генетические паспорта что это такое
Генетический паспорт – это генетический тест, который позволяет узнать:
Праздник ДНК
25 апреля у ДНК праздник, причем международного уровня. Так в мире, учредив этот день, хотели показать важность генетики в наши дни.
Что такое ДНК?
ДНК – это цепочка из аминокислот, которая содержится к каждом ядре клетки нашего организма. Всего 4 аминокислоты: Аденин, Гуанин, Тимин и Цитозин. Для их обозначения используют заглавные буквы: А, Г, Т и Ц.
Химический состав в клетке одинаковый, а вот длина цепочки ДНК и ее строение отличаются.
У людей на 99,9% ДНК примерно одинакова. Отличия бывают:
Чтобы взять анализ на ДНК достаточно крошечный образец слюны, крови, другой биологической жидкости человека. Для анализа берут два десятка молекул ДНК, которые выделяют, затем размножают с помощью полимеразной реакции и расшифровывают. Результат представляю в виде цифр и букв.
Какая информация содержится в генетическом паспорте?
Очень полезная информация, полученная из генетического паспорта, сыграет положительную роль для всего общества, так как она стоит на страже здоровья населения. При выявлении группы риска, например, по диабету, человек самостоятельно может скорректировать питание, спортивные нагрузки, распорядок дня, нагрузки на работе. И тем самым может избежать сложных последствий, а иногда и самого заболевания.
Наши гены расскажут о здоровье
Сейчас при рождении ребенка в роддомах делают скрининг на наличие 5 наследственных заболеваний:
Список заболеваний планируют расширить до 23. Это позволит в более раннем возрасте начать лечить ребенка, что поможет иногда избежать негативных последствий для здоровья и хронической патологии.
Стоит вспомнить пример с Анжелиной Джоли, которая удалила грудь, когда узнала по анализу ДНК, что вероятность возникновения у нее рака груди 80%. Так как ее мама и тетя умерли от этого, а ей самой пришлось бы делать обследования практически ежемесячно. Ведь совсем непонятно, когда возникнет болезнь и вдруг уже будет поздно лечить.
Этнический состав из данных генетического паспорта
Информация может и не очень полезная. Но все же мне интересно знать «какая кровь во мне течет».
Например, есть ли в вашем ДНК русская кровь, еврейская кровь или какая-то другая. Причем дается соотношение в %.
Можно и генеалогическое древо до 10 поколения составить. И даже родственников найти. С помощью ДНК-паспорта можно определить откуда произошли ваши потомки, может мигрировали, например, из Африки.
Питание и ДНК-тест
Сейчас очень остро стоит проблема лишнего веса, так как многие люди не могут быстро его скинуть. И это не всегда связано с тем, что человек много ест. Иногда и ест мало, а все равно поправляется.
По ДНК-тесту можно определить потребность человека в витаминах и минералах и составить план сбалансированного питания.
Физические нагрузки и генетический паспорт
Он выявляет насколько вы готовы к спортивным упражнениям и каким: на силу и выносливость или, наоборот, к статичным, двигательным упражнениям.
К 2025 году в России могут появиться генетические паспорта. Сейчас рекомендуют сделать генетический паспорт:
По показаниям генетического паспорта можно правильно составить программу здоровой и долгой жизни каждого человека, а также найти свое «предназначение».
Россиян ждут генетические паспорта. Что это такое и зачем они нужны?
Автор фото, Getty Images
К 2025 году в России могут появиться генетические паспорта. Об их создании говорится в подписанном в марте этого года президентском указе «Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности».
Новые документы должны будут защитить граждан России от биологических и химических угроз.
В указе говорится о необходимости «генетической паспортизации населения с учетом правовых основ защиты данных о персональном геноме человека и формирования генетического профиля населения» и о создании «условий для развития технологий скрининга генофондов человека, животных и растений».
Документ также предусматривает создание национального банка сывороток крови и разработку системы мониторинга инфекционных заболеваний в России.
Как именно будет осуществляться генетическая паспортизация и какими будут эти паспорта, в указе не уточняется.
В феврале этого года о генетических паспортах для россиян говорили на мероприятии в бизнес-школе Сколково. Тогда шла речь о создании генетического профиля, позволяющего определить предрасположенность человека к тем или иным болезням и в перспективе снизить риск развития этих болезней.
Для чего это нужно?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Поскольку в указе детально не уточняется, что имеется в виду под понятием «генетический паспорт», Русская служба Би-би-си попросила порассуждать об этом ученых-генетиков.
Похожего мнения придерживается и руководитель лаборатории пренатальной диагностики наследственных и врожденных болезней Института акушерства и гинекологии имени Д.О. Отта РАМН Владислав Баранов.
Безопасность и долголетие зачем нужен генетический анализ?
Если у кого-то из ваших родственников диагностировано онкологию, гипертоническую болезнь, диабет, выявлено нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, то существует высокая вероятность того, что наследники попадут в группу риска. Современные технологии позволяют проводить генетический анализ ребенку даже с первых дней жизни, но для получения точных результатов рекомендуется пройти тест после 14 лет.
Изучением влияния лекарственных препаратов на генетический код и наследственность занимается раздел медицины – фармакогенетика. Учитывая, что иногда изменения в ДНК могут возникнуть из-за продолжительной медикаментозной терапии, то пройти тест рекомендуется тем, кто следит не только за своим здоровьем, но и заботится о благополучии потомства.
Получить генетический паспорт
Как делают исследование?
Прежде чем получить документ, необходимо сдать ДНК-анализ. Для этого важно обратиться в специализированную медицинскую лабораторию, где созданы все условия для забора материала и его дальнейшего изучения.
Метод определения маркеров по крови пациента отличается высокой точностью и является вполне безопасным и позволяет получить наиболее точные показатели. После того как генетический тест сдан, необходимо дождаться полной расшифровки генома. Эти данные будут занесены в микрочип документа, откуда их можно считать своим мобильным устройством, после чего все результаты анализа станут доступны вам в личном кабинете сайта и в формате PDF.
Восстановите родственные связи и узнайте своих предков
Предупредите развитие тяжелых заболеваний у себя и своих потомков
Узнайте о правильном питании и уходе, которые нужны вашему организму
Сделайте головокружительную карьеру, определив свои генетически обусловленные способности и таланты
Геномный колпак для русских. Для чего в России решили создать генетические паспорта?
Министерство здравоохранения создаёт генетические профили пациентов, начиная с новорождённых. Таким образом, каждый окажется под колпаком. Но насколько реалистичен проект? И будут ли в безопасности наши личные данные?
О перспективе создания генетических паспортов министр здравоохранения Михаил Мурашко рассказал на встрече со студентами Уральского государственного медицинского университета в ходе визита в Екатеринбург.
Министр отметил, что нынешняя система здравоохранения движется по пути профилактики и ранней диагностики заболеваний. С этого года из госказны на создание и внедрение национальной базы генетической информации будут ежегодно выделяться средства. Сумма не уточняется.
Эксперт-генетик Константин Китаев в беседе с Царьградом сказал:
Есть болезни, которые от 50 до 100 процентов зависят именно от генов. Варианта генов, которые есть у человека с рождения. Если мы знаем, что человек предрасположен к тем или иным болезням, то можно профилактику проводить.
Изучить генетическую информацию пациентам сейчас предлагают в основном частные клиники. По этим данным составляют диеты, определяют таланты, узнают этническую принадлежность. А главное – диагностируют наследственные болезни. Такое исследование сейчас вряд ли позволит себе обычный житель страны – стоимость процедуры с интерпретацией доходит до 100 тысяч рублей.
Мы рассматриваем те или иные гены, которые имеют влияние на здоровье в первую очередь. Мы не занимаемся какой-то идентификацией людей по этим данным – это тоже можно делать, – но в первую очередь для медицинской информации. Естественно, во всём мире медицинская информация конфиденциальна. Вплоть до того, что родственникам не выдают какую-то информацию,
– добавил Константин Китаев.
Многие опасаются, что генетическая информация может куда-то просочиться. Не исключены хакерские атаки, не секрет, что базы данных недобросовестные сотрудники продают мошенникам. Как будут хранить и защищать колоссальные объёмы данных в масштабах страны, неизвестно.
Вот что об этом сказала в беседе с Царьградом юрист по защите прав пациентов Жанна Алтунян:
Где эта будет информация храниться, как серверы себя поведут, насколько эта база будет защищена? На сегодняшний день в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения сервера не выдерживают массива информации по медицинским картам, мы уже не говорим о том сервере, который будет вот сейчас хранить вот те сведения о каждом пациенте, о каждом гражданине, перенесшем коронавирус. Сегодня не выдерживают серверы, а что будет дальше? Ну я вот пока скептически к этому отношусь.
Я полагаю, на это будет выделена очень большая сумма денег. Конечно, это затратно, это финансовые затраты понесёт. Но, вероятно, государство надеется получить от этого какие-то сведения, которые будут использованы, но не всегда в пользу гражданина и пациента,
– продолжила Жанна Алтунян.
Геномную регистрацию во всём мире высоко оценивают криминалисты. Это помогает следователям раскрыть тяжкие преступления даже спустя десятилетия. Множество вопросов у экспертов вызывают геномные паспорта. Специалисты отмечают, что амбициозная идея пока слишком поспешная для нашей страны. И главный вопрос: хватит ли ресурсов на её реализацию?
Наши гены должны быть суверенны: В чём опасность?
Президент России предложил создать национальную базу генетической информации обо всех гражданах страны. Давно стоящий перед страной вопрос наконец начинает разрешаться. Почему принимается такое решение и чего нам следует опасаться?
В этом указе есть положение о введении в России генетических паспортов. Это необходимо для определения степени химических и биологических рисков, а также предотвращения влияния соответствующих угроз на население. В указе сказано, что для этого необходимо произвести генетическую паспортизацию «с учётом правовых основ защиты данных о персональном геноме человека и формирования генетического профиля населения».
Кроме этого указ, подписанный Путиным в марте 2019 года, предусматривает создание всей необходимой инфраструктуры для проведения генетической паспортизации населения, включая технологии скрининга генофондов человека. Предусмотрено и создание национального банка сывороток крови, а также информационно-аналитической системы мониторинга инфекционных заболеваний в России.
Безусловно, разразившаяся в мире пандемия коронавируса внесла свой вклад в актуализацию создания такой единой всероссийской системы. Именно сейчас многие страны задумываются о том, что могли бы существенно больше знать о своём населении для его защиты от заразы, если бы обладали такими базами, а не разрозненными записями, имеющими отношение к людям определённых профессий или с генетическими заболеваниями. Однако надо понимать, что на пути создания такой системы есть множество опасностей и сложностей. Каковы они и о чём речь?
Президент даёт добро
Совещание о развитии генетических технологий в Российской Федерации. Фото: kremlin.ru
Используя наши весомые компетенции и наработки в биоинформатике, предлагаю создать национальную базу генетической информации. Руководитель «Курчатника» говорил об этом. Речь о том, чтобы на основе единых стандартов обеспечить защиту данных, их хранение и передачу, разработку программных средств поиска, анализа и моделирования информации,
Он попросил кабмин организовать финансирование этого проекта из средств федерального бюджета, а также указал на необходимость защиты этих данных. И вопрос этот совершенно не праздный.
Однако у системы может быть и второе, «не силовое» применение. И тут речь как раз о том, о чём говорил президент, – обеспечение безопасности граждан при биологических и инфекционных угрозах. Сейчас забор генетических данных (крови или слюны) осуществляют государственные и частные клиники, например для определения отцовства или выявления врождённых генетических заболеваний. В то же время разрозненность и неполнота этих сведений мешают учёным изучать генофонд населения России, определять степень угроз для него со стороны различных болезней и биологических факторов.
Генетический суверенитет
И хотя точные сметы на создание единого информационного центра ещё только предстоит разработать правительству, очень важно, чтобы оно позаботилось о безопасности этих данных. Почему в этом есть сомнения?
Достаточно вспомнить, как обстояли дела с запуском ещё в начале апреля в Москве приложения «Социальный мониторинг», о чём писали многие программисты. Тогда предполагалось, что это приложение будет контролировать передвижение москвичей в период самоизоляции. В тот момент показания чиновников были противоречивыми. Заявлялось, что приложение будет необходимо для контроля за заболевшими COVID-19 людьми, однако начальник Департамента информационных технологий (ДИТ) города Москвы Эдуард Лысенко дал понять, что через «Социальный мониторинг» возможно осуществлять контроль за всеми гражданами вообще.
Начальник Департамента информационных технологий (ДИТ) Эдуард Лысенко считает, что возможен контроль за гражданами через «Социальный мониторинг». Фото: Сергей Киселёв / АГН «Москва»
В Google Play тогда появилась пробная версия программы, которую позднее препарировали программисты (вскоре приложение было удалено и стало недоступным для скачивания). Выяснилось, что приложение не только запрашивает доступ к геолокации (что логично), но и к фото- и видеосъёмке, календарю, настройкам Wi-Fi и Bluetooth, телефонной книге, а также право отправлять/принимать звонки и сообщения. Однако проблема была даже не в допусках, а в том, куда уходили эти данные.
К проекту были привлечены зарубежные подрядчики, а данные должны были направляться на зарубежные серверы. Так как источники этой информации анонимны, мы не будем утверждать, что это так. Однако логика, по их мнению, была следующей.
Необходимо было быстро создать приложение, которое должно работать не просто с большими, а со сверхбольшими данными. Для обработки фотографий и распознавания лиц при регистрации, например, нужен гигантский хостинг, обслуживание которого обходится недёшево. Поэтому к приложению «прикрутили» эстонскую систему распознавания лиц и немецкий хостинг – это готовые решения, вместо перспектив затяжной интеграции с соответствующими российскими системами.
Враги не только за рубежом
Управляющий партнёр компании «Ашманов и партнёры», один из крупнейших специалистов в сфере IT в России Игорь Ашманов пояснил Царьграду, что у России есть возможность как хранить, так и надёжно оберегать генетические данные своих граждан.
Мы можем создать достаточно защищённую среду для хранения таких данных. Понятно, что она не должна выходить на Запад, понятно, что это должно быть импортозамещение. То есть все средства для хранения должны быть исключительно российскими, чтобы не было никакого управления извне и никаких облачных технологий, когда облако находится за пределами России и туда передаются данные,
В ситуации с генетическими данными, подчеркнул Ашманов, не должно быть «бесплатного сыра» вроде предложений со стороны Microsoft нашим госорганам безвозмездного пользования их технологиями в течение полугода. Однако опасаться стоит и недобросовестного использования этой информации в коммерческих целях внутри страны.
«Нет никакой проблемы в том, чтобы надёжно хранить и защищать генетические данные. Проблема в том, что есть огромное количество рисков при их использовании. Представьте себе, что в определённый момент, как в законопроекте о едином реестре граждан, который сейчас пытаются принять, будет написано, что разные ведомства будут иметь возможность получать эти данные и их использовать. В том числе, например, страховые компании», – рассказал Ашманов.
Речь может пойти, по его мнению, о попытках коммерциализировать генетические сведения, причём с добавлением туда данных спецслужб, госорганов и так далее. Он предположил, что генетическая информация вообще в итоге может стать частью единого реестра граждан.
Представьте себе страховую компанию, у которой есть данные о ваших генетических заболеваниях. Они сразу начнут дискриминацию. А кадровики крупных компаний или госструктур? У вас, допустим, алкоголики в роду или шизофрения «гуляет» по материнской линии,
– обратил внимание он на потенциальные проблемы.
Ашманов также указал на разницу между обезличенными статистическими данными и персональной генетической информацией. По его словам, цели создания единой базы генетической информации понятные, они правильные и благие. Однако столь чувствительная и интимная информация, как генетическая, должна передаваться в базу только с согласия гражданина.
«Такие вещи без общественного обсуждения или голосования принимать нельзя. Это некая дополнительная цифровая власть, которую мы пока никому не делегировали. Это чрезвычайно интимная информация о частной жизни, которая защищена Конституцией, и невозможно вот так просто это собрать, не спрашивая людей», – отметил Ашманов.
На вопрос о возможности прописать в законе доступ к генетической информации только для учёных-генетиков или врачей он ответил, что доступ к медицинским данным в России уже сильно ограничен, защищён и регламентирован. Задача будет состоять в том, чтобы как минимум сохранить этот уровень её защищённости. В то же время генетические данные – это более глубокие и подробные сведения, уровень защиты которых надо делать даже более серьёзным, чем медицинской информации.
Таким образом, в вопросе о единой базе генетической информации есть своего рода «развилка». С одной стороны, такой реестр необходим врачам и учёным и понятно, что храниться эти сведения должны только на российских серверах и внутри страны.
С другой стороны, необходимо жёстко регламентировать возможное применение генетических данных не в медицинских или научных целях. Для выявления общих угроз населению страны с точки зрения генофонда, например, такая информация может быть полезной даже в обезличенном виде. Именно по всем этим причинам важно, чтобы нам помогали учёные и российская наука и чтобы не получилось так, что совершенно незнакомые для нас лица знают о нас гораздо больше, чем мы сами.