быть готовым к школе не значит уметь читать писать и считать венгер
Быть готовым к школе не значит уметь читать писать и считать венгер
«Маленький принц» — центр для всей семьи! запись закреплена
Психологическая готовность к школе ребенка.
» Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.»
(Венгер Л. А.)
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх, в общении, в труде, во время занятий.
1. Ребенок должен хотеть идти в школу.
2. Ребенок умеет контролировать эмоции и поведение.
3. Ребенок имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.
4. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками
5. Ребенок умеет думать, анализировать, делать выводы.
6. Развита речь и словарный запас.
7. Может концентрировать внимание, строить логические связи.
А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.
Этому мы учим на нашем курсе подготовки к школе!
Подробную информацию можно уточнить по телефону:
Центр на Бухарестской, 118 кор.1
8 (812) 970-69-88
Центр на Типанова, 27/39 (ТЦ»Космос»)
8 (962) 685-19-68
Готов ли Ваш ребенок к школе?
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
«Две вещи дети должны получить от своих родителей: корни и крылья»
Сочините ребёнку небольшую сказку о зверушках, в которой каждый персонаж по-своему объясняет своё желание учиться.
Например, один говорит : « Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет, а если бы не заставляла, я бы в школу не ходил».
Второй : « Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился».
Третий: « Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».
Четвёртый : « Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким».
А теперь спросите своего ребёнка: « Как ты считаешь, почему нужно ходить в школу?»
Если он настроен исключительно на игру и среди его соображений нет ни одного учебно-познавательного мотива, вряд ли ребёнок психологически готов получать знания за школьной партой.
Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению. Попросите ребёнка пересказать короткий рассказ (6-7предложений) или содержание небольшого мультфильма.
Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию ( начало, середина, конец), значит Вам нужно с ребёнком поработать над развитием речи. Самый эффективный способ-чтение книг вслух. Читайте ребёнку сказки или небольшие по объему рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша каждый день о том, как прошёл его день, что интересного он увидел, узнал.
гора, гора, гора, гора, кора, гора, гора……..
коса, коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса………
Загадайте ребёнку загадку: « Что случиться, если имя Любочка потеряет букву «Л», а если слог « лю»?
Если ребёнок слышит и называет лишние слова, без труда делит слово на части, значит, с фонематическим слухом у него всё в порядке. Если же ошибается, ему обязательно нужно тренировать слух логопедическими упражнениями, в противном случае у него могут возникнуть проблемы при обучении русскому языку ( в частности, орфографии).
Попросите ребёнка закончить предложения: « Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», « Прошёл дождь, поэтому…», « У Антона сегодня отличное настроение, потому что…»
В игре « Четвёртый лишний » ребёнку предлагают ряды из четырёх слов. В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например. стол, стул, диван, окно. Или : брюки, рубашка, юбка, мальчик.
Набор слов для предъявления:
САД (растения, садовник, собака, забор, земля)
РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картинка, печать, слово)
ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
Игра « Сравни понятия » Ребёнку объясняют, что понятия можно сравнивать. Для удобства сравнения, чтобы наглядно изобразить количество охватываемых данным понятием предметов, понятия изображаются с помощью кругов. Например, отношение между понятиями «собака» и «животное» может быть изображено как на Рисунке 1:
Понятия могут совпадать частично, например, «книга» и «учебное пособие». Тогда отношение между ними наглядно изображается как на Рисунке 2.
Понятия могут совпадать полностью и являться, таким образом, тождественными, или равнозначащими, или синонимами. Например, понятия «квадрат» и «равносторонний прямоугольник». С помощью кругов отношение между ними изображается как на
Если сравниваемые понятия не имеют ничего общего, например, понятия «отметка» и «сосна», отношение между ними изображаются как на Рисунке 4:
Далее ребёнку дается задание определить отношения между следующими понятиями и обозначить их с помощью кругов:
Далее предлагается привести свои примеры совпадающих, пересекающихся понятий, понятий, не имеющих ничего общего, понятий, полностью входящих в более общее понятие.
Игра « Подбери общее понятие»
Ребенку называется пара слов, он должен назвать их одним словом, т.е. обобщить. Например, называется пара слов «пчела, жук». Ребёнок отвечают более общим понятием «насекомые».
Слова для предъявления:
Родитель читает набор из 5 слов и просит ребёнка найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое – его часть.
Слова для предъявления:
Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня
Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф
Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио
Обувь, туфли, щетка, крем, подошва
Задание усложняется за счет сокращения времени на размышление.
Не останавливаясь на других приемах логического мышления, укажем, что все рассмотренные приемы необходимы для полноценного усвоения изучаемых в школе предметов: действия, стоящие за этими приемами, и будут служить средством усвоения различных предметных знаний. Важно отметить и то, что на основе этих приемов можно формировать и более сложные методы логического мышления, например прием доказательства.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться к 6-7 годам. И если при выполнении вышеперечисленных игр-заданий ребёнок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально. Если больше, то необходимо заняться его тренировкой. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям в обучении. В частности при совершении любых логических действий ( анализ, обобщение, выделение главного при построении выводов) и операций со словами.
Поиграйте с ребёнком в такую игру « да» и «нет» не говорить, « чёрное» и « белое» не называть. Задавайте ему простые вопросы: « Ты любишь шоколад?», « Какого цвета мороженое?» Он должен отвечать не говоря слов «да» и «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.
Если малыш отвечал без ошибок, значит уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условий успешной учёбы « Неуспешные школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определённой последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Тренировка способность к самоконтролю происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр по правилам». Например, предложите ребёнку: « Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их повторять за мной. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. А если услышишь название цветка, то хлопни в ладоши один раз». Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, плечо, шкаф, василёк, книга…Варианты: нельзя повторять названия животных, имена девочек…
Когда ребёнок хорошо и постоянно станет удерживать правило, можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил. Например: нельзя повторять названия птиц, а нужно их отмечать одним хлопком, а также нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму( или зелёный цвет), а нужно их отмечать двумя хлопками.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА ( РАБОТА МЕЛКИХ МЫШЦ РУК)
Попросите ребёнка вырезать фигурки для аппликации ( лучше геометрической формы) и приклеить их на лист бумаги.
На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур и попросите малыша повторить его.
Обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке. Почему это так важно? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук находятся очень близко. Стимулируя мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, массажа рук, лепки из пластилина, солёного теста, мы тем самым активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
Читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Во время массажа руки ребенка должны удобно лежать на подлокотнике кресла или на столе. Одной рукой возьмите руку ребенка в области запястья, пальцами другой руки начните поглаживание от кончика к основанию каждого его пальчика по очереди. Повторите прием 3-5 раз. Затем перейдите к легкому растиранию каждого пальчика. Для этого подушечками своих пальцев продвигайтесь поступательными движениями от кончика к основанию пальчиков ребенка. Повторите прием 3-5 раз. После растирания следует слегка сдавить подушечку каждого пальчика ребенка по очереди своими большим и указательным пальцами. Повторите прием 2-3 раза. Затем перейдите к массажу большого пальца. С помощью поглаживающих и растирающих движений у его основания отведите палец от ладони и задержите на несколько секунд в этом положении. Перейдите к разминанию мышцы у основания большого пальца. Для этого обхватите его так, чтобы ваш большой палец находился на ладони, а указательный и средний с наружной стороны кисти ребенка. Разминание произведите поступательными движениями. Повторите прием 4-5 раз. Массаж пальчиков заканчиваем поглаживанием и легким потряхиванием кистей рук.
«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка и его родителей. В настоящее время проблема подготовки ребёнка к школе в семье является наиболее актуальной т.к. численность детей на очередь в детские сады резко возросла, но и возросла роль семьи в подготовке детей к школе.
Подготовка к школе является одним из наиболее важных вопросов педагогики и психологии. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей т.к. главными воспитателями своих детей являются они. Семья для ребёнка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединённой жизнью.
Часто под готовностью к обучению родители подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка. Что само по себе тоже важно. Но это понятие готовность к учению значительно шире и многообразнее. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И прежде всего сформированность желания учиться, с одной стороны, и оказание помощи родителям с другой стороны. К школе надо готовить не только детей, но и взрослых: мам, пап, бабушек и дедушек. Что же может включать в себя подобная подготовка? Прежде всего, это знакомство с психолого-педагогической готовностью к школе.
Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Тем не менее, большинство ученых признают тот факт, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда будущий первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Готовность к школьному обучению, по мнению ученых, имеет многокомпонентную структуру. В этой структуре можно выделить несколько компонентов:
Во-первых, это происходит потому, что родители, занимаясь с ребёнком, не всегда могут правильно выбрать темп, объём работы, и тогда ребёнок, переутомившись, боится предстоящей нагрузки и, как следствие, отказывается заниматься.
Во-вторых, во многих семьях разговоры о предстоящем обучении ведутся чуть ли не ежедневно в течение всего преддошкольного года, что вызывает у ребёнка тревогу и неуверенность в своих силах.
В-третьих, зачастую родители, отчаявшись сделать из своего непоседы прилежного и послушного – удобного для них – будущего школьника, сами провоцируют негативное отношение не только к школе, но и к учителю.
В-четвёртых, некоторые родители, увлекаясь и идя на поводу у ребёнка, формируют у него неправильное отношение к школьной оценке. В школе дети сталкиваются с такой ситуацией, когда оценки могут быть и плохими, тогда приходит разочарование в учебе.
В-пятых, многие родители игнорируют тот факт, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, и резко меняют игровую деятельность на учебную. Ребёнок не готовый к такой перемене, часто бунтует или, напротив, демонстрирует равнодушие к занятиям. Чтобы избежать этих ошибок, взрослые должны заботиться о его эмоциональном состоянии. Родители могут научить ребёнка понимать собственные чувства и эмоции, выражать их словами; уметь принимать не только победы, но и поражения. Откровенное отношение родителей послужит для ребёнка хорошим примером того, как, поделившись своими радостями и неприятностями с близким человеком, можно обрести покой и справиться со стрессовой ситуацией. Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками (Т.А.Репина, Р.А.Иванкова, Р. Б. Стеркина), знание норм поведения и взаимоотношений (В. Г. Нечаева, Т. И. Пониманская), умение общаться с детьми и взрослыми (М.И. Лисина, А.Г.Рузская). Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку нелегко, но, как показывают исследования Е. В. Субботского, Т. И. Пониманской,
Л. А. Пеньевской, в дошкольном детстве можно заложить ее фундамент.
Прежде чем развивать у ребёнка психические процессы необходимо родителям иметь представления о них.
Внимание – это направленность нашего сознания на определённый объект. Оно способствует регуляции любой деятельности, обеспечивает безопасность, позволяет осуществлять аналитическую деятельность. Внимание характеризуется целым рядом свойств, которые необходимо развивать у будущего первоклассника. Это устойчивость, объём, концентрация, переключаемость, распределяемость внимания. Управление своим вниманием – шаг к улучшению памяти. Память – способность человека запоминать то, что он видит, слышит, говорит, делает; хранить это и воспроизводить в нужный момент нужную информацию. Работу памяти обеспечивают запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение. Чтобы ребёнок был успешным в школе, родители могут выяснить, какую информацию ему легче запоминать, какой вид памяти у ребёнка лучше развит (образная, эмоциональная, двигательная, словесная и др.). Это поможет родителям включать в работу как можно больше видов памяти для того, чтобы ребёнку было легче запоминать информацию, используя тот вид памяти, который ему удобен. А вот для того, чтобы развивать мышление, необходимы организованность, хорошо развитые внимание и память. Среди видов мышления выделяют: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Развивать мышление – значит давать пищу для ума. У ребёнка на пороге школы должен быть достаточным кругозор и запас конкретных знаний. Важным компонентом готовности является развитие речи ребёнка. В этом возрасте развивается связная монологическая речь. Её специфика, в сравнении с разговорной, состоит не только в том, что с ней должны строго соблюдаться нормы литературного языка, но и в том, что построение развёрнутого высказывания требует гораздо больше произвольности, осознанности. Изучение программы первого класса школы показывает, что успешно овладеть ею сможет тот ребенок, который уже располагает определенным запасом знаний по школьным предметам, научился читать. Учитель будет опираться на эти познания ученика и развивать их, обогащать. Знания, таким образом, составляют основу для начала обучения по специальным предметам (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щирина, Т.А. Куликова). Важны осознанность знаний и умений, понимание причинно-следственных связей и закономерностей, способность выделять и удерживать учебную задачу. Исследователи Л.Е.Журова, Т.В.Тарунтаева, Н.Ф.Виноградова, Г. А. Корнеева, А. Н. Макарова и др. установили, что такая подготовка к обучению в школе возможна и необходима.
Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определенные знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует также развивать у ребенка любознательность, познавательные интересы и способность осознанно воспринимать новую информацию.
Разумеется, наилучшей формой подготовки ребёнка к школе является регулярное посещение детского сада. Заботливые родители ищут и другие образовательные учреждения (центры развития ребёнка, подготовительные классы при школах, гимназиях, лицеях). Разобравшись, какой статус в наибольшей степени удовлетворяет их запросам, родители обращают внимание на существующие в данном учреждении вариативные комплексные программы дошкольного образования, которые обеспечат адекватное содействие психическому развитию ребёнка и формированию предпосылок для освоения им учебной деятельности. Определив ребёнка в образовательное учреждение, сами родители должны понимать, что их помощь будет тогда эффективна, если они сами будут хорошо разбираться в особенностях развития своих детей.
Каждому возрастному периоду соответствует определённый этап развития – сензитивный для той или иной психической деятельности. И прежде чем приступить к подготовке ребёнка к школе, необходимо ознакомиться с основными закономерностями развития детей дошкольного возраста. Иногда родители, не утруждая себя чтением литературы по возрастной психологии, черпают знания о возрастных особенностях ребёнка из наблюдений за сверстниками сына или дочки. Так, нередко ребёнок слышит примерно такие упрёки: «Посмотри, Ваня давно уже читает, а ты до сих пор не знаешь буквы…». Казалось бы, родители правы: ведь в возрасте
5 – 6 лет многие дети уже читают. Значит, это и есть особенности развития детей данного возраста? Но проблема в том, что даже если бы все 5 – 6 летние дети научились вдруг читать, чтение все равно бы не стало основной чертой их развития, так как в этом возрасте ещё не сформированы определённые структуры мозга, не созданы предпосылки для успешного осуществления этого вида деятельности. Л.С. Выготский указывал на три параметра, по которым дети одной возрастной группы отличаются от детей другой возрастной группы: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное новообразование. Дошкольное детство – от 3 до 7 лет – большой отрезок жизни ребёнка.
Детям 5, 6, 7 лет необходимы разные подходы, что учет возрастных особенностей (физиологических, психологических) поможет ребёнку стать успешным. Переход ребёнка в школу – качественно новый этап в его развитии. И этот этап связан с изменением «социальной ситуацией развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет». Если взрослые не учитывают особенности возраста и требуют, например, отказа от любимых занятий в пользу учебы, то возможны два варианта развития ситуации: либо ребёнок не сможет выполнить требования взрослых, либо, в соответствии с ведущей мотивацией этого возраста будет стремиться к высоким результатам, нанося тем самым вред своему здоровью. Кроме того родители начинают понимать, что следующим параметром, отличающих детей одного возрастного периода от другого, является ведущая деятельность – тот вид деятельности, с которой на определённом этапе развития ребёнка связано возникновение важнейших психических новообразований. В дошкольном детстве таким ведущим видом деятельности является игра. Если родители хотят, чтобы подготовка к школе стала эффективной и приносила максимальное удовольствие ребёнку, необходимо включать в нее игровые элементы. С помощью педагогов родители пытаются разобраться в том, что же является центральным возрастным новообразованием у старшего дошкольника. Конечно, это формирование произвольности, слабое развитие которой может создать проблемы при обучении ребёнка в первом классе.
Родители должны быть готовы к тому, чтобы облегчить привыкание ребёнка к новому ритму и правилам школьной жизни.
Учебные будни существенно изменят жизнь ребёнка, а, значит, и их родителей. Необходимо время, для того, чтобы организм ребёнка привык изменению ритма жизни, к смене основной деятельности (игровой на учебную).
Период физиологической адаптации составляет около 5 – 6 недель, которые характеризуются значительным напряжением практически всех систем организма. Такую фазу физиологической адаптации М.М.Безруких называет этапом «физиологической бури». Чтобы не допустить этого родители обязаны следить за здоровьем ребёнка ещё до поступления в школу, т.к. частые простудные, хронические заболевания затрудняют адаптацию первоклассника и могут отразиться на успешности усвоения школьной программы. Беречь ребёнка от перегрузок – это не значит лишать его развивающих занятий (физических или интеллектуальных). Главное: обучать и развивать ребёнка, учитывая состояние его здоровья с наименьшими эмоциональными и физическими затратами. В сохранении здоровья ребёнка очень важную роль играет соблюдение режима дня. Конечно, нет универсального режима дня, который бы подошел для каждой семьи. Но общие правила всё-таки есть:
Родители должны учитывать, что максимальная работоспособность ребёнка приходится на период с 9 до 11 часов, а далее она снижается. Выбирая кружки для ребёнка, курсы по подготовке к школе, родителям надо определиться в том, что интересно ребёнку и какое количество занятий он сможет посещать без ущерба для здоровья. Очень важно, чтобы в режиме дня у ребёнка было время для игр и любимых занятий. Просмотр телевизионных передач не заменит игры. Содержание телепередач, длительность их просмотра регулируются взрослыми. Родители обеспечивают благоприятную гигиеническую обстановку в ежедневном распорядке дня, оптимальный двигательный режим (спортивные и подвижные игры, активный отдых), достаточное пребывание ребёнка на свежем воздухе. При таком подходе родители могут надеяться на благополучную физиологическую адаптацию ребёнка в школе. Но помимо физиологической существует и социальная адаптация.
При переходе в школу меняется не только образ жизни ребёнка, но и его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культуры поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми. Если ребёнок посещает детский сад, то уже обладает какими-то навыками общения. Труднее домашним детям, т.к. их социальный опыт часто бывает, ограничен семьёй и потому невелик. Кто поможет таким детям социализироваться в обществе? Конечно родители. Заботливые родители по-разному решают эту проблему: одни ведут своего ребёнка в «Центр развития», другие – записывают в студии, кружки, третьи – водят детей в подготовительные классы при школах, в центры психолого-педагогической службы, четвёртые – расширяют круг общения детей и взрослых, посещая культурно – массовые мероприятия. Роль родителей заключается в оказании поддержки и помощи при установлении контакта со сверстниками и взрослыми. Очень важно, чтобы родители научили ребёнка уважать точку зрения других людей; вежливо высказывать своё несогласие с чем-либо, бережно и внимательно относиться к другим; обсуждать дела и проблемы ребёнка всей семьёй. После посещения какого-либо мероприятия родители могут выяснить, с кем играл ребёнок, в какие игры, что ему больше всего понравилось, а что – вызвало переживания. Внимательные родители поощряют любые попытки ребёнка в проявлении самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности. Главное, в чем заключается миссия родителей – быть своему ребёнку хорошим примером для подражания. Ведь жизненный опыт мамы и папы, их мнение и характеристики других людей принимаются маленьким ребёнком безоговорочно. Очень важно ребёнку, чтобы его любили и взрослые, и дети. И если окружающий мир дарит ребёнку положительные эмоции от общения, то это облегчит социальную адаптацию ребёнка к школе.
Подводя итоги, можно сделать вывод: переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и уязвимым периодом, как для детей, так и для их родителей, когда своевременная помощь в подготовке ребёнка к школе будет зависеть от грамотных, осознанных пошаговых действий родителей. И если ребёнок хочет идти в школу, у него сформирована социальная позиция школьника, если он здоров и вынослив, имеет адекватную самооценку и уровень притязаний, если обладает способами и приёмами умственной и практической деятельности, прежде всего умением наблюдать и слушать речь другого, сосредотачиваться; если ребёнок готов к работе в коллективе сверстников, умеет подчиняться общим правилам, значит, родители всесторонне подготовили ребёнка к успешному вхождению в учебную деятельность, к школе.
В настоящее время на защите прав ребёнка стоят многие социальные институты детства, но главную миссию и ответственность за психическое, духовное и нравственное развитие, бережное отношение к его индивидуальности несёт семья (статья 63 Семейного кодекса Р.Ф.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада