гендерное воспитание что это такое
Почему будущее — за гендерно-нейтральным воспитанием детей
В два года ребёнок начинает осознавать, мальчик он или девочка, к трёхлетнему возрасту уже говорит об этом с определённой уверенностью, а к четырём годам окончательно утверждается в собственной гендерной идентичности — и начинает вести себя сообразно с так называемыми «гендерными ролями». То есть, делает то, что «положено» мальчику или девочке.
Что такое гендер? В первую очередь — социальный конструкт. Тогда как половая принадлежность определяется в роддоме («Поздравляем, у вас девочка») и относится к физиологическим признакам, с гендером дела обстоят несколько сложнее. Гендер во многом зависит от воспитания: мальчиков убеждают в том, что они «сильный пол», дарят игрушечных солдатиков и машинки, девочкам навязывают «хранение семейного очага», вручают кукол и плюшевых зверушек.
Гендерно-нейтральное воспитание даёт ребёнку возможность опробовать себя в разных социальных ролях и выбрать ту, которая будет соотноситься с его характером и личными пожеланиями (или не выбирать вовсе — такая опция тоже есть). О том, почему это настолько важно, рассказываем в этой статье.
«Мужчины с Марса, женщины с Венеры»
Долгое время существовал миф о том, что женщины и мужчины различаются по строению мозга. Считалось, что они мыслят по-разному и желают разного, у них разные стремления и мечты, поэтому воспитание мальчиков и девочек требует принципиально разного подхода. Но в 2015 году этот миф развенчала коллаборация учёных-нейрофизиологов из США, Израиля, Германии и Швейцарии.
Выяснилось, что ничего, присущего только женщинам или только мужчинам, не существует. Мозг — это своего рода «мозаика» из разных черт, причём черты эти могут встречаться у представителей обоих полов. И хотя учёные признали, что некоторые анатомически-морфологические различия имеются, нет никаких комбинаций признаков, которые позволили бы с уверенностью говорить именно о «мужском» или именно о «женском» мозге. Действительно, есть особенности, которые чаще встречаются у женщин или у мужчин, однако нет особенностей, которые встречались бы исключительно у женщин или у мужчин.
Учёные подчеркнули, что говорить о мозге в бинарном ключе нельзя, потому что каждый отдельный мозг — уникальный набор признаков. Все разговоры о «женщинах с Венеры» и «мужчинах с Марса» — просто разговоры, не подтверждённые никакими фактами.
Разные биологические виды
О том, насколько легко дети впитывают гендерные стереотипы, исчерпывающе рассказывается в исследовании под остроумным названием «Мальчишки есть мальчишки, коровы есть коровы» за авторством психологов Марианны Тейлор, Марджори Роудз и Сьюзан Гельман из Университета Мичигана. Учёные спросили пяти- и шестилетних детей, станет ли хрюкать корова, воспитанная свиньями. После этого учёные спросили детей, что станет с девочкой, которую сразу после рождения удочерит изолированная группа мужчин. Полюбит ли она рыбачить, станет ли играть с солдатиками или машинками? Целью исследовательниц было выяснить, считают ли дети, будто девочки изначально рождаются с любовью к вязанию, куклам и играм в принцессы, а мальчики — с тягой к грузовикам, футболу и «войнушкам».
Большинство детей решили, что воспитанная свиньями корова всё равно будет мычать, а воспитанная мужчинами девочка — играть с куклами. И если с коровой всё понятно и резонно (потому что корова — отдельный от свиньи вид, и мычание заложено в ней на физиологическом уровне), то с девочкой не всё так просто. Однако для детей тяга к куклам и платьицам видится такой же физиологией, как мычание для коровы.
Мышление детей очень специфично. Дети усугубляют и утрируют, и даже небольшой толчок в сторону гендерно-различного воспитания приводит к тому, что они начинают считать девочек и мальчиков совершенно разными биологическими видами. Это нормально — людям проще жить, когда они обобщают и каталогизируют.
Так, например, психолог Кэрол Мартин показывала детям фотографию мужчины у плиты и говорила, что мужчина на картинке любит готовить. Но когда детей через некоторое время спрашивали о том, что они видели на изображении, практически все говорили, что мужчина — специалист ремонтной службы, который пришёл чинить сломанную плиту. Повар в больнице «повышался» до врача, а директриса школы «понижалась» до секретарши или кухарки.
По этой же причине так плохо работают мотивационные картинки с учёными-женщинами, призывающие девочек идти в науку. Из-за навязанных с детства стереотипов девочки помнят об этих учёных как об ассистентках или лаборантках.
Стоит только бросить зёрнышко гендерных стереотипов в плодородную почву детского разума, как из неё немедленно полезут сорняки, причисляющие девочек и мальчиков к разным видам. И выполоть почву может только её владелец, как только осознает всю ошибочность своих суждений.
Почему гендерно-нейтральное воспитание — это не страшно
Вокруг «нейтрального родительства» выстраивается высокий забор из мифов и «страшилок». Мол, если с детства не прививать ребёнку мужественность или женственность, из него вырастет гомосексуал, трансгендер, андрогин или запуганное существо со сломанной психикой. Это не так. Нейтральное родительство даёт ребёнку возможность найти себя — определиться с тем, кем он хочет быть, и жить в комфорте со своим внутренним я.
● Гендерно-нейтральное воспитание не сделает из ребёнка лесбиянку или гея. В первую очередь потому, что гомосексуальность закладывается генетически. Невозможно «заставить» человека быть геем или лесбиянкой, если он гетеросексуал. На это невозможно повлиять, и с этим ничего нельзя делать.
● Гендерно-нейтральное воспитание не превратит ребёнка в трансгендера. Трансгендерами являются 2–5% от человеческой популяции. Опять же, это не зависит от воспитания. Как и в случае с гомосексуальностью, это обуславливается генетически, химически и физиологически. В этом плане показательна история Брюса-Бренды Реймера — мальчика, который получил травму пениса во время обрезания, и которого после этого воспитывали как девочку. Брюс не был трансгендером, поэтому ему было дискомфортно в теле женщины. Со временем вернулся к своей изначальной гендерной идентичности, женился и усыновил детей, даже несмотря на то, что его растили девочкой.
Согласно статистике TransActive, более 85% детей, воспитанных гендер-нейтрально, являются гетеросексуалами и воспринимают себя сообразно со своим биологическим полом.
● Гендерно-нейтральное воспитание не выступает против феминности или маскулинности. Напротив — оно позволяет девочкам быть маскулинными, а мальчикам — феминными, если им этого хочется, или сочетать в себе оба этих признака. Грубо говоря, нейтральное родительство не требует отобрать у девочек кукол, а у мальчиков — машинки. Оно предлагает положить перед ребёнком и куклы, и машинки, и динозавров, и что угодно ещё, чтобы он мог сделать выбор в зависимости от своих личных предпочтений, а не от навязанных обществом установок.
Времена изменились
Отличающихся часто травят и не любят, особенно в жёсткой школьной среде. Родители всеми силами пытаются защитить своих детей от этого — и попытка сделать их такими, как все, тоже является защитной мерой. Но все люди разные. Каждый ребёнок, вне зависимости от пола, обладает уникальной личностью: в чём-то он силён, в чём-то слаб, в чём-то лучше других, в чём-то хуже.
Однажды вам придётся сделать выбор. Чего вы хотите, чтобы ребёнок жил в гармонии с самим собой, занимался действительно интересными ему вещами, одевался так, как захочет, и вёл себя так, как ему комфортно, или следовать устаревшим и навязанным гендерным стереотипам?
Консультация для педагогов «Гендерное воспитание. Что это такое и зачем это нужно?»
В наше время компьютерных технологий и инноваций всё чаще возникает вопрос о тендерном воспитании детей. Так что это такое и зачем это нужно?
Почему же детей желательно воспитывать с учётом их тендерных особенностей? Известно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей уже формируется тендерная устойчивость.
В колыбельных песнях, частушках, потешках, играх присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочкам и мальчикам. А также и народных играх и в совместном труде со своими родителями воспитывались будущие мужчины и женщины.
До сих пор остаются актуальными слова К. Д. Ушинского, считавшего, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
В настоящее время, когда женщина выступает в семье в роли авторитета, командира, защитника, когда дети воспитываются в неполных семьях мамами и бабушками, в детских садах воспитатели тоже женщины мы видим, что ребенок часто не осознаёт роли, отведенной его полу. У мальчиков, воспитанных только женщиной наблюдается развитие «женских»черт характера: излишняя мягкость, плаксивость, что влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребенка. Девочки же хотя и копируют мам и бабушек, при одностороннем воспитании, не всегда знают как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола, они перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу, и к мужскому полу вообще.
Так мальчики в процессе обучения опираются на их высокую поисковую активность, сообразительность, а с девочками необходимо разбирать не только принцип выполнения задания, но и учить их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
Наказывая мальчиков нужно помнить о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестаёт слушать и слышать вас. Девочки же воспринимают наказание бурной эмоциональной реакцией, которая мешает ей понимать, за что её ругают, необходимо спокойно разбирать её ошибки, проступки. Мальчики истощаются информационно, у них снижается активность левого рационально-логического полушария, а девочки, в свою очередь, капризничают из-за усталости истощения правого эмоционального полушария.
«Наши полезные игры» (психокоррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста) Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию фотоотчет об использовании психокоррекционных технологий в коррекционно-развивающей.
Портфолио педагога-психолога Т е м а : Использование информационных, коммуникативных технологий и компьютерных игровых средств в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Гендерное воспитание
Гендерное воспитание в дошкольных учебных заведениях призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.
Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье.
Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола. Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам родителям все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально.
Гендерное воспитание что это такое
Педагог-психолог с семилетним стажем. Знает всё о возрастной психологии.
Что такое гендерное воспитание
Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания.
Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, а к 7 годам представления становятся устойчивыми.
В свою очередь, гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам.
В самом гендерном подходе в воспитании нет ничего плохого — общество действительно делится на мужчин и женщин, и чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.
Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».
Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.
Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.
Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.
«Частый спор среди родителей — стоит ли разрешать мальчику играть в куклы, а девочкам в машинки? Некоторых пугает мысль, что мальчик прокатит детскую коляску на площадке. Ведь нянчиться с детьми — “девчачья обязанность”. Тем самым взрослые не дают мальчику примерить на себя роль отца, и как следствие мужчины принимают гораздо меньше участия в воспитании детей».
Ирина Миронова
Гендерное воспитание в школе
Во многих школах уроки труда до сих пор проходят по гендерному разделению: девочки шьют, мальчики мастерят табуретки. В некоторых организациях обязательна школьная форма, и для девочек это строго юбки. Иногда даже выделяют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития. Например, утверждают, что девочкам не даётся математика, а мальчик имеет право писать с ошибками, главное, чтобы дрался хорошо.
«Если мальчиков и девочек обучают по-разному, исходя из их гендера, возможным последствием станет укоренение мысли о собственной неполноценности. При таком обучении не учитываются возможности индивидуального выбора и личностных особенностей каждого ребёнка. Это ставит под сомнение гармоничное развитие личности».
Ирина Миронова
Как освободиться от гендерных стереотипов
На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.
Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.
«Пока точно неизвестно, что будет с ребёнком, если воспитывать его в отрыве от гендера — долгие исследования на этот счёт отсутствуют. В нынешнем российском обществе это маловероятно — ребёнок так или иначе усвоит гендерно-социальную роль от окружающих».
Ирина Миронова
Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.
1. Подавайте пример
Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности.
✅ Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.
2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции
Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.
«Необходимо объяснять детям важность всех эмоций и учить их экологично выражать. Не бывает плохих и хороших эмоций, каждая дана нам для адаптации и сохранения жизни. Если мальчик плачет, это не сделает его слабым — наоборот, он научится проговаривать чувства».
Ирина Миронова
✅ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.
✅ Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу.
✅ Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?
3. Позвольте ребёнку выбирать занятия
Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.
✅ У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь.
✅ Если тебе нравятся точные науки, изучай их.
✅ Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.
4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх
Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.
✅ Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки.
✅ Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.
Что в итоге
Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте — начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.
Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.
Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Гендерное воспитание: особенности и различия
Рада встрече, дорогие друзья!
Когда малыш еще в животе у мамы нам уже с нетерпением хочется узнать кто же там? Мальчик или девочка. У будущих родителей уже есть предпочтение иметь мальчика иди девочку, и конечно же, от этого зависит и модель воспитания.
Современное гендерное воспитание предполагает разный подход в воспитании личности девочек и мальчиков. Давайте разберемся, для чего это нужно, нужно ли вообще и что это такое?
Что это такое?
Гендерное воспитание — это воспитание, с учетом пола ребенка. Формирование качеств, которые присущи либо мальчишкам, либо девчонкам. Дает представление о понятиях, что такое настоящий мужчина и настоящая женщина. Присваивает ребенку социальную важность и помогает выполнять свою роль в обществе взрослому человеку.
Наблюдая за современными детьми можно заметить, что девочки стали грубыми, агрессивными, более инициативными и перенимают модель поведения, близкую для мальчика. Мальчики в свою очередь стали мягкими, не способными постоять за себя и отстоять свое мнение, перенимают женский тип поведения. Отсутствует уважение к женскому полу.
Не происходит распределение ролей для каждого пола, так мальчики нуждаются в женской аккуратности и кропотливости, а девочки в мужской силе и помощи. Поэтому родителям важно вносить элементы гендера в воспитание своих детей.
«Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол». Предполагает гендерное осознание, что «я — мальчик» или «я — девочка», отсюда и модель поведения «я веду себя и поступаю как мальчик» или девочка.
В семье
Безусловно, это самая важная часть воспитания, которая происходит в семье. И важную и главную роль в этом воспитании играют родители. Их взаимоотношения друг с другом, с братьями и сестрами, к самому ребенку. На наши семьи имеет влияние и наше воспитание и социальные факторы и нравственные и общественные.
Гендерное воспитание дошкольного возраста в семье не предполагает четких и резких разграничений по поводу ролей, отведенных мальчикам или девочкам. Не стоит применять меньше нежности к мальчикам, считая что она им не нужна. А с девочками наоборот сюсюкаться.
Дети и родители должны доверять друг другу, помогать и обсуждать все, что происходит вокруг и с ними.
Особенности воспитания
С мальчиками играть только в мужские игры, а с девочками только в куклы. Нет, такого не должно быть. Здесь, в семье, ребенок должен понимать и женские, и мужские роли. И прежде всего, родители должны стать примером для своих детей мужественности и силы, ответственности, женственности и доброты, любви и ласки. В этом случае вы вырастите полноценную личность.
Гендерные различия детей
Здесь важно с самого рождения понимать, что перед вами не просто несмышленый карапуз, а именно мальчик или девочка. Мальчишки и девчонки разные во всем: они все воспринимают по — разному: видят, слушают, делают.
Половые различия в мозгу уже можно наблюдать на ранней стадии беременности. Мозг девочки и мальчика развивается по своему. У мальчиков меньше связей между правым и левым полушарием. Именно мальчикам полезнее будет развивать левое полушарие, которое предполагает например методика раннего развития Макото Шичида.
Проведено не мало экспериментов на тему использования полушарий в работе мальчиков и девочек. Так, при решении логической задачи, головоломки, пазла, запоминанию цифр у мальчика задействовано только одно полушарие, у девочки же в работе и левое и правое.
Все это происходит из-за влияния женских и мужских гормонов. Так мужской гормон тестостерон замедляет темпам роста клеток и соединительных связей между полушариями.
У девочек гормон эстроген, наоборот стимулирует это развитие. Поэтому, в результате мы имеем насыщенное межклеточными связями правое полушарие у мальчиков, а связь между полушариями довольно слабая по сравнению с девочками. Отсюда и склонность мальчиков к разбиранию механизмов на составные части, катанию машинок, а потом они все это благополучно разбрасывают.
Отсюда и мальчишенская неуспеваемость в школе, проблемы с решением задач, в которых требуется задействовать оба полушария головного мозга. Нередко мальчики позже начинаю говорить, редко общаются о чувствах, не способны анализировать и систематизировать, а готовы все разломать и убежать прочь. У мальчиков позже формируются и созревают лобные доли мозга, которые отвечают за контроль, в частности самоконтроль, выполнение нескольких дел одновременно.
Если у них по — разному развивается мозг, значит и формирование психики и чувств, эмоций тоже другое.
Чтобы учитывать особенности физиологические и психологические, придерживайтесь простых советов:
Настоящий мужчина — как его воспитать?
Настоящая женщина — как ее воспитать?
Есть вопросы, где нет гендерного отличия, они присущи любому полу:
На этом пока все, буду признательна, если в комментариях отразите свое мнение.