Астафьев краткое содержание сон о белых горах краткое содержание

Астафьев краткое содержание сон о белых горах краткое

Скачать файл
Виктор Петрович Астафьев «Царь-рыба»
Рассказ «Сон о белых горах». Утверждение общечеловеческих моральных ценностей

Действие в рассказе происходит в тайге, тайны и загадки которой пытаются разгадать многие люди. Вот только интерес к таежным богатствам бывает разный. В рассказе мы знакомимся с двумя героями, которые резко противопоставлены по своему отношению к миру и людям. Это таежный человек Аким и эгоистичный, возомнивший себя хозяином природы геолог Гога Герцев.

Аким не слишком образован, мало знаком с цивилизацией, с городской жизнью, зато превосходно знает родную сибирскую тайгу, живет в тесном единении и гармонии с природой. В глухих таежных дебрях он чувствует себя как дома. Аким, по мысли писателя, является носителем подлинных морально-нравственных ценностей и в этом своем качестве противостоит многим персонажам-горожанам, рассматривающим природу только как средство удовлетворения сиюминутных материальных потребностей и не гнушающимся никакими средствами в достижении своих целей. Антиподом Акиму в главе «Сон в белых горах» является Гога Герцев. Он не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает индивидуализм, бездушие.

Гога потащил в тайгу вместе с собой влюбленную в него девушку Элю. Как подчеркивает автор, Гога — опытный и умелый таежник, ни в чем не уступающий Акиму. Тем не менее он легкомысленно увлек вместе с собой в опасное путешествие по таежной реке девушку, к жизни в суровых условиях тайги абсолютно не приспособленную. В результате складывается трагическая ситуация. Тяжело заболевшая Эля остается в охотничьей избушке, отправившийся на поиски пропитания Гога гибнет в результате несчастного случая. От верной смерти девушку спасает нашедший ее Аким. Он ухаживает за больной, как за маленьким ребенком. В главе «Сон в белых горах» примечателен образ Гоги Герцева, антипода Акима. Герцев не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает эгоцентризм, индивидуализм, бездушие.

Гибель Герцева глубоко символична. Гога мечтал поймать легендарную Царь-рыбу, а для блесны использовал медаль инвалида войны пьяницы Кирягина и хвастался: «Лучше фабричной!» Аким после этого в сердцах сказал Герцеву: «Ну ты и падаль. Кирьку старухи зовут Божьим человеком. Да он Божий и есть. Бог тебя и накажет…»

В ответ Герцев произносит фразу, поражающую своим эгоизмом и кощунством: «Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе Бог! А тебя я накажу — за оскорбление».

Но наказать Акима Герцев собирается в тайге, а не сейчас, он не привык к честному и открытому поединку. Аким же способен ударить человека только в честной, открытой драке. Он органически не способен обидеть другого человека, Главный герой «Царь-рыбы» следует своеобразному нравственному закону тайги, где выжить может человек, открытый с другими, честный и не пытающийся подмять под себя природу. Гога — «сам себе Бог», на поверку оказывается дьяволом, Кащеем (не случайно писатель подчеркивает, что Герцев, как сказочный злодей, «загремел об пол костями»). Он плюет на других людей и этим гордится, он готов уничтожить всякого, кто встает на его пути, уничтожить не в переносном даже, а в прямом смысле. Ведь, по сути, Гога замышляет убийство Акима, предлагая дуэль на заведомо невыгодных для того и выгодных для себя условиях. И закономерной выглядит его гибель, хотя и происшедшая в результате нелепой случайности. Это как бы Божья кара за самонадеянное приравнивание себя к Богу.

Когда Аким находит труп своего врага, он не чувствует радости. Он жалеет Герцева, который, торопясь добыть для больной спутницы рыбу, совершил роковую ошибку и захлебнулся в ледяной воде, и хоронит Гогу по-христиански.

Краткое содержание

В поселке Чуш у реки Енисей жил рыбак Игнатьич. К младшему брату Командору и чушанцам он относился «с некой долей снисходительности и превосходства». Игнатьич любил «поковыряться в технике», «дабы постигнуть ее существо», поэтому люди звали его «механиком».

Узнав о случае на реке, жена Командора заставила пойти попросить у Игнатьича извинения. Командор попытался оправдаться перед братом тем, что был пьян. Игнатьич напомнил, что за пьянство Командора могут снять с должности капитана. Эти слова сильно разозлили Командора.

«В студеный осенний морок вышел Игнатьич на Енисей, завис на самоловах». Собирая пойманное, он почувствовал: на самолов попалась «крупная рыбина». Игнатьич был браконьером, поэтому «больше смерти бойся рыбнадзора – подкрадется во тьме, сцапает – сраму наберешься, убытку не сочтешь, сопротивляться станешь – тюрьма тебе». Борясь с рыбиной, Игнатьич напряженно следил за проплывающими мимо сначала грузовой самоходкой, а затем «грустным корабликом».

По всем повадкам рыбы Игнатьич понял, что попался осетр. За кормой «взбурлило грузное тело рыбины». «Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела на доисторического ящера походила рыбина». Игнатьич удивлялся тому, что «на мормыше, на козявках и вьюнцах» вырос «этакий боровище».

Игнатьич начал понимать, что ему одному не справиться «с этаким чудищей». Но ему очень не хотелось делить с братом и, скорее всего, механиком свою добычу: «В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!».

Игнатьич подплыл к лодке, но не смог забраться в нее, потому что «в ноги воткнулось еще несколько уд спутанного самолова». «Очумелая рыба садила в себя крючок за крючком, и ловца не облетало».

«Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» – слабо и без надежды взмолился Игнатьич. Зря не верил он ни в бога, ни в дедушкины рассказы. Рыба подплыла к лодке и уткнулась в бок мужчине. Ему показалось, что она начинает жевать его. «И рыба, и человек слабели, истекали кровью». «Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке».

Игнатьич рванулся из воды, попробовал перевалиться в лодку, но рыба тут же попыталась укусить его за ногу. Мужчина обвис, он постепенно погружался в дрему. Он вспомнил, как видел утопленника, которого поедали рыбешки.

Игнатьич снова начал «дубасить рыбину по башке». «Рыба отодвинулась, грузно взбурлила воду, потащив за собой ловца. Руки его скользили по борту лодки, пальцы разжимались». Игнатьич начал уговаривать рыбу быстрее умереть, шепотом звать брата. Мужчина впал в забытье, «в ушах зазвенело, значит, совсем обескровел». Игнатьич подумал о том, что умирает. Он задумался: не оборотень ли царь-рыба. «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». Игнатьич вспомнил свои школьные годы, как «сколь помнит себя, все в лодке». Как его наметили в депутаты, но отвели, потому что «рыбачит втихую, хапает». И в народную дружину не взяли. Как хулиганы «достали» его племянницу Тайку – «машиной об столб всмятку».

Снова Игнатьичу вспомнился дед, который говорил, что если за душой у рыбака какой-то грех, то «не вяжитесь с царью-рыбой», а сразу отпускайте. Понял Игнатьич: «пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи».

В 42-м году в Чушь приехали трудармейцы, один из них загулял с Глашкой, возлюбленной Игнатьича, о ней пошли слухи. Игнатьич, узнав об этом, завел Глашку за поскотину и надругался над ней, сбросил в реку. «С той поры легла меж двумя человеками глухая, враждебная тайна». Прошло время, он женился, Глашка вышла замуж. Но воспоминание о том надругательстве осталось. «Бесследно никакое злодейство не проходит, и то, что он сделал с Глахой, чем, торжествуя, хвастался, когда был молокососом, постепенно перешло в стыд, в муку». Вот и пришла заслуженная кара: «Природа, она, брат, тоже женского рода».

Уже не владея ртом, Игнатьич пытался просить у Глаши прощения. Силы его покидали, он уже приготовился к неминуемой смерти. Издалека послышался звук мотора. Волна от лодки качнула рыбу, и та «неожиданно вздыбила себя». Рыба перевернулась на живот, начала бить хвостом и, «изорвав свое тело в клочья», снялась с самолова и уплыла.

Игнатьич сказал вслед рыбе: «Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!». Ему сделалось легче. «Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе – от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».

Литература для всех

Виктор Петрович Астафьев «Царь-рыба»

Рассказ «Сон о белых горах». Утверждение общечеловеческих моральных ценностей

Действие в рассказе происходит в тайге, тайны и загадки которой пытаются разгадать многие люди. Вот только интерес к таежным богатствам бывает разный. В рассказе мы знакомимся с двумя героями, которые резко противопоставлены по своему отношению к миру и людям. Это таежный человек Аким и эгоистичный, возомнивший себя хозяином природы геолог Гога Герцев.

Аким не слишком образован, мало знаком с цивилизацией, с городской жизнью, зато превосходно знает родную сибирскую тайгу, живет в тесном единении и гармонии с природой. В глухих таежных дебрях он чувствует себя как дома. Аким, по мысли писателя, является носителем подлинных морально-нравственных ценностей и в этом своем качестве противостоит многим персонажам-горожанам, рассматривающим природу только как средство удовлетворения сиюминутных материальных потребностей и не гнушающимся никакими средствами в достижении своих целей. Антиподом Акиму в главе «Сон в белых горах» является Гога Герцев. Он не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает индивидуализм, бездушие.

Гога потащил в тайгу вместе с собой влюбленную в него девушку Элю. Как подчеркивает автор, Гога — опытный и умелый таежник, ни в чем не уступающий Акиму. Тем не менее он легкомысленно увлек вместе с собой в опасное путешествие по таежной реке девушку, к жизни в суровых условиях тайги абсолютно не приспособленную. В результате складывается трагическая ситуация. Тяжело заболевшая Эля остается в охотничьей избушке, отправившийся на поиски пропитания Гога гибнет в результате несчастного случая. От верной смерти девушку спасает нашедший ее Аким. Он ухаживает за больной, как за маленьким ребенком. В главе «Сон в белых горах» примечателен образ Гоги Герцева, антипода Акима. Герцев не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает эгоцентризм, индивидуализм, бездушие.

Гибель Герцева глубоко символична. Гога мечтал поймать легендарную Царь-рыбу, а для блесны использовал медаль инвалида войны пьяницы Кирягина и хвастался: «Лучше фабричной!» Аким после этого в сердцах сказал Герцеву: «Ну ты и падаль. Кирьку старухи зовут Божьим человеком. Да он Божий и есть. Бог тебя и накажет…»

В ответ Герцев произносит фразу, поражающую своим эгоизмом и кощунством: «Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе Бог! А тебя я накажу — за оскорбление».

Но наказать Акима Герцев собирается в тайге, а не сейчас, он не привык к честному и открытому поединку. Аким же способен ударить человека только в честной, открытой драке. Он органически не способен обидеть другого человека, Главный герой «Царь-рыбы» следует своеобразному нравственному закону тайги, где выжить может человек, открытый с другими, честный и не пытающийся подмять под себя природу. Гога — «сам себе Бог», на поверку оказывается дьяволом, Кащеем (не случайно писатель подчеркивает, что Герцев, как сказочный злодей, «загремел об пол костями»). Он плюет на других людей и этим гордится, он готов уничтожить всякого, кто встает на его пути, уничтожить не в переносном даже, а в прямом смысле. Ведь, по сути, Гога замышляет убийство Акима, предлагая дуэль на заведомо невыгодных для того и выгодных для себя условиях. И закономерной выглядит его гибель, хотя и происшедшая в результате нелепой случайности. Это как бы Божья кара за самонадеянное приравнивание себя к Богу.

Когда Аким находит труп своего врага, он не чувствует радости. Он жалеет Герцева, который, торопясь добыть для больной спутницы рыбу, совершил роковую ошибку и захлебнулся в ледяной воде, и хоронит Гогу по-христиански.

Моральный спор между Гогой Герцевым и Акимом — это не просто спор двух слишком разных людей, он отражает столкновение бездушно-потребительского и гуманного, милосердного отношения к природе, ко всему живущему на земле». Чувствительность и доброта делают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает духовные и социальные связи людей, уничтожает свою душу. Симпатии автора, несомненно, на стороне таких людей, как Аким, Именно за Акимом остается победа в споре с Герцевым, именно ему, а не Гоге, удается добыть Царь-рыбу. Удача становится наградой за то, что он сохраняет верность общечеловеческим, христианским моральным ценностям, готов, не задумываясь, помочь ближнему и пожалеть даже врага.

О произведении

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Он рос в окружении величавой красоты природы, и потому экологические проблемы были ему изначально близки.

“Царь-рыба” (1976 год, журнал “Наш современник”) является повествованием в рассказах. Произведение посвящено взаимодействию Человека с Природой. Глава “Царь-рыба”, давшая название произведению, звучит символически. Единоборство человека с царь-рыбой имеет печальный исход.

Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. Повествование объединено образом автора. Симпатии автора отданы многим персонажам: Акиму, Николаю Петровичу, Киряге-деревяге, Парамон Парамонычу, Семену и Черемисину, артели рыбаков и другим. Аким совершает подвиг, спасая в тайге женщину. Каждодневно подвергают свою жизнь опасности рыбинспектор Семен и его сын Черемисин: “На фронте так не измаялся, как с вами!” Николай Петрович, брат писателя, стал кормильцем большой семьи с малых лет. Он отличный рыбак, охотник, радушен, всем норовит помочь. Добрая душа у Парамона Парамоновича. Он принял отеческое участие в судьбе Акима.

Человек, наделенный разумом, должен быть, по мнению Астафьева, ответственным за продолжение жизни на земле. Но об этой ответственности забывают браконьеры, герои рассказов «Дамка», «У золотой карги», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба».

Человек губит природу, но гибнет и сам. Для Виктора Астафьева законы природы и законы нравственности тесно и неразрывно связаны. Чужаком и лихим завоевателем пришел в лес Гога Герцев и погиб, и чуть было не погубил еще одну жизнь. Но страшнее всего постепенно поддаются развращающему влиянию философии потребительства, начинают варварски эксплуатировать природу, не понимая, что уничтожают дом в котором живут.

«Царь-рыба» написана в открытой, свободной, раскованной манере. Прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах актуальных и значимых: об утверждении и совершенствовании разумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в «покорении» природы. Это проблема не только экологическая, но и нравственная. Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Сознание серьезности этой проблемы необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить природу и себя огнем бездушия и глухоты. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

Капалуха — Астафьев В.П.

Мы при­бли­жа­лись к аль­пий­ским ураль­ским лугам, куда гнали кол­хоз­ный скот на лет­нюю пастьбу.

Тайга поре­дела. Леса были сплошь хвой­ные, поко­роб­лен­ные вет­рами и север­ной сту­жей. Лишь кое-где среди ред­ко­ла­пых елей, пихт и лист­вен­ниц поше­ве­ли­вали роб­кой лист­вой берёзки и осинки да меж дере­вьев раз­вёр­ты­вал сви­тые улит­ками ветви папоротник.

Стадо телят и быч­ков втя­ну­лось на ста­рую, зава­лен­ную дере­вьями про­секу. Бычки и телята, да и мы тоже, шли мед­ленно и устало, с тру­дом пере­би­ра­лись через суч­ко­ва­тый валежник.

В одном месте на про­секу выдался неболь­шой буго­ро­чек, сплошь затя­ну­тый блед­но­ли­стым доцве­та­ю­щим чер­нич­ни­ком. Зелё­ные пупы­рышки буду­щих чер­нич­ных ягод выпу­стили чуть замет­ные серые были­ночки-лепестки, и они как-то неза­метно осы­па­лись. Потом ягодка нач­нётся уве­ли­чи­ваться, баг­ро­веть, затем синеть и, нако­нец, сде­ла­ется чёр­ной с седо­ва­тым налётом.

Вкусна ягода чер­ника, когда созреет, но цве­тёт она скромно, пожа­луй, скром­нее всех дру­гих ягодников.

У чер­нич­ного бугорка под­нялся шум. Побе­жали телята, задрав хво­сты, закри­чали ребя­тишки, кото­рые гнали скот вме­сте с нами.

Я поспе­шил к бугорку и уви­дел, как по нему с рас­пу­щен­ными кры­льями бегает кру­гами глу­харка (охот­ники чаще назы­вают её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кри­чали ребята.

Я стал ози­раться по сто­ро­нам, ощу­пы­вать гла­зами чер­нич­ный бугор, но ника­кого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — пока­зали ребя­тишки на зелё­ную корягу, возле кото­рой я стоял.

Я гля­нул, и сердце моё заби­лось от испуга — чуть было не насту­пил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди про­секи, под упруго выдав­шимся из земли кор­нем. Оброс­шая мхом со всех сто­рон и сверху тоже, затя­ну­тая седыми кос­мами, эта непри­мет­ная хатка была при­от­крыта в сто­рону чер­нич­ного бугорка. В хатке утеп­лён­ное мхом гнездо. В гнезде четыре рябо­ва­тых светло-корич­не­вых яйца. Яйца чуть поменьше кури­ных. Я потро­гал одно яйцо паль­цем — оно было тёп­лое, почти горячее.

— Возь­мём! — выдох­нул маль­чишка, сто­яв­ший рядом со мною.

— А что будет с капа­лу­хой? Вы погля­дите на неё!

— А пух-то она выщи­пала сама и яйца греет голым живо­том, чтобы каж­дую каплю сво­его тепла отдать зарож­да­ю­щимся пти­цам, — ска­зал подо­шед­ший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каж­дую капельку… — грустно, по-взрос­лому ска­зал кто-то из ребят и, должно быть застес­няв­шись этих неж­ных слов, про­из­не­сён­ных впер­вые в жизни, недо­вольно крик­нул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побе­жали от капа­лу­хи­ного гнезда. Капа­луха сидела на сучке, вытя­нув вслед нам шею. Но глаза её уже не сле­дили за нами. Они цели­лись на гнездо, и, как только мы немного ото­шли, она плавно сле­тела с дерева, заползла в гнездо, рас­пу­стила кры­лья и замерла.

Глаза её начали затя­ги­ваться дрём­ной плён­кой. Но вся она была насто­роже, вся напру­жи­нена. Сердце капа­лухи билось силь­ными толч­ками, напол­няя теп­лом и жиз­нью четыре круп­ных яйца, из кото­рых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся голо­ва­стые глухарята.

И когда они вырас­тут, когда звон­ким зоре­вым апрель­ским утром уро­нят свою первую песню в боль­шую и доб­рую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непо­нят­ные нам пти­чьи слова о матери, кото­рая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.

Источник

Краткое содержание повести «Царь-рыба» по главам (краткий пересказ)

Краткое содержание повести «Царь-рыба» по главам (краткий пересказ)

После Второй мировой войны рассказчик едет в отпуск на Север, в родной город Игарка. Он не был здесь уже 14 лет. На Севере живут его бабушка, родители, братья и сестры. У рассказчика было тяжелое детство: отец пил и «куролесил», а мачеха не была добра. В 16 лет он ушел из дома и с тех пор мало общался с семьей. У родителей есть еще пятеро общих детей.

У рассказчика завершается отпуск и он уезжает домой с Севера.
Тем временем отец переходит на руководящую должность. Вскоре он пропивает крупную сумму денег из бюджета предприятия и за эту растрату получает большой тюремный срок. После суда его и других заключенных погружают на баржу, чтобы увезти на Крайний Север. На пристани отца провожает вся семья, в том числе Коля с Бойе. Пес видит хозяина среди заключенных, подбегает к нему и тянет его домой. Коля пытается унять собаку, но Бойе рвется к хозяину. Конвоир злится и стреляет в собаку на глазах у толпы. Коля рыдает над трупом собаки.

В итоге, по вине беспутного отца, 14-летний Коля становится главой семьи. Он старается, но в итоге не справляется с этой ношей, и мачеха отдает младших детей в детдом. Затем она снова выходит замуж и уезжает в другое место.

Спустя 10 лет рассказчик снова приезжает в Игарку и встречается с Колей. Тот уже отслужил в армии и работает в Игарке таксистом. Он женат, правда, на едва знакомой девушке. Братья вместе едут на охоту. Рассказчик с грустью отмечает, что беззаботный Колька во многом напоминает их беспутного отца. Вскоре рассказчик снова уезжает с Севера к себе домой.

Тем временем Колька отправляется с двумя напарниками в тундру охотиться на песца. Однако охота не получается. В ожидании самолета мужчины сидят без дела, ругаются и даже дерутся. Однажды в лесу Коля видит шаманку (призрак женщины, о котором ходят легенды). Поддавшись соблазну, он следует за призраком, но застревает в сугробах и получает обморожение. Наконец самолет вывозит охотников в город. Коля в результате обморожения получает инвалидность. Со временем он поправляет здоровье, переезжает из Игарки в поселок Чуш и там работает шофером.

Спустя время, когда рассказчик приезжает на Север к Коле, тот уже чувствует себя хорошо и обещает вместе поехать на рыбалку.

Затем они приплывают к речке Опарихе. Здесь они рыбачат с азартом и хвастаются уловом друг перед другом. Рассказчик восхищается красивой северной рыбой. Все участники остаются довольны рыбалкой. На костре они варят уху и вкусно ужинают. Двигаясь дальше, он снова ловят рыбу, но уже не с тем азартом. К ночи они останавливаются на ночлег и ложатся спать.

Утром рыбаки видят, что погода портится и поднимается ветер. Они спешат к лодке, чтобы успеть до шторма домой. У пса Тарзана накануне опухли ноги, из-за чего он отстает от команды. Аким решает не ждать собаку и требует отплывать сейчас, чтобы не погибнуть в шторме. По пути герои все же попадают в небольшой шторм, но успешно добираются домой.

Не хватает сердца

Спустя несколько лет.

Рассказчик снова летит на Север к Коле в поселок Чуш. Коля болен и доживает последние дни. Имеющиеся препараты все меньше снимают боль. Рассказчик едет в соседний город, чтобы через знакомых достать новые лекарства. Он с трудом попадает на проходящий теплоход. Его определяют в каюту к одному высокомерному и богатому пассажиру. Однако рассказчик догадывается, что мужчина не так богат, как хочет казаться, а просто целый год работал на Севере и копил деньги на отдых. Все это выглядит нелепо.

Рассказчик и пассажир заводят разговор о Норильске. По словам рассказчика, город строился заключенными, многие из которых бежали оттуда. Беглецы обворовывали местных жителей, а некоторые и вовсе убивали.

Рассказчик вспоминает историю из детства: он рыбачит с отцом и знакомыми. Вдруг на них нападают двое беглых каторжников («норильцев»). Негодяи угрожают им и отбирают сапоги, ружья и т.д. Поужинав, грабители уходят. Вскоре в избу стучится еще один беглец. Хозяева впускают его не сразу, боясь нового ограбления. Однако гость оказывается безобидным. Голодный и слабый, он едва держится на ногах. Ему дают чай и еду. Беглец рассказывает, что был военным, но стал жертвой репрессий, получил 10 лет каторги и был отправлен на стройку Норильска. Отбыв на каторге несколько страшных лет, он сбежал оттуда и теперь надеется дойти до Москвы до Сталина, чтобы рассказать ему об ужасах, творящихся на каторге в Норильске. Мужчина говорит: «Ах, как нам не хватает сердца! Соль добудем, хлеб посеем, но — сердце. «. Взяв немного продуктов, гость уходит. Позже выясняется, что этого несчастного поймали и вернули на каторгу, добавив 5 лет за побег. После очередного неудачного побега мужчина лишил себя жизни.

Дамка

Несколько лет спустя после рыбалки на Опарихе (см. главу «Капля») Коля присылает рассказчику телеграмму с просьбой приехать. Коля победил болезнь сердца, но теперь у него нашли рак.

Выйдя на улицу, рассказчик встречает Дамку и Акима. Как и многие местные жители, Дамка нелегально ловит рыбу и перепродает ее проходящим кораблям и т.д. До войны здесь не было браконьеров, рыбаки работали на предприятия и хорошо получали. Теперь же многие стали браконьерами, чтобы прокормиться.

Однажды Дамка ловит много рыбы. Увидев небольшой корабль, он предлагает пассажирам купить свежую рыбу. Его приглашают на корабль. Он с легкостью рассказывает о себе, называет фамилию. Дамка надеется хорошо заработать на рыбе. Вдруг ему объявляют, что это корабль рыбинспекции. Дамка получает штраф за крупный браконьерский улов. Однако он не платит штраф и продолжает нелегально рыбачить, как и весь поселок.

У Золотой карги

Рассказчик и Аким (друг Коли) едут на Опариху рыбачить. Рассказчик ловит 20 хариусов. После рыбалки они готовят добычу на костре. К ним подходят знакомые рыбаки, прячущиеся от рыбинспектора. Среди них рыбак Утробин, его брат Командор и Дамка. Они обсуждают то, что власти собираются отслеживать браконьеров с помощью приборов ночного видения, а значит, рыбачить будет сложнее. Мужчины недовольны тем, что их выживают с родной реки и не дают спокойно рыбачить и охотиться, чтобы прокормиться.

Теперь Грохотало успешно заведует в Чуши совхозной свиноводческой фермой. Также за счет фермы он держит свиней для себя, но начальство закрывает на это глаза. Он любит деньги, поэтому также ловит рыбу на продажу.

Хитрый Грохотало осваивает для себя каргу Кабарожку, на которой водится много рыбы. Остальные рыбаки ему завидуют и хотят согнать оттуда. Однажды Грохотало ловит там крупного осетра. Новый рыбинспектор застает его с уловом, отбирает осетра и выписывает штраф. Расстроенный Грохотало плывет домой, но у лодки ломается мотор. Другие рыбаки радуются его неудаче, но все же предлагают довезти. Тот отказывается и сам доплывает домой. Он хочет купить в магазине выпивку, но тот оказывается уже закрыт. Разъяренный Грохотало приходит домой и хочет избить жену, но та вовремя прячется в погребе. Тогда он разрубает комод в доме, а затем собирается поджечь свой же дом. Соседи вовремя успокаивают буйного. Все удивлены, что Грохотало так ведет себя в трезвом состоянии.
Это происходит в тот же день, когда погибает Тая (см. предыдущую главу «У Золотой карги»).

Х Х Х

Проходит два года. К этому времени брат рассказчика Коля уже умирает от болезни.
Новый рыбинспектор в Чуши теперь встречает браконьеров с уловом прямо на берегу, чтобы не гоняться по всей реке. Поэтому рыбаки вынуждены сбывать свежую рыбу прямо на реке, то есть продавать ее проходящим суднам.

Однажды рассказчик и местные рыбаки сидят у костра после рыбалки. Рыбаки ждут проходящие судна, чтобы продать рыбу. Среди собравшихся: Командор, его брат Утробин, Аким, Грохотало. Рыбаки пьянствуют и веселятся у костра. Аким плачет об умершем Коле. Командор плачет на груди рассказчика и просит его написать роман о своей погибшей дочери Тайке.

Тем временем бедный Аким остается без жилья и лодки. Аким и Коля когда-то вместе строили дом и ремонтировали лодку, но теперь все имущество отобрала себе семья покойного Коли, а добрый Аким остался ни с чем.

Однажды осенью Игнатьич приплывает к своим самоловам. В одном из самоловов он находит много стерляди и одного очень крупного осетра. Он пытается вытащить рыбу, но ему это не удается: осетр оказывается невиданной по величине и форме рыбой и напоминает доисторического ящера. Игнатьич даже пугается рыбы. Он понимает, что царь-рыба попадается раз в жизни. Он слышал легенды об этой рыбе: в частности дед говорил, что царь-рыбу лучше отпустить, а не вылавливать. Однако Игнатьич решает забрать рыбу. Он ударяет осетра по голове и вытягивает его из воды. Но рыба сопротивляется так сильно, что Игнатьич цепляется за свой же самолов, захлебывается и тонет.

Наконец Игнатьич находит в себе силы и выбирается наружу в лодку. Он уже не рад, что поймал царь-рыбу, но теперь они оба повязаны удами самолова и оба истекают кровью. Устав от борьбы, рыба и Игнатьич начинают дремать. Уставшая рыба жмется к нему. Игнатьичу уже кажется, что это оборотень, а не рыба. Рыба-царь остановится ему отвратительна. Он вспоминает грехи, за которые с ним случилось это несчастье.

Игнатьич знает, в чем его грех. В молодости он был влюблен в Глашку Куклину. Один заезжий военный имел с ней любовные отношения, после чего о девушке поползли слухи. Игнатьич ревновал ее. Однажды они пошли на свидание в уединенное место. Там Игнатьич добился ласки от Глашки, но ревность не оставила его. Тогда он сбросил девушку с обрыва в реку, но так, чтобы та не утонула. С тех пор они оба хранят эту позорную тайну. Игнатьич давно раскаялся и просил прощения у Глашки, но та ответила, что пусть Бог прощает его. С тех пор Игнатьич очень почтителен с женщинами в целом.

Теперь, истекая кровью рядом с царь-рыбой, Игнатьич в отчаянии говорит: «Глаша, прости». Вдруг в полудреме он слышит рев мотора лодки. Рыба начинает биться и наконец вырывается из уд, разрывая свое тело в клочья. Игнатьич чувствует облегчение за себя и за рыбу. Он обещает рыбе никому про нее не рассказывать.

Летит черное перо


Жители Чуши не любят туристов, так как из-за них случаются пожары, остается мусор и т.д. На этот раз четыре служащих из конторы отдыхают с палаткой в районе между речками Сурниха и Опариха.

Местные жители сближаются с туристами, выменивают у них что-то из вещей, а что-то и воруют. Когда менять уже нечего, жители Чуши теряют интерес к туристам. Тем временем сами туристы рыбачат с некоторым успехом. Местные предупреждают их, чтобы не мешали им рыбачить. Вскоре туристы чудом вылавливают 3 стерляди и довольные варят уху. Рыбинспектор выслеживает их выписывает огромный штраф за браконьерство. Чтобы оплатить штраф, туристы продают свою лодку и уезжают домой. Местные рыбаки злорадствуют их неудаче.

X X X

Рассказчик с грустью признает, что браконьеры страшно вредят природе в Сибири. Местные жители не хотят бережно относиться к природе и считают, что могут делать здесь все, что хотят. При этом промысловые, профессиональные охотники не разбойничают в тайге и в тундре и берегут природу. Но есть и те, кто приезжает в лес ненадолго, чтобы любой ценой что-то добыть и уехать. Такие люди ведут себя варварски.

В районе Чуши люди уже истребили птицу в некоторых местах. Так, прошлой осенью охотники отстреливали глухарей и сдавали птицу заготовителям. Однако у заготовителей были проблемы с холодильниками, птица сопрела и завонялась. В итоге дохлую птицу вывозили на свалку. Сейчас середина лета, а перья глухарей до сих пор лежат с прошлой осени возле пруда в Чуши, напоминая о людском варварстве.

* ЧАСТЬ ВТОРАЯ *

Уха на Боганиде

Рассказчик повествует об Акиме, друге своего покойного брата Коли. Аким родился и рос на берегу Енисея в поселке Боганида, который состоял из десятка избушек. Мать родила Акима в 15-16 лет. Отцом его был какой-то мужчина, который оказался на Севере на заработках, а потом уехал. От этого же мужчины у матери родилась еще и дочь Касьянка. Мать Акима была глупой и доверчивой женщиной, и мужчины этим пользовались. Позже у нее родились еще дети от других отцов. Семья Акима жила в нищете, и все в поселке им помогали.

Однажды, когда Аким является еще подростком, в Боганиду прибывает рыболовецкая артель. Мать Акима нанимается туда на сезонную работу резальщицей рыбы и подручной работницей. Она все лето зарабатывает деньги, семья живет хорошо. Однако беспутная мать опять увлекается мужчинами из артели, снова беременеет и рожает ребенка. В итоге Аким и его сестра Касьянка работают за мать на предприятии: сортируют рыбу, варят ужин для артели, моют посуду и т.д. Аким злится на беспутную мать, но в то же время жалеет ее.

Со временем предприятия перестают ловить рыбу в Боганиде. Из опустевшего поселка разъезжаются все, кроме семьи Акима.

Тем же летом Аким работает водителем вездехода в геологическом отряде на Ерачимо, притоке Нижней Тунгуски, в Эвенкийском районе. С ним работает его помощник, Петруня, молодой мужчина за 30 лет. Аким и Петруня очень дружны.

Здесь же рассказчик видит на берегу красивую девушку эвенкийку в компании мужчин. Судя по всему, девушка является бродяжкой-пьяницей. Она напоминает рассказчику красивую реку Нижняя Тунгуска.

На следующий день рассказчик идет в лес за червями. Вдруг среди леса он видит удивительную лилию, которую на Севере зовут саранкой. Он навсегда запоминает этот удивительный цветок.

Начинается зима. Аким обнаруживает тело Гоги у реки. Он узнает в покойном своего знакомого Гогу. Люди не любили Гогу. Он вел себя пренебрежительно с Акимом, но тот все равно был добродушен к нему. Гога вел свободную жизнь: у него была жена и дочь, но он не любил их и встречался с другими женщинами. Потом он также бросил беременную библиотекаршу Людочку. Акиму не нравилась бесчувственность Гоги и его отношение к женщинам. После последнего конфликта Аким и Гога решили, что если однажды увидятся в тайге, то устроят дуэль без свидетелей. И вот теперь Гога мертв. Аким хоронит Гогу, но скрывает это от Эли.

Трудолюбивый Аким заготавливает на зиму продукты, ягоды, зайцев для собаки. Он охотится на белок, соболей и заготавливает мех, чтобы отработать аванс. Эля выполняет работу по дому, но порой капризничает. Со временем она ведет себя скромнее.

Эля читает дневник Гоги и все больше узнает его. Она понимает, что Гога был не очень хорошим человеком. Ей становится стыдно за связь с ним. Эля выросла в Москве, училась в Литературном Институте. После болезни она на многое смотрит иначе и хочет сменить профессию.

Эля и Аким все больше сближаются. Девушка ценит ум и такт Акима, хотя и не любит его пошлые шутки. В итоге у героев возникают любовные отношения. Однако на утро им обоим становится неловко.

Х Х Х

Наконец Аким и Эля готовятся в путь, чтобы выбраться из тайги. Они знают, что их ждет много трудностей. В пути Аким показывает Эле кедр, у которого похоронен Гога.

В пути у Эли ухудшается здоровье, она не может как следует помогать Акиму. Тот смертельно устает от дороги, обмораживает себе лицо и едва живой идет. Наконец они приходят к какой-то пустой избушке. Эля устраивает Акиму скандал за то, что он не вывозит ее из леса домой. Аким ругает неблагодарную девушку за ее капризы и больше не разговаривает с ней.

Аким решает регулярно жечь костры неподалеку, чтобы пролетающие самолеты заметили огонь. Наконец пилоты обращают внимание и вскоре спасают Акима и Элю. Их привозят в какой-то поселок. Элю неделю лечит местный врач. Тем временем лицо Акима заживает. В лесу он ведет себя уверенно и ловко, но в обычной жизни он как будто чужой, никому не нужный. Аким дает Эле 5 рублей на такси. В аэропорту герои неловко прощаются, Эля улетает домой в Москву.

Нет мне ответа

Рассказчик вылетает из Красноярска после очередной поездки на Север. Он видит из самолета свое село, этот вид каждый раз трогает его. Он вспоминает прошлое, своих родственников, свою учебу здесь. Он пролетает над кладбищем, где покоится его мать.

Он видит реку Фокинскую, которую почти иссушили люди. Видит, как на берегу спиливают массу древесины. Он просит прощения у природы за все это варварство людей. На сердце у него тоска и тревога. Рассказчик говорит, что Сибирь изменилась. Он отчего мучается и что-то ищет, и нет ему ответа.

Это было краткое содержание повести «Царь-рыба» В. Астафьева по главам: краткий пересказ событий и фактов из каждой главы произведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *