Бианки снег и сон тема и жанр произведения
Бианки снег и сон тема и жанр произведения
Охотник всегда был первым разведчиком своего края. Кто знал родные места лучше охотника? Бродил ли он с ружьём или сидел с удочкой на берегу, — природа для него всегда становилась источником радости познания, радости раскрытия её больших и маленьких тайн, её богатств.
Счастье тому, кто встречал на заре своей жизни такого бывалого охотника, мудреца и поэта, влюбленного в красоту родных лесов и полей, знающего сложную и многообразную жизнь животных. Посидишь с ним в шалаше на утренней или вечерней зорьке, походишь по болотам, намокнешь под дождём, обсохнешь у костерка, и хоть сам-то, может, ещё и ничего не добудешь, но зато сколько увидишь, услышишь, узнаешь! И заронят эти встречи искру охотничьей страсти, а если в это же время займёшься ещё и наукой, тогда станешь не только охотником, а и натуралистом. Совсем по-другому начнёшь смотреть на природу. Видеть и понимать её станешь лучше, зорче, правильнее. Так соединятся внутри человека охотник и учёный. И лес перестанет быть местом добычи, учёный будет здесь искать и находить ключи к её тайнам и богатствам. А если проснётся при этом радостный дар владения художественным словом, станет тогда следопыт-натуралист поэтом родной природы. Ружьё утеряет для него свою привлекательную силу. Разве можно истреблять красоту живого мира! И поэт становится охотником за волшебным словом, о котором мечтал ещё в самом раннем детстве.
Так пришёл в советскую литературу Виталий Валентинович Бианки, и более тридцати пяти лет шёл он этой тропой охотника-следопыта-писателя.
Есть, по его образному выражению, среди людей переводчики с языка природы на наш человеческий язык. И к нему самому относятся те слова, которыми он, уже на закате жизни, представлял читателям своих литературных учеников:
«Растения и животные, леса и горы и моря, ветра, дожди, зори— весь мир вокруг нас говорит с нами всеми своими голосами. Но мы ему не внемлем.
Только малые дети разговаривают с ним на своём языке, и непонятный лепет их сам звучит для нас как журчанье ручья, шелест леса, перекличка птиц. Детьми мы долго учимся языку взрослых. А когда наконец научаемся выражать свои мысли словами, уже не можем рассказать, о чём мы беседовали с цветами, птицами, облаками: забыли.
Так со всеми, кто не сохранил в душе ребёнка. Язык стихий, язык всего мира чужд им: они не понимают, да и не хотят понимать его.
Но много среди нас людей, и взрослыми не утративших связь со своим детством. Жадно внимают они голосам леса и моря, шуму ветра и пенью птиц. И бессловесный их язык рождает в душе таких людей смутное воспоминание о том далёком времени, когда мы сами были землёй. И чем-то волнуют, чем-то сладки нам эти неясные, эти невыразимые воспоминания. Не потому ли, что скоро опять забудем мы нашу человеческую речь — и превратимся в прах?
Мы не умеем рассказать об этих ощущениях другим людям.
И есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребёнка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам — и всё, что он рассказывает им о себе, переводят для нас на наш человеческий язык. И мы, люди, не утратившие любви к бессловесному миру, радуемся их рассказам, всё равно — в стихах они или в прозе, сказка это или строго реалистическая повесть. Эти люди — поэты.
В своих сказках и рассказах они золотым ключом — волшебным ключом любви — открывают нам тайную сокровищницу земли-матери и солнца-отца — отца и матери всей и всяческой жизни. А в той сокровищнице полно неведомых нам красот и чудес.
В каждом поколении у каждого народа родятся поэты — люди, так же хорошо понимающие бессловесный язык стихий, как и немой язык человеческой души. И каждый из них может обратиться ко всем людям стихами поэтов уже минувших поколений:
Конспект урока Литературное чтение 3 класс на тему Бианки «Снег идет». Андреева С.М.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Один из самых любимых, добрых и гуманных детских писателей о жизни неподражаемого мира животных.
1
Виталий Валентинович
Бианки
Составитель Амосенко Елена Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ лицея № 572 СПб
Описание слайда:
Описание слайда:
Творчество писателя
1922 год – в журнале «Воробей» опубликован первый рассказ
« Приключение красноголового воробья»
1923 году, увидела свет его первая книжка о жизни животных «Чей нос лучше».
3
Описание слайда:
Описание слайда:
Книги В.Бианки
В.Бианки писал о лесе 35 лет. Он автор более 300 произведений о жизни мира животных.
5
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Работа с текстом до чтения
Предположите по заголовку и иллюстрации о чём будет рассказ?
Кто герой рассказа?
Когда и где будут происходить события рассказа?
Объясните свои предположения.
9
Описание слайда:
Работа с текстом во время чтения.
Диалог с автором
10
Описание слайда:
1 часть
За что может похвалить отец?
Отчего у Егорки дух заняло? Что обозначает это выражение?
Почему отец решил отпустить Егорку в лес?
Зачем отец привёз сыну ружьё?
Описание слайда:
Описание слайда:
3 часть
Как объяснить мысли лесника «Воют- пока, значит, ещё не добрались…»?
Почему надо идти, даже если темно и ничего не видно?
Почему лесник решил, что сын пропал?
Описание слайда:
4 часть
Отчего старик стал страшным?
Зачем лесник утром отправился в лес?
Как по снегу мог читать старик?
Что прочитал лесник по снегу?
Описание слайда:
5 часть
Отчего лесник стал торопиться?
Что удивило лесника?
Что огорчило лесника?
15
Описание слайда:
6 часть
Что обнаружил лесник по дороге?
Зачем лесник рванул вперёд? Что значит рванул?
Как можете объяснить его поведение?
Описание слайда:
7 часть
Почему голос Егорки чудился леснику?
Что чувствовал старик увидев сына? Докажите.
Для чего по дороге домой Егорка просил остановиться отца?
17
Описание слайда:
8 часть
Что заинтересовало отца в Егоркином рассказе?
О чём думал лесник, когда мальчик уснул?
18
Описание слайда:
Расположи события по порядку
« Читает по снегу, как по книге»
« Выскочил на двор, стал на лыжи – и в лес».
« Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи – и в темноту..»
« Беда теперь: занесёт след…»
« Пропал парнишка!»
«- Тять, бердану мою подбери..»
« Страшно вскрикнул лесник и ….. выпалил»
«Он спал»
Описание слайда:
Обобщение
Что интересного вы узнали о жизни леса из текста?
Какие впечатления остались у вас от прочитанного рассказа и творчестве писателя В.Бианки?
Какие ассоциации будут у вас возникать при чтении фамилии В.Бианки?
20
Описание слайда:
Источники информации
Текст из учебника Р.Н.Бунеев Литературное чтение 3 класс. М.Баласс
Изображения c http://go.mail.ru/search_images
Биографические сведения с http://biografguru.ru
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по обучению грамоте на тему «Согласная буква Щ»
Презентация по обучению грамоте на тему «Гласная буква Э»
Презентация по обучению грамоте на тему «Буква Э»
Презентация по обучению грамоте на тему «Буква Ц»
Презентация по обучению грамоте на тему «Согласная буква Ц»
Конспект урока обучения грамоте в 1 Г классе Тема: «Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости».
Презентация по обучению грамоте на тему «Согласная буква Ф»
КТП по технологии 3 класс программа «Планета Знаний»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5351809 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План-конспект по литературному чтению на тему Вн. чт. Стихи и рассказы В. Бианки
План-конспект по лит. чтению № 77 на тему: « «Вн. чт. Рассказы и сказки В. Бианки». 16.03.20 год 3-Б класс
Цель: Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов.
Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.
Развивать наблюдательность, мышление.
Оборудование: выставка книг писателей, портреты писателей, жетоны для игры «Тир».
1. Организационный момент.
2. Постановка целей.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
Не огонь, а жжётся . (Крапива)
Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт . (Дождь, земля, растение)
Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Серый ворище по лесам, полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Над рекой повисло. (Радуга)
-На какие две группы можно разделить отгадки? (Живая и неживая природа)
-Как вы поняли, о чём пишут писатели, произведения которых будем сегодня читать?
3. Работа по теме урока.
Отгадывая русские народные загадки о природе, дети познают мир растений, животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.
(Ученик 1) Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил кроликов. Случалось иногда, отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы.
(Учитель) Произведения Е. Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира. Они постоянно издаются и мгновенно раскупаются. Многие учёные не могут понять такой популярности его рассказов. Он сотрудничал с Бианки не только как писатель, но и как художник, иллюстрируя его книги. Чарушин иллюстрирует и свои рассказы. (Показ иллюстраций.) Часто героями его произведений становится ребёнок, который «по-своему» объясняет те или иные явления природы, повадки животных. Наверное, поэтому они просты, понятны детям.
Беседа по произведению.
Е. Чарушин «Про Томку», «Томкины сны»
-Почему рассказчик выбрал этого щенка?
(Он нашёл деревяшку, которую тот спрятал)
-Какой характер у щенка?
(Он любознательный, смышлёный)
-Как ребята «разгадали» сны, которые видел щенок?
(По звукам, движениям щенка)
— Как относится к нему автор? По каким словам вы это поняли?
— Какие ещё животные жили в доме автора?
(Котёнок Тюпа, лисята, медвежата).
— Что вы можете сказать об авторе?
(Он любит животных. Он наблюдательный.)
(Ученик 2) Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился будучи юннатом (участники кружка по изучению природы). Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.
(Учитель) В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась «Серебряный хвост». Потом были другие: «Безымянной тропой», «Десять стреляных гильз», «Трясогузкины письма», «В лесах счастливой охоты», «Иду я по лесу», «Планета чудес», «Под шапкой-невидимкой»…
Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.
Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много «звериных» диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе «с ружьём в руках». Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.
Беседа по произведению.
Н. Сладков «Сказки леса».
— Какие произведения писателя рассказывают о явлениях природы, но похожи на сказки?
(«Суд над декабрём», «Бежал ёжик по дорожке», «Зимние долги», «Клёст и дятел», «Дупляной утёнок»)
— Чем они похожи на сказки?
(Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь приключения)
— Почему жанр называют «сказка-несказка»?
(Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их повадках, но в них и много сказочных примет)
— Чему учат эти сказки?
(Помогать животным, беречь природу)
-Сегодня мы прочитаем одно из произведений Николая Ивановича Сладкова «Почему ноябрь пегий?» (Пегий – пёстрый, пятнистый)
Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!
Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:
-Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!
Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.
-Нельзя, туча, назад, назад! – закричала серая Куропатка. – Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?
Туча двинулась назад.
-Давай вперёд, нечего пятиться! – заворчал Медведь. – Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!
Туча помедлила и опять двинулась в лес.
— Сто-ой, сто-ой! – завыли волки. – Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!
Туча заколыхалась – остановилась.
А из лесу крик и вой.
— Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни.
— Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай!
Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.
Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.
-Почему же ноябрь пегий?
(Не все животные ещё готовы к зиме. То снег, то дождь, то мороз, то оттепель. Где-то снег лежит, а где-то земля видна).
(Ученик3) Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе В. Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.
(Учитель) Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Бианки начал писать рано, ещё в молодости. Большое влияние на него оказали писатели – Маршак, Житков, Шварц. Бианки можно считать создателем нового жанра – «сказки-несказки». Они рождаются как ответ на детские «Почему?». Отсюда и названия многих произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, рассказы, повторы. Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы. Попутно, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных. Особый интерес у детей и взрослых вызывает «Лесная газета», где в оригинальных жанрах (очерках, хрониках, фельетонах) даются знания о сезонных изменениях в природе. В 1927 году была впервые напечатана «Лесная газета на каждый год», и до 1949 года автор дополнял и переписывал эту книгу, которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.
Беседа по произведению.
В. Бианки «Лесная газета»
-Как устроена «Лесная газета?
(12 номеров – по номеру в месяц)
— Кто пишет материал для газеты?
(Учёные, лесники, юннаты)
— Чем оканчивается каждый номер газеты?
— Что нового, интересного вы узнали о жизни животных, растений, явлениях природы?
— Как можно проверить себя?
(В конце газеты есть ответы)
— Какие ещё рассказы Бианки вы читали?
(«Черноголовка», «Музыкант» и др.)
— Чем интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказки отличаются от других произведений?
(В них узнаёшь много сведений о природе, о повадках животных)
4. Закрепление пройденного.
(10б. – красный жетон
1. Кто раньше появляется – летучие мыши или летучие насекомые?
(Летучие мыши, так как им необходимо питание – насекомые)
2. Что вниз вершиной растёт?
(Сосулька. Капли стекают вниз, сосулька увеличивается)
3. Каким местом прикреплён язык лягушки?
(Передним концом – она ловит насекомых и сразу отправляет в глотку)
4. Чем стрекочет кузнечик?
(Ногой об крыло. На ноге – зазубринки, на крыле – зацепочки. Они трутся друг об друга)
5. Есть ли у нас хищные растения?
(Да. Росянка на болотах, пузырчатка – в реках)
6. Когда у птиц бывает зуб?
(У птенцов на клюве. Чтобы разбить скорлупу. Потом он отпадает)
7. Как муравьи укажут на приближение дождя?
(Муравьи закупоривают входы в муравейник и прячутся)
8. Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге?
(Нет, они там не выводят птенцов)
9. Какие дрова ценятся больше: заготовленные летом или зимой?
(Зимние. Так как они суше, не впитывали воду)
-О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?
-Чем интересны их произведения?
-Какие сказки и рассказы о животных вам понравились?
Бианки Снежная книга читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль
Рассказ «Снежная книга» принадлежит перу талантливого советского детского писателя Виталия Валентиновича Бианки (1894-1959). Произведение увидело свет в 1924 году: в основу легли детские воспоминания писателя, чьи юные годы прошли в Сибири и на Урале.
Краткий пересказ для читательского дневника
1) Действие рассказа происходит в зимнем лесу.
2) Автор начинает распутывать заячьи следы, чтобы разгадать маршрут зверька и его обычные занятия зимой.
3) Цепочка следов приводит к обглоданному зайцем кусту в поле: здесь он утолил голод.
4) Затем пушистый обитатель леса отправился искать убежище, чтобы уснуть.
5) В это время его увидела рыжая лиса и стала за ним следить: зайцу пришлось уходить от слежки, петляя между кустов, делая хитрые петли.
6) Ему удалось обхитрить лису и запутать следы: хищник ушел ни с чем.
7) Но зверька подстерегла новая опасность – филин давно наблюдал за лисьей охотой.
8) Он быстро схватил добычу цепкими когтями и унес зайца вглубь леса.
Главные герои
1) Главный герой рассказа – осторожный, перепуганный молодой заяц, который бежит по лесу в поисках пищи и укрытия от хищников.
2) Второстепенная героиня – опытная, хитрая и умная лиса. Надеясь на легкую добычу, она настойчиво преследует зайца, но уходит голодной и обманутой из-за запутанных заячьих следов.
3) Терпеливый, коварный филин, который наблюдает с ветвей за неудачей лисы, знает, что серый достанется ему: он решает сам полакомиться зайцем, унеся его в лес.
Главная мысль
В зимнем лесу птицы и звери продолжают вести активную жизнь, добывая еду и скрываясь от врагов. Каждое их действие, каждый шаг оставляют свой след на снежных просторах. И распутать, прочитать эти следы, узнать истории жизни зверей и птиц сможет лишь внимательный наблюдатель.