быть русским это значит быть
Быть русским это значит быть
Мы русские. Дуркуем и балуем,
Когда, хватая снег похмельным ртом,
К любому черту лезем с поцелуем,
Отхаркиваясь кровушкой потом.
Мы русские. Мы с нехристью любою
Ломаем братски скудный каравай,
И в благодарность слышим над собою
Всего два слова: «надо!» и «давай!»
Мы русские. Ступаем мы на плаху,
Окинув оком отчий окоем,
Но нищему последнюю рубаху,
Не мешкая, привычно отдаем.
Я русское ращу и нежу семя
Не потому, что род чужой поган,
Но пусть вот так свое опишет племя
Какой-нибудь еврей или цыган.
ЕВГЕНИЙ СКВОРЕШНЕВ (Скворцов
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Что значит сегодня быть русским?
Изданные мои книги и книги моего отца можно купить в два раза дешевле, чем в книжных магазинах, на моем сайте www.zadornovknigi.ru
Новые, неизданные книги можно скачать на моем сайте http://zadornov.net/?post_type=product
До 1920-х годов в отношении славянских народов Российской Империи употребимы были имена: белорусы, малорусы и великорусы, словом – Русы. Это исконно историческое имя нашего народа.
Прилагательным же «русские» в одних случаях обобщались все три коренных народа Руси, по аналогии с сегодняшним «россияне». В других – подразумевались все говорившие по-русски, обращенные в православие и растворившиеся в русской цивилизации инородцы: русские татары, русские башкиры, русские чуваши и пр. но на заре новой коммунистической идеологии и строительства страны Советов необходимо было создать и новый народ, и под эту идею окончательно растворили границы между многими братскими народами России, объединив их под одним именем – «русские».
Что же значит сегодня быть «русским»?
Русский – это человек, принадлежащий к Русской общности, Русской мысли, Русской душе и Русской земле, являющийся частью Русской цивилизации. Русский – это не национальность, а принадлежность к соответствующей идеологии и мировоззрению, а вот Рус – это принадлежность к соответствующей крови и нации. Русским может быть и немец, и татарин, и узбек, родившийся в России и впитавший в себя культуру и душу Руси, но Русом – можно быть только по крови.
Однако, как это ни странно, русом и русским можно быть и взаимоисключающе. Сегодня, в России взрос целый слой «русов по крови», отравленных идеями либерализма и западных ценностей, которые откровенно отреклись от своих корней и зачастую питают к родному отечеству ненависть и отвращение; для которых само осознание себя русскими, порой противно. Уместно ли называть таких людей русскими. По всему праву – нет.
И в противовес этому мы видим сегодня «русских» татар, таджиков, евреев, считающих себя русскими патриотами. Им остаётся выразить лишь почтение. Но становятся ли они в полной мере «русскими» от своих убеждений? Так же нет. При всем уважении к последним, они остаются татарами, таджиками и евреями, только русскими по духу, но не более того.
Так каковы же критерии «русскости» в исчерпывающем смысле? Очевидно, что быть русским в полном сознании образа – это совмещать в себе и национальный и мировоззренческий факторы. Именно такие люди в русском народе сегодня нужны Отечеству.
Вспоминаю слова классика: «Мало родиться русским, русским еще нужно стать!».
Мы искренне верим, что страницы этой книги раскроют для кого-то новые горизонты в родной культуре и истории и преумножат интерес к корням и судьбе русского народа, имя которого носит на себе самая большая страна мира – Россия.
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки» (Тарас Шевченко).
Материал из журнала «Оксюморон», скачать журнал полностью можно здесь: http://zadornov.net/?product=журнал-оксюморон-выпуск-№13
Михаил Задорнов о Великом посте youtu.be/qvGd_C7pGb4
Что такое быть русским (2 фото)
1. Почему вы считаете себя русскими? По чистоте русской крови или у вас (как и у меня), кроме русских лейкоцитов намешано еще полтора литра финских, польских, турецких, цыганских? Может быть, язык? Родной русский язык делает вас русскими? Может быть, что-то еще?
Как сказал Игорь Иванович Стрелков: «Здесь, в Славянске, мы объединены русским языком и общностью русской культуры». Плюс, конечно, политическая лояльность русской нации — носители русского языка и русской культуры, сражающиеся в «Азове» за украинизацию Донбасса, не могут быть отнесены к русскому народу. Как не могут быть отнесены к американскому народу солдаты английского короля, сражавшиеся против независимости США (пусть даже у них были общие язык и культура).
Что касается «крови», действительно существуют гаплогруппы, характерные для славян, но четкого генетического набора «русского», «белоруса» или «украинца» не существует. Из одной и той же генетики может вырасти и Игорь Стрелков, и Саша Музычко. Концепция «крови» как определяющего фактора национальности осталась со времен СССР с прописыванием национальности в паспорте, отсюда это безумное «я на четверть татарин» от человека, не говорящего на татарском, не знающего татарской культуры и не имеющего политической лояльности к татарскому народу.
Распределение гаплогруппы R1a в Европе. Славянские популяции имеют относительно высокий процент R1a. С точки зрения генетики, никакой Украины или Белоруссии не существует, это культурно-государственные феномены.
2. Испытываете ли вы удовольствие от того, что вы русские? Испытываете ли вы радость хотя бы от того, что понимаете непереводимые русские слова и выражения, типа выражений «да нет» или «всё ничего»?
Да. Особое удовольствие мне доставляет чтение Платонова или Маяковского, абсолютно бессмысленных в переводе на иностранные языки. В последнее время, экспериментируя с переводами наших политических текстов на английский, я все больше понимаю, что значительная часть внутрирусского дискурса, все нюансы и детали смыслов просто непереводимы (и, по уму, для иностранной аудитории надо писать текст с нуля). Также мне нравится, что наш национальный интернет — один из самых развитых в мире, ни один из европейских интернетов (кроме, понятное дело, английского) не может тягаться с рунетом по объемам и качеству информации, зачастую недоступной на других языках. Наконец, неизъяснимое удовольствие доставляет мне чтение, скажем, в Time статей о том, что возвращение Крыма обрушивает весь послевоенный миропорядок, — господи, друзья, да мы с вами опять мир поломали!
3. Что хорошего в русских? Ну, то есть что в русских плохого, мы знаем: много пьют, агрессивные и заказывают перед ужином капуччино. А что хорошего? Положительные и уникальные черты национального характера каковы?
У нас великая культура, у нас великая история, у нас великая страна и у нас великие планы. После всех трагедий XX века наш народ приобрел ценнейшее качество — реализм, мы именно в народной массе утратили всякие иллюзии. Мы воинственны и нечувствительны к потерям (понятно, что любая другая нация разбежалась бы к августу 1941 года), мы не отступаем и не сдаемся, мы по большей части фаталисты — это очень ценные качества в мире победившего пацифизма, когда все остальные воевать боятся. Мы нерелигиозны при большом внимании к обрядоверию: чтобы понять, какой это бонус, достаточно посмотреть на искренне верующих американцев из глубинки. Советская власть привила нам гендерное равноправие, причем не крикливо-показной «феминизм», а настоящее вовлечение десятков миллионов женщин в экономику в качестве самостоятельных акторов. Мы толерантны, причем даже чересчур (значительную часть многонациональных фигурантов уголовных дел в США бы просто линчевали). Мы атомизированные индивидуалисты, что и бонус, и недостаток одновременно.
Наконец, наша культура сформирована аристократами и пророками всемирных идеологий, поэтому наш народ мыслит себя глобальной сущностью, просто обязанной влиять на развитие всего остального мира. Национальные границы всегда были для нас по большей части условностью, поэтому мы коренные жители наступающего постгосударственного мира.
4. Как выглядит русский пейзаж? Ну, то есть я вполне могу представить себе человека, который, из дальних странствий воротясь, умиляется русским березкам. Но станете ли вы в патриотическом восторге целовать черный камчатский песок? А мокрую ямальскую тундру? Где эти границы родного? Про Крым понятно, что он священная земля: «слава русских моряков» и все такое. Но если бы Хрущев отдал Украине не Крым, а Белгородскую область, было бы менее обидно? Вот я и спрашиваю: где границы священной родной земли? Кунашир, Итуруп и Шикотан, положа руку на сердце, — это родная земля? Или просто жалко отдать? А Аляску жалко, что отдали?
«Русский пейзаж» — это и Русская Арктика с величественными вечными льдами, и Русский Туркестан с обжигающими песками пустынь, и Русская Балтика с болотами и густыми лесами, и Русский Дальний Восток с тайгой, дикими виноградными лозами и тиграми. По географическому разнообразию с нами сравнятся лишь США, но я ни разу не слышал о «типичном американском пейзаже» (конечно, можно выдать за него захолустье со Среднего Запада, но для остального мира США — это полярно разные Нью-Йорк и Лос-Анджелес). Типичный пейзаж может быть лишь у маленькой, географически ограниченной нации.
А Кунашир, Итуруп и Шикотан, конечно же, — родная земля: я родился во Владивостоке, который китайцы называют Хайшеньвеем, и туземные названия родных земель меня совершенно не смущают. Едим же мы чисто русские суши с колбасой и майонезом — почему у нас не может быть чисто русского Кунашира?
5. Какова наша национальная трагедия? То есть какова наша главная победа — понятно. И понятно, что трагедий у нас было столько, что хватило бы на десять народов. Но все же какая наша трагедия главная? Монгольское иго? Церковный раскол? Многовековое рабство? Революция? Коллективизация? ГУЛАГ? Распад Советского Союза?
6. Когда был наш Золотой век? При Иване IV? При Петре I? При Александре I? При Сталине? При Путине?
Наш золотой век начался в 1813 году и закончился с поражением в Крымской войне. 40 с лишним лет мы были субгегемоном, диктовавшим свою волю всей Европе, атлантом, удерживающим европейский мир — и потому строящим этот мир под себя. Про Священный Союз часто говорят, что он был «реакционным» и т.п., но реальность состоит в том, что в те годы Россия сама определяла, что такое реакционное, что такое прогрессивное, что такое хорошо и что такое плохо. Мы были теми, кто давал имена вещам. Сейчас все возмущаются заявлением Байдена, что, мол, США не волнует, какая у вас национальная культура, вы обязаны любить геев, потому что так хочет Вашингтон. В те времена мы вели себя примерно так же: «Да нас вообще не волнует, какая у вас там „весна народов“ и „национальные революции“, вы обязаны любить своих законных монархов, потому что так хочет Петербург».
Больше мы до этого статуса не поднимались никогда: даже СССР по большей части пребывал в состоянии «осажденной крепости», в 91-ом сдавшейся за джинсы и жувачку. Для уничтожения же гегемонии России потребовались соединенные усилия всех значимых держав эпохи.
7. Кто наш главный герой? Ослябя? Князь Пожарский? Суворов? Жуков?
Петр Первый. Нам всем сегодня страшно не хватает Петра Первого, который, поработав стажером в Apple, вернется домой рубить серпы и молоты у депутатов.
8. Кто наш главный пророк? Аввакум? Пушкин? Толстой? Солженицын?
Достоевский и, как его продолжатель, Солженицын. «Дневник писателя» — это политическое чтение на все времена. А «Как нам обустроить Россию» — конкретная политическая программа, большинство положений которой сохраняют актуальность до сих пор и которые непременно понадобятся, когда придет пора реформ.
9. Какая у нас национальная колыбельная песня? (Меня очень занимает этот вопрос. Не могу вспомнить без посредства фольклорных сборников ничего, кроме «мужики там все злые, как собаки цепные, они бьются, дерутся, топорами секутся, и по будням там дождь, и по праздникам тож дождь». Мне лично в детстве вместо колыбельных пели песню про Щорса и «Темную ночь».)
Заставка «Спокойной ночи, малыши» (если мы говорим не про культурные изыски, а про то, что массово знает население).
10. Какой у нас национальный танец? Ирландцы на радостях пляшут джигу, кавказцы — лезгинку, евреи — фрейлехс, а мы что?
Русский национальный танец — балет. Большинство русских не умеют плясать балет, но страшно им гордятся. Увидев же балет в телевизоре, русский пьет валокордин и бежит в ближайший магазин закупать соль и спички.
11. Какая у нас национальная игра? Ну, вот такая игра, в которую каждый русский играл бы в детстве и в которую не играли бы больше нигде на свете? Только не говорите «футбол». Или в какую игру мы играем лучше всех? (Европейцы сказали бы по старой памяти: шахматы.)
Хоккей, шахматы и военно-патриотическая игра «Зарница» (в которую, кстати, в детстве играли большинство русских).
12. Какая у нас национальная одежда? (Нация не обязана сохранять национальную одежду, но все же многие сохранили. У шотландцев — килты, у японцев — кимоно, у украинцев — вышиванки.) Вы как бы оделись на вечеринку в русском стиле?
Косоворотка. Косой ворот — универсальная, но в то же время узнаваемая деталь, позволяющая в виде косоворотки даже шить уместно выглядящие рубашки к дорогим итальянским костюмам (в отличие от, например, вышиванки, явно сельского вида). Думаю, в ближайшее время косоворотка вернется в массовую русскую моду как прекрасное сочетание национальности и в то же время глобальности. Также характерным русским элементом считается кокошник, но это уже явная провинциальная придурь типа кимоно и килтов, которую каждый день носить никто не будет.
А вот косоворотку — будут.
13. Какое у нас национальное блюдо? Ну, не щи же ведь уже давно. Национальное блюдо — это то, что едят каждый день. Итальянцы — макароны, абхазы — мамалыгу, китайцы — рис, американцы — гамбургеры. А мы? Может быть, пельмени? (Про национальный напиток не спрашиваю. Это понятно.)
Типичный русский обед я бы сделал из чудовищного советского оливье, пельменей со сметаной (как ни странно, сметана мало распространена в мире) и блинов с домашним вареньем или красной икрой, в качестве напитка — квас. Водка нашим национальным напитком не является, поскольку это достижение промышленной химии, которое невозможно приготовить в домашних условиях. Самогон же в том или ином виде есть у всех народов мира. А вот кваса — нет.
На дуэли или на поле боя. В 90-ые, впрочем, определенный шарм появился у смерти в результате заказного убийства, «значит, настоящий пацан был».
15. Какие народы являются нам братскими?
Братских народов не существует. Относительную же комплементарность нам сохраняют сербы, французы, немцы, итальянцы и финны. Скандинавы хоть и относятся к нам прохладно, но в целом похожи на то, чем могла бы стать Россия без большевиков: конституционная монархия, сильное социальное государство, безрелигиозность, тяга к социальным экспериментам, большие пространства с редким населением и высоким уровнем жизни.
Что значит «быть русским»?
Святые, в земле Российской просиявшие, отвечают на вопрос, которые многие перед собой ставят, но ответ ищут не там. Что значит быть русским?
В человеке заложена потребность принадлежать к народу, и это естественно: мы так созданы, не как сухой песок, а как тело, организм, и каждый из нас нуждается в том, чтобы найти свое место в человеческой семье. Не бывает абстрактных людей, люди всегда принадлежат к каким-то общностям: к семье, к общине, к народу, и утрата этой принадлежности лишает человека чего-то очень важного.
Но что значит «быть русским»? Происходить от русских родителей? Наша замечательная русская святая, великая княгиня Елизавета Федоровна родилась в чисто немецкой семье, и множество наших святых имеют венгерские, татарские, еврейские — да, какие угодно корни. В то же время человек со всех сторон русский может стать ненавистником России, таких примеров, увы, предостаточно.
Говорить и думать по-русски? Да, но этого недостаточно: увы, многие вещи, которые сейчас пишутся по-русски, пишутся людьми, неукротимо враждебными ко всему русскому.
Церковное прославление отечественных святых собирает, а не расточает, примиряет, а не ссорит
Церковное прославление отечественных святых есть дело прямо противоположное. Оно собирает, а не расточает, примиряет, а не ссорит. Святые Божии — не враги кому бы то ни было. Они принадлежат к новому, искупленному человечеству, в котором нет вражды и распрей, отвержения и ненависти. Они те, кого Бог собрал в Свое Царство, и мы знаем, что там, на Небесах, у Бога, есть много наших сограждан не только по духу, но и по происхождению, языку и культуре.
В святых мы видим Божий замысел о нашем народе. В них русская история, русский язык и русская культура обретают свое оправдание, смысл и предназначение. Наш народ существует, и должен существовать, и достоин преданности, заботы и сохранения, потому что в нем явились — и еще явятся — святые. В русских святых вечное Евангелие, благое и спасительное для всех народов, обретает уникально русское звучание, национальная культура становится тем, чем она должна быть — носительницей благовестия.
Православие — не национальная религия, а истина для всех народов. Но мы должны с изумлением и благодарностью переживать тот факт, что наша культура и наша история пронизана, более того, создана, православной верой.
Любой народ определяет себя через своих героев. Через тех, чья жизнь воспринимается как образец, тех, в ком люди (в данную эпоху, по крайней мере), видят славу своего народа, то, что данный народ принес в мир. Иногда целые народы впадают в тяжкое помрачение, как это было с нами после 1917 года, когда имена святых были вычеркнуты с географических карт, а города, улицы и площади переименовывались в честь бандитов и террористов.
Иногда люди видят славу своей страны в людях, несомненно, более достойных — ученых, поэтах, композиторах, художниках. Их помнят, их превозносят. Ничего дурного в этом нет — но есть и нечто лучшее.
Лучше всего, когда люди определяют свой народ через его святых, не через земную славу, но через славу небесную
Лучше всего, когда люди определяют свой народ через его святых, не через земную славу, но через славу небесную. Когда мы помним, что у нас есть писатели, которых читает весь мир — и благодарны за это — но полагаем самым важным, что у нас есть святые, те, кто предстоят за нас в молитве перед престолом Божию.
Не каждому из нас дано быть великим ученым, поэтом или художником. Но каждый из нас призван послужить своему народу чем-то гораздо более важным — стремлением к святости. Народ нуждается в святых; в людях, которые будут всей душой и всем сердцем искать Бога и Его святой воли. Как искали ее до нас многие поколения святых, просиявших в нашей земле. И быть русским — значит быть их наследником.
Рейтинг работы: 31
Количество отзывов: 7
Количество сообщений: 14
Количество просмотров: 837
© 06.04.2009г. Алексей Филаткин
Свидетельство о публикации: izba-2009-79491
Виктор Один 15.02.2010 23:00:57
Отзыв: положительный
Сегодня нашел вот такое стихотворение в рунете
Автор Игорь Хомечко
ЖИТЬ ПО-РУССКИ
По-русски жить – неистово, мгновеньем,
С разлету – в пропасть, в омут – с головой,
Любить – безумно, до самозабвенья,
От пули – друга заслонить собой,
К земле родной на миг припасть губами,
Пить солнца свет в церковных куполах,
Гореть огнем (а не чадить годами),
Взахлеб, стремглав, без меры, впопыхах.
По-русски жить – по совести, по вере,
Веленью чести преданность храня,
Какой бы путь Всевышний ни отмерил –
Нас сбережет духовная броня.
Из катакомб, из подворотен узких
Мы вырвемся на волю, на простор.
Узнает мир, что значит жить по-русски,
Любить и верить всем наперекор!
Пусть едут – народу лишь легче:
От гнили очистится кровь,
Жизнь будет честнее и чище,
Душа станет светлою вновь.
Враги, что на Русь нападали,
Терпели здесь полный провал…
«Сломить русских могут лишь русские!» –
Поверженный Гиммлер сказал.
Как часто твердят все заученно:
«Россию умом не понять!»
Но верить в жизнь светлую, лучшую,
Ведь Тютчев хотел нас призвать!