быть поэтом это значит тоже есенин текст
Каждому человеку когда-то приходится нести ответ за то, что он делает на бренной земле. Не успевшие остаются не понятыми и их оценивает молва, которая не всегда осыпает блёстками любви. Свой ответ Есенин попытался дать в стихотворении «Быть поэтом – это значит…», которое автор написал, как и положено, незадолго до трагической гибели.
Кто такой поэт по Есенину
В стихотворении Сергей Александрович объясняет, кто такой поэт, что он делает и должен делать и какую цену за это платит. По мнению Есенина быть поэтом –
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Он не собирается только баловать нежностью слога и красотой рифмы – его стихи ласкают кровью, которой пишутся. Эта кровь часть души поэта, она вытекает по капли и с большой болью, словно душу положили под пресс и давят, оставляя её обескровленной.
Есенин не хочет быть ни соловьём, ни канарейкой – первый поёт красиво, но однообразно, вторая лишь вторит чужим голосам. Уж лучше быть лягушкой, но уметь петь по-свойски, никого не копируя, никому не подражая и не перед кем не прогибая спины.
Петь по-свойски, даже как лягушка.
Вино и стихи
Стихотворение относится к циклу «Персидские мотивы», оно пишется в Баку, куда Сергей поехал с последней женой, Софьей Толстой, чтобы поправить здоровье. Скука и близость мусульманского мира приводят Есенина к мысли, что запрет вина Кораном – это перебор, ведь без него невозможно идти на пытку стихосложения.
Вино для Сергея – это допинг для жизни и анестетик, который смягчает душевные раны. по крайней мере на время. Оно помогает открыть душу и выпустить из неё нектар стихов с меньшей болью и не погибнуть при этом от болевого шока.
К сожалению, вино обманчиво – в нём сложно найти тонкую грань между благодатью и мерзостью, между легкостью опьянения и свинским пьянством. Часто расстояние между ними в одном стакане и его не всегда видит поэт.
Концовка стихотворения имеет философский посыл, схожий с написанными через пару месяцев в Англетере строками:
В этом мире умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Репетиция получилась такой:
Ну и что ж, помру себе бродягой,
На земле и это нам знакомо.
В финале Есенин смягчает стих, не желая заканчивать его на острие поэтического ножа. Остроты достаточно в предшествующих строках, достаточно чётко показавших, какой ценой приходится платить за написанное.
Рекомендуем почитать по теме стих «Писать надо так, чтобы бумага рвалась», написанное Д Кубраковым много после произведения Есенина, но также передающее видение платы за творчество.
Текст
Но, горя ревнивою отвагой,
Будет вслух насвистывать до дома:
«Ну и что ж, помру себе бродягой,
На земле и это нам знакомо».
Слушаем стих
Анализ стиха «Быть поэтом – значит то же» Есенина
Сочинение, а также краткий и полный анализ «Быть поэтом – значит то же» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Текст стиха «Быть поэтом – значит то же»
Сергей Есенин
Быть поэтом – значит то же
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Быть поэтом – значит петь раздольно,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поет – ему не больно,
У него одна и та же песня.
Канарейка с голоса чужого –
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка.
Магомет перехитрил в Коране,
Запрещая крепкие напитки.
Потому поэт не перестанет
И когда поэт идет к любимой,
А любимая с другим лежит на ложе,
Влагою живительной хранимый,
Но, горя ревнивою отвагой,
Будет вслух насвистывать до дома:
«Ну и что ж! помру себе бродягой.
На земле и это нам знакомо».
Краткий анализ произведения
Стихотворение С. Есенина “Быть поэтом — значит то же” затрагивает одну из основных тем творчества поэта — тему поэта и поэзии.
В его понимании процесс литературного творчества равен страданию, пытке: “Рубцевать себя по нежной коже”. Эта мысль перекликается с еще одной ключевой для поэзии Есенина черте — глубокой народности его лирики, которая порождается его безграничной любовью к Родине.
По мнению лирического героя стихотворения, за которым, несомненно, стоит сам Есенин, народность и страдание неотделимы друг от друга, потому что изображать зачастую суровую русскую реальность со всеми недостатками и пороками общества всегда больно, особенно для поэта-патриота.
В образе соловья автор отразил другой тип писателя, который далек от общественных реалий, и ему автор противопоставляет себя:
Образ канарейки также символичен. Он используется Есениным для выражения неприязни к художникам, которые поддаются правительству и пишут заказные произведения:
Лирический герой Есенина с мужеством смотрит в будущее, хотя и не ждет перемен к лучшему: он предпочитает топить тоску и боль на дне стакана и с безразличием относится к неизбежной и безрадостной смерти:
На земле и это нам знакомо”.
Наши сердца бьются в такт бессмертным стихотворениям Сергея Есенина, которые исцеляют душевные раны, учат нас по-настоящему, вопреки всем трудностям.
Анализ стиха «Быть поэтом – значит то же»
Стихотворение С. Есенина «Быть поэтом – значит то же» наполнено невероятно душевной и спокойной лирикой, где каждое слово, втекающее в предложение, не лишено какого-либо смысла.
В начале стиха идет главная тема-то, о чем Есенин собирается толковать. О жизненном пути практически каждого поэта и его дальнейший выбор.
В строках первого четверостишия поэт утверждает, что если он не будет нарушать правду жизни, её бытие, спокойствие, смирение, покой, то он будет вынужден рубцевать, приносить самому себе боль, вопреки своим взглядам кормить народ любовной, бесполезной лирикой.
Следующее четверостишие подтверждает все выше сказанное, но лишь дополняя тем, что существует поэты сравнимые с певучими соловьями, так как эти птицы способны петь лишь об одном и том же, бессмысленно и однотонно, нежели настоящие поэты: «Быть поэтом — значит петь раздольно».
Вслед Сергей Есенин пишет о том, что канарейка, то бишь образ низменного человека, заказного, правительственного писака, способна лишь поддакивать, изображать голос поэта, не неся за собой ничего, кроме пропаганды. Над такими людьми автор смеётся вслух и порицает их существование.
Хотя его не так будет забавить лягушка, обыкновенная лягушка — низший слой, не очень красивая, мерзкая, но у нее есть собственный, толковый слог, она использует его, она честная, поет по-своему и это восхищает автора.
Это доказывает нам пятое четверостишие, где поэт, застав свою возлюбленную с другим мужчиной, не срывается на нее в гневе, не устраивает скандал и ни за что «Он ей в сердце не запустит ножик».
И в конце стихотворения он будет лишь тосковать, но тосковать с мужеством и благородством, топить тоску, трезво мыслить и безразлично смотреть на неизбежную, безрадостную жизнь, насвистывая себе под нос вот эти строки: «Ну и что ж, помру себе бродягой, на земле и это нам знакомо».
В заключение анализа, я бы хотел добавить, что Есенин — одна из самых загадочных и романтичных фигур русской поэзии, и как я понял, в этом произведении поэт, канарейка, соловей, лягушка — это все лирические герои, которые на протяжении многих лет периодический встречались в жизни Сергея.
Он с душой олицетворяет эти образы, и как мне кажется, он достаточно емко и подробно описал дальнейшие пути и судьбы людей, собирающихся стать поэтами…
Сочинение о стихе Быть поэтом – значит то же
Каждому человеку когда-то приходится нести ответ за то, что он делает на бренной земле. Не успевшие остаются не понятыми и их оценивает молва, которая не всегда осыпает блёстками любви. Свой ответ Есенин попытался дать в стихотворении «Быть поэтом – это значит…», которое автор написал, как и положено, незадолго до трагической гибели.
Кто такой поэт по Есенину
В стихотворении Сергей Александрович объясняет, кто такой поэт, что он делает и должен делать и какую цену за это платит. По мнению Есенина быть поэтом –
Кровью чувств ласкать чужие души.
Он не собирается только баловать нежностью слога и красотой рифмы – его стихи ласкают кровью, которой пишутся. Эта кровь часть души поэта, она вытекает по капли и с большой болью, словно душу положили под пресс и давят, оставляя её обескровленной.
Есенин не хочет быть ни соловьём, ни канарейкой – первый поёт красиво, но однообразно, вторая лишь вторит чужим голосам. Уж лучше быть лягушкой, но уметь петь по-свойски, никого не копируя, никому не подражая и не перед кем не прогибая спины.
Петь по-свойски, даже как лягушка.
Вино и стихи
Стихотворение относится к циклу «Персидские мотивы», оно пишется в Баку, куда Сергей поехал с последней женой, Софьей Толстой, чтобы поправить здоровье. Скука и близость мусульманского мира приводят Есенина к мысли, что запрет вина Кораном – это перебор, ведь без него невозможно идти на пытку стихосложения.
Вино для Сергея – это допинг для жизни и анестетик, который смягчает душевные раны… по крайней мере на время. Оно помогает открыть душу и выпустить из неё нектар стихов с меньшей болью и не погибнуть при этом от болевого шока.
К сожалению, вино обманчиво – в нём сложно найти тонкую грань между благодатью и мерзостью, между легкостью опьянения и свинским пьянством. Часто расстояние между ними в одном стакане и его не всегда видит поэт.
Концовка стихотворения имеет философский посыл, схожий с написанными через пару месяцев в Англетере строками:
Репетиция получилась такой:
На земле и это нам знакомо.
В финале Есенин смягчает стих, не желая заканчивать его на острие поэтического ножа. Остроты достаточно в предшествующих строках, достаточно чётко показавших, какой ценой приходится платить за написанное.
Анализ стиха «Быть поэтом – значит то же» Есенина
Сочинение, а также краткий и полный анализ «Быть поэтом – значит то же» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Текст стиха «Быть поэтом – значит то же»
Сергей Есенин
Быть поэтом – значит то же
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Быть поэтом – значит петь раздольно,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поет – ему не больно,
У него одна и та же песня.
Канарейка с голоса чужого –
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка.
Магомет перехитрил в Коране,
Запрещая крепкие напитки.
Потому поэт не перестанет
И когда поэт идет к любимой,
А любимая с другим лежит на ложе,
Влагою живительной хранимый,
Но, горя ревнивою отвагой,
Будет вслух насвистывать до дома:
«Ну и что ж! помру себе бродягой.
На земле и это нам знакомо».
Краткий анализ произведения
Стихотворение С. Есенина “Быть поэтом — значит то же” затрагивает одну из основных тем творчества поэта — тему поэта и поэзии.
В его понимании процесс литературного творчества равен страданию, пытке: “Рубцевать себя по нежной коже”. Эта мысль перекликается с еще одной ключевой для поэзии Есенина черте — глубокой народности его лирики, которая порождается его безграничной любовью к Родине.
По мнению лирического героя стихотворения, за которым, несомненно, стоит сам Есенин, народность и страдание неотделимы друг от друга, потому что изображать зачастую суровую русскую реальность со всеми недостатками и пороками общества всегда больно, особенно для поэта-патриота.
В образе соловья автор отразил другой тип писателя, который далек от общественных реалий, и ему автор противопоставляет себя:
Образ канарейки также символичен. Он используется Есениным для выражения неприязни к художникам, которые поддаются правительству и пишут заказные произведения:
Лирический герой Есенина с мужеством смотрит в будущее, хотя и не ждет перемен к лучшему: он предпочитает топить тоску и боль на дне стакана и с безразличием относится к неизбежной и безрадостной смерти:
На земле и это нам знакомо”.
Наши сердца бьются в такт бессмертным стихотворениям Сергея Есенина, которые исцеляют душевные раны, учат нас по-настоящему, вопреки всем трудностям.
Анализ стиха «Быть поэтом – значит то же»
Стихотворение С. Есенина «Быть поэтом – значит то же» наполнено невероятно душевной и спокойной лирикой, где каждое слово, втекающее в предложение, не лишено какого-либо смысла.
В начале стиха идет главная тема-то, о чем Есенин собирается толковать. О жизненном пути практически каждого поэта и его дальнейший выбор.
В строках первого четверостишия поэт утверждает, что если он не будет нарушать правду жизни, её бытие, спокойствие, смирение, покой, то он будет вынужден рубцевать, приносить самому себе боль, вопреки своим взглядам кормить народ любовной, бесполезной лирикой.
Следующее четверостишие подтверждает все выше сказанное, но лишь дополняя тем, что существует поэты сравнимые с певучими соловьями, так как эти птицы способны петь лишь об одном и том же, бессмысленно и однотонно, нежели настоящие поэты: «Быть поэтом — значит петь раздольно».
Вслед Сергей Есенин пишет о том, что канарейка, то бишь образ низменного человека, заказного, правительственного писака, способна лишь поддакивать, изображать голос поэта, не неся за собой ничего, кроме пропаганды. Над такими людьми автор смеётся вслух и порицает их существование.
Хотя его не так будет забавить лягушка, обыкновенная лягушка — низший слой, не очень красивая, мерзкая, но у нее есть собственный, толковый слог, она использует его, она честная, поет по-своему и это восхищает автора.
Это доказывает нам пятое четверостишие, где поэт, застав свою возлюбленную с другим мужчиной, не срывается на нее в гневе, не устраивает скандал и ни за что «Он ей в сердце не запустит ножик».
И в конце стихотворения он будет лишь тосковать, но тосковать с мужеством и благородством, топить тоску, трезво мыслить и безразлично смотреть на неизбежную, безрадостную жизнь, насвистывая себе под нос вот эти строки: «Ну и что ж, помру себе бродягой, на земле и это нам знакомо».
В заключение анализа, я бы хотел добавить, что Есенин — одна из самых загадочных и романтичных фигур русской поэзии, и как я понял, в этом произведении поэт, канарейка, соловей, лягушка — это все лирические герои, которые на протяжении многих лет периодический встречались в жизни Сергея.
Он с душой олицетворяет эти образы, и как мне кажется, он достаточно емко и подробно описал дальнейшие пути и судьбы людей, собирающихся стать поэтами…
Сочинение о стихе Быть поэтом – значит то же
Каждому человеку когда-то приходится нести ответ за то, что он делает на бренной земле. Не успевшие остаются не понятыми и их оценивает молва, которая не всегда осыпает блёстками любви. Свой ответ Есенин попытался дать в стихотворении «Быть поэтом – это значит…», которое автор написал, как и положено, незадолго до трагической гибели.
Кто такой поэт по Есенину
В стихотворении Сергей Александрович объясняет, кто такой поэт, что он делает и должен делать и какую цену за это платит. По мнению Есенина быть поэтом –
Кровью чувств ласкать чужие души.
Он не собирается только баловать нежностью слога и красотой рифмы – его стихи ласкают кровью, которой пишутся. Эта кровь часть души поэта, она вытекает по капли и с большой болью, словно душу положили под пресс и давят, оставляя её обескровленной.
Есенин не хочет быть ни соловьём, ни канарейкой – первый поёт красиво, но однообразно, вторая лишь вторит чужим голосам. Уж лучше быть лягушкой, но уметь петь по-свойски, никого не копируя, никому не подражая и не перед кем не прогибая спины.
Петь по-свойски, даже как лягушка.
Вино и стихи
Стихотворение относится к циклу «Персидские мотивы», оно пишется в Баку, куда Сергей поехал с последней женой, Софьей Толстой, чтобы поправить здоровье. Скука и близость мусульманского мира приводят Есенина к мысли, что запрет вина Кораном – это перебор, ведь без него невозможно идти на пытку стихосложения.
Вино для Сергея – это допинг для жизни и анестетик, который смягчает душевные раны… по крайней мере на время. Оно помогает открыть душу и выпустить из неё нектар стихов с меньшей болью и не погибнуть при этом от болевого шока.
К сожалению, вино обманчиво – в нём сложно найти тонкую грань между благодатью и мерзостью, между легкостью опьянения и свинским пьянством. Часто расстояние между ними в одном стакане и его не всегда видит поэт.
Концовка стихотворения имеет философский посыл, схожий с написанными через пару месяцев в Англетере строками:
Репетиция получилась такой:
На земле и это нам знакомо.
В финале Есенин смягчает стих, не желая заканчивать его на острие поэтического ножа. Остроты достаточно в предшествующих строках, достаточно чётко показавших, какой ценой приходится платить за написанное.
Как менялось отношение Есенина к революции? Что за стихотворение написано его кровью? И чем интересны любовные связи поэта?
«Я заменял охотничью собаку»
Жизнь Сергея Есенина изобилует экстравагантными и интересными деталями. И первые штрихи к яркому образу поэта появились уже в раннем детстве. В автобиографии он писал:
«С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство.
Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься. » «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками.
Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.
13-летний Есенин (третий справа) вместе с односельчанами.
За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ.
Хулиган, алкоголик или притворщик?
Соответственно, первые шаги на поэтическом поприще Есенин делал в образе народном, простом и мягком. Именно так он добился первой известности, стал любимцем девушек и вместе с ведущим поэтом «новокрестьянской волны» Николаем Клюевым выступал перед императрицей Александрой Федоровной и ее дочерьми в Царском Селе.
Сергей Есенин и Николай Клюев.
Но таким Есенину суждено было оставаться недолго. Через три года после прибытия в Петроград, в 1918-м, он подружился с поэтом Анатолием Мариенгофом и примкнул к созданному Мариенгофом «Ордену имажинистов», позднее названному «Орденом воинствующих имажинистов». Именно акции этого объединения, такие как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен различных зданий, придали облику Есенина скандальный окрас. В частности, на стене Страстного монастыря в Москве по инициативе поэта появились следующие строчки:
«Вот они, толстые ляжки
Этой похабной стены.
Здесь по ночам монашки
Снимают с Христа штаны».
Страстной монастырь.
Анатолий Мариенгоф вспоминал, что выходки Есенина порой удивляли даже товарищей по объединению:
Повод был настолько мал, что даже не остался в памяти. Обливающегося кровью, с рассеченной головой Приблудного увезли в больницу.
У кого-то вырвалось:
Не поморщив носа, Есенин сказал, помнится, что-то вроде того:
— Меньше будет одной собакой!»
Был известен Есенин и своими литературными хулиганствами, некоторые из которых приобрели народную известность:
«Осень гнилая давно уж настала
Птицы г. вно начинают клювать.
На старом заборе ворона насрала
Ну и погода, ё… твою мать».
Тем не менее, Анатолий Мариенгоф отмечал, что негативный общественный образ был во многом лишь ответом поэта на запросы публики, не желавшей воспринимать его в ином качестве:
«В есенинском хулиганстве прежде всего повинна критика, а затем читатель
и толпа, набивавшая залы литературных вечеров, литературных кафе и клубов.
Еще до всероссийского эпатажа имажинистов, во времена «Инонии» (1920 г.) и
«Преображения» (1918 г.), печать бросила в него этим словом (хулиган), потом прицепилась к нему, как к кличке, и стала повторять и вдалбливать с удивительной методичностью.
Критика надоумила Есенина создать свою хулиганскую биографию, пронести
себя хулиганом в поэзии и в жизни.
Я помню критическую заметку, послужившую толчком для написания
стихотворения «Дождик мокрыми метлами чистит», в котором он, впервые в
стихотворной форме, воскликнул:
«Плюйся, ветер, охапками листьев, Я такой же, как ты, хулиган».
Мариенгоф и Есенин, 1919 год.
Есенин читал эту вещь с огромным успехом. Когда выходил на эстраду,
толпа орала: «Хулигана!».
Я не знаю, что чаще Есенин претворял: жизнь в стихи или стихи в жизнь. Маска для него становилась лицом и лицо маской. Вскоре появилась поэма «Исповедь хулигана», за нею книга того же названия и вслед, через некоторые промежутки, «Москва кабацкая», «Любовь хулигана» и т.д., и т.д. во всевозможных вариациях и на бесчисленное число ладов».
Есенина несколько раз клали в больницу. Известно, что его здоровьем были обеспокоены даже представители власти. Так партийный деятель Христиан Раковский в письме руководителю ОГПУ (госбезопасности) Феликсу Дзержинскому просил «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе», предлагая: «Пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…»
Феликс Дзержинский
Есенин и революция
Одним из главных проявлений противоречивости Есенина стало его отношение к революции. С одной стороны, бунтарская натура поэта приветствовала резкие изменения. Поэт Петр Орешин писал: «Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом; и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем».
Сам Есенин в автобиографии указывал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Литературовед А. М. Микешин подчеркивал, что поэт увидел в революции «ангела спасения», который явился к находящемуся «на одре смерти» крестьянству.
Тогда Есенин размышлял о значении идей вождя революции Владимира Ленина («Он вроде сфинкса предо мной») и сочинял следующие строки:
Впрочем, уже к 1920-му году восторг начал сходить на нет: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений. Конечно, кому откроется, тот увидит тогда эти покрытые уже плесенью мосты, но всегда ведь бывает жаль, что если выстроен дом, а в нем не живут. ».
Неприятие поэтом ситуации стремительно росло. В 1923-м, возвращаясь из путешествия в США, он горько признавался в письме другу, уже безо всякой надежды на лучшее:
Теперь, когда от революции остались только хрен да трубка, стало очевидно, что ты и я были и будем той сволочью, на которой можно всех собак вешать.
А теперь, теперь злое уныние находит на меня. Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому. В нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь».
Глубокое разочарование привело к отчаянию и утрате понимания происходившего. В 1924-м, за год до смерти, Есенин выразил свое состояние в строчках:
«Не знали вы, что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
Куда несет нас рок событий».
Бурный, противоречивый характер Есенина не мог не найти отражения и в его личной жизни. Уже в 19 лет он вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой, с которой работал в типографии «Товарищества И. Д. Сытина». В том же году пара родила сына Юрия.
Но три года спустя, в 1917-м, Есенин сильно увлекся актрисой Зинаидой Райх и 30 июля обвенчался с ней в маленькой церкви под Вологдой.
Зинаида Райх с сыном Константином и дочерью Татьяной.
Сильнейшие переживания вызывал Есенин и у других своих женщин. С Галиной Бениславской, своим литературным секретарем, он периодически состоял в личных отношениях с 1920 по 1925 год. Он честно признавался: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю. »
Тем не менее, Бениславская любила Есенина беззаветно и закончила жизнь, застрелившись на могиле поэта на Ваганьковском кладбище, оставив записку: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина… Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое…».
Галина Бениславская.
Есенин также говорил Бениславской, объясняя, почему не может связать с ней свою жизнь: «Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Вас не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил — Зинаиду и Изадору — и не мог иначе. Для меня любовь — это страшное мучение, это так мучительно».
Изадорой поэт называл одиозную танцовщицу из США Айседору Дункан. Их роман мгновенно разгорелся в 1921-м и перерос в брак, длившийся с 1922 по 1924 годы.
Мариенгоф писал, что Дункан была абсолютно очарована Есениным. Будучи старше его на 18 лет, всемирно известная танцовщица прощала ему любые грубости и побои, как прощала бы ребёнку мать:
«Когда Есенин как-то грубо в сердцах оттолкнул прижавшуюся к нему
Изидору Дункан, она восторженно воскликнула:
— Ruska lubow! (Русская любовь)
У нее по-детски припухали губы, и на голубых фаянсовых блюдцах сверкали соленые капельки. Она опускалась на пол около стула, на котором сидел Есенин, обнимала его ногу и рассыпала по его коленям красную медь своих волос:
Есенин грубо отталкивал ее сапогом.
Тогда Изадора еще нежнее и еще нежнее произносила:
— Serguei Alexandrovich, lublu tibia. (Сергей Александрович, люблю тебя)».
Надежда Вольпин с сыном.
Сергей Есенин и Софья Толстая
Эти отношения вышли несчастливыми и прервались смертью Есенина, но Толстая всю свою жизнь посвятила сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений поэта.
Испытав любовь столь многих женщин, сам Есенин говорил: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство. »
Загадка смерти Есенина
В конце 1925 года жена и друзья собрали денег и положили Есенина в платную психоневрологическую клинику. Однако, пройдя курс лечения, поэт снял все деньги со своей сберкнижки и уехал в Ленинград. Там он поселился в гостинице «Англетер», где 28 декабря 1925 года и был обнаружен труп литератора.
Посмертное фото Есенина.
«До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей».
Также мать первого ребёнка поэта Анна Изряднова вспоминала: «Видела его незадолго до смерти. Пришёл, говорит, проститься. На мой вопрос «Почему?» говорит: «Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверно, умру»»
Похороны Есенина. Слева — Зинаида Райх (в шарфе с прижатой к груди рукой) и Всеволод Мейерхольд, крайние справа — сестра Екатерина и мать Татьяна Фёдоровна. На похоронах были все женщины Есенина, кроме Айседоры Дункан.
В 1989 году под эгидой Института мировой литературы имени Горького была создана Есенинская комиссия и провели ряд экспертиз. По результатам экспертиз профессор по кафедре судебной медицины, доктор медицинских наук Б. С. Свадковский дал следующий ответ: «Опубликованные „версии» об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы».
Кроме того, с теорией об убийстве Есенина агентами ОГПУ (основной версией убийства) не согласуется тот факт, что за два месяца до смерти литератора Феликс Дзержинский давал поручение сотрудникам проконтролировать его лечение от алкогольной зависимости.