галтель в машиностроении что это такое

Чтобы вал не уставал

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

От автора
Вал, упомянутый в заголовке – это коленчатый вал. Надеюсь, что читателям блога «Механики» будет интересно узнать о секретах заводских технологий этой детали. Потому что в «Механике» знают о деталях двигателя всё. И на ее интернет-площадках будет уместной информация о любых технологиях, связанных с профилем компании.
А коленчатый вал – это целая система. Все в нем взаимосвязано. И как автор, я надеюсь, что читатели вспомнят эту публикацию, когда привезут в «Механику» двигатель для ремонта. И при измерении биения вала на призмах вспомнят. И при шлифовании шеек вспомнят. И при покупке в «Механике» оборудования для ремонта в своем сервисе – тоже вспомнят. А теперь к теме.

Он очень непрост
В свое время я занимался технологией коленчатого вала – пусть не слишком долго, зато обстоятельно. Часто ездил в командировки на Минский моторный и Алтайский моторный заводы, на Челябинский тракторный… Именно тогда у меня родилось трепетное уважение к этой детали двигателя – родилось, чтобы с годами расти и укрепляться.
Действительно, смотришь на коленчатый вал – вроде прост, а на деле сложен и многообразен. Бывает тяжелым и легким, коротким и длинным, жестким и не слишком, «плоским» или пространственным с кривошипами под 120 о или 90 о – словом, любым.
С точки зрения механики, поведение коленчатого вала при внешних воздействиях трудно предсказуемо, особенно если вал имеет пространственную форму. Если он близок к идеальному, то исправно принимает возвратно-поступательное движение поршня, чтобы передать вращение дальше в трансмиссию. Но стоит возникнуть несоосности, кривизне, биению, вообще любой остаточной деформации – жди беды. Тут он капризен, как женщина.

Переменные напряжения
По первичной технологии изготовления коленчатый вал является одной из самых консервативных деталей. На многих заводах его до сих пор куют на молотах, меняя ручьи, либо изготавливают на мощных прессах методом горячей объемной штамповки.
Такая технология не стареет веками, поскольку именно горячая пластическая деформация металла обеспечивает правильную структуру будущей детали – оптимальный размер зерна, его ориентацию при воздействии кузнечного инструмента, отсутствие внутренних раковин. То есть прочность и выносливость закладываются в «колено» уже с рождения.
Потом коленчатый вал проходит множество операций термической, механической и финишной обработки – и все они направлены на повышение его точности, надежности и долговечности. Но жизнь есть жизнь – иногда коленчатые валы ломаются, разрушаются физически прямо в моторе. Причина звучит совершенно по-человечески – усталость…
Давайте, не особо углубляясь в физику, сопромат и металловедение, вспомним – почему происходит усталостный излом детали?

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Рассмотрим, например, нагруженный вал, показанный на рис. 1. Не коленчатый, а обычный цилиндрический. При изгибе верхняя часть его поверхности (слой А), обозначенная зеленым цветом, находится под действием сжимающих напряжений, а нижняя часть поверхности (слой Б), обозначенная красным — под действием растягивающих напряжений.
Чтобы было уж совсем понятно, приведем простейший бытовой пример. Согнем обычный прут дерева. Снаружи изгиба кора натянется – там возникнут растягивающие напряжения. Внутри изгиба она соберется складками, сморщится – там возникнут сжимающие напряжения. Согнем сильнее – снаружи кора вообще лопнет, а на противоположной стороне только сильнее сморщится.
А теперь вернемся к нашему цилиндрическому валу. Вот он провернулся на 180 о, и картина изменилась: слой А получил растягивающие напряжения, а слой Б — сжимающие. Потом вал опять повернулся… и так далее. Словом, поверхностный слой все время получает знакопеременные напряжения: сжался-растянулся, сжался-растянулся…
То же происходит с другим валом – коленчатым. Но только у него есть заведомо слабые места – галтели коренных и шатунных шеек, зоны перехода от шейки вала к щеке. В технике такие участки называют концентраторами напряжений.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

При работе в двигателе коленчатый вал под нагрузкой стремится изогнуться. Поэтому в галтелях попеременно возникают то растягивающие, то сжимающие напряжения, уже знакомые нам по примеру с простым цилиндрическим собратом. При работе вала в двигателе так происходит миллионы раз подряд: сжимающие – растягивающие, сжимающие – растягивающие (рис. 2).
А теперь вспомним, что на поверхности галтели есть микроскопические дефекты – шероховатости, трещины, раковины. А они есть обязательно, даже после шлифования – весь вопрос только в их размерах, то есть в классе чистоте поверхности.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Напряжения сжатия этим дефектам не страшны, а вот напряжения растяжения как раз наоборот… В каждом цикле они буквально атакуют микродефекты, будто вбивая клин в растущие трещинки (рис. 3). Дефект растет, растет! растет! и в один далеко не прекрасный момент происходит разрушение детали. И тогда механики скорбно вздыхают, закуривают и говорят, что вал «устал». Еще раз подчеркнем: такие изломы особенно характерны для участков с концентраторами напряжений – канавками, галтелями и т.д. (рис. 4)

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Предупреждать усталость можно специальной термообработкой, высокоточными финишными операциями – и все это (как и многое другое) успешно делается, но есть способ и поинтереснее.

Пластика для галтелей — теория
Прежде чем раскрыть его, зададимся вопросом: если уж цикличные растягивающие напряжения играют такую роковую роль, нельзя ли их нейтрализовать — например, заложить в деталь напряжения сжатия?
Что же, логично. Напряжения сжатия будут складываться с опасными напряжениями растяжения, давая в результате ноль (или величину близкую к нему), и трещина расти не будет!
Да, но заложенные нами напряжения будут складываться не только с циклическим растяжением, но и с циклическим сжатием! А вот это как раз не страшно – как уже говорилось, поверхностное сжатие, даже усиленное остаточными напряжениями, на рост трещин никак не влияет.
А как создать в поверхностном слое сжимающие напряжения? Тут-то и придет на помощь метод поверхностного пластического деформирования – сокращенно ППД.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Упрочнение деталей методом ППД применяется практически во всех отраслях машиностроения уже давно. Для различных деталей созданы довольно хитроумные приспособления и станки. Мы же, следуя уговору, продолжим рассмотрение процесса в упрощенном варианте.
Как это работает? Представим, что на токарном станке только что выточили галтель на простеньком цилиндрическом вале. Просто галтель на ступеньке от одного диаметра к другому.
А теперь следите за руками. Вместо резца устанавливаем в суппорт специальную оправку с твердосплавным роликом на конце, который может вращаться (рис. 5). Запускаем станок, подводим к детали оправку с роликом, но не просто касаемся вращающейся поверхности галтели, а вдавливаем ролик на определенное число делений лимба поперечной подачи. На поверхности галтели возникает блестящая, будто из олова, кольцевая полоска. Красивая такая, зеркальная полоска…

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Что при этом происходит с поверхностью галтели в пределах полоски? Изначально она имеет шероховатости. Изобразим их на рис 6. условно в виде волны. Обозначим площадь этой поверхности S.
И вот ролик с усилием прокатал эту поверхность. Что же произошло с волнами? Они не завалились, не завальцевались, как можно было бы предположить – все гораздо интереснее! Поверхностный слой пластически деформировался следующим образом: он как бы «ожил», впадинки приподнялись, волны опустились, поверхность галтели разгладилась.
Как изменилась площадь полоски? Естественно, она уменьшилась. Если обозначить новую площадь S1, то можно написать, что S1 галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Обрабатываемый вал подается в зев станка, автоматически укладывается в постели «клешней», после чего «клешни» смыкаются на коренных и шатунных шейках, а ролики оказываются на галтелях. После укладки «клешни» смыкаются и поджимаются гидравликой, позволяющей регулировать усилие.
После зажима «клешней» мастер-вал начинает вращаться, «клешни» на коренных шейках, естественно, стоят на месте, а на шатунных – копируют движения шеек мастер-вала. Таким образом, галтели всех шеек накатываются и упрочняются одновременно. Весь процесс занимает менее одной минуты. Затем происходит выгрузка вала, загрузка очередного и т.д. (рис. 8 и 9).

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

А теперь посмотрим на фото обработанной галтели (рис. 10). Да, она зеркальная, как мы и обещали. Но главное, теперь в ней заложены остаточные напряжения сжатия. И при знакопеременных нагрузках на вал, напряжения теперь будут чередоваться не как раньше «сжимающие-растягивающие, сжимающие-растягивающие», а более благоприятным образом: «сжимающие-нулевые, сжимающие-нулевые». Благодаря этому усталостная прочность коленчатого вала возрастет многократно. И еще: класс чистоты галтелей повышается, им не потребуется финишная обработка.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Специалистами давно установлена связь между упрочняющим усилием, геометрией и материалом инструмента и величиной остаточных напряжений. Для упрочнения различных деталей созданы хитроумные приспособления и оснастка. Упрочняюще станки могут развивать пульсирующее давление, повышающее эффективность обработки. Существует оборудование с микропроцессорным управлением – оно не только упрочняет, но и позволяет закладывать остаточные напряжения и деформации, исправляющие кривизну, устраняющие биения.
Много есть интересного – хватит на десятки публикаций о коленчатом вале. Мы же просто рассказали о старой, доброй, надежной, работающей технологи упрочнения галтелей. Рассказали в намеренно популярной форме. Если вы знали об этой технологии – извините; не знали – значит, теперь будет знать. Как принято говорить в таких случаях, спасибо за внимание и до новых встреч.

Источник

Конструктивные и технологические элементы деталей на чертеже

При чтении и выполнении рабочих чертежей деталей людям часто приходится сталкиваться с необходимостью распознавания различных конструктивных элементов. Следует учесть, что в этой статье рассмотрены далеко не все конструктивные элементы, а только типовые, то есть многократно встречающиеся на деталях.

Деталью машиностроения согласно ГОСТ 2.101- 68 называется изделие изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций. По своей конфигурации детали могут быть от самых простых, для понимания формы которых достаточно лишь одной текстовой записи в спецификации, до самых сложных, форма которых требует показа нескольких видов, разрезов, сечений или выносных элементов. Форма детали обусловлена прежде всего той функцией, которую деталь выполняет.

Следует различать понятия: элемент конструкции детали и конструктивный элемент детали. Например, на рисунке приведена деталь под названием звездочка. Она состоит из таких элементов конструкции детали, как: зубья звездочки, ступица с отверстием 35Н7 и M8-6H и конструктивного элемента в отверстии под названием шпоночный паз 10.

Под конструктивным элементом детали понимают местные изменения ее формы или поверхности для придания ей дополнительных свойств при изготовлении, сборке или эксплуатации. Размеры конструктивных элементов относительно формы и поверхности детали не велики и в целом не меняют их. Так цилиндрическая часть детали после нанесения на нее рифления все равно остается цилиндрической.

Технологические элементы обеспечивают удобство изготовления детали (опоры детали при обработке) и её сборки с другими деталями (фаски, проточки) или связаны с особенностями изготовления детали (литейные скругления и уклоны для литых деталей) и её элементов (сбеги и недорезы резьб, центровые отверстия и канавки для выхода шлифовального круга и т. д.).

Виды отверстий по форме:

по проходимости сквозь тело детали

Лыска – это плоский срез с поверхности детали цилиндрической, конической или сферической формы, расположенный параллельно оси. Односторонние лыски применяют для предохранения режущего инструмента от поломки при соприкосновении с криволинейной поверхностью детали, а также для ее плотного соединения с плоскостью другой детали

Буртик. На валах и осях часто применяют упорные буртики (уступы), в торцы которых упираются детали, насаживаемые на вал.

Фаской (указывается длинна с 4 и угол 45°) называется срезанная под углом кромка детали. Срез материала осуществляется плоскостью или конической поверхностью. Размеры катета фасок «с» выбираются по ГОСТ 10948-64 из следующего ряда: 0,1; (0,12); 0.16;(0.20); 0.25; (0.30); 0,40; (0,50); 0,60; (0,80); 1,0; 1,2; 1,6; (2,0); 2,5; (3,0); 4,0; (5,0); 6,0; (8,0); 10; 12; 16 и т.д. до 250 мм. Размеры без скобок предпочтительнее.Фаски облегчают соединение деталей центрируя их во время сборки.

Допускается надпись в технических требованиях чертежа: Острые кромки притупить фаской или радиусом 0,16 max мм.

Скругление – это плавный переход от одной поверхности детали к другой по указанному радиусу. При этом образуется переходная поверхность являющаяся частью цилиндра или тора касательного к сопрягаемым поверхностям. Поэтому центр радиуса скругления в конструктивных элементах, как правило, не указывают. Скругления предназначены для удаления острых кромок, облегчения сборки, придания эстетического вида.

Рифление (обработка поверхности для придания ей шероховатости нанесение узких острых бороздок рифлей) предотвращает проскальзывание пальцев руки при завинчивании детали. На чертеже указывают, согласно ГОСТ 21474—75, тип рифления (прямое или сетчатое) и его шаг, выбираемый из ряда: 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,6; 2,0 (последний только для сетчатого). Угол рифления, отличный от 45°, указывается на изображении.

При обработке или контроле деталей типа тел вращения в центровые отверстия детали входят центры станка или приспособления, на которых установлена деталь. Если в изготовленной детали требуется наличие центровых отверстий, то их отмечают условным знаком ᐸ, с указанием на полке обозначения по ГОСТ 14034—74. Если центровые отверстия в готовом изделии недопустимы, то наносят знак ⵏᐸ. Пример условного обозначения центрового отверстия формы А диаметром d = 2 мм:

Отв. центр. А2 ГОСТ 14034– 74.

Ребро жёсткости – это элемент детали, который нужен для повышения механических характеристик, позволяют уменьшить сечения отдельных элементов детали, снизить напряжения в местах сопряжения стенок различного сечения, повысить устойчивость и прочность конструкций. Толщина ребер жесткости у их основания должна быть равной толщине основной стенки детали.

Клин — элемент в виде призмы, рабочие поверхности которого сходятся под острым углом. Наиболее распространены клиновые зажимные механизмы. Они позволяют закреплять деталь непосредственно или через прижимные планки и рычаги. Для обеспечения самоторможения угол клина не должен превышать 6 градусов.

Эксцентриковые зажимы являются разновидностью клина (криволинейные клинья) и выполняются в виде секторов, дисков, цилиндров, рабочая поверхность которых может быть очерчена по окружности, по логарифмической или архимедовой спирали. Эксцентриком принято называть только сам диск (вал) со смещённой осью вращения, а созданные на его основе механизмы и приспособления, как правило, носят самостоятельные названия. Наибольшее распространение получили круглые эксцентриковые зажимы

Канавка – это протяженное углубление на поверхности детали различной траектории и, как правило, простого поперечного сечения. Канавки предназначены для разделения поверхностей с разной характеристикой обработки, для выхода режущего инструмента при изготовлении детали или для обеспечения определенных условий при сборке и эксплуатации. Канавки используют для подвода, распределения и удержания смазки. Некоторые канавки предназначены для фиксации уплотнений различной формы. Траектория канавки может быть самой разной: по прямой, по кольцу, по винтовой линии и др.

Например в машиностроении используются канавочные (щелевые) уплотнения.

Щели концентрических проточек заполняют пластичной смазкой. Образуемый затвор препятствует вытеканию масла и ограничивает проникновение посторонних веществ извне.

Применять щелевые уплотнения рекомендуется для узлов, работающих в сравнительно чистой окружающей среде. Щелевые уплотнения не обеспечивают полной герметизации, их целесообразно применять в комбинации с уплотнениями другого типа.

Для лучшего удержания смазки канавки делают в крышке корпуса и на валу. Канавочные уплотнения применяют для подшипниковых узлов, работающих при скоростях до 5 м/сек и консистентной смазке. Температура разжижения смазки, заполняющей щели, должна быть выше рабочей температуры узла, чтобы не было вытекания масла из щели.

Канавки очень полезны в комбинации с, уплотнениями другого типа.

Кольцевая канавка выполненная на внешней цилиндрической или конической поверхности называется проточкой. На основных изображениях проточки, как правило, дают с упрощениями, а их действительные формы и размеры раскрывают выносными элементами.

Пазом называется канавка с прямолинейной траекторией. Пример условного обозначения Т-образного направляющего паза шириной а= 18 мм и полем допуска Н8: Паз Т-образный 18Н8 ГОСТ 1574—91. Формы поперечного сечения пазов могут быть довольно сложными. Пазы служат для подвижного соединения деталей друг с другом. Прорезью называется узкая канавка прорезающая насквозь стенку детали.

Шпоночное соединение (шпоночный паз 10 JS9) предназначено для закрепления и передачи крутящего момента от вала на колесо или же наоборот. Шпонка позволяет это осуществить, сохраняя при этом возможность разъемного соединения деталей. Обычно в соединение ставят по одной шпонке. При передаче большого крутящего момента могут быть поставлены две или три шпонки через 180 – 120°. Шпонки всех основных видов стандартизированы. Размеры шпонок выбираются в зависимости от диаметра вала по таблицам стандарта. Чертежи на шпонки не выполняют, а все необходимые данные указывают в спецификации в разделе «Стандартные изделия».

Шлицевые соединения (шлицевой паз) предназначаются, как правило, для передачи крутящего момента, например от вала на звездочку или наоборот. При этом возможно еще дополнительное перемещение звездочки вдоль оси. В зависимости от формы профиля различают соединения с прямобочными, эвольвентными и треугольными шлицами.Условное обозначение шлицевого соединения на учебном чертеже (рис. 8.10) должно быть следующим:

где n – элемент центрирования* ;

d – внутренний диаметр;

D – внешний диаметр; b – ширина зуба вала.

В конце обозначения указывается номер стандарта (например, d

8×36×42×7 ГОСТ 1139–80).

Риска (штрих) линия в виде продольного узкого углубления с закругленным или плоским дном, наносимая на изделие при разметке его под обработку сверлением, строжкой, фрезеровкой или чертилкой слесарной для точной разметки, измерительные шкалы приборов и т.д. Номенклатура подобных деталей достаточно велика, поэтому конструкцию и оформление чертежа рассмотрим только на наиболее характерных их представителях.

Шлицем называется прорезь на головке винта, в которую вставляется конец отвертки при ввертывании и вывертывании винта. Шлицы выполняют также на шлицевых гайках, вращение которых производят соответствующими ключами.

Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь. Как и всегда, если есть какие-то вопросы, мысли, дополнения и всё такое прочее, то добро пожаловать в комментарии к этой записи.

Если у вас есть необходимость в создании высококачественного чертежа ISO, DIN, ANSI, ЕСКД или трехмерной модели в Автокад, Компас 3D? Можно связаться и поддерживать со мной связь с помощью электронной почты указана в профиле или заполните форму и я свяжусь с вами. Мы детально обсудим ваш проект. Я разрабатываю индивидуальные решения в точном соответствии с вашими потребностями. Также дополнительно осуществляю подбор производителей, фабрик, поставщиков комплектующих в любой точке мира.

Источник

Галтель

Смотреть что такое «Галтель» в других словарях:

ГАЛТЕЛЬ — 1) особого рода столярный инструмент для строгания; 2) неширокий карниз в виде дорожки с продольными выпуклостями и впадинами, выструганная галтелем. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907.… … Словарь иностранных слов русского языка

Галтель — – полукруглый желобок в столярных деталях, а также деревянная планка, брусок с выемкой, например плинтус, прикрывающий щели в стыках соединений. [Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э. С., 1994] Галтель – 1. Деревянная рейка с… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Галтель — столярный инструмент для выстругивания желобков и валиков разной ширины, глубины и с различным радиусом закругления. См. также: Режущие инструменты Столярные инструменты Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

галтель — утолщение; желобок, плинтус, рубанок, скругление, рейка Словарь русских синонимов. галтель сущ., кол во синонимов: 7 • голтель (3) • … Словарь синонимов

галтель — (галтирь) (нім. виїмка) 1. Профільована дерев яна планка, що закриває стик стіни і підлоги або поділяє стіну на ділянки. Прийнято відрізняти: галтель фальшиву виконану з дюймової дошки. 2. Штукатурний перехід у формі викружки від стіни до стелі.… … Архітектура і монументальне мистецтво

ГАЛТЕЛЬ — (от нем. Hohlkehle выемка желобок), 1) скругление внутренних и внешних углов на деталях машин, в литейных формах и т. п.2) Узкая планка, прикрывающая щели в стыках соединений, напр., деталей мебели.3) Столярный рубанок для выстругивания на… … Большой Энциклопедический словарь

ГАЛТЕЛЬ — ГАЛТЕЛЬ, галтели, жен. (от нем. Hohlkehle) (стол.). 1. Выстроганный желобок, выемка. 2. Фигурный рубанок для строгания карнизов, багетов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Галтель — I галтель м., галтель ж. 1. Выструганный полукруглый желобок, выемка. 2. Деревянная планка, прикрывающая щели в стыках соединений. 3. Скругление угла на деталях машин, в литейных формах и т.п. II галтель м., галтель ж. Столярный инструмент для… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ГАЛТЕЛЬ — жен., нем. (Hohlkehle) голтель, голтыль, рубанок или струг, у которого железко и самая колодка выпуклы; ·противоп. штаб. | Полоса, желобок проведенный этим рубанком, карнизец; дорожка, каветь; на столбах или колоннах она называется ложкой.… … Толковый словарь Даля

ГАЛТЕЛЬ — место перехода от одного размера диаметра вала (оси) к другому разме … Технический железнодорожный словарь

Галтель — (от нем. Hohlkehle желобок, выемка) имеет несколько значений[1]: Скруглённый желобок (выемка), а также столярный инструмент для выстругивания желобков (выкружек), валиков, багетов. Планка, прикрывающая стыки деталей (например, мебели). В… … Википедия

Источник

Галтель в машиностроении что это такое

Автор видеоурока: к.пед.н., доцент кафедры ИГиСАПР Кайгородцева Н.В.

ФОРМА ДЕТАЛИ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Конструирование деталей машин является сложным творческим процессом, сопровождающимся решением ряда задач; в частности, обеспечение прочности и износоустойчивости детали, технологичности, наименьшей массы и т. п.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Решение этих задач во многом зависит от придания детали рациональных геометрических форм. Какую бы сложную форму ни имела деталь, конструктор выполняет ее как совокупность простейших геометрических тел или их частей.

Форма детали определяет технологический процесс ее изготовления; например, если сконструировать деталь несимметричной формы (рис. 329, а), то изготовить ее на металлорежущем станке сложнее, чем симметричную (рис. 329, б).

Пример анализа формы детали дан на рис. 330. Деталь состоит из следующих элементов:

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

1) часть шестигранной призмы с отверстием;

2) параллелепипед с отверстиями;

3) часть полого цилиндра;

5) конус с цилиндрическим отверстием;

6) восьмиугольная призма;

7) параллелепипед с отверстием;

Рис. 331 дает представление о наиболее часто встречающихся элементах деталей и их наименованиях.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Лыска

— это плоский срез с поверхности детали цилиндрической, конической или сферической формы, расположенный параллельно оси.

Односторонние лыски применяют для предохранения режущего инструмента от поломки при соприкосновении с криволинейной поверхностью детали, а также для ее плотного соединения с плоскостью другой детали.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Двухсторонние лыски располагаются равноудалено от оси и параллельно друг другу. Они предназначены для захвата и удержания детали от вращения или наоборот для поворота детали, например, с помощью ключа. Лыски могут находиться на краю или в любой другой части детали.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Если четыре равноотстоящие от оси лыски расположены перпендикулярно друг к другу, то в сечении они образуют квадрат. Так как размеры диаметра вала и сторон выполненного на нем квадрата задают целыми числами, то возможны два варианта изображения.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Фаской

называется срезанная под углом кромка детали. Срез материала осуществляется плоскостью или конической поверхностью. Фаски облегчают соединение деталей центрируя их во время сборки.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Уклон

На ряде изделий, чаще всего изготавливаемых литьем или прокатом, некоторые плоские поверхности располагаются под небольшом углом друг к другу. В этом случае значение угла наклона задается не так, как у фасок, а величиной уклона. Уклоном называется тангенс угла наклона между двумя плоскостями, выраженный в виде простой правильной дроби или в процентах.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Конусность

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Для построение конусности на чертеже, например 1:10, достаточно построить изображение конуса с основанием равным 1 и высотой 10 выбранных единиц длины. Тогда образующие конуса будут иметь наклон к оси, соответствующий заданной конусности.

Скругления, галтели

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Если радиусы скруглений на всем чертеже одинаковы или какой либо радиус является преобладающим, то вместо нанесения размеров этих радиусов на изображении рекомендуется в технических требованиях делать запись по типу: «Радиусы скруглений 3 мм» или «Не указанные радиусы 5 мм».

Канавки, проточки

Кольцевая канавка выполненная на внешней цилиндрической или конической поверхности называется проточкой.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Пазы, прорези, шлицы

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Прорезью называется узкая канавка прорезающая насквозь стенку детали. На рисунке показаны примеры изображения некоторых деталей с прорезями.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Шлицем называется прорезь на головке винта, в которую вставляется конец отвертки при ввертывании и вывертывании винта. Шлицы выполняют также на шлицевых гайках, вращение которых производят соответствующими ключами. На рисунке показаны изображения крепежных деталей со шлицами. На шлицах указывают их ширину b и глубину h.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Бобышки

Бобышкой называется выступ на поверхности литой детали, предназначенный для создания опорной плоскости под крепежные детали. Опорную плоскость бобышки можно обрабатывать не затрагивая всю остальную поверхность детали. На рисунке показаны различные варианты бобышек.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Буртики, шипы

Буртиком называется узкий выступ идущий по краю детали. Буртики предназначены для упора или ограничения перемещения одной детали относительно другой.

Для цилиндрических деталей высота буртика определяется разностью диаметров и размер их высоты самостоятельно не дается, т.к. линейные размеры до криволинейных поверхностей могут быть только справочными.

На этом же рисунке представлены также выступы на литой детали (муфте), заменяющие гранную поверхность для захвата ключа.

галтель в машиностроении что это такое. Смотреть фото галтель в машиностроении что это такое. Смотреть картинку галтель в машиностроении что это такое. Картинка про галтель в машиностроении что это такое. Фото галтель в машиностроении что это такое

Шипом называется небольшой выступ на поверхности детали. Обычно шипы входят в пазы другой детали позиционируя их и образуют подвижное или неподвижное соединение. На рисунке показаны такие детали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *