Большая перемена леонов учит историю во сне
Маленькие тайны «Большой перемены»
В России уже давно нет ни такой рабочей молодежи, ни вечерних школ. Но зрители до сих пор с удовольствием пересматривают фильм «Большая перемена» и вспоминают советское время. Его смотрели, и будут смотреть, ведь он не только про школу, но и про саму жизнь, которая каждый день нам подкидывает задачки и уравнения. Мы вспомним, как он снимался и какие его подробности остались за кадром.
Конкурс на название
Книга Георгия Садовникова о приключениях молодого педагога «Иду к людям» вышла в середине 50-х. Но только спустя 20 лет на «Мосфильме» решили снять по ней фильм. Этому было объяснение. В начале 70-х в СССР вышел специальный указ о повышении показателей уровня образования среди населения. В связи с этим на Мосфильм пришла директива: снять тематический фильм о школе рабочей молодежи. Никто из режиссеров браться за «спущенное сверху кино» не хотел. Все понимали: это будет агитка. Но Алексей Коренев решил рискнуть. Только перед тем, как приступить к съемке, полностью переработал готовый уже сценарий.
В итоге невеселая повесть о буднях вечерней школы превратилась в искрометную комедию под названием «Похождения школьного учителя». Но как только в «Вечерке» появилась заметка о съемках, в Министерство образования хлынул поток писем от возмущенных учителей: педагогика и приключения несовместимы. И название картины пришлось поменять.
«Леша объявил конкурс на название фильма, и я тут же придумал название «Большая перемена», – вспоминает оператор-постановщик фильма Анатолий Мукасей. – Потому что в большой перемене есть двойной смысл: это большая перемена как школьная перемена, и большая перемена в жизни. Премией за название была бутылка коньяка, и мы ее весело распили».
Загадочный и ядовитый Нестор Петрович
Фото: кадр из фильма
Так как за основу сценария были взяты реальные истории из учительской жизни писателя Георгия Садовникова, актера на главную роль старались подобрать, похожего на него. «По темпераменту мы с Нестором Петровичем – разные люди. – говорит Георгий Садовников. – Я – флегматик. Но когда я выпивал, я мог станцевать лезгинку с ножом в зубах, и Арбат прошел мазуркой в воскресный день».
Пробовались на роль Нестора Петровича талантливые и уже маститые на то время артисты: Андрей Мягков, Евгений Стеблов, Константин Райкин. Мягков в образе учителя выглядел наиболее убедительно. Но в фильме он так и не снялся. Дело в том, что он поставил свои условия. Он хотел, чтобы Светлану Афанасьевну сыграла Анастасия Вознесенская, его жена. Но режиссер Коренев этого не принял. Он нашел своего идеального Нестора Петровича, безошибочно угадав его в Михаиле Кононове.
Смотрите фильм «Большая перемена 1 июня в 13:45 на телеканале «МИР».
Сам артист играть роль классного руководителя желанием не горел. «История глупая, сниматься в ней не буду», – сказал он, прочитав сценарий. Коренев с трудом уговорил артиста не рубить с плеча, подумать. Даже пообещал ему доработать линию главного героя, сделать ее более тонкой, драматичной. И свое обещание сдержал. Нестора Петровича Северова тривиальным персонажем назвать трудно.
Нестор Петрович получился немного странным, не от мира сего. У него куча проблем. «Он вообще не хотел идти работать в школу, он хотел в аспирантуру, – говорит Анатолий Мукасей. – И там он сталкивается с необычными для него ситуациями, да еще и любовная история у него необычная. Он – фантазер по нутру».
В весёлую и дружную компанию «Большой перемены» Михаил Кононов вписался не очень хорошо. Он демонстративно стоял в стороне от всех веселых застолий и шуток. Своим видом он как бы показывал, что он в этом фильме случайно.
«Он спокойненько сидел в стороне, у него бараночки были – он бараночку съест и дальше сидит», – рассказывает Виктор Проскурин, сыгравший роль Генки Ляпишева.
Если на экране Кононов выглядит наивным и по-детски трогательным, то коллеги знали: малейший повод, и Кононов выльет на коллег порцию яда. Так, во время съемок одной из сцен он придрался к Наталье Богуновой, так, что она заплакала. Это все погасили, а Миша, как огурчик, встал перед камерой. Потом он объяснил это тем, что он чувствовал себя «как будто сонным», и ему надо было себя «взвинтить».
Обаятельный лоботряс Ганжа
Фото: кадр из фильма
Самого трудного ученика в классе Нестора Петровича – обаятельного лоботряса Ганжу – могли сыграть Станислав Садальский и Александр Филлипенко, но досталась эта роль Александру Збруеву. И сразу пришлась ему по душе. Збруев словно сыграл самого себя. «Я не любил школу, – вспоминал актер. – Так же, как школа не любила меня. Мы жили на Арбате, и частенько вместо уроков я шел в кинотеатр на утренний сеанс. И вместо уроков я смотрел фильмы. Был момент, когда я остался на второй год в 8 классе, и хотел пойти работать. Но меня отговорили мама и старший брат. Я был такой парень непростой – вольный, как Ганжа».
У режиссера был еще один претендент на роль Ганжи – начинающий актер Михаил Стародуб, но ему тогда не повезло. Зато повезло его жене – актрисе Светлане Крючковой. Она случайно столкнулась с режиссером картины Александром Кореневым на лестнице Мосфильма, и он ей предложил прийти вечером на репетицию. Она пришла, и Коренев предложил ей попробоваться на роль супруги Ганжи, учительницы литературы Светланы Афанасьевны. «Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», – поставил перед Светланой задачу режиссер. Она сопротивлялась – сопротивлялась – и… укусила Збруева за палец! Домой после проб Светлана ушла расстроенная. Ей казалось, что шанс сыграть в картине она упустила. Но вечером ей позвонили от Коренева. Ассистентка режиссера сказала: «Александр Александрович берет вас сниматься, но предлагает другую роль».
Так роль Светланы Афанасьевны ушла к Наталье Богуновой, а Светлану Крючкову страна узнала как Нелли Ледневу – чудаковатую странную девушку, очень влюбленную в своего учителя.
Папа и дочка за одной партой
«Так же, как Нелли влюбилась в Нестора Петровича, так же моя ученица влюбилась в меня, – вспоминал Георгий Садовников. – Она была, правда, даже габаритней, чем Светлана, а я был еще более тщедушным, чем Кононов».
Фото: кадр из фильма
В сценарии роль Нелли была маленькой, проходной, но режиссер, поддавшись обаянию Светланы Крючковой, придумывал для нее все новые и новые эпизоды. Например, сцену с шляпкой, в которой Нелли говорит, что «дамам в помещении носить шляпу разрешается».
Евгений Леонов был среди артистов «Большой перемены» самым старшим, и все относились к нему с уважением. Он и Светлана Крючкова создали на экране трогательный семейный дуэт – папы и дочки. После выхода «Большой перемены» миллионы зрителей воспринимали их исключительно как отца и дочь.
«Там была сцена с Крючковой, когда он ее по попке шлепает, – вспоминает Анатолий Мукасей. – Это была его придумка, и он так вживался в образ, что это его дочка, родная, что она ему грубит». А Светлане Крючковой в память врезалась другая сцена. «Помните кадр, где я Леонову завязываю галстук? Это он меня научил. Он мне показал несколько раз, я ему завязала в кадре, и с тех пор больше не завязывала никому галстуки, и совершенно забыла, как это делается».
Главное, чтобы парик сидел!
Фото: кадр из фильма
Съемки фильма проходил в Ярославле. Пляжные сцены снимались на берегу Волги. Это был разгар лета. Казалось бы, не работа, а сплошное удовольствие. Но не для артистки— Натальи Гвоздиковой. Она вспоминает: «Сказали, что у нас и так все актрисы – светловолосые. А фильм – телевизионный. Вдруг бы нас с Богуновой стали путать, потому что у нас одинаковые прически? Я тогда носила волосы на прямой пробор, так же, как и актриса Богунова». Светлые волосы Гвоздиковой решено было спрятать под черный парик. Выглядел он шикарно – почти как натуральные волосы. Но сниматься в нем под палящим солнцем для Натальи было мучением.
Гвоздиковой сшили специальную шапочку, которую надевали на волосы, и парик на нее надевали только перед самыми съемками. Когда актриса заходила в воду, гример не находила себе места: она понимала, если актриса случайно утопит свой парик, съемки просто закончатся – второго такого не найти. И умоляла режиссера не рисковать драгоценным париком. В итоге все общие планы актрисы на море снимали без Гвоздиковой. Вместо нее на водных лыжах каталась дублерша. Заметно, что он значительно полнее Гвоздиковой – ведь она была спортсменкой.
Савелий Краморов ухаживал за Гвоздиковой на съемках. Однажды он ее спросил, а как вы думаете, такая девушка, как вы, могла бы выйти за меня замуж? На что я ему ответила: «Вы знаете, а я уже замужем».
Опасные моменты «Большой перемены»
Фото: кадр из фильма
В фильме было несколько моментов, которые могли закончиться трагично для членов съемочной группы. В одном эпизоде Нестор Петрович должен был в костюме прыгнуть в воду, но о том, что он плохо плавает, Кононов никого не предупредил.
Анатолий Мукасей вспоминает: «Мишка так это точно сыграл, что у всех было ощущение, что он отлично сыграл. Но потом выяснилось, что он действительно тонул. И если бы Ролан Быков, который снимался с ним в одной сцене, вовремя бы не подсуетился, неизвестно, чем бы окончились съемки для Кононова. Так что он в прямом смысле слова обязан своим спасением Быкову».
Еще один несчастный случай мог произойти на Ярославском шинном заводе, где проходила часть натурных съемок. Светлане Крючковой предстояло на один день научиться управлять асфальтовым катком и при этом не задавить оператора, который все время находился рядом. «Он огромный, тяжелый, и я его включила и он поехал, – вспоминала актриса. – И прямо на камеру! Я его выключила, а он продолжал ехать! Слава Богу, его успели остановить».
Сцены, придуманные на ходу
Изначально «Большую перемену» задумывали двухсерийной. Но когда руководство «Мосфильма» посмотрело рабочий материал, количество серий было решено увеличить до четырех. Поэтому пришлось дописывать сценарий на ходу. Знаменитая сцена обучения во сне придумалась именно так. Как раз накануне сценарист Георгий Садовников прочитал статью про обучение во сне. «А что, если Леднев воспользуется этим способом, чтобы усвоить школьный материал?», – предложил он режиссеру. Тому идея понравилась. Так и появилась сцена, в которой Леднев спит и слушает «третью часть приключенческой радио-повести «Битая карта». Есть еще одна сцена, в которой Нестор Петрович объясняет ученикам, каким должен быть современный рабочий. Эту идеологическую часть сценарист позаимствовал целиком из доклада Брежнева.
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма мама!
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма свадьба!
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Баллада о солдате»?
ТЕСТ: Угадайте, из какого фильма свидание!
Журнал
Интересные факты о съёмках фильма «Большая перемена»
В начале 70-х годов в СССР началась кампания по образованию рабочей молодёжи — тех, кто ушёл работать, не закончив среднее или даже начальное школьное образование. Советский рабочий класс должен был стать самым передовым и продвинутым, а без образования это было бы просто невозможно! На производствах ввели ограничение — на повышение разряда и увеличение зарплаты теперь могли рассчитывать не просто передовики, а передовики с аттестатом о среднем образовании. Фильм «Большая перемена», показывающий, что учиться интересно и весело, а станки можно легко совмещать с уроками, был частью этой кампании.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
За основу сценария была взята биографическая повесть писателя и драматурга Георгия Садовникова. После окончания Краснодарского пединститута он год работал учителем в школе рабочей молодёжи. Преподавал историю нескольким классам — с пятого по девятый. Об этом опыте молодой преподаватель написал серьёзную повесть «Иду к людям», которую через десять лет после публикации и решил экранизировать режиссёр Алексей Коренев.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Садовников долго сопротивлялся превращению повести в комедию, но в конце концов сдался, и его сценарий сильно отличался от первоисточника. Например, герой Евгения Леонова в повести был женщиной — мамой Нелли. Дочь училась в девятом классе, а мама только в четвёртом. Любимец зрителей Ганжа был эпизодическим персонажем — хулиганистым подростком, который прятался от учителя в туалете. Тимохина, Люськи и любовного треугольника между Нестором, Полиной и Федоскиным в повести вообще не было.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Хотя повесть была биографической — мало у кого из героев были прототипы. Нестора Петровича автор, разумеется, списал с себя. У него был ученик, который чем-то напоминал Ганжу, и поклонница — будущая киношная Нелли Леднёва. Крупная девушка работала на стройке бетонщицей и всё время норовила проводить учителя до дома: «Вам одному будет страшно». Остальные персонажи были собирательными или выдуманными. Любитель танцев Ляпишев получил фамилию от секретаря райкома комсомола в Краснодаре, Петрыкин — от директора краевого драмтеатра, а Коровянская была названа в честь девушки, с которой у автора был короткий роман, но она собиралась замуж за молодого человека с такой фамилией…
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Режиссёр Алексей Коренев сразу пригласил в фильм двух актёров — корифеев МХАТа Анастасию Георгиевскую и Михаила Яншина. Оставалось найти ещё пару десятков персонажей, в первую очередь — Нестора Петровича. На эту роль претендовали Михаил Кононов, Константин Райкин, Евгений Карельских и Андрей Мягков, и режиссёр больше склонялся к Мягкову. Однако актёр настаивал, чтобы в роли Светланы Афанасьевны сняли его жену — актрису Анастасию Вознесенскую. Режиссёр снимать её не хотел, и тогда Мягков отказался от роли. Учителем стал Михаил Кононов, хотя он с самого начала относился к роли прохладно, на съёмках со всеми ссорился и считал фильм проходным с «несуразным текстом и фантасмагорическими ситуациями».
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Андрей Мягков пробовался и на роль Ганжи, но эти пробы были совсем неубедительными… Стать Ганжой предлагали Станиславу Садальскому, Александру Филиппенко и Юрию Векслеру. Векслеру сценарий не понравился, и он попросил вернуть его на киностудию свою жену — актрису Светлану Крючкову. Режиссёр её увидел — и сразу же позвал на пробы… Крючкова стала Нелли Леднёвой, а Ганжой — Александр Збруев, к которому этот герой приклеился на долгие годы. На съёмочной площадке этот актёр тоже помотал нервы режиссёру — он наотрез отказался носить рабочую робу, и его герой стал модником, разгуливающим по стройке в дорогой замшевой куртке.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
До появления Светланы Крючковой на роль Нелли пробовались Наталья Гвоздикова, Ольга Науменко, Елена Прудникова и другие не самые известные актрисы… Саму Крючкову режиссёр сначала хотел взять на роль Светланы Афанасьевны — жены Ганжи. Именно с Александром Збруевым она и проходила пробы. Снимали сцену, когда Ганжа затаскивает Светлану в квартиру со словами, что за порогом они ученик и учительница, а дома — муж и жена… Крючкова так вошла в роль, что до крови укусила Збруева за палец. Пробы остановили и актёры разошлись по домам. Тем же вечером режиссёр позвонил актрисе и сказал, что утверждает её на другую роль.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Наталья Гвоздикова получила роль Полины. В одном из интервью актриса рассказывала, что Коренев был к ней неравнодушен, а она не отвечала взаимностью и из-за этого роль сильно урезали. Зато с Савелием Крамаровым, игравшем жадного Тимохина, она кокетничала с удовольствием, отмечая насколько не похож на своих героев этот умный, начитанный и интеллигентный актёр. На съёмках длинные светлые волосы актрисы прятали под чёрный парик. Это не было предусмотрено сценарием, но оказалось, что на съёмочной площадке собрались сплошные блондинки — Богунова, Крючкова, Азер, Касаткина…
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
На роль любительницы танцев Люськи пробовалась младшая дочь режиссёра — начинающая актриса Елена Коренева. Она не чувствовала в себе комедийного таланта, поэтому от роли отказалась, но её можно увидеть в эпизодической роли девушки в библиотеке. Старшая дочь Алексея Коренева тоже снялась в небольшой роли — Мария сыграла девушку с ребёнком. Вообще, в «школе» было много друзей и знакомых режиссёра — они сидели на задних партах в классе и играли в массовке.
В фильме есть несколько киноляпов. Самый заметный из них — это забинтованная то правая, то левая рука Ганжи. Прокол заметили на монтаже, но возвращаться в Ярославль на шинный завод, восстанавливать декорации медкабинета и переснимать всю сцену уже не хотелось, поэтому оставили как есть. Ещё одна неточность — это учительница физкультуры, хотя физкультуры в вечерних школах не было.
Внимательные зрители так же могут заметить, что Ганжа и Леднёв пьют вместо пива квас, а школа меняет облик — в первый рабочий день Нестор Петрович проходит мимо квадратных окон школы, открывает глухую дверь и… оказывается в совершенно другом здании с застекленными дверями и арочными окнами.
По сценарию в фильме пел Григорий Ганжа, но утвержденный Александр Збруев оказался непоющим актёром. В начале съёмок режиссёр услышал пение из гостиничного номера Светланы Крючковой, где вечерами собрались актёры. Оказалось, что это пела сама Крючкова. Режиссёр познакомил её с композитором Эдуардом Колмановским, и специально для актрисы он написал знаменитый романс «Чёрное и белое».
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Сначала планировалось снять двухсерийный фильм, но снятый материал так понравился руководству студии «Телефильм», что они выделили бюджет ещё на две серии.
Режиссёр рассказывал, что можно было снять и пятую серию, но тогда пришлось бы сильно экономить. Не стали снимать и смешной эпизод со спектаклем «Евгений Онегин», который ученики показывали в финале фильма. Евгением был Тимохин, а Татьяну должна была играть его любимая Коровянская, но испугалась и сбежала прямо перед выходом! Текст наизусть знал только Нестор Петрович. Пришлось ему надевать капор и кринолины и идти на сцену к ничего не подозревающему Тимохину…
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
В процессе работы о съёмках новой комедии под названием «Приключения школьного учителя» написала газета «Вечерняя Москва». И случилось неожиданное… Редакцию завалило письмами учителей, которые были оскорблены тем, что серьёзную педагогику поставили рядом с легкомысленными приключениями и предлагают посмеяться над их тяжёлым трудом! Режиссёра и сценариста вызвали в Министерство образования и очень просили изменить название, хотя сами ничего крамольного в нём не видели. Они объявили конкурс среди съёмочной группы — за лучшее название дарили бутылку коньяка. Выиграл оператор Анатолий Мукасей, который первым произнес: «Большая перемена»!
Большая перемена леонов учит историю во сне
Галина Беляева (р. 1975) – старший научный сотрудник саратовского Государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, научный сотрудник Лаборатории исторической, социальной и культурной антропологии. Сфера научных интересов: иконография и иконология советского изобразительного искусства.
Вадим Михайлин (р. 1964) – историк культуры, социальный антрополог, переводчик, профессор Саратовского государственного университета.
Если не будете как дети:
деконструкция «исторического» дискурса в фильме Алексея Коренева «Большая перемена» [1]
Гораздо менее безобиден был другой план того же сюжета, судя по всему, не замеченный ни цензурой, ни основной массой зрительской аудитории. Товарищ Бычков оказывается в Уйгунане фактически по случайности: ему не нужно ничего, кроме собак, чтобы ехать дальше, в бухту Вознесения, его принимают за гораздо более важную персону, чем он есть на самом деле, – и он с готовностью включается в игру. На протяжении всего фильма разные карикатурные личности сами несут ему деньги, с которыми он, в конце концов, и сбегает. Ничего не напоминает? И действительно, в первой же сцене со «сменой ролей» буквально друг за другом произносятся два ключевых термина – «Инкогнито» и «коллежский регистратор», – и произносятся они застывшим в почтительной позе и одетым в царский вицмундир представителем местной власти. Артист Алексей Грибов уже играл в фильме «Ревизор» Владимира Петрова (1952), единственном советском экранном воплощении гоголевской комедии. Правда, играл он там не Городничего, а Осипа, но, во-первых, слишком уж явные отсылки были не в интересах Мельникова, а во-вторых, Грибов в «Ревизоре» и по типажу близок к Юрию Толубееву, что особенно заметно в умильной едва ли не до интимности сцене между Городничим и Осипом, которого персонаж Толубеева четыре раза кряду ласково называет «друг». О том, что гоголевские контексты «Начальника Чукотки» считывались по крайней мере некоторой частью тогдашней аудитории, свидетельствует тот факт, что вскоре после выхода фильма на экран Михаила Кононова пригласили репетировать в постановке «Ревизора» Академического Малого театра – репетировать роль Хлестакова.
В контексте этой по-своему изящной фиги в кармане роль большевистской элиты в истории России оказывается и вовсе незавидной: вот, что бывает, когда страной начинают управлять если и не кухарки, то волостные писаря. Впрочем, речь вовсе не идет о возвеличивании прежних элит за счет принижения новых. Чин коллежского регистратора имеет «старая власть», Тимофей Иванович Храмов – таким образом, Хлестаков, молодой и глупый, просто сменяет во властной позиции другого, но уже пожившего свое и умудренного житейским опытом Хлестакова.
В контексте той же утопии воспитания нового человека еще одним объектом прямого пародирования в «Большой перемене» становится, как и было сказано выше, роман Чернышевского «Что делать?». Хотел того сам Садовников или нет, но его повесть вышла в знаковый для советской традиции момент: ровно через сто лет после того, как в декабре 1862 года посаженный в Петропавловскую крепость Чернышевский начал писать свой главный текст, посвященный воспитанию нового человека. В силу объема данной статьи мы не имеем возможности сколько-нибудь подробно останавливаться на конкретных сходствах, обозначим только два из них как наиболее яркие. Фильм начинается пародией на первый сон Веры Павловны о выходе из подвала (зарывшегося в историческое знание Нестора профессор Волосюк буквально силой выволакивает «на свежий воздух»), заканчивается он доброй, хотя и в духе набоковского «Дара», пародией на сон, естественно, четвертый, где радостный бал «будущих людей» с периодическим исчезновением парочек в «комнатах с коврами» и в самом деле живо напоминает о конгруэнтных практиках французских публичных домов XIX века. На финальном балу в «Большой перемене» все пары так же счастливо находят друг друга; исчезновения так же имеют место.
[1] Статья выполнена в рамках проекта Центра гуманитарных исследований при Российской академии народного хозяйства и государственной службы «Утопия и проект: развитие советской образовательной системы 1960–1980-х годов в сравнительной перспективе».