытались выработать еще в древнейших государствах. Первой культурой, старательно планировавшей городское пространство, была хараппская цивилизация, которая существовала на севере Индии и в Пакистане в 3-м тысячелетии до н. э. Крупнейшие ее города — Хараппа и Мохенджо-Даро — были спроектированы удивительно разумно. Каждая жилая постройка подключена к канализации и водопроводу. Узкие улочки пересекались под прямым углом и построены так, чтобы горожан всегда обдувал свежий ветер [1], [2].
Городское проектирование развивалось в Древней Месопотамии, в античных Греции и Риме. Первым урбанистом в истории часто называют архитектора Гипподама, который, как писал Аристотель, в V веке до н. э. разработал генеральный план для строительства городов Фурий и Пирей. Именно Гипподам считается создателем классической «сетчатой» схемы застройки города, когда улицы пересекаются под прямым углом, а общественные здания располагаются перед крупными квадратными площадями. По такой модели построены Санкт-Петербург и нью-йоркский Манхэттен.
В средневековой Европе искусство планирования древних мегаполисов было забыто. Города росли сами собой и очень часто по одной схеме. В центре были площадь, рынок и собор, а люди селились вокруг них концентрическими кругами. Улочки были узкими и предназначались только для пешеходов. Горожане нередко работали там же, где и жили.
Индустриальная революция изменила все. Рабочие начали стекаться в города и создали огромный спрос на дешевое жилье. Рост промышленности потребовал строительства специальных зон, где размещались огромные фабрики. Вопросы градостроительства стали одной из центральных политических тем.
В XVIII веке по генплану были построены две мировые столицы — Вашингтон и Санкт-Петербург.
Во второй половине XIX века были осуществлены еще два грандиозных проекта, которые можно смело назвать урбанистическими. Испанский архитектор Идельфонс Седра построил в Барселоне район Эшампле, известный своими ровными улицами и квадратными домам, а Жорж Осман перестроил Париж, превратив его из грязного средневекового города в современную европейскую столицу.
На рубеже XIX и XX веков социологи и экономисты стали активно интересоваться устройством городского пространства. Принято считать, что урбанистика как наука родилась в 1909 году, когда в Лондонском университете появилась первая в мире кафедра городского планирования.
Последним гвоздем в крышку гроба доиндустриального города стало распространение автомобилей. Те немногие города, что были построены или перестроены в XVIII—XIX веках, смогли адаптироваться к наплыву машин и автобусов, всем остальным пришлось как можно скорее наверстывать упущенное и быстро трансформироваться. Исследования проблемы автомобилей породили новую ветвь урбанистики, в центре которой были вопросы транспортной инфраструктуры.
В Америке, где благодаря Генри Форду личный автотранспорт стал массовым явлением очень быстро, проблему реформирования городов стали решать с помощью расширения дорог, строительства транспортных развязок и многополосных магистралей. Вскоре выяснилось, что расширение дорог не ведет к уменьшению пробок.
Градостроители Европы предпочли другой путь — стали развивать общественный транспорт и сдерживать автомобилизацию. Человеку, который ездит на работу на автобусе, электричке или трамвае, нужно гораздо меньше места, чем занимает личный автомобиль. Поэтому развитые системы общественного транспорта помогают городу не тратить ценные квадратные метры на широкие магистрали и гигантские парковки.
В послевоенные годы Европа частично отошла от этих принципов. Обрели популярность градостроительные идеи французского архитектора Ле Корбюзье, который предлагал превратить города, в том числе и Париж, в редкую россыпь брутальных многоэтажных башен, окруженных широкополосными магистралями.
Всплеск урбанистической модернистской гигантомании пришелся на три послевоенных десятилетия. Ле Корбюзье не дали перестроить ни одного крупного города в Европе — но в 1950-х годах правительство Индии заказало ему генплан Чандигарха, новой столицы штата Пенджаб, построенной с нуля среди бамбуковых рощ. В 1960 году посреди пустыни была заложена новая столица Бразилии — Бразилиа.
Ее архитекторы тоже вдохновлялись работами Ле Корбюзье. В Советском Союзе тем временем с нуля возводили целые промышленные мегаполисы, такие как Тольятти и Набережные Челны [3].
Читайте также
Принципы современной урбанистики
Датой основания современной урбанистики считается 1999 год, когда группа европейских и американских ученых и гражданских активистов выпустила Хартию нового урбанизма. Этот текст провозгласил главной задачей градостроителя делать города удобными и комфортными для обычного человека.
Вот десять главных принципов нового урбанизма [4], [5].
Согласно хартии, современный город должен:
1) соблюдать баланс с природой — пристально следить за экологией и компенсировать любой вред, который он наносит природе;
2) уважать традиции и культуру жителей, развивать и поддерживать их, а не пытаться заменить;
3) использовать экологически целесообразную технологию — применять наиболее целесообразные ресурсы, инфраструктурные системы и строительные методы. Если рядом есть асфальтный завод, то нужно застилать улицы асфальтом, а не заказывать тротуарную плитку у фабрики в соседнем регионе;
4) создавать зоны для комфортного общения и свободного времяпрепровождения — предоставлять жителям как можно больше возможностей для встреч и совместных занятий. Идеальное общественное пространство города соответствует структуре социальных отношений горожан. В городе нужны парки, где можно прогуляться в одиночестве, игровые площадки для детей, и торговые центры, в которых можно купить все необходимые товары;
5) быть эффективным. Территория города должна оптимально использоваться для всех видов деятельности жителей. Трубопроводы нужно прокладывать самыми короткими маршрутами, люди не должны выстраиваться в многочасовые очереди в музей, а игровых площадок должно быть столько, чтобы дети не бились лбами;
6) уважать человеческий масштаб — пространство должно быть спроектировано так, чтобы человек мог удовлетворить как можно больше потребностей, передвигаясь на своих двоих. Магазин продуктов или школа должны быть во дворе, а не на другом конце города. Или на худой конец возле автобусной остановки или станции метро;
7) создать «матрицу возможностей» — стремиться к тому, чтобы нивелировать экономическое и гендерное неравенство и дать людям из любой группы равные возможности для развития;
8) интегрироваться в регион — взаимодействовать с местностью, в котором он расположен, а не высасывать из нее ресурсы;
9) создать систему сбалансированного движения. В городе должны быть гармонично развиты разные транспортные системы — общественный транспорт, автомобильные дороги, велодорожки и пешеходные тротуары;
10) быть целостным с точки зрения институтов. Разумный урбанизм возможен только в рамках подотчетных, прозрачных и демократических властных структур. Граждане должны иметь возможность участвовать в процедурах городского планирования через общественные слушания и другие институты.
Чем полезна урбанистика
Урбанистика — это наука, служащая для того, чтобы сделать города лучше. Внедрение ее принципов в городское планирование выгодно для всех основных групп интересов [6].
Для горожан урбанистика полезна тем, что:
Урбанистика выгодна и для бизнеса — в первую очередь, для малого и среднего:
Урбанистика чрезвычайно полезна для городских властей и муниципальных служб:
Примеры урбанистических проектов
Гавань Оффенбаха во Франкфурте — из промышленного порта в образцовый зеленый район
В 1902 году на реке Майн возле города Франкфурта-на-Майне открылся промышленный порт Оффенбах. Он функционировал вплоть до начала нулевых, но затем был заброшен и пришел в запустение.
В 2009 году местные власти инициировали масштабную программу перестройки порта. За десять лет урбанисты превратили гавань Оффенбаха в один из самых фешенебельных и дорогих пригородов Франкфурта-на-Майне. В новом районе построили современные и экологичные жилые комплексы, офисные здания и арт-кластер. Визитной карточкой нового квартала стал старый 26-метровый грузовой кран голубого цвета, который решили не сносить.
Реновация Саут-Бенда — как мэр-урбанист чуть не стал президентом Америки
Для того чтобы выдвинуть кандидата на президентские выборы, американские партии проводят внутренние выборы — праймериз. В 2020 году победителем праймериз Демократической партии стал Джо Байден, который в итоге выиграл выборы и стал президентом. Однако изначально в праймериз лидировал 38-летний Пит Буттиджич — мэр небольшого городка Саут-Бенд в штате Индиана. В итоге Буттиджич снялся с гонки в пользу Байдена.
Буттиджича (его часто зовут просто «мэр Пит») на всю Америку прославил масштабный урбанистический проект, который он реализовал в Саут-Бенде. До прихода Буттиджича это был типичный депрессивный промышленный город, период экономического расцвета которого прошел полвека назад. В центре располагались заброшенные здания фабрики и складов автоконцерна Studebaker и давно закрытых предприятий, когда-то обслуживающих автомобилестроителей.
Под руководством Буттиджича городские власти частично снесли, а частично модернизировали заброшенные здания, превратив их в офисные и жилые комплексы, а также полностью изменили дорожную систему города, сделав пешеходные зоны из пустых широкополосных улиц. Центр Саут-Бенда превратился в уютный, зеленый и стильный район в стиле лофт. В результате вложения городских властей в реновацию окупились сполна — безработица в Саут-Бенде упала с 13% до 3%, в город стали возвращаться инвестиции и бизнес.
Урбанизм в Африке — цифровая карта маршруток в Найроби
Урбанистика помогает не только развитым странам. Ежедневно 3,5 млн жителей кенийской столицы Найроби пользуются услугами матату — небольшой маршрутки. В городе нет единой системы маршрутов и номеров матату, а на рынке присутствует множество частных перевозчиков. Для пассажира эта отрасль выглядит довольно хаотично и не слишком безопасно — оказавшись поздним вечером не в той маршрутке, можно легко стать жертвой преступления.
В 2013 году кенийские урбанисты запустили проект Matatus Digital. Студенты местных университетов несколько месяцев ездили на матату, фиксируя их маршруты и остановки GPS-навигаторами. Результатом работы стала первая в истории города исчерпывающая бумажная карта маршрутов матату с 3 тыс. остановок. Карту оцифровали в мобильное приложение, а затем интегрировали в Google Maps. Разработка стала первой в истории детальной схемой неформальной транспортной системы.
Карта матату очень облегчила жизнь обитателям кенийской столицы — строить сложные маршруты стало гораздо проще. К тому же она дисциплинировала водителей матату, которые прежде нередко действовали своевольно и необязательно, и снизила уровень преступности в транспорте.
5 книг по урбанистике
Евгений Перцик. «Геоурбанистика»
Наиболее легкий способ разобраться в науке — прочесть хороший учебник. «Геоурбанистика» Перцика — один из самых популярных текстов такого рода. Он входит в учебный план курсов по урбанистике во многих российских вузах.
Джейн Джекобс. «Смерть и жизнь больших американских городов»
Эта книга, впервые опубликованная в 1962 году, — классика урбанистической мысли. Джейкобс первая предложила отказаться от механистических представлений о городе, которые царили в градостроительстве в середине прошлого века, и взглянуть на него глазами обывателя. Современники Джейкобс, популярные американские градостроители, раскритиковали ее работу (зачастую с откровенно сексистских позиций). Однако спустя некоторое время ее книга стала ключевым текстом новой американской урбанистики.
Джеймс Скотт. «Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни»
Джеймс Скотт — один из самых оригинальных антропологов нашего времени. Он описывает процесс проникновения государства в частную жизнь и быт простых людей и наглядно объясняет, почему этот процесс часто приводит не к росту защищенности и благосостояния, но лишь к подавлению и подчинению человека.
Одним из проявлений этого процесса стали гигантские проекты урбанистов второй половины прошлого века. Скотт объясняет, почему жизнь в городах-утопиях, спроектированных Ле Корбюзье и его последователями, порой менее комфортна и безопасна, чем в несовершенных городах, развивавшихся хаотично. Эта книга не только про урбанистику — она подробно объясняет, какие философские и политические идеи определяли содержание этой науки на разных этапах развития и к каким результатам привели ее ошибки.
Максим Кац, Илья Варламов. «100 советов мэру»
У многих россиян слово «урбанистика» ассоциируется с популярным блогером Ильей Варламовым — именно он стал первым апологетом этой науки в российском медиапространстве. Его совместная работа с Максимом Кацем — наглядное и простое объяснение того, как принципы урбанистики можно применять в российских реалиях.
Уэйд Грэхем. «Dream Cities: 7 урбанистических идей, которые сформировали мир»
Недавно переведенная на русский язык книга американского ландшафтного дизайнера и культуролога — история урбанистики, рассказанная сквозь призму биографий ее талантливых деятелей.
Теперь все ясно: кто такие урбанисты, и чем они занимаются
Чтобы больше не путаться, объясняем, кто такие урбанисты и чем они отличаются от архитекторов и активистов.
ИлонА Эльяшевич
архитекторка, представительница «Минской урбанистической платформы», преподавательница
Слово «урбанистика» появилось в лексиконе минчан лет пять назад, но многие до сих пор не понимают, что это вообще такое. Кто-то не видит разницы между архитектурой и урбанистикой, другие называют урбанистами волонтеров, которые высадили несколько деревьев на улице и подписали петицию. Мы решили разобрать это понятие по полочкам вместе с Илоной Эльяшевич − архитекторкой, представительницей «Минской урбанистической платформы», преподавательницей.
− Я считаю, что любое слово меняет значение в зависимости от контекста и времени, трансформируется и обретает новые смыслы в зависимости от сферы, где ты это слово употребляешь. Понятие урбанистики изменяется со временем, но ее объект остается прежним. Урбанистика − это любое знание и действие, связанное с городом.
Чтобы объяснить разницу с архитектурой, воспользуюсь такой метафорой. Урбанистику как комплексный продукт можно разделить на две части − «железо» (англ. hardware) и «софт» (англ. software). Архитектура − это «железо», а все остальное − транспорт, экономика города, культура, благоустройство и т.д. − «софт». «Железо» может стоять само по себе, но будет бесполезным. На него нужно установить правильный «софт», чтобы город работал как следует.
Архитектура − очень важная часть урбанистики. Посадками деревьев на улице мы не решаем глобальные проблемы, а правильно поставленное здание влияет на стиль жизни, режим дня и психологический комфорт людей. И это работает эффективнее, чем значки и заборы.
Еще есть понятие городского планирования (англ. urban planning). У нас так понимают градостроительство − набор функциональных зон, правил, стратегий, критериев, по которым должны развиваться и строиться города. А есть городской дизайн (англ. urban design), в котором занимаются теми пространствами между зданиями, которые обычно остаются без внимания проектировщиков.
− Урбанист − это человек, который комплексно видит и понимает город, а также работает с ним. Минчане, которые создают петиции, сажают деревья, добиваются каких-то действий от городских властей, − это урбан-активисты. Они занимаются мелкими, но очень важными и заметными для жителей вмешательствами в городскую среду.
Урбанист, работающий с городскими властями, занимается более масштабными вопросами: например, готовит стратегии, которые реализовывают годами и десятилетиями. Он может заниматься и мелкими проектами, но с пониманием, как это встраивается в общую картину.
Урбанист работает на стыке теории и практики. Опытный специалист может подготовить проект редевелопмента бывшего промышленного района − разумеется, не в одиночку, а с командой специалистов вроде архитектора, дизайнера и других.
Урбан-активист не переделает целый квартал, зато посадит деревья там, где они действительно нужны. Активисты не обязаны быть профессионалами, они просто делают что-то хорошее, берут пример других стран, копируют чужой опыт.
− Не обязательно. В городе есть множество экономических, политических, административных вопросов, которыми урбанисты не занимаются. Их работа − это пространственное развитие города. Урбанист должен быть не градоначальником, а тем, с кем глава города консультируется. И это нормальная практика во многих городах.
Например, в Виннице городская рада объявила конкурс для урбанистов по проектированию будущего сквера − для Украины это обычное дело, а не единичный случай. В идеале горисполком − это набор классных менеджеров, которые немного понимают каждый в своей сфере, но не являются экспертами. Их задача − выслушивать все мнения, модерировать их и приходить к итоговому решению.
Комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома − это та команда, которая принимает решения об архитектурном будущем Минска.
Они должны знать, с кем посоветоваться, кого и когда привлечь. Им надо общаться и с урбанистами, и с урбан-активистами. Первые помогут подготовить крупный проект, поделятся профессиональной экспертизой, результатами исследований, объяснят, почему нужно сделать так, а не иначе. Вторые − это активная часть гражданского общества, лидеры мнений, которые могут оценить решение или проект и вовлечь больше людей в обсуждение.
− В первую очередь это «Минская урбанистическая платформа». Мы работаем над достижением одной масштабной цели, которая делится на множество подцелей с разными аудиториями и методами работы.
Нужно собрать молодых профессионалов − готовим образовательный ивент. Хотим рассказать массовой аудитории о том, как работает город, − делаем что-то более лайтовое. Работа с администрацией и застройщиками − тут уже конференции, более серьезные форматы.
Также есть инициатива «Добры горад». Как и мы, они занимаются образованием. Это нужно для появления спроса на хорошую городскую среду – сейчас у минчан его нет. Урбанисты создают предложение с расчетом, что скоро появится спрос.
Он возникнет по двум причинам. Во-первых, потому что через образование мы «воспитываем» пользователей и будущих заказчиков. Во-вторых, люди много путешествуют, читают, некоторые интересуются урбанистикой, никак ею не занимаясь, а просто потребляя контент о городе. Со временем спрос возникнет, а предложение уже будет на рынке. У нас есть готовые решения и механизмы, не надо долго раскачиваться.
Отмечу и «Минское велосипедное общество» (МВО). Они работают комплексно, коммуницируют с разными группами, вместе с ГАИ сделали пробную полосу на улице Веры Хоружей. Назовем их очень специализированными урбанистами.
Из последнего − «Улица стрит-фуда» в Молодечно. Мы сделали этот проект средствами тактического урбанизма − это когда мелкие поэтапные вмешательства в городскую среду побуждают людей вести себя в этом месте иначе. Пространство оформилось, зажило – интересно, что будет дальше.
Очень важны проекты по формированию сообщества и проектированию вместе с ними. Например, «Серебрянка. Мой спальный». Проект не вышел на реализацию по некоторым причинам, но стал триггером для формирования сообщества в спальном районе, показал жителям, что у них в руках есть инструменты для трансформации своих любимых мест.
Инфраструктурные проекты у нас тоже реализуются. Выделенная велосипедная полоса, которую сделали МВО вместе с ГАИ, − это задел для дальнейшей глобальной трансформации транспортно-пешеходной сети всего Минска.
Отмечу и украинскую организацию «Агенти змін», которая занимается разными проектами от исследований до дизайна. Очень значимым у них мне видится проект глобальной навигации Киева. Они пересмотрели всю городскую навигацию от улиц − номера, указатели, стенды − до остановок общественного транспорта и метро. Кажется, это просто таблички, но это целая система, которая коренным образом меняет то, как мы городом пользуемся, как мы по нему передвигаемся, сколько времени тратим на достижение своих целей. Это не просто дизайн − это урбанистика.
− В Беларуси такого образования нет. Самое близкое к урбанистике − это специальность «архитектор-градостроитель» в БНТУ. В России есть институты вроде Высшей школы урбанистики, но даже там в дипломе профессия называется по-другому. Также есть немало профильных центров, самый известный − «Стрелка».
Чтобы стать урбанистом, надо получить диплом в более узкой специальности. Лучше всего поступить на архитектуру, потому что команда урбанистов никак не обойдется без специалиста в этой сфере. Но можно выучиться и, например, на экономической географии, которая занимается в том числе исследованиями. Нужно только перенести их инструменты на городские исследования.
− Самообразование в урбанистике многие начинают с блогеров. Подпишитесь на Telegram-каналы «Минский урбанистический» от МУП и «Беларускі ўрбанізм», на Instagram-блог Андрея Елбаева из «Стрелки». Поищите блоги преподавателей по урбанистике, причем не только из СНГ − на Западе их очень много.
Из литературы можно начать с классики: «Смерть и жизнь больших американских городов» Джейн Джекобс, «Город для людей» Яна Гейла. Это самое базовое. Дальше можно загуглить подборки книг по урбанистике − например, вот такие.
Для тех, кто настроен серьезнее, в ECLAB есть концентрация «Критическая урбанистика». Она предназначена как раз для тех, кто не имеет образования, близкого к урбанистике, но хочет разбираться, как работает и формируется город.