гастрофест это такое что

Что такое гастрономический фестиваль Ikra и зачем он нужен России

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

В России с каждым годом все больше и больше гастрономических фестивалей. Когда-то в моде были open-air, где гастроэнтузиасты жарили котлеты для бургеров и за немалые деньги продавали блюда мирового стритфуда. Пионерами движения стали две команды — Настя Колесникова, которая уже не первый год делает фестиваль в Музее Москвы, и Stay Hungry, создавшие модный со всех сторон проект, которым неоднократно восхищались экспаты и редакторы городских изданий. Первая продолжает свое дело, организовывая параллельно форумы и школы, вновь и вновь помогая неофитам получить здравые знания, вторые в 2017-м прекратили свой проект со словами «тема себя исчерпала», но продолжили делать городские проекты для регионов.

Параллельно развивалась indoor-история: Игорь Губернский больше десяти лет назад создал Московский гастрономический фестиваль с сетами по фиксированной цене в дорогих ресторанах. Идея экономить в течение месяца пришлась всем по душе — рестораны получали поток людей, люди — ужины за 1500 рублей, тотальный гастрономический win-win. Сейчас цена уже 1900 рублей, что сопоставимо с неплохим ужином à la carte, но в проекте ставка делается именно на новые блюда, что может быть интересно тем, кто пребывает в вечном поиске новых вкусов. После подтянулся Андрей Деллос, который решил играть по-своему, — фестиваль Set-о-Mania проходит только в заведениях Maison Dellos (сет, кстати, недешевый — 1800 рублей за два блюда и десерт).

Три года назад автор этой статьи запустил Российский ресторанный фестиваль, поставивший новую задачу — поднять культуру еды вне дома, привлекая обычных людей и популяризируя индустрию. В 14 городах одновременно (в этом году планируется 30) в почти 400 ресторанах запускаются сеты-визитки из трех-пяти блюд за 990 рублей, чтобы каждый смог позволить себе в течение 20 дней познакомиться с известными проектами прямо в своих городах.

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

В 2017-м появился новый для страны формат — Борис Зарьков, Ксения Тараканова и Владимир Мухин создали международный фестиваль Ikra. Ежегодно фуди со всего мира вносят его в свои календари. В конце зимы в Сочи съезжаются лучшие иностранные и российские шефы, чтобы приготовить ужины в четыре руки или даже в шесть рук. Для всего мира это формат уже знакомый, многие города ставят такие проекты в стратегию развития территории, привлекая сотни состоятельных туристов ежегодно. Всемирно известный проект Gelinaz! — те же ужины в четыре руки, но в формате гастролей. Кстати, его основатель Андреа Петрини недавно на пару с Джо Уорвиком создал альтернативу премии The World’s 50 Best Restaurants — World Restaurant Awards.

Ikra объединяет сразу несколько целей: здесь и промо Сочи и «Розы Хутор», и популяризация российских шефов на Западе, и масштабный нетворкинг для всех, кто интересуется гастрономией. Где еще вы сможете выпить вечером с Рока, Боттурой или Гагганом за барной стойкой или делить место за завтраком в лобби отеля? (Жоан Рока — шеф-повар El Celler de Can Roca в Жироне, Массимо Боттура ​— шеф-повар Osteria Francescana в Модене, Гагган Ананд — шеф-повар Gaggan в Бангкоке. — «РБК Стиль»).

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

Сам фестиваль был разделен на два логических этапа: гала-ужин открытия, где оду пели молодым (но очень талантливым) российским шефам, и два дня с ужинами от российских и западных звезд. В отличие от прошлых лет, фестиваль стал абсолютно про гастрономию и развлечения — лекции, мастер-классы и круглые столы перенесли на конец весны, создав отдельный проект Ikra Talks, который пройдет в Москве 17–19 мая. В Сочи теперь только вечеринки, апре-ски, афтепати и, конечно, ужины от лучших шефов со всего мира.

На гала-ужине никаких темных лошадок — проверенные молодые таланты, чьи места и блюда постоянно входят в перечни рекомендованных к посещению. Под руководством Владимира Мухина шефы представили настоящий гастрономический перформанс, поставленный Андреем Савельевым. В поисках амброзии каждый участник следовал за богами Олимпа, которых играли артисты Ян Гэ, Гладстон Махиб, Петр Скворцов, Дмитрий Зуев и Саша Ревенко. Земля, вода, огонь — стихии, которые находили отражение в блюдах, среди которых были действительно отличные решения.

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

Провалов не было, но запомнились именно эти блюда — «Ложные» гребешки от Александра Райляна (Insight), краб от Владислава Корпусова (Stories) и десерт от Хезрет-Арслана Бердиева (Birch). Помимо них, блюда готовили Марат Калайджян (Big Wine Freaks), Юрий Косторев (Red Fox), Никита Подерягин (Björn) и Дан Мирон (Margarita Bistro). Уверен, что скоро эти блюда вы сможете найти и в самих ресторанах, такие идеи нельзя класть «в стол». Грандиозный фейерверк в честь марки из большой коньячной четверки я бы вообще поставил на последний день «Икры» — в первый день была задана такая высокая планка по эмоциям, что за последующие я искренне переживал.

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

Переживания были излишними, хотя трехдневный снегопад радовал лишь лыжников — неспортивные любители гастрономии ютились в лобби отелей или грелись у костра во время апре-ски. В первый день прошли три ужина: Владимир Мухин (White Rabbit) и старший из братьев Рока, Дмитрий Зотов (Buro TSUM) и Энрико ​Криппа (Piazza Duomo, три звезды «Мишлен»), Георгий Троян («Северяне»), Антон Ковальков («Белуга») и Исаак МакХейл (The Clove Club).

Вообще гастроли — это очень спорная вещь. Многие профессионалы уверяют, что шефов нельзя оценивать по гостевым ужинам, так как оборудование (и его расположение) непривычно, ингредиенты тоже, а всю команду привезти практически нереально. Мастерство Жоана Рока и его су-шефов доказало обратное, хотя было бы удивительно ожидать провала от команды El Celler de Can Roca, которая неоднократно занимала первую строчку в The World’s 50 Best и постоянно продлевала три звезды «Мишлен».

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

Удивляет другое — Владимир Мухин в большинстве блюд смотрелся гораздо интереснее и сильнее. И эта не ура-патриотизм и слепая любовь к нашему российскому гению, вкус не обманешь — Мухин каждый год прогрессирует. Во все инстаграмы попал десерт с цветком, который появлялся благодаря AR-технологиям (он, кстати, давно уже есть в сете шефа в московском ресторане Chef’s Table, проекте White Rabbit Family). «Инстаграмогеничность» блюд, как бы с ней ни боролись консерваторы, важнейшая составляющая всех блюд, поэтому и с ужина Зотова-Криппы в Сеть просочилось лишь печенье, которое было пятачком милой свиньи-раскраски. Это не означает, что все другие блюда были так себе, но подтверждает теорию, что многие пойдут, именно чтобы повторить этот кадр (и «Любимый мамин цветок» Игоря Гришечкина из «КоКоКо» — еще одно тому подтверждение).

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

На третий день вновь были три ужина: Виталий Истомин («Сахалин», «Техникум»), Артем Лосев («Горыныч») и Мэтт Орландо (Amass), Анатолий Казаков (Selfie) и Исаак МакХейл, Владимир Мухин и Зайю Хасегава (Den). Последние выдали именно тот ужин, который поставил финальную точку в фестивале, взвинтив эмоции до максимума. Японец Зайю Хасегава — 17-й в мире, 2-й в Азии (лучше только Gaggan) и обладатель двух звезд «Мишлен». В целом его легко можно назвать японским Мухиным — и за веселый характер, и за милое хулиганство в самих блюдах. В самом сете Мухин повторил два блюда с предыдущего дня (хотя десерт «Зеленый салат» — мороженое из овощей, я готов есть вечно), а японец выдал все коронные блюда: от Dentucky Fried Chicken (где курица лежала в коробочке, максимально похожей на продукцию KFC) до печенья в форме головы его любимой собаки, на Instagram которой подписан почти весь цвет гастрономии. Продолжая мысль о важности подачи, могу сказать, что в stories больше всего мелькали именно находки Хасегавы.

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

Финально об «Икре» можно сказать лишь одно: проект за два года вырос и ему стало тесно в горах Сочи. Именно поэтому платформа распускает щупальца по всем направлениям — от ужинов со звездами до образовательной программы, от выездов в регионы, где частный бизнес развивает территории, до собственной премии, которую будут вручать за развитие индустрии в нужном русле. И хочется, чтобы во всем мире с Россией ассоциировали не только осетровую икру, но и «Икру» как символ визионерства и инноваций.

Источник

Гастрономические фестивали: с чем их едят и можно ли на них заработать

В России набирает обороты мода на всевозможные гастрономические фестивали: от однодневных уличных мероприятий в парках до проектов, охватывающих всю страну — от Владивостока до Калининграда. Forbes Life выяснил у организаторов самых известных фестивалей, ради чего стоит на них идти и без чего нельзя с них уйти.

Российский ресторанный фестиваль

До 15 октября в 11 городах проходит Российский ресторанный фестиваль (РРФ), который можно назвать самым масштабным в стране. В этот период рестораны-участники в Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Хабаровске, Казани, Воронеже, Калининграде и Владивостоке предлагают гостям дегустационные сеты из 3-5 блюд по фиксированной цене (990 рублей).

«У фестиваля две главные идеи: первая — повысить культуру посещения ресторанов без повода, познакомить жителей города с лучшими проектами по комфортной цене, вторая — дать импульс для внутреннего туризма, ведь мы подготовили не только гастрономическую программу в ресторанах (от сетов до ужинов), но и позаботились о скидках на отели», — рассказал соорганизатор РРФ Александр Сысоев.

Первый такой фестиваль показал довольно неплохие результаты: в семи городах-участниках за период фестиваля было продано 30 000 сетов. В этом году городов уже 11, а заведений, которые будут предлагать специальное меню, более 300.

Александр Сысоев: «В ресторанах абсолютно разные сеты: кто-то подготовил самые популярные блюда, существенно снизив цену на них (и это отличный повод зайти в тот или иной ресторан впервые), кто-то представил новые, а это важное событие для foodies [любителей гастрономии — FL] — открыть для себя что-то новое в уже знакомых проектах. Некоторые рестораны разработали меню, исходя из локальных продуктов или национальных рецептов».

Московский гастрономический фестиваль

1 октября стартовал уже 13-й по счету Московский гастрономический фестиваль (МГФ). С каждым годом количество его участников растет и сейчас перевалило за сотню. Стоимость сета в этом году составила 1900 рублей, что на треть выше, чем двенадцатью месяцами раньше. Так или иначе, фестиваль дает возможность создать некое представление о ресторане по 3-4 блюдам в сете за фиксированную цену.

«Фестиваль служит развитию ресторанной культуры и дает возможность шеф-поварам продемонстрировать, что они умеют на самом деле, а гостям позволяет выбрать за месяц новые места, которые могут стать любимыми», — полагает организатор МГФ Игорь Губернский.

Традиционно фестиваль проходит месяц и завершается «Десертным балом», на котором подводят итоги и раздают проектам Гран-при за лучшие сеты по мнению экспертного жюри.

Фестиваль — это повод сменить свою гастрономическую ориентацию

«Идти на фестиваль нужно, чтобы попасть туда, где еще не был, и проверить, насколько хорош ресторан, о котором слышал. И просто попробовать что-то новое. Фестиваль — это повод сменить свою гастрономическую ориентацию: 100 лучших шефов сделали свои оригинальные меню для нас. Если вы не видите «своего» ресторана или шефа среди участников, это повод задуматься, а так ли он хорош, как написано о нем на сайте или странице в Facebook и идти искать новые места для себя», — добавляет Губернский.

Food Show

В декабре в парке «Сокольники» пройдет уже 11-й фестиваль еды и напитков Food Show, в рамках которого объявят победителей собственной премии за лучшие проекты, связанные с миром гастрономии.

«Фестиваль FoodShow проходит в Москве уже 11 лет. И главная идея его — продвижение гастрономии, качественных продуктов, как фермерских, так и промышленного производства. Также отчасти миссия проекта — научить людей готовить вкусно, разбираться в разных кухнях мира, донести взгляд на здоровое питание. FoodShow — самый большой поп-ап фестиваль, он же — гастрономический фестиваль в России и фестиваль новых продуктов и инновационных методов приготовления блюд в домашних условиях», — Вадим Зуйков, президент Национальной торговой ассоциации, организатор фестиваля FoodShow, премии лучших ресторанных концепций «Пальмовая ветвь».

Taste of Moscow

Этим летом в Москве прошел 5-й фестиваль Taste of Moscow, собравший за четыре дня на одной площадке 30 ресторанных проектов и 37 000 посетителей. Также в начале октября на ВДНХ прошел фестиваль российской гастрономии и отечественных региональных продуктов Discover Russian Cuisine с тремя площадками: гастромаркет, chef’s table и пространство для мастер-классов иностранных и российских шеф-поваров.

«Любой фестиваль — это праздник и развлечение, а гастрономический фестиваль это еще и просвещение в гастрономическом плане, соприкосновение с культурой еды и пития. В случае с Taste of Moscow — это городской пикник с самыми вкусными ресторанами и винами, в случае с Discover Russian Cuisine — знакомство с лучшими отечественными продуктами, у которых есть все шансы стать национальными гастрономическими брендами, которые можно и нужно представлять на международном рынке, и которые могут стать мощным толчком для развития гастрономического туризма в своем регионе», — Наринэ Багманян, президент «Асти Групп», организатор фестивалей Taste of Moscow и Discover Russian Cuisine.

Участвуют ли в фестивалях известные рестораны?

Крупные ресторанные холдинги, как правило, не брезгуют участием во всевозможных фестивалях с приставкой гастро-. При этом создают и собственные активности, направленные на привлечение потока гостей исключительно в проекты под одним брендом. Так ресторанный дом Андрея Деллоса дважды в год устраивает фестиваль Set-o-mania, в котором, как ни трудно догадаться из названия, главным героем также становятся гастрономические сеты. Каждый проект Maison Dellos (сегодня их 8) в течение месяца предлагает гостям по два набора блюд по фиксированной цене (в 2017 году — 1850 рублей). В прошлом году гастрономические фестивали в Novikov Group посвятили празднованию 25-летия холдинга. Так в четырех заведениях Аркадия Новикова проходил Греческий фестиваль. Через несколько месяцев Тайский гастрономический фестиваль принимали уже восемь ресторанов Novikov Group, а за программу, посвященную финским кулинарным традициям, отвечала целая дюжина проектов Новикова. Этой весной фестивальная программа холдинга была посвящена теме здорового питания, а точнее поддержке проекта Александры Новиковой How To Green. Мероприятие позволило эффектно обыграть предложение по постному меню, которое было создано сразу для 13 ресторанов.

Выгодно ли ресторанам участие в гастрофестивалях?

«Прежде всего, ресторан получает известность и так называемый отложенный спрос. Люди, познакомившиеся с ним на фестивале, еще не раз вернутся в течение года, при условии, что им понравилась концепция и ресторанное блюдо на фестивале», — считает Наринэ Багманян.

«В плане финансов для ресторана участие в таких проектах больше затратное. Ресторан по сути вкладывается в мощный PR для себя. Деньги возвращаются позже — в виде серьезного притока гостей в ресторан и возможности продажи коммерческих пакетов», — Илона Федотова, организатор фестиваля Chef’s Collaboration Fest (Сочи).

Коммерчески участие не выгодно совсем — сплошные затраты

«Коммерчески участие не выгодно совсем — сплошные затраты. С точки зрения PR выгодно, так как ставишь свое имя в линейку с сильнейшими. Раньше все звали выступать в рестораны поп-исполнителей, теперь зовут поваров. Рентабельность и выхлоп, плюс-минус, одинаковый. Поваров продавать тяжелее, но сейчас это модно, а значит продажи будут. Если сравнить с периодом 5-6 летней давности, когда вообще не затащить было на гастроли поваров, то сейчас просто рай! Даже делать особенно ничего не надо, так что, можно сказать, выгодно с точки зрения PR и рекламы, а деньги — в ноль», — Алена Мельникова, директор фестиваля Gourmet Days (Санкт-Петербург).

«Ресторан во время фестиваля может решать множество задач для себя: от привлечения новых гостей (и обычно это главная задача), до теста новой гастрономической концепции ресторана или новых блюд и сбора мнений гостей. Все это — маркетинг, PR, продвижение. И бесплатное участие ресторана в общегородской акции для ресторана, безусловно, выгодно», — убеждает Игорь Губернский.

Сколько стоит проведение гастрономического фестиваля?

«В зависимости от сезона, ситуации на рынке и прочих составляющих, фестиваль может быть как прибыльным, так и убыточным мероприятием. Очень много нюансов, которые могут повлиять: начиная с погоды, заканчивая кризисом на рынке и количеством спонсорских пакетов партнеров, которые также меняются каждый год. 10-15 миллионов рублей — это минимальная сумма затрат на проведение фестиваля. Из них от 3 до 6 миллионов возьмет только аренда площадки (стоимость зависит от самой площадки и времени проведения) и еще 3 миллиона уйдет на рекламные цели», — признается Вадим Зуйков (FoodShow).

10-15 миллионов рублей — это минимальная сумма затрат на проведение фестиваля

«Затраты на проведение фестиваля составляют, в среднем, 10 миллионов рублей. Что касается договоренностей с ресторанами — все очень индивидуально. Размер гонорара напрямую зависит от уровня и регалий шеф-повара и может достигать баснословных сумм, но обычно цифра варьируется до €5 000. Что касается прибыли, то по результатам фестиваля GourmetDays был минус около 200 000 рублей. Если смотреть отдельно по ресторанам, то результат — от небольшого плюса до убытка в 500 000 рублей», — говорит Алена Мельникова (Gourmet Days).

«Затраты на фестиваль составляют около 30 000 000 рублей. Что касается договоренностей с ресторанами, то это 30% от выручки за аренду стенда/коммуникаций. Говорить о прибыли сложно, так как чем больше проект, тем больше на него затраты. Маржа должна быть хотя бы 5 %, а лучше— в 10%, но успех приходит, а реальные доходы уменьшаются, так как ценовая политика в России всех твоих контрагентов, в особенности стоимости площадок и их обустройства, увеличивается пропорционально тому, насколько проект стал интересным. Так что говорить о прибыли касательно фестивалей пока рано», — уверяет Наринэ Багманян (Taste of Moscow и Discover Russian Cuisine).

«Фестиваль — довольно затратное мероприятие. В случае, если площадкой фестиваля выступает ресторан, и мероприятие можно рассматривать как локальное, то в среднем можно уложиться в сумму до 1 миллиона рублей, включая привоз шефов на гастрольный тур, группы журналистов, затраты на рекламу. Конечно, все относительно и цифры очень общие. Все зависит от пожеланий заказчика и глобальности мероприятия. В каждом случае все должно детально просчитываться. Когда идет промоутирование и хорошая PR-поддержка мероприятия, плюс интересный шефу и ресторану концепт, плюс дружеские отношения — многие могут приехать «по дружбе», но это, скорее, исключение из правил. Надо понимать, что гастролер тратит свое время и силы. Минимально один день. Максимально — 3-5 и более, включая подготовку. Особенно, если шеф приглашается на гастрольный ужин в другой ресторан, а это прямая реклама чужой площадки. Понятно, что за эту работу топовые шефы, имеющие имя на рынке, могут попросить и просят гонорар. Величина зависит от звездности, регалий и прочего. Здесь цена может быть от 500 тысяч рублей и до бесконечности (если говорить о приезде мишленовских шефов). При самом хорошем раскладе мероприятие окупается в ноль, но при условии привлечения партнерских коммерческих пакетов. С одного-двух ужинов, конечно, окупить затраты невозможно», — рассказывает Илона Федотова (Chef’s Collaboration Fest).

Форматы гастрономических и ресторанных фестивалей с каждым годом эволюционируют и предлагают широкий выбор тематических событий, направленных на самую разнообразную аудиторию: от домохозяек и гурманов до шефов и инвесторов. Помимо Москвы организаторы особо облюбовали Сочи: здесь трижды проходил Gastreet c крупнейшей образовательной программой в сфере ресторанного бизнеса, а также дебютировал Международный гастрономический фестиваль IKRA, который открывали такие звезды мировой гастрономии как Анна Рош, Родольфо Гузман и Массимо Боттура. Не отставал в этом году и Санкт-Петербург, где компания PIR Expo провела форум шеф-поваров, су-шефов и поваров — «Завтрак шефа» (100 мастер-классов, 60 выступлений шефов и более тысячи участников). Возможно, Чемпионат мира по футболу в России, намеченный на следующий год, станет отправной точкой для развития ресторанной культуры в городах-участниках. Приток туристов и относительная готовность местных жителей к гастрономическим экспериментам могут послужить дальнейшему продвижению и качественному росту и фестивальной программы.

Источник

Создатели Гастрофеста

Гастрофест – кулинарный фестиваль, где в течение пары недель заведения подают уникальные сеты по фиксированной цене. Фестивалю третий год, он проходит в Минске и областных центрах. За несколько недель до старта нового сезона мы встретились с тремя его организаторами. Знакомьтесь –Евгения Красовская, Ольга Малейко и Станислав Агинский, они же создатели нашумевшей площадки Песочница. Сытный лонгрид – о выгоде заведений, воровстве идей и повышении культуры.

Про критерии выбора заведений

ИЛ: Грядет новый сезон Гастрофеста. Это в радость или к новым вызовам?

Стас: Всегда в радость. Гастрофест.Кофе всегда какой-то новый, по-своему запоминающийся.

Женя: В прошлом году с Гастрофестом было понятно, а все силы отдавали в Песочницу. Мы волновались, зайдет проект или нет. В этом году проще. У нас более-менее понятно с Песочницей: есть десятки заявок на траки, идеи, партнеры, мероприятия. С фестивалем тоже ясно. Поэтому мы предвкушаем новые проекты.

Оля: При этом мы больше не нервничаем. Гастрофест проводим уже третий год, и, наверное, все непредвиденные ситуации, которые могли с нами случиться, уже произошли. И так как проект идет ровно, мы готовы вносить в него что-то новое, креативить.

Стас: И ждать новые непредвиденные ситуации (улыбается).

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

Стас: У нас есть папка с описаниями сетов и фотографиями. Только за сегодня мы ее просмотрели раз 50. Доходит до споров. Пока без физической силы.

ИЛ: Вы отдаете предпочтение проверенным заведениям либо новичкам?

Женя: Это самый сложный вопрос. Мы говорим заведениям, что всегда стоим на стороне потребителя. Это специфика нашего проекта. А с точки зрения потребителя, интересно увидеть новые места.

Оля: В то же время интересно увидеть сеты сильных кофеен-хедлайнеров.

Женя: Поэтому во главе определения стоит все-таки сет и его критерии. Нам кажется, это более объективно. 6,5 рублей – могу ли я получить такое же предложение в городе? Является ли это выгодным? Красивым?

Стас: В списке заведений оказываются и те, что открылись совсем недавно. Мы можем их даже не знать. У нас нет проблемы дать им попробовать. Хотя головной боли меньше с заведением, которое уже участвовало в фестивале. Там точно знают, как оно работает в период нагрузки, понимают, с чем им придется столкнуться, и они будут готовы лучше, чем новички. Были ли у нас ситуации, когда заведения не справлялись в первые дни? Да, были.

Оля: Был даже случай, когда заведение закрылось во время фестиваля. Одна кофейня просто физически не справилась. Но тем не менее, новым заведениям мы всегда рады.

Женя: В этом году мы немного изменили вектор своего выбора в пользу кофеен, которые находятся удаленно. Раньше мы старались брать кофейни в центре, чтобы человек мог обойти их пешком. Но сейчас понимаем, что поток людей настолько большой, кофейни так переполнены, что люди доедут и до спальных районов.

Про новый сезон и успех фестиваля

ИЛ: Чем удивит новый сезон?

Стас: Чего-то кардинально нового не будет. Формат достаточно простой, и в этом, наверное, его успех. Он ясен для потребителя: то, что я попробую в обычное время за N денег, во время фестиваля я могу попробовать дешевле.

Оля: Уже второй год мы пытаемся уделить особое внимание кофе и просим заведения написать, почему они выбрали определенный сорт и как они его готовят, чтобы внести познавательную жилку.

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

Женя: Еще нельзя не заметить тенденцию: каждый раз мы обращаемся к прошлому году и понимаем, что было хуже – процентов 20 из сетов прошлого года точно не прошли бы в этом. Планка повышается.

Оля: И заведения готовят более интересные предложения.

Стас: В прошлом году нас можно было удивить большим куском красивого торта, а теперь мы смотрим на него и думаем: «Угу, это бисквит, там дешевый карамельный сироп. Наверное, можно было приготовить что-то изысканнее». Очень хочется верить, что мы тоже влияем на заведения, и культура растет. Даже без нашего проекта конкуренция, например, в кофейном сегменте увеличивается ежемесячно. В спальных районах кофейни растут как на дрожжах, и каждая врывается с какой-то заявкой, хочет быть лучшей. Так растет предложение, а потребители остаются более счастливыми.

ИЛ: Правда, что Гастрофест.Кофе – самый успешный?

Женя: Что является критерием успеха?

ИЛ: Пускай количество посетителей.

Стас: Тогда однозначно да.

Женя: Но фестивали нельзя так сравнивать. Это закономерно, что на кофейном продано больше сетов. Вы заказываете и выпиваете кофе где-то за 20 минут. А можно взять навынос. Плюс стоимость.

Оля: Каждый Гастрофест рассчитан на разную аудиторию. Фестиваль кофе – это студенты до 25 лет, фестиваль крафта направлен на мужчин. В прошлом году мы проводили фестиваль Вдовы Клико, и это были дорогие рестораны с публикой выше среднего. Получается, Гастрофест охватывает всех – от школьников до взрослого, осознанного человека.

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

Женя: Бывает так, что заведение готовит лучший сет ever. Например, у нас участвовал The Pub с отличным сетом. У них 80-100 сетов в день – потолок. А кофейня может запросто отдавать и 300 сетов за день.

Стас: У нас были рекордсмены с 350 сетами. Во время других Гастрофестов количество гораздо ниже, потому что цена выше, а пропускная способность меньше. Это единственный критерий, в котором Гастрофест.Кофе успешнее остальных. Если рассматривать линейку всех наших проектов, он такой же хороший, как и остальные.

Про Песочницу, летнюю и зимнюю

ИЛ: Открытие Песочницы позволило расширить молодежную аудиторию?

Стас: Песочницу сложно назвать молодежной. Она молодая, безусловно. Но появился такой интересный сегмент, который не казался нам очевидным, – мамы с детьми.

Оля: А еще влюбленные парочки лет 25-30. В то же время рядом может бегать студент, сидеть бабушка. Абсолютно разношерстная публика.

ИЛ: Зимний формат Песочницы проходил в экспериментальном режиме. Как результат?

Стас: Максимально экспериментальный режим. Итог очень хороший. Есть ли нюансы? Да. Проект более летний, мы попытались растянуть его на месяц по выходным. Те, кто впервые попал в Песочницу зимой, не увидел всего вау-эффекта площадки, потому что зимой количество активностей ограничено. Тем не менее, было много счастливых детей.

Женя: Мы и горевали немножко. Нам хочется быть лучшими в том, что мы делаем. А в этом году город сделал очень крутые новогодние площадки. На елку возле Дворца спорта ты смотришь с широко раскрытыми глазами А потом приходишь в Песочницу и видишь нашу елку в 4 метра (смеется).

Оля: По правде говоря, нам не хватило финансирования, чтобы сделать все то, что мы задумали.

Женя: Летом монетизация этой истории понятна: траки с хорошими продажами, партнеры, мероприятия. Нам проще находить деньги на усовершенствования. А зимой у траков не все хорошо, нужны затраты на обогреватели, тепловые пушки. Городских бюджетов у нас нет.

Стас: Когда мы рассчитывали бюджеты, понимали, что экономического эффекта не будет вообще. Мы под этим подписались и решили, что главное – не уйти в минус. Плюс оказался в районе 100 долларов за месяц. Конечно, это вообще не бизнес. Но мы это сделали, для того чтобы а) про нас лишний раз написали; б) те, кто любит наш проект, получили от него что-то новое.

Оля: Мы сделали это с зазором на будущее. Возможно, в следующем году нашей ярмаркой заинтересуется хороший партнер, и мы сможем реализовать все так, как хотели.

ИЛ: Значит Песочница состоится в 2019 году?

Стас: Да, и в этом году мы хотим открыться раньше. В прошлом мае мы только впервые увидели площадку, а нужно было еще столько всего построить. А май тогда был даже теплее, чем июнь. Дай бог, повезет и в этом году.

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

Про воровство идеи и конкуренцию

ИЛ: С 31 января по 10 февраля в рамках книжной ярмарки состоялся литературный гастрофест. Правильно ли я понимаю, что вы не имеете к нему никакого отношения?

Оля: Совершенно верно. Это городское мероприятие.

ИЛ: Обидно, когда город ворует идею?

Стас: Обидно. А что мы можем сделать?

Женя: Такое уже было. После первого фестиваля у нас взял интервью один телеканал. Задали несколько вопросов. В телевизоре интервью было построено следующим образом. Первое – какая-то вставка от нас, что Гастрофест способствует развитию туризма. Дальше – две девушки едят и рассказывают, что специально приехали из России, потому что узнали про фестиваль. А третье – министерство дружно рассказывает о том, как успешно сложился Гастрофест и какая была проделана работа.

ИЛ: Как будто это их заслуга?

Оля: Прямым текстом это не было сказано, но из сюжета понятно.

Женя: Они же не говорили, кто именно проделывает работу (улыбается). Мы посмотрели на это и поняли, что есть вопросы. Нельзя запатентовать слово «стол». Так же нельзя запатентовать «гастрономический фестиваль». Я не преувеличу, если скажу, что найдется десяток заведений, у которых в меню можно найти «гастросет». Это заведения, которые оставляют сет после фестиваля либо которые не попадают в фестиваль и запускают рассылки. Когда фестиваль начинается, приходит письмо: «Здравствуйте! Заведение такое-то запустило гастросет – та же цена, то же название». Забавно, но эти письма присылают и нам (улыбается).

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

ИЛ: Так ли это плохо, когда появляются новые фестивали? Конкуренция же повод развиваться и делать лучше.

Оля: Как обычный потребитель вы же скорее всего перепутали бы гастрофест книжный и наш Гастрофест?

ИЛ: Если бы я не готовился к интервью, наверняка бы перепутал.

Оля: Вот и нам многие заведения звонят и говорят, что хотели бы поучаствовать в книжном гастрофестивале.

Женя: Люди везде найдут минусы, и это переносится на нас. Один раз можно написать неправду, а потом опубликовать десять оправдательных статей, но только их никто не прочитает.

Оля: Мы не просим не копировать наш фестиваль, делайте. Но пожалуйста, назовите это по-другому, не Гастрофест. Потому что нас путают, и это обидно. До тех пор, пока есть заведения, которые хотят работать именно с нами, нам не о чем беспокоиться. Потому что те фестивали, которые проходят параллельно, проходят мимо. Они не доставляют той выгоды, того внимания и интереса, которые есть у нас.

Женя: И именно по этой причине мы считаем, что каждый год должны идти на один шаг вперед. Это единственная подстраховка, что с нами продолжат работать. Нужно делать хорошо, вести себя честно и адекватно на рынке. В этом году мы попытаемся хорошо сделать фестиваль в Витебске и Могилеве – единственные регионы, которые мы еще не затронули. И Гастрофест станет республиканским проектом.

Стас: Прошло 3 года интенсивной работы. Скопировать идею и сделать так, как у нас, достаточно амбициозно. Так не бывает.

Женя: После первых фестивалей, когда нам задавали вопрос, не боимся ли мы, что нас скопируют, мы говорили: вот вам телефон, здесь все контакты. Это такой титанический труд – провести первый фестиваль – что вы можете попробовать это повторить.

Оля: Теперь, конечно, нам гораздо проще, потому что процесс налажен.

Женя: Сейчас растут ребята, которые на 10 лет младше нас. Они амбициозные, классные, умные. Честно, 10 лет назад у меня в голове было перекати-поле. Здорово, что в их возрасте у них уже есть столько амбиций, сил и желания.

Оля: У нас в команде сейчас работают девчонки 19 лет. Я в этом возрасте даже не помышляла о работе.

Женя: Чем быстрее мы будем двигаться вперед и расти, тем труднее нас будет догнать.

Стас: А мы будем расти.

Про выгоду и повышение культуры

ИЛ: Влад Луневич говорил нам, что в Гастрофестах не хватает разнообразия: «Заведения участвуют ради вала людей и прибыли». Так ли это?

Стас: И да, и нет. Участвуют ли некоторые заведения ради выгоды? Да. Не вижу в этом ничего зазорного. Если заведение заработало на фестивале, параллельно приготовив крутой сет, что здесь плохого? Это бизнес. Я думаю, Влад Луневич, подавая бургеры в Enzo, тоже преследует некую экономическую выгоду, и это нормально. Вопрос в другом. Были ли заведения, которые пытались схитрить и всунуть в фестиваль что-то недорогое и продать дороже? Да. Но мы здесь как раз для того, чтобы этого не допустить. Мы в состоянии оценить себестоимость, понять, сколько это стоит в обычном режиме и дать заведению аргументированный отказ, почему этот сет не может продаваться на фестивале за такие деньги.

«Мы никогда не пробуем сеты на наших фестивалях»

Женя: Большой вопрос, какова цель любого события. В Москве тоже проходит гастрономический фестиваль, но там немножко другая цель. Это не масс-маркет, там повара соревнуются в своем искусстве приготовления, готовят эксклюзивные, уникальные блюда. А у наших мероприятий стоят другие задачи. Мы не имеем права оценивать поваров или говорить, вкусно или нет.

Оля: Поэтому мы никогда не пробуем сеты на наших фестивалях.

Стас: Это было бы изначально неправильно. Вряд ли какой-то повар, приходя на кухню, говорит: «Эх, сейчас приготовлю что-нибудь невкусное».

Оля: Повар должен найти своих поклонников. Если мне не нравится его блюдо, наверняка найдутся люди, которым будет вкусно. А он именно таких и ждет. Значит это правильно – разрешить ему так готовить.

Стас: Поэтому решать должен потребитель, а не мы. Нас трое, а потребителей на фестиваль может прийти 50 тысяч.

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

Женя: Заведения Влада очень концептуальные, у каждого есть своя идея, которую он хочет донести. Мы же все-таки не про маркетинг, наша задача – выбрать интересные, выгодные предложения. Мы должны их правильно преподнести, сделать счастливыми потребителей, повысить культуру еды вне дома. Это и была наша изначальная задача – рассказать обычному жителю, что сейчас не страшно идти в заведения.

ИЛ: Вы ставите себе цель повышения культуры?

Стас: Конечно. Но нам кажется, что мы больше про масс-маркет. Сделка выгодна, когда обе ее стороны получают выгоду. Наша выгода – коммерческая составляющая проекта. Участие в фестивале для заведений платное. Выгода потребителя – возможность посетить заведения по более низкой цене. И для заведения должна быть выгода. Если бы ее не было, сломалась бы вся модель. Их выгода состоит из двух понятных вещей – реклама, которую они получают во время фестиваля, и деньги, которые они зарабатывают.

Оля: Заведения зарабатывают чуть меньше, чем в обычное время. Но все равно зарабатывают. С другой стороны, они получают такой поток людей, что разница, на которую они идут, чтобы понизить стоимость сета, окупается.

Женя: Как правило, несколько месяцев после фестиваля заведения ощущают дополнительное увеличение трафика.

Стас: Более того, владельцы разных заведений подходят к участию в проекте с разными целями. Для кого-то это сугубо пиар, и они хотят прогреметь на весь город.

Оля: Так, например, было с заведением «Дом». Они сделали бомбический сет, при этом они только открывались. Гастрофест для них стал невероятно успешным.

Женя: А помимо рекламы, открывающиеся заведения могут тут же отработать свой персонал в жестких условиях, когда приходят несколько тысяч человек.

Оля: По сути, рекламная кампания для открывающихся заведений обошлась бы дороже, чем участие в фестивале. Поэтому с Гастрофестом выгодно открываться.

Про контроль качества и накрутки в голосовании

ИЛ: Как во время фестиваля вы следите за качеством сетов?

Стас: Мало того, что мы мониторим отзывы на нашем сайте, мы еще читаем все соцсети. Иногда заведения хитрят: показали на фото сет, а потом он исчез, уменьшился, из него пропал дорогой сыр..

Оля: Или одна улитка (улыбается). А такое было!

Женя: Бывают вопиющие случаи. Мы видим плохие отзывы, пишем владельцу. Он говорит, что врут, и у него все идеально. Мы приезжаем в заведение, берем сет, фоткаем, но не едим. Потом беседуем с поваром, сравниваем фотографии, и выясняется, что сет на самом деле изменился.

Стас: Наверное, в Минске уже стало проще. Многие заведения работают с нами не в первый раз и знают, что мы такие. Если даже кто-то и пытается хитрить, то это заканчивается через день-два, потому что происходит не умышленно. Просто иногда заведения не готовы к стрессовой ситуации, например, заканчиваются ингредиенты. У нас была забавная история, когда в Минске съели все королевские креветки. Был крутой сет с креветкой, которую за 5 дней съели.

Оля: А мы не могли тогда дать какие-то цифры – это был первый фестиваль. В итоге мы поменяли сет.

Стас: В регионах же сложнее. Если в Минске нас уговаривают взять заведение на фестиваль, то там мы приезжаем и уговариваем участвовать.

Оля: Потому что мы хотим сделать двадцатку хороших заведений, а таких в принципе может быть всего 20 в городе. Если одно из них с нами поругалось и решило не участвовать, то мы остаемся с 19, а заменить не на кого.

Стас: Поэтому там мы решили взять меньше, зато лучше. У нас нет проблем сделать 15 участников в регионе, или даже 10. Рынок не готов. Разве что Брест самодостаточен. Там некоторые заведения могут дать фору минским.

ИЛ: Я правильно понимаю, что победителей Гастрофеста выбирают исключительно голосованием посетителей?

Стас: Важное замечание: мы стараемся никогда не называть их «победителями». Идея фестиваля не в том, чтобы сравнить заведения и сказать: «Вы молодцы, а вот вы, ребята, не постарались». Все, кто попал в двадцатку, молодцы. Голосование и номинации были сделаны для того, чтобы повысить интерес у людей, потому что всем нравится чувствовать себя критиком, быть причастным к культуре. Поэтому мы говорим «лидеры голосования». Ни в одном пресс-релизе не фигурировала фраза «победители».

Оля: Кроме нашего сайта (улыбается).

Стас: Да, хорошее замечание. Исправим это.

ИЛ: Когда-нибудь были накрутки в голосовании?

Оля: Были, и очень большие. Если заведение видело, что отстает на 30 голосов, оно начинало накручивать. Теперь, когда голосование скрыто, накрутки прекратились.

Стас: Когда мы это сделали, нас упрекали, что мы что-то скрываем. Нет, это сделано а) чтобы голоса не накручивали; б) для посетителей. Почему? Психология посетителя очень простая: он мониторит сайт, смотрит на отзывы и думает, что нужно пойти в заведение с самым высоким рейтингом, потому что там лучше. Но это не всегда так.

Женя: А предположим, что не все заведения честные. Написал задачку на бирже, получил 400 голосов в день старта, и таким образом стал лидером для всех посетителей сайта, чтобы привлечь внимание. Когда была накрутка, мы фильтровали тысячи голосов. Сначала мы отняли все не белорусские IP. А нам говорят, что это друзья из Вильнюса приехали. 500 человек. Сколько их на самом деле?

Оля: Число голосовавших резко уменьшилось после того, как мы все скрыли. Просто людям интереснее, когда они видят цифры. Но это избавило нас от лишних проблем.

Женя: В целом, голосование совпадает с объективными реалиями. Мы всегда просим наших менеджеров давать отчеты по отзывам. И до того, как мы получаем результаты голосования, у них уже есть градация заведений по отзывам. Как правило, они совпадают.

Оля: Мы с этого года еще добавили голосование в Telegram и будем суммировать голоса.

Стас: В общем, пусть наши посетители и гости выбирают заведения не по голосам, а душой и сердцем по описанию.

Оля и Женя: Очень мило (улыбаются).

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

[1] Правда ли, что в прошлом году вы все побывали в Марокко?

Стас: Да, мы были там втроем. Это был Олин день рождения.

Женя: Мы поехали на коротеньких 4 дня отметить его.

[2] Правда ли, что Женя вышла замуж в Песочнице?

ИЛ: Это была пиар-акция?

Женя: Нет, все абсолютно серьезно. Раньше у нас с Олей было праздничное агентство, мы любим устраивать нестандартные вечеринки, и у нас были абсолютно все форматы. Без преувеличения.

Оля: Особенно классно было на кубинской вечеринке зимой, в босоножках на улице.

Женя: На самом деле, я вообще не собиралась праздновать свадьбу, потому что раньше мы проводили их и видели организацию изнутри. Представлять себя на месте невесты, которая думает про горячее, мне не хотелось. Но друзья очень хотели нас поздравить. Так появилась идея с Песочницей, а потом развертелось до темы супергероев, и мы сделали открытую вечеринку. Любая пара могла прийти в наряде и обвенчаться. Такой формат точно был самым веселым, свободным и раскрепощенным. Очень здорово, что все поддержали.

Стас: Я пытался дойти в костюме имперского штурмовика до такси по Немиге. Пока я прошел 200 метров, со мной сфотографировалось пол-улицы.

Оля: А меня в костюме Харли Квинн с битой не хотели пускать в магазин. Было весело.

[3] Оля, правда ли, что ты работала в банке?

Ольга: Правда. Я работала в Банке ВТБ по распределению 2 года. Это было не простое для меня время. Мой характер и работа в банке не имеют ничего общего. Но я ответственная, и выполняла работу хорошо. Мне было настолько не по душе, что, когда я вышла из банка, уже уволившись, я просто села на лавочку, закрыла глаза и думала, какое же счастье быть свободной и делать то, что хочешь. Мы с Женей уволились в один день и открыли праздничное агентство. Не очень успешное, правда. Как открыли, так и закрыли (смеется).

[4] Правда ли, что Женя знает, что такое синхрофазотрон?

Женя: Правда (улыбается). По образованию я физик-лазерщик. Еще до замужества моей любимой историей при знакомстве был рассказ про запуск адронного коллайдера.

Оля: Поэтому во сколько лет ты вышла замуж? (улыбается)

Женя: В общем, был такой опыт. Не знаю, почему физфак. Наверное, в 17 лет все решения принимаются спонтанно. Но мне было интересно. Если история Оли с банком была сложной, то я бы ничего не меняла. Я вспоминаю учебу только с хорошими впечатлениями.

[5] Правда ли, что Стас – единственный мужчина в команде Гастрофеста?

Оля: В понедельник кое-что изменится (улыбается).

ИЛ: Сложно одному в женском коллективе?

Стас: Я должен отвечать правду, да? (улыбается). Это накладывает некоторый отпечаток.

Женя: Восьмое марта – всегда выходной. Мужчины поздравляют женщин на работе 7 марта. Дело в том, что у Стаса 7 марта День рождения.

Стас: Это грусть моего детства! 7 марта классный руководитель всегда заходила к нам в кабинет со словами: «Ребята, давайте поздравим девочек.. и Стаса!» Для меня 7 марта всегда было с оттенком «черт побери, почему оно рядом?» Зато я говорил, что выходной в честь моего дня рождения. Мне еще и друзья дарили открытки с 8 марта со словами: «Не нашли на 7, взяли на ближайшую дату». А вообще в работе в женском коллективе есть свои минусы и свои плюсы. Я привык.

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

Про фестивали в регионах

ИЛ: Гастрофест окончательно выходит в регионы. Как удается заставить ходить в заведения людей, которые убеждены, что поесть дома гораздо дешевле?

Стас: Дело в другом. Если минский потребитель избалован мероприятиями, то в регионах такого нет. Для них любое событие – это повод собраться всей семьей, выбраться в город, пофоткаться.

Оля: Мы тоже беспокоились, что люди не пойдут к нам, когда выходили в регионы. Наоборот, они восприняли это даже с бо́льшим воодушевлением, чем минчане.

Женя: У нас была очень показательная история. Мы всегда готовим подарки или пригласительные для блогеров. В регионах их в принципе нет, и мы просто искали людей с достаточным количеством подписчиков. Когда мы привезли подарок одной девочке, она была так счастлива, что потом каждый день ходила в заведения и подробно рассказывала подписчикам, что она заказывает и вкусно ли это.

Оля: В регионах сложно с заведениями. Когда мы в этом году пришли в Гомель, владельцев заведений было очень сложно переубедить, что Гастрофест – это классно.

Женя: Приезжаем мы на самую первую встречу, с воодушевлением рассказываем, как мы стараемся, какой крутой фестиваль, и владелец говорит: «Я вам скажу так. У нас тут болото. Уезжайте».

Стас: А еще классический ответ: «Я 15 лет в этом бизнесе, я знаю: такая реклама не работает».

Оля: Но потом они говорят: «Сейчас я позвоню подруге в Минске и все выясню». И выясняют.

Стас: Сейчас это уже забавно. Мы приехали в Брест, сделали фестиваль, получили результат, который нас даже обрадовал. Дальше приезжаем в Гродно, и нам говорят: «Ну, то ж Брест! А в Гродно так не работает». Но все проходит успешно. Потом приезжаем в Гомель, говорим, что Брест и Гродно уже сделали, а в ответ: «Не, ну то ж Брест и Гродно! В Гомеле все по-другому» (улыбается).

Про работу втроем

ИЛ: Как не рассориться за столько лет работы вместе?

Женя: Я думала об этом. Мне кажется, мы никогда не позволяли себе хоть как-то умалить или принизить значимость другого человека в проекте. До Гастрофеста мы делали бар-хоппинг, возили туры. И никогда не спорили по насущным вопросам. Мы никогда не позволяем себе даже подумать, что кто-то лучше или больше работает. Мы четко осознаем роль каждого из нас. В нашем случае одна голова хорошо, а три – лучше.

Оля: Единственные, кто страдает от того, что нас трое, – это наши сотрудники. Они всегда получают один и тот же вопрос трижды.

Стас: Это ладно. Хуже, когда одного из нас нет в офисе, другой вышел покурить, третий дал задание, потом другой дал это же задание, потом позвонил третий и снова повторил. У нас бывают такие ситуации ввиду непростой иерархии.

«Одна голова хорошо, а три — лучше»

Оля: Мне кажется, безумно ценно, что мы команда. Обычно есть один управленец, которому даже не с кем посоветоваться. Мы же можем разделять ответственность, решать задачи втроем. В этом есть какая-то сила.

Стас: Мы четко понимаем, что без кого-то одного проекта бы не состоялось. Это факт. Тут невозможно перетягивать одеяло на себя. Одно дело, когда у тебя есть готовый бизнес, ты взял партнера, и могут возникать какие-то ревностные моменты. У нас же делить нечего – мы сделали проект со старта вместе. Это заслуга каждого примерно на 33,3%. Формула сработала. Наверное, мы были не до конца успешны во всех наших начинаниях по отдельности, но у нас получилось добиться успеха вместе. И не надо гневить судьбу.

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

— Оля, чай / кофе?
Оля: Чай.

— Женя, Новый год / День рождения?
Женя: Ни то, ни другое (улыбается). Пускай Новый год.

— Стас, McDonald’s / Burger King?
Стас: McDonald’s.

— Женя, беларуская мова / русский язык?
Женя: Русский язык.

— Оля, Макс Корж / ЛСП?
Оля: Макс Корж.
Стас: Просто Оля не знает, кто такой ЛСП (улыбается).

— Стас, посоветуй исполнителя послушать.
Стас: Мне нравится украинская музыка. Из иностранных люблю Hurts.

— Женя, посоветуй фильм посмотреть.
Женя: Из последнего, что я смотрела, мне очень понравилась «Богемская рапсодия». Я в той половинке, которая голосует за этот фильм обеими руками.

— Оля, посоветуй книгу почитать.
Оля: Не очень люблю читать. Из художественной литературы последнее прочитала «Анну Каренину» – неплохо. А из психологии читала Лабковского «Хочу и буду». И очень люблю Дейла Карнеги.

— Стас, какая черта больше всего нравится в белорусах?
Стас: Наверное, душа нараспашку, в хорошем смысле этого слова. Бесхитростность, открытость. Никогда не ждешь подвоха.

— Оля, какая черта больше всего не нравится в белорусах?
Оля: Нытье. Желание жаловаться.
Стас: В белорусском языке есть отличное слово для этого случая – скардзіцца. На лёс.

— Женя, продолжи фразу: «В Беларуси не хватает..»
Женя: Солнца. И тепла.

— Кто в команде главный?
Стас: Отсутствует такое. У нас равноправие.

— Кто из троих сохранит позитивный настрой дольше?
Оля: Мне кажется, Женя.
Стас: Не знаю. Мне кажется, ты, Оля.
Женя: Я дольше готова дотягивать лямку до конца.
Стас: Причем и хорошую, и плохую (улыбается). То есть, Женя не бросает начатое вне зависимости от того, что на горизонте.

— Кто из троих косячит чаще?
Женя: Мы в разных плоскостях косячим.
Стас: Ввиду того, что все решения коллегиальные, то и косяки общие.

— Кто из троих главный лентяй?
Оля: Нет таких, у нас все работоспособны.

— Кого отправите на переговоры в госорганы?
Женя: Стаса, конечно.
Оля: И к женщинам тоже.
Стас: К женщинам в госорганы пойдет Стас (улыбается).

— Кто из троих больше зарабатывает?
Оля: Все поровну. Кубышка общая.

Если бы у вас была возможность встретиться с историческим персонажем, кто бы это был?

Стас: Я бы встретился с Николой Тесла. С детства вдохновлен рассказами о том, что он опережал время. Мне кажется, умение опережать поколение, в котором живешь, это дар в любой отрасли. Мне было бы интересно послушать, как он видел 2019 год тогда, и совпадают ли его ожидания с реальностью.

Женя: Конечно, Стас, ты выбрал самый интересный ответ (улыбается). Меня очень привлекают древние истории. Я бы встретилась с Клеопатрой или Цезарем. Мне кажется, тогда была другая философия мира и знания. Было бы в принципе интересно попасть в ту эпоху, а их я выбрала, как красивых представителей.

Оля: Я с удовольствием повидалась бы с Леонардо да Винчи. Интриги, загадки и чудаковатости этой личности человечество обсуждает уже много лет. И пусть бы объяснил мне наконец, как ему удалось нарисовать Мона Лизу. Улыбается ли она, или это нам чудится. Меня вообще восхищают незаурядные личности. Кажется, они знают что-то очень важное, но скрывают от нас, простых смертных. К слову, с Гитлером или Сталиным тоже бы не отказалась встретиться за достоверными историческими сводками.

гастрофест это такое что. Смотреть фото гастрофест это такое что. Смотреть картинку гастрофест это такое что. Картинка про гастрофест это такое что. Фото гастрофест это такое что

ИЛ: Гастрофест будет через 5 лет?

Стас: Хочется верить, что да. Никогда не знаешь, как рынок повернется. Это такой же бизнес, как кафе, бар, завод, верфь. Сегодня рынок такой, мы повернуты в одну сторону. Будем поворачиваться вместе с ним.

Женя: Мы даже не строим планы на 2020 год. Все так быстро меняется, особенно в общепите. Возможно, в следующем году мы решим, что нужно сделать по 2 фестиваля в регионах, или выйти за границу. Или мы будем развивать новые проекты, например, гала-ужины, как будут в этом году.

Оля: Возможно, мы ток-шоу снимем.

Стас: Можно сказать с большой долей вероятности, что мы останемся в плоскости проектов про еду, в сфере ивентинга. Но фестиваль точно изменится.

ИЛ: Представьте себя через 35 лет: какими бы вы хотели себя видеть?

Оля: Я буду лежать на пляже в Испании. Где-нибудь в Марбелье.

Стас: Лежать, видимо потому, что встать ты уже не можешь (смеется).

Оля: Буду пить сангрию, есть хамон с мужем. В этом возрасте уже точно не буду работать.

Женя: Тебе будет 65 лет, можно еще поработать чуть-чуть.

Оля: Наверное, нет. По крайней мере, не буду работать в офисе. Может, удаленно. Ко мне детишки будут приезжать, отдыхать со мной.

Женя: На самом деле, когда я была в отпуске на Гоа, мы с мужем как раз говорили о том, что когда придет момент пенсии, то было бы здорово переехать в теплую страну. Но ничего не делать скучно, поэтому мы абсолютно серьезно обсуждали, сколько стоит клочок земли и как открыть небольшое заведение, отель, привлекать туристов.

Оля: Давай ты это сделаешь на Марбелье.

Женя: Не была в Испании. Может быть, и там (улыбается).

Стас: А меня пока никто не взял в отель на Гоа. Я думаю, важно сохранить семью и друзей. Дай бог, чтобы они тоже были живы к этому моменту, потому что с экологией у нас плохо. Если честно, не хочется в то время ничем заниматься. Мне кажется, в этом возрасте ты хочешь уже с высоты прожитых лет смотреть на достижения. Я искренне уверен, что за 35 лет произойдет много прекрасного, я успею заработать все, что хотел, и успею сделать все, что хотел. Я буду ездить в отель на Гоа, потом в Испанию к Оле.

Оля: А еще надеюсь, что прогресс дойдет до того, что мы в 65 лет будем и выглядеть, и чувствовать себя не так, как наши бабушки и дедушки в таком возрасте. Жизнь будет только начинаться. Можно будет наслаждаться ей, путешествовать и делать все, что не успели сейчас.

Стас: Наверное, просто быть способным к деятельности. Хочется сохранить здоровье и оптимизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *