бюджет фильма что это такое

Как устроена финансовая сторона кинобизнеса

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Цифры бюджетов и сборов обсуждаются в новостях, касающихся практически каждого заметного отечественного или зарубежного фильма. Голливуд по этому поводу получает немало упреков. Критики говорят о том, что в отсутствии новых художественных идей и приемов кинематографисты из США кичатся уже не оригинальностью сюжета, а объемом потраченных средств. Деньги же становятся мерилом успеха картины. Неважно, сколько и каких статуэток она собрала, главное – цифра сборов. Если фильм окупился в прокате, то можно рассчитывать на появление его продолжения. В противном случае никакая высокая художественность не заменит миллионы и миллионы долларов.

Независимо от отношения к меркантильной стороне вопроса, в ней надо разбираться. Это мы и попробуем сделать хотя бы в общих чертах.

Содержание

Не отходя от кассы

В нашем мире наживы и чистогана все решают кассовые сборы. Под ними понимается общая сумма выручки, заработанная фильмом во всех странах за все время проката. Обычно в статистике отделяются сборы в США и в остальном мире. Для Голливуда целевым является, естественно, собственный рынок, тем более он объективно остается наиболее «денежным». Впрочем, в случае с блокбастерами планетарного масштаба сборы в остальном мире обычно превосходят общеамериканские.

Однако кинокомпании мало лишь отбить бюджет, ей нужно еще и заработать, чтобы иметь ресурсы для дальнейших проектов. Заработка ждут и привлекаемые инвесторы. Если прокатных денег недостаточно, то после ухода с больших экранов фильм начинают активно продавать на физических носителях и в онлайн-кинотеатрах, а также для показа на ТВ. Впрочем, главную кассу делают, конечно же, кинотеатры. Если в основном прокате картина провалилась, то от остальных способов распространения ждать большой прибыли не стоит.

Как формируется бюджет

Определяющая роль в запуске картины принадлежит продюсеру, то есть человеку (или компании), выделяющему деньги на съемку. В России режиссеры часто получают деньги (некоторую их часть) от государства, в Голливуде обычно работают коммерческие структуры.

Куда уходят деньги

Режиссер Павел Бардин отметил, что в кино особенно заметна ценность человека. Именно поэтому больше половины бюджета составляют гонорары. Их нужно платить не только актерам, но и тем, кто пишет сценарий, обслуживает технику, шьет костюмы, наносит грим, делает декорации, занимается компьютерной графикой, монтажом, озвучанием и прочей работой. Значительные деньги нужны на аренду павильонов и прочих мест для съемки, организацию выездов для работы съемочной группы на природе, постановку трюков.

Для успеха в прокате нужна хорошая рекламная кампания, причем расходы на маркетинг в некоторых случаях сравниваются с остальным бюджетом или даже превосходят его. Сама по себе даже очень хорошая картина выстреливает редко – время проката ограничено.

Мы делили апельсин

Момент истины наступает после нескольких недель показа картины в кинотеатрах. К этому времени обычно становится понятно, сколько заработал фильм, и каждая из сторон подсчитывает свои прибыли или убытки. После того, как половина сборов отойдет кинотеатрам, подсчитываются суммы, получаемые создателями картины. Здесь все зависит от тех договоренностей, на которых велась работа.

Финансовая история есть у каждой картины – эта сторона вопроса оценивается творцами едва ли не в первую очередь. Современное кино в большинстве своем похоже на аттракцион. Зритель должен сесть, пристегнуться, прокатиться по ухабам, получить впечатлений и оставить деньги в кассе. И желательно не предаваться слишком долгой рефлексии о пережитом приключении, потому что в следующий уик-энд подвезут новое.

Источник

Что такое «Голливудская бухгалтерия», и каков был бюджет известных фильмов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Чтобы получить – отдай

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Больше половины расходов на фильм обычно связано с оплатой работы актеров и остальных участников съемочного процесса. Причем из этой суммы львиную долю обычно получают режиссер и несколько крупных звезд, а остальное делится между артистами более мелкого пошиба и другими работниками. Эти суммы огромны, так как в создании картины сегодня участвуют множество людей. Обычно «бригада» одной ленты состоит из нескольких тысяч специалистов, и многие из них тоже являются звездами в своем деле.

Также дорого – до 15% от расходов может стоить сценарий или права на экранизацию. Кстати, наиболее затратными на сегодняшний день являются фильмы в жанре фэнтези, и это неудивительно – ведь на создание совершенно нового мира приходится потратить много денег и гораздо больше семи дней.

Надо уметь считать!

Однако, если поковыряться в гигантских бюджетах с пристрастием, можно обнаружить странные факты. Их совокупность сегодня даже получила особое название – «Голливудская бухгалтерия». Например, иногда обнаруживается, что космические суммы во время съемок уходят на обеспечение работников студии… кофе и пончиками, или расходы на рекламу фильма превышают все мыслимые приделы. В таком случае, скорее всего, создатели кинематографического шедевра пытаются заранее уйти от ожидающих их сверхприбылей. Кому они нужны (ну, во всяком случае на бумаге), если от них потом будут рассчитываться налоги или дополнительный процент зарплат? Самый громкий скандал по этому поводу разразился в конце 90-х в связи с фильм «Форрест Гамп». Лента, согласно представленной документации, получилась убыточной. И люди, которые по договору должны были получить доход от чистой прибыли, остались крайне недовольны. Так, автору романа Уинстону Груму выплатили за экранизацию всего лишь 250 тысяч долларов (для сравнения, гонорар режиссера Роберта Земекиса превысил 40 миллионов). Этот скандал перерос в долгие судебные процессы и показал, что намного выгоднее получать процент с суммы проката, но требовать такие условия для себя могут лишь крупные звезды кинематографа.

«Цыплят по осени считают»

Многомиллионные бюджеты фильмов тратятся не зря, ведь в случае успеха прибыль может составить десятки миллиардов! Вопрос доходов тоже достаточно запутан. Точный доход от фильма подсчитать достаточно сложно, так как он связана не только с прокатом, но и с продажей ленты на различных носителях (сегодня сюда добавляется еще доход от легального просмотра через интернет), продажа сопутствующих товаров и права на телевещание также добавляют в общую копилку, и немало. Так, например, «Король лев» от проката и продаж принес «всего» 2 миллиарда долларов, за билеты на одноименный мюзикл удалось выручить дополнительно 6 миллиардов, да еще три – от продажи товаров с изображениями героев мультфильма.

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Тем не менее, самым важным показателем прибыли обычно считают доход от проката фильма, и особенно – от первых недель показа, так как эта цифра обычно быстро показывает, понравился ли шедевр зрителям. Лидерами кинопроката на сегодняшний день все еще остаются «Аватар» и «Титаник», собравшие по всему миру примерно 2,8 и 2,2 миллиарда, соответственно. Однако, если учесть инфляцию, то оказывается, что ни один из современных фильмов не может побить рекорд 1939 года. Фильм «Унесенные ветром» собрал, в пересчете, на современные деньги, 3,7 миллиарда долларов. Именно он может поэтому считаться «самым кассовым фильмом» всех времен.

Настоящие провалы

Бывают в кинематографической индустрии и неудачи. Одной из последних стал, например, фильм «Хан Соло: Звездные войны. Истории». Пока лента лишь незначительно превысила свой бюджет (300 миллионов долларов), а для данного релиза это сопоставимо с провалом. Ожидалось от фильма намного больше.

Кстати, в этом вопросе никто не застрахован от неудач. Звездные имена вовсе не являются гарантией того, что фильм станет популярным. Так, например, фильм «Грайндхаус» снимали Квентин Тарантино и Роберт Родригес. Уже это одно должно было обеспечить ему успех, однако при бюджете в 67 миллионов долларов фильм окупился меньше чем наполовину. Такой «звездопад» очень удивил поклонников знаменитых режиссеров.

Считается, однако, что кассовый провал вовсе не означает, что фильм действительно слабый. Случается, что он просто вышел не в свое время. Показательным примером тут может служить самая первая экономическая катастрофа в истории кинематографа. Немой фильм Дэвида Гриффита «Нетерпимость», вышедший на экраны в 1016 году, так и не окупил вложенные в него 2 миллиона долларов. Однако он до сих пор считается шедевром американского кинематографа и входит в сотню лучших картин XX века (по версии AFI).

В российском кинематографе одним из самых громких экономических провалов до сих пор остается «Обитаемый остров» Федора Бондарчука. Причем нельзя сказать, что фильм не понравился зрителям. Он даже входит в десятку самых кассовых отечественных лент, однако бюджет около 30 миллионов долларов, небольшой по голливудским меркам, оказался для нашего проката неподъемным.

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Люди «над линией», или как рассчитываются кинобюджеты

Сегодня бюджеты голливудских кинолент рассчитываются на компьютерах, но когда-то это делалось на обычном бумажном листе, разделенном горизонтальной линией на две части. В век цифровой бухгалтерии это разделение стало условным, но правила игры не изменились

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Как и в любом бизнесе, в кинопроизводстве существует четкое разделение на тех, кто принимает решения, и тех, кто воплощает их в жизнь. Для того чтобы осветители, статисты и прочий киношный люд низшего звена мог что-то заработать в процессе съемок, над запуском каждого кинопроекта сперва трудится креативная верхушка – за этими важными персонами, без которых ничего бы не случилось, традиционно и забито пресловутое пространство «над линией». В «премиум-категорию» упаковывается труд сценаристов (а также цены на покупку авторских прав, если фильм базируется на литературном произведении или комиксе), гонорары продюсера, режиссера и их помощников. А еще зарплаты ключевых звезд, участие которых должно завлечь зрителей.

Если ты звездный режиссер или актер, ты можешь диктовать условия. Чем громче и известней твое имя, тем на больший кусок пирога ты можешь рассчитывать. В кругу всемирно известных кинозвезд типа Тома Круза или Уилла Смита действуют аукционные правила: размер каждой зарплаты такого актера устанавливает новую планку высоты, ниже которой его агент в следующий раз опускаться не захочет (хотя бы потому, что агенты получают конкретный процент от каждой сделки, то есть они торгуются и за свои деньги тоже). Планируя новую ленту, продюсерам приходится сразу закладывать в бюджет текущую «рыночную стоимость» актеров – и не факт, что те не потребуют больше, ведь «повышение ставок» это тоже часть игры (даже если ты не столь известен, но тебя приглашают на главную роль в крупный проект, ты можешь выторговать себе кусок пожирнее). Отсюда и желание звезд участвовать во все более крупных кинопроектах, поскольку там получить желаемое гораздо проще. Расходы на тех, кто составляет «мотор» проекта, зачастую определяют его тон (будет ли это «большой летний блокбастер» или «боевичок класса “Б”») и дают понять, реально ли его вообще снять за имеющиеся деньги. Цены на аренду кинокамеры, тележки или крана одинаковы по всему Голливуду, и любой продюсер знает их заранее, а вот сколько захочет за свои труды какой-нибудь Роберт Дауни-младший – это большой вопрос, тут надо уметь договариваться. То же касается знаменитых сценаристов и режиссеров: у каждого из них есть цена, и каждый любит торговаться.

Бюджет фильма «Таинственный лес»

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Когда примерный список главных фигурантов вырисовался и стало ясно, на какую сумму потянет их участие, ниже проводится та самая линия, в шутку называемая «водоразделом между властью и полным бесправием». Под линию попадают «все остальные» – то есть наемный персонал, мнение которого на проекте ничего не значит, и прочие расходы, которыми можно вертеть в зависимости от ситуации. Вертеть теми, кто приземлился «над линией», никто не станет (да и кто бы смог, если эти люди командуют процессом?): их гонорары утверждаются единожды и не меняются, что бы ни приключилось впоследствии.

«Золотой серединой» считается такое соотношение, когда ATL (так в финансовых документах сокращенно обозначается термин above the line) составляет треть от общего бюджета. Но если продюсер или режиссер амбициозен, как Найт Шьямалан в лучшие годы своего творчества – при не самых высоких бюджетах этот постановщик желал иметь дело только со звездами уровня Брюса Уиллиса, – то расходы «над линией» легко могут начать доминировать. В этом случае траты, идущие «ниже линии» (грим, костюмы, спецэффекты, освещение, реквизит, музыка, монтаж, материалы, аренда оборудования, обслуживание, разнообразный наемный труд и т.д.), всеми правдами и неправдами уминаются в остаток суммы.

Здесь, к счастью, есть пространство для маневров: локации для фильма можно найти поближе к студии и подешевле, от части спецэффектов отказаться, музыку заказать у менее известного композитора, насчет прочих вещей типа кормежки, охраны и транспорта договориться с людьми, готовыми работать дешевле конкурентов и пр. Даже уже в процессе собственно съемок, если те начинают выходить за рамки графика (например, вместо запланированных 45 дней грозят растянуться на все 60), можно схитрить и сбалансировать расходы по ходу дела: например, вместо новых материалов и разной полиграфической продукции, изначально рассчитанной в смете исходя из ее полной стоимости, найти где-то «секонд-хэнд», ранее использовавшийся на других кинопроектах, или затариться на распродаже более дешевой краской, мебелью, одеждой… Если на съемки красивого пейзажа с высоты птичьего полета не хватает денег, можно не тратиться на аренду самолета, а купить дешевый «стоковый футадж» или вовсе выпросить у коллег неиспользованные кадры, оставшиеся от их прошлых киноработ. Так, например, поступил Ридли Скотт, когда нужно было изменить концовку «Бегущего по лезвию» при полностью исчерпанном бюджете – он просто взял у Стэнли Кубрика куски пленки, не попавшие в «Сияние». А Майкл Бэй для снижения расходов даже умудрялся по несколько раз использовать одни и те же экшен-кадры, всплывавшие у него в разных фильмах от «Перл-Харбора» до «Трансформеров».

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Разница между теми, кто в этой пищевой цепочке находится выше или ниже «линии», состоит в том, что лица, нанимаемые на «фулл-тайм», ко всему прочему должны быть обеспечены страховками, пенсионными отчислениями и прочими бонусами, которые «мелким сошкам» и фрилансерам не полагаются. Эти дополнительные расходы могут добавить от 30 до 100% к сумме, которая будет потрачена на «основной костяк», и их тоже обязательно надо закладывать в бюджет. Если рассчитать затраты неправильно, высокобюджетный проект, превысивший ожидаемые расходы, имеет все шансы провалиться в прокате – чего, конечно, никто не хочет. Поэтому любые неувязки с бюджетом обычно бьют по «низшему звену»: именно на нем в итоге экономят как могут.

Бюджет фильма «Неуязвимый»

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Общая сумма бюджета киноленты складывается из стоимости материалов, сервисных служб, зарплат наемной рабсилы и незапланированных расходов. Сюда часто добавляют «выгоду», которую авторы рассчитывают получить, распродав после съемок ненужное оборудование, одежду, реквизит и прочие вещи, приобретенные или сделанные специально для проекта (отсюда все эти магазины в Интернете, торгующие «меморабилией» – вещами со съемок, за которыми охотятся коллекционеры). Впрочем, рассчитать выгоду заранее невозможно, поэтому этот пункт могут и не учитывать, лишь надеясь, что впоследствии распродажи вернут часть расходов. При окончательных рассчетах делается поправка на инфляцию и общее состояние рынка.

Абсолютных формул, конечно, не существует: каждый фильм, даже если это сиквел, является самостоятельным кораблем, подготавливаемым к плаванью «с нуля», и любые расчеты здесь являются приблизительными – а то, насколько они совпадут с результатом, будет напрямую зависеть от команды проекта. И если финансирующая ленту кинокомпания усомнится в том, что траты окупятся (даже при том, что фильм может быть целиком профинансирован сторонними инвесторами, претендующими на часть от его потенциальной прибыли), то придется уменьшить бюджет и все пересчитать по новой: мало какая студия согласится дать фильму «зеленый свет», не уверившись в том, что статьи расходов заранее расписаны с заслуживающей доверия подробностью (неудивительно, что описание бюджета любого крупного фильма – это пачка бумаги, стремящаяся объемом к сотне страниц).

Отметим еще раз: все это запихивание расходов в прокрустово ложе бюджета никак не касается кинозвезд и остальных людей, входящих в креативное «ядро», – они единственные, кто здесь полностью незаменим, потому продюсеру в первую очередь приходится учитывать все их запросы, а потом уже думать над тем, как из оставшихся денег слепить желаемый фильм. Те, кто «над линией», останутся «в шоколаде» при любом раскладе.

Бюджет фильма «Неуязвимый»

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Обычно киностудии любят занижать стоимость своих проектов (как минимум для того, чтобы успехи их лент в прокате выглядели более победительно) и тщательно охраняют свои бухгалтерские тайны, но иногда все же случаются неконтролируемые «сливы информации» в Сеть, и тогда любой желающий может увидеть, на что, собственно, были потрачены деньги. Например, если судить по выложенным в Интернет финансовым сметам фильмов того же Шьямалана, львиная доля их бюджетов уходила конкретно на ублажение «звезд». Случай нередкий в кинопроизводстве (Джонни Депп и прочие любимцы публики не дадут соврать), но довольно показательный с точки зрения того, почему шьямалановские фильмы перестали окупаться.

Бюджет фильма «Знаки»

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Бюджет фильма «Знаки»

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Покуда постановщик был успешен, заказчиков не беспокоило, каким образом он «пилит» бюджеты. Однако после нескольких фильмов эта схема перестала работать: новые ленты Шьямалана уже не отбивали вложенных в них денег и одна за другой проваливались в прокате. Возможно, дело в том, что режиссер в придачу к другим своим талантам решил «поиграть» еще и в актера: он, до того баловавшийся только камео, осмелел настолько, что взял себе в «Девушке из воды» одну из главных ролей. Фильм стал для всех большим разочарованием (в немалой степени из-за неважной актерской игры Шьямалана), и карьера предприимчивого индуса быстро покатилась под горку. Не всем дано быть Спилбергами, умеющими делать несколько дел сразу, а съемки кино – это все-таки командная игра, где слишком сильная бюджетная «разбалансировка» рано или поздно начинает играть против «креативной верхушки».

Бюджет фильма «Знаки»

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Правило Паркинсона, примененное к кинопроизводству, могло бы звучать так: проект любой степени сложности всегда старается съесть весь имеющийся в наличии бюджет. Неслучайно первый (и часто единственный) совет, который ветераны кинопроизводства дают молодым филльмейкерам, – «снимайте как можно дешевле». Романтично это или нет, но тот, кто умеет мудро рулить бюджетами, в итоге и пожинает главные плоды. Те же, чьи запросы не соответствуют результатам, рано или поздно вылетают на обочину – доказано Найтом Шьямаланом.

Источник

Сколько стоит снять короткометражный фильм

И что для этого нужно

Я была сценаристом и ассистентом режиссера на съемках короткометражного фильма.

Вместе с режиссером Никитой Капцовым мы снимали фильм «Закон стоимости». С перерывами в работе на съемки ушел год.

Сейчас фильм уже полностью готов, в июле 2021 года мы провели премьерный показ. В статье расскажу, через что мы прошли для его создания: как составляли смету, где искали деньги и что делали с фильмом после съемок.

Что такое короткий метр

Короткометражным фильмом называют любую ленту до 50 минут, но на деле самый удачный метраж для такого формата — от 10 до 30 минут. Это связано с будущим фестивальным продвижением картины: большинство крупных фестивалей диктуют собственные временные рамки. Например, на «Кинотавр» не примут короткометражку дольше 25 минут.

Еще одна особенность короткометражки — структура. В короткий метр укладывается одно значимое для героя событие: например, победа в спортивном соревновании или уход из дома. В полном метре таких событий обычно несколько. Естественно, драматургическая структура в виде завязки, кульминации и развязки сохраняется, только в более упрощенном виде.

Кстати, режиссеры зачастую начинают путь в кинематографе именно с короткометражек — просто потому, что ресурсов на их производство затрачивается намного меньше.

Как победить выгорание

Как искать деньги для съемок

Крупные федеральные гранты. Кинематограф в России практически полностью существует на государственные деньги. Российским фильмам трудно окупиться в прокате, поэтому мало коммерческих организаций, которые готовы вкладываться в проекты. Так что государство каждый год выделяет на кинематограф определенную сумму, которую потом распределяют на конкурсах. Ее размер не раскрывается.

Чтобы подать заявку на государственные гранты, нужно собрать пакет документов. Подробно требования описаны на сайте Фонда кино. Победители обязаны отчитаться о каждой потраченной копейке: составить подробную смету, предоставить отчет о тратах, показать чеки и договоры.

Непосредственно Фонд кино и Министерство культуры поддерживают в основном полнометражные проекты. Гранты от них получают юридические лица — обычно это кинокомпании. Проекты получают статус национального фильма, финансирование и квоту на дистрибуцию в кинотеатрах. Квота нужна для того, чтобы поддерживаемый государством проект не затерялся на фоне множества голливудских блокбастеров и нашел своего зрителя.

Региональные гранты. С короткометражными фильмами можно участвовать в более мелких грантах, которые обычно проходят в регионах. Информацию о них публикуют на сайте Всероссийского молодежного кинофорума.

Мы подавали заявку на Московский питчинг дебютантов. Он проходит каждый год и поддерживает разные проекты: полные и короткие метры, веб-сериалы, анимацию. Его лауреаты получают грант в 1 000 000 Р и подписывают договор с «Союзом кинематографистов России».

Проект «Крымские каникулы», с которым мы пробовали участвовать, не прошел даже предварительный отбор. Фильм посвящен отдыху в крымских горах, а денег мы просили у Москвы — это классическая ошибка новичков. После неудачи поняли, что регионы заинтересованы в поддержке фильмов, если они каким-то образом отражают колорит непосредственно этих мест. С «Крымскими каникулами» мы готовились к Крымскому питчингу — он должен был пройти осенью 2021 года. Мы сделали презентацию, купили билеты, но мероприятие по неизвестным причинам отменили.

Продакт-плейсмент. Чтобы получить деньги на фильм, можно предложить разным компаниям скрытую рекламу. Однажды мы написали короткую историю о том, как тяжело во время пандемии выбраться из дома за продуктами. В итоге поняли, что история похожа на рекламу доставки еды, и начали рассылать разным компаниям коммерческие предложения. Письмо писали в свободной форме и прилагали презентацию проекта.

Этот проект нашел спонсора, компанию по доставке продуктов, и сейчас в работе, но пока показать его я не могу. Просто хочу сказать, что это рабочий способ привлечь в свой проект деньги.

Краудфандинг — это народное финансирование проектов. Авторы проекта объявляют сбор на специальных сайтах, и люди добровольно вносят деньги. Взамен они получают вознаграждение, соответствующее пожертвованной сумме: например, открытку, постер, возможность встречи с создателем.

Многие начинающие кинематографисты прибегают именно к краудфандингу. Логика здесь простая: легче попросить маленькую сумму у большого количества людей, чем большую у одного человека. Мы тоже смогли собрать деньги на фильм благодаря краудфандингу.

Может показаться, что краудфандинг — простой и действенный способ, почти панацея. На самом деле это не так. Такие предприятия редко заканчиваются полным успехом: новичкам без высокой медийности и большой лояльной аудитории средства собрать тяжело, особенно если это какая-то значительная сумма.

Команда получит деньги, только если собрано больше половины. Если меньше — деньги вернутся донатерам.

В процессе сбора мы поняли, что одних только репостов о сборе на страницах съемочной группы недостаточно — нужны большие медиаплатформы и инфлюенсеры. Чтобы их найти, мы определили целевую аудиторию.

После съемок мы составили отчет о потраченных средствах и отправили его администраторам.

Как посчитать бюджет фильма

Перед съемками фильма всегда составляют смету. Если нет четкого понимания, что понадобится для производства фильма и сколько это будет стоить, то невозможно будет спланировать способы и сроки поиска ресурсов. Также детальный план позволит понять, на чем именно получится сэкономить во время съемок.

К моменту составления сметы должен быть готов литературный сценарий, режиссерская разработка, календарно-постановочный план съемок. Команда должна понимать, сколько актеров и техники будет задействовано. Если взять суммы навскидку, можно ошибиться в расчетах и заложить на съемки меньше денег.

В смете нужно учесть все — от затрат на авторские права и технику до цен на зажимы, маркеры и прочую мелочь.

бюджет фильма что это такое. Смотреть фото бюджет фильма что это такое. Смотреть картинку бюджет фильма что это такое. Картинка про бюджет фильма что это такое. Фото бюджет фильма что это такое

Наша смета. «Закон стоимости» — драма с элементами триллера, по сюжету главный герой бежит из трудового рабства. Вместе с титрами картина идет шестнадцать с половиной минут, на производство мы потратили больше 125 тысяч рублей.

При этом сюда не входили зарплаты съемочной команды и актеров: у нас все работали на творческом энтузиазме и вере, что фильм сделает мир лучше, а команду — известнее в индустрии.

Все деньги ушли на аренду аппаратуры, трансфер, реквизит, игровой транспорт и питание съемочной группы на сменах.

на столько изначально мы составили смету

Идея и сценарий фильма — 0 Р

Идея фильма и первые наметки сюжета возникли у режиссера Никиты Капцова — он хотел обратить внимание на проблему трудового рабства. В Петербурге, например, часто можно встретить объявления в духе «Проживание, питание, работа». Вот только за этими цветными бумажками на фонарных столбах скрываются места, где безжалостно эксплуатируют людей.

Вместе с Никитой мы разработали историю о человеке, который попал в такое рабство, прописали действия, персонажей и написали литературный сценарий. Так как все делали сами, затрат на авторские права не было.

Команда и актеры — 1000 Р

Наш фильм — полностью студенческий проект. Половину команды составили ребята из СПбГИКиТ, мы звали знакомых и просто свободных студентов. Художника нашли в РГИСИ, а ассистентов — в группах социальных сетей.

В нашу команду вошли:

Кастинг актеров из-за карантина мы проводили дистанционно. Всех ребят выбирали на сервисе поиска актеров «Кинолифт» и во «Вконтакте», связывались с ними и просили выслать видеовизитку с прочитанным стихотворением.

Конечно, мы сразу оговаривали, что оплаты не будет. Заплатили только одному актеру — символические 1000 Р просто потому, что человек находился в тяжелом материальном положении.

Все репетиции проходили непосредственно перед съемками.

Техника — 25 175 Р

Нам удалось найти оператора со своей камерой. Это дешевле и удобнее — для своей камеры у операторов чаще всего есть нужные вспомогательные предметы: например, объективы, кабели и системы стабилизации. Так что на это мы не потратили денег.

На технику мы потратили 25 175 Р

Что бралиКоличество и срокСколько потратили
Комплект мягкого света1 шт. на 3 смены5670 Р
Аккумуляторы2 шт. на 6 смен3480 Р
Отражатель2 шт. на 6 смен2280 Р
Систенд2 шт. на 6 смен1800 Р
Лед-панель1 шт. на 1 смену1790 Р
Аккумуляторные батареи для звукозаписывающего оборудования16 шт. на 5 смен1680 Р
Дым-машина1 шт. на 2 смены1500 Р
Комплект раций1 шт. на 7 смен1365 Р
Сендбэк — утяжелитель4 шт. на 6 смен1200 Р
Фрост-рама1 шт. на 6 смен1140 Р
Систенд1 шт. на 6 смен900 Р
Грипхед — зажим3 шт. на 6 смен900 Р
Удлинительная штанга3 шт. на 6 смен900 Р
Черный флаг1 шт. на 3 смены570 Р

Делюсь небольшим лайфхаком, как сэкономить на аренде техники для съемок. Многие сервисы аренды дают скидку студентам киношкол, поэтому наличие в команде студента ВГИКа или петербургского КИТа наверняка сократит траты. Наш продюсер показала свой студенческий билет и получила скидку 20% — цены в таблице указаны уже с учетом этой скидки.

получили скидку на аренду техники

Реквизит и костюмы — 8263 Р

В «Законе стоимости» герои — строители, поэтому рабочие и бригадир должны быть в кадре в специальной униформе. Мы не смогли позволить себе купить игровую одежду, поэтому связались напрямую с производителем — написали письмо в компанию «Техноавиа» и попросили помочь нам в обмен на благодарность в титрах.

Генеральный директор пригласил нас с продюсером на встречу и предложил выбрать нужную форму из каталога. Все это было бесплатно. После съемок мы вернули костюмы в целости и сохранности. Если бы мы покупали форму для актеров, потратили бы около 39 000 Р : это два комплекта зимней формы и пять — летней.

Еще есть совсем неофициальный вариант. Можно купить костюмы и вернуть их после съемок, если работа займет меньше двух недель. Правда, при таком раскладе надо относиться к вещам максимально аккуратно, не снимать этикетки и не выбрасывать чек, чтобы потом вернуть деньги. Мы такой вариант не рассматривали: после нескольких недель активной работы — съемок на стройках и в поле — вещи вряд ли остались бы в идеальном состоянии.

Организация съемок — почти 50 000 Р

Сначала всю команду вместе с техникой нужно доставить на место съемок, а затем привезти назад — для этого нужно арендовать трансфер. Мы снимали фильм в Ленинградской области, микроавтобус с водителем нашли через «Авито».

Обычно съемочный день длится 12 часов, а значит, нужно обеспечить команду обедом. Пренебрегать этим пунктом не стоит, ведь от него зависит работоспособность людей. Мы кормили команду крупами и сосисками — продюсер заранее закупила продукты перед съемками.

Готовили мы в мультиварках, а чтобы они работали, арендовали дизельгенератор. Обед старались готовить заранее перед сменами, чтобы на месте его можно было только разогреть, — всем этим занималась та же продюсер и администратор площадки. Но не всегда все было гладко: на одной из смен мы получили в аренду севший аккумулятор, и вся группа обедала холодной гречкой.

Еще мы закупали печенье и вафли для перекуса, иногда отправляли администратора до ближайшего магазина за энергетиками, пакетиками растворимого кофе и сигаретами.

Непосредственно съемки — 1000 Р

Съемки заняли в общей сложности семь дней, два из которых ушли на пересъемку финальной сцены.

Сложнее всего оказалось снять сцену работы в ночной смене, ее съемки длились 12 часов. Мы снимали на складе в помещении бывшего завода, пустили нас туда бесплатно, мы просто договорились о времени. Там мы снимали в нескольких разных локациях с разными актерами и каждый раз полностью переставляли весь свет и оборудование.

Отдельная история связана со съемками дождя. По сюжету кульминационная сцена фильма происходит во время грозы. Разумеется, в день съемок никакой грозы не предвиделось. Если с громом и молнией все просто — нужно только помигать светом и потом наложить звук, то что делать с самим дождем? В итоге мы за 1000 Р купили в строительном магазине шланг и доски, режиссер сколотил деревянную раму, внутри которой прикрепил свернутый в спираль многократно продырявленный шланг. Затем эту конструкцию водрузили на крышу и во время съемок пускали воду по пожарному шлангу. В кадре дождь выглядит достаточно натурально.

Уже после чернового монтажа фильма случилось непредвиденное — оказалось, что финал не выражает нашей общей идеи. История не получается цельной, и вообще, все выглядит не так, как планировалось.

Нам пришлось срочно писать новую финальную сцену. Снимать ее мы решили через два месяца, уже зимой. Такой срок на подготовку заложили намеренно: нам нужен был снег в картине, да и просто время, чтобы заработать деньги. В итоге мы пересняли финал за дополнительные 25 000 Р — продюсер Наталья вложила их из личных сбережений.

столько стоило переснять финальную сцену

На короткометражное кино часто складывается вся команда, но у нас не было такой договоренности, поэтому наш режиссер отдавал деньги продюсеру уже после окончания съемок. Если бы мы серьезнее отнеслись к планированию и сценарию, эти траты бы не понадобились.

Постпродакшен — 0 Р

После съемок фильма его нужно еще привести в чистовой вид — на это у нас ушло пять с половиной месяцев. Сначала режиссер собирал фильм на монтаже: оставлял удачные дубли и убирал лишнее. В работе он ориентировался на монтажный лист — это список всех дублей, который ведется во время съемок. В нем помечают, какой вариант вышел хорошо, а какой оказался бракованным. Обычно за ведение монтажного листа отвечает человек с хлопушкой.

Затем была цветокоррекция. Видео с камеры выходит сырым, для создания у кадра настроения его тонируют или придают ему насыщенность — все зависит от настроения сцены. Иногда этим занимаются операторы, но таким навыком владеют не все. К тому же для этого нужны мониторы с хорошей цветопередачей — такие стоят от 40 000 Р до 250 000 Р в зависимости от набора функций.

Параллельно с цветокоррекцией шло шумовое и речевое озвучание — запись речи актеров, всех звуков и шумов в кадре. Для записи качественного чистого звука сразу на съемках нужно потратить множество ресурсов, поэтому практически всегда звук перезаписывают и собирают заново уже после съемок. Актеры переозвучивали все свои реплики заново, а звукорежиссер сам записывал звуки, которые должны были быть в кадре: звук паспортов, кинутых на стол, шаги, удары во время драки — то есть вообще все.

Для этого обычно приходится арендовать звукозаписывающую студию — в Петербурге это стоит около 12 000 Р за смену. Но здесь тоже может сработать лайфхак со скидками для студентов, а еще они иногда вправе пользоваться техническими возможностями своих учебных заведений. Мы именно так и поступили: наш звукорежиссер Леонид записал звук на вузовской студии. Техника для записи звука на площадке нам не понадобилась, потому что у звукорежиссера была своя.

Сейчас наш звукорежиссер занимается сведением фильма — настраивает каждый звук относительно его пространственной локализации и громкости. Это долгий и кропотливый процесс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *