был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай

Контрольная в тестовой форме для 10 класса

Один вариант по русскому языку для 10 класса.

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) дОсуг
2) пОняв
3) сОзыв
4) (он) дозвонИтся

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) давайте попробоваем
2) около пятисот человек
3) менее быстрый
4) много яблок

3. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) Сергей приютил племянницу, ОДЕЛ и обул её.
2) Густой хвойный лес ОДЕЛ все подножия гор.
3) Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
4) Девушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Начав заниматься музыкой,
1) у вас остаётся мало времени для развлечений.
2) в значительной степени развиваются творческие способности.
3) у меня появилось много интересных знакомых.
4) я познакомился с нотной грамотой.

5. В каком слове нет суффикса –щик-?
1) табельщик
2) кровельщик
3) подлещик
4) мусорщик.

6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН.
В стари(1)у лук был грозным оружием: кале(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
1) 1,2, 4
2) 2,4
3) 3
4) 3,4

7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) разобид. шься, высуш. нный
2) наде. шься, раскле. вший
3) услыш. шь, просе. нный
4) брос. шь, вид. мый.

8. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
1) тщетно
2) тщательно
3) бессмысленно
4) напрасно

9. Укажите предложение с фразеологизмом.
1) Спектакль всем очень понравился.
2) Зрители приняли спектакль восторженно.
3) Спектакль вызвал восторг у публики.
4) Мы пришли в восторг от спектакля.

10. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) указаны
2) указывая
3) домашний
4) доверчивый

11. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
В картине « Боярыня Морозова» Суриков запечатлел трагический эпизод русской истории () и несокрушимой духовной силе национального характера придал осязаемые черты.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые?
Образованный на речке(1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево(3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка(4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
1) 1,2,4
2) 2, 4
3) 2,3.4
4) 1,3.

13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания нерасставлены).
1) В поэзии Некрасова есть ненависть и сарказм надежда и вера любовь и нежность.
2) Количество вещества определяется числом атомов или молекул этого вещества.
3) Облака удивительно быстро меняли свои очертания и казались стаей летящих птиц то острыми льдинками.
4) Икона написана в мастерской Дионисия и посвящена великому религиозному и нравственному деятелю Руси.

15. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (НЕ) смотря на светлые волосы, усы у него были чёрные.
2) Ивану Ильичу (НЕ) здоровится.
3) На этот раз (НЕ)удачно всё получилось.
4) Петя (НЕ) мог отвечать.

16. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Обаяние, как дар особый (привлекательности, было у великого актёра Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прославленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание.

Источник

ВНИМАНИЕ! Конкурс продлён ещё на две недели. Надо набрать стихов побольше!

Задание простое! Народ, давайте с ним справимся!)

Итак, ждём стихов до 18 ноября. Призы заждались.

Дорогие друзья, всем доброго дня!

Начинаем Шестой тур конкурса « Я русский бы выучил…».

С вами ведущая Татьяна Шорохова.

Небольшое предисловие к заданию.

«Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог.» (С)Толстой Л.Н.

– эти слова великого писателя я позволю себе сделать эпиграфом нашей сегодняшней беседы о русском языке, потому что имя ей:

Лексика! Наука о слове!

А если быть более точной, то речь пойдет о ПАРОНИМАХ.

Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

1. Дипломат – дипломант. Дипломат — это работник посольства или консульства, а дипломант — участник конкурса, фестиваля, отмеченный за свое исполнительское мастерство дипломом.

2. Гарантированный – гарантийный. Гарантированным (обеспеченным) может быть доход, зарплата, работа, тираж, а гарантийным (содержащим гарантию) назовем письмо, кредит, договор, ремонт.

Слово «надеть» употребляется в сочетании с неодушевлёнными существительными: надеть кольцо на палец, надеть шляпу, сапоги,
варежки. Перед прогулкой я надел ошейник своей собаке. Мама надела куртку на сына.

4. Адресат –адресант Адресат — лицо (организация), которому адресовано почтовое отправление; получатель (точный адресат; адресат выбыл); адресант — лицо (организация), посылающее почтовое отправление.

5. Абонент – абонемент. Абонемент — право на пользование чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право (концертный, библиотечный, театральный абонемент); абонент — владелец абонемента (абонент телефонной сети, заказ журнала абонентом).

6. Невежа – невежда. Невежа — грубый, невоспитанный, невежливый человек, а невежда — малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.

7. Двигатель – движитель. Двигатель — часть автомобиля, которая приводит его в движение, сила (электрический двигатель); движитель — то, что приводит в движение, способствует ему (движитель общества, прогресса).

Паронимов в русском языке достаточное количество, поэтому перечислять их нет смысла, поэтому предлагаю посмотреть, поэтому предлагаю посмотреть примеры заданий по паронимам из ЕГЭ 2015 года. К заданиям даны ответы. Они дадут ориентировочное понимание характера и сложности заданий.

Ответы: 1. абоненту, 2. гарантийное, 3. предоставленные, 4. карие, 5. надела, 6. фактором, 7. преобразовалась, 8. двойное, 9. злостная, 10. кратким.

Ответы: 1. практичной, 2. преобразовалась, 3. дипломатичного, 4. памятливый, 5. эффективная, 6. доверительный, 7. яблоневый, 8. вздыхал, 9. генеральский, 10. расчетный.

Ответы: 1. будний, 2. демократический, 3. кампания, 4. предоставил, 5. действенный, 6. рыбий, 7. удачливый, 8. значимый, 9. мелочный, 10. костяной.

В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Это был почти ЦАРСТВЕННЫЙ подарок.
2. Нужно еще было много трудиться, чтобы достичь ЖЕЛАННОГО результата.
3. Председатель объявил судебное следствие законченным и ПРЕДСТАВИЛ слово обвинителю.
4. Ему и в школе не раз говорили, что у него есть ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ талант.
5. Украшательство, внешняя ЭФФЕКТИВНОСТЬ чужды японской архитектуре.
6. Боль была очень сильной, временами НЕТЕРПИМОЙ.
7. В руке он держал трость с КОСТНЫМ набалдашником.
8. Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
9. Нет возможности назвать специалистов, которые внесли ВКЛАДЫШ в исследование.
10. Дети размещаются в уютных помещениях, имеют все удобства, обеспечены ВКУСОВЫМ питанием.

Ответы: 1. царский, 2. желательный, 3. предоставил, 4. изобретательский, 5. эффектность, 6. нестерпимой, 7. костяной, 8. надеть, 9. вклад, 10. вкусным.

Так что выбираем понравившийся пароним (или находим сами) и.

Стихи, написанные ранее, не принимаются. Пародии на чьи-либо стихи тоже.

Рецензия оформляется так:

1. Выбранная тема (в данном случае паронимы)
2. Само стихотворение (не менее 3 стоп и не более 6 стоп в размере от 8-ми до 24-х строк – каждый (плюс две строки в исключительных случаях) – принцип Золотого Сечения.
3. Автор

Пишем не «на коленке», а вносим вклад в мировую поэзию, хоть и осознаём своё несовершенство.

Источник

Надеть или одеть?

Русский язык, если не разбираться в его тонкостях, может стать регулярной головной болью не только при письме, но и при разговоре. Похожие по звучанию и одинаковые, на первый взгляд, по смыслу слова порой имеют различные назначения. Такие слова называются паронимами. Например, прилагательные «эффектный» и «эффективный» — звучат похоже, но это не одно и то же. Слова надеть и одеть тоже можно отнести к паронимам. Как правильно: надеть или одеть? Разбираемся.
был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай. Смотреть фото был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай. Смотреть картинку был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай. Картинка про был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай. Фото был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай

Употребление слова надеть

Глаголы надеть и одеть к паронимам хотя и относятся, но всё же их можно выделить в отдельную категорию. Потому что «чистые» паронимы всё же имеют разные значения и не перекликаются. Сравните:

Того же нельзя сказать о глаголах надеть и одеть: оба они относятся к процессу одевания. Главное различие – каким образом идёт процесс.

Глагол надеть имеет корень «-де-» и приставку «на-»: все дело в приставке. Приставка «на-» означает, что какую-то вещь – обычно это относится к предметам одежды – «на-крывают», «на-тягивают», «на-пяливают» НА себя или НА кого-то другого.

Обратите внимание как раз на предлог НА: он подчёркивает отличие глагола надеть от глагола одеть. Надеть можно только НА кого-либо. Этот предлог с существительным или местоимением всегда либо звучит (или пишется), либо подразумевается:

Чтобы точно отличить этот глагол, нужно подобрать к нему антоним. В данном случае это слово «снять». И слово надеть всегда относится к предмету одежды, а не к объекту одевания: «надеть одежду», «надеть рубашку»

Примеры предложений

Употребление слова одеть

Этот глагол, как правило, употребляется гораздо чаще, в том числе и вместо глагола надеть: хотя смысл фразы обычно понятен, всё же это неверно.

Значение слова одеть несколько иное, оно означает процесс одевания кого-то другого. Либо можно «одеть себя» — «одеться». И хотя корень здесь тот же – «-де-» – приставка иная: «о-». Обратите на неё внимание: круглая О как бы «обволакивает», «оборачивает» что-то или кого-то. И такой глагол всегда ставится перед существительным в винительном падеже без предлога:

Слово одеть всегда относится к объекту одевания, а не к предмету одежды. «одеть Надежду», «одеть Наташку». Антоним к этому слову иной: «раздеть».

Примеры предложений

Ошибочное употребление

Неправильно использовать слово одеть вместо надеть даже тогда, когда всё понятно: это свидетельствует о неграмотности говорящего. Всё же для каждого случая свой глагол и упрощать речь без нужды не стоит.

Заключение

Итак, чтобы не ошибиться, как правильно говорить или писать в том или ином случае, нужно, во-первых, обратить внимание на наличии приставки «на». Если она есть, то пишем надеть, если нет – одеть.

Во-вторых, нужно подобрать антоним к искомому глаголу: надеть – снять, одетьраздеть.

Ну и в-третьих, всегда можно воспользоваться мнемоническим стишком: «надеть одежду – одеть Надежду» или «надеть рубашку – одеть Наташку».
А теперь давайте закрепим полученные знания на практике — пройдём тест.

Источник

Входные контрольные работы по русскому языку с подробным анализом

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Вводный тест по русскому языку для 10 класса 1вариант

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) давайте попробоваем

б) около пятисот человек

А3. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

а) Сергей приютил племянницу, ОДЕЛ и обул её.

б) Густой хвойный лес ОДЕЛ все подножия гор.

в) Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.

г) Девушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

а) у вас остаётся мало времени для развлечений.

б) в значительной степени развиваются творческие способности.

в) у меня появилось много интересных знакомых.

г) я познакомился с нотной грамотой.

В стари(1)у лук был грозным оружием: кале(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.

а) разобид. шься, высуш. нный

б) наде. шься, раскле. вший

в) услыш. шь, просе. нный

А9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В картине « Боярыня Морозова» Суриков запечатлел трагический эпизод русской истории () и несокрушимой духовной силе национального характера он придал осязаемые черты.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

г) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны

Образованный на речке(1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево(3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка(4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В4.

(1) Говорят, писателем надо родиться.

В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово правильно (предложение 2)?

В3. Какой тип связи используется в словосочетании время грамотности (предложение 6)?

В4. Напишите номер предложения из 4-го абзаца, в котором присутствует сравнительный оборот.

Источник

НАДЕТЬ или ОДЕТЬ, как правильно говорить? Примеры

Однокоренные сло­ва «надеть» и «одеть» явля­ют­ся паро­ни­ма­ми. У каж­до­го из них свой круг слов, с кото­ры­ми эти гла­го­лы в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми рус­ско­го язы­ка могут соче­тать­ся в предложении.

Давайте выяс­ним, как пра­виль­но гово­рить и писать: «одеть» или «надеть» (пла­тье, шап­ку, паль­то, очки, облож­ку на тет­радь, коль­цо на палец и т. д.)

Однокоренные гла­го­лы «надеть» и «одеть» зву­чат очень похо­же и раз­ли­ча­ют­ся толь­ко приставками:

был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай. Смотреть фото был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай. Смотреть картинку был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай. Картинка про был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай. Фото был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай

Это, каза­лось бы, неболь­шое отли­чие мор­фем­но­го соста­ва созда­ет раз­ную спо­соб­ность этих одно­ко­рен­ных гла­го­лов соче­тать­ся с дру­ги­ми сло­ва­ми. Они близ­ки по зву­ча­нию, но раз­ли­ча­ют­ся оттен­ка­ми зна­че­ния и вслед­ствие это­го обла­да­ют неоди­на­ко­вой соче­та­е­мо­стью с дру­ги­ми сло­ва­ми. Назовём их паро­ни­ма­ми.

Употребление слова «надеть»

В рус­ском язы­ке гла­гол «надеть» соче­та­ет­ся с неоду­шев­лен­ны­ми суще­стви­тель­ны­ми. От него зада­дим падеж­ный вопрос к зави­си­мо­му существительному:

надеть (что?) шап­ку, вареж­ки, сапо­ги, плащ, паль­то, курт­ку, шубу, валенки.

Нынче за окном мороз.
Чтобы маль­чик не замёрз,
Надеваем мы штанишки,
Будем бегать в них вприпрыжку.
Надеваем свитерок,
Чтоб от холо­да берёг.
Теплые нос­ки надень,
Раз такой мороз­ный день!

Чтобы усво­ить пра­виль­ную соче­та­е­мость это­го гла­го­ла с дру­ги­ми сло­ва­ми в рус­ском язы­ке, про­чтём при­ме­ры предложений.

Примеры предложений

Мне оста­лось надеть толь­ко шапку.

Уходя из дому, не забудь надеть часы на руку.

Мальчик надел конь­ки и помчал­ся по глад­ко­му льду катка.

В бас­сейн сле­ду­ет надеть купаль­ную шапочку.

Дети наде­ли теп­лые курт­ки и вареж­ки и пошли катать­ся с гор­ки на санках.

Какой костюм ты посо­ве­ту­ешь мне надеть на карнавал?

На ново­год­ний празд­ник девоч­ка наде­ла костюм Красной Шапочки.

был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай. Смотреть фото был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай. Смотреть картинку был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай. Картинка про был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай. Фото был такой ливень что хоть сапоги одевай или надевай

Употребление слова «одеть»

В рус­ском язы­ке этот гла­гол управ­ля­ет оду­шев­лен­ны­ми суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа. От него к зави­си­мо­му сло­ву зада­дим вопрос:

одеть (кого?) малы­ша, ребен­ка, маль­чи­ка, девоч­ку, кукол­ку, игру­шеч­но­го миш­ку, бабушку.

Примеры

Мама реши­ла одеть двух­лет­не­го малы­ша, что­бы пой­ти на про­гул­ку в парк.

Бабушка оде­ла внуч­ку Настю и пошла с ней во двор на дет­скую площадку.

Соседка оде­ла малень­кую собач­ку в ком­би­не­зон и выве­ла ее погулять.

Девочка хочет одеть свою кукол­ку в наряд­ное платьице.

Перед ново­год­ним празд­ни­ком мама помо­жет одеть сына в кар­на­валь­ный костюм разбойника.

Я оде­ну свою малень­кую сест­рен­ку и пове­ду её на качели.

Чтобы одеть боль­но­го, тре­бу­ет­ся опре­де­лен­ная осторожность.

Внук помог одеть ста­рень­кую бабушку.

Если не соблю­дать соче­та­е­мость этих одно­ко­рен­ных гла­го­лов с дру­ги­ми сло­ва­ми, тогда в речи воз­ни­ка­ет лек­си­че­ская ошиб­ка — сме­ше­ние паронимов.

Запоминалка

Если вы сомне­ва­е­тесь, как пра­виль­но упо­треб­лять сло­ва «надеть» или «одеть», суще­ству­ет отлич­ный спо­соб про­вер­ки: под­бе­ри­те к ним анто­ни­мы, т.е. сло­ва про­ти­во­по­лож­ные по зна­че­нию.

Вот и вся пре­муд­рость. Согласитесь, что фра­за «раз­деть пер­чат­ки» зву­чит нелепо.

Ну, а что­бы закре­пить это пра­ви­ло, выучи­те забав­ную пого­вор­ку, кото­рая облег­чит вам запоминание:

А как вы запо­ми­на­е­те, как пра­виль­но упо­треб­лять сло­ва «одеть» и «надеть»? Поделитесь, пожа­луй­ста, в комментариях!

Видео «ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. Как давно и почему их путают?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *