галичина что это такое

Анти-Пьемонт, или 5 мифов и стереотипов о Галичине и галичанах

галичина что это такое. Смотреть фото галичина что это такое. Смотреть картинку галичина что это такое. Картинка про галичина что это такое. Фото галичина что это такое

Произвольные толкования термина «Галичина» доходят то к её отождествлению со всей Западной Украиной (три бывших галицкие области плюс Буковина, Закарпатье и даже Волынь), то локализуются в границах созданного гитлеровцами «Дистрикта Галичина», то сводятся к современным границам Тернопольской (включая находящиеся в её составе районы исторических Волыни и Подолии), Ивано-Франковской и Львовской областей. Именно последние три области наиболее корректно называть «Галичиной», хотя их территория составляла только восточную часть австрийской коронной земли «Галиция и Лодомерия» («Галичина и Волынь»), заселённую преимущественно русинами — тогда как в Западной Галичине жили в основном поляки. Собственно, именно они первыми начали называть всю Галичину «Пьемонтом», хотя и вкладывали в это понятие совсем другой смысл.

1. Галичина — Пьемонт Украины

Настоящий Пьемонт — это историческая область Италии, королевство в прошлом, вокруг которого в XIX столетии произошло объединение итальянских земель в единую Италию. Главенствующая роль Пьемонта в объединении Италии была обусловлена его экономическим и военным преимуществом над другими итальянскими регионами. Версия о Галичине как о новом Пьемонте впервые зазвучала в конце ХIХ века, когда галичане польского происхождения боролись за создание единой… Польши. Тогда польские этнические территории входили в состав трёх империй: Российской, Австро-Венгерской и Немецкой.

В Галичине польские патриоты сумели создать особый национально-консервативной польский уклад, который совпадал с идеологией воссозданного польского государства. С тех пор Польша стала независимым унитарным государством с единой национальной идеологией, единой религией и единым языком. Трудно сказать, что все это произошло исключительно благодаря галичанам-полякам, однако Польша все же нашла свою идею, не только объединила страну, но и в широком смысле вернула её в Европу.

Среди украинских идеологов впервые назвал Галичину «украинским Пьмонтом» Михаил Грушевский — в 1906-м, когда он осваивал гранты Австро-Венгерского правительства. Однако его заявления о том, что «Галичина становится центром экономического движения относительно украинских земель», явно не соответствовали действительности: периферийная провинция Австро-Венгрии по своему промышленно-экономическому развитию не шла ни в какое сравнение с Одессой или Донбассом.

Ситуация повторилась в 1990-е, когда созданной бывшими коммунистами независимой Украине срочно потребовалась новая идеология. Вот только попытки «натянуть» на всю Украину сохранённую в Галичине версию государственности образца 1930-х, да ещё и не подкреплённую никакими экономическими возможностями этого региона, с каждым годом вели не к объединению, а ко всё большему внутреннему расколу страны. Своеобразным апофеозом этого стал Майдан 2013-14 годов и война против восставшего Донбасса, где именно галичане были в лидерах расчеловечивания «хохлов» и «сепаратистов».

Галичина так и не стала для Украины Пьемонтом, страна явно нуждается в новой объединительной идее. И галичане, которые на словах так желают добра Украине, вполне могли бы первыми взять на вооружение другую общественную модель — не унитаристскую систему, а, например, модель уважаемой ими Канады с её федерализмом. Кстати, в нынешних условиях на роль Квебека может претендовать как Галичина, так и Донбасс, но это совсем другая история.

2. Галичина — Квебек Украины

Противоположным предыдущему является миф о «галицком сепаратизме». Мол, посмотрев на все «достижения» независимой Украины, галичане мечтают отделиться от неё и броситься в объятия бабушки Австрии, тётушки Польши или батюшки Евросоюза. Однако это явная неправда, ведь в отличие от своих шотландких, каталонских или фламандских побратимов галичане даже не помышляют о каком либо отделении от «Великой Украины», или хотя бы о другом курсе развития своего края, как провинция Квебек в Канаде.

Такого стремления даже исторически никогда не было. Имея своё «Галицкое королевство» или создав ЗУНР, галичане никогда не ставили перед собой цель жить отдельно от своих «братьев на Востоке». Более того, каждый галичанин готов потерпеть нужду, чтобы жить в «соборной державе», и втайне мечтает о включении в состав Украины Перемышльского воеводства и Кубанского края, чтобы как в гимне — «от Сяна до Дона».

Галицкий сепаратизм невозможен ещё и ввиду того, что галицкие области окружены с Юго-Запада территориями, которые, мягко говоря, не хотят называться галицкими и не собираются жить под галицким патронатом — это Буковина и Закарпатье. И если даже Украина вдруг сменит курс, и вместо вступления в Европейский Союз развернётся в направлении Евразийского — галичане и в этом случае никуда не отсоединятся, разве что Запад и Россия примут решение о завершении «проекта Украина». Но и тогда Галичина всего лишь снова станет «Восточной Малопольшей».

Правда, последний вариант галичан пока мало устраивает. Согласно проведённого в начале 2019 года по заказу издания «Зеркало недели» масштабного социологического исследования, только 1,5% жителей региона хотят его присоединения к Польше. При этом за превращение Галичины в субъект федеративной Украины выступают 2,8% опрошенных, а за создание независимой Галичины в составе нынешних Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей — 4,3%. Для сравнения: идеи независимости Квебека даже в худшие времена поддерживали не менее четверти населения этой канадской провинции.

3. Галичане очень набожны и религиозны

Одной из причин возникновения и тиражирования мифа об исключительной набожности галичан стало количество в Галичине церквей и конфессий, храмов, религиозных знаков и символов, а также тщательность галичан в соблюдении религиозных традиций и ритуалов. Галичане всячески гордятся своими религиозными достижениями, восхваляют их, хотя не всегда понимают сущность Бога, которому все эти ритуалы и сооружения посвящены. Довольно часто галичане подменяют духовность принадлежностью к конфессии, в первую очередь — к Украинской Греко-Католической Церкви.

Галичане действительно являются рекордсменами по количеству установленных знаков-предупреждений о Боге, и видят их даже в жёлтых разводах непонятного происхождения на стенах или окнах. Именно поэтому и возник миф об истовой набожности галичан и особой духовной ауре галицкой земли. А галичане так привыкли ко всем этим религиозным знакам, что часто забывают об их предназначении: вместо того, чтобы найти Бога, галичане готовы построить еще тысячи новых «знаков» (или захватить чужие), пожертвовать на них деньги, вежливо и благоговейно креститься и молиться на них. Но если и есть у галичан какая-то особая миссия, то заключается она в том, чтобы предупреждать других о том, что Бог действительно существует.

4. Галичане — националисты, русофобы и «бандеровцы»

Говорят также, что галичане запрещают разговаривать по-русски, не позволяют изучать русский язык и всячески преследуют несчастных туристов, не понимающих «украинского соловьиного». Конечно, бывший кандидат в члены КПСС Ирина Фарион много усилий приложила к поддержанию этого мифа, однако на самом деле галичане в языковом вопросе очень толерантны и радостно переходят на общение на русском, особенно когда речь идёт о деньгах и бизнес-интересах.

Что же касается принятых местными советами запретов на трансляцию русскоязычных песен или использование «русскоязычного культурного продукта» вообще, то многолетний опыт показывает: когда галицкие власти что-то пытались запрещать, то эти запреты никто никогда не выполнял. Поэтому максимум, что могут принять на местном «законодательном» уровне грозные галицкие «вожди» — это увеличение количества дополнительных выходных дней во время празднования Пасхи или Рождества.

А вот с (само)названием «бандеровец» у галичан произошла трансформация, весьма подобная с появлением самоидентификации «украинец» вместо принятого столетиями «русин». Ведь даже десятилетия «перепрошивки» со стороны властей Австро-Венгрии и Первая мировая война не дали необходимых результатов, в начале 1920-х значительная часть галичан всё ещё считала себя русинами. Однако дискриминационная политика польских властей, которые едва ли не в открытую заявляли, что «все русины — свиньи, а все украинцы — бандиты», привела к тому, что выбор был сделан в пользу «украинцев». Именно это создало огромную социальную базу для ОУН-УПА* и дивизии СС «Галичина» в 1940-е.

Подобный эффект произошёл и после 2014-го, ведь до того галичане сами не называли себя «бандеровцами», в отличие от жителей Центральной Украины, которые гордо именовали себя «хохлами». Но после того, как российская пропаганда стала именовать «бандеровцами» членов всех украинских вооружённых формирований, в том числе откровенных бандитов из «Торнадо» или «Айдара», галичане опять сделали выбор в пользу бандитов, и теперь кичатся своей «бандеровскостью».

5. Галичане гостеприимны и любят туристов

Об этой черте галичан писал ещё Леопольд фон Захер-Мазох в своём рассказе «Двенадцатый завтрак», упоминая галицкое гостеприимство «во всей его жестокости, то гостеприимство, которое готово выложить на стол всё, что только может предложить дом, но и от гостя требует, чтобы он ел и пил всё, чем его угощают». Герой основоположника мазохизма восклицал: «О, галицкое гостеприимство, ты убиваешь нас своей улыбкой. Если бы я сейчас встретился с нечистым, я бы продал ему свою бессмертную душу за другой, пустой желудок!»

И поныне гостеприимство наряду с упомянутым бандеровским духом и ностальгией по Австро-Венгрии остаётся одним из своеобразных туристических «фишек» Галичины. Если в 1990-х во Львове было всего несколько кофеен, куда ходили только местные, и там чувствовали себя истинными галичанами, то теперь не засиженный мухами портрет Цесаря Франца Иосифа и стилизованная под Вену кондитерская на каждом шагу, да и тему УПА* используют в коммерческих целях не только в набившей оскому «Крыйивке» напротив Львовской ратуши.

Но несмотря на это, настоящей галицкой идентичности ощущается в регионе всё меньше. Она стала всего лишь брендом, а традиции превратились в заработок. В галицких сёлах колядования и вертепы отмирают, зато во Львове они становятся бизнесом. Это как в шизофрении: форма осталась, но сути нет, иерархии нет, мотивы изменены, полный постмодерн, отмечали на одном из заседаний Львовского психоаналитического клуба.

Тем не менее историческое развитие — это, в основном, развитие именно городской культуры, которая в Галичине ещё в стадии формирования, в том числе и в плане ресторанного бизнеса и туризма. К сожалению, когда говорят о галицкой идентичности, часто упоминают только сельскую культуру, возвращение к традициям, «колядкам и гаивкам». Да, это традиции, их нужно беречь. Но в XV-XVI веках эти сельские обряды в Европе трансформировались в карнавалы, таким был магистральный путь развития городской культуры. Поэтому когда ныне власти Галичины пытаются сохранять традиции ради самой формы, то выхолащивают их смысл и лишают их жизни.

Кроме того, эта псевдо-этнографичность галицкого гостеприимства уже наскучила даже туристам из Украины, что уж говорить о зарубежных. Хотя тот же Львов, единственный из галицких городов, с 2018 года находится в списке топ-100 туристических городов Европы (на 64 месте), он входит в пятёрку наименее загруженных туристами городов (2,3 туриста на одного жителя, при среднеевропейском показателе 8,3). Местные жители и бизнесмены рассчитывают, что политические изменения на Украине позволят Галичине вернуть поток российских туристов. Тем более что даже при наличии в регионе «профессиональных радикалов», никто из них в «Моршинскую» или любимую многими вишнёвую наливку мочиться не обещал.

Источник

«Сброд, позорящий мундир»: какую роль во Второй мировой войне сыграла дивизия СС «Галичина»

После неудачной попытки создания Украинской народной республики в годы Гражданской войны ряд деятелей украинского националистического движения бежали на Запад и осели в Чехословакии, Австрии, Германии и других европейских странах. Один из лидеров этого движения Евгений Коновалец создал в начале 1920-х годов Украинскую военную организацию, а в 1929 году на её базе — Организацию украинских националистов (ОУН). ОУН установила связи с немецкими спецслужбами, ставшие особенно тесными после прихода к власти в Германии нацистов. При поддержке немцев ОУН стала пытаться создать тайную агентурную сеть на территории УССР и Западной Украины, находившейся тогда под властью Польши.

Путь в СС

В начале 1941 года из украинских националистов были сформированы батальоны «Роланд» и «Нахтигаль», действовавшие в составе спецподразделения «Бранденбург 800» и замыкавшиеся на абвер. В июне-июле они, наряду с другими гитлеровскими формированиями, действовали на территории УССР.

В дальнейшем к формированию новых полицейских батальонов стали привлекать и других членов ОУН, а также сочувствовавших им лиц. Именно они, действуя под командованием немецких айнзацгрупп, стали основными исполнителями политики «окончательного решения еврейского вопроса» на Украине. Также украинских полицаев активно использовали против мирного населения Белоруссии.

В 1942 году гитлеровское командование, столкнувшись с массовым развёртыванием на оккупированных территориях СССР партизанского движения, ощутило острую нехватку людских ресурсов и задумалось, как более эффективно использовать украинских коллаборационистов.

Добровольческая дивизия

«Следует отметить, что дивизия «Галичина» («Галиция») появилась в известной степени случайно. Изначально немцы в принципе не собирались создавать подразделения СС, укомплектованные славянами. Возможно, дивизия и не возникла бы, однако сама территория Галиции не входила в состав рейхскомиссариата «Украина» — наряду с польскими землями она была частью генерал-губернаторства. Губернатор дистрикта Галиция Отто Вехтер оказался горячим сторонником идеи создания национальных формирований. А он был не представителем ОУН или местной администрации, а влиятельным немецким чиновником, слово которого имело серьёзный вес», — рассказал в интервью RT историк и писатель Константин Залесский.

По словам эксперта, Вехтер изначально хотел создать из галичан целый корпус, в состав которого входили бы, помимо стрелковой, танковая и егерская дивизии.

«Германское руководство после некоторых колебаний дало добро на создание стрелковой дивизии. Только Генрих Гиммлер выдвинул условие, что в названии подразделения не должно фигурировать слово «Украина», — отметил историк.

В марте 1943 года Отто Вехтер обратился к жителям Галиции с «манифестом», призывающим их к вооружённой борьбе против Советского Союза в рядах новой дивизии СС «Галичина». В начале апреля из числа местных националистов был создан координационный орган — «военное управление», а 29 апреля в Лемберге (Львове) — провозглашён акт об основании нового подразделения.

Менее чем за два месяца гитлеровскому командованию удалось набрать более 80 тыс. добровольцев из числа бойцов вспомогательной полиции и обычных галичан.

Так как желающих служить в СС было в избытке, немцы, помимо собственно дивизии, решили сформировать из них новые полицейские части и отдельные полки СС, которые со временем влились в состав «Галичины».

30 июля был официально подписан приказ начальника Главного оперативного управления СС о формировании добровольческой дивизии СС«Галичина», и личный состав отправился в тренировочные лагеря СС. Осенью 1943 года командиром дивизии был назначен оберфюрер СС Фриц Фрейтаг. До этого он служил в немецких подразделениях и был шокирован состоянием дисциплины своих галицийских подопечных.

«Фриц Фрейтаг всё время отзывался о своих подчинённых очень плохо. То, что он писал о них, — уникальный случай. Наверное, больше ни один из немецких командиров не был такого плохого мнения о вверенной ему дивизии. Фрейтаг и другие немецкие офицеры считали бойцов «Галичины» сбродом, позорящим германский мундир», — рассказал Константин Залесский.

В дивизии процветало воровство, личный состав, получивший немецкие форменные подтяжки, щеголял тем не менее в ремнях, вырезанных из краденной казённой упряжи. Родственники бойцов приносили в расположение дивизии самогон и устраивали попойки.

Только крайне жёсткими мерами Фрейтагу удалось установить в дивизии какое-то подобие порядка.

«В отличие от других национальных подразделений СС, в «Галичине» было много офицеров не немецкого происхождения — вплоть до уровня командиров батальонов. Это было связано с тем, что галичане начиная с 1941 года успели сделать карьеру в карательных полицейских формированиях и своим рвением заслужили доверие немецкого командования. Однако, как показал опыт, каратели, не имевшие настоящего боевого опыта, оказались весьма посредственными командирами на фронте. Убивать безоружных евреев — это одно, а воевать с Красной армией — совсем другое», — подчеркнул эксперт.

В начале 1944 года подразделения дивизии, а также отдельные 4, 5, 6, 7 и 8-й полки СС (ставшие затем её резервом) использовались только в карательных операциях против гражданского населения Польши, Франции, Югославии и Западной Украины.

28 февраля бойцы 4-го отдельного полка СС совместно с подразделениями УПА* и вспомогательной полиции полностью сожгли преимущественно польское село Гута Пеняцкая (в настоящее время находится на территории Львовской области) и уничтожили практически всё его население (из более тысячи жителей смогли спастись лишь около 50 человек).

Бесславный конец

Летом 1944 года гитлеровцы попытались использовать «галицкие» подразделения СС на фронте. 25 июня основные силы дивизии были переброшены под Броды, в распоряжение командования 13-го армейского корпуса. 13 июля здесь началось наступление сил 1-го Украинского фронта. 18 июля под Бродами образовался котёл, из которого удалось вырваться только примерно 500 бойцам «Галиции» во главе с Фрейтагом.

«Дивизия была откровенно плохой. Под Бродами она сражалась далеко не в самых худших условиях, но показать с хорошей стороны себя не смогла», — отметил Константин Залесский.

В то же время некоторые немецкие офицеры отмечали личную храбрость отдельных галичан, за что те были награждены гитлеровскими орденами.

В августе 1944 года началось повторное формирование дивизии из вырвавшихся из-под Брод бойцов вспомогательных и тыловых подразделений дивизии, не бывших в окружении, а также личного состава отдельных полков. В дальнейшем её использовали для подавления Словацкого восстания и в карательных мероприятиях на территории Югославии.

Весной 1945 года дивизию перебросили в Австрию и попытались создать на её основе так называемую 1-ю украинскую дивизию Украинской национальной армии. Однако времени на это не хватило. «Это были бесполезные потуги и метания на фоне неизбежного поражения», — заявил Константин Залесский.

В начале мая 1945 года личный состав «Галичины» сдался в плен англичанам и американцам. Фриц Фрейтаг, испугавшись суда, застрелился 10 мая.

Союзники, которые очень неохотно выдавали советской стороне коллаборационистов, заявили, что считают бойцов «Галиции» гражданами Польши. Кроме того, за них вступился папа Римский (практически весь личный состав подразделения был греко-католического вероисповедания).

В итоге бойцы дивизии массово эмигрировали в США и Канаду, избежав ответственности за совершённые ими военные преступления.

Тем не менее решением Нюрнбергского трибунала все войска СС, к которым относилась и «Галичина», были признаны преступной организацией.

«Ориентир для украинской молодёжи»

Через некоторое время после завершения войны украинская диаспора в Канаде и США стала предпринимать попытки реабилитировать дивизию «Галиция». Эти попытки резко активизировались после создания в 1991 году независимой Украины.

Эсэсовцев объявили «борцами за свободу Украины», а подразделение, которое было преимущественно полицейским, в литературе стали именовать «боевой частью».

В 1991 году бойцам дивизии СС был установлен памятный знак под Бродами, в 1994-м для них было создано Мемориальное воинское кладбище в селе Червоное Львовской области. В память о дивизии проводятся ежегодные парады во Львове, а в ряде украинских городов, в частности в Ивано-Франковске и Тернополе, в честь «героев» СС «Галичина» были переименованы улицы.

Директор Института национальной памяти Украины Владимир Вятрович в 2017 году объявил, что символика дивизии СС «Галичина» не является запрещённой на Украине (в отличие от Георгиевской ленты, символизирующей победу СССР в Великой Отечественной войне ). А в апреле 2018 года Вятрович заявил, что разница между эсэсовцами из «Галиции» и красноармейцами была только в том, что гитлеровцы дольше готовили свои кадры.

В начале мая этого года в Днепре (бывшем Днепропетровске) произошли столкновения между местными жителями и членами радикальной организации С14, нанёсшими на один из городских заборов огромный мурал в честь «Галиции». Через некоторое время мурал был закрашен, а на его месте появились изображения героев советских мультфильмов.

«Дивизия «Галичина» в своё время не оправдала надежд ни гитлеровского командования, ни бойцов, входивших в её состав. Её история закончилась бесславно. Однако сегодня влиятельные партии на Украине формируют политический заказ на её реабилитацию. Из неё пытаются сделать ориентир для будущих поколений», — рассказал RT академик Академии политических наук РФ Андрей Кошкин, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова.

В свою очередь, Константин Залесский не видит в истории дивизии СС «Галичина» ничего достойного.

«Это совсем не славная страница украинской истории. Бойцы дивизии не являлись борцами за свободу Украины — это были обычные коллаборационисты. И, как и многие другие коллаборационистские подразделения, дивизия «Галиция» являлась полубандитским формированием. С прагматичной точки зрения её создание принесло даже определённую пользу Красной армии. Немцы теоретически могли использовать средства, потраченные на её создание, более эффективным образом. А так они не принесли Третьему рейху особой пользы, и средства с военной точки зрения были потрачены практически напрасно», — подвёл итог Константин Залесский.

* «Украинская повстанческая армия» (УПА) — украинская организация, признанная экстремистской и запрещённая на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014).

Источник

Анти-Пьемонт: 5 мифов и стереотипов о Галичине

галичина что это такое. Смотреть фото галичина что это такое. Смотреть картинку галичина что это такое. Картинка про галичина что это такое. Фото галичина что это такое

Произвольные толкования термина «Галичина» то доходят к её отождествлению со всей Западной Украиной (три бывшие галицкие области плюс Буковина, Закарпатье и даже Волынь), то локализуются в границах созданного гитлеровцами «Дистрикта Галичина», то сводятся к современным границам Тернопольской (включая находящиеся в её составе районы исторических Волыни и Подолии), Ивано-Франковской и Львовской областей. Именно последние три области наиболее корректно называть «Галичиной», хотя их территория составляла только восточную часть австрийской коронной земли «Галиция и Лодомерия» («Галичина и Волынь»), заселённую преимущественно русинами, тогда как в Западной Галичине жили в основном поляки. Собственно, именно они первыми начали называть всю Галичину «Пьемонтом», хотя и вкладывали в это понятие совсем другой смысл.

1. Галичина — Пьемонт Украины

Настоящий Пьемонт — это историческая область Италии, королевство в прошлом, вокруг которого в XIX столетии произошло объединение итальянских земель в единую Италию. Главенствующая роль Пьемонта в объединении Италии была обусловлена его экономическим и военным преимуществом над другими итальянскими регионами. Версия о Галичине как о новом Пьемонте впервые зазвучала в конце ХIХ века, когда галичане польского происхождения боролись за создание единой… Польши. Тогда польские этнические территории входили в состав трёх империй: Российской, Австро-Венгерской и Немецкой.

галичина что это такое. Смотреть фото галичина что это такое. Смотреть картинку галичина что это такое. Картинка про галичина что это такое. Фото галичина что это такое

Среди украинских идеологов впервые назвал Галичину «украинским Пьмонтом» Михаил Грушевский — в 1906-м, когда он осваивал гранты Австро-Венгерского правительства. Однако его заявления о том, что «Галичина становится центром экономического движения относительно украинских земель», явно не соответствовали действительности: периферийная провинция Австро-Венгрии по своему промышленно-экономическому развитию не шла ни в какое сравнение с Одессой или Донбассом.

Ситуация повторилась в 1990-е, когда созданной бывшими коммунистами независимой Украине срочно потребовалась новая идеология. Вот только попытки «натянуть» на всю Украину сохранённую в Галичине версию государственности образца 1930-х, да ещё и не подкреплённую никакими экономическими возможностями этого региона, с каждым годом вели не к объединению, а ко всё большему внутреннему расколу страны. Своеобразным апофеозом этого стал Майдан 2013-14 годов и война против восставшего Донбасса, где именно галичане были в лидерах расчеловечивания «хохлов» и «сепаратистов».

Галичина так и не стала для Украины Пьемонтом, страна явно нуждается в новой объединительной идее. И галичане, которые на словах так желают добра Украине, вполне могли бы первыми взять на вооружение другую общественную модель — не унитаристскую систему, а, например, модель уважаемой ими Канады с её федерализмом. Кстати, в нынешних условиях на роль Квебека может претендовать как Галичина, так и Донбасс, но это совсем другая история.

2. Галичина — Квебек Украины

Противоположным предыдущему является миф о «галицком сепаратизме». Мол, посмотрев на все «достижения» независимой Украины, галичане мечтают отделиться от неё и броситься в объятия бабушки Австрии, тётушки Польши или батюшки Евросоюза. Однако это явная неправда, ведь в отличие от своих шотландких, каталонских или фламандских побратимов галичане даже не помышляют о каком-либо отделении от «Великой Украины» или хотя бы о другом курсе развития своего края, как провинция Квебек в Канаде.

галичина что это такое. Смотреть фото галичина что это такое. Смотреть картинку галичина что это такое. Картинка про галичина что это такое. Фото галичина что это такое

Галицкий сепаратизм невозможен ещё и ввиду того, что галицкие области окружены с Юго-Запада территориями, которые, мягко говоря, не хотят называться галицкими и не собираются жить под галицким патронатом, — это Буковина и Закарпатье. И если даже Украина вдруг сменит курс и вместо вступления в Европейский Союз развернётся в направлении Евразийского, галичане и в этом случае никуда не отсоединятся, разве что Запад и Россия примут решение о завершении «проекта Украина». Но и тогда Галичина всего лишь снова станет «Восточной Малопольшей».

Правда, последний вариант галичан пока мало устраивает. Согласно проведённого в начале 2019 года по заказу издания «Зеркало недели» масштабного социологического исследования, только 1,5% жителей региона хотят его присоединения к Польше. При этом за превращение Галичины в субъект федеративной Украины выступают 2,8% опрошенных, а за создание независимой Галичины в составе нынешних Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей — 4,3%. Для сравнения: идеи независимости Квебека даже в худшие времена поддерживали не менее четверти населения этой канадской провинции.

3. Галичане очень набожны и религиозны

галичина что это такое. Смотреть фото галичина что это такое. Смотреть картинку галичина что это такое. Картинка про галичина что это такое. Фото галичина что это такое

Галичане действительно являются рекордсменами по количеству установленных знаков-предупреждений о Боге и видят их даже в жёлтых разводах непонятного происхождения на стенах или окнах. Именно поэтому и возник миф об истовой набожности галичан и особой духовной ауре галицкой земли. А галичане так привыкли ко всем этим религиозным знакам, что часто забывают об их предназначении: вместо того чтобы найти Бога, галичане готовы построить еще тысячи новых «знаков» (или захватить чужие), пожертвовать на них деньги, вежливо и благоговейно креститься и молиться на них. Но если и есть у галичан какая-то особая миссия, то заключается она в том, чтобы предупреждать других о том, что Бог действительно существует.

4. Галичане — националисты, русофобы и «бандеровцы»

галичина что это такое. Смотреть фото галичина что это такое. Смотреть картинку галичина что это такое. Картинка про галичина что это такое. Фото галичина что это такое

Говорят также, что галичане запрещают разговаривать по-русски, не позволяют изучать русский язык и всячески преследуют несчастных туристов, не понимающих «украинского соловьиного». Конечно, бывший кандидат в члены КПСС Ирина Фарион много усилий приложила к поддержанию этого мифа, однако на самом деле галичане в языковом вопросе очень толерантны и радостно переходят на общение на русском, особенно когда речь идёт о деньгах и бизнес-интересах.

Что же касается принятых местными советами запретов на трансляцию русскоязычных песен или использование «русскоязычного культурного продукта» вообще, то многолетний опыт показывает: когда галицкие власти что-то пытались запрещать, то эти запреты никто никогда не выполнял. Поэтому максимум, что могут принять на местном «законодательном» уровне грозные галицкие «вожди», — это увеличение количества дополнительных выходных дней во время празднования Пасхи или Рождества.

А вот с (само)названием «бандеровец» у галичан произошла трансформация, весьма подобная с появлением самоидентификации «украинец» вместо принятого столетиями «русин». Ведь даже десятилетия «перепрошивки» со стороны властей Австро-Венгрии и Первая мировая война не дали необходимых результатов, в начале 1920-х значительная часть галичан всё ещё считала себя русинами. Однако дискриминационная политика польских властей, которые едва ли не в открытую заявляли, что «все русины — свиньи, а все украинцы — бандиты», привела к тому, что выбор был сделан в пользу «украинцев». Именно это создало огромную социальную базу для ОУН-УПА* и дивизии СС «Галичина» в 1940-е.

Подобный эффект произошёл и после 2014-го, ведь до того галичане сами не называли себя «бандеровцами», в отличие от жителей Центральной Украины, которые гордо именовали себя «хохлами». Но после того, как российская пропаганда стала именовать «бандеровцами» членов всех украинских вооружённых формирований, в том числе откровенных бандитов из «Торнадо» или «Айдара», галичане опять сделали выбор в пользу бандитов и теперь кичатся своей «бандеровскостью».

5. Галичане гостеприимны и любят туристов

галичина что это такое. Смотреть фото галичина что это такое. Смотреть картинку галичина что это такое. Картинка про галичина что это такое. Фото галичина что это такое

И поныне гостеприимство наряду с упомянутым бандеровским духом и ностальгией по Австро-Венгрии остаётся одним из своеобразных туристических «фишек» Галичины. Если в 1990-х во Львове было всего несколько кофеен, куда ходили только местные и там чувствовали себя истинными галичанами, то теперь не засиженный мухами портрет Цесаря Франца Иосифа и стилизованная под Вену кондитерская на каждом шагу, да и тему УПА* используют в коммерческих целях не только в набившей оскому «Крыйивке» напротив Львовской ратуши.

Но несмотря на это, настоящей галицкой идентичности ощущается в регионе всё меньше. Она стала всего лишь брендом, а традиции превратились в заработок. В галицких сёлах колядования и вертепы отмирают, зато во Львове они становятся бизнесом. Это как в шизофрении: форма осталась, но сути нет, иерархии нет, мотивы изменены, полный постмодерн, отмечали на одном из заседаний Львовского психоаналитического клуба.

Тем не менее, историческое развитие — это в основном развитие именно городской культуры, которая в Галичине ещё в стадии формирования, в том числе и в плане ресторанного бизнеса и туризма. К сожалению, когда говорят о галицкой идентичности, часто упоминают только сельскую культуру, возвращение к традициям, «колядкам и гаивкам». Да, это традиции, их нужно беречь. Но в XV-XVI веках эти сельские обряды в Европе трансформировались в карнавалы, таким был магистральный путь развития городской культуры. Поэтому когда ныне власти Галичины пытаются сохранять традиции ради самой формы, то выхолащивают их смысл и лишают их жизни.

Кроме того, эта псевдоэтнографичность галицкого гостеприимства уже наскучила даже туристам из Украины, что уж говорить о зарубежных. Хотя тот же Львов, единственный из галицких городов, с 2018 года находится в списке топ-100 туристических городов Европы (на 64 месте), он входит в пятёрку наименее загруженных туристами городов (2,3 туриста на одного жителя при среднеевропейском показателе 8,3). Местные жители и бизнесмены рассчитывают, что политические изменения на Украине позволят Галичине вернуть поток российских туристов. Тем более что даже при наличии в регионе «профессиональных радикалов» никто из них в «Моршинскую» или любимую многими вишнёвую наливку мочиться не обещал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *