был за речкой что значит
Что означает выражение «Ты за речкой был?»Какие рода войск его употребляют?
Такое выражение как «За речкой» появилось в войсках задолго до начала афганских событий в 1979 году.
В свое время, СССР был довольно крупным государством и протяженность его границ составляла более 60 000 километров.
Граница, которая пролегает по водоразделу или по руслу рек, называется Орографическая граница.
На первом фото пограничный переход между Словенией и Австрией.
На втором фото граница между Израилем и Иорданией.
Эти слова примеряються для войнов интернационалистов, за речкой-значит в «Афане». Применяется не только для ВДВ но и для всех родов войск, но изначально это действительно именно к десантникам относилось. «За речькой» как бы вкратце говорилось о конфликте в республике Афганистан.
Это выражение относится к тем, кто служил в Афганистане начиная с 1979 г. по 1989 г. Вдоль границы бывшего СССР и Афганистана протекает река Амударья и в основном через нее в те годы переправлялись советские войска на понтонах.
Всем известен совет пересчитывать деньги не отходя от кассы, чтобы убедиться в точности выданной суммы и вовремя обнаружить недостачу.
Потому что позже доказать факт обмана (вольного или невольного) будет невозможно, во всяком случае, довольно затруднительно.
Да фраза весьма знакомая и дело в том что она и сейчас очень актуальна. Многие кто во времена Горбачевской перестройки было многое разрешено и дано вот народ во всю стал этим пользоваться. Кому то сказачно повезло и он остался в живых и богатым, кому то наоборот стал бедным и мертвым. А в ту перестроечную пору ходил этот анекдот :
» Встречаются два пса, один такой худой и бедный другой в будке на цепи холенный.
У знаменитого хирурга Склифософского была манера очень подробно излагать свои мысли. При написании статей он не хотел упустить ни одной детали. И однажды его постоянный редактор в шутку сказал ему: «Короче, Склифософский!» Так, по одной из версий, родилось всем известное крылатое выражение.
Дети естественно свои милее, даже если они и не так воспитаны и красивы, как соседские.
А вот почему говорят, что жена чужая милее, это тоже объяснимо. Своя жена зарплату домой велит носить, а мусор вовремя выносить, она уже примелькалась и подчас(что греха таить) жены перестают дома следить за собой. Типа уже муж, куда денется и такую будет любить. А чужая жена в бигуди и тапках, с мятым лицом с утра не показывается на люди, ее мужчины видят уже при параде, когда одета подкрашена и причесана, каблучками цокает по улице. К стати, свою жену другие тоже видят нарядной и приветливой. Вот и получается, что чужая жена кажется милее. На самом деле она может быть большей мегерой, чем своя. Но это скрыто за кадром.
О тех, кто был «за речкой»
Сразу поясню смысл вынесенного в заголовок слова. «За речкой» – значит за Аму-Дарьёй, за границей. Это выражение было придумано в годы, когда о событиях в Афганистане умалчивали. Как меня встретили и что было дома, я толком не помню – ничего не соображал. Помню только, что кто-то смеялся, кто-то плакал. А когда проснулся утром, по привычке захотел сплюнуть, повернулся на бок, свесил голову с постели и увидел на полу вместо песка (два года мы жили в палатках и блиндажах) красивый линолеум, и у меня в венах застыла кровь. Неужели в плену? Досадно, ведь до дембеля осталось всего ничего. И тут я увидел кота Ваську, свернувшегося клубком у меня в ногах, почуял запах котлет, идущий из кухни, и понял: я дома. Афган в прошлом.
Меня часто спрашивают о том, было ли мне страшно. Это сложный вопрос. Первые год-полтора я об этом просто не думал. Было скорее любопытно. Пули взбивают фонтанчики пыли в нескольких сантиметрах от тебя, а в голову лезут какие-то дурацкие мысли: «Вот здорово! Надо об этом домой написать. Родителям нельзя, напишу другу». Но это не от смелости. Нет. Просто мы там, наверное, всем этим жили, а когда живёшь рядом со смертью, ты о ней уже не думаешь, просто стараешься с ней пореже встречаться.
Помню, когда мы попали в засаду, мне надо было выскочить из-за камня и пробежать под пулями метров сорок – сорок пять. О том, что в меня могут попасть, я не думал. Вот только от земли оторваться было трудно.
А вот когда до дембеля осталось несколько месяцев, я понял, что такое страх. И слышишь, что пуля не твоя, а всё равно вжимаешься в землю. Одни считают всех афганцев отличными ребятами, от других слышишь: «А, афганец! Был тут у нас один такой…»
Не нужно всех нас стричь под одну гребёнку. «Афганец» – это не профессия и даже не звание. И не всякий может им называться. Ведь и среди нас, к сожалению, были и трусы, и подлецы, и предатели, их правда немного, но они были. И тем дороже мне остальные ребята, с кем можно и в огонь, и в воду.
Несмотря на то, что 15 февраля мы отметим 21-ю годовщину вывода войск из Афганистана, нас, как и ребят, воевавших в Чечне, многие не понимают. Считают: ну, вернулся ты от туда, ну, молодец, отдохни месяц-другой и давай вливайся в нашу бурную жизнь. Но ведь война – это не кадр из фильма, её не вырезать из памяти, она всегда будет жить в нас.
В США действуют более 200 психологических реабилитационных центров по оказанию помощи вьетнамским ветеранам. А куда обращаться за помощью нам? У нас такие центры лишь в Москве да Санкт-Петербурге. И мы ищем помощи у людей. Вот тут-то мы и сталкиваемся с непониманием. Отсюда и большой процент разводов у афганцев, частые переходы с одной работы на другую, так называемое «подсаживание на стакан» и многое другое. Ведь не у каждого хватит сил изо дня в день биться головой об эту стену непонимания. И здесь начинается другая война, более тяжёлая, чем та, на которой мы были. И калечит она людей во сто крат больше. Тут-то и начинается борьба с самим собой на войне, где не стреляют. Не уступать своих позиций, стоять на своём или всё-таки отойти в сторону? У многих эта борьба переходит в протест, в так называемый «афганский синдром».
С выводом последнего советского солдата из Афганистана, казалось, можно было бы поставить точку в этой войне, хотя кое-кто, вероятно, предпочтёт поставить на ней крест. Тем ценнее внимание к нам, афганцам, со стороны главы Казанского сельского поселения Сергея Леонтьевича Черкасова. Благодаря ему и директору ПУ-55 Сергею Алексеевичу Долгих, который сам служил в Афганистане, 15 февраля все афганцы района соберутся вместе за одним столом. Ведь во многих областях и районах России чиновники проводят подобные празднования формально. «Уж слишком неспокойный народ, эти афганцы», – слышал я от чиновников разного ранга и в Саратовской, и в Самарской областях – там, где мне доводилось встречать очередную годовщину вывода войск ещё до переезда в Казанское.
Но в нашем районе все воины-интернационалисты соберутся вместе, проведут по традиции митинг у памятника Солдату и Матросу, съездят на могилы погибших, чтобы возложить венки. А за общим столом по афганской традиции поднимут третий тост молча за тех, кто не вернулся.
Война «за речкой»: Афганистан, 1979-1989. Как уходили из ДРА советские войска
Прощайте, горы!
Вывод советских войск из ДРА имеет устойчивую визуальную ассоциацию: по «мосту Дружбы» советско-афганскую границу пересекает командующий 40-й армией генерал-полковник Борис Громов и на весь мир объявляет: » За моей спиной нет ни одного советского солдата».
На самом деле некоторое количество пограничников оставалось в ДРА до 1991 года, но это были доли процента от 140-тысячной группировки, в которую вырос ограниченный контингент советских войск.
Собственно, масштаб военного присутствия и был главной проблемой возвращения домой. Точнее, целым комплексом проблем, завязанных на логистике, безопасности и, конечно же, большой политике…
Позднее Борис Громов говорил, что все военные задачи по оказанию правительству ДРА интернациональной помощи (в т.ч. создание эффективного разведцентра, охватывающего весь Афганистан и его недружелюбных соседей) удалось выполнить до 1982 года. В дальнейшем было достаточно мобильных групп спецназа ГРУ, КГБ и МВД, которые могли без лишней шумихи наносить «точечные» удары по базам, учебным центрам и наиболее одиозным лидерам душманов.
Командование 40-й армии продвигало эту мысль по разным каналам с 1983 года, но политическое руководство СССР прислушалось к мнению военных лишь в 1985-м. А соглашение об урегулировании ситуации в Республике Афганистан было подписано в Женеве лишь весной 1988 года. Ключевым пунктом этого документа и стало установление срока вывода советских войск — с 15 мая 1988-го по 15 февраля 1989-го.
По воспоминаниям Бориса Громова, Политбюро ЦК КПСС никак не могло определиться: следовать ли Женевским соглашениям или все же оставить часть войск, поскольку объем военной помощи моджахедам после их заключения стал расти. На втором варианте настаивал министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе. Он был уверен в необходимости сохранить в ДРА группировку из 30 тысяч человек — чтобы режим Наджибуллы гарантированно удержал власть.
Из-за нерешительности «верхов» график движения второй волны уходящих войск трещал по швам, и требовались значительные усилия, чтобы уложиться в срок.
Вывод первой волны советских войск в 1988 году проходил в куда более спокойной обстановке. Хотя напряженных моментов тоже хватало.
Прапорщик Николай Куксар, начальник склада 541 отдельного инженерно-саперного батальона. В ДРА с 20 сентября 1986 по 15 августа 1988 года.
Свою службу «за речкой» вспоминает так:
— В Афганистан был направлен из Осиповичей, где служил начальником склада военно-технического имущества 51 артиллерийской дивизии. Тогда у кадровых военных нередко возникал выбор: ехать в ДРА на длительный срок или в короткую командировку в Чернобыль. Многие выбирали зону радиоактивного загрязнения, но я понимал, что это такое, и предпочел Афган.
Ехал в Джелалабад, а попал в Кундуз, где в 541 отдельном инженерно-саперном батальоне 201 мотострелковой дивизии срочно требовался начальник продуктового склада. То, что провиант не мой профиль и что направлен в другое место, командование не волновало: солдат должен быть накормлен, а все остальное потом.
Дела на принятом складе были так себе: имелся большой избыток картофеля, зато всего остального не хватало. Организовать полноценное питание помогли соседи: в окрестностях Кундуза располагалось много частей, и начальники их продуктовых служб не возражали против обмена своих излишков на наши.
Части дислоцировались компактно, в двух военных городках. Они располагались примерно на расстоянии 40 километров и неофициально назывались Северный и Южный Кундуз. Дорога между ними была оживленной, и моджахеды ее настойчиво минировали. Так что главной задачей нашего батальона были ежедневные выходы на разминирование транспортной артерии. Мины и фугасы находили часто, но, когда в часть приехал корреспондент «Красной звезды», как назло не было ни одной. Ребята из роты разминирования заложили фугас сами — чтобы устроить его образцово-показательную ликвидацию. Не оставлять же журналиста без материала!
Но это забавный курьез на фоне серьезной работы, которой хватало всем подразделениям части. В том числе водолазному разведвзводу.
Недалеко от Кундуза протекает пограничная река Пяндж, а на ее берегу находится городок Ширхан. Там действовал порт, куда из Союза приходили караваны барж, — удобный объект для атаки!
Часть пищевого довольствия мы получали оттуда, а дважды в месяц приходилось выезжать за продуктами в другие места. Одна из дорог проходила через теснину, где во времена англо-афганской войны от жажды погиб большой отряд британцев. Тогдашние моджахеды заманили сюда захватчиков, завалили выходы и перекрыли все источники воды.
— Все знали: выводится всего несколько полков, причем туда отправляют тех, у кого заканчивается срок службы, и собирают ненужную технику. Так что никакого резонанса вывод 1986-го года не имел, и служба продолжалась своим чередом.
Батальон участвовал в боевых операциях, но за два года моего пребывания в нем погибли всего четыре человека, причем все подорвались на минах. Обидно, что двое — на своих, установленных по периметру расположения части. Группа офицеров-проверяющих зачем-то пошла вдоль внешнего заграждения, отказавшись от опытного сопровождающего.
Ну а когда в 1988 году узнали о том, что нам скоро предстоит возвращаться домой, совсем другое дело! Был такой душевный подъем…
— А как организовывалось возвращение?
— Получили команду, собрались и поехали, оставив огромное количество имущества. Я получил приказ взять запас продуктов на 10 дней для 350 человек личного состава. А на складе осталось еще около 120 тонн продовольствия! И так по всем службам — забирали только особо ценное и необходимое. Бросить пришлось и свиноферму, которая снабжала батальон свежим мясом, и служебных собак — ввоз животных в Союз из Афганистана был запрещен из-за угрозы переноса опасных болезней.
Собак, обученных искать мины, вообще-то приказали пристрелить. Но кинологи отказались и своих любимцев выпустили на волю. Те долго бежали за колонной, потом начали отставать. Многие ребята плакали…
А мне щенка, которого назвал Кундузом, все же удалось вывезти. Замечательный был пес и всем нравился. Его потом отдал одному их наших офицеров, тот очень хотел подарить настоящую афганскую собаку отцу.
Местом сбора многих выводимых частей был город Пули-Хумри. Там стояли два дня. Машин на отведенной территории скопилось несколько тысяч, народу без счета. Теснота и куча неудобств, в том числе санитарно-гигиенических.
Расформировали батальон быстро, за 10 дней. Я освободился одним из первых — как только закончились подотчетные продукты. Случайно попал в аэропорт, и повезло: купил последний билет на самолет в Минск. Перед отлетом переоделся в гражданское: в Душанбе у меня был приятель, который уговорил уступить ему форму-афганку. В СССР такая форма еще была редкостью, и носить ее считалось особым форсом.
В 51 артдивизии примерно 40 процентов офицеров и прапорщиков прошло через Афганистан, так что возвращение домой очередного командированного «за речку» воспринималось как самое обычное явление…
Ислам «за речкой»
Река Пяндж отделяла Советский Союз и Афганистан. Служить «за речку» в течение почти 9 лет отправлялись молодые солдаты, призванные из разных республик СССР. Это закончилось выводом советских войск в феврале 1989 года. Своими впечатлениями о службе в Афганистане поделились мусульмане, бывшие воины-интернационалисты Альберт Садыков и Фенис Амирханов.
Ввод советских войск в Афганистан уже стал историей. С высоты нескольких десятков лет мы видим, как заложниками геополитического противостояния сверхдержав СССР и США стали простые граждане СССР и Афганистана: не менее полутора десятка тысяч погибших, более полусотни тысяч раненых солдат и офицеров, сотни тысяч погибших афганцев, около миллиона беженцев… После Великой Отечественной войны эти боевые действия стали первыми за многие годы, принёсшие «похоронки» в дома советских людей. Для многих семей ввод ограниченного советского воинского контингента стал трагедией – потерей сына, брата, жениха. Испытав сильнейший стресс, выжившие молодые люди возвращались к себе на родину с «афганским синдромом».
Альберт
— После отправки в Афганистан вы оказались в стране с исламским населением, что же вы увидели, характеризующее местных жителей как мусульман?
— Конечно, я тогда был молод, многого в 18 лет не понимал. В декабре 82-го я служил в карауле в Баграме. Местные жители – простой, открытый, дружелюбный народ. Они не считали шурави заклятыми врагами. Им было без разницы, какой ты национальности: русский, узбек, таджик. В праздник тебя голодным на улице не оставят, обязательно накормят. С местными мы общались не очень часто. Около Баграма протекала речка, уменьшавшаяся до арыка весной и высыхающая летом. Там мы встречались с местными детьми. С «бача» общались по-русски. Это были афганские таджики, говорившие на дари. Тюрко-язычные афганцы жили северо-западнее, ближе к Термезу.
Кабул расположен в долине, вокруг – горы. Это был красивый город-сад. На подъезде к городу едва различим в тумане стоял дворец мира. Очень большое впечатление произвела кабульская мечеть Ид-Гах. Тогда слова азана звучали только в той мечети.
Подростки к нам относились доброжелательно. Мальчишки в Кабуле даже предупреждали: «Там душман, он может застрелить». Это было не проявлением хитрости, а искренности.
— Менялось ли поведение афганцев во время мусульманских праздников?
— Были ли тогда в Афганистане какие-то проявления радикального Ислама?
С русскими сотрудничал Царандой – милиция, состоявшая преимущественно из таджиков.
Особой воинственностью, гордостью, бесстрашием отличаются пуштуны.
— За последние 20 лет Афганистан превратился в мировой центр производства тяжёлых наркотиков. Были ли какие-то намёки на то во время Вашей службы?
— Местные продавали нашим солдатам анашу. Но маленький паренёк-продавец всегда предупреждал: «Нельзя. Это плохо, не кури». За героином некоторые ездили в Кабул. Употребление наркотиков делает людей безумными животными, убивает способность думать.
— Расскажите немного о сослуживцах.
— У нас был многонациональный коллектив. Среди моих сослуживцев было много узбеков, таджиков, чеченцев, дагестанцев. Понравились своей мужественностью и великодушием ребята из Брянска, Чернигова, Белоруссии. Курские были более склонны к интригам. Был у меня друг Борис из Кировоградской области Украины.
— Западные СМИ изображают всех советских военных в Афганистане злодеями, убийцами с руками по локоть в крови. Насколько это верно?
— Нормальный человек любой нации, если он не обкуренный, не пьяный, не обколотый, стреляя, сразу станет взрослее и серьёзнее, поймёт, что становится грешником.
Я не принимал участия непосредственно в боевых операциях. Чаще с подобным приходилось иметь дело ребятам из ВДВ, армейской разведки. Конечно, и по нашим автобатовским колоннам стреляли. У нас были редкие случаи, когда солдаты находясь в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, теряя человеческий облик, вели себя на дороге неадекватно, иногда стреляли беспричинно налево и направо. Как правило, именно по ним вели огонь душманы, наказывая их за необоснованную жестокость.
— Что вы скажете по поводу сегодняшней ситуации в Афганистане?
— Как сложилась Ваша жизнь после службы в армии?
— После я поступил, а затем закончил ветеринарный факультет Уфимского сельскохозяйственного института, три года проработал по специальности в разных хозяйствах Башкортостана и Татарстана. С 1993 года стал регулярно совершать намаз. В 1994 поступил в медресе «Нуруль-Ислам» в Октябрьске. Теперь живу и работаю в Казани.
Фенис Амирханов
— Откуда Вы были призваны?
— Я родился в татарском селе Шыгырдан в Чувашии. Сейчас у нас построено 7 мечетей. Мы выросли в той среде, где на бытовом уровне Ислам не прекращался и в советские годы. Практически совершались все мусульманские обряды: имянаречение, джаназа-намаз, никях. Проводились маджлисы. Вплоть до 8-го класса я читал наизусть суры Корана, начинали дела с «Бисмилля», завершали с «Амин, Аллаху акбар». Потому, попав в Афганистан, я не испытал шока.
— Кем Вы себя ощущали в Афганистане?
— Мы там присутствовали не как варвары, а как воины-интернационалисты, помогавшие местному населению в борьбе против банд групп. Строили дороги, школы, предприятия, защищали мирных дехкан, работавших на своих земельных участках. Я служил в 1986-1989 годах под Файзабадом в спецподразделении пограничных войск КГБ СССР, нас подбирали по интеллекту, общему развитию. До отправки «за речку» нам давались знания по культуре, традициям, религиозным особенностям местного населения, как люди проживают, соблюдают Ислам, чтобы мы, случайно нарушив обычаи афганцев, не спровоцировали их недовольство. Мы знали, как входить в дом, в какую его часть нельзя входить, с кем разговаривать, различать воинские звания и чины по исламскому обряду.
— Что Вас особенно впечатлило?
— Конечно, поражал колорит той страны. Чрезвычайно красив азан после захода солнца, когда эхо призыва муэдзина к намазу отражается от гор, возвращается и опять уходит. Солнце очень быстро уходит за гору. Наступает темнота. Над нагретой землёй поднимается пар, смешивается с запахами долины: кишлака, скотины, молока.
— Какие отношения существовали с местным населением?
— Местные крестьяне по любой причине приходили к нашим медикам: болит живот, травма, полученная в результате ранения. Приходили к техникам починить генератор. Потому афганцы сейчас и вспоминают шурави как людей, с которыми можно было и повоевать и подружиться.
Я вспоминаю афганцев с любовью. Это немного наивные, чистые люди, но способные себя жёстко защитить, если зайти на их территорию. Сейчас их развратили, поставили на выращивание мака и производство наркотиков. Дать им свободу, землю, воду, соху и лошадь – они как дети начнут растить пшеницу. Народ за десятилетия войн истосковался по труду. Некоторые же от рождения до смерти только воевали. Всевышний Аллах дал им такое испытание. Это прекрасный благостный край. Жить там можно, радуясь. В одной стране и горы, и долины, и «зелёнка», и песок. Когда-нибудь по воле Аллаха на эту землю придёт мир!
За речкой
Смотреть что такое «За речкой» в других словарях:
За речкой — Далеко от дома … Словарь криминального и полукриминального мира
Витгенштейн, князь Петр Христианович — 42 й генерал фельдмаршал. Граф, потом князь, Петр Христианович Сайн Витгенштейн Берлебург, сын генерал лейтенанта нашей службы, родился 25 декабря 1768 года в городе Нежине, произошел от знатной немецкой фамилии, но принадлежит России, которая… … Большая биографическая энциклопедия
Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия
река Смоленка — Смоленка разделяет Васильевский остров и остров Декабристов. Первоначально она называлась Черной речкой; это имя известно с 1748 года. В 1784–1821 годах существовало еще название Глухая речка. 12 июля 1864 года, когда протекавшие в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Новая Ладога — В Волховском районе Ленинградской области, в 141 км к востоку от Санкт Петербурга. Расположен на Приладожской низине, на полуострове Медведец, в месте впадения р. Волхов в Ладожское озеро. Город вытянут вдоль реки, его территория… … Города России
Монастырка — река в Смольнинском районе Ленинграда, от Синопской набережной до Обводного канала. Ранее pp. Монастырка и Волковка были одной р. Сетуй, в XVII XVIII вв. названной Чёрной Речкой. Прорытый в 1805 33 Обводный канал пересек её, и из одной реки … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Театры Санкт-Петербурга — В Санкт Петербурге насчитывается более 100 театров и театральных коллективов[1]. В список включены театральные коллективы, регулярно выпускающие спектакли, и площадки, используемые для театральных представлений. В Санкт Петербурге указом… … Википедия
Алексеевка (часть Харькова) — У этого термина существуют и другие значения, см. Алексеевка. Для этой статьи не заполнен шаблон карточка <<Исторический район>>. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия
Оренбургская крепость — российская крепость, основана в 1743 году, как императорское береговое крепостное сооружение на естественной возвышенности правого берега реки Урал (Яик) у места слияния реки Урал с рекой Сакмара в районе горы «Маячная». Крепость имела две… … Википедия
Грушецкие — Любич Описание герба: В щите, имеющем голубое поле, изображены серебряная подкова … Википедия