взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов

Срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц

НК РФ устанавливает обязательство всех граждан платить обязательные сборы в казну государства. При нарушении сроков оплаты налоговый орган имеет право принять меры по принудительному возврату средств. Законом определены временные рамки для предъявления неплательщику претензий. Какой срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц, и как происходит взыскание недоимки?

взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Смотреть фото взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Смотреть картинку взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Картинка про взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Фото взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов

Есть ли срок давности по налогам

Как показывает практика, налоговики нередко вспоминают про старые долги граждан по сборам и требуют уплаты долга за прошлые года. Насколько правомерны подобные действия, и в течение какого времени инспекция может выдвинуть требование об уплате налога?

Срок исковой давности по налогам – допустимый период, в рамках которого возможно принудительное взимание задолженности. Процедура удержания с нарушителя денежных средств возможна на основании судебного документа и в том случае, если ФНС успела обратиться в суд до истечения срока давности.

Понятие давности срока взыскания налогов с физлиц в российском законодательстве весьма размыто. Порядок разбирательства с должником и сроки предъявления претензий зависят от ряда факторов:

взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Смотреть фото взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Смотреть картинку взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Картинка про взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Фото взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов

На вопросы порядка решения споров по сборам и есть ли срок давности по налогам, могут ответить несколько статей Налогового Кодекса РФ – 113, 46, 47 и 70. Согласно этим статьям, период привлечения к ответственности равен 3 годам. Данный период времени дается на то, чтобы в принудительном порядке истребовать с нарушителя неуплаченную им сумму сборов. Не нужно путать этот срок с периодом, в течение которого ФНС имеет право на обращение в суд.

Период, в рамках которого ФНС может начать взыскание, исчисляется в зависимости от типа нарушения:

взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Смотреть фото взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Смотреть картинку взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Картинка про взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Фото взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов

Рассмотрим порядок исчисления этого периода на примере. Гражданин был привлечен к ответственности за неуплату налогов. Крайняя дата внесения платежа – до 30 марта 2015 года. Налогоплательщик до установленного числа не заплатил в срок необходимые сборы, таким образом датой правонарушения является 30 марта 2014 года. Однако в его случае период исковой давности начался только с нового налогового периода, то есть с 1 января 2015 года. Закончится он 31 декабря 2017 года.

Итак, исковая давность по налогам составляет три года. Но следует понимать, что обязательство по уплате сборов не имеет срока.

Срок исковой давности по налогам физических лиц

Право требования появляется со дня обнаружения недоплаты.

Источник

Взыскание налоговой задолженности с физических лиц

взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Смотреть фото взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Смотреть картинку взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Картинка про взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Фото взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов

На физических лиц возложена обязанность самостоятельно оплачивать налоги: НДФЛ, транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц. Налоговики направляют физическим лицам единое налоговое уведомление в установленный срок. Имущественные налоги физлица должны оплатить до 1 декабря следующего года. Если физлица не оплатят в срок налоги, то со 2 декабря начнут исчисляться пени с суммы долга.

Действия налоговиков в случае неуплаты налога

Этап 1. Выставление требования физлицу

В случае если сумма долга физлица превышает 3 тысячи рублей, то налоговики направят ему требование не позднее трех месяцев с момента выявления недоимки. А если сумма долга меньше 3 тысяч рублей, то срок направления требования увеличивается до года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

При этом предельные сроки направления требования могут быть продлены на 6 месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409).

Этап 2. Исполнение требования физлицом

Физлицу дается на погашение долга 8 рабочих дней с момента получения требования, если иной срок добровольного исполнения не указан в самом требовании.

Этап 3. Обращение в суд за взысканием недоимки (п. 1 ст. 48 НК РФ)

Если физлицо в установленный срок не погасило долги, то налоговики могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица. Срок обращения зависит от суммы совокупного долга, т.е. долга по всем налогам и санкциям (п.2 ст.48 НК РФ).

Налоговики могут обратиться в суд в течение:

Как исчисляется трехлетний срок?

Данный срок следует отсчитывать с даты уплаты налога, которая указана налоговиками в самом раннем требовании.

Этап 4. Рассмотрение дела о взыскании долга

Дела о взыскании налоговых долгов рассматривает мировой судья и в течение пяти дней со дня поступления заявления выносит судебный приказ. Копия судебного приказа направляется в адрес физлица в течение трех дней с момента его издания. Физлицу дается 20 дней на представление своих возражений (ст. 17.1, 123.5 КАС РФ). Например, если налоговики предъявляют требования по «старым» налогам.

Если физлицо уложилось в этот срок, то в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговикам будет отказано и судебный приказ будет отменен. Тогда налоговики уже будут предъявлять требования в порядке искового судопроизводства. А по времени это значительно дольше. Так, районный суд должен рассмотреть дело до истечения трех месяцев со дня поступления заявления в суд (п.1 ст.289 КАС РФ).

Если физлицо не представит возражения, то налоговики получат второй экземпляр судебного приказа с гербовой печатью суда.

Этап 5. Предъявление исполнительного документа к оплате

Далее долг могут уже взыскивать судебные приставы либо налоговики. Налоговые долги могут быть взысканы на основании исполнительного документа, предъявленного в банк, за счет средств, имеющихся на банковских или депозитных счетах физлица.

Налоговики могут получить исполнительный лист или судебный приказ и в случае, если задолженность физлица не превышает 100 тысяч рублей, направить его работодателю должника, минуя судебного пристава. Последний способ позволяет налоговикам быстро и без особых хлопот взыскивать долги через компанию или ИП-работодателя должника.

Письма от налоговиков о долгах работников компании

С целью привлечь работодателя к проблемам налоговиков, налоговики делают рассылку о сумме долга его работников. Такие рассылки налоговики делают по специально установленной форме (приложение № 1 к письму №ГД-4-8/18401@ от 21.10.2015 г.). В указанной рассылке указывается общая сумма долга по работникам компании и содержится просьба известить работников об имеющейся у них задолженности.

Важно! Подобные письма не являются для работодателя основанием для удержания долгов с работника и не требует ответных действий в адрес налоговой инспекции.

Конечно, при желании, работодатель может напомнить своим сотрудникам о долгах и обязанности своевременно их гасить.

Источник

Взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов

(в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 26.04.2016 N 110-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии или недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на счетах инвестиционного товарищества взыскание производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии или недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на счетах управляющих товарищей взыскание обращается на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 29.11.2010 N 324-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).

Форма, формат и порядок направления уведомления о неисполнении решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, налоговым органам утверждаются Федеральным казначейством по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с пунктом 6 статьи 64 настоящего Кодекса;

по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса;

исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных настоящим Кодексом процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса;

списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со статьей 59 настоящего Кодекса;

уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса;

поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 76 и пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса в целях взыскания по принятому в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи решению о взыскании.

Формы и порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа в электронной форме утверждается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

Не производится взыскание налога с депозитного счета (вклада в драгоценных металлах) налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора (договора банковского вклада в драгоценных металлах).

При наличии депозитного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

При наличии договора банковского вклада в драгоценных металлах налоговый орган вправе дать банку поручение на продажу драгоценных металлов в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление налога, по истечении срока действия указанного договора и перечисление денежных средств от продажи драгоценных металлов в сумме подлежащего взысканию налога на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится со счетов в драгоценных металлах.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в рублях, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников этой группы при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках всех участников указанной консолидированной группы налогоплательщиков или их электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах этих лиц или информации о реквизитах их корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(п. 7 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Обращение взыскания на имущество участников договора инвестиционного товарищества в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса допускается только в случае отсутствия или недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, остатков электронных денежных средств в банках инвестиционного товарищества, управляющих товарищей и товарищей.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взыскание налога за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в такой кредитной организации производится с учетом положений Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 144-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 462-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора, страховых взносов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Положения настоящей статьи применяются при взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках участников этой группы с учетом следующих особенностей:

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) взыскание налога за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках в первую очередь производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) при недостаточности (отсутствии) денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках у ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков для взыскания всей суммы налога взыскание оставшейся невзысканной суммы налога производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) в банках последовательно у всех остальных участников этой группы, при этом налоговый орган самостоятельно определяет последовательность такого взыскания на основании имеющейся у него информации о налогоплательщиках. Основанием для взыскания налога в данном случае является требование, направленное ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках участника консолидированной группы налогоплательщиков при взыскании налога в порядке, предусмотренном настоящим подпунктом, взыскание оставшейся невзысканной суммы производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) в банках у любого иного участника этой группы;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) при уплате налога, в том числе частично, одним из участников консолидированной группы налогоплательщиков процедура взыскания в уплаченной части прекращается;

4) на участника консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении которого вынесено решение о взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, распространяются права и гарантии, предусмотренные настоящей статьей для налогоплательщиков;

5) решение о взыскании принимается в порядке, установленном настоящей статьей, после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, направленного ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, но не позднее шести месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд по месту постановки ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков на учет в налоговом органе с заявлением о взыскании налога одновременно со всех участников консолидированной группы налогоплательщиков. Такое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока на взыскание налога, установленного настоящей статьей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом;

6) решение о взыскании, принятое в отношении ответственного участника или иного участника консолидированной группы налогоплательщиков, действия или бездействие налоговых органов и их должностных лиц при осуществлении процедуры взыскания могут быть оспорены такими участниками по основаниям, связанным с нарушением порядка осуществления процедуры взыскания.

(п. 11 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

Источник

Взыскание задолженности по налогам

взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Смотреть фото взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Смотреть картинку взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Картинка про взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Фото взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов

Одним из самых значимых действий при проведении налогового контроля, наряду с выявлением недоимок по налогам и страховым взносам, является последующее взыскание с налогоплательщика налоговым органом соответствующей задолженности по недоимкам, пеням и штрафам.

Действующее налоговое законодательство предусматривает, что взыскание указанных выше доначислений может производиться двумя путями: в виде бесспорного взыскания доначисленных сумм и путем обращения налогового органа в суд с соответствующим заявлением.

взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Смотреть фото взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Смотреть картинку взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Картинка про взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов. Фото взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов

Подготовим жалобу на решение налогового органа

Срочно
Грамотно
Конфиденциально

1. Бесспорное взыскание налоговой задолженности налоговым органом с налогоплательщика

Процедура взыскания задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам, начинается с направления налогоплательщику требования об уплате налога.

В настоящее время Правительство РФ увеличило предельный срок направления требования на шесть месяцев, что следует из п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409. Следовательно, указанный срок составит, в частности, девять месяцев со дня выявления недоимки либо шесть месяцев и 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения, вынесенного налоговым органом по результатам проверки.

Положение о продлении сроков имеет срочный характер и действует до 31.12.2020 г. (пп. 5 п. 3 ст. 4 НК РФ).

Следует учитывать, что в первую очередь налоговый орган обратит взыскание на денежные средства налогоплательщика в банке. И если этих средств будет недостаточно, взыскание будет обращено на имущество налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Порядок взыскания задолженности по налогам

Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, штрафам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика осуществляется налоговым органом в следующем порядке:

Как налоговый орган взыскивает задолженность: процесс

Процедура взыскания соответствующих сумм состоит из следующих шагов, предпринимаемых налоговым органом:

При пропуске указанного срока, взыскание доначислений возможно только в судебном порядке. Решение, принятое налоговым органом с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит, что следует из п. 3 ст. 46 НК РФ;

Увеличение предельного срока принятия решения о взыскании

В нынешних условиях Правительство РФ увеличило предельный срок принятия решения о взыскании на шесть месяцев, что следует из п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409.

Налоговый орган доводит это решение до организации-налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения и направляет поручение на списание и поручение на перевод электронных денежных средств в банк.

Необходимо иметь в виду, что после вынесения решения о взыскании налоговый орган вправе приостановить операции налогоплательщика по счетам в банке и переводы электронных денег (п. 8 ст. 46, пп. 1, 2 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, как было указано выше, если денежных средств на счетах в банке будет недостаточно для уплаты доначислений, налоговый орган вправе произвести арест имущества налогоплательщика (пп. 1, 3 ст. 77 НК РФ).

Как списывается задолженность налоговым органом

В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ банк списывает задолженность налогоплательщика с тех счетов и в тех суммах, которые налоговый орган указал в поручениях на списание.

Необходимо обратить внимание, что иностранную валюту и драгметаллы со счетов налогоплательщика банк, по поручению налогового органа, обязан будет продать и погасить задолженность за счет полученных денежных сумм в рублях. Расходы по этой операции оплачиваются за счет налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Следует иметь в виду, что средства с вкладов (депозитов) можно списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ). Следовательно, в этом случае банк должен дождаться окончания срока вклада (депозита), и только потом осуществлять списание денежных средств в пользу бюджета.

Как банк производит списание

Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:

Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.

Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, 96 АПК РФ).

Отзыв поручений на списание

Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:

Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.

Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).

2. Взыскание налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика

Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.

Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.

Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.

Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.

При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.

Как судебный пристав исполняет решение налогового органа

Все действия по взысканию имущества осуществляет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

Для этого судебный пристав-исполнитель совершает необходимые для взыскания юридические действия, в следующем порядке, и в следующие сроки.

1) Пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства в 3-х дневный срок с момента получения им исполнительного документа (п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

2) Пристав направляет копию постановления должнику и в налоговый орган о возбуждении исполнительного производства либо постановление в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

3) Пристав осуществляет взыскание, если в течение 5 дней, с момента получения постановления, должник не погасит долг (п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

4) Пристав произведет изъятие и продажу имущества должника-налогоплательщика на торгах, а за счет вырученных от такой продажи денежных средств погасит долги налогоплательщика перед бюджетом, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Следует иметь в виду, что изъятие и продажа имущества должника-налогоплательщика ничем не отличается от изъятия и продажи имущества иных должников, имеющих задолженность по оплате за поставленные в их адрес товары (работы, услуги).

Очередность изъятия имущества судебным приставом

Изымать имущество для реализации пристав будет в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ:

Срок на совершение указанных действий составляет два месяца с даты, когда пристав получил постановление налогового органа о взыскании (п. 4 ст. 47 НК РФ). В этот срок не включается время, в течение которого исполнительные действия фактически не совершались.

Как показывает практика, указанный двухмесячный срок почти никогда не выдерживается, поскольку процедура взыскания представляет собой сложный многоступенчатый механизм, связанный с установлением, изъятием и продажей имущества должника, с целью соблюдения баланса интересов, как кредиторов, так и должника.

Пристав оканчивает исполнительное производство и выносит постановление, копии которого направляет должнику и в налоговый орган не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 6 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Окончание исполнительного производства происходит тогда, когда, например:

3. Взыскание налоговой задолженности налоговым органом в судебном порядке

Законодательство о налогах и сборах, представляющее собой, по сути, административную отрасль права, и построено таким образом, что взыскание соответствующей налоговой задолженности с юридических лиц производится в бесспорном порядке. При несогласии налогоплательщика с таким взысканием, он вправе оспорить ненормативные акты налогового органа действия или бездействие их должностных лиц (п. 12 ст. 21 НК РФ).

При этом в соответствии со ст. 79 НК РФ излишне взысканные налоговым органом с налогоплательщика денежные средства подлежат возврату с начислением процентов, что является компенсацией потерь налогоплательщика.

Вместе с тем, из этого правила о бесспорном взыскании налоговой задолженности с налогоплательщика, имеются исключения. Налоговый орган осуществляет взыскание такой задолженности через суд в следующих случаях:

Требование об уплате налога

Прежде чем обратиться в суд, налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ).

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налоговым органом налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Тем самым, налоговый орган информирует налогоплательщика об имеющихся у него суммах недоимок, штрафов и пени.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Изменение квалификации сделки

Наиболее часто применяемым на практике случаем является ситуация, связанная со взысканием с налогоплательщика денежных средств, предусмотренная под. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, а именно: с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Иными словами, налоговые органы при проведении налоговых проверок, изменив квалификацию совершенных налогоплательщиком сделок, не вправе взыскивать с налогоплательщика недоимки по налогам, штрафы и пени в бесспорном порядке.

Законодатель, предоставляя налогоплательщику дополнительную защиту при совершении налоговым органом такой переквалификации, посчитал, что основания подобной переквалификации сделок и доначисления налогоплательщику налогов, начисления пеней и привлечения к ответственности подлежат особой проверке, осуществляемой исключительно в судебном порядке, поскольку при вынесении налоговым органом ненормативного акта между сторонами уже существует спор, связанный с определением налоговым органом действительной сущности хозяйственной операции, совершенной налогоплательщиком.

Указанные отношения можно рассматривать, как некую дополнительную форму контроля за правомерностью действий налогового органа при проведении налоговой проверки юридических лиц, наряду с административным порядком обжалования ненормативных актов налоговых органов.

В НК РФ отсутствуют понятия «юридическая квалификация сделки» и «юридическая переквалификация сделки». Законодатель решил не стеснять себя в этом случае какими-либо рамками закона.

В ГК РФ предусмотрена возможность переквалификации сделок, например в ст. 170 ГК РФ установлено право переквалификации притворной или мнимой сделки.

В ситуации с притворной сделкой одна сделка выдается за другую. В случае, когда имеет место быть мнимая сделка, то совершенная сделка в налоговых целях является нереальной (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

При переквалификации сделки налоговый орган самостоятельно, по своему усмотрению, выбирает вид обязательства который, как ему кажется, наиболее соответствует данным правоотношениям, заменяя волю сторон своей волей.

Налоговый орган, переквалифицируя сделку, определяет, какая сделка должна быть совершена вместо той, которую заключили стороны.

В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53 «ОБ ОЦЕНКЕ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ОБОСНОВАННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ» указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Пунктом 4 Постановления также предусмотрено, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно п. 7 Постановления, если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.

Таким образом, если налоговый орган во время проведения проверки придет к выводу о том, что налогоплательщиком был заключен и исполнен, например, договор поставки, а сам налогоплательщик считает совершенную им сделку – договором комиссии, то налоговый орган производит изменение юридической квалификации сделки, т.е. он переквалифицирует договор комиссии на договор поставки.

В этом случае налоговый орган вправе доначислить налогоплательщику налоги, начислить пени и привлечь к ответственности, исходя из условий договора поставки.

Обращение с заявлением в суд

Но взыскание указанных налоговых начислений он может произвести только путем обращения в суд с соответствующим заявлением, поскольку имеется переквалификация налоговым органом договора по сравнению с тем, как этот договор был заключен и исполнен самим налогоплательщиком.

За взысканием недоимки, которая образовалась в результате переквалификации сделки, налоговый орган должен обратиться в суд (Письмо Минфина России от 08.02.2013 N 03-02-07/1/3089). Именно суд определит обоснованность переквалификации сделки и законность налоговых доначислений. Об этом же говорится в Постановлениях Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 8728/12.

Без вмешательства в эти отношения суда налоговым органом взыскиваются соответствующие налоговые доначисления только при мнимых сделках, т.е.тех, которых фактически не было (п. 2 ст. 170 ГК РФ). К примеру, в случае, рассмотренном Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 01.06.2010 N 16064/09, налоговый орган установил, что документы, которыми оформлена сделка, недостоверны и противоречивы, и сделал вывод, что на самом деле этой сделки в действительности не было. Налоговый орган отказал налогоплательщику в возмещении НДС и исключил затраты по этой сделке из расходов по налогу на прибыль, а доначисленные налоги взыскал в бесспорном порядке, без обращения в суд с соответствующим заявлением. ВАС РФ признал решение налогового органа законным и обоснованным.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 16.07.2013 г. N 3372/13 говорится, что судебный порядок взыскания налогов, доначисленных в результате переквалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера его деятельности, призван обеспечить судебный контроль, прежде всего за законностью доначисления таких налогов.

Между тем такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога, доначисленного таким решением.

Думается, что такой подход является оправданным, поскольку ведет к процессуальной экономии в вопросе, который уже был до этого рассмотрен в судебном порядке, что полностью исключает повторное его рассмотрение.

Самый простой пример переквалификации сделки – это договор комиссии. По одному из дел налоговый орган объявил заключенный налогоплательщиком договор комиссии договором поставки (Постановление АСВСО от 29.05.2019 N Ф02-1926/2019 по делу N А19-18267/2018).

При рассмотрении спора суды поддержали налогоплательщика, подчеркнув, что налоговый орган должен не высказывать мнение о характере сделки, осуществляемой проверяемым лицом, а представить доказательства того, что комиссионер фактически осуществлял продажу товаров самостоятельно, а не по поручению комитента. Вместе с тем, таких доказательств налоговый орган в настоящем деле не представил.

Козлов С.Ю., адвокат МКА «Юлова и партнеры»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *