быть против власти не значит быть против родины есенин

«Лайкать страшно, поглажу курсором»: музыканты один за другим выносят приговор системе и времени

Современные (и не очень) исполнители чувствуют перемены настроений аудитории, в обществе острее других. И теперь просто не могут не петь «про политику».

быть против власти не значит быть против родины есенин. Смотреть фото быть против власти не значит быть против родины есенин. Смотреть картинку быть против власти не значит быть против родины есенин. Картинка про быть против власти не значит быть против родины есенин. Фото быть против власти не значит быть против родины есенин

У эпохи надвигающихся больших перемен всегда есть свой саундтрек. В период Перестройки, в конце 80-х годов прошлого века, вообще не было ни одной песни, что называется, «за власть».

Кобзон, Лещенко и прочие официальные голоса еще продолжали петь о партии и любви к Родине, но этого просто уже никто не замечал. Нерв времени выражали такие композиции, как «Предчувствие гражданской войны» ДДТ, «Поезд в огне» «Аквариума», «Скованные одной цепью» «Наутилуса», «Мое поколение» «Алисы», «Перемен» «Кино» или «Твой папа — фашист» группы «Телевизор».

В этих песнях было главное — правда об окружающей реальности, выражение всеобщего ощущения (которое есть и сегодня), что так больше жить нельзя.

Прошло почти 40 лет, и протестный саундтрек вновь стал мейнстримом. Власть своим постоянным враньем, лицемерием и стремлением забетонировать любые ростки всего настоящего и честного отвратила от себя в первую очередь молодежь, остро чувствующую неправду и несправедливость. Музыканты, живущие на нерве времени, раньше и четче других почувствовали, что сейчас не петь «про политику» просто невозможно. Это ведь не просто значит потерять аудиторию, это самоцензура — самоубийство для любого настоящего творца.

Нынешней осенью невозможно не заметить просто-таки вал «песен протеста». Конец лета и осень 2019 года с большой вероятностью войдут отдельной статьей в энциклопедию русской музыки как период, когда песни стали важнейшим из искусств.

Для иллюстрации возьмем треки, вышедшие за только последний месяц. Какое разнообразие и какие мощные на фоне пустых эстрадных песенок высказывания!

10 сентября рэпер Noize MC (Иван Алексеев) опубликовал на YouTube композицию «Все как у людей», записанную для сборника-трибьюта «Без меня», приуроченного к 55-му дню рождения лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова. Музыкант не просто сделал кавер. Он представил композицию со своим текстом, где рефреном-припевом идут слова из легендарной песни Летова.

К сожалению (и это тоже примета времени), в песне есть матерные слова, поэтому «Росбалт» не может ее разместить полностью. Но в Сети нашелся фрагмент клипа:

Интро — слова Владимира Путина:

«Нам всем кажется, что если — не скрою, и мне иногда так кажется — что если навести твердый порядок жесткой рукой, то всем нам станет жить лучше, комфортнее и безопаснее. На самом деле эта „комфортность“ очень быстро пройдет, потому что эта жесткая рука начнет нас очень быстро душить».

Голову в коробке пластмассовой
Вместе с телефоном, ключами и паспортом
Рентгеном в сканере просветят ласково
В целях безопасности государственной
И обратно вряд ли пришьют уже:
Руки ищут затылки над обрубками шей
Туловища жмутся грудными клетками к стенам
Не видно из контейнеров, что там с телом
Лента с монотонным гулом коробку тащит
И для тулова тоже подыщут ящик:
Станет стан обезглавленный, в нем лежащий
Почти покойником, почти настоящим
Кто-то, может быть, даже помянет на 40 дней

Все как у людей
Все как у людей

А девочка из конной полиции
С белым айфоном на белом жеребце
Ждет в Инстаграме лайка от принца
И ждет от Черной Пятницы низких цен
Мерно цокают копытца по улице
Винтят демонстрантов мальчики-коллеги
Обсуждают рецепты подружки-умницы
В недозаблокированной «телеге»
Она завтра купит в «Меге» наборчик LEGO
Для племянника на его рождения день
В наборе — автозак и три человека:
Двое ментов на одного — все как у людей
Все как у людей

(Припев: Егор Летов)
Все как у людей
Все как у людей

СМИ голосят то, что повсюду агенты МИ-6, ЦРУ и Моссада
Пугают исчадием ада звездно-полосато-носато-пейсатым
Лед под ногами майора ломается легче, чем корка фалафеля:
Майор не боится, майор не утонет — майор, если что, в батискафе
Ты слышишь, как скрепы скрипят и жужжат старомодным дабстепом?
Это снова, словно Челубей с Пересветом, насмерть бьются «совдеп» с Госдепом
А чтобы чужие боялись, своих посильнее бей

(Припев: Егор Летов)
Все как у людей
Все как у людей

(Припев: Егор Летов)
Все как у людей
Все как у людей
Все как у людей
Все как у людей

(Концовка, звучит голос из динамика): «Это ваши сыновья, будьте благоразумны, не нарушайте общ… (ественный порядок)».

За прошедший месяц появился еще один клип, который также можно назвать политизированным. Но особенно занимательными были последствия его появления. Впервые в истории современной российской популярной музыки исполнители создали настолько тупую, диссонирующую с общим настроением «агитку», что ее в итоге пришлось удалить. А исполнителей теперь можно называть рекордсменами по ненавиcти пользователей Youtube.

быть против власти не значит быть против родины есенин. Смотреть фото быть против власти не значит быть против родины есенин. Смотреть картинку быть против власти не значит быть против родины есенин. Картинка про быть против власти не значит быть против родины есенин. Фото быть против власти не значит быть против родины есенин

Кто-то залил клип рэперов на Pornhub.

Тимати и Гуф опубликовали 7 сентября, за день до выборов в Мосгордуму, клип на трек «Москва». К 9 сентября у ролика был уже миллион дизлайков — это антирекорд для российского YouTube. В своих куплетах рэперы, к примеру, зачитывали фразы типа: «не хожу на митинги, не втираю дичь» и т. п.

Позже Тимати удалил клип, а Гуф извинился в Instagram: «Развели меня, подставили. Я вас, наверное, понимаю теперь. В этот раз я извиняюсь перед вами. Я очень горд за ту молодежь, что есть те, кто разбирается в политике и ищет какое-то светлое будущее».

От клипа остался не только рекорд по дизлайкам (всего их успело набраться почти полтора миллиона), но и куплеты с переделкой текста песни. Самые приличные из них:

Не хожу на митинги
Не втираю дичь
Дна Ютуба русского
Я решил достичь

Не хожу на митинги
Не втираю дичь
У меня диагноз
Мозга паралич.

19 сентября в Сети появился… нет, не музыкальный клип, но перформанс, организованный мегапопулярным рэпером Oxxxymiron (Мирон Федоров). Он провел на своем канале в YouTube онлайн-трансляцию, названную «#сядьзатекст». Oxxxymiron и приглашенные звезды демонстрировали, что было бы, если бы классиков мировой литературы судили по законам современной Российской Федерации.

В акции также приняли участие: актеры Александр Петров, Александр Горчилин и Настасья Самбурская, сценарист Михаил Идов, рэпер Баста (Василий Вакуленко), музыкант Юрий Шевчук, блогер Руслан Усачев, хип-хоп-исполнитель LʼOne и журналист Леонид Парфенов — всего 79 человек.

Следующей по хронологии песней стал «Вечерний М.» патриарха русского рока Бориса Гребенщикова. Композиция появилась на YouTube 28 сентября. Это, конечно, не программное высказывание типа «Поезда в огне», песня посвящена конкретному явлению — пропагандистам на российском телевидении. Но если уж БГ не смог промолчать, значит, времена точно изменились.

Я всю жизнь брожу по просторам
И готов еще жизнь так кружить.
И кого ни спроси — все несутся в такси
И никто не научит как жить.

Но в центре просторов есть место
Где светло и туда все глядят.
И там на совесть и честь всех научат как есть: Детей, стариков и ребят.

Он все, что закажут — расскажет
И ответит на каждый вопрос.
У народа душа, но за ней ни гроша,
Но зато мы утерли всем нос!

Он сияет, как новый полтинник,
С него капают лосьоны и лак
И когда гопота распинает Христа,
Он объяснит отчего Христос враг.

Как уже писал «Росбалт Like», после выхода «Вечернего М.» телепропагандист Владимир Соловьев впал в какое-то экзальтированное состояние.

30 сентября рэпер Фейс (Иван Дремин), известный своей активной общественной позицией (он, к примеру, выступал на одном из летних московских митингов), выпустил альбом «12». Неблагополучные семьи, «Россия-Бутырка», полицейский произвол — все это есть в новом альбоме. В треке «Лабиринт» есть такие строки: «Быть против власти — не значит быть против Родины, я люблю Россию за запах черной смородины. Не дам русофобам нажиться на моих взглядах. Я в золотых полях и колосьях, ляг со мной рядом».

Уже через неделю — вечером 7 октября — рэпер Хаски (Дмитрий Кузнецов) выпустил песню «7 октября». В паблике Хаски за десять минут до полуночи появился анонс трека: «Когда почти забыл поздравить, но все-таки успел». 7 октября — день рождения Владимира Путина.

И вся песня переполнена такими намеками, которые в комментариях к клипу на YouTube пытаются расшифровать зрители.

Тут полный текст просто необходим — Хаски читает так, что люди старшего поколения могут разобрать далеко не все.

Старость — это когда твое ухо различает в нашумевшей песне Хаски примерно 5% слов.

Могила на могиле — эпитафия
Я умер, но бессмертная мафия.

Самый популярный комментарий к этому клипу звучит так: «Лайкать страшно, поглажу курсором».

И вот сегодня, 9 октября, спустя чуть больше суток после Хаски, старейшина цеха российского хип-хопа Лигалайз (Андрей Меньшиков) выпустил клип на композицию «Застой 2.0». Видео снял режиссер «России 88», «Гоп-стопа» и «Салам Масквы» Павел Бардин.

Рэпер начинает с того, что ему «пришла пора записаться в русофобы», потому что он решил выступить с критикой положения дел в стране. «Только давай не будем делать вид, что не идет холодная гражданская война», — эти строчки произносятся на фоне видеоряда, где омоновцы борются с балеринами. Владимира Путина в треке называют «с колена поднимателем».

Полный текст песни «Застой 2.0»:

Застой 2.0 — истории нашей боль
Всю жизнь как с гирей на ноге с моей страной
Я благодарен в полной мере за Россию Богу
Но я не верю в некий путь особый быть убогим
Застой 2.0 — истории нашей боль
Всю жизнь как с гирей на ноге с моей страной
Я благодарен в полной мере за Россию Богу
Но я не верю в некий путь особый быть убогим

Пришла пора мне записаться записаться в русофобы
Сказав, что за порогом в моем доме все не слава Богу
Я вижу эталоном дум народа миллионов
Путь пролезть поближе к трону, вылизать царевы ноги
Мы перегноем истории псевдогероев
Под нефтяной братвой сегодняшней, как раньше под Ордою
По кругу бродим за забором молча и не ноем
Эквивалентом барреля легко людской позор и горе
В фаворе воры; в форте, а вокруг кокарды
Армия, что отделяет чернь от тех, кто делит ярды
Псарни охраняют дух архаики тоталитарной
Старая заевшая пластинка едет к старту
В их сердце Сталин, в пирамиде мумия
Стратеги пробуждают тьму как в полнолунии
Мы козыряем в ответ разуму Мизулиной
И в душах продолжаем квасить вялое безумие
Не верим в выборы, пока нам их не дали
До бумаги как-то вытирались раньше лопухами
Встарь до электричества отлично жгли лучины
Неустанно верим в некий путь единственный, глубинный
Если не он, то кто; если не так, потоп
Заткнись, мурло, и чти царя — и вот весь потолок
Отрезан внешний мир чертою холода
Молчание — золото; если что, есть Золотов

Только давай не будем делать вид
Что не идет холодная гражданская война
И вдруг одной стране, чтобы идти вперед
Не обязательно крушить и бить, и жечь дотла
Вращается серый мир промеж двух полюсов
Придуманный враг и охраняемый страх
Здесь не хотят, чтоб мы с тобой соображали, бро
Системе всей цемент, кисель в мозгах
Застой 2.0

Застой 2.0 — стабильность и гной
Подавленный вой, окно открой

Жиреют сверху свалки Чайкины наследники
А главные враги страны — Серебряков с Серебренниковым
Плодятся Шариковы, дальше — бессребреники
Ведь каши не сварить со «Старым мельником» нам
Здесь власти были б рады, чтобы ты всегда был пьян
В имперской истерии рьяной погромче гимн горланил
Дешевым бырлом демидрольным одурманен
Под те же рендеренные гипнокартинки на экране
Заходят на вираж с кортежем котофалк
Няш-мяш, «Крым наш», Хирург и «Абырвалг»
На праздник православный за новый танк кулич
Под оливьешку вечный пресный Леонид Ильич
Усталый спич страной заучиваем тщетность
Как будто пес такой доверчивый и безответный
Русский народ такой талантливый и светлый
Из всех сюжетов выбрал историческую петлю, а
По круги ходим, покуда сама воля бродит
Стабильность, путь возводим в черством бутерброде
Покорность носим как будто в самом генном коде
Милитаризм и тупость в каждодневном обиходе
Побольше крови, побольше Солсбери и Сирий
Больше Донбассов, Крымов — больше зла для России
Чтобы вокруг на дух вообще нас не переносили
Чтоб мы от всех закрылись наконец-то во главе с мессией
Наш Светлоликий, о, с колена Подниматель
Дрессировщик с плетью знает, на что время тратить
Питать рефлекс, чтоб славила на автомате
Его собака Павлова — толпа, чье имя избиратель

Опять мы выбираем повторение сюжета
Как будто в темноте и сырости привычнее без света
Мы выбираем чьей-то воле подчиниться без ответа
Я даже начинаю верить, что грабли — это наша скрепа
Вдохнули воздух, и опять на том же паровозе
По кольцевой дороге внутри злобу ко всему миру возим
Храним угрозу; считаем, сила — то, что уважают
В мире, где агрессия тупая вызывает жалость
Трясем дубиной, злимся, жгем лучину
Нас учат Родину любить те, кто отправил за границу сына
Пока толпа поглощена уничтожением сыра
На удержание власти навсегда работает машина
Меж тем, кто слышит и не слышит, силится контраст
Не нравится — вали, галимый сраный либераст
А хочешь закричать в несправедливости вселенской
Не позабудь: умей спросить прощения по-чеченски, да.

Плотность и частота честных песен стала такова, что ее уже замечают многие. Музыкальный критик Артемий Троицкий 1 октября в эфире радио «Эхо Москвы» говорил: «Я сейчас пребываю уже какое-то время, год, наверное, или больше в состоянии облегченной эйфории. Поскольку впервые с 80-х годов за долгое время за 30 лет сейчас музыка, моя любимая музыка, наконец, снова выходит на авансцену. Этого не было ни в 90-е годы, ни тем более в скучнейшие нулевые годы. И большую часть 10-х годов. А сейчас просто эти все ребята, что рокеры, что рэперы — они у всех на устах. Клипы с десятками миллионов просмотров. Это изумительно».

Источник

Ленин

Еще закон не отвердел,
Страна шумит, как непогода.
Хлестнула дерзко за предел
Нас отравившая свобода.

Россия! Сердцу милый край,
Душа сжимается от боли,
Уж сколько лет не слышит поле
Петушье пенье, песий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт
Утратил мирные глаголы.
Как оспой, ямами копыт
Изрыты пастбища и долы.

Немолчный топот, громкий стон,
Визжат тачанки и телеги.
Ужель я сплю и вижу сон,
Что с копьями со всех сторон
Нас окружают печенеги?

Не сон, не сон, я вижу въявь,
Ничем не усыпленным взглядом,
Как, лошадей пуская вплавь,
Отряды скачут за отрядом.
Куда они? И где война?
Степная водь не внемлет слову.
Не знаю, светит ли луна?
Иль всадник обронил подкову?
Все спуталось…

Но понял взор:
Страну родную в край из края,
Огнем и саблями сверкая,
Междуусобный рвет раздор.

Россия —
Страшный, чудный звон.
В деревьях березь, в цветь — подснежник.
Откуда закатился он,
Тебя встревоживший мятежник?
Суровый гений! Он меня
Влечет не по своей фигуре.
Он не садился на коня
И не летел навстречу буре.
Сплеча голов он не рубил,
Не обращал в побег пехоту.
Одно в убийстве он любил —
Перепелиную охоту.

Для нас условен стал герой,
Мы любим тех, что в черных масках,
А он с сопливой детворой
Зимой катался на салазках.
И не носил он тех волос,
Что льют успех на женщин томных.
Он с лысиною, как поднос,
Глядел скромней из самых скромных.
Застенчивый, простой и милый,
Он вроде сфинкса предо мной.
Я не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной?
Но он потряс…

Шуми и вей!
Крути свирепей, непогода.
Смывай с несчастного народа
Позор острогов и церквей.

Была пора жестоких лет,
Нас пестовали злые лапы.
На поприще крестьянских бед
Цвели имперские сатрапы.

Монархия! Зловещий смрад!
Веками шли пиры за пиром.
И продал власть аристократ

Промышленникам и банкирам.
Народ стонал, и в эту жуть
Страна ждала кого-нибудь…
И он пришел.

Он мощным словом
Повел нас всех к истокам новым.
Он нам сказал: «Чтоб кончить муки,
Берите всё в рабочьи руки.
Для вас спасенья больше нет —
Как ваша власть и ваш Совет»…

И мы пошли под визг метели,
Куда глаза его глядели:
Пошли туда, где видел он
Освобожденье всех племен…

И вот он умер…
Плач досаден.
Не славят музы голос бед.
Из медно лающих громадин
Салют последний даден, даден.
Того, кто спас нас, больше нет.
Его уж нет, а те, кто вживе,
А те, кого оставил он,
Страну в бушующем разливе
Должны заковывать в бетон.

Еще суровей и угрюмей
Они творят его дела…

Источник

Есенин большевик или антибольшевик?

Есенина одинаково любят, как коммунисты, так и антикоммунисты. Творчество Есенина не однородно: есть у него произведения, как за советскую власть, так и против нее.
С Есениным не все однозначно…
В самом деле, с одной стороны поэт некогда писал заявление с просьбой принять его в партию большевиков, а с другой, как вспоминает В.Ф. Ходасевич, «Пьяный Есенин. кричал на весь ресторан. «Бей коммунистов, спасай Россию». Так крыть большевиков, как это публично делал Есенин, не могло и в голову прийти никому в советской России».
Я не стану приводить воспоминания, я даже постараюсь как можно меньше рассуждать, я просто приведу отрывки из произведений поэта. Пусть читатель сам решит, кем был Есенин – большевиком или антибольшевиком.

Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.
Нам горьким стало молоко
Под этой ветхой кровлей.

Пролей, пролей нам над водой
Твое глухое ржанье
И колокольчиком-звездой
Холодное сиянье.

Мы радугу тебе – дугой,
Полярный круг – на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.
(“Пантократор”, 1919).

Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах! («Небесный барабанщик», 1918-19).

2. «Песнь о великом походе», 1924

Вот как пишет Есенин о белых:

Но сильней всего
Те встревожены,
Что ночьми не спят
В куртках кожаных,
Кто за бедный люд
Жить и сгибнуть рад,
Кто не хочет сдать
Вольный Питер-град.

Строки из стихотворения «Письмо к женщине» (1924):

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!

Строки из стихотворения «Стансы» (1924):

Я вижу все.
И ясно понимаю,
Что эра новая —
Не фунт изюму нам,
Что имя Ленина
Шумит, как ветр по краю,
Давая мыслям ход,
Как мельничным крылам.

Строки из «Баллады о двадцати шести» (1924):

Строки из поэмы «Гуляй-поле»:

Строки из стихотворения «Ответ» (1924):

Из данных отрывков видно, что Есенин явно симпатизирует Ленину.

Большевистская власть требовала от людей, живших в революционное время, чтобы они подчинялись законам этого времени. Такое мировоззрение четко определил поэт Э. Багрицкий. Говоря о революционном веке, в котором ему и Есенину довелось жить, он писал:

Сергей Есенин с детства был воспитан на христианских, православных ценностях, поэтому проповедовал иное. В одном из юношеских писем своему другу Г. Панфилову Есенин говорил: «Да, Гриша, люби и жалей людей – и преступников, и подлецов, и лжецов, и страдальцев, и праведников: ты мог и можешь быть любым из них. Люби и угнетателей и не клейми позором, а обнаруживай лаской жизненные болезни людей».

1. Есенин против бесчеловечности

Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам,
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам, («Я обманывать себя не стану», 1922)

В 1919 г. в маленькой поэме «Кобыльи корабли» поэт, обращаясь к зверям, которые, по его мнению, стали лучше людей, говорит:

Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень.

В этой же поэме есть и такие строки, говорящие об его отношении к революционерам:

Вёслами отрубленных рук
Вы гребётесь в страну грядущего.

В «Письме к женщине»(1924) поэт писал:

Так и не сумев разобраться в событиях, поэт сам отстранил себя от них. Из того же «Письма»:

И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Нравится ли Есенину то, что происходит? Скорее всего, нет:

Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом. («Русь уходящая», 1924).

Есенин (впервые после своего зарубежного путешествия) провел несколько дней в родном селе.
Встреча поэта с деревней описана в его стихотворении «Возвращение на родину» (1924). Вот отрывок из этого произведения:

Пойдем домой –
Ты все увидишь сам».
И мы идем, топча межой кукольни.
Я улыбаюсь пашням и лесам,
А дед с тоской глядит на колокольню.

Есенин раскаивается в своих былых революционных настроениях, о чем пишет в стихотворении «Метель» (1924):

О «Капитале», чтимой большевиками книге, Есенин писал неоднократно, причем без особого уважения.

И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
О Марксе,
Энгельсе.
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал. («Возвращение на родину» 1924)

Вертитесь, милые!
Для вас обещан прок.
Я вам племянник,
Вы же мне все дяди.
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Понюхаем премудрость
Скучных строк. («Стансы», 1924).

И, самого себя
По шее гладя,
Я говорю:
«Настал наш срок,
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Чтоб разгадать
Премудрость скучных строк». («Стансы», 1924).

И скажет громко:
«Вот чудак!
Он в жизни
Буйствовал немало…
Но одолеть не мог никак
Пяти страниц
Из «Капитала». («Метель», 1924).

Земля, земля!
Ты не металл, –
Металл ведь
Не пускает почку.
Достаточно попасть
На строчку,
И вдруг –
Понятен «Капитал». («Весна», 1924).

В 1923 г. в письме А. Кусикову Сергей Александрович написал: «Перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской. »
Отчего так – он объяснил в поэме «Страна негодяев»:

Банды! Банды!
По всей стране.
Куда не вглядись, куда не пойди ты —
Видишь, как в пространстве,
На конях
И без коней,
Скачут и идут закостенелые бандиты.
Это все такие же
Разуверившиеся, как я.

Пустая забава.
Одни разговоры!
Ну что же?
Ну что же мы взяли взамен?

Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией
Всех взяли в плен.

Это монолог Номаха. Номах – бандит. Совсем нетрудно догадаться, что под именем Номаха скрывается Нестор Махно.

Вот что Номах говорит о большевиках:

Все вы носите овечьи шкуры,
И мясник пасет для вас ножи.
Все вы стадо!
Стадо! Стадо!
Неужели ты не видишь? Не поймешь,
Что такого равенства не надо?
Ваше равенство – обман и ложь.
Старая гнусавая шарманка
Этот мир идейных дел и слов.
Для глупцов – хорошая приманка,
Подлецам – порядочный улов.

Вот другой отрывок:

У меня созревает мысль
О российском перевороте,
Лишь бы только мы крепко сошлись,
Как до этого в нашей работе.
Я не целюсь играть короля
И в правители тоже не лезу,
Но мне хочется погулять
И под порохом, и под железом.
Мне хочется вызвать тех,
Что на Марксе жиреют, как янки.
Мы посмотрим их храбрость и смех,
Когда двинутся наши танки.

Складывается впечатление, что Есенин на стороне Номаха и вкладывает в уста бандита свои собственные сокровенные мысли…

Совсем другим показан еврей-коммунист с говорящей фамилией Чекистов.

Вот что говорит Чекистов о русском народе:

Мать твою в эт-твою!
Ветер, как сумасшедший мельник,
Крутит жерновами облаков
День и ночь.
День и ночь.

А народ ваш сидит, бездельник,
И не хочет себе ж помочь.
Нет бездарней и лицемерней,
Чем ваш русский равнинный мужик!
Коль живет он в Рязанской губернии,
Так о Тульской не хочет тужить.
То ли дело Европа?
Там тебе не вот эти хаты,
Которым, как глупым курам,
Головы нужно давно под топор.

. Я гражданин из Веймара
И приехал сюда не как еврей,
А как обладающий даром
Укрощать дураков и зверей.

Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас хоть тысячи лет,
Потому что.
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.
Странный и смешной вы народ!
Жили весь век свой нищими
И строили храмы Божие.
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие.
Ха-ха!
Что скажешь, Замарашкин?
Ну?
Или тебе обидно,
Что ругают твою страну?
Бедный! Бедный Замарашкин.

4. «Послание «евангелисту» Демьяну».

В апреле-мае 1925 г., когда в целых десяти номерах газеты «Правда» напечатали один из самых антихристианских опусов Демьяна Бедного – поэму «Новый завет без изъяна Евангелиста Демьяна», Есенин был единственным в то время поэтом, который открыто встал на защиту Христа, написав поэтическое «Послание «евангелисту» Демьяну».

Это произведение хочется привести целиком:

Я часто размышлял, за что его казнили,
За что Он жертвовал своею головой?
За то ль, что, враг суббот,
Он против всякой гнили
Отважно поднял голос свой?
За то ли, что в стране проконсула Пилата,
Где культом Кесаря полны и свет, и тень,
Он с кучкой рыбаков из местных деревень
За Кесарем признал лишь силу злата?
За то ль, что, разорвав на части лишь себя,
Он к горю каждого был милосерд и чуток
И всех благословлял, мучительно любя
И маленьких детей, и грязных проституток?
Не знаю я, Демьян, в «Евангелье» твоём
Я не нашёл правдивого ответа.
В нём много бойких слов,
Ох, как их много в нём,
Но слова нет, достойного поэта.
Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безотчётно верит в Бога,
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.
Я не люблю религию раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесное слаба —
Я верю в знание и силу человека.
Я знаю, что, стремясь по чудному пути,
Здесь, на земле, не расставаясь с телом,
Не мы, так кто-нибудь ведь должен же дойти
Воистину к божественным пределам.
И всё-таки, когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна,
Мне стыдно стало так, как будто я попал
В блевотину, изверженную спьяна.
Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос —
Далёкий миф, мы это понимаем,
Но всё-таки нельзя, как годовалый пёс,
На всё и вся захлёбываться лаем.
Христос — сын плотника — когда-то был казнён,
(Пусть это миф), но всё ж, когда прохожий
Спросил его: «Кто ты?» — Ему ответил Он
«Сын человеческий», а не сказал: «Сын Божий».
Пусть миф Христос, пусть мифом был Сократ,
И не было Его в стране Пилата,
Так что ж, от этого и надобно подряд
Плевать на всё, что в человеке свято?
Ты испытал, Демьян, всего один арест,
И ты скулишь: «Ох, крест мне выпал лютый»!
А что ж, когда б тебе голгофский дали б крест
Иль чашу с едкою цикутой?
Хватило б у тебя величья до конца
В последний раз, по их примеру тоже,
Благословлять весь мир под тернием венца
И о бессмертии учить на смертном ложе?
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером нимало.
Разбойник был, Иуда был,
Тебя лишь только не хватало.
Ты сгустки крови у креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.
Но ты свершил двойной и тяжкий грех
Своим дешёвым балаганным вздором:
Ты оскорбил поэтов вольный цех
И малый свой талант покрыл большим позором.
Ведь там, за рубежом, прочтя твои «стихи»,
Небось злорадствуют российские кликуши:
«Ещё тарелочку Демьяновой ухи,
Соседушка, мой свет, пожалуйста, откушай!»
А русский мужичок, читая «Бедноту»,
Где образцовый блуд печатался дуплетом,
Ещё отчаянней потянется к Христу
И коммунистам мат пошлет при этом.

Мне кажется, комментировать это произведение не нужно: позиция Есенина ясна и без комментариев.

Есенин, несмотря на всю свою серьезность, имел неплохое чувство юмора. Подтверждением тому является такое произведение поэта как «СКАЗКА О ПАСТУШОНКЕ ПЕТЕ, ЕГО КОМИССАРСТВЕ И КОРОВЬЕМ ЦАРСТВЕ». В ней рассказывается о том, как пастушонок Петя становится комиссаром, однако, не справляется со своими обязанностями и снова идет работать пастухом. Сказка Есенина заканчивается следующими меткими строками:

Тяжело на свете
Быть для всех примером.
Будь ты лучше, Петя,
Раньше пионером.

Малышам в острастку,
В мокрый день осенний,
Написал ту сказку
Я — Сергей Есенин.

Написана сказка за два с половиной месяца до гибели поэта.

6. Противоречивость Есенина

Есенин искренне пытался разобраться в том, что происходит в стране:

Издатель славный! В этой книге
Я новым чувствам предаюсь,
Учусь постигнуть в каждом миге
Коммуной вздыбленную Русь. («Издатель славный! В этой книге…», 1924).

Есенин не желал быть изгоем в советском государстве:

Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном
В великих штатах СССР. («Стансы», 1924).

И в то же время Есенин был недоволен большевиками.

Хотел поэт или нет, но нотки недовольства проникли и в его творчество:

Так грустно на земле,
Как будто бы в квартире,
В которой год не мыли, не мели.
Какую-то хреновину в сем мире
Большевики нарочно завели.
(«ЗАРЯ ВОСТОКА», 1924).

И хотя в этом произведении речь идет просто о советской редакции, чувствуется, что критика направлена также и на саму советскую власть.
Следует заметить, что Есенин не боялся открыто высказывать свое негативное мнение о политической литературе. Так на заседании пролетарских писателей в 1921 г. в Народном Комиссариате Просвещения поэт сказал: «Здесь говорили о литературе с марксистским подходом. Никакой другой литературы не допускается. Это уже три года! Три года вы пишете вашу марксистскую ерунду! Три года мы молчали! Сколько же еще вы будете затыкать нам глотку? И. кому нужен ваш марксистский подход? Может быть, завтра же ваш Маркс сдохнет. ».

Недаром Г. Иванов называл поэзию Есенина «противоядием против безбожия». Именно религиозность помогла Есенину сохранить человеческое лицо, не дала духовно деградировать….

Был ли Есенин большевиком или нет? Скорее нет.

Но в любом случае Есенин был патриотом своей родины, что подтверждают его замечательные строки:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *