взяла старуха крылышко что такое крылышко

Взяла старуха крылышко что такое крылышко

Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на́ пол, по́ полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон;
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
У тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только заяц его и видел.

Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
У тебя, волка, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только волк его и видел.

Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть меня!»

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел.

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У медведя ушел,
У тебя, лиса, и подавно уйду!

«Какая славная песенка! — сказала лиса. — Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче». Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», — сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса — ам его! и скушала.

Жили-были дед да бабка.

Сидел как-то дед на печи, есть захотел, и говорит бабке:

— Испеки-ка, бабка, колобок!

А бабка ему и отвечает:

— Да ты что, старый! У нас уж, почитай, неделю муки нет!

— А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось, наберётся муки-то на колобок!

Вот пошла бабка — по сусекам поскребла, по амбару помела, да наскребла таки муки на колобок! Замесила тесто, истопила печку, испекла колобок. Получился колобок и пышен, и ароматен. Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно — и покатился себе по тропинке, да за околицу. Идёт гуляет, песни распевает, гусей да кур пугает:

— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл!

Встретился колобку заяц и говорит ему:

— Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!

А колобок ему в ответ:

— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл! А от тебя, заяц, и подавно уйду!

И покатился себе дальше.

Встретился колобку волк и говорит ему:

— Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!

А колобок ему в ответ:

— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от деда ушёл и от бабы ушёл! Я от зайца ушёл, а от тебя, волк, и подавно уйду!

И покатился себе дальше.

Встретился колобку медведь косолапый и говорит ему:

— Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!

А колобок ему в ответ:

— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл! Я от зайца ушёл, от волка ушёл, а от тебя, медведь, и подавно уйду!

И покатился себе дальше.

Встретилась колобку лиса и говорит ему:

— Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!

А колобок ей в ответ:

— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл! Я от зайца ушёл, от волка ушёл, от медведя ушёл, а от тебя, лиса, и подавно уйду!

— Ах, как славно ты поёшь! Да вот, плохо я слышать стала. Сядь ко мне на нос, да расскажи ещё разок!

Колобок обрадовался, что его послушали, прыгнул лисе на нос и запел:

— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён.

Но не успел он допеть, как лиса подбросила его носом, пасть раскрыла да и проглотила.

Источник

Поскрести по сусекам

(значение фразеологизма) — тщательно поискать.

Слово «сусек» уже вышло из употребления и осталось только в выражении «поскрести по сусекам». До начала 20 века, слово «сусек» часто применялось.

Например, знаменитая сказка «Колобок» начинается с того, что старуха поскребла по сусекам и наскребла немного муки, из которой и испекла колобок:

«Жил-был старик со старухою. Как-то старик попросил: «Испеки, старуха, колобок».

— «Из чего печь-то? Муки нету».

— «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.»

Примеры

«Из пыльных сусеков наскребывали остатки серой массы, бывшей когда-то мукой, сдабривали ее шелухой картофеля и делали из нее подобие кокурок»

«Справа стоят сусеки с золотом, слева стоят сусеки с серебром»

«Пошехонская старина» (1888 г.), гл. 7:

«. молотьба кончилась и сусеки, слава богу, доверху полны зерном.»

Пословицы со словом «сусек»

Не то хлеб, что в поле, а то, что в сусеке.

В сусек не пойдет, а в брюхо пойдет (не за один раз, исподволь).

Источник

Знакомые незнакомцы» (непонятные слова в тексте)

взяла старуха крылышко что такое крылышко. Смотреть фото взяла старуха крылышко что такое крылышко. Смотреть картинку взяла старуха крылышко что такое крылышко. Картинка про взяла старуха крылышко что такое крылышко. Фото взяла старуха крылышко что такое крылышко

Тема урока: «Знакомые незнакомцы» (непонятные слова в тексте).

1) учить замечать непонятные слова в тексте;

2) познакомить со способами толкования значения слов.

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

В путешествие пойдём.

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Ничего не пропускай.

II. Вступительная беседа.

— К нам в гости сегодня пришел необычный гость. Но пришел не просто так, а за помощью. Ребята, вы его видите? (Нет)

— А сейчас, чтобы колдовство исчезло:

Глазки дружно закрывайте.

Сказку в душу пропускайте.

Сказки любите, друзья?
Это замечательно!
Мы расскажем вам одну,
Слушайте внимательно!

Жили-были старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

-Ребята, кто заметил хотя бы одно незнакомое слово, непонятное? А кто – два? Три?

– Назовите эти слова. (Короб, сусек, крылышко, горсть.)

– А может быть, кто-нибудь объяснит нам, что значит «крылышком поскребла»?

– Вот видите, сколько в знакомой сказке незнакомых слов. И сегодня на уроке мы поговорим о «знакомых незнакомцах».

. Давайте рассмотрим рисунки на стр. 27, они нам помогут узнать, что это такое.

СУСЕК – ящик для ссыпки зерна;

КРЫЛЫШКО – здесь: отрезанное и засушенное гусиное крыло;

ГОРСТЬ – рука, сложенная так, что ею можно что-нибудь зачерпнуть.

Теперь мы можем лучше понять сказку. Нам стало ясно, что муки у старика со старухой было очень мало, почти совсем не было. Можно представить себе, как старуха взяла крылышко и стала мести короб, сусек, чтобы на скрести хоть немного муки.

– А вы можете показать руками, какой величины был, по-вашему, колобок?

– Да, наверное, маленький.

– Почему мы можем сказать, что слова короб, сусек, горсть – «знакомые незнакомцы»?

– Но всегда ли можно с помощью рисунка объяснить значение слова?

Послушайте строчки из стихотворения, которое называется «Тарарам»:

Говорят, что по утрам

В нашем доме – тарарам.

Отодвинули мы стулья,

Всё вверх дном перевернули –

Тарарама в доме нет!

– Что такое «тарарам»? Как вы понимаете значение этого слова? (Шум, суета, беспорядок.)

– Можно ли изобразить шум на рисунке? (Нет.)

– Наверное, очень сложно нарисовать так, чтобы стало понятно значение этого слова. Лучше объяснить его значение другими словами. Для этого существуют толковые словари.

– Почему они так называются?

(Объясняют, растолковывают значение слов.)

В его словаре тарарам – это шум, суета, беспорядок.

Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке. Итак, значение каждого слова разъясняется в словарной статье. Рисунок тоже помогает понять значение слова.

– Я думаю, вы поняли, что словарь – ваш помощник. Подружитесь с ним, и он поможет вам сделать вашу речь точной, богатой, выразительной.

VI. Риторические задания.

«Отгадай слово по его толкованию».

– Место, где готовят и продают лекарства. (Аптека.)

– Детеныш собаки. (Щенок.)

– Фрукты, ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)

– Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж.)

– Лиственное дерево с белой корой. (Береза.)

– Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд.)

-Давайте поиграем в словарную игру «Найди непонятное слово». Я дам вам отрывки из известных детских книг, а вы будете называть слова, значение которых вы не знаете. Может быть и так, что слово вам знакомо, но точно объяснить вы не можете. Будьте внимательны!

И скорее со всех ног

Только хвостиком махнула.

А за нею каракатица –

«Девочка с голубыми волосами подошла к двери чулана:

— Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь наконец?

Он был очень сердит, к тому же у него совсем другое было на уме.

— Очень нужно мне раскаиваться! Не дождетесь..»

Ты чернее трубочиста,

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса….

Вот по сказкам мы гуляли.

И, конечно же, устали.

Мы немного отдохнём,

Физминутку мы начнем.

Ребята, а вы можете показать как я укатился от бабушки?

А кого я встретил в лесу? (Зайца) А покажите как заяц прыгает?

А еще кого? (волка) А как волк бегает?

(Медведя)Как медведь ходит? (Лису) Как лиса ходит?

А от кого в лесу вы постоянно отмахиваетесь? (Комаров) Изобразите их.

Колобку очень понравилось слово «каракатица» и он придумал с этим словом скороговорку.

Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице…

Ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.

— Колобку очень понравилась у нас. И он нас пока не отпускает. Колобок составил кроссворд и предлагает нам разгадать его.

1. Торговец; в «Сказке о царе Салтане» эти торговцы на кораблях приплыли к царю Гвидону.

2. Плетёная обувь из лыка (коры); герои многих народных сказок носили такую обувь.

3. Этот предмет уплртребляется для стирки белья; в «Ск4азке о рыбаке и рыбке» он есть в хозяйстве старухи.

4. Мастеровой, который ковал железо; этол он сковал тоненький голосок злому волку, которым тот обманул козлят в скзке «Волк и семеро козлят».

5. Домик; в одной сказке в нём жили сразу мышка –норушка, лягушка –квакушка и другие звери.

6. Круглый хлеб; на дне рождения дети часто поют про него песенку, показывая размеры и величину этого хлеба.

— Понравилось отгадывать кроссворд? Это не только интересно, но и полезно: помогает определять и уточнять значение слов.

– Итак, сегодня мы говорили о словах, которые мы как будто знаем, слышали, но не всегда понимаем, что они означают. Мы называем их «знакомые незнакомцы».

– Зачем же надо обращать внимание на эти слова?

— Точное значение слова нам нужно знать для того, чтобы правильно понимать прочитанное, точно выражать свои мысли. Услышав новое для себя слово, незнакомое, непонятное, попросите старших объяснить его значение или загляните в словарь. Только хорошо зная значение слова, вы сможете правильно его употребить в речи.

Подведение итогов, рефлексия.

— Что вам больше всего понравилось? Что нового узнали? Что вызвало затруднение?

— Оцените свою деятельность на уроке, произносите фразу под выбранным кружком.

Источник

Научный анализ. Колобок 1

Все мы в детстве любили сказки, а многие из нас, как известно, родились, чтоб сделать их былью. Возьмем, например, ситуацию в которой некий учёный-колобковед проводит системное изучение любимого всеми детьми героя.

Научный анализ сказки «Колобок»

Предлагаем Вашему рассмотрению научный анализ русской народной сказки «Колобок». Для начала необходимо определится с собственно понятием «сказка». Что это такое?
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора, включающий в себя разно жанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказка «Колобок» наиболее известна в пересказе Алексея Николаевича Толстого, русского советского писателя и общественного деятеля из рода графов Толстых, автора социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений; члена комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков, лауреата трёх Сталинских премий первой степени.
Кто же, вернее, что же такое «Колобок»?
Колобок — персонаж одноимённой народной сказки, изображаемый в виде небольшого пшеничного хлеба шарообразной формы. И ключевым моментом в данном определении является именно шарообразность колобка. Ведь шар — геометрическое тело; совокупность всех точек пространства, находящихся от центра на расстоянии, не больше заданного. Это расстояние называется радиусом шара(r). Шар образуется вращением полукруга около его неподвижного диаметра. Этот диаметр называется осью шара, а оба конца указанного диаметра — полюсами шара. Поверхность шара называется сферой. Рассмотрим формулы основных критериев шара: площади сферы (S) и объёма (V):

Соотношение же объема и площади шара даёт нам следующее:

Что говорит о том, что шар есть оптимальное геометрическое тело, имеющее минимальную площадь поверхности при максимальном объёме. Это немаловажно, если мы вспомним, кто были создатели Колобка.
А ими были бабушка и дедушка. Пожилые люди в возрасте дожития с небольшим доходом. Ведь из чего был cделан колобок? Обратимся к тексту: «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две». То есть колобок изготовили практически из отходов. О чём это говорит? Это говорит о том, что наши далёкие предки эмпирическим путём пришли к оптимизации расходов для достижения максимального эффекта.
Что же касается дальнейшего развития сюжета, то он далёк от реальности. Технология изготовления Колобка тех времён не позволяла создать идеальный шар, а дорожное покрытие не позволило бы его свободному качению, тем более без внешних динамических и кинематических воздействий. Значит, предполагать то, что Колобок далеко укатился – не более, чем утопия.

Кто же остальные персонажи сказки? Это всё представители фауны, классифицированные Карлом Линнеем, как млекопитающие или животные, обитающие в одном географическом ареале. Определяем, как аксиому тот факт, что колобок – неосуществлённый продукт питания, а животные не имеют развитого речевого аппарата и издают звуки лишь для проявления инстинктов. Поэтому диалоги между ними невозможны.
Коснемся и определения «собеседников» колобка, принимая во внимание факт их проживания в естественных условиях дикой природы.

Заяц-беляк или беляк (лат. Lepus timidus) — млекопитающее рода зайцев отряда зайцеобразных. Обычное животное севера Евразии. Но заяц – грызун и питается корой, корнеплодами и злакам, а не кулинарной выпечкой

Волк, или серый волк, или обыкновенный волк (лат. Canis lupus) — вид хищных млекопитающих из семейства псовых.

Медведь (лат. Ursidae) — представитель семейства медвежьих, отряда хищных. Отличаются от других псообразных более коренастым телосложением.
Ни медведь, ни волк в лесу не станут питаться хлебом при наличии другой пищи.

Лиса;, или лиси;ца (лат. Vulpes)— общее название нескольких видов млекопитающих семейства псовых. Этот зверь, хоть и принадлежит к хищникам, но из-за небольших габаритов и при конкуренции с более крупными представителями отряда хищных, может не побрезговать и хлебом.

Это лишний раз доказывает то, что люди издревле изучали повадки диких животных.
В заключении хочу сказать, что приведённый краткий анализ говорит о том, что произведение «Колобок», не смотря на сказочность сюжета, имеет научно-практическое обоснование.
Необходимо отметить, что при современной глобализации общества, развитии науки и техники появление таких сказок, как «Колобок» стало невозможным.

Но возможны различные толкования этой сказки представителями различных слоёв общества и разных профессий.
Итак, как бы рассказал о Колобке представитель криминального мира своему товарищу или, не побоюсь этого слова, «корешу».

Источник

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Рубрики

Постоянные читатели

Трансляции

Статистика

Расшифровка древнего значения русской сказки о колобке(семитское «каббала»)

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на? пол, по? полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон.
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
У тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только заяц его и видел.
Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
У тебя, волка, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только волк его и видел.
Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть меня!»

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел.
Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У медведя ушел,
У тебя, лиса, и подавно уйду!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *