быть против государства не значит быть против родины
Новое в блогах
Тот, кто «любит Родину, но ненавидит государство», ненавидит и Родину.
До сих пор у нас слишком распространена та позиция, что я, мол, люблю Родину, но вот государство ненавижу. Это извечная болезнь русской интеллигенции, которая страдала и страдает именно тем, чтобы интеллигентно «упаковать» свою ненависть к России и заразить ею всех.
В позднесоветское время она достигла таких масштабов, которые не позволили народу понять, что разрушают именно Родину, а не только государство. «Целились в коммунизм, а попали в Россию». На самом деле и целились в Россию, но мы, ослепленные убежденностью в своей правоте, этого не поняли, думая, что «это государство» не жалко. Вот если бы Родину.
Вспоминаю басню Крылова «Свинья под дубом». Свинья тоже думала, что она «любит» дуб. Погубить же дуб ей было не жалко, как не жалко государство тем, кто так же «любит» Родину. На самом деле свинья просто хотела от дуба желудей. Как же много людей сейчас уподобляются этой свинье, требуя от Российского государства себе «желудей», но ненавидя его. Зато Родину они «любят». Как и свинья дуб «любила».
Сейчас меня снова обвинят в том, что я защищаю все пороки современной России и все оправдываю. Нет. Я защищаю право России быть любимой такой, какая она есть. Потому что, только любя Россию, мы можем исправить все недостатки и улучшить нашу страну. Попробуйте чему-то обучить ребенка в духе злобы ко всем его недостаткам.
Задайте себе вопрос: сколько бы людей согласились раскулачить олигархов, если бы знали, что после этого Россия будет ввергнута в пучину крови. Боюсь, что немало. А знаете почему? Потому что они негодуют не от несправедливости в обществе, а от того, «почему он, а не я». И это самое страшное. Значит, нами движет зависть. А это смертный грех, т.е. такой, который ведет к смерти души. А зависть, замешанная на злобе, всегда ведет к беде.
Прежде чем выдвигать ряд условий государству, лучше спросить себя, что ты готов простить ему. Только искренне, от чистого сердца, без камня за душой. И когда второй список превысит первый, Россия воспрянет. В конечном итоге именно от нас зависит, каким будет Российское государство. А что может вдохновлять сильнее?
Евгений Чернышёв, Донецк
В России треснул стержень патриотизма
Налицо серьезный сдвиг: большинство людей в нашей стране уже либо не воспринимают пропагандистские усилия власти, либо просто отказываются говорить на эту тему.
Россияне не стали любить Родину меньше, но определенно стали проявлять это чувство по-другому, не так, как их призывают из Кремля. Об этом свидетельствуют результаты недавнего соцопроса, опубликованные Всероссийским центром изучения общественного мнения.
На первый взгляд, итоги этого исследования не сильно отличаются от предыдущих аналогичных опросов, проводившихся ВЦИОМом с 2000 года. Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов на тему патриотизма. Один из них бил прямо в лоб: «Как бы Вы сами себя охарактеризовали — как патриота своей страны или нет?» (один вариант ответа). Внешне все было, в основном, как всегда — сумма тех, кто ответил на этот вопрос «безусловно, да» (46%) и «скорее, да» (43%) дает приятные начальственному взору цифры — 89%. Число отщепенцев, которые Родину откровенно не любят (то есть те, кто не побоялся открыто сказать государственному ВЦИОМ, что не считает себя патриотом) ничтожно — всего 8% (из них 6% сказали «скорее нет», 2% — «безусловно нет»).
Итак, имея 89% патриотов за спиной, начальство, вроде бы, может спать спокойно. Однако на самом деле все гораздо сложней. Опрос как раз показал, что официальный патриотизм, который все годы путинского правления был стержнем его идеологии, подвергается сейчас сильнейшей эрозии.
Это видно на примере ответов на другие вопросы все того же исследования, неосторожно заданные социологами и еще более неосторожно опубликованные на сайте ВЦИОМ. Они показывают, что россияне все более критично относятся к идеологии официального патриотизма, навязываемой им государством.
О чем, собственно, речь?
«С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…», пел в свое время Марк Бернес в одном из самых патриотичных советских фильмов «Щит и меч». Удивительно тонко подмечено поэтом Матусовским. Родина, как некая большая общность, почти для всех действительно начинается со школы, с системы образования, одной из основных задач которой является воспитание патриотов. В этом смысле образ Большой Родины для подавляющего большинства детей действительно начинается с «картинки в букваре». Восторженные слова об этой абстрактной Родине им еще предстоит услышать от своих учителей, потому что для них пока, да и для значительного числа их родителей, бабушек и дедушек Родина — это тот город, село, улица, где они родились и где проходило их взросление.
Любовь к тому месту, где ты родился и взрослел, для большинства естественна, потому что у каждого с ним связано множество ностальгических воспоминаний. Однако государству такого естественного патриотизма недостаточно. Государственный патриотизм, особенно в его традиционном для эпохи становления национальных государств виде, а тем более для стран имперских, это совсем другое. «Настоящий» с точки зрения государевых людей, патриотизм — это обязательный микс из любви не только к тому месту, где ты родился, но и к стране и государству. А «государство — это я», как говорил Людовик XIV. То есть, конкретный монарх, генсек, президент (если речь идет о таких «президентских республиках», как нынешняя Россия, Казахстан, Туркменистан или Белоруссия).
Чем менее демократично государство, тем в большей степени его усилия направлены на то, чтобы конкретный национальный лидер ассоциировался с государством как таковым. Если вы истинный патриот, то должны безоговорочно и предано любить своего лидера, поскольку он воплощение государства. И беспрекословно выполнять любые его (лидера/государства) указания.
Отметим, что официальный патриотизм, особенно у государств имперского типа, всегда сеет не столько любовь к своему Отечеству, сколько ненависть к другим странам и народам. Не случайно, «патриотическая» волна в России после 2014 года привела к тому, что наши славянские братья — украинцы — во всех российских опросах теперь рассматривается россиянами как один из самых враждебных народов.
Патриотизм предписывает гражданам любить «свое» государство. То есть, «аппарат насилия и принуждения» «своего» правящего класса. Этот аппарат и есть собственно государство и тут к марксовой характеристике ничего ни добавить, ни убавить.
В патриотический пакет в обязательном порядке входит история государства — непременно неповторимая, уникальная и прекрасная во всем и всегда. Потому что стержнем государственного патриотизма является утверждение, что «мое» государство всегда право, потому что оно лучше, чем другие государства. А если не лучше, то… все равно оно право, потому что «мое».
Из этого следует, что как бы вы не любили свой конкретный город, село, сколько бы сил не положили на то, чтобы жизнь людей там стала лучше, если вы не принимаете концепцию абсолютно прекрасной отечественной истории и, что еще хуже, на фактах из прошлого показываете, что в каких-то случаях, в какие-то годы эта история была достойна критики, вы неизбежно будете заклеймены как непатриот, а значит, предатель.
Эта фраза по-своему замечательна, потому что, с одной стороны, являет собой образец классического государственного патриотизма, а с другой, в качестве такового почти каждый ее тезис опровергается. В том числе, и самой российской (и не только) историей.
По пунктам. Уважения, тем более «безусловного», достоин не каждый «человек-труженик». Среди них есть много тех, что 40-50 лет делали одно и то же, ничего не меняя в своей работе. Субъективно они честные люди и ни в чем не виноваты, но объективно они вносили лепту в торможение технического прогресса своей страны. Кроме того, слова главы государства о «безусловном уважении» к людям труда в стране, где большинство тружеников задавлены этим самым трудом, которым они вынуждены заниматься за копейки, только для того, чтобы прокормить себя и свои семьи, в то время как реально здесь уважаются лишь богатые и сильные — эти слова выглядят для многих трудящихся как откровенное издевательство.
Уважение к «защитникам Отечества» тоже не безусловно. Если все мы поголовно обязаны уважать всех людей, носящих форму, то тогда надо исключить из нашей истории Льва Толстого, боевого офицера прошедшего Кавказскую и Крымскую войны и написавшего повесть «Хаджи Мурат», где он в XVII главе в подробностях описывает как русские солдаты разорили чеченский аул, загадив фонтан и мечеть и заколов штыком в спину 15-летнего мальчика. С точки зрения государственного патриотизма, писать об этом очень опрометчиво и тогда (при первой публикации в 1912 году от этой главы царская цензура оставила только первую фразу), и, как видно, теперь.
Точно так же в рамках политики официального патриотизма из истории русской литературы следовало бы исключить и поручика Михаила Лермонтова, назвавшего Россию «страной рабов, страной господ» (бытует версия, что это стихотворение поздняя подделка, но это так и не доказано), а в стихотворении «Валерик» усомнившегося в оправданности политики самодержавного правительства на Кавказе.
Тот же Лермонтов в другом своем стихотворении «Родина» гениально показал, что помимо официального есть и другой патриотизм, которому не нужны освященные госпропагандой «темной старины заветные преданья». В душе командира спецназа (вероятно так называлась бы должность Лермонтова в нынешней армии) ни они, ни «слава, купленная кровью», то есть военные подвиги, «не шевелят отрадного мечтанья». Зато поэт любит «…дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез».
«И в праздник, вечером росистым, смотреть до полночи готов на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», — такими словами Лермонтов заканчивает это стихотворение. Природа и простая жизнь обычных людей — вот патриотизм великого поэта. Никакого исторического пафоса и восторга от военных побед над странами и народами, которых высочайше велено считать врагами…
Почитание родителей? Во-первых, разве это только у нас? Во-вторых, а тех родителей, которые всю жизнь измываются, третируют своих детей, тоже надо почитать? Конечно, попытки, в том числе, и законодательно закрепить средневековый Домострой и абсолютную власть родителей над своими детьми в современной России уже предприняты (см. закон о декриминализации домашнего насилия), но рано или поздно эта архаика будет отменена вместе с кучей других реакционных законоуложений, принятых в последние годы.
И здесь самое место вернуться к соцопросу о патриотизме. На вопрос «Что, по-Вашему, значит быть патриотом?» меньше половины (47%) респондентов выбрали ответ «Любить свою страну». Это самый низкий показатель с 2000 года, если верить данным ВЦИОМ. Для примера, в ура-патриотичном 2014 такой ответ выбрали 72% опрошенных (в обоих случаях допускалось до трех ответов).
Характерно, что 44% выбрали такой ответ: «Работать и действовать во благо/ для процветания страны». Это, в свою очередь, самый высокий показатель за последние 20 лет. В том же 2014 такой вариант выбрали лишь 36%.
Но, пожалуй, наиболее показательно, что в нынешнем году резко выросло число тех, кто считает, что быть патриотом, значит «Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была». Таковых в июне 2020 в России оказалось почти 30%. Это больше, чем когда-либо за последние двадцать лет и почти вдвое больше, чем в 2014 году (16%).
Не менее показательны и ответы респондентов на вопрос «Какие события в жизни страны за последние 10-15 лет вызывают у Вас чувство гордости?».
Характерно, что в длинном списке предложенных социологами вариантов «Присоединение Крыма/ восстановление Крыма» выбрали всего 16% (также допускалось до трех ответов). «Проведение Олимпиады/ олимпийские победы» назвали лишь 10%. «Развитие армии/ развитие военной промышленности/ вооружение/ защита страны/ безопасность» — 9%, «Внешняя политика в Сирии/ помощь Сирии/ победа в Сирии» восхищают только 5% россиян. Столько же радуются чемпионату мира по футболу в России, проведенному в 2018 году. А про «75-летие Победы/ День Победы/ память о ВОВ/ парад Победы» вспомнили всего 4% опрошенных.
Еще меньше, от 1% до 4% назвали внешнюю политику, Крымский мост, развитие экономики и импортозамещение, спортивные достижения, авторитет России в мире, повышение уровня жизни, помощь другим странам, Бессмертный полк, гордость за Путина, вставание с колен, успехи в космосе, детские пособия и материнский капитал.
И, наверное, самое главное. Ответ «Никакие» выбрали 9% респондентов, «Другое» — 24%, «Затрудняюсь ответить» — 35%. На самом деле три последних варианта можно смело складывать, потому что они об одном и том же — большинство россиян живет параллельно пропагандистским усилиям власти в деле «патриотического воспитания». У них либо нет с ней точек соприкосновения в этом вопросе (ответы «Никакие» и «Другое»). Либо они просто не хотят с ней разговаривать потому что не доверяют ей и боятся (об этом могут свидетельствовать 35% выбравших ответ «Затрудняюсь ответить»).
Как видим, громыханье военных и спортивных побед, говоря языком Лермонтова, «не шевелит» в большинстве современных россиян «отрадного мечтанья».
Опрос наглядно показал, что официальный патриотизм, как стержень идеологии российской власти, заметно треснул. Но ничем другим она этот стержень заменить не может. Не будет же она в самом деле олигархов раскулачивать…
Татары устроили восстание в Госдуме против законопроекта ЕР о публичной власти
Они проголосовали против лишения Татарстана должности президента, а республика теперь ждет референдума
Для того чтобы норма вступила в силу, в поволжской республике, возможно, придется проводить всенародный референдум с непредсказуемым результатом.
Все они представляют Татарстан. Это Рустам Калимуллин, Марат Нуриев, Илья Вольфсон, Айдар Метшин, Татьяна Ларионова и Айрат Фаррахов. Несколько депутатов от республики вообще не голосовали.
Татьяна Ларионова и Айрат Фаррахов
Неудивительно, что сначала законодательное собрание Татарстана единогласно проголосовало против закона, потом так же сделали и почти все татарские депутаты Госдумы. В противовес им, парламентарии от тех же Югры и Ямала поддержали законопроект, ведь им обещали автономию этих регионов оставить. Татарам же не обещали ничего, а вынудили смириться. Но их сражение еще явно не закончено. Как пишет самый авторитетный telegram-канал республики «Неудаща», для того, чтобы избавиться от должности президента, необходимо переписать конституцию Татарстана. А сделать это в таком фундаментальном моменте как название главы республики, по идее, можно только через всенародный референдум.
Напомним, сегодня Госдума в первом чтении приняла закон «о вечных губернаторах». Внесенный сенатором Андреем Клишасом и депутатом ГосДумы Павлом Крашенинниковым документ всколыхнул по всей стране национальные элиты из-за предлагаемого масштабного усиления федеральных полномочий.
Автор текста: Всеволод Инютин
Русские всегда за Родину, но против государства
«РУССКИЕ ПРОТИВ СССР
Результаты революций зачастую противоположны вызвавшим их ожиданиям. Итогом русского национального восстания против империи стало новое, несравненно более тяжелое ярмо для русских. Беспощадно подавлялись любые проявления русского национального самосознания. Малейшее указание на специфические русские интересы квалифицировалось как проявление «великодержавного русского шовинизма» с соответствующими жестокости той эпохи выводами, а на русских — «бывшую угнетающую нацию» — возлагалась коллективная ответственность за мнимые и реальные прегрешения царизма. Даже слова «русский» и «Родина» были изъяты из употребления или использовались исключительно в негативном смысле, а проявление любого, даже научного, интереса к русскому народу рассматривалось как «контрреволюционная вылазка» (1).
Русскость подлежала преодолению.
В поведении первой генерации советской элиты явно прослеживался сектантский (а большевистская партия в дореволюционный период очень напоминала религиозную секту) комплекс: осознание себя в качестве носителей высшей истины, высокая харизматичность, чувство превосходства по отношению к автохтонному населению, ощущение избранничества и мессианизма. Это порождало пренебрежительное и утилитарное отношение к русскому народу как строительному материалу нового мира, той «табула раса», на которой напишут новые и красивые слова.
В первой половине 30-х гг. в сталинском лексиконе появились такие непривычно комплиментарные характеристики русских, как «русские — это основная национальность мира», «русская нация — это талантливейшая нация в мире». Русские даже в ситуации жестокой коллективизации и безропотно согласились тащить несравненно более обременительное тягло, чем в «старой» империи.
«Несомненно. Сталин в некотором смысле был русским националистом, возможно, даже самым удачливым. Однако в другом смысле. Сталин сделал максимальное возможное, чтобы уничтожить всё исконно русское. При нем нео-Российская империя достигла своего апогея, как одна из двух мировых свердержав, тогда как русскую нацию довели до состояния почти унизительного». (Дж.Хоскинг Россия: народ и империя (1552-1917). – Смоленск, 2000, с.501)
В служебной записке председателя КГБ СССР Ю. В. Андропова в ЦК КПСС от 28 марта 1981 г. говорилось о необходимости «пресечь враждебные проявления «русизма», охватившего часть интеллигенции» (22).
В СССР в модифицированном виде была воспроизведена ключевая формула существования царской России: русские несли ответственность за страну, служили мотором ее развития, получив в качестве компенсации право гордиться сомнительной ролью «старшего брата» и чувство «глубокого удовлетворения» от «выполнения интернационального долга». Очень важное направление коммунистической политики: сохранив за русскими роль краеугольного камня государства, одновременно лишить их потенциально опасной для этого государства этнической самости, русскости.
Вопреки восприятию США и СССР как антиподов, существует сходство и подобие — не внешнее и случайное, а глубокое и сущностное — советской и американской политий в части государственной этнической политики и нациестроительства. Знаменитая американская концепция («плавильного тигля») исходила из презумпции слияния отказавшихся от собственной идентичности миллионов иммигрантов в новой надэтнической общности — «гражданской нации».
Русские потеряли не только волю к власти, но даже волю к борьбе — к борьбе за сохранение страны, которую они все еще называли, но в глубине души уже не считали своей Родиной.
Политический финал Советского Союза был лишь одной из кульминационных точек долговременного (и всё ещё не завершившегося) процесса мутации русскости, трансформации русской идентичности.
На всем протяжении отечественной истории русский народ и российское государство находились в симбиотических ( ПАРАЗИТИЧЕСКИХ – ред.) отношениях. Государство питалось русской силой и беспощадно эксплуатировало ее: русские низы не имели никаких этнических преференций и несли основное государственное тягло. Тяжесть эксплуатации увеличивалась по мере успеха имперского (социалистического) строительства, роста внешнеполитического влияния и военной мощи страны, уменьшения доли русских в численности ее населения.
В отечественной истории насчитываются три актуальных Смуты: начала XVII в., начала XX в. и рубежа ХХ-ХХ1 вв.
Смута в России не закончилась, нам еще предстоит пережить ее кульминацию с непредсказуемым результатом. Это не вопрос о том, какое будущее ожидает нас, это вопрос о том, есть ли у нас вообще будущее.
русские и только русские, больше никто — творцы собственных триумфальных побед и чудовищных поражений.»
(Соловей В.Д. Руссская история: новое прочтение. – М., АИРО-21, 2005)
Приступ государственного патриотизма
Власти Псковской области решили учить школьников как Родину любить
В Международный день защиты детей, 1 июня, в Санкт-Петербурге, во время 21-го Петербургского международного экономического форума губернатор Псковской области Андрей Турчак встретился с членами «Изборского клуба». Председатель «Изборского клуба», писатель Александр Проханов предложил разработать и ввести в учебных заведениях программу дополнительного образования по патриотическому воспитанию молодёжи, которая в дальнейшем «будет внедрена в российские школы и университеты». Андрей Турчак охотно согласился «в качестве пилотных площадок выбрать школы региона». Так что, возможно, псковским школьникам предстоит первыми испытать на себе «уроки патриотизма».
Программа, по словам Проханова, уже готова, в неё «вошли исторические материалы о Великой Отечественной войне, Республике Крым, открытии Арктики».
Когда в школах начинают вводиться уроки государственного патриотизма, это означает, что в государстве что-то идёт не так. Если детей надо учить любить Родину, это значит, что Родина не любит своих детей.
Патриотизм — это любовь к Родине, это личное чувство, личное переживание человека. Родина — это не государство и не власть. Родина — «тот уголок земли», с которым человека связывают истоки жизни.
А если людей начинают с детства учить любви к государству, любви к власти, это не патриотизм, это воспитание лояльности и покорности. И в ключевые моменты жизни, когда решаются судьбы Отечества, так воспитанный человек, выбирая между любовью к Родине и лояльностью к государству, может изменить Родине. Потому что любовь к Родине иногда требует идти против государства, против власти.
Патриотизм часто перемешивают с военной историей, историей крови и жертв. Живые властители прикрываются павшими, которые ничего не могут сказать.
Когда детям будут рассказывать о Гражданской войне, им скажут о том, что это не победа «красных» над «белыми» и «зелёными», а общенациональная трагедия?
Когда детям будут рассказывать о патриотизме на примере Великой Отечественной войны, им скажут о цене Победы? Об уничтоженных ещё до начала войны командирах и военных специалистах, о пакте Молотова—Риббентропа, о смертельных ошибках Сталина, о миллионах до сих пор не найденных и не погребённых солдат, о победителях, сосланных после Победы в концлагеря, об инвалидах, спрятанных в глуши, о детях войны, о многоэтажных домах на могильных рвах концлагерей?
Им расскажут о миллионах доносов, о «чёрных воронках», о «тройках», о ГУЛАГе, о «законе трёх колосков», о смертной казни для детей с 12 лет? Это будет частью патриотизма, этим тоже нужно будет гордиться? Или просто помнить, чтобы — никогда больше?
«Можем повторить» — это патриотизм?
Детям расскажут о том, что для того, чтобы Гагарин полетел в космос, Королёв должен был чудом выжить в застенках?
Детям расскажут об изгнании и возвращении Александра Исаевича Солженицына? О «Колымских рассказах» Варлама Тихоновича Шаламова?
Детям расскажут об Андрее Дмитриевиче Сахарове, его ссылке, его восхождении, его смерти?
Когда детям будут рассказывать о гибели 6-й роты, им расскажут о причинах трагедии? О подлости и предательстве, о трусости и лжи? О тех, кто не понёс никакой ответственности?
Детям расскажут о «Курске», «Норд-Осте», Беслане? О том, что всем погибшим — взрослым и детям — было больно и страшно, но государство не смогло их спасти? Патриотично ли говорить о героях и не сказать, что они жертвы?
Когда детям будут рассказывать об истории Республики Крым в ХХI веке, им расскажут о вооружённом захвате парламента, о крымских татарах, о Донбассе, о засекреченных до сих пор списках погибших на необъявленной братоубийственной войне, про «их там нет», о несчастных пассажирах «Боинга»?
Горькая правда о страданиях народа войдёт в уроки государственного патриотизма?
Программа, по словам Проханова, уже готова, в неё «вошли исторические материалы о Великой Отечественной войне, Республике Крым, открытие Арктики». Фото: pskov.ru
Почему патриотическое воспитание в нашей стране — в первую очередь военно-патриотическое? Почему не мирно-патриотическое?
Мы хотим подготовить детей к войне или к миру? Мы хотим научить их ненавидеть и враждовать или сострадать и любить?
Нашей стране нужен патриотизм ненависти или патриотизм любви?
Мы хотим научить детей ценить человеческую жизнь?
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал…»
Кто из российских правителей сегодня готов повторить эти слова за Александром Сергеевичем Пушкиным? Кто из них, столпов государственного патриотизма, готов положить жизнь за то, чтобы прекратить войны, установить свободы и мир?
Придание прижизненного величия действующему правителю — это патриотизм или чинопочитание и лесть?
Любовь к Родине не предполагает почитания государственных мифов и легенд. Если патриотизму учить по истории правящей — в любой момент — партии, то личная история человека и официальная история государства не совпадут. И с этого момента человек отстраняется от государственной фальши и парадного лицемерия, с этого момента государство становится чужим.
Принудительное воспитание патриотизма — это предвестие государственного политического банкротства. В любую эпоху, в любой стране.
Любовь к Родине — это исключительно личное чувство, оно не тиражируется учебниками, решениями президентов, парламентов и правительств, съездов партий.
Патриотизм вырастает из свободы, из прав и свобод человека, из достатка и благосостояния, из любви к ближнему и дальнему. Патриотизм не вырастает из бедности и нищеты, из унижений и оскорблений, из пренебрежения человеком, из неправды и лжи.
Государство может дать человеку урок патриотизма: перестать врать и начать служить людям. Тогда уроки государственного патриотизма в школах никому не придут в голову, потому что дети будут просто знать, что Родина их любит.