герои плевны кто они такие
Герои Плевны: общая история, общая память
Ильинский сквер в центре Москвы, рядом с Кремлем. Старое Военное кладбище в Минске. Казалось бы, что может связывать эти районы двух столиц, разделенных сотнями километров. Оказывается, многое. В этих знаковых местах стоят памятники нашим солдатам и офицерам, погибшим 135 лет назад, при героической осаде болгарского города Плевны.
Ильинский сквер в самом центре Москвы, рядом с Кремлем. Старое Военное кладбище в Минске. Казалось бы, что может связывать эти районы двух столиц, разделенных сотнями километров. Оказывается, многое. Общая история. Общая гордость за подвиги и героизм наших предков. В этих знаковых местах стоят памятники нашим солдатам и офицерам, погибшим 135 лет назад, при героической осаде болгарского города Плевны, занятого турецкой армией.
Памятник героям Плевны в Москве
Есть старинная солдатская песня, тех времен.
Не туман с моря поднялся,
Три дня кряду сильный дождик шел –
Князь великий переправлялся,
Через Дунай он с войском шел.
Он и шел с крестом-молитвой,
Чтобы турок победить,
Чтобы турок победить,
Всех болгар освободить.
Три мы ночи шли в походе,
Притуманилось у нас в глазах.
Государь нам дал свободу
На три часа погулять.
Мы гуляли эти три часа,
Про нас знали только небеса.
Вдруг в войсках огонь открылся
И ударил сильный гром —
Город дымом весь покрыло,
Три часа не виден город был!
Заплакала наша Плевна,
Запропала турецкая слава
И не будет больше никогда!
Храм Александра Невского в Минске
Очередная русско-турецкая война (1877-1878 гг.), а их в нашей общей истории было бесчисленная количество, быстро приобрела характер народной. Потому что цели были поставлены высокие и благородные. Освободить единоверцев, православных братьев болгар от турецкого порабощения. В Болгарии творился чудовищный геноцид христиан. Православных братьев безжалостно вырезали целыми деревнями, не щадя никого. В Европе лучшие умы того времени открыто выступали против зверств творимых турками. Виктор Гюго, Оскар Уйальд, Чарльз Дарвин публиковали в газетах гневные статьи. Но это были лишь слова. Реально болгарам помочь могла только Россия.
И вот была объявлена война Турции. В России царил патриотический подъем. Тысячи записывались добровольцами в армию, по всей стране собирали пожертвования в помощь армии и болгарским ополченцам. Многие выдающиеся люди того времени, культурная элита страны, такие как писатель В.И. Немирович-Данченко, (брат режиссера В.И. Немировича-Данченко), знаменитые медики Н.И. Пирогов, С. П. Боткин, Н.В. Склифосовский, писатели В. А. Гиляровский и В.М. Гаршин записались добровольцами в русскую армию. Лев Толстой писал: «Вся Россия там, и я должен идти». Ф.М. Достоевский видел в этой войне выполнение особой исторической миссии русского народа, заключавшейся в сплочении вокруг России славянских народов на основе православия.
Армию возглавил брат царя Александра Второго, Великий князь Николай Николаевич. Такие знаковые слова как перевал Шипка, форсирование Дуная были известны каждому. И конечно, осада Плевны.
28 ноября (11 декабря) 1877 года Русской армией была взята турецкая крепость Плевна. После трех кровавых неудачных приступов, после четырехмесячной осады, приблизилась развязка военной драмы. В русской главной квартире было все приготовлено. Было известно, что в запертой армии Османа-паши вышли почти все съестные припасы и, зная характер этого полководца, можно было предвидеть, что сдача с его стороны не обойдется без кровопролития и что он сделает последнюю попытку, чтобы прорваться сквозь осаждающую его армию.
Осман-паша собрал свои боевые силы на западе от Плевны. Утром 28 ноября, в 7 часов, осажденная турецкая армия с неистовством набросилась на Русские войска. Первый яростный напор заставил наши войска отступить и отдать туркам передовые укрепления. Но теперь турки попали под сосредоточенный артиллерийский огонь второй линии укреплений. Под тяжестью этого орудийного огня равновесие восстановилось. Генерал Ганецкий послал своих гренадер в атаку, которые смогли отбросить турок.
Василий Иванович Немирович-Данченко:
Между тем румыны (союзники) с севера наступали на отступающую линию турок, а с юга легендарный генерал Скобелев начал за атаку, завладев слабо защищенными турецкими окопами, и вступил со своим войском в самую Плевну, отрезав, таким образом, Осман-паше путь к отступлению.
Василий Иванович Немирович-Данченко:
Осман-паша был тяжело ранен в ногу. Осознав всю безвыходность своего положения, он приостановил сражение и на многих пунктах выкинул белый флаг. Капитуляция совершилась. Плевненская армия турок сдалась безусловно. Эта последняя борьба у Плевны стоила русским 192 убитыми и 1252 ранеными, турки лишились до 4000 чел. ранеными и убитыми. Пленных оказалось 44 тыс., между ними гази («победоносный») Осман-паша, 9 пашей, 128 штаб- и 2000 обер-офицеров и 77 орудий.
Художник А. Д. Кившенко. «Сдача Плевны (Раненый Осман-паша перед Александром II). 1878 год». 1880 г.
Под знаменами легендарного генерала Михаила Скобелева и белорусского князя генерала Николая Святополк-Мирского сражались множество белорусов. Кстати, генерал Н. Святополк-Мирский это последний владелец знаменитого Мирского замка, неподалеку от Минска. Особенно отличились белорусские воины именно под Плевной. Они воевали как в ополчении, так и в регулярных частях. В составе Могилевского пехотного полка, белорусского уланского, Белорусского гусарского полков, 119-го Коломенского пехотного полка и 30-й Коломенской артиллерийской бригады. Названных по месту формирования в городе Коломне. Вот этим воинам, погибшим в боях и умершим от ран в Минском военном госпитале и посвящен храм Св. Александра Невского в Минске.
Внутри этой прекрасной церкви, на колоннах помещены мраморные доски, на которых золотом начертаны имена 118 воинов Коломенского полка и артиллерийской бригады. Слева от алтаря до сих пор находятся воинские реликвии тех лет – деревянная походная церковь и полковые хоругви 119-го Коломенского полка. За алтарной стеной храма устроено захоронение останков погибших воинов. Со дня освящения храма и по настоящее время четыре раза в году на Вселенские субботы, а также 3 марта здесь совершаются заупокойные богослужения, на которых все воины поминаются поименно.
Это один из самых красивых храмов Минска. В нем есть какая то нежная простота и душевность. Огромный зеленый массив ухоженного кладбища, как бы скрывает его от посторонних глаз. Делает его несколько отстраненным от уличной повседневной суеты. Наверное, так и Царство Божие, являет собой другой мир, спокойный и светлый.
Вот так, два здания разделенные сотнями километров, объединяет общая великая история. Которую нам всем нести в будущее.
moscowwalks.ru
В любое время года | Экскурсии от Moscowwalks |
Подарите друзьям совершенно новый город |
Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.
Памятник-часовня героям Плевны. Интерьер и история
Москвичам хорошо знаком памятник героям Плевны, расположенный у одного из выходов станции метро «Китай-город». Однако мало кто видел этот памятник внутри. Это действующая часовня и по большим церковным праздникам её открывают для всех желающих.
Так как же часовня-памятник выглядит изнутри —>
Далее передаём слово Василию П. Современные фото в этой публикации также его авторства.
В самом центре Москвы, в Ильинском сквере, находится Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою под Плевной 28 ноября (10 декабря) 1877 года. Ее автор – архитектор и скульптор Владимир Осипович Шервуд.
Часовня является символом памяти о героях Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, которая называлась современниками Великой Освободительной войной. Её также кратко называют «Плевенская часовня», однако официальное название – Часовня Иконы Божией Матери Знамение и Александра Невского.
За Плевну велись самые ожесточенные сражения, повлиявшие на ход всей русско-турецкой войны. После подписания Сан-Стефанского мирного договора возникла мысль, которую первым озвучил генерал Ганецкий, об установке под Плевной памятника погибшим гренадерам. Сразу была открыта добровольная подписка в Гренадерском корпусе.
Однако в 1886 году, когда отношения между Россией и Болгарией резко ухудшились («примирение» состоялось в 1895 г.), появились предложения не отправлять готовый памятник в Болгарию, а поставить его в Москве. Идея нашла большую поддержку, и решено было оставить часовню в России.
Открытие часовни состоялось 28 ноября (10 декабря) 1887 года, в день десятилетия битвы под Плевной. Открытие было отмечено парадом частей Гренадерского корпуса, принятого генерал-фельдмаршалом великим князем Николаем Николаевичем. Городскому голове Н.А. Алексееву был вручён акт о передаче памятника-часовни Москве.
После Октябрьской революции 1917 года большая часть внутреннего убранства, украшения и бронзовые плиты с именами погибших гренадеров были утрачены, часовня была закрыта и разорена. В конце 1920-х – середине 1930-х годов ее занесли в списки зданий, предназначенных к сносу. На ее месте хотели установить памятник В.В. Куйбышеву. Часовня в обезображенном виде простояла до середины 1940-х годов, к концу войны её привели в порядок, восстановили крест и позолотили надписи. Но без совершения служб она быстро разрушалась.
В 1957 г. к Фестивалю молодёжи и студентов часовню внешне привели в порядок и поставили новую ограду взамен утраченной в 1920-е гг.
В 1959 г. и 1966 г. часовню, нуждающуюся в реставрации, покрыли снаружи консервирующим антикоррозийным составом. Именно этим объясняется ее черный цвет в советские годы.
(фото 1986 года. Обратите внимание, что на площадке перед часовней были развернуты стенды о «нерушимой советско-болгарской дружбе»)
В 1984 году исполкомом Моссовета было принято решение о реставрации памятника, и в 1980-е здесь начались вялотекущие реставрационные работы.
В декабре 1992 года часовня была передана Русской православной церкви. Спустя некоторое время ее внутреннее убранство было восстановлено. 1 марта 1998 года, в ознаменование 120-летнего юбилея освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора, состоялось освящение и открытие часовни-памятника в присутствии патриарха Алексия II.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Облик шатровой часовни напоминает храмы XVI-XVII вв. Восьмиугольное в плане сооружение возведено из чугунных блоков на гранитном основании. Нижняя часть — восьмигранная часовня; на ней — такой же восьмигранный шатер, суживающийся кверху. Шатер увенчан короной в виде шапки Мономаха и завершен восьмиконечным крестом. Первоначально памятник был разноцветным. Крест, кокошник и главки были позолочены; шатер, двери и другие детали был окрашены под позолоту, горельефы были покрыты медью. Отлитые из чугуна детали собирались и монтировались с идеальной точностью — на поверхности не видно ни единого шва.
Обойдем часовню по часовой стрелке и посмотрим на нее с четырех сторон.
Боковые грани памятника украшены четырьмя горельефами:
Янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки
Русский старик-крестьянин, благословляющий сына-гренадера
Гренадер, берущий в плен турецкого солдата
Умирающий гренадер, срывающий цепи с женщины, олицетворяющей Болгарию.
Под горельефами укрепили позолоченные изображения перевитых лентами лавровых венков. Верхнюю часть всех арок и карниза украшала лавровая гирлянда.
На гранях шатра надписи: с северной стороны — «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28-го ноября 1877-го года»:
С южной — «В память войны с Турцией 1877—1878 года» и перечень основных сражений — «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали»:
На восточной и западной гранях размещены цитаты из Евангелия.
Перед входом стояли чугунные тумбы с надписями: «В пользу увечных гренадер и их семейств». На этих тумбах стояли кружки для пожертвований на поддержание памятника и на пособие нуждающимся увечным и раненным воинам-гренадерам и их сиротам:
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО
Внутри часовня отделана майоликовыми изразцами и украшена образами святых, с покровительством которых армия связывала свои победы.
Вид на потолок часовни:
В оконных проемах установлены витражи, выполненные по рисункам В.О. Шервуда в живописной мастерской Луи Опеля. Это четыре круглых образа: Христос, Богородица, Иоанн Предтеча и Архистратиг Михаил.
В интерьере часовни помещались живописные образа Александра Невского, Николая Чудотворца, Кирилла и Мефодия, и других. Эти 7 икон были выполнены мастером восковой и фресковой живописи М.Н. Васильевым:
Образ Николая Чудотворца
Образ Георгия Победоносца
Главный образ Святого благоверного князя Александра Невского.
Под образами Кирилла и Мефодия расположены две памятные доски. На одной описание боя под Плевной, на другой история создания памятника:
В цокольной части интерьера на семи досках начертаны имена офицеров и солдат, убитых в сражении под Плевной 28 ноября (18 офицеров и 542 солдат).
Детали майоликового убранства:
Майоликовый образ Троицы
Освящение и открытие часовни после реставрации состоялось 1 марта 1998 года. Часовня освящена в честь Святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя царя-освободителя Александра II, и в честь Иконы Божией Матери Знамение, поскольку взятие Плевны было в день празднования этой иконы.
В декабре 1999 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II часовня обрела статус Патриаршего подворья.
Ежегодно 10 декабря, в день сражения под Плевной, и 3 марта, в день национального праздника — Дня освобождения Болгарии от османского ига, у часовни в торжественной обстановке служится панихида по погибшим воинам, возлагаются венки и цветы. В эти дни часовня открыта для всех желающих.
Венок от Министерства иностранных дел России, возложенный 3 марта 2017 г.
Венок от Министерства обороны России.
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.
Также может быть интересно
Часовня-памятник гренадерам — героям Плевны (Москва)
Памятник героям Плевны
(архитектор и скульптор Владимир Иосифович Шервуд, инженер-полковник А. И. Ляшкин) — памятник русским гренадерам, павшим в бою под Плевной, во время Русско-турецкой войны 1877—1878, установлен в Ильинском сквере Москвы (площадь Ильинские Ворота).
За Плевну велись самые ожесточенные сражения, повлиявшие на ход всей русско-турецкой кампании.
Часовня сооружена по инициативе Московского археологического общества и офицеров и солдат Гренадерского корпуса, расквартированного в Москве, и собравших на его постройку около 50 тыс. рублей.
История создания
После подписания Сан-Стефанского договора возникла мысль, которую первым озвучил генерал Ганецкий, об установке под Плевной памятника погибшим гренадерам. Сразу была открыта добровольная подписка в Гренадерском корпусе. По просьбе Ганецкого о «безвозмездной уступке в собственность гренадер» участка земли с курганом Копаная Могила
, Совет Плевненского округа отдал его в «вечную собственность» Гренадерского корпуса. Когда гренадеры вернулись в Россию (в конце 1878 года), оказалось, что вместе с поступлениями из других армейских частей, была собрана сумма около 27 тысяч рублей. Была образована специальная комиссия по установке памятника, которая выработала программу конкурса на составление проекта. Летом 1880 года (с 16 по 21 июня) в залах МУЖВЗ были представлены десять проектов памятника. В итоге первая премия была присуждена архитектору А. И. Вальбергу (1844—1881). Тем не менее, комиссия посчитала, что все проекты «не соответствуют, однако, величию того события, для увековечения которого сооружается памятник».
Когда встал вопрос о новом проекте памятника, И. Е. Забелин предложил кандидатуру В. О. Шервуда, который в это время заканчивал постройку здания Императорского исторического музея.
История часовни-памятника
Как указал В. О. Шервуд в объяснительной записке к первоначальному проекту памятника, из-за того, что «людные пункты и дороги отстоят от места сооружения на значительное расстояние, то необходимо придать памятнику приличную высоту (10 саж )». Поэтому первый вариант памятника представлял собой часовню высотой более 20 метров с четырьмя скульптурными группами. Сметная стоимость такого памятника составила 70 тысяч рублей, что было гораздо больше собранной суммы. Комиссия, посылая проект на утверждение Александру II, рассчитывала, что император возместит недостающее: однако царь в ноябре 1880 года «соизволил вполне одобрить его» и разрешил открыть частную подписку для сбора средств и предложил обратиться к московскому купечеству. Решено было также продавать фотографии проекта памятника; в Манеже была устроена выставка рисунков памятника. К весне 1881 года собранная сумма увеличилась лишь до 29 тысяч рублей. Новый царь, Александр III, повелел 4 августа 1881 года, соорудить памятник на имеющиеся средства и в 1882 году Шервуд представил упрощённый вариант, в котором уменьшил размеры памятника и заменил скульптурные группы на горельефы, сохранив «при этом характер и мысль первого проекта»; 19 ноября он был одобрен[1]. Шервуд, как исполнитель главных работ, нашёл исполнителей: чугунные детали должны были изготовить на заводе братьев Бромлей, горельефы — на фабрике «Георга Поля и К», крест — фабрика Постникова, стёкла для восьмигранного шатра — фабрика братьев Смольяниновых, а отделку этих стёкол под витражи по рисунку Шервуда — живописная мастерская Луи Опеля. В 1884 году купец 1-й гильдии и староста храма Христа Спасителя А. И. Кононов[2] взялся изготовить за свой счёт внутри часовни майоликовый иконостас. В начале 1885 года было получено согласие о бесплатной перевозке памятника из Москвы в Болгарию.
Однако в 1886 году в результате Болгарского кризиса, когда отношения между двумя странами ухудшились («примирение» состоялось в 1895 г.) появились предложения поставить памятник в Москве; москвичи горячо поддержали эту идею и московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков после долгой переписки с различными департаментами в 1887 году дал согласие на установку памятника героям Плевны в Лубянском сквере.
Открытие Плевненской часовни состоялось 28 ноября (10 декабря) 1887 года, в день десятилетия битвы под Плевной. Открытие было отмечено парадом частей Гренадерского корпуса, принятого генерал-фельдмаршалом великим князем Николаем Николаевичем; городскому голове Н. А. Алексееву был вручён акт о передаче памятника-часовни Москве.
Топ-10 памятников литературным героям
В нашей сегодняшней десятке — самые интересные (и стопроцентно рукотворные!) памятники литературным персонажам: родом как из взрослых, так и из детских книг
Текст и фото: Анна Матвеева
Генералу
Жоржу Катру, соратнику де Голля, не слишком повезло — пусть в честь него и назвали площадь между проспектом Вилье и бульваром Мальзерба, но в народной топонимике укрепилось иное прозвище — площадь Трёх Дюма. Всё дело в том, что на этой обширной площади ещё в девятнадцатом веке было решено увековечить в бронзе память знаменитого французского романиста, Александра Дюма-отца. Автор «Графа Монте-Кристо» проживал неподалёку, на бульваре Мальзерба, а теперь его статуя красуется практически на выходе из одноимённой станции метро («Мальзерб»). Главный Дюма сидит в кресле, в руке у него перо, на губах играет довольная улыбка, а у подножия примостились д’Артаньян с одной стороны и группа увлечённых читателей — с другой. Этот памятник появился на площади в 1883 году, автором его стал великий Гюстав Доре (проект статуи — его последняя работа).
На другой стороне площади в начале XIX века установили памятник другому Александру Дюма — сыну, автору пьесы «Дама с камелиями», прославленной Верди в опере «Травиата». Скульптурный сын выглядит не таким довольным жизнью, как скульптурный отец, — он изваян из мрамора, в руке тоже держит перо, а снизу на него взирают героини его пьесы. Дюма-младший также жил неподалёку от площади генерала Катру — на проспекте Вилье.Третий Дюма, памятник которому установлен на той же самой площади, на самом деле был первым — это легендарный генерал Тома-Александр Дюма, сын чернокожей рабыни-гаитянки и французского аристократа, принимавший участие в египетском походе и итальянских кампаниях Наполеона, два года проведший в заточении. Первоначальный памятник Тома-Александру Дюма появился вблизи от памятников сыну и внуку в 1913 году — но во время оккупации Парижа он был разрушен нацистами, так как их не устроило происхождение Дюма-деда… Справедливость восторжествовала в 2009 году, когда на площади генерала Катру появился новый памятник работы скульптора Сан-Арсиде: это не статуя, не монументальный фонтан, не бюст, а …порванные оковы, символизирующие освобождение от рабства. И тогда площадь вновь стала такой, какой её привыкли видеть парижане, — площадью Трёх Дюма!
Другие памятники д’Артаньяну и трём мушкётерам находятся в Оше (на родине героя), Маастрихте (месте его гибели) и в Екатеринбурге (местный д’Артаньян имеет черты Михаила Боярского).
Главный испанский писатель — разумеется, Мигель де Сервантес Сааведра, автор великого романа о Дон Кихоте Ламанчском. Логично, что одним из самых заметных памятников столичного Мадрида стал памятник Сервантесу — он уже без малого девяносто лет украшает площадь Испании и успешно конкурирует с ближними высотными зданиями. Клич о необходимости увековечить в камне образ великого сочинителя был брошен в 1915 году, накануне 300-летия со дня его смерти.
Было решено почтить память Сервантеса и одновременно с этим украсить совершенно новую площадь Испании, для чего в стране объявили национальный конкурс. Победителями стали архитектор Сапатера и скульптор Кулло-Валера, после чего начался сбор средств по всем испаноязычным странам. Памятник был задуман таким, чтобы мало не показалось: грандиозная стела украшена глобусом, гербами и статуями, у основания сидит сам писатель, изваянный в камне, а ниже — Дон Кихот верхом на лошади и Санчо Панса верхом на осле. Авторы проекта не забыли и про фонтан — в общем, реализовать все идеи разом было достаточно затруднительно, поэтому памятник открыли в 1929 году, когда он был ещё не полностью закончен. Доводил проект до ума сын скульптора Кулло-Валера в 1950-х: он же добавил к монументу статую Дульсинеи Тобосской. Любопытно, что точная копия бронзовой парочки персонажей в 1989 году появилась в Брюсселе, городе-побратиме Мадрида.
Другие памятники Дон-Кихоту и Санчо Пансе находятся в Омске, Москве, Габрово и так далее.
У доброго доктора, который всех излечит-исцелит, был прототип — вильнюсский врач Цемах Шабад, проживавший на той самой улице, где теперь стоит памятник старичку в шляпе и девочке с кошкой на руках (девочка переживает за здоровье питомицы, но с ней совершенно точно всё будет хорошо!). Выходец из еврейского квартала Вильнюса (тогда ещё Вильны), Цемах Шабад получил образование в Москве, сражался с эпидемией холеры в Астрахани, а в 1905 году был выслан как неблагонадежный элемент за границу — в Германию. В родной город доктор вернулся лишь спустя несколько лет, служил военным врачом во время Первой мировой, а потом до конца своих лет лечил больных в Вильнюсе, не отказывая никому из пациентов. С Корнеем Чуковским Айболит познакомился в 1912 году, писатель дважды гостил у Шабада, называл его на русский манер «Тимофеем Осиповичем» и был потрясён его личностью.
Цемах Шабад был подлинным гуманистом и просветителем, он бесплатно лечил бедных, помогал многодетным семьям, организовал несколько школ и вправду не делал никакой разницы между своими пациентами — с одинаковым усердием исцелял и какого-нибудь генерала, и несчастную кошку, проколовшую язычок рыболовным крючком (возможно, именно её держит на руках скульптурная девочка!). В 1935 году доктор Айболит проводил очередную операцию, он был уже в возрасте, проявил неосторожность, порезавшись, — и умер от сепсиса. В мае 2007 года стараниями потомков Шабада (к которым, как говорят, относились и Майя Плисецкая, и Михаил Ботвинник) на углу улиц Диснос и Месиню был открыт памятник Цемаху Шабаду — прототипу доктора Айболита (скульптор — Ромас Квинтас). О том, что на создание персонажа Чуковского вдохновил именно Шабад, говорил сам автор (не будем вспоминать историю с доктором Дуллитлом, книгу о котором в 1925 году пересказал Корней Иванович).
Другие памятники доктору Айболиту и его прототипу находятся в Еврейском музее Вильнюса, а также в Анапе, Иркутске, Кирове, Витебске, Бердянске, Одессе, Новосибирске и др.
«Увидеть её на перроне, с косой от попы до затылка, и от волнения зардеться, и вспыхнуть, и напиться в лежку, и пастись, пастись между лилиями — ровно столько, чтобы до смерти изнемочь!» Памятник героине поэмы «Москва — Петушки», которая «не девушка, а баллада ля бемоль мажор!» логичнее было бы установить на Савёловском или Курском вокзалах, а не на площади Борьбы, где теперь присутствуют и сам бронзовый Веничка Ерофеев в раздумьях, и его красавица из Петушков. Поначалу, говорят, так и было — скульптуры, созданные Валерием Кузнецовым и Сергеем Манцеревым в 2000 году (спустя 10 лет после смерти Ерофеева), занимали каждая своё место: девушка с косой ждала Веничку на перроне в Петушках, а сам Веничка, с трудом стоящий на ногах, — на перроне Курского вокзала. Затем те, кто принимает ответственные решения, вознамерились сделать то, что не сбылось в поэме, — объединить девушку с Веничкой. И перенесли оба памятника на тихую, вопреки своему имени, площадь Борьбы (метро «Новослободская»). Но литература в очередной раз победила реальность — девушка и Веничка разделены аллеей, ограждены кирпичными заборчиками, да и смотрят каждый в свою сторону. На постаментах — цитаты из поэмы. «Нельзя доверять мнению человека, который еще не успел опохмелиться» — у Венички. «В Петушках жасмин не отцветает, и птичье пение не молкнет» — у девушки.
Первый в мире памятник учёному Гриффину (он же — Человек-невидимка), персонажу романа Герберта Уэллса, был установлен (если можно так сказать) в Екатеринбурге, по адресу ул. Белинского, 15, слева от главного входа в библиотеку имени Белинского. Два отпечатка ног на бронзовой плите размерами 1х1 м принадлежат разным людям: левая — прозаику Евгению Касимову, правая — художнику Александру Шабурову. Именно этим выдающимся уральцам пришла мысль сделать невидимое видимым, что и было осуществлено в 1999 году.
Памятником Человеку-невидимке называют также пустой постамент в Санкт-Петербурге (наб. р. Фонтанки, 132). Когда-то здесь был установлен бюст императора Александра II, на свои средства построившего больницу «для рабочего населения». В 1930-х бюст отправился на переплавку, постамент уцелел, а в народе со временем закрепилась мысль о том, что памятник тут всё-таки есть. Просто его никто не видит.
История появления этого крошечного памятника на сто процентов литературная — идею поставить крепко пьющей птичке статую на Фонтанке высказал Андрей Битов, а воплотил её в жизнь Резо Габриадзе совместно с архитектором Славой Бухаевым в 1994 году.
Популярная песенка о Чижике, как считается, была посвящена не столько птице, сколько собирательному образу студента Императорского училища правоведения: оно располагалось в доме за номером 6 по набережной Фонтанки. Студенты-правоведы щеголяли в зеленых мундирах с желтыми обшлагами, а по зиме носили пыжиковые шапки — вот вам и чижик, и пыжик сразу. Теперь история забылась, персонаж давно вытеснил из народной памяти прототип, который «на Фонтанке водку пил» — и к 11-сантиметровой фигурке птички-чижика приходят загадывать желания многочисленные туристы (как всегда в Петербурге, процесс загадывания многоступенчатый и сложный). Семь раз чижика похищали с его законного места рядом с 1-м Инженерным мостом, но каждый раз скульптуру возвращали или восстанавливали заново.
Любимый всеми детьми (и многими взрослыми!) медвежонок, прибывший в Лондон из Дремучего Перу, вот уже 19 лет увековечен в бронзовой статуе на вокзале Паддингтон, где, собственно, и состоялось историческое знакомство персонажа с его новой семьёй — Браунами. Сказки Майкла Бонда — уютные, мудрые и добрые — давно превратились в популярный торговый бренд: повсюду в Лондоне продаются плюшевые медведи в синих пальто и красных шляпах, чай Паддингтона, мармелад Паддингтона и так далее, а недавно в Королевстве была отчеканена новая серия 50-пенсовых монет с его же изображением. Памятник работы Маркуса Корниша (по мотивам классических рисунков Пегги Фортнум, первого иллюстратора, работавшего над книгой в 1958 году) появился на вокзале, подарившем медвежонку имя, в 2000 году. Бронзовый Паддингтон — с табличкой «Пожалуйста, позаботьтесь об этом медведе» — робко сидит на чемодане, всматриваясь в своё неопределённое будущее. Теперь можно точно сказать, что оно оказалось коммерчески успешным, — и в подтверждение заглянуть в сувенирный магазин Paddington Bear on Paddington Station.
Память об одном из самых неоднозначных (в последнее время модна версия о том, что Обломов страдал тяжелейшей депрессией) персонажей русской литературы запечатлена в Ульяновске в виде аляповатого дивана из металлопластика и домашних тапочек — рядом со всем этим благолепием стоит памятник И. А. Гончарову, родившемуся в Симбирске в 1812 году. Первым в сквере Гончарова появился диван, сделанный по проекту архитектора Игоря Смиркина и украшенный, по всей видимости, рекламой спонсора — или просто рекламой. Есть на диване, впрочем, и цитата из романа «Обломов»: «Здесь я понял поэзию лени и буду верен ей до гроба, если только нужда не заставит взяться за лом и лопату. Иван Гончаров. Симбирск. 1849 год»
Чуть меньше чем год спустя, 12 июня 2006 года, к дивану добавились тапочки Обломова, над которыми потрудились мастера местной кузнечной артели «Корч».
Девушка, поджидающая корабль на берегу — излюбленный скульпторами сюжет, и лишь в некоторых случаях уточняется отдельно, что это не просто какая-то там девушка. Это Ассоль, самая романтическая героиня русской литературы ХХ века, выглядывающая на горизонте обещанные алые паруса… В 2005 году героине Александра Грина был поставлен памятник в Ханты-Мансийске, на набережной Иртыша. С платочком в руке бронзовая девушка встречает своего капитана, а вместе с ним и все приходящие суда. Любопытно, что скульптор Борис Вихорев и инициаторы возведения статуи поначалу считали, что это памятник некой абстрактной славянке, не встречающей, а провожающей моряков: в проекте памятник имел название «Прощание славянки». Но местные жители решили иначе — и переименовали скульптуру в «Ассоль Корабельную».
А вот памятник в Геленджике (скульптор Дмитрий Лындин, 2011) изначально строился в честь героини Грина — поэтому Ассоль имеет узнаваемые черты Анастасии Вертинской. В Кирове, на родине писателя, бронзовая Ассоль сидит на камне, как бы готовясь пустить в море игрушечный парусник, а в Череповце держит корабль перед собой на вытянутой руке.
Судя по всему, знаменитый роман Ярослава Гашека был популярен в странах бывшего СССР едва ли не сильнее, чем на родине, — иначе откуда взялось бы столько памятников Швейку на просторах России и Украины? Бравый солдат увековечен в Петербурге и Бугульме, в Одессе и Львове, но самый замечательный из всех памятник Йозефу Швейку был установлен в Самаре, на углу Куйбышева и Некрасовской, в 2013 году в честь 130-летия Ярослава Гашека (архитекторы А. Куклин, Н. Куклин, К. Цибер). Швейк имел полное право на то, чтобы воплотиться в бронзе именно в Самаре, так как его создатель проживал здесь в 1918 году в гостинице «Сан-Ремо». Самарский бравый солдат сидит на бочке пороха с трубкой в руке, а в ногах у него пёс, преданно ожидающий, «что сейчас будет» — это отсылка к предвоенному прошлому Швейка, когда он занимался торговлей щенками.
На Сицилии открыли памятники русским поэтам
Литературный Эдинбург. Джоан Роулинг и так далее… (Ч. IV)
Александр Дюма Гашек памятник
Главная › Публикации › Топ-10 памятников литературным героям
Художественные особенности
Чугунный восьмигранный шатёр-часовню на низком постаменте венчает православный крест. Отлитые из чугуна детали собирались и монтировались с идеальной точностью — на поверхности не видно ни единого шва.
Боковые грани памятника украшены четырьмя горельефами: русский старик-крестьянин, благословляющий сына-гренадера; янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата; умирающий русский воин, последним усилием срывающий цепи с женщины, олицетворяющей Болгарию. На гранях шатра надписи: с северной стороны — «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28го ноября 1877 г.»; с южной — «В память войны с Турцией 1877—1878 годов» и перечень основных сражений — «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали»; на восточной и западной — цитаты из Евангелия. Перед памятником — чугунные тумбы с надписями «В пользу увечных гренадер и их семейств» (на них стояли кружки для пожертвований).
В интерьере часовни, отделанном полихромными изразцами, помещались живописные образа Александра Невского, Иоанна Воина, Николая Чудотворца, Кирилла и Мефодия, семь бронзовых плит с именами погибших гренадеров (убитых и умерших от ран) — 18 офицеров и 542 солдат.
После 1917 года большая часть внутреннего убранства, украшения и бронзовые плиты с именами погибших гренадеров были утрачены; часовня была закрыта и разорена. В ней устроили туалет. Часовня в обезображенном виде простояла до середины 1940-х годов, к концу войны её привели в порядок, восстановили крест и позолотили надписи. Но без совершения служб часовня быстро разрушалась. В 1959 и 1966 годах ремонтировалась; была полностью покрыта консервирующим составом и приобрела вид чёрного чугунного памятника. В 1984 году исполкомом Моссовета было принято решение о реставрации памятника, — под наблюдением архитектора Г. Ф. Мелентьева.
В декабре 1992 года часовня была передана Русской православной церкви и приписана к Николо-Кузнецкому храму. На сегодняшний день часовня приписана к Кадашевскому храму, настоятелем которого является протоиерей Александр Салтыков.
В ознаменование 120-летнего юбилея освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора, 1 марта 1998 года состоялось освящение и открытие часовни-памятника в присутствии патриарха Алексия II; 3 марта, в день национального праздника Дня освобождения Болгарии от османского ига у вновь освящённой часовни состоялось торжественное поминовение воинов духовенством Русской и Болгарской Православных Церквей; в декабре 1999 года при часовне было учреждено Патриаршее подворье (в настоящее время здесь регулярно совершается заупокойное богослужение).
Общая трагедия культовых сооружений в годы атеизма
Непонятно, почему памятники простым жителям царской России подвергались уничтожению. Как можно было похитить доски с именами погибших и в каком хозяйстве это могло пригодиться? Тем не менее при советской власти памятник был разграблен и осквернен. Неоднократно вставал вопрос о его сносе, переплавке чугуна с целью изготовления из него памятника Куйбышеву. К счастью, этого не произошло. В конце сороковых годов прошлого века часовню даже привели в какой-то порядок – позолотили надписи и восстановили крест. Долгие годы памятник стоял призраком и разрушался. В 50-е годы его покрыли консервирующим составом, отчего он стал черным. Так и возвышался он над площадью черным безжизненным чучелом вплоть до 1992 года, когда власти передали его Николо-Кузнецкому храму.
Реставрация
21 августа 2020 года столичный департамент по конкурентной политике объявили тендер на реставрацию часовни XIX века. Начался сбор заявок от компаний на конкурс по разработке проектно-сметной документации. Начальная стоимость контракта составила 11,2 млн руб.. Заказчиком проекта выступили ГКУ «Мосреставрация». Конкурсное задание было направлено на исследование памятника, фиксацию утрат и разработку проектной документации для работы по восстановлению объекта культурного наследия. Планировалось завершить сбор заявок до 4 сентября, а закончить подготовку проектных документов к концу 2019 года[3].
Ссылки
Судьба русских воинов – освобождать другие народы
Под Плевной погибло больше 31 тысячи русских воинов, проявлявших на поле боя, как всегда, чудеса храбрости. Памятник героям Плевны изначально планировалось воздвигнуть на месте их гибели, но москвичи настояли на том, чтобы часовня осталась в Москве.
Но и в России красавица часовня не избежала печальной участи. В годы безверия памятник героям Плевны не только был разграблен — он был превращен в общественный туалет. Это не цинизм – это надругательство над памятью павших в бою героев-соотечественников, простых солдат.