Анабиоз сон разума обзор игромания
Анабиоз: Сон разума
«Анабиоз» — очень амбициозный украинский хоррор-экшен. И обещания, данные разработчиками, отчасти действительно оказались выполненными — в игре есть прекрасная, отлично подходящая для «ужастика» атмосфера, есть хорошие скриптовые постановки и есть, наконец, отличная находка в виде ментал эха. Для полного успеха не хватило малого — более тщательной работы с сюжетом и современного геймплея.
О чем это?
Главгерой — полярник Александр Нестеров — через долгие годы отправляется на «Северный ветер» расследовать обстоятельства гибели корабля. И практически с первых же минут игры становится ясно — все здесь не так просто, как кажется. Ледокол погиб при мистических обстоятельствах, а выброс радиации привел к тому, что часть команды превратилась в мутантов, которые с радостью начинают охоту на чужака.
Сразу признаем — с атмосферой у «Анабиоза» все прекрасно. Декорации нарисованы просто шикарно — они заставляют верить, что ты находишься на огромном корабле, некогда могучем, но теперь почти мертвом. Здесь же очень хорошая работа со скриптами — события, свидетелем которых становится наш герой, действительно неожиданны и красиво поставлены. Приятно, что геймплей тоже работает на атмосферу — например, почти всю игру мы будем стараться не замерзнуть. Или вот ментал эхо, новация, которую разработчики с самого начала продвигали чуть ли не как самую главную фишку игры — и, надо сказать, она действительно заслуживает этого звания. Суть проста: герой, путешествуя по сюжету, регулярно находит тела членов экипажа и оказывается в их воспоминаниях, причем буквально за несколько секунд до того момента, как они погибли. С точки зрения геймплея это — небольшие интерактивные вставки. Мы быстро разбираемся, почему погиб очередной «пациент», и помогаем ему избежать ошибки, получив в награду возможность продвинуться дальше в «реальном мире» (к примеру, откроется дверь, пустив нас в новое помещение). Задачки в сценках не сказать чтобы сложные — они скорее разнообразят игру, чем затрудняют нам прохождение. Кроме того, ментал эхо является шикарным инструментом подачи сюжета — узнавать подробности того, что случилось с кораблем, с помощью таких вот флэшбеков куда интереснее, чем вычитывать их из очередного вороха дневниковых страниц.
Но все же, кое-чего «Анабиозу» не хватает. А именно — связности повествования. Сюжет игры чем-то похож на «романы», которые многие из нас писали в школьном возрасте. Скомканная основная линия, излишнее внимание к маловажным деталям, нежелание пояснять причины некоторых событий и т.д. Это один из главных недостатков игры — после увлекательной завязки и знакомства с роскошной атмосферой (которая, кстати, не перестает удивлять до самого финала!) следует некая пустота, разочарование и непонимание.
Как играется?
Как выглядит и звучит?
К графике и звуку претензий нет. Работа дизайнеров просто отличная (причем это относится к дизайну всего, начиная с локаций и заканчивая противниками), а движок достаточно современен, чтоб дать дизайнерам все, в чем они нуждались. Озвучена игра предельно грамотно — перед нами пример звука, который отлично «играет на атмосферу».
Требуем продолжения!
Плюсы
Минусы
Какие четыре «ментал эха» показались редакции «Игромании» самыми удачными в игре?
С кем столкнется главный герой на корабле?
Как выжить на замерзшем корабле?
НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА «АНАБИОЗ: СОН РАЗУМА» В ЯНВАРСКОЙ «ИГРОМАНИИ» (№01’2009).
Анабиоз: Сон разума
В фильме «Пароль «Рыба-меч» герой Джона Траволты говорит: «У Голливуда есть одна проблема. Они снимают чушь. Режиссура, операторская работа, игра актеров, сценарий — все на высоте. Нет глубины». Эта фраза отлично характеризует большинство современных игр. Графика, спецэффекты, постановка роликов, геймплей в пределах жанра — к качеству исполнения никаких претензий (мы сейчас говорим преимущественно о тех играх, которые получили у нас от восьми баллов и выше). А вот рассказать по-настоящему интересную и глубокую историю могут единицы.
За два года ожидания игры «Анабиоз: Сон разума» мы практически поверили, что она как раз будет относиться к немногочисленным исключениям. Action Forms нарисовали почти идеальные декорации для качественного триллера, придумали интригующую предысторию и предложили несколько интересных геймплейных решений. С сожалением признаем — дальше этого у них дело не пошло.
Подвиг во льдах
Если вдруг вы пропустили все пять наших превью, то, должно быть, не знаете, что «Анабиоз» — это украинский экшен-хоррор от первого лица. Главный герой (сами разработчики ласково называют его «крутым полярником») Александр Нестеров отправляется на застрявший во льдах атомный ледокол «Северный ветер», чтобы расследовать случившееся там преступление: предательство и убийство капитана. В процессе выясняется, что на простой поножовщине в кают-компании дело не закончилось: многие члены команды под действием радиации, холода и сверхъестественных сил потеряли человеческий облик и превратились в чудовищ.
Помимо всего прочего, в «Анабиозе» есть такой тонкий, проникновенный момент, как дуэли на пожарных топорах.
Обитатели ледокола выглядят не менее внушительно. Чувствуется, что когда-то они были людьми, и даже после уродливых, гротескных мутаций в них можно разглядеть какие-то человеческие черты. Самые яркие примеры: «паук» — матрос в защитном костюме, из спины которого торчат четыре железных штыря; омерзительная «бабочка» (тоже матрос, только с тонкими трепещущимися крыльями) и ставший символом игры «танк» — здоровяк в плащ-палатке, с замком на голове, вооруженный двумя ППШ. Все они приносят с собой стужу — свет в помещении тускнеет, экран покрывают морозные узоры — а после их смерти комната на глазах оттаивает. То есть почти каждая встреча с монстром (нападают они строго по одному) воспринимается как что-то особенное.
Образ капитана получился немного странным. То он тиран корабля, самоуверенный и властный; то — сентиментальный, инфантильный старик, который не может принимать адекватных решений.
Здесь собраны четыре самых удачных, на наш взгляд, сцены с ментал эхо. Они почти никак не связаны с основным сюжетом, так что можете ознакомиться с ними, не боясь испортить себе впечатление от игры.
Облачившись в тяжелый и громоздкий акваланг, мы спускаемся в затопленный отсек, чтобы исправить поломку. Товарищ ведет нас, плывя в надувной лодке. Он не знает, что в глубине ждет неприятная компания — зомби-утопленник.
Чтобы остановить потоки дыма, мы в экстренном порядке выпиливаем на станке «заглушку». Станок выполнен бесподобно. Внешний вид и звуки позаимствованы из ближайшей каморки токаря. Любой, у кого в школе был урок труда, по достоинству оценит этот флэшбек.
Честный помощник капитана не хотел оставить его в беде, но под дулом автомата все же решился бежать с корабля на вертолете. Заключенные (откуда они взялись на атомном ледоколе, никто так и не объяснил) изо всех сил стараются помешать взлету.
Рядом с каютой капитана стоит чучело белого медведя — в него тоже можно вселиться. В зверином обличье мы перенесемся в ледяную пещеру, чтобы, ползая на брюхе по холодному полу, проскользнуть мимо охотников и убежать на волю.
Иди и смотри
Сигнальные ракеты, попав в тело жертвы, продолжают гореть. Сразу вспоминается Blood, самый страшный и сумасшедший шутер от Monolith.
Еще одна причина, по которой исследовать заброшенный корабль не надоедает, — ментал эхо (честное слово, по-русски так и пишут!). Путешествуя по «Северному ветру», герой находит тела погибших моряков (а также коров и белых медведей) и переносится в их прошлое, за несколько мгновений до гибели. Задача — понять, что стало причиной смерти, и избежать ее. Например, отобрать у врага винтовку, опустить нужный рубильник, починить сломанный кран (подробнее см. на врезке). По возвращении из флэшбека реальность меняется: открываются двери, исчезают окоченевшие трупы в дверных проемах и так далее.
В плане геймплея ментал эхо примитивны и решаются без труда — фактически это интерактивные ролики, в которых от нас почти ничего не требуют. Куда важнее их художественный, сценарный смысл. По сути, это аналог магнитофонных записей из Doom 3, BioShock, Dead Space и им подобных. Только тут вместо того, чтобы просто слушать, мы попадаем в самый центр событий. Самый яркий пример — этап в лазарете. Мы бродим по пустынным помещениям и периодически мучаемся флэшбеками, в которых последовательно излагается хроника событий: как команду охватывает паника, как доктора не могут ничего поделать с заражением.
Побег с корабля нам показывают то от лица пилота, то глазами вот этих прекрасных ребят, которые явно не согласны с тем, что им не хватило места.
На возможности вернуться в прошлое и исправить трагические ошибки строится как минимум половина игры. Это очень хорошо. Во-первых, игрок видит, что происходило с кораблем в момент катастрофы, с разных позиций наблюдает один и тот же момент. Ближайший аналог — сериал Lost («Остаться в живых»). Вспомните ключевую сцену всей эпопеи — падение самолета, мы наблюдаем его с разных точек зрения: то из кабины, откуда вываливаются люди, то с центральной части острова, видя, как самолет разваливается в воздухе, то с пляжа, куда упал хвост. Так и здесь: например, сцену, в которой с палубы взлетает вертолет, сначала нужно отыграть от лица пилота, а потом — с позиции брошенных заключенных, пытающихся ему помешать. Ну а во-вторых, ментал эхо дает возможность увидеть «Северный ветер» в его изначальном виде, когда тот еще не был покрыт льдом. Поэтому каждое помещение предстает в двух состояниях: сперва — изуродованное холодом; затем — еще не замерзшее, каким оно было до катастрофы.
У «Анабиоза» свой особенный ритм. В шутерах мы зачастую несемся вперед, упуская при этом какие-то мелкие, но значимые детали. Здесь все иначе: попали в замерзшую комнату, где лежит труп, прошли ментал эхо, вернулись из флэшбека — что-то изменилось, может, здесь, а может — в соседней комнате; где-то открылся проход. В «Анабиозе» нужно внимательно смотреть по сторонам, вникать в то, что происходит в игровом мире. Таким элегантным способом нас, пусть и принудительно, знакомят с кораблем. «Северный ветер» — вообще полноправный герой игры, следить за его судьбой ничуть не менее интересно, чем за злоключениями Александра Нестерова.
Еще один приятный сюрприз: разработчики показали, что умеют играть на нервах игрока. Вот один показательный пример. В «Анабиозе» очень специфически открываются двери — долго, со скрипом и — чаще всего — в сторону главного героя, а не от него. Они просто созданы для эффектного входа монстра. Через некоторое время начинаешь в буквальном смысле готовиться к таким встречам: прежде чем открыть дверь, поглубже вдыхаешь, крепче сжимаешь в ладони мышь и только потом дергаешь за ручку.
Игра работает по очень специфическим правилам, в отрыве от большинства современных тенденций. Это не страшно, но к ним еще надо привыкнуть. Чтобы вы не заблудились в мире «Анабиоза» — несколько советов.
Обратите внимание, есть ли у двери ручка. Если есть — в нее можно войти, если нет — нельзя. Корабль испещрен различными дверьми, ставнями и задвижками. Чтобы не проверять каждую, помните это простое правило.
Вам кажется, что вы видели эту же дверь на картинке слева? Это нормально. В этой игре вам часто придется идти в обратную сторону, проходить уже знакомые помещения после того, как в них что-то изменилось.
Это единственный источник здоровья в игре. Даже если в комнате не холодно, не стесняйтесь подойти к источнику тепла (лампочкам, обогревателям, факелам и даже источникам радиоактивного излучения), чтобы погреться про запас.
Без паники! Подобные оказии случаются в «Анабиозе» сплошь и рядом. Вы можете подолгу размышлять над ними, пытаясь разглядеть тайный смысл, а можете просто не обращать внимания. Разницы, по большому счету, никакой.
Наводнение
А вот что у Action Forms, к сожалению, не получилось, так это история. Вся игра, по большому счету, состоит из многочисленных скриптовых постановок, от наших действий зависит не так уж много. Такой расклад ничуть нас не смущает, мы бы с удовольствием досмотрели этот интерактивный фильм до конца. Но проблема в том, что у разработчиков никак не выходит слаженного повествования — все подается размыто, путано и какими-то урывками. «Анабиоз» то и дело скатывается до каких-то мизансцен (вроде тех же флэшбеков), между которыми нет никакой логической связи. Вооружившись таким выразительным средством, как ментал эхо, можно было позволить игроку понять мотивы героев, лично побывав в их шкуре. Но интриги нет, персонажи одномерны и примитивны, говорят много и не по делу.
Вместо понятной, с хорошо расставленными акцентами детективной истории тут длинные, пространные размышления капитана непонятно о чем, цитаты из Максима Горького, кадры формирования планеты Земля и космические ландшафты. Вместо кульминации в отношениях героев — вылезший из реактора огромный монстр, не то Нептун, не то Фемида, с повязкой на глазах, вооруженный якорем и песочными часами. Когда понимаешь, что весь спектакль, который ты смотрел на протяжении нескольких часов, не имеет под собой никакой идейной основы, что все метафоры ни к чему не привязаны, становится по-детски обидно.
Двое на одного — нечестно! Хорошо, что такие схватки в игре большая редкость. Чаще всего мы деремся с врагом один на один.
Северный полюс здесь похож на поверхность Марса из фантастических фильмов. Все время бушует буря, здоровью мгновенно наносится урон.
Создается ощущение, что где-то на середине разработки все сценаристы Action Forms всей толпой ушли в отпуск, и игру пришлось доделывать без них. Получилось, по сути, не так уж плохо: «Анабиоз» — игра с густой, тягучей атмосферой отчаяния, холод и пустота преследуют нас в каждой каюте обледенелого ледокола. Беда в том, что разработчики, похоже, сами не до конца понимали, что же они хотели нам сказать своей игрой. В данном случае это — критический промах, который превращает интерактивный триллер в комнату страха из вашего районного луна-парка: как бы качественно она ни была сделана, она все равно останется аттракционом.
Классный сюжет — нет
Легко освоить — нет
Оправданность ожиданий: 70%
Интерфейс и управление: 7
Дождались? История капитана и корабля оказалась неоднозначной. Собственно история получилась слабой, зато корабль действительно удался.
Анабиоз: Сон разума
«Вивисектор: зверь внутри», первый проект украинской Action Forms, оказался самым настоящим лучом света, пронзившим темное царство сюжетов к отечественным играм. Так уж повелось, что многие наши разработчики могут придумать какую-нибудь оригинальную геймплейную концепцию, добавить к ней десяток ранее невиданных «фишек», неудобоваримую ролевую систему в стиле «главное-не-как-у-всех» и прорывной графический движок — но в то же самое время у них раз за разом не получается скрепить все эти вещи хоть сколько-нибудь дельным сценарием. Банальность, пафос, предсказуемость, нелогичность — вот главные характерные черты историй, которыми обычно потчуют игроков. Не помогает в этом деле и привлечение писателей двадцать третьего эшелона — из-под их пера почему-то выходит то же самое «творчество профессиональных программистов».
Но вот, значит, какая история случилась с «Вивисектором». Обычный такой экшен, чересчур похожий на Far Cry, немножко затянутый, с чуточку устаревшей графикой и некоторыми недостатками в геймплее совсем неожиданно оказался носителем не по-нашему бодрого сюжета. Эдакий «Остров доктора Моро», пересказанный на компьютерно-игровой лад, радовал потрясающей продуманностью линии (поругать можно, пожалуй, лишь за несколько ленивое «начало»), цельной вселенной, действительно неожиданными поворотами и очень щепетильной проработкой главных героев. Ей-богу, здесь даже кастинг актеров для озвучки — традиционно одно из самых слабых мест отечественных игроделов — был выполнен практически безупречно.
Тем временем в Action Forms, похоже, не хуже нас поняли одну из самых сильных черт «Вивисектора» и взялись сооружать «Анабиоз: сон разума» — очень короткий, динамичный и захватывающий хоррор-экшен, который должен держать игрока с помощью двух «ухваток»: традиционно качественного сюжета и очень современной, зрелищной графики.
Холодрыга!
Для ответа на наши многочисленные вопросы из анабиозной криокамеры был извлечен сам Ярослав Кравченко, руководитель проекта. Разумеется, мы узнали у него много разного про все грани игры. Но начнем, как водится, с наиболее интересного — сюжета. Итак, самый крайний север. Главный герой — полярник, метеоролог и просто красавец — покидает собственную станцию и где-то во льдах натыкается на заброшенный ледокол. Через некоторое время становится ясно, что корабль таит множество тайн и опасностей.
[Игромания]: Знаете, Ярослав, при первом же знакомстве с «Анабиозом» вспоминаешь целую когорту неплохих американских хоррор-фильмов. Признавайтесь — где черпали вдохновение? «Вирус», «Корабль-призрак» или, может, «Нечто»?
[Ярослав]: Идея разработки «Анабиоза» пришла к нам, когда мы занимались «Вивисектором». К источникам вдохновения можно отнести очень многие фильмы и книги. Например, названную вами картину «Нечто», «Сайлент Хилл», сериал «Чужие». Также непосредственно перед созданием игры наша команда посетила огромную судостроительную верфь в городе Николаеве — там, скажу вам, вдохновения побольше, чем во многих фильмах.
[Игромания]: Расскажите, что же за трагическая история свершилась с «Северным ветром» — таинственным ледоколом, который находит главный герой игры?
[Ярослав]: «Северный ветер» — это Корабль с большой буквы, живущий по своим принципам и законам. Это отдельный мир, это один из героев игры. Существование Корабля можно сравнить с существованием человека. Человека, который потерял смысл жизни, который не может найти выхода из сложной ситуации, который находится в отчаянии. «Северный ветер» навеки застыл во льдах северной пустыни, он не может спастись, и именно поэтому он стал. не совсем обычным кораблем.
Здесь сразу стоит отметить, что «Северный ветер» был экспериментальным кораблем, первенцем целой серии, с некоторыми «недоработками» в конструкции. Поэтому не удивляйтесь, что потерянный в снежной пустыне ледокол заселен мутантами, которые еще недавно были его командой, были людьми, которые любили свой Корабль, переживали за него и, когда случилась беда, вместе с ним попали в безвыходное положение. Чтобы выжить, им пришлось стать такими же, как «Северный ветер», принять его облик и раствориться в темноте отсеков и помещений.
Да, иногда в игре придется встречать и ТАКОЕ.
[Игромания]: Ну а наш герой? Что заставило его стать пленником корабля?
[Ярослав]: Завязка следующая. Александр Нестеров, работающий метеорологом на полярной станции «Полюс-21», получает телеграмму и на собачьей упряжке направляется на борт корабля. По дороге он попадает в ледяной провал и оказывается в западне. Руку помощи ему протягивает капитан железного монстра. Таким образом, наш главный герой оказывается во власти «Северного ветра». Попав на борт, Александр Нестеров встает перед проблемой выбора, выбора будущего корабля и его капитана. Главному герою придется осознать суть всего происходящего на борту ледокола. Его цель — это спасение жизни капитана и «Северного ветра».
[Игромания]: Как мы понимаем, вряд ли перед игроком будет стоять задача спастись с корабля — наплевав на инстинкт самосохранения, мы займемся расследованием развернувшейся трагедии. Каким образом придется это делать?
[Ярослав]: В основном — находя разные документы, раскрывающие историю «Северного ветра». Так, в процессе прохождения игры на уровнях мы будем находить гравюры Ф. Гойи из серии «Капричос». Они пригодятся на самом последнем уровне — только пока не будем говорить, каким образом. Ну и главное — самую глубинную суть произошедшего игрок сможет раскрыть благодаря нашей системе Mental Echo.
[Игромания]: А что это такое?
[Ярослав]: Система Mental Echo поможет нам разобраться в игровой завязке и узнать, что случилось на корабле. Попав в Mental Echo, мы сможем увидеть Корабль, когда он еще жил, и узнать много интересного о его истории. Вот пример — один из четверых помощников убивает капитана. Система Mental Echo поможет нам принять участие в этом состоявшемся в далеком прошлом событии и узнать, кто убийца. Так, шаг за шагом, мы будем отыгрывать каждую сцену, выбирая при этом — на чьей стороне быть. Более того — изменив прошлое, мы сможем изменить и будущее.
Похоже, сейчас самое время воспользоваться системой Mental Echo и отправиться в те прекрасные времена, когда этот выродок еще был человеком. Глядишь, и пожалеет.
Последний матрос
[Игромания]: Кстати, каким «рецептом создания хоррор-игры» пользуются в Action Forms? Что за приемы, по-вашему, лучше всего подходят для нагнетания атмосферы и «пугания» игрока?
Ближний бой в самом разгаре. Интересно, что в руках у нашего героя, — монтировка?
[Ярослав]: Мы боимся тогда, когда предчувствуем страх. Он преобладает над осведомленностью и уверенностью. Чтобы человеку было страшно, требуется создать особую атмосферу, наполненную темнотой, сыростью, чувством нехватки воздуха и осознанием безвыходности. А что еще важнее, мы стараемся повлиять этой атмосферой на действия игрока, заставить его предчувствовать появление страха и, собственно, вызвать этот самый страх.
[Игромания]: «Вивисектор» в свое время удивил всех неожиданно яркими персонажами. Человеколев, говорящий голосом Джигурды, до сих пор является нашим редакционным любимцем. Наверняка ведь началась работа и над персонажами «Анабиоза». Кого мы встретим помимо главгероя и таинственного Капитана?
[Ярослав]: Собственно, почти всю команду корабля: офицеров, охрану, матросов, надзирателей, механиков, сварщиков и т.д. Кроме того, мы увидим множество монстров разных видов и с собственными особенностями.
[Игромания]: Расскажите подробнее про последних?
[Ярослав]: Монстры в «Анабиозе» когда-то тоже были людьми: чувствовали, любили и страдали. Но, пережив трагедию, которая случилась с кораблем, они превратились в бездушных и очень опасных существ. Как обычно говорят в таком случае? «В нем не осталось ничего человеческого. »
Поведение наших врагов будет зависеть от среды, в которой они обитают, — поэтому в разных ситуациях игроку придется прибегать к совершенно разным тактикам боя. Кстати, искусственный интеллект обучен взаимодействовать с окружающим миром, используя предметы, чтобы защитить себя или атаковать другого.
Ну и напоследок, конечно же, традиционный рассказ о графике — не одним же сюжетом впечатлять игроков! Если все получится, то внешне «Анабиоз» должен получиться в разы лучше «Вивисектора». На выставках и пресс-показах разработчики регулярно употребляют непонятные слова вроде «глосс-маппинга», которые заставляют трястись поджилки не хуже, чем сюжет о таинственном Корабле. Да и ранняя версия игры, которую нам довелось видеть на КРИ’2006, смотрится. нет, не страшно — красиво. Из интересных фишек самодельного движка стоит отметить возможность создавать ткани (в том числе и для того, чтобы «одевать» персонажей), отрисовывать текущие жидкости и глубокие, реалистичные следы на снегу. Ну и конечно же, для игры создается правильная атмосфера — сумрачные помещения корабля, аварийное освещение, ободранные персонажи и ужасные монстры.
Теперь осталось только одно — не затянуть разработку игры. Иначе еще вчера казавшийся таким прекрасным графический движок может и устареть, как это, кстати, и случилось с «Вивисектором». Официально выход «Анабиоза» запланирован на конец 2006 года — и мы очень надеемся, что эта дата изменится не очень сильно.
Будем ждать?: Создатели «Вивисектора» взялись за экшен с хоррор-элементами — почему бы и нет? В комплекте — все полагающиеся action-плюшки, классный сюжет, оригинальная система Mental Echo и очень симпатичная графика.
- Анабиоз сон разума низкий фпс
- Анабиоз сон разума отзывы
Анабиоз: инструкция по применению | |