ганшип что это такое
Асимметрия как признак современности, или Ганшип для российской армии
Каким должен быть российский ганшип? Недавно ТАСС, ссылаясь на свой источник в ОПК на форуме «Армия-2019», сообщило, что у нас начата разработка собственного самолета «ганшип» на базе Ан-12. Вооружать его, дескать, планируется 57-мм пушками (что, конечно, очень круто). Хотя о количестве пушек на Ан-12 и не сообщается. То есть мы опять-таки имеем интересную информацию, поданную, так сказать, еще до срока: еще нет ни коня, ни воза, но… «разработка начата». Можно радоваться за наш отечественный ВПК, инженеров, оружейников, летчиков, производителей титана. Всем им будет работа, премии и награды! Что, безусловно, хорошо. Вопрос том, что получится у нас на базе Ан-12 (и почему именно Ан-12) и зачем нам вообще такой самолет понадобился? Впрочем, назывался также самолет Ил-106 и даже вариант оригинального летательного аппарата.
Забытая эффективность
Для начала немного истории. Вспомним, откуда к нам пришли воздушные «пушечные корабли». Первые попытки создания самолетов, способных «стрелять вбок», в американской армии имели место еще в конце Второй мировой войны. Несколько самолетов были переоборудованы и использовались в боях против японцев. Однако несмотря на показанную ими эффективность с окончанием войны про них попросту забыли.
Огонь с небес
А затем в годы войны во Вьетнаме армии США опять потребовалась весьма специфическая воздушная поддержка. Самолеты не должны были «налетать на цель», в особенности «тропу Хо Ши Мина», а непрерывно висеть над определенной целью и… поливать ее огнем из пулеметов. При этом самолет поворачивался к цели одним бортом, в котором как раз вооружение и устанавливалось. Более того, этот борт был бронирован, что позволяло защитить персонал стрелковых установок от огня с земли. Большой запас боеприпасов и топлива позволял таким самолетам часами находиться в воздухе, что пресекало все попытки внизу начать движение. «Ганшип» мог также следовать курсом вдоль «тропы» и обстреливать ее на большом протяжении, что также было очень важно.
Если правда, то это, конечно, много
По американским данным, эффективность ударов самолетов типа «ганшип» с воздуха была очень высокой. Ими было уничтожено около 10 тысяч грузовиков, а ведь на каждом из них был к тому же еще и важный груз. А еще это люди, которые этот груз сопровождали и были ранены и убиты. Причем, не просто люди, а водители, умевшие управлять этими авто. Заменить их крестьянами, которые сложнее мотыги и АК в руках ничего не держали, было не так-то легко. Значит, опять проблемы, значит, опять расходы, расходы времени, денег, «человеческого материала». Словом, все как в известном стишке: «Враг вступает в город, пленных не щадя, от того, что в кузнице не было гвоздя!» Причем в боях, то есть от огневого воздействия противника, погибло всего лишь 7 самолетов «ганшип»! Два самолета пришли в негодность по техническим причинам, и… все!
Из всего, что под руками!
Однако если сначала «ганшипы» сооружали из всего, что под руками, то по мере накопления опыта эти машины становились все совершеннее. Первыми «ганшипами» стали самолеты ДC-47, получившие прозвище «Spooky». Шестиствольные пулеметы «Миниган» устанавливались на них прямо по борту в открытых в окнах. Прицельным приспособлением для пилота сначала и вовсе служил крест из белого скотча на бортовом остеклении кабины. Затем стали использовать и другие самолеты, пока военные не остановились на четырехмоторном транспортнике АС-130 «Геркулес». Уже самое первое применение этого самолета в качестве «ганшипа» принесло успех – было уничтожено сразу 6 грузовиков! Неудивительно, что вооружение самолета усиливалось от образца к образцу!
Например, модернизированный до уровня «ганшипа» самолет AC-130E. Имел 1х20-мм M61 шестиствольную пушку «Вулкан», имевшую скорострельность 6000 в минуту, затем 1х40-мм автоматическое орудие L60 и, наконец, 1х105-мм М102 – по сути, полевую гаубицу, поставленную на самолет.
Следующий вариант AC-130U «Spooky» на базе C-130H имел уже 1х25-мм автопушку GAU-12/U, 1х40-мм L60, 1х105-мм М102. Ну, а на сегодня наиболее актуальной версией американского «ганшипа» является модель AC-130W «Stinger II», вооруженная 30-мм GAU-23/A и 105-мм М102.
Экипаж такого самолета совсем не мал и состоит из 12 человек, включая 4 офицеров: пилота, второго пилота, оператора управления огнем и оператора РЭБ; 8 сержантов: бортинженера, оператора ТВ-системы, оператора ИК-системы, специалиста по погрузочно-разгрузочным работам и целых 4 стрелка.
Самолет имеет традиционную для «ганшипа» компоновку — то есть его стрелково-пушечное вооружение расположено по левому борту грузовой кабины (в направлении полета), то есть перпендикулярно оси самолета, так что для стрельбы по наземным целям он должен лететь с постоянным левым виражом в районе цели. Отсек вооружения от остального пространства кабины отделяет противодымная штора, а заряжающие и стрелки работают в масках, поскольку загазованность от интенсивной стрельбы бывает очень высокой!
А что может понадобиться нам?
И вот теперь (наконец-то) «ганшип понадобился и армии РФ. Тут, однако, следует вспомнить, что уже под конец вьетнамской войны американские самолеты этого типа сбивались и из 57-мм орудий, и ракетами С-25, и при помощи ПЗРК «Стрела». То есть наш современный самолет должен быть недосягаем для средств поражения, которыми может располагать их потенциальный противник, ну, скажем, все те бандформирования на Ближнем Востоке. А отсюда следует вывод, что, конечно, можно нарезать амбразур и в борту Ан-12, поставить современные прицельные комплексы и даже бронировать левый борт, но только новый самолет, отвечающий требованиям ХХI века будет куда более предпочтителен. Ведь зачем нам вообще такой самолет? Да прежде всего, как, впрочем, и многое другое, для того, чтобы произвести на всех впечатление! «Мы можем!», «У нас самое лучшее!», «Нам такое по силам», «Все упали в обморок!» – разве не читаем мы едва ли не ежедневно заголовки журналистских статей о тех или иных видах российских вооружений? Нам хочется, если уж не высокими зарплатами и пенсиями, то хотя бы уж этим доказать всем остальным, что… «мы можем»! Но раз так, то от модернизации Ан-12 мы много не выиграем. Просто повторим опыт американцев и так и останемся на вторых ролях.
А нужно показать себя впереди планеты всей, причем не только в области балета. Вот сделали новый мощный танк, так почему бы не сделать и новый мощный «ганшип»? И каким же может стать подобный самолет, чтобы уж сразу «на вылет»?! Ну хотя бы для начала… асимметричным. На борту, обращенном к противнику, двигателей на крыле быть не должно. Зачем подвергать поражению «пламенный мотор», а то и не один? Нет! Два двигателя должны размещаться на противоположном крыле, тогда до них средствам поражения противника добраться будет сложнее!
Если это будут турбовинтовые двигатели, то пусть располагаются в тандеме, а если турбореактивные, то один на крыле, а другой сразу под ним. Соответственно и оперение самолета должны быть таким, чтобы его было труднее всего вывести из строя, то есть киль должен прикрывать горизонтальное оперение, смещенное вправо, причем там должен находиться еще один киль.
Что касается вооружения, то, конечно, 57-мм орудия хороши, но столь же хорошо может работать по наземным целям и спарка из 100 или 120-мм орудий и 30-мм автомата, плюс к ним бортовая батарея из шестиствольных пулеметов. Крепить орудия намертво, то есть так, чтобы их наведение осуществлялось пилотом-оператором изменением положения самолета, смысла не имеет. Нужно, чтобы они располагались в двух шарообразных турелях спереди и сзади и могли бы как обстреливать цели прямо по курсу самолета, так и вести огонь на левый борт в традиционном режиме «ганшипа».
А теперь представьте себе, какой фурор произведет подобный асимметричный самолет в том же парижском Ле-Бурже, как его будут фотографировать, как печатать снимки во всех газетах, как грозно он будет вращать своими пушечными установками на турелях на глазах у публики… Это произведет потрясающее впечатление, а ведь именно этого-то нам, по большому счету, и хочется, не так ли?
«Ганшипы» возвращаются?
В годы Вьетнамской войны в США был создан уникальный вид специализированного боевого самолёта, основной задачей которого являлась борьба с партизанскими формированиями, главным образом в ночное время. Концепция этого вооруженного самолёта, получившего наименование «ганшип» ( англ. Gunship — артиллерийский корабль), реализованная в 1964 году, подразумевала установку по одному борту мощного пулемётного вооружения. Огонь ведется, когда самолёт находится в вираже, и цель оказывается как бы в центре огромной воображаемой воронки.
Первоначально носителем пулеметного вооружения калибра 7,62 мм являлся самолёт АС-47, базой для которого послужил широко известный военно-транспортный С-47. Лицензионный вариант этой машины известен в СССР под наименованием Ли-2.
После достаточно успешного применения первых «ганшипов» в специфических условиях Индокитая американские военные изъявили желание получить более скоростные и грузоподъёмные машины с вооружением большего калибра. Базой для таких самолётов стали военно-транспортные: С-119 и С-130. Калибр установленного на них стрелково-пушечного вооружения непрерывно возрастал. Пулемёты винтовочного калибра сменили 20-мм автоматические пушки на АС-119. На четырёхдвигательном турбовинтовом АС-130 в 1972 году их дополнили 40-мм Bofors L/60 и 105-мм гаубица. На самолёты устанавливались самые современные для того времени поисковые и прицельно-навигационные системы.
На «ганшипы» возлагались следующие задачи: непосредственная авиационная поддержка войск; патрулирование и нарушение коммуникаций противника; нанесение ударов по заранее выявленным объектам противника или по объектам, целеуказание по которым поступает во время патрулирования; обеспечение обороны своих баз и важных объектов ночью.
После завершения «вьетнамской эпопеи» в ВВС США на вооружении остались самолёты модификации AC-130H. Окончание боевых действий надолго оставило их без работы, экипажи тратили боекомплект только во время учебных стрельб на полигонах. Возможность пострелять из бортовых орудий по реальным целям в следующий раз представилась в октябре 1983 года в ходе вторжения США на Гренаду. «Ганшипы» подавили несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии, а также обеспечивали огневое прикрытие высадки морских пехотинцев.
Следующей операцией с их участием стало «Правое дело» — вторжение США в Панаму. В этой операции целями АС-130 стали авиабазы Рио-Хато и Паитилла, аэропорт Торриджос/Тосамен и порт Бальбоа, а также ряд отдельных военных объектов. Боевые действия продлились недолго — с 20 декабря 1989 года по 7 января 1990 года. Самолёты действовали как на полигоне. Американские военные назвали эту операцию предназначенной специально для «ганшипов». Почти полное отсутствие ПВО и весьма ограниченная территория конфликта сделали АС-130 «королями воздуха». Для экипажей самолетов война превратилась в тренировочные полеты со стрельбой. В Панаме экипажи «ганшипов» отработали на практике тактику, ставшую классической: два самолета входили в вираж таким образом, что в определенный момент времени находились в двух противоположных точках окружности, при этом весь их огонь сходился на поверхности земли в круге диаметром 15 метров, уничтожая буквально все, что оказывалось в секторе стрельбы орудий. Во время боевых действий самолеты летали и в дневное время.
Совсем другими оказались условия в Ираке во время «Бури в пустыне». Там действовали 4 самолета АС-130Н из состава 4-й эскадрильи, которые выполнили 50 боевых вылетов, общий налет превысил 280 часов. Главной целью «ганшипов» было уничтожение пусковых установок баллистических ракет «Скад», РЛС обнаружения воздушных целей и иракских средств связи. Но с поставленными задачами они не справились. Во время операции выяснилось, что в условиях пустыни, в жару и насыщенном песком и пылью воздухе инфракрасные системы самолетов оказались абсолютно недееспособны, они просто давали одну большую засветку на экранах. Более того, один АС-130Н во время боевого вылета на поддержку наземных войск в бое за Аль-Хафи был сбит иракским ЗРК, весь экипаж самолета погиб. Данная потеря подтвердила известную еще со времен Вьетнама истину — в районах, насыщенных средствами ПВО, таким самолетам делать нечего.
В 1987 году появилась новая модификация «летающей канонерки» — АС-130U. По заказу Командования сил специальных операций (SOCOM) самолёт был разработан фирмой «Рокуэлл интернэшнл». От предыдущих модификаций он отличается повышенными боевыми возможностями, обусловленными более совершенным радиоэлектронным оборудованием и вооружением. Всего к началу 1993 года поставлено 12 самолетов AC-130U, которые должны были заменить в регулярных ВВС АС-130Н. Как и предыдущие модификации, AC-130U создан путем переоборудования военно-транспортного самолета С-130Н «Геркулес». Вооружение AC-130U включает пятиствольную 25-мм пушку (боезапас 3000 патронов, скорострельность 6000 выстр./мин.), 40-мм пушку (256 снарядов) и 105-мм (98 снарядов). Все пушки подвижные, поэтому пилотам нет необходимости строго выдерживать траекторию самолета для обеспечения требуемой точности стрельбы. Несмотря на большую массу самой 25-мм пушки (по сравнению с 20-мм пушкой «Вулкан») и ее боеприпасов, она обеспечивает повышенную начальную скорость и массу снарядов, благодаря чему достигается увеличение дальности и эффективности стрельбы.
На самолёте монтировался широкий спектр прицельно-навигационного и радиоэлектронного оборудования, что должно было повысить ударный потенциал AC-130U, в том числе при выполнении им боевых задач в сложных метеоусловиях и ночью. Для обеспечения хорошей работоспособности членов экипажа в длительном полете в звукоизолированном отсеке за кабиной летчиков имеются места отдыха для членов экипажа.
Самолет AC-130U оборудовался системами дозаправки топливом в воздухе и встроенного контроля, а также съемной броневой защитой, которая устанавливается при подготовке к выполнению особо опасных заданий. По оценке американских специалистов, за счет применения перспективных высокопрочных композиционных материалов на основе волокон бора и углерода, а также использования кевлара масса брони может быть снижена примерно на 1000 кг (по сравнению с металлической броней). Особое внимание было уделено оснащению самолёта эффективными системами радиоэлектронного противодействия средствам ПВО и выброса ложных целей.
Обновлённый вариант «ганшипа» был успешно обкатан в 90-е на Балканах и в Сомали. В 2000-е эти машины успешно действовали в Ираке и Афганистане.
Однако многим казалось, что время «крылатых линкоров» заканчивается. В американском конгрессе на фоне увлечения «высокоточным оружием» начались дебаты о необходимости вывода из эксплуатации имеющихся машин и прекращении финансирования строительства новых.
Кроме того, появилось новое «супероружие» — боевые вооруженные дистанционно управляемые беспилотники, способные в течение длительного времени вести патрулирование, нанося высокоточные удары по выявленным целям. Прогресс, достигнутый в области миниатюризации электроники и создании новых лёгких и прочных композитных материалов, позволил создать беспилотные дистанционно пилотируемые ударные аппараты с приемлемыми характеристиками. Главными достоинствами БПЛА, безусловно, являются дистанционное управление, которое исключает риск гибели или пленения пилота и более низкие эксплуатационные расходы.
С помощью беспилотников была организована настоящая охота за лидерами «Аль-Каиды». В ходе «точечных ударов» был ликвидирован ряд командиров «Аль-Каиды» в Афганистане, Ираке и Йемене.
Однако удары по пакистанской территории, в результате которых погибли «мирные жители», вызвали многочисленные протесты. Под давлением пакистанской стороны американцы были вынуждены вывести свои MQ-9 Reaper из Пакистана, где они базировались на аэродроме Шамси.
Линии связи и передачи данных американских БПЛА оказались уязвимы для помех и перехвата транслируемой информации, что в ряде случаев привело к потере аппаратов или нежелательной огласке деталей проводимых тайных операций.
Начавшаяся в XXI веке глобальна война с «исламским терроризмом» породила новый всплеск интереса к «антипартизанским» боевым самолётам, только называться теперь они стали называться «контртеррористическими».
На фоне этого в США как-то сами собой затихли дебаты о необходимости отказа от самолётов АС-130. Более того, по мере списания ранних вариантов АС-130 заказываются новые на базе самого современного варианта С-130J с удлиненным грузовым отсеком. Командование специальных операций ВВС США даже планирует удвоить число тяжеловооруженных самолетов C-130J, их количество планируется довести до 37 единиц.
Американские специальные силы выразили желание также иметь, помимо тяжеловооруженных «летающих канонерок», более универсальные самолёты, способные выполнять кроме огневой поддержки и другие задачи.
Ранее в США был созданы и приняты на вооружение несколько модификаций самолётов поддержки специальных операций MC-130. Они состояли на вооружении четырёх эскадрилий и использовались для глубоких рейдов в глубину территории противника с целью доставки или приема людей и грузов при проведении специальных операций.
В 2010 году началась программа переоборудования и модернизации 12 MC-130W с целью повысить боевые возможности самолёта. В ходе модернизации самолёты оснащались новыми поисково-разведывательными, навигационными и прицельными системами, и на них монтировалось вооружение, состоящее из 30-мм автоматической пушки GAU-23 с двусторонней подачей боеприпасов, разработанной на базе 30-мм пушки Mk 44 «Бушмастер II» (Bushmaster II).
Кроме пушки, самолёт может нести 250 фунтовые (113,5 кг) GBU-39 или малогабаритные (20 кг) управляемые авиабомбы GBU-44/B Viper Strike. Предусмотрена подвеска управляемых ракет AGM-176 Griffin или AGM-114 Hellfire.
Такой состав вооружения, несмотря на отсутствие на борту самолёта орудий крупного калибра (таких, как на АС-130) позволяет поражать полевые укрепления и бронетехнику. Помимо ударных функций, самолёт, получивший после модернизации обозначение MC-130W Combat Spear, может быть использован и в качестве транспортника или заправщика, что существенно расширяет диапазон его применения и делает по настоящему универсальной машиной.
Кроме переоборудования и модернизации, ранее выпущенных самолётов MC-130W, в 2009 году на заводе компании Lockheed Martin в Мариэтта, штат Джорджия началось производство новой модификации МС-130J Commando II.
За счёт удлинённого фюзеляжа и более мощных и экономичных двигателей самолёт обладает большей грузоподъёмностью и дальностью полёта. Всего для сил специальных операций планируется закупить 69 самолетов MC-130J. В приобретении подобных самолётов высказали заинтересованность и другие страны, особенно те, что расположены по соседству с районами проведения «антитеррористических операций» или имеющие проблемы с разного рода инсургентами.
Однако многоцелевой «ганшип» на базе новейшего С-130J для многих государств оказался слишком дорог, кроме того, США не были готовы поставлять его всем странам. В связи с этим специалистами компании «Аления Аэромакки» была начата разработка на базе тактического военно-транспортного самолета C-27J Spartan. Новая ударная модификация получила обозначение МC-27J. На Парижском аэрокосмическом салоне 2013 года итальянский «ганшип» был показан уже в виде полноценного прототипа.
C-27J обладает превосходными взлетно-посадочными характеристиками, созданный на его базе «ганшип» сможет без проблем работать с полевых аэродромов и аэродромов с ограниченными по размерам взлетно-посадочными полосами. Он отличается высокой топливной экономичностью, простотой эксплуатации и очень низкими для самолетов данного класса эксплуатационными расходами.
Пушка устанавливается на левом борту, а в качестве амбразуры служит задняя фюзеляжная дверь, которая обычно используется для выброски парашютистов. Причем пушка на специальном станке монтируется на стандартный грузовой поддон, что облегчает установку и демонтаж.
По расчетам специалистов компании-разработчика, в типовом боевом сценарии MC-27J будет действовать на высоте около 3000 м, а наклонная дальность стрельбы из пушки в этом случае составит около 4500 м. Отмечается, что в случае необходимости возможна установка 40-мм пушки Bofors L70. Это орудие имеет большую дальность стрельбы.
В перспективе планируется ставить на самолет управляемые ракеты класса «воздух — поверхность» и другие высокоточные боеприпасы. Заявлено об адаптации к применению на перспективных итальянских «ганшипах» управляемой авиабомбы AGM-176 Griffin, которая в случае применения из наземных или корабельных пусковых установок оснащается ракетным двигателем и классифицируется уже как управляемая ракета, и управляемой авиабомбы GBU-44/B Viper Strike. Сброс данных боеприпасов планируется осуществлять либо через открытую заднюю рампу, либо через пусковые трубы, которые будут сооружены в створках заднего грузового люка и позволят, таким образом, сохранить герметичность грузового отсека.
Интерес к этому самолёту проявили: Афганистан, Египет, Ирак, Катар и Колумбия. Компания «Аления Аэромакки» прогнозирует существенный рост спроса в мире на самолеты класса «ганшип», поэтому компания рассчитывает поставить в течение следующих 20-25 лет не менее 50 таких самолетов.
На вооружении 32-й авиаэскадрильи, подчиненной Командованию специальных операций ВС Иордании, находятся два многоцелевых самолёта АС-235, которые были модернизированы из базового транспортного варианта СN-235 американской компанией АТК.
Самолёты вооружены 30-мм пушкой М230 (аналог пушки, устанавливаемой на боевом вертолете АН-64 «Апач»), 70-мм НАР, управляемыми ракетами APKWS с полуактивным лазерным наведением и управляемыми ракетами AGM-114 Hellfire. Кроме того, на самолеты были установлены системы постановки помех, электронно-оптические и инфракрасные системы прицеливания, лазерные целеуказатели и радиолокационные станции с синтезированной апертурой.
В дополнение к этим самолётам проходит аналогичное переоборудование один из двух имеющихся в составе иорданских ВВС военно-транспортных самолетов С-295.
Согласно взглядам иорданских военных, «артиллерийские самолеты» станут мощным и эффективным дополнением к боевому потенциалу вооруженных сил королевства. Самолеты способны оказывать непосредственную авиационную поддержку для сил специального назначения, вести вооруженную разведку, поиск и спасение в боевых условиях.
К сожалению, не известны состав и характеристики вооружения этого самолёта. Да и само появление такой машины в КНР вызывает недоумение, особых проблем с инсургентами в КНР нет. Борьба с уйгурскими сепаратистами успешно ведётся обычными полицейскими методами. Возможно, самолёт создавался с экспортными перспективами.
Как видно из всего изложенного, интерес к «антитеррористическим самолётам» в мире за последнее время существенно возрос. Зачастую высказывается мнение, что «вооруженные транспортники» являются не более чем мишенями над полем боя. Это, безусловно, справедливо по отношению к противнику, имеющему ЗРК средней дальности или хотя бы зенитную артиллерию с радиолокационным наведением. Как правило, такие средства ПВО у разного рода «незаконных вооруженных формирований» отсутствуют (пример ДНР и ЛНР является исключением). Максимум, что имеют такие формирования, это МЗА и ПЗРК. Дальность и досягаемость по высоте современных ПЗРК теоретически позволяют бороться с «ганшипами», однако на практике по ряду причин этого не происходит.