Ария сон в летнюю ночь
Ария сон в летнюю ночь
Б. Бриттен опера «Сон в летнюю ночь»
Не будет преувеличением сказать, что опера «Сон в летнюю ночь» — то самое произведение, которое смело может называться вершиной творения Бенджамина Бриттена . Взяв за основу сюжет шекспировского сочинения, что само по себе является смелым шагом, композитор сумел найти ту золотую середину, благодаря которой сочетание комедии и трагедии, фарса и скорби, фантастического и реального выдержано настолько точно, что остается только восхититься талантом и мастерством человека, сумевшего передать это все естественно и без малейшей фальши.
Краткое содержание оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
Голос
Описание
Оберонконтратенорповелитель эльфовТитаниясопраножена ОберонаТезейбасафинский повелительЛизандртенорвозлюбленный ГермииГермиямеццо-сопрановозлюбленная ЛизандраДеметрийбаритонсоперник Лизандра, влюблен в ГермиюЕленасопраноподруга Гермии, влюблена в ДмеметрияИпполитамеццо-сопраноцарицаПакразговорная речьпроказник и балагурОснова (Боттом)баритонткачКраткое содержание «Сна в летнюю ночь»
В сказочном лесу происходит ссора короля эльфов Оберона со своей женой — Титанией. Причиной является нежелание Титании отдавать мужу индийского мальчика, который много значит для нее. Раздосадованный, Оберон приказывает эльфу Паку раздобыть волшебный цветок. Используя сок цветка, он хочет отомстить своей жене, чтобы она влюбилась в первого встречного.
В это время в лесу появляются влюбленные, сбежавшие из Афин: Гермия и Лизандр. Появляется еще одна пара — Елена и Деметрий. Девушка беззаветно влюблена в молодого человека, но он не отвечает ей взаимностью, так как хочет быть только с Гермией. Наблюдая за ними, Оберон решает помочь Елене и велит Паку использовать чары волшебного цветка.
Гуляя по лесу, Лизандр и Гермия случайно отдаляются друг от друга, и в это время появляется Пак. Из-за спешки он ошибается и вместо Деметрия околдовывает Лизандра. Увидив Елену, Лизандр тут же влюбляется в девушку, которая не может сдержать удивления от происходящего. В это время Титания засыпает, и Оберон благополучно ее околдовывает.
Во время сна Титании царит волшебная ночь. В это время ремесленники репетируют предстоящее свадебное представление. Наблюдающий за ним Пак не может удержаться от забавы и заколдовывает одного из низ — Основу, превращая его голову в ослиную. В таком виде Основа появляется перед Титанией, которая, находясь во власти чар цветка, тут же влюбляется в него. Появляются Деметрий, преследующий Гермию и Лизандр, признающийся в любви Елене. Окончательно запутавшись в своих отношениях, все четверо вступают в ожесточенную перебранку. Оберон, наблюдающий за этим, велит Паку покончить с путаницей. Используя свой талант подражателя голосов, Пак уводит всех четверых друг от друга и погружает в сон.
Перед самым рассветом просыпается расколдованная супругом Титания, с ужасом вспоминающая свою влюбленность в осла. Просыпаются обе пары и на этот раз все в порядке — Деметрий влюбляется в Елену, а Лизандр любит Гермию. Ремесленник Основа принимает человеческий облик и вспоминает свое превращение, как страшный сон.
Начинается свадьба Тезея и Ипполиты, на которую Лизандр с Гермией и Леметрий с Еленой приходят с просьбой, чтобы им разрешили брак. Восхищенный их чувствами, Тезей благословляет всех четверых. Ремесленники показывают Тезею свой спектакль, после чего влюбленные пары расходятся.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
50 мин. | 50 мин. | 55 мин. |
Фото
Интересные факты
Лучшие номера из оперы «Сон в летнюю ночь»
История создания «Сна в летнюю ночь»
Несмотря на то, что обычно Бриттен создавал свои оперы в течение нескольких лет, «Сон в летнюю ночь» была написана им всего за один год. К открытию своего фестиваля композитору срочно потребовалась новая опера, так что график написания «Сна…» был предельно жесткий. Взявшись за работу вместе с Пирсом, они выбрали комедию Шекспира, так как сюжет прекрасно подходил для их целей.
Довольно быстро написав либретто, Бриттен приступил к сочинению музыки. Несмотря на тяжелое состояние здоровья, он каждый день работал над произведением, не давая себе поблажек, и успел написать оперу вовремя. Первому исполнению предшествовали некоторые трудности, связанные с неуверенностью в своих силах исполнителя роли Оберона, а так же совсем небольшой опыт оперного хореографа. Тем не менее, постановка прошла блестяще и вызвала восторженные отклики прессы и простых зрителей.
Постановки
Впервые опера увидела свет в 1960 году и с тех пор неоднократно ставилась в разных театрах мира. В России первая постановка состоялась в 1965 году на сцена Большого театра. В XX веке режиссеры полюбили ставить «Сон в летнюю ночь», значительно изменяя как сюжет, так и место действия.
Например, в 2011 году «Сон в летнюю ночь» был показан в Лондоне, при этом события происходят в английской школе, во времена правления молодой королевы Елизаветы II. К сожалению, вся магия Шекспира убрана и заменена на использование наркотических средств. Столь вольная трактовка произведения заслужила многочисленные негативные отклики зрителей. 10 июня 2012 года режиссер Кристофер Олден, приехавший в Россию с этой же постановкой, показал ее в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Трактовка оперы вызвала огромный общественный резонанс, вплоть до гневных отзывов в СМИ и создания специальной комиссии, предназначенной для оценки моральной составляющей спектакля.
В том же 2011 году «Сон. » был представлен в Мариинском театре молодым режиссером Клаудией Шолти. Опера насыщена виртуозными акробатическими номерами и полетами. Постановка была тепло воспринята зрителями, во многом благодаря мастерству певцов и таланту Валерия Гергиева.
В честь 100-летнего юбилея со дня рождения Бриттена, в «Метрополитен опера» режиссером Тимом Албери был показан «Сон. ». Яркие костюмы, красочные декорации и великолепные голоса отлично передали атмосферу, задуманную Бриттеном. Музыкальные критики очень тепло приняли эту постановку.
4 января 2018 года состоялась постановка в Израильской опере под руководством Идо Риклина. На этот раз действие перенесли в Голливуд, на съемочную площадку. Только знающий оригинальное произведение Шекспира может провести аналогии в этом спектакле и правильно соотнести оригинальных персонажей комедии с новыми действующими лицами.
«Сон в летнюю ночь» является одним из лучших сочинений Бенджамина Бриттена , что неудивительно, ведь к моменту ее написания композитор имел более чем 20-летний музыкальный опыт. Вложив в оперу яркие черты самобытной Англии, Бриттен сумел сотворить настолько прекрасную музыку, что и по сей день она не воспринимается, как что-то устаревшее. До сих пор «Сон в летнюю ночь» по праву занимает достойное место среди других оперных произведений, доказав, что прекрасный шекспировский сюжет, помноженный на талант композитора, могут творить чудеса.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Бенджамин Бриттен «Сон в летнюю ночь»
Moscow Opera Club
Либретто: Бенджамин Бриттен «Сон в летнюю ночь»
Бенджамин Бриттен
Сон в летнюю ночь
(A Midsummer Night’s Dream)
Премьера в 1960 году, Олдборо
Оберон — контратенор
Титания — сопрано
Лизандр – тенор
Деметрий — баритон
Гермия – меццо
Елена – сопрано
Тезей – бас
Ипполита – меццо
Пак – разговорная роль
Шпулька — бас
Действие 1. В ночном, волшебном лесу эльфы собирают жемчужную росу для своей царицы Титании. Вбегает Пак – веселый дух – и сообщает, что сюда идет Оберон – царь леса. Все смущены: ведь сию минуту должна появиться Титания, которая в ссоре с супругом. Лучше бы предотвратить их встречу. Но поздно: они идут. Оберон предлагает жене мир, если она отдаст ему в пажи прекрасного мальчика, взятого у индийского раджи. Титания сердита на мужа за его беспричинную ревность и отказывается выполнить просьбу. Мальчик – сын ее погибшей жрицы, и он дорог ей. Ссора Оберона и Титании привела к нарушению гармонии в природе: смешались зима и лето. Но оба упорствуют, не желая уступить. Как только Титания уходит, Оберон, желая настоять на своем, посылает Пака за волшебным цветком, чтобы околдовать Титанию. Стоит брызнуть его соком в глаза спящему, как тот, проснувшись, безумно влюбится в первое встреченное им существо.
В лес приходят Гермия и Лизандр. Влюбленные бежали из Афин: отец Гермии хотел выдать дочь не за Лизандра, а за его соперника Деметрия. Едва уходит первая пара, как притаившийся Оберон видит другую. Это Деметрий и Елена. Деметрий ищет Гермию, обещанную ему в жены. Но его преследует влюбленная в него Елена. Юноша гонит от себя прекрасную девушку. Оберон решает помочь Елене добиться любви Деметрия, тоже накапав ему в глаза сок волшебного цветка. Оберон поручает Паку околдовать афинского юношу, оскорбляющего своим равнодушием юную Елену.
На поляне появляются шестеро ремесленников. Они решили сыграть спектакль – пьесу о Пираме и Фисбе – завтра, в день бракосочетания афинского властителя Тезея с прекрасной Ипполитой. После долгих споров они распределяют роли: Пирама должен сыграть ткач Шпулька, а Фисбу – молодой починщик раздувальных мехов по прозвищу свисток; столяр Тихоня должен изображать льва… Они расходятся, чтобы выучить роли перед репетицией.
Между тем, Гермия и Лизандр сбились с пути. Они решают отдохнуть и, пожелав друг другу спокойной ночи, ложатся по разные стороны поляны. Вбегает Пак и, приняв спящего Лизандра за Деметрия, брызгает ему в глаза соком волшебного цветка. Юноша, пробудившись, первой замечает пришедшую сюда Елену и с пылом признается ей в любви. Девушка, сочтя это за издевательство, бежит от него. Лизандр спешит за ней. Проснувшаяся Гермия не понимает, куда исчез ее Лизандр.
Тем временем Титания под под колыбельную Эльфов готовится ко сну. Как только она засыпает, Оберон околдовывает Титанию соком принесенного Паком цветка. Все погружается в сон.
Действие 2. Волшебная лунная ночь. Недалеко от спящей Титании ремесленники устраивают репетицию. Они решают ввести в свою пьесу новых персонажей: пролог, который разъяснит пьесу публике; стену, которая будет мешать встрече влюбленных Пирама и Фисбы; и луну, которая будет им светить. Эти роли берут на себя плотник Пень, медник рыло и портной заморыш. Проказник Пак, наблюдающий за репетицией с ветки дерева, замечает Шпульку и задумывает именно его сделать участником шутки, затеянной Обероном. Он превращает голову Шпульки в ослиную. Ремесленники, увидев своего друга в таком чудовищном обличье, в ужасе разбегаются.
Но просыпается Титания и, покорная волшебству, сразу влюбляется в крикливого осла. Она призывает эльфов: Паутинку, Горошинку, Луковку, Мушку – и велит им воздать ослу царские почести. Эльфы играют и танцуют для околдованного Шпульки, а Пак в это время незаметно уводит от Титании индийского мальчика. Титания и околдованный Шпулька засыпают, и Оберон видит, как царица спит, обняв осла.
В тихом ночном лесу звучит только песня маленьких эльфов.
Действие 3. Тот же лес. Оберон и Пак стоят над спящей Титанией. Хитрость удалась, Оберон забрал у жены мальчика, теперь он может снять с нее чары. Проснувшаяся царица эльфов в ужасе видит, что на ее ложе лежит осел. Тогда Пак расколдовывает спящего Шпульку.
Волшебства окончены. Оберон и Титания желают счастья влюбленным и исчезают вместе со своей свитой.
Рассвет. Теперь пробуждаются люди. Лизандр снова любит Гермию, а Деметрий полюбил Елену. Все четверо вспоминают с удивлением странные сны этой ночи. Но они принесли им счастье. Полные радости и любви, обе пары направляются домой.
Зевая, протирая глаза, и Шпулька вспоминает свой удивительный сон. Он зовет своих товарищей-актеров. А вот и они, горюющие о пропавшем Шпульке: без него они никак не могли бы сыграть спектакль и заработать у герцога шесть пенсов.
В герцогском дворце празднуется свадьба Тезея и Ипполиты. Появляются Гермия, Елена, Лизандр и Деметрий: они пришли просить о справедливости, и Тезей, тронутый их любовью, разрешает им вступить в брак по велению сердец.
На свадьбу приходят ремесленники. Наконец-то, сбылась их мечта показать свой спектакль герцогу.
Бьет полночь, и в саду около дворца появляются эльфы. Возле Оберона и Титании – шустрый Пак. Эльфы благословляют три пары новобрачных, верностью и мужеством завоевавших свое счастье, желают им вечной радости в любви. А Пак?…Озорник Пак верен себе – он обращается к публике:
Ария сон в летнюю ночь
A Midsummer Night’s Dream
Опера английского композитора Бриттена в трех действиях по одноименной комедии У. Шекспира, либретто композитора и П. Пирса.
Премьера: Олдбороский фестиваль, в исполнении труппы «Инглиш опера груп», 11 июня 1960 года.
Главные персонажи: Оберон (контратенор), Титання (сопрано), Лизандр (тенор), Деметрий (баритон), Гермия (меццо-сопрано), Елена (сопрано), Тезей (бас), Ипполита (меццо-сопрано), Пак (разговорная роль), Шпулька (бас).
В волшебном лесу эльфы собирают ночью жемчужную росу для Титании, супруги царя лесов Оберона. Оберон, вечно ссорящийся с женой, в очередной раз предлагает ей мир, но та упорствует. Тогда Оберон, желая заколдовать упрямицу, посылает Пака за волшебным соком. Если спящего окропить этим нектаром, то, проснувшись, он влюбится в того, кого увидит первым. В лес приходят две влюбленные пары: Гермия и Лизандр, Деметрий и Елена. Когда они засыпают, Пак орошает их волшебным соком. Начинается забавная путаница. Пак вносит сумятицу и в другую компанию, где ремесленники репетируют пьесу о Пираме и Тизбе, готовясь к свадьбе Тезея и Ипполиты. Неутомимый шутник с помощью волшебного цветка превращает голову Шпульки, одного из этих ремесленников, в ослиную. Проснувшаяся Титания влюбляется в него вместо мужа. Рассерженный на Пака, Оберон прекращает эту путаницу и снимает чары со всех. Все вместе идут на свадьбу к Тезею. Эльфы благословляют три пары, а ремесленники разыгрывают свою пьесу.
Одна из самых светлых опер Бриттена, в которой ощущаются английские песенные традиции, много пародийных мест (в частности, эпизод о Пираме и Тизбе).
Русская премьера состоялась в 1965 году (Москва, Большой театр, среди солистов Образцова, Олейниченко, Огнивцев и др.). Среди постановок последних лет спектакль в Метрополитен-опере (1996, в роли Оберона Й. Ковальски).
Дискография: CD — Virgin Classics. Дир. Хикокс, Оберон (Боуман), Титания (Л. Уотсон), Лизандр (Грехем-Холл), Деметрий (Харфорд), Гермия (Д. Джонс), Елена (Гомес), Тезей (Бейли), Ипполита (Уокер).
Б.Бриттен. Опера «Сон в летнюю ночь»
К творчеству У.Шекспира многократно обращались композиторы разных стран – и было бы странно, если бы мимо произведений своего великого соотечественника прошел англичанин Бенджамин Бриттен. И действительно, почтение к творчеству У.Шекспира он проявлял всегда. В 1935 году создает он музыку к драматическому спектаклю «Тимон Афинский», в 1946 году – камерную оперу «Поругание Лукреции», в 1958 году использует в вокальном цикле «Ноктюрн» один из шекспировских сонетов, а в 1960 обращается к комедии «Сон в летнюю ночь». Музыкальное воплощение этой шекспировской комедии могло показаться делом рискованным, ведь уже давно существовал признанный шедевр (хотя и не оперный) в лице музыки Ф.Мендельсона-Бартольди. Тем не менее, попытка Бриттена если не поспорить с гением прошлого, то создать новое достойное воплощение того же сюжета, оказалась удачной.
Либретто оперы «Сон в летнюю ночь» создал певец Питер Пирс. При переработке для оперной сцены пятиактная комедия У.Шекспира была сокращена до трех действий, но полностью сохранился ее дух, ее многоплановая композиция, включающая и условную Древнюю Грецию, и «веселую Англию» в лице мастеровых, репетирующих спектакль о Пираме и Фисбе, и сказочную фантастику леса, населенного эльфами. Каждой из этих образных сфер соответствуют особые средства, применяемые композитором – например, в раскрытии любовных перипетий «древнегреческих» персонажей музыка характеризует не столько самих героев, сколько переживаемые ими душевные состояния. В противоположность этому ремесленники являют собою «галерею» весьма колоритных «музыкальных портретов».
К созданию оперы «Сна в летнюю ночь» Бриттен подошел, имея уже солидный опыт в области этого жанра. Это произведение словно вбирает в себя черты, присутствовавшие в творениях композитора, созданных со времен «Питера Граймса» – первой его оперы. Романтическая концепция и связь с елизаветинской эпохой напоминает о «Глориане», реалистические персонажи – ремесленники – в определенной степени перекликаются с героями «Питера Граймса» и «Альберта Херринга», а во влюбленных парах можно увидеть некоторое сходство с действующими лицами «Поругания Лукреции» и – опять же – «Глорианы», а фантастическая линия позволяет провести параллель с «Поворотом винта». Но если действующие лица «Питера Граймса» в большинстве своем были персонажами отталкивающими, история Лукреции завершалась трагически, а фантастика в «Повороте винта» была мрачной, то «Сон в летнюю ночь» являет собой в этом смысле полную противоположность предыдущим операм композитора – это произведение, исполненное света и радости.
В опере «Сон в летнюю ночь» находят воплощение не только образные сферы, но и драматургические приемы, найденные Бриттеном в предшествующих его оперных произведениях – в частности, периодически возвращающийся музыкальный материал, выполняющий функцию своеобразного рефрена. Применительно к «Сну в летнюю ночь» речь идет о музыке, характеризующей волшебный лес.
В тональном плане «Сна в летнюю ночь» важную роль играет характерное для опер Бриттена тритоновое соотношение тональностей: с экспозициями образов, с дневными и утренними пейзажами, с лирическими дуэтами связывается ля-мажор, а с драматическими кульминациями действия, с сумрачными картинами ночи и напряженными диалогами – ми-бемоль-минор. Например, ля-мажор – это тональность дуэта Титании и Оберона и любовного ариозо Елены, а ми-бемоль-минор – заклинания Оберона.
Многообразны истоки музыкального языка оперы «Сон в летнюю ночь» – это и черты народной английской песенности, и особенности оперы ХХ века. Прибегает композитор и к стилизации. О временах У.Шекспира напоминают некоторые признаки, присущие стилю камерного музицирования елизаветинской эпохи (в частности, в песне Титании и колыбельной Елены ощущается балладный стиль), но в определенных моментах стилизация носит юмористический характер – например, постановка «трагедии» о Пираме и Фисбе весьма остроумно пародирует штампы итальянской оперы.
Духу шекспировской комедии идеально соответствует и оркестровка оперы – прозрачная, изящная и красочная. Акты оперы разделяются на отдельные сцены оркестровыми интерлюдиями, при этом эпизоды живописно-изобразительные чередуются с действенно-драматическими. Особую стройность композиции оперы придают реминисценции тематического материала из предыдущих актов, появляющиеся в заключительном действии.
Первая постановка оперы «Сон в летнюю ночь» состоялась в июне 1960 года на Олдбороском фестивале, исполнила ее труппа «English opera group». Всего пять лет после мировой премьеры в Великобритании состоялась премьера российская, в Большом театре. В спектакле участвовали А.Огнивцев и Е.Образцова.
Ария сон в летнюю ночь
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«Сон в летнюю ночь»
Действующие лица и исполнители:
Оберон, царь эльфов — Клаудио Ковьелло,
Титания, царица эльфов — Франческа Подини,
Кавалер Титании — Габриэле Коррадо,
Тезей, герцог афинский — Маттео Бонджорно,
Ипполита, царица амазонок, невеста Тезея — Антонелла Альбано,
Пэк — Риккардо Массими,
Лизандр — Алессандро Грилло,
Гермия, влюбленная в Лизандра — Сабрина Браццо,
Деметрий — Маурицио Личитра,
Елена, влюбленная в Деметрия — Эмануэла Монтанари,
Основа, ткач — Мэтью Эндикотт,
Мотылёк — Даниэла Каваллери.
В спектакле принимает участие детский хор Большого театра.
В адаптированном либретто I действия балета по пьесе В.Шекспира «Сон в летнюю ночь» пересекаются три сюжетные линии, связанные между собой предстоящей свадьбой афинского герцога Тезея и царицы амазонок Ипполиты. Двое молодых людей, Лизандр и Деметрий, добиваются руки Гермии. А Гермия любит Лизандра, за которого отец запрещает ей выйти замуж, и тогда влюблённые решают бежать, чтобы обвенчаться там, где их не смогут найти и помешать. Их преследует Деметрий, а подруга Гермии Елена (из ревности к Деметрию) устремляется за ним.
По вине легкомысленно путающего людей эльфа Пэка, которому Оберон поручил уладить любовную коллизию, ситуация запутывается ещё больше. Происходит череда забавных ошибок, вынуждающих всех участников хаотически менять предметы любви: сок волшебного цветка заставляет их сначала заснуть, а после пробуждения всем сердцем полюбить первого, на кого упал их взгляд. В результате и в чаще сумеречного леса, и в лабиринте любовных взаимоотношений персонажей происходят удивительные метаморфозы.
В то же самое время царь фей и эльфов Оберон и его супруга Титания, находящиеся в ссоре, прилетают в тот же лес, чтобы присутствовать на брачной церемонии Тезея и Ипполиты. Причина размолвки — мальчик-паж Титании, которого Оберон хочет взять к себе в помощники.
И в это же время к свадебному торжеству Тезея и Ипполиты ткач Основа и его друзья-ремесленники готовят любительскую постановку пьесы, репетировать которую они решили в том же лесу (текст читают по разложенному прямо на сцене громоздкому фолианту ― с картинками). По нелепой случайности Основа превращается в Осла, в которого тут же влюбляется Титания. Очень хорош их дуэт: от нежностей прекрасной Титании танцующего Осла всё время отвлекают лежащие на сцене аппетитные пучки сочной зелёной травы, ― «любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда!»(С).
К общей радости все эти ошибки до конца первого акта будут благополучно исправлены, и в итоге под венец пойдут сразу три пары влюблённых.
Начинающееся знаменитым так называемым «Свадебным маршем Мендельсона» II действие балета сюжета не имеет, это дивертисмент ― вот он и есть роскошная брачная церемония герцога Тезея и царицы амазонок Ипполиты, Лизандра и Гермии, Деметрия и Елены. Кстати, у каждой пары влюблённых костюмы одинакового цвета (удобно с самого начала спектакля различать персонажи в многочисленных коллизиях этого волшебного «сна»): у Елены с Деметрием ― пурпурно-красного, Гермия и Лизандр ― в синих, только костюмы Тезея с Ипполитой выполнены в индивидуальных оттенках чёрно-серебристой гаммы.
Декорации к спектаклю минимальны ― в основном это роспись на заднике сцены и кулисах. Но есть ещё изысканное по дизайну (и фантастически необъяснимое по смыслу!) место, где обнаружился волшебный цветок, и изящной формы ложе Титании: выглядит как раскрытая устричная раковина, но его вид с тыльной стороны напоминает… увядший бутон розы. Да и сценические костюмы просто восхитительны: салатовых оттенков ― у Пэка, белые со стрекозиными крылышками ― у мотыльков, зеленоватые ― у разных мелких букашек (их партии трогательно исполняют юные учащиеся МГАХ) и необычные, причудливой формы серебристые мантии Оберона и Титании (сценография и костюмы ― Луиза Спинателли). Впрочем, в балетах Баланчина привлекает не оформление, а сама хореография: от безупречной геометрии жестов, па и перестроений на сцене невозможно отвести взгляд, ― прекрасная гармония движений просто завораживает!
Театр «Ла Скала» в октябре 2003 года уже показывал этот балет в Санкт-Петербурге, на сцене Мариинского театра, и теперь он первым из зарубежных трупп выступает в Большом после завершения его реконструкции. В этот раз на гастроли приехал обновлённый состав балетной труппы «Ла Скала», и хотя привычно высокой планки собственного балета Большого театра им достичь не удалось (временами не хватает слаженности в ансамблях, отчётливо видна разница в академической подготовке даже среди исполнителей главных партий, да и впечатления воздушной лёгкости, возникающей благодаря отточенности техники, в танце эльфов-мотыльков как-то не ощущалось), но самое главное, что общее позитивное настроение, оставшееся после спектакля, это всё-таки не испортило. Удивительное явление ― хореография Джорджа Баланчина!