гамма это что такое в музыке

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ, последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее – звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне октавы (например, от до первой октавы до до второй октавы), фундамент той музыки, из которой извлечена данная гамма. Теоретически число гамм-звукорядов очень велико; в разных национальных культурах бытуют разные звукоряды.

Хроматическая гамма.

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Хроматическая гамма содержит в себе все звуки, входящие в темперированный европейский звукоряд. В этой гамме каждый тон отстоит на полутон от предыдущего и последующего; в темперированном строе полутон – наименьшее возможное расстояние между звуками.

Нотация хроматической гаммы изменяется в зависимости от музыкального контекста, как это показано в примере 1. Например, до-диез (cis) и ре-бемоль (des) обозначают звук одной высоты. Возникает явление, именующееся энгармонизмом. Обычно, но не обязательно, восходящие хроматические последовательности записываются с помощью диезов (гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке), бекаров (гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке) и дубль-диезов (гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке), а нисходящие последовательности – с помощью бемолей (гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке), бекаров (гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке) и дубль-бемолей (гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке) (пример 2).

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыкегамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Только к 20 в. хроматическая гамма стала рассматриваться как самодостаточный звукоряд для музыкальной композиции. Это можно показать на примере додекафонного сочинения А.Шёнберга – сюиты, ор. 25. Представленная в примере 3 последовательность звуков – это «серия» (или «ряд») данного произведения; в соответствии с правилами додекафонии данный набор звуков, именно в том порядке, в каком они появляются, составляет мелодико-гармоническую структуру произведения. Шёнберговскую серию можно сравнить с хроматической гаммой: гамма содержит те же звуки, но не привносит в них индивидуального порядка.

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Диатонические гаммы.

В предшествующие эпохи хроматизм служил преимущественно для обогащения и расширения выразительных возможностей нескольких диатонических звукорядов, состав которых определяется октавным диапазоном, присутствием двух полутонов и пяти целых тонов (как в современных мажоре и миноре, также относящихся к диатоническим звукорядам). В Средневековье все звукоряды были диатоническими и включались в ладовый космос т.н. Совершенной системы, этого неверно истолкованного наследия классической античности. Совершенная система представляла собой подобие современной хроматической системы, т.е. являлась сводом всех основных тонов (звукорядов), употреблявшихся в музыке. Звукоряды эти были диатоническими – они соответствовали белым клавишам современного фортепиано. Отклонения от основных тонов, неизбежно возникавшие в музыкальной практике, рассматривались средневековыми теоретиками как musica falsa или musica ficta – «фальшивая», «ложная» музыка. В каноне Одо Клюнийского (10 в.) к звукам сводного диатонического звукоряда впервые были приложены буквенные обозначения, которые представлены (в современной их форме) в примере 4.

Диатоническая гамма может быть построена от любой ступени, например: ля – си-бемоль – до – ре – ми – фа – соль или ре – ми – фа – соль – ля – си-бемоль – до и т.д. Поскольку в Совершенной системе (как и в расположении белых клавишей на клавиатуре фортепиано) фиксируются два полутона – ми – фа и си – до, они могут занимать разные позиции по отношению к начальному тону звукоряда. Именно это качество, расположение полутонов в отношении к начальному тону – инициалису, позволяет различать семь диатонических ладов («модусов») (пример 5). Их иногда называют «церковными» ладами, и они определяют собой облик всей средневековой музыки, особенно церковного пения. Любой средневековый лад характеризуется не только соотношением полутонов с инициалисом, но и позицией доминанты как наиболее часто повторяемого тона (в некоторых стилях церковного пения), а также амбитусом, т.е. объемом лада. Амбитус мог быть двух видов: если лад строился от инициалиса вверх, он назывался «автентическим»; если лад начинался на кварту ниже инициалиса и кончался на квинту выше его, он назывался «плагальным» («вторичным»).

Транспозиция и альтерация.

Лады могут транспонироваться (перемещаться); они могут быть построены от любого тона внутри октавы. Однако в этом случае для сохранения структуры лада необходимо введение так называемых «случайных знаков» – диезов и бемолей. Если дорийский лад строится от соль, а не от ре, третьей его ступенью должен быть си-бемоль, а не си. На практике в ладах возникали и другие хроматизмы, особенно в заключительных каденциях, где, например, в дорийском ладу вместо хода до – ре появлялся хроматизм до-диез – ре.

Лады описанного выше типа употребляются прежде всего для классификации монодической музыки, особенно средневекового церковного пения. Именно поэтому амбитус и доминанта рассматриваются как отличительные особенности подобных ладов. Другим возможным способом классификации древних (и фольклорных) ладов может быть мелодическая формула («попевка») или группа формул, характерных для данного лада. Такая связь определенных мелодических формул с тем или иным ладом типична для большинства незападноевропейских культур, в частности восточных (например, для индийской раги). Эта связь прослеживается в древнерусском церковном пении и в древних пластах русского фольклора.

Мажорный и минорный звукоряды (гаммы).

С развитием полифонии модальная теория утратила свое всеобъемлющее значение. К 16 в. теоретиками наблюдалось уже только четыре используемых автентических лада (от ре, ми, фа, соль) и четыре соответствующих им плагальных. При этом усиление гармонической основы полифонического письма и появление разных альтерированных тонов привели к расширению таблицы ладов с двенадцати до четырнадцати – путем добавления теоретически «вычисленных» локрийского и гиполокрийского ладов (с инициалисом си). Среди всех ладов (двенадцати или четырнадцати) выделились два – ионийский лад от до и эолийский лад от ля, которые легли в основу формирующейся мажоро-минорной системы. Переход от двенадцати ладов 16 в. к мажору и минору современной тональной системы произошел в 17 в. Но преобладание мажора и минора ощущалось и в более ранней музыке; эти лады сохраняют свое значение до наших дней.

Мажорный звукоряд (пример 6) отличается ясностью структуры. Расположение мелодически активных полутонов – между третьей и четвертой и между седьмой и восьмой ступенями – придает мажорному звукоряду интонационные тяготения, строго ориентированные на инициалис, он же финалис конечный тон: ныне он называется тоникой. Одновременно в мажоре создается сопряжение между доминантой (V ступенью) и тоникой, что сообщает ладу гармоническую ясность. Подобные свойства мелодического и гармонического порядка, наблюдающиеся в музыке 17–20 вв., позволяют мажору выдерживать многообразные хроматические изменения, не теряя своей индивидуальности.

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Минорный лад (пример 7) контрастен мажору; ясность его структуры определяется сохранением тяготений, типичных для мажора – имеется в виду ход от повышенной VII ступени (т.н. «вводный тон») к тонике. Итак, имеется три вида минора: натуральный, мелодический и гармонический.

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Другие лады.

В западной музыке наблюдается много иных ладов. Это звукоряды с «пробелами», т.е. между ступенями лада образуются интервалы больше большой секунды. К данному типу относятся т.н. пентатонические (пятиступенные) лады. Существуют еще и целотоновые лады. Оба типа приведены в примере 8. Однако значение подобных образований несравнимо с универсальным значением мажора и минора.

Источник

Помощь с теорией музыки #4

У вас найдётся минутка поговорить о гаммах?

Что такое гаммы? Ну, это когда берёшь ноты от До до Си (ABCDEFG), выбираешь, какие у них будут знаки альтерации (диез/бемоль), и это даёт нам определённый окрас нашей мелодии, так как мы выбрали 7 из 12 возможных нот.

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Также стоит быстро сказать, что мы говорим о традиционном европейском «темперированном строе». Азиатская музыка, или музыка племён других континентов может быть похожа на европейскую как Цельсий на Фаренгейта.

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Добавлю в этот пост ещё продолжение темы про гаммы. Вот примеры популярных гамм (но это точно не все):

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Думаю, в этих карточках лучше упомянуть о ладах вскользь, чтобы человек знал, но пока не заморачивался.

К тому же, было бы клёво найти какую-нибудь общеизвестную мелодию, которая играется не обычной гаммой, а ладом. Так в голове свяжется не только инфа+картинка, но ещё +мыщечная память игры+слуховая память.

Помните, в каждой нашей гамме (из семи нот) есть все буквы нашего нотного алфавита (ABCDEFG)? Теперь давайте посмотрим на расположение клавиш на фортепиано (на фортепиано очень наглядно показывать лады).

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Заметьте и запомните, что мажорная гамма от ноты «до» содержит в себе ТОЛЬКО белые клавиши.

Теперь глянем на ноту Ля:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Давайте попробуем построить какую-нибудь гамму от ноты Ля, чтобы в ней тоже были ТОЛЬКО белые клавиши.

Логично предположить, что можно построить «гамму» не только от «до» и «ля», но и от любой ноты. Это и есть лады.

Но не стоит считать, что лады играются только от определённой ноты. Также как мажор и минор имеют свою уникальную «формулу», лады тоже состоят из попеременных тонов и полутонов.

Пример с белыми клавишами позволяет посчитать эти формулы для каждого из ладов. Но, также как существуют ля-мажор или до-минор, существуют всякие ми-локрийский, ре-минор и соль-диез-мажор.
Например ре-миксолидийский состоит из: D-E-F#-G-A-B-C.

И имеет «формулу»: Тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон.

Зачем нам нужны лады?

Также как и мажорный и минорный (ионийский и эолийский лады) придают «весёлое» или «грустное» настроение композиции, также и другие лады привносят свои особенности в звучание мелодии. Например, многие говорят, что раньше металлисты играли в локрийском ладе, как самом «мрачном».

Вот табличка (не моя, поэтому ссылкой), где приведены хорошие эпитеты звучания каждого из перечисленных ладов: https://www.rishamanis.com/uroki-muzyki/krasivye-akkordy-i-g.
Её материалы и уроки я тоже читал/смотрел, когда готовил карточки.

Я вижу, что вторая пара карточек страшновата, но, честно, у меня практически нет идей, как это исправить. Так что надеюсь на ваш брейнсторм 🙂

Источник

Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.

Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.

Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.

Звукоряд, лад, тоника

Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.

Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.

Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыкеНеустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.

Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:

Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.

Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:

Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.

Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.

Тональность и гамма

Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.

Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.

Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.

Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.

Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.

Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.

Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.

Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

А вот формула для минора:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыкегамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Как видите, для соблюдения формулы, нам пришлось использовать знак альтерации — диез. Так нота Фа превратилась в Фа диез.

В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Вы могли заметить, что гамма До мажор и Ля минор не имеют знаков альтерации; гамма Соль мажор и Ми минор имеют 1 знак альтерации. А в гамме Ре мажор, как и в гамме Си минор будет два диеза. Закономерно то, что гаммы с одинаковым количеством знаков альтерации, идут парами: До и Ля — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си – ПАРА. Такие гаммы (а значит и тональности) называются ПАРАллельными.

Параллельные тональности

Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.

Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.

Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.

Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.

Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.

Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.

Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Одноименные тональности

Как мы уже сказали, Тоника + Лад = тональность. Если мы возьмем за тонику ноту «До» и подставим мажорный лад, то получим тональность До мажор. А если возьмем ту же ноту «До» и подставим минорный лад, то получим тональность До минор.

Такие тональности называются ОДНОИМЁННЫМИ. У них одна тоника, но разный лад, а соответственно, разные звуки. Чтобы от ноты До построить минорную гамму, нам нужно вспомнить формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) и ввести необходимые знаки альтерации — в данном случае Си, Ми и Ля бемоли.

Энгармонизм тональностей

Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.

Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.

Для чего нужны тональности

Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.

В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.

В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.

В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.

Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.

Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать переложить музыкальное сочинение из одной тональности в другую транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.

Сколько тональностей всего

Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.

Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве , то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.

Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:

2 — без знаков альтерации

14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)

14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)

Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.

В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Порядок Диезов и бемолей

Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.

Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыкегамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:

гамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыкегамма это что такое в музыке. Смотреть фото гамма это что такое в музыке. Смотреть картинку гамма это что такое в музыке. Картинка про гамма это что такое в музыке. Фото гамма это что такое в музыке

Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей» .

Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *