генерировать идеи это значит
10 лучших методов генерирования идей
Пожалуй, трудно найти в современном мире более важный навык, чем креативность. За последнее десятилетие искусственный интеллект добился невероятных успехов в области обработки данных, однако в одном он практически не сдвинулся с места – в способности генерировать новые идеи. Пока что это остается прерогативой человечества – и мы однозначно должны пользоваться этим. В этой статье мы собрали подборку лучших техник, которые помогают искать оригинальные и полезные идеи.
Мозговой штурм
Первый в мире и уже ставший классикой метод. Он позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке. Брейнсторм предполагает групповую работу, однако ничто не мешает проводить его в одиночку.
Как это делается?
Существует три этапа мозгового штурма:
Шесть шляп мышления
Продвинутая версия классического мозгового штурма. Она имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.
Как это делается?
Каждый участник попеременно «одевает» одну из шляп, т.е. обдумывает проблему под одним из 6 углов:
Ментальные карты
Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.
Как это делается?
Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и задействования образного мышления.
Метод синектики
Синектика основана на генерировании идей с помощью активного использования аналогий. Это достаточно сложный метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть постоянной и пройти соответствующее обучение. В отличие от брейнсторма здесь допускается критика.
Как это делается?
В процессе обсуждения проблемы участники ищут аналогии, которые можно отнести к 4 классам:
Методика SCAMPER
Если предыдущие техники позволяли максимально раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему определенное направление. Это позволяет выдать результат именно в тех случаях, когда свободное мышление не работает. В расширенном виде она представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных слов.
Как это делается?
SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:
Обратный мозговой штурм
Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу данного метода. Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным.
Как это делается?
Сформулируйте проблему, а затем переверните ее. Скажем, вам нужно повысить продажи какого-то конкретного продукта. Следовательно, вы должны думать над тем, как свести их до минимума. После того, как вы проведете мозговой штурм, вам потребуется вновь перевернуть эти идеи, чтобы извлечь из них пользу.
Метод фокальных объектов
Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных объектов на предмет рассмотрения.
Как это делается?
Метод морфологического ящика
Еще одно название – метод морфологического анализа. Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.
Как это делается?
Вот как это выглядит на примере уже рассмотренного Powerbank`а:
Мы можем создать powerbank с элементом Пельтье (вырабатывает электричество от тепла) с ударопрочным корпусом и встроенной картой памяти для видеосъемок в экстремальных условиях.
Метод Уолта Диснея
Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя разные роли, чтобы выйти за рамки.
Как это делается?
Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно перевоплощайтесь в каждую из ролей:
Автобус, кровать, ванна
Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с вышеописанными. Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу. Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.
Как это делается?
Техника квоты идей
Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими методами.
Как это делается?
Резюме
Это далеко не полный перечень креативных методик. Мы собрали лишь наиболее проверенные и популярные. Во многом именно благодаря им достигли столь невероятных успехов крупнейшие современные компании – начиная с «Apple» и заканчивая «Netflix». Применяйте эти техники дома и на работе, комбинируйте их или же найдите свою любимую – главное придумывайте много идей, чтобы тренировать свою креативность.
«Креативность – это навык, а не дар», или как развить умение генерировать идеи
Профессия креатора появилась не так давно. И несмотря на то, что ее востребованность стремительно растет, по-прежнему остается много вопросов о том, как эта работа устроена и как освоить «искусство» креативности. Людмила Аринчина, старший креатор Win2Win Communications, делится секретами производства: как и какие навыки развивать, у кого учиться и где искать вдохновение.
Я 4 года проработала в PR направлении и также в SMM, лидировала интегрированные коммуникационные проекты, но хотелось пойти дальше. Осознание пришло ко мне в прошлом году: я тогда активно занималась тендерами и подготовкой презентаций, поэтому было много брейнштормов и креативных задач. И я поняла, что мне хочется работать в более творческом направлении, где больше свободы и возможностей для самореализации. В агентстве меня поддержали, и с позиции аккаунт-директора я перешла на должность креатора.
Чтобы понять, как устроена работа креатора, важно определиться с тем, что такое креативность. У каждого может быть своя интерпретация, но для меня это:
способность быть наблюдателем и деятелем одновременно;
Искусство, вдохновленное жизнью
Работа креатора – это бесконечный мыслительный процесс. Иногда во время подготовки к проекту отвлекаешься на совершенно стороннюю тему, но и эти знания фиксируешь в памяти, потому что они могут пригодиться в будущем. А бывает, просто открываешь TikTok или Instagram и видишь какую-то интересную идею – записываешь ее, думаешь, как можно использовать в работе. Даже во сне приходят идеи, главное – запоминать их. Кстати, пословица «утро вечера мудренее» здесь очень актуальна: иногда нужно ночь «прожить» с каким-то проектом, чтобы с утра пришло озарение.
Отличным источником вдохновения служит повседневная жизнь, хотя на первый взгляд она может показаться обыденной. На основе привычных вещей, показанных под необычным углом, получается relatable-контент – понятный, знакомый, такой, в котором многие узнают себя.
Есть много талантливых креаторов, которые вдохновляются повседневными вещами. Вот только некоторые из них:
Пабло Роша – креативный директор и диджитал-художник, отучившийся на графического дизайнера. Проходил стажировку в Vogue, работал в Microsoft и был директором творческой лаборатории Tinder. Прославился креативами в Instagram и пранками в офлайне. В числе прочего у него есть необычная серия контента с голубями. Казалось бы, не самая вдохновляющая тема: голуби – просто часть повседневной жизни и часто только раздражают. Но Пабло строит вокруг них по-настоящему залипательный контент: расклеивает объявления с текстом «Устали быть птицей?» или придумывает небольшие забавные сюжеты.
Дарья Скачкова – работает в SRSLY, и вы наверняка видели вирусный тренд, запущенный ее постом – подборкой необычных, до боли знакомых ароматов. Публикация стала настоящим хитом, а саму идею поддержали Мегафон, «Красное и Белое» (только с вином), AliExpress и другие бренды. SRSLY даже запустили лимитированную линейку духов совместно с DEMETER. Сейчас Даша работает в LUMOS и сотрудничает с OZON, а примеры ее работ можно посмотреть у нее в аккаунте в актуальном.
Еще советую подписаться на Telegram-канал seen, где каждую неделю публикуют подборки интересного контента: рекламных роликов, музыкальных клипов, иллюстраций и так далее. Это очень помогает формировать насмотренность.
Насмотренность в целом важна для всех, кто работает в креативных сферах. Во-первых, просмотренные материалы «откладываются» у нас в памяти, и получается своего рода каталог готовых решений. В нужный момент можно объединить несколько существующих идей и получить свою, оригинальную. Во-вторых, если анализировать понравившийся или вирусный контент, появляется более глубокое понимание того, как устроены работающие решения. Стоит следить не только за развитием своей сферы, но и смотреть за ее пределы: вдохновение может скрываться где угодно!
Как же развивать в себе креативность?
1. Спите! На эту тему есть много исследований. Например, ученые из американских университетов Pennsylvania и Washington State провели исследование, в результате которого выяснили, что оптимальная продолжительность сна для взрослого человека составляет 8 часов. Они также сделали вывод: даже если вы спите 6 часов в сутки две недели подряд, ваши умственные и физические характеристики снижаются до такого же уровня, как если бы вы не спали 48 часов подряд. Вам оно надо? В том числе сон влияет на настроение, а от него напрямую зависят наши креативные навыки и готовность экспериментировать. Кстати, дотянуть до конца недели, а потом отоспаться на выходных не получится: важно регулярно давать мозгу отдых.
2. Смотрите сериалы, фильмы, изучайте разные аккаунты в соцсетях. Провести 3 часа в TikTok тоже можно с пользой для работы – это настоящая кладезь креативности. Ученые Рочестерского университета недавно доказали, что пользователи, которые следят за творчеством талантливых людей, сами генерируют более креативные идеи.
3. Много читайте: художественную литературу или фантастику, книги по саморазвитию или бизнесу – все, что угодно. О пользе чтения тоже говорят на каждом шагу, но это не пустые слова. В отличие от «пассивных» способов получения информации, таких как просмотр видео, чтение заставляет нас самих додумывать и достраивать образы. Так развиваются ассоциативное мышление и воображение.
4. Общайтесь с людьми. Каждая инновационная идея рождается из существующих решений. Например, Uber – это смесь такси и онлайн-сервисов для карпулинга. И иногда для того, чтобы получить какой-то прорыв, нужно объединить идеи двух разных людей или посмотреть на проблему с другой точки зрения. Одним словом, чем больше людей, тем больше идей и разных взглядов, которыми можно вдохновляться.
5. Почаще выходите на улицу. Идея может родиться из вида летающих голубей, ям на дорогах или каких-то запахов. Пригодиться может что угодно.
P. S. Я точно знаю, что внутри каждого из нас есть крутой креатор – давайте ему пространство для реализации хотя бы раз в день 🙂
Как генерировать крутые идеи
Привет, друзья, на связи Дмитрий Скворцов. Как говорится, прочитал — поделись с коллегой. Поэтому я решил рассказать вам о своем конспекте замечательной книги «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
Не знаете откуда брать идеи? Как найти правильное решение для воплощения ваших проектов? Как решить проблемы стоящие на пути к вашим целям?
1) Ежедневно тренируйте свой ум. Установите квоту: в день столько-то новых идей, касающихся вашей работы, например по пять идей в день в течение одной недели. Вы увидите, что труднее всего выдать пять первых, потом они будут приходить в голову сами. Чем больше идей выдвигаете, тем больше шансов на победу.
2) Попробуйте запрограммировать изменения в своей повседневной жизни. Составьте список того, что выполняется вами по раз и навсегда заведенному порядку. По большей части в него войдут незначительные привычные действия, делающие жизнь удобной и приятной. Затем возьмите список привычек, изучите и постарайтесь сознательно изменить их одну за другой в течение дня, недели, месяца…Например, ходите другим маршрутом на работу, делайте дела левой рукой и т.д.
3) Подумал – запиши! Идеи очень быстро вылетают из головы, особенно перед сном, когда думаешь, что утром обязательно вспомнишь. Люди, способные выдвигать первоклассные идеи, умеют разбивать решаемую задачу на простые составляющие, а затем вновь объединять их в разные сложные структуры.
4) Информационная диета вредна для мозга. Креативные люди впитывают новую информацию как губка — и в дальнейшем используют ее для генерации идей. Читайте как можно больше книг и журналов, например, биографии известных людей и профессиональную литературу на новые для вас темы. Возможно, вы найдете источник вдохновения или неожиданный способ решения проблемы в пособии для космонавтов или руководстве по выращиванию кактусов!
В книге представлены разные техники для развития мышления. Если у вас есть идея для создания нового продукта или усовершенствования старого, обязательно прогоните ее через задания в книге
1) Подвергайте все сомнению. То, что еще вчера считалось истинным, завтра может оказаться ложным. Если вам кажется, что общепринятое утверждение ошибочно, попробуйте доказать это.
2) Айсберг в пустыне: инверсия установок. Попробуйте полностью изменить схему мышления. Гостиница без кроватей? Школа без уроков? Автомобиль без колес? Эти, на первый взгляд, странные идеи можно превратить в успешные реалистичные проекты.
3) Инкубатор: отложите поиск решения. Если задача кажется вам слишком сложной, отложите поиск ее решения. Но не сразу, а после проведения подготовительной работы. Четко сформулируйте проблему, соберите информацию, дайте своему подсознанию установку на поиск решения — и переключитесь на другие дела. Через несколько часов, дней или месяцев вас может озарить гениальная идея или вы увидите подсказку, которая поможет решить вашу проблему.
4) До последнего винтика: разделите проблему на части. Новая задача или проект всегда пугают. Этот страх легко преодолеть: нужно лишь представить проблему в виде составляющих. Какие-то из них вам уже точно знакомы!
5) Танк и черепаха: поиск аналогий. Поиск похожих черт между несвязанными на первый взгляд предметами — это один из самых продуктивных способов генерации уникальных идей. Этот метод потребует от вас наблюдательности и сосредоточенности при поиске сходства между предметами и явлениями. Возможно, вы найдете решение проблемы или придумаете новый продукт, изучая строение баобаба?
6) Слияние: представьте себя на чужом месте. Предположим, ваша компания выпускает сумки. Почувствуйте себя сумкой: для того чтобы полностью «слиться» с объектом, представьте его чувства и мысли. Это упражнение может показаться бессмысленным, однако оно помогает взглянуть на продукт или услугу с новой точки зрения.
7) Нарисуйте это: графическое выражение идеи.
Вам не нужно уметь рисовать для того, чтобы использовать этот метод:
Если у вас есть дети, используйте детское творчество для вдохновения. Придумайте тему для рисунка или просто внимательно наблюдайте за тем, что изображает ваш ребенок.
8) SCAMPER: Экспресс-метод генерирования новых идей.
Scamper (англ.) — пробежка, быстрый бег.
Вы можете придумать гениальную идею и в одиночку, но работа креативной команды сэкономит время и позволит взглянуть на проблему с неожиданного ракурса.
Гуси летят клином, потому что взмах крыла соседней птицы облегчает работу — стая пролетает то же самое расстояние как минимум в два раза быстрее, чем пролетел бы каждый гусь в одиночку при тех же усилиях.
1) Снимаем барьеры. Эти упражнения помогут максимально раскрыть креативный потенциал команды перед началом работы над задачей.
Подумайте, какие из свойств несуществующего объекта вы могли бы применить в своей работе. Возможно ли сделать клумбу в форме слона? Или выпустить серию детских тарелок в виде гусеницы?
2) Команда волшебников. Попросите участников представить, что у них в руках волшебная палочка, которая может исполнить любые 5 желаний, конечно, только в рамках заданной темы. Попросите написать каждое желание на отдельном стикере или карточке. Затем систематизируйте карточки и разложите или развесьте их. Предложите команде подумать, реально ли реализовать хотя бы одно из желаний?
Инженеры искали способ улучшить характеристики автомобильного ветрового стекла и предположили, что существует самоочищающееся стекло. Затем они составили список самоочищающихся объектов, среди которых был объектив фотокамеры. Оказалось, что стекло объектива покрыто диоксидом титана. Под воздействием солнечных лучей в результате химической реакции такое стекло очищается от органических соединений. Этот же способ очистки идеально подошел и для ветрового стекла.
3) Левши и правши. Разделите вашу команду на левшей (правополушарные люди) и правшей (левополушарные люди). Имейте в виду, что правополушарных людей гораздо больше, чем кажется — используйте для отбора простые тесты на ведущую руку (замок из ладоней или скрещенные на груди руки), ведущий глаз (сложенный лист бумаги в виде подзорной трубы) и ведущее ухо. Затем попросите левополушарную команду придумать максимально рациональную и практичную идею, а правополушарную — самую странную и нерациональную идею. Так вы максимально используете креативные способности участников команды. Затем снова объедините команду и попросите их соединить две идеи в одну.
4) Доска для вдохновения. Разместите в офисе доску и попросите членов команды прикреплять туда все, что может стимулировать вдохновение во время поиска новых идей. Это могут быть фотографии, вырезки из журналов или рисунки. Например, если вам важно поставить себя на место потенциальных потребителей, попросите коллег подобрать иллюстрации, отвечающие на вопросы: «Где живут эти люди?», «Как они проводят свободное время?», «О чем они мечтают?»
В отделе дизайна компании Mercedes-Benz висела большая доска, на которую сотрудники прикрепляли картинки с интересными формами. Однажды на доске появилась экзотическая яркая рыба кубической формы. Выяснилось, что рыба не только эффектно выглядит, но и обладает выдающимися аэродинамическими показателями. Вдохновившись формой этой рыбы, дизайнеры создали новую модель DCX с удивительно низким расходом бензина (не более 3,4 литров на 100 км).
5) Банда киллеров. Нам приятно общаться с людьми, поддерживающими все наши идеи. Но иногда важно услышать и тех, кто сразу увидит потенциальные проблемы и покажет вам нежизнеспособность новой идеи. Конечно, вы вправе не согласиться с мнением «киллеров», но иногда будет разумнее прислушаться к их мнению.
Попробуйте создать свой «Трибунал» в компании. Для оценки идеи предложите участникам список вопросов, например:
Даже если идею единогласно признали жизнеспособной, опросите своих потенциальных клиентов, прежде чем выпускать продукт или услугу на рынок. Результаты могут вас удивить.
Генерировать идеи это значит
А вы уже слышали про дизайн-мышление? Это вид out-of-the-box thinking, или нестандартное мышление. Если вы прокачаете этот навык, то сможете улучшить свою жизнь по всем фронтам. Это подтверждает 48-летний опыт Бернарда Роса — основателя легендарного института дизайна Стэнфорда, где слушателям открывают их собственный мир, заставляя отказываться от привычных стереотипов и демонстрируя множество новых возможностей.
В книге «Привычка достигать» Бернард Рос собрал лучшие идеи по дизайн-мышлению и кучу практических упражнений, которые можно брать и делать прямо сейчас. Вот несколько любопытных отрывков из книги.
Что такое «дизайн-мышление»?
Бернард начал преподавать дизайн-мышление почти 50 лет назад, еще до того, как это стало мейнстримом. Ему слово: «Дизайн-мышление — это набор принципов, которые наша группа разработала для эффективного решения самых разных дизайнерских проблем. Мы ввели этот термин, когда заметили такую штуку: мышление большинства успешных дизайнеров и их подходы к решению проблем существенно отличаются от мышления обычных людей.
Знакомьтесь, Берндард Рос. — Источник
Дизайн-мышление поможет эффективнее решать проблемы, лучше сосредоточиваться на начатом и добиваться большей удовлетворенности жизнью. Вы ощутите энергию, которой обладаете и которая сделает вашу жизнь лучше.
Вы можете взяться за давно откладываемые дела и освободиться от оков, которые ограничивали проявления потенциала, научиться изменять окружающую действительность и, наконец, достигннуть того, чего хотите всерьез.
Как решить проблему?
Вот вам вопрос: «Сколько нужно дизайнерски мыслящих людей для того, чтобы поменять электрическую лампочку?». Ответ дизайнерски мыслящего человека: «А зачем вообще использовать электрические лампочки?».
Именно с этого нужно начинать решение любой проблемы — изменить подход к ней и задать другие вопросы. Правильно заданный вопрос — это половина успеха. Это помогает доходит до сути проблемы.
Мы сами загоняем себя в проблемы
Например, мой друг Кайл искал себе жену. Он задавал вопрос: «Как найти жену?». Но на самом деле суть проблемы был в том, что он просто хотел общения. И когда он поставил вопрос «Как получать достаточное количество общения?», вопрос с «поиском» жены отпал.
Незнакомое знакомое, или Функциональная ригидность
Чтобы находить новые подходы к событиям и отношениям с людьми, нужно смотреть на них по-новому. Большинство людей находятся под влиянием известного когнитивного искажения — «функциональная ригидность». Оно заставляет видеть возможность использования объектов только по их обычному назначению.
Но надо признать: ничто из окружающего нас на самом деле не является тем, за что мы его принимаем. Например, при таком подходе коробка с хлопьями для завтрака — уже не коробка хлопьев. Она может быть разделена на картонную и бумажную части. Она может стать источником биомассы или маленьких гранул и зерен. Содержимое коробки можно превратить в липкую массу.
Что вы видите на картинке? — источник.
Обычный скотч позволяет соединять предметы и материалы, но из него можно создать и самостоятельные конструкции любой формы. А телефон может вполне превратиться в воображении к машину или самолет.
3 варианта генерировать идеи
1. «Что если?»
Это замечательный инструмент для размышления на этапе генерации идей. А что если бы не было силы притяжения? А что если бы краска на доме облупилась? Такие вопросы, которые отвлекают от основных мыслей, обеспечивают свободный подход к проблеме, позволяющий задавать «незацикленные» вопросы.
2. Матрица принятия решений
Матрица состоит из строк и колонок. В строках вы пишете различные объекты, а в колонках — оцениваемые качества и идеи. Например, при подготовке таблицы для выбора ассистента Пол в строках располагал имена кандидатов, а в колонках — интересовавшие его качества: креативность, дисциплинированность, честность. Каждый соискатель набирает баллы. Должность получает тот, кто набрал больше всех.
В книге вы найдете 22 способа генерировать идеи и решать проблемы, — иллюстрация из книги
3. Схемы последовательного развития событий
Графическое изображение этапов развития событий — своеобразная «раскадровка» вроде той, которая широко применяется в киноиндустрии. Изображения могут использоваться всегда, когда вы хотите представить какой-то процесс линейно. Их можно назвать своеобразной «дорожной картой», в которой отображена последовательность событий.
«Моя работа не имеет никакого значения»
Если у вас возникли какие-то трудности, не переживайте. Все проблемы решаемы. Чтобы показать это, я часто даю группе такое упражнение: прошу слушателей выделить что-то особое в жизни и сказать вслух, что в этом нет смысла.
Я показываю, что изначально у объекта нет значения. Например, я могу сказать, что моя работа не имеет для меня значения, а следующий участник — что его жена не имеет для него значения. Другие могут сказать, что их ботинки, волосы, вес, велосипед, математические способности тоже. Все вещи — от мелочей до поистине важных — оказываются в одной категории: они не имеют внутреннего значения.
Суть упражнения не в том, чтобы заставить участников изменить свои взаимоотношения. Скорее, слушателям прививается мысль о том, что они сами выбрали для себя значение, которое вкладывают в эти отношения. Например, неудача может быть поначалу очень болезненной. Но она редко становится катастрофой, если человек не придает ей такого значения.
Быть у руля
Как-то я был в академическом отпуске в Швеции. Днем я вел семинары по креативности и решению проблем. По ночам же ворочался без сна, размышляя, стоит ли мне подать в отставку, потому что я приближался к пенсионному возрасту. Однажды я спросил себя: «Что мне даст отставка?»
Ответ был такой: «Ты перестанешь переживать по поводу того, стоит ли тебе подать в отставку». Меня озарило: полгода я размышлял над неправильно сформулированной проблемой. На деле вопрос должен звучать так: «Как мне перестать переживать из-за того, уходить в отставку или нет?» Ответ был на поверхности: «Перестань об этом думать». Сегодня, спустя 15 лет с того дня, я могу сказать вам: с тех пор я ни разу не подумал об отставке.
Это значит брать на себя ответственность за все, что вы делаете и что происходит в вашей жизни. Даже тогда, когда кажется, что не все в ней вы способны контролировать. Вы вольны выбирать: пассивно плыть по течению или быть в ответе за свое будущее.