Бриттен бенджамин сон в летнюю ночь
Б.Бриттен. Опера «Сон в летнюю ночь»

Либретто оперы «Сон в летнюю ночь» создал певец Питер Пирс. При переработке для оперной сцены пятиактная комедия У.Шекспира была сокращена до трех действий, но полностью сохранился ее дух, ее многоплановая композиция, включающая и условную Древнюю Грецию, и «веселую Англию» в лице мастеровых, репетирующих спектакль о Пираме и Фисбе, и сказочную фантастику леса, населенного эльфами. Каждой из этих образных сфер соответствуют особые средства, применяемые композитором – например, в раскрытии любовных перипетий «древнегреческих» персонажей музыка характеризует не столько самих героев, сколько переживаемые ими душевные состояния. В противоположность этому ремесленники являют собою «галерею» весьма колоритных «музыкальных портретов».
К созданию оперы «Сна в летнюю ночь» Бриттен подошел, имея уже солидный опыт в области этого жанра. Это произведение словно вбирает в себя черты, присутствовавшие в творениях композитора, созданных со времен «Питера Граймса» – первой его оперы. Романтическая концепция и связь с елизаветинской эпохой напоминает о «Глориане», реалистические персонажи – ремесленники – в определенной степени перекликаются с героями «Питера Граймса» и «Альберта Херринга», а во влюбленных парах можно увидеть некоторое сходство с действующими лицами «Поругания Лукреции» и – опять же – «Глорианы», а фантастическая линия позволяет провести параллель с «Поворотом винта». Но если действующие лица «Питера Граймса» в большинстве своем были персонажами отталкивающими, история Лукреции завершалась трагически, а фантастика в «Повороте винта» была мрачной, то «Сон в летнюю ночь» являет собой в этом смысле полную противоположность предыдущим операм композитора – это произведение, исполненное света и радости.
В опере «Сон в летнюю ночь» находят воплощение не только образные сферы, но и драматургические приемы, найденные Бриттеном в предшествующих его оперных произведениях – в частности, периодически возвращающийся музыкальный материал, выполняющий функцию своеобразного рефрена. Применительно к «Сну в летнюю ночь» речь идет о музыке, характеризующей волшебный лес.
В тональном плане «Сна в летнюю ночь» важную роль играет характерное для опер Бриттена тритоновое соотношение тональностей: с экспозициями образов, с дневными и утренними пейзажами, с лирическими дуэтами связывается ля-мажор, а с драматическими кульминациями действия, с сумрачными картинами ночи и напряженными диалогами – ми-бемоль-минор. Например, ля-мажор – это тональность дуэта Титании и Оберона и любовного ариозо Елены, а ми-бемоль-минор – заклинания Оберона.
Многообразны истоки музыкального языка оперы «Сон в летнюю ночь» – это и черты народной английской песенности, и особенности оперы ХХ века. Прибегает композитор и к стилизации. О временах У.Шекспира напоминают некоторые признаки, присущие стилю камерного музицирования елизаветинской эпохи (в частности, в песне Титании и колыбельной Елены ощущается балладный стиль), но в определенных моментах стилизация носит юмористический характер – например, постановка «трагедии» о Пираме и Фисбе весьма остроумно пародирует штампы итальянской оперы.
Духу шекспировской комедии идеально соответствует и оркестровка оперы – прозрачная, изящная и красочная. Акты оперы разделяются на отдельные сцены оркестровыми интерлюдиями, при этом эпизоды живописно-изобразительные чередуются с действенно-драматическими. Особую стройность композиции оперы придают реминисценции тематического материала из предыдущих актов, появляющиеся в заключительном действии.
Первая постановка оперы «Сон в летнюю ночь» состоялась в июне 1960 года на Олдбороском фестивале, исполнила ее труппа «English opera group». Всего пять лет после мировой премьеры в Великобритании состоялась премьера российская, в Большом театре. В спектакле участвовали А.Огнивцев и Е.Образцова.
