взыскать бога что значит
ВЗЫСКАТЬ в Библии
Симфония: Синодальный перевод:
Слово «ВЗЫСКАТЬ» встречается в Библии 13 раз. В данным момент для поиска использовался Синодальный перевод Библии.
ВЗЫСКАТЬ
1Пар 21:30 И не мог Давид пойти туда, чтобы взыскать Бога, потому что устрашен был мечом Ангела Господня.
1Пар 22:19 Итак расположите сердце ваше и душу вашу к тому, чтобы взыскать Господа Бога вашего. Встаньте и постройте святилище Господу Богу, чтобы перенести ковчег завета Господня и священные сосуды Божии в дом, созидаемый имени Господню.
2Пар 11:16 А за ними и из всех колен Израилевых расположившие сердце свое, чтобы взыскать Господа Бога Израилева, приходили в Иерусалим, дабы приносить жертвы Господу Богу отцов своих.
2Пар 12:14 И делал он зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа.
2Пар 14:4 и повелел Иудеям взыскать Господа Бога отцов своих, и исполнять закон [Его] и заповеди;
2Пар 15:12 и вступили в завет, чтобы взыскать Господа Бога отцов своих от всего сердца своего и от всей души своей;
2Пар 19:3 Впрочем и доброе найдено в тебе, потому что ты истребил кумиры в земле [Иудейской] и расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Бога.
2Пар 20:3 И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее.
2Пар 30:19 Но Езекия помолился за них, говоря: Господь благий да простит каждого, кто расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Господа Бога, Бога отцов своих, хотя и без очищения священного!
Ос 10:12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.
Зах 8:22 И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкование на Ис. 55:6
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 6-7 Взыщите Господа, и внегда обрести вам Того, призовити: егда же приближится к вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконен советы своя, и да обратится ко Господу, и помилован будет, яко попремногу оставит грехи вашя
«Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко». Не призывайте Его как бы мимоходом, но всем умом и всем сердцем взыщите Господа. Разве мы не знаем Его? Конечно, говорит, вы знаете. Но когда вы покажете правильный порядок и душевную простоту, тогда вы будете познавать Его более и более. «Когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои». Когда Он дарует блага, тогда, по крайней мере, отступите от беззаконий; но для многих – о, ужас – дары Божии служат причиною зол. «И беззаконник – помыслы свои», – не только дела, но также и помышления, которые служат корнями и источниками дел. Вы, говорит, очистите не только тело, но и душу, которая есть царица и госпожа. Когда госпожа, находящаяся в вас, здрава, тогда и помышления, зависимые от нее, пользуются даром благочестия, по написанному: «каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем» (Сир.10:2). Это можно сказать не только о городах, но даже о помышлениях наших.
«И да обратится к Господу, и Он помилует его». Обращение может совершиться не прежде, чем обращающийся отступит от беззаконий, и помилование – не прежде, чем он изгладит порочные мысли. «И да обратится к Господу, и Он помилует его», когда, обратившись и живя по Его воле, вы будете очищены?
Толкование на пророка Исаию.
Свт. Кирилл Александрийский
Ст. 6-7 Взыщите Господа, и внегда обрести вам Того, призовити: егда же приближится к вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконен советы своя, и да обратится ко Господу, и помилован будет, яко попремногу оставит грехи вашя
Господь наш Иисус Христос, пролагая ясный путь к вере в Него, сказал однажды иудеям: не ропщите между собою. никто же может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6:48-44). И личность самого Отца представляется говорящею Сыну так: седи одесную Мене, Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс. 109:1), ибо заблудшихся, служивших стихиям мира и безвыходно запутавшихся в сетях греха, которые были некоторое время врагами, Отец подчинил Сыну. Да не подумает кто, что это обстоятельство усвояется Ему (Сыну), как не имеющему силы: Он все может, и сам есть всесильная и могущественнейшая десница Родителя. Но так как Отец промыслительно, и по необходимости, призвал Его принять человеческое естество, то по этой причине и говорится, что Он всех подчиняет Сыну, как собственной (Его) силе и премудрости, ибо чрез Него укрепляет ослабевшее и умудряет неразумное.
И да не помыслит кто, имеющий ум, что Сын не мог покорить Себе что-либо; напротив: он будет уверен, что Бог и Отец, как я сейчас сказал, все производит чрез Него. Итак, к чему-же стремится пророческое слово?-Вводит Лице Отца, возглашающего и говорящего толпам язычников: взыщите Бога, который, как только что сказано, дан языкам свидетельством, начальником их и повелителем. В одно и тоже время и называет Его Богом, и повелевает искать (Его). Искание (разумеется) не пространственное, ибо Божество бестелесно и мыслится не в пространстве, но наполняет все и присуще всему из существующего; напротив, оно (искание) состоит в стремлении души, жаждущей общения с Ним при помощи подвигов благочестия и истинного Богопознания. Подобное искание свойственно тем, которые еще отстоят далеко от Него, потому что их отделяет (от Бога) грех и действует в них неведение, по устранении которых они будут близки к Богу. Так в одном месте пишет всемудрый Павел к (обратившимся) из язычников, говоря: ныне же вы, бывшие иногда далече, близь бысте (Еф. 2:13).
Таким образом должны вы искать Бога всяческих, и внегда обрести вам(того), призовите, говорит. Призовите может означать не что иное, как только следующее: прославляйте (Его) как Бога, ищите у него силы и расположения, потребного к обращению нашему, старайтесь получить от Него избавление и силу избежать уз греха и руки тирана, т. е. сатаны; ибо написано: хваля призову Господа, и от враг моих спасуся (Пс.17:4). А при обретении (Бога) и приближении (к Нему) да оставит нечестивый путь свой, и муж беззаконен совет свой, и да обратится к Господу, и помилован будет: удостоившиеся призвания и обращения и ожидающие приобщения благодатных даров Его, без всякого сомнения, должны удаляться прежних деяний, пути к пороку, влечения ко греху и плотского любострастия.
Таким образом помилован будет обратившийся от чистого сердца яко по премногу оставит грехи вашя. По премногу – говорит вместо: совершенно, совсем, идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим.5:20) по написанному, потому что ни одна наша вина не остается не омытою, если Бог желает ее смыть. Так, о Спасителе всех нас Иисусе Христе написано: се, той входит яко огнь горнила и яко мыло перущих. И сядет разваряя и очищая яко сребро и яко злато (Мал. 3:2-3), ибо Он крестит нас Духом Святым и огнем (Мф. 3:11). Под огнем разумеем чистительную силу Святого Духа, на подобие огня истребляющего скверну прегрешений наших.
Толкование на пророка Исаию.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 6-7 Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и муж беззаконный — помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он много прощает
Итак, поелику, как мы уже прежде сказали, вы не захотели принять вечного завета и верных милостей Давидовых, которые, когда вы не хотели принять, приняла масса язычников, то я, пророк, напоминаю вам, своим соотечественникам, и подтверждаю свидетельствами: принесите покаяние, пока есть время. Обратитесь к Тому, который теперь говорит чрез пророков, который впоследствии будет говорить лично. Ищите Его, пока можно найти Его, пока вы пребываете в теле, пока есть место для покаяния, и ищите не посредством места, а посредством веры. А как ищут Бога, об этом подробнее говорится в другом месте: мудрствуйте о Господе в благостыню, и в простоте сердца взыщите Его, яко обретается не искушающим Его, является же не невервующим Ему (Прем. 1:1-2). Посему и мы, зная то, что сказано о грешниках: «далеко отступающие от Тебя погибнут», должны говорить к Господу: камо пойду от духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси (Пс. 138:7-8), и призывать Его, когда Он близок, чтобы не отступил далеко вследствие грехов и пороков наших. Ибо Он приближается к приближающимся к Нему и с радостию встречает сына, возвращающегося к Нему после долгого времени. Поэтому святой в псалме поет: мне же прилепляются Богови благо есть (Пс. 72:28). И Моисей только один приближался к Господу (Исх. 22). И чрез Иеремию Бог говорит: Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча (Иер. 23:23), — приближающийся к тем, которые приближаются ко Мне чрез веру, и удаляющийся от тех, которые удаляются от Меня чрез неверие. Поэтому говорится верующим: «приближитеся Богу, и приближится вам» (Иак. 4:8). А чтобы мы не думали, что это может быть достаточным, тотчас присовокупляет: противитеся диаволу, и бежит от вас (Иак. 4:7), о котором выше [Петр] сказал: супостат ваш диавол яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити. Ему же противитеся тверди верою (1 Пет. 5:8-9). И не достаточно искать Господа и, пока есть время для покаяния, находить и призывать Его, пока Он близко, если нечестивый не оставит прежних путей своих и прежних помыслов, чрез которые он уклонился от Бога. Ибо тогда мы обратимся к Господу, который помилует нас, и в преблагому Отцу, который многомилостив и легко прощает, когда мы оставим прежние помыслы и пути, чтобы впоследствии удостоиться услышать: блажены, их же оставишася беззакония и их же прикрышася грехи (Пс. 31:1).
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.
Лопухин А.П.
Толковая Библия.
Глава 2
1–3. Увещание пророка к народу Иудейскому вообще и к лучшим представителям его в особенности – обратиться к Господу прежде наступления дня гнева Его и суда. Суд Божий прострется не на Иудею только, но и на весь мир: 4–7. на филистимлян, 8–11. на моавитиян и аммонитян, 12. на эфиоплян, наконец, 13–15. на ассириян, столица которых Ниневия совершенно запустеет.
Называя Кушитов, и вероятно, подразумевая вместе и сопредельных, и исторически связанных с ними египтян (ср. Иез 29.10 ; Ис 20.3–5 ; 4Цар 19.9 ), пророк угрожает им от лица Иеговы, что они будут поражены мечом Его, евр. хапле-харби (ср. Ис 66.16 ; Иер 25.33 ) Могущество эфиоплян (ср. Ис 18.2, 7 ; Наум 3.8 ), по человеческим соображениям, могло представляться необходимым, но Иегова говорит, что пособником врагов эфиоплян явится Он сам – черный цвет кожи у жителей Эфиопии ( Иер 13.23 ) послужил поводом для христианской символики видеть в «эфиопах», «муринах» образы злых духов; «означает словом «мурини» полчище демонов, сокрушенное приражением спасительного креста» (блаж. Феодорит, с. 50).
Вся грозная речь пророка Софонии о близком опустошении Ассирии и Ниневии по содержанию и характеру напоминает пророчество Наума о том же предмете (см. Наум 1.1, 14, 2.2, 3.1–7 д.). Только в словах прор. Софонии как бы чувствуется непосредственная близость грядущей на Ассирию и Ниневию катастрофы: карающая рука Божия уже простерта над Ниневиею и Ассириею (13а), и роковые бедствия готовы ринуться на этот город и эту страну неудержимым потоком. «Воззрю. говорит, на жителей стран к востоку и северу и вместе с другими погублю и Ассириян и к опустошенным городам присоединю и самую знаменитую Ниневию – главный город халдеев. Она будет безводною, подобною непроходимым и ненаселенным землям. К этому присовокупляет немалое количество и других признаков. » (Св. Кирилл Ал., с. 367).
Заключительный стих дает характеристику гордости Ниневии, а вместе изображает тот разительный контраст, какой существует между некогда цветущим состоянием этого города и окончательным запустением и превращением его в логовище зверей – в ближайшем будущем. Безмерная и необузданная гордость Ниневии выражалась лишенным всякого чувства меры убеждением: «я – и нет иного, кроме меня» (ср. Ис 47.8 ). Тем большее изумление, близкое к ужасу, будет возбуждать вид совершенного запустения славной некогда столица не одной Ассирии, а и всей Азии; всякий прохожий в изумлении и в ужасе посвищет и махнет рукой (ср. 3Цар 9.8 ; Иер 48:16, 49:17 ) – «потому что у людей в обычае при постигших сверх чаяния несчастиях свистать и поднимать вверх руки». (блаж. Феодорит, с. 51).
«Может быть, вы как-нибудь скроетесь в день пламенного гнева Божия», т. е. может быть случайно вследствие того, что искали Господа и творили правду Его, – вы будете иметь возможность избежать гнева в приближающийся день и избежать плена» (блаж. Иероним, с. 270).
слав.: жeно, веру ми ими, яко грядeт чaс, егда ни в горе сeй, ни во Иерусалиемех поклонитеся Отцу!
Взыщите Бога – и найдете Его
Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы спасти грешников. «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом»
Эти слова от имени Христова возвестил апостол Павел. Сегодня их возвещает церковь, которая проповедует Евангелие, то есть Благую весть о прощении грехов. Благая весть – это своего рода амнистия, через которую Бог оправдывает грешника. Но для этого человеку обязательно нужно признать себя грешником и совершить покаяние.
Раскаяние должно быть искренним
Все нуждаются в покаянии, и Бог имеет дар прощения для всех людей. Но, чтобы получить его, необходимо осознание греха. «Сотворите достойный плод покаяния», – сказал Иоанн Креститель даже религиозным людям его времени – фарисеям, считавшими себя очень праведными.
В чем смысл покаяния?
Покаяние затрагивает разум, эмоции и волю человека. В переводе с греческого слово «покаяние» означает изменение мышления, переоценка ценностей. Важно считать ценностями не временное, материальное, а вечное, настоящее.
Покаяние прямо связано с обращением. «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19). «Обратитесь» означает – развернитесь. Шел в одну сторону – спиной к Богу, лицом ко греху, затем развернулся на 180 градусов и пошел в другую сторону – лицом к Богу, спиной ко греху. Если такой разворот не будет совершен в твоей жизни, в ней ничего не поменяется.
Об этом можно прочитать и в другом месте Писания: «Я посылаю Тебя…открыть им глаза, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян.26:18).
Здесь уже говорится о воле человека. Это мы решаем – поворачиваться или не поворачиваться, отдавать сердце Христу или не отдавать, стать на христианский путь или нет. За тебя, дорогой человек, никто никогда этого не решит. Бог создал тебя личностью и дал тебе свободу воли и право выбора.
Кроме того, покаяние связано с чувствами, мотивацией. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:10). Здесь говорится о печали ради Бога и о печали мирской. Чем они отличаются? Печаль мирская – это печаль раненого самолюбия. Печаль от того, что твой грех узнан, открыт, возможно, обнародован. Печаль от ожидания последствий греха. Если ты движим такой печалью, истинного покаяния не произойдет.
Но печаль ради Бога производит неизменное покаяние и спасение! Это такая печаль, когда мы не о себе сожалеем, а о том, что перед Богом согрешили, что Его огорчили! Ему очень больно в то время, когда мы грешим! Печаль ради Бога ведет ко спасению. Такое осознание может произойти только в молитве, у ног Иисуса Христа, в Его присутствии. Написано: «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс.35:10).
Яд на тумбочке
Один человек рассказал в церкви свою историю, которая очень коснулась моего сердца.
Написано: «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:27). Сначала нужно искать Бога, и Он позволит найти Себя! «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер.29:13).
Этот человек стал просить у Бога прощения за то, что в течение тридцати лет своей жизни не удосужился осведомиться о том, есть ли Бог или нет. Мужчина покаялся, а потом нашел евангельскую церковь, стал христианином. Заметьте закономерность: вначале взыскал, сам пришел к Богу, а потом Бог дал покаяние.
Он принимает нас такими, какие мы есть
Мы думаем, что нужно вначале перестать грешить, а потом прийти к Богу, и Бог нас примет. Именно так считали фарисеи. «Приближались к Нему (Иисусу – ред.) все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк.15:1-2). Фарисеи негодовали: «Ну как Иисус может принимать грешников? Разве не знает, что они грешники? Пусть вначале покаются, потом идут к Нему, если Он – Мессия!»
Что же получается? Вначале ты перестань пить, курить, а потом придешь к Богу? Это фарисейская, совершенно не Божья философия! Иди к Богу таким, какой ты есть, и Он даст тебе покаяние! Ты сам себя не исправишь. Он принимает нас такими, какие мы есть!
Во свете Его мы видим свет
Если бы человек мог сам себя исправить, зачем Иисусу Христу надо было приходить на эту землю, страдать и умирать? Человеку невозможно собственными силами обрести спасение. Но, когда мы приходим к Богу и Его любовь касается нашего сердца, тогда понимаем, какие мы грешные. Понимаем, что грешим не только против себя, жены, детей или ближних, но прежде всего и больше всего мы грешны перед Тем, Кто сотворил нас, дал нам жизнь, Кто умер за нас на Голгофском кресте. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
Веруешь ли ты в Божью любовь? Вера – это вторая сторона покаяния. Через покаяние человек решает отказаться от греха, а верой принимает Иисуса Христа в свое сердце. Сам Христос призывал: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».
Итак, я обращаюсь к людям, которые не знают Бога. Если вы хотите измениться, то знайте, кардинально вас изменить может только Бог, и Он хочет вас изменить. Если вы хотите получить Божью вечную жизнь, распрощаться навсегда с царством темноты, бессмысленности, пустоты, если хотите избавиться от одиночества, от страхов и лицемерия, – обратитесь к Богу, покайтесь, примите Иисуса Христа в свое сердце, доверьтесь Ему. Поворачивайтесь к жизни, к свету, к святости.
Священнослужитель Б. Г. Исупов
Апостола Павла послание к колоссянам 3:1
Толкования:
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 1-2 итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном
Блж. Августин
Ст. 1-2, 9-10 итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога, о горнем помышляйте, а не о земном… не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его
Иаков Афраат
итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога
В чистоте сохраним залог Его, и Он доверит нам всю сокровищницу. Кто же предаст залог Его, не дадут тому войти в сокровищницу. Будем благоговейны к Телу Христову, и восстанут тела наши при гласе трубном.
Лопухин А.П.
итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога
Ст. 1-17 итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца
В нравоучительной части своего послания Ап. прежде всего говорит, что истинная христианская жизнь состоит в отрешении от всего земного и в общении с Богом (1-4). В виду этого христиане должны освобождаться от страстей и украшать себя добродетелями, какие соответствуют существу нового человека (5- 17).
Ориген
итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога
Прав. Иоанн Кронштадтский
итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном
Какие высокие правила нравственности! Какие сладостные, небесные обетования! Христианин! Хвались своею верою: она – твоя слава и твое утешение. Выше этой славы, лучше этих утешений тебе нигде не найти.
Прп. Ефрем Сирин
итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога
Прп. Исаак Сирин
итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном
Что значит воскресение души, о котором говорит апостол: если вы воскресли со Христом?
Свт. Иоанн Златоуст
итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога
«Итак, если вы воскресли со Христом». Доказав прежде, что Он умер, теперь убеждает их, и потому говорит: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего». Там нет соблюдения. «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога». О, куда он возвел ум наш! Какой великой мыслью он исполнил их! Не удовольствовался тем, что сказал: «Горнего», ни словами: «Где Христос»; но прибавил: «Сидит одесную Бога», – дал понять, что оттуда должно смотреть на земное.
Беседы на послание к Колоссянам.
Видишь мудрость учителя и куда он немедленно возводит слушающихся его? Минуя всех ангелов, архангелов, троны, господства, начала, власти, все те невидимые силы, всех херувимов, серафимов, он устанавливает мысли верных прямо перед самим престолом Царя. Посредством этого учения он убедил ходящих по земле освободиться от цепей плоти, взлететь и встать духом перед Господом всех.
Свт. Феофан Затворник
аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя
Аще — если. Не в вопросе, предполагающем колебание мысли, ставит воскресение со Христом, а несомненно утверждает его и полагает, как основание к выводу правила — вышнего искать, о горнем мудрствовать. Убо — итак, частица, на вывод указывающая. Откуда же выводится, что мы воскресли со Христом? Из ( 2, 12 ), где говорилось, что во святом крещении мы спогреблись Христу и о Нем совостали. Из сего положения Апостол уже выводил: аще умросте со Христом (ср.: 2, 20 ); а теперь другой делает вывод: аще воскреснусте. Но первый вывод касался знательной стороны: если умерли со Христом для всего вещественного, то зачем ищете опор убеждениям и надеждам своим в чем-либо вещественном. А настоящий второй касается стороны деятельной, — христианской жизни: если воскресли со Христом, вышних ищите. Что воскресли со Христом, сие выводится из силы и значения таинства крещения; из того же, что воскресли, делается новый вывод: вышних ищите.
Что значит — вышних искать, определяется тем, что значит — воскреснуть со Христом. В Послании к Римлянам воскресение со Христом святой Павел определяет так: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем ( Рим. 6, 4 ). Ходить во обновлении жизни и будет значить — вышних искать. Но что значит ходить во обновлении жизни? Ходить противоположно ветхой жизни. Ветхая жизнь началась с падения, когда человек отпал от богообщения, к коему предназначен, и ниспал в самоугодие, чувственность и тварелюбие. Обновление жизни есть опять вступление в живое богообщение чрез отвержение самоугодия, чувственности и тварелюбия. Пребывать в сем порядке жизни будет ходить в обновлении жизни, а далее — искать вышних. Искать вышних потому есть всеусильно стремиться к тому, чтобы всегда пребывать в живом общении с Богом. Ибо что выше Бога? И взыскавший и обретший Бога чего еще высшего взыскать может? Почему пророк Давид взывает: Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу (ср.: Пс. 26, 8 ); и всех приглашает: взыщите Бога, и жива будет душа ваша ( Пс. 68, 33 ).
Само слово: вышних искать — значит искать того, что горе есть, искать небесного; что обычнее выражается исканием Царствия Небесного, Царствия Божия. Но и это Царствие что есть? Есть то, когда Бог начинает царствовать в душе. Чрез Господа Иисуса Христа восстановляется прерванное падением общение души с Богом. Вступая снова в общение с душою, Бог вселяется в ней и, оживотворяя ее и всеми движениями ее управляя, возвращает ей потерянное благобытие. И се Царствие Божие. Оно же и вечное блаженство будет составлять. Почему можно положить, что оно совмещает в себе и все, что бы ни представил себе кто под именем вышних благ.
Таким образом искомое вышнее недалеко от нас. Но как о Царствии Божием сказал Господь: се Царствие Божие внутрь вас есть (ср.: Лк. 17, 21 ); так и вышнее, которого искать заповедует Апостол, внутрь же нас есть. Когда слышим Апостола, говорящего: вышних ищите, — не в неопределенную высь надо устремлять взор ума, а внутрь себя войти и там в сердце своем положить восхождение к Богу живому, чрез Господа Спасителя, во Святом Духе. Словом: вышних — не место указуется, а достоинство определяется.