взяла старуха крылышко что такое крылышко
Взяла старуха крылышко что такое крылышко
Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется».
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на́ пол, по́ полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон;
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
У тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только заяц его и видел.
Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
У тебя, волка, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только волк его и видел.
Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть меня!»
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У тебя, медведь, не хитро уйти!
И опять укатился; только медведь его и видел.
Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У медведя ушел,
У тебя, лиса, и подавно уйду!
«Какая славная песенка! — сказала лиса. — Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче». Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», — сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса — ам его! и скушала.
Жили-были дед да бабка.
Сидел как-то дед на печи, есть захотел, и говорит бабке:
— Испеки-ка, бабка, колобок!
А бабка ему и отвечает:
— Да ты что, старый! У нас уж, почитай, неделю муки нет!
— А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось, наберётся муки-то на колобок!
Вот пошла бабка — по сусекам поскребла, по амбару помела, да наскребла таки муки на колобок! Замесила тесто, истопила печку, испекла колобок. Получился колобок и пышен, и ароматен. Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно — и покатился себе по тропинке, да за околицу. Идёт гуляет, песни распевает, гусей да кур пугает:
— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл!
Встретился колобку заяц и говорит ему:
— Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!
А колобок ему в ответ:
— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл! А от тебя, заяц, и подавно уйду!
И покатился себе дальше.
Встретился колобку волк и говорит ему:
— Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!
А колобок ему в ответ:
— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от деда ушёл и от бабы ушёл! Я от зайца ушёл, а от тебя, волк, и подавно уйду!
И покатился себе дальше.
Встретился колобку медведь косолапый и говорит ему:
— Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!
А колобок ему в ответ:
— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл! Я от зайца ушёл, от волка ушёл, а от тебя, медведь, и подавно уйду!
И покатился себе дальше.
Встретилась колобку лиса и говорит ему:
— Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!
А колобок ей в ответ:
— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл! Я от зайца ушёл, от волка ушёл, от медведя ушёл, а от тебя, лиса, и подавно уйду!
— Ах, как славно ты поёшь! Да вот, плохо я слышать стала. Сядь ко мне на нос, да расскажи ещё разок!
Колобок обрадовался, что его послушали, прыгнул лисе на нос и запел:
— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён.
Но не успел он допеть, как лиса подбросила его носом, пасть раскрыла да и проглотила.
Поскрести по сусекам
(значение фразеологизма) — тщательно поискать.
Слово «сусек» уже вышло из употребления и осталось только в выражении «поскрести по сусекам». До начала 20 века, слово «сусек» часто применялось.
Например, знаменитая сказка «Колобок» начинается с того, что старуха поскребла по сусекам и наскребла немного муки, из которой и испекла колобок:
«Жил-был старик со старухою. Как-то старик попросил: «Испеки, старуха, колобок».
— «Из чего печь-то? Муки нету».
— «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется».
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.»
Примеры
«Из пыльных сусеков наскребывали остатки серой массы, бывшей когда-то мукой, сдабривали ее шелухой картофеля и делали из нее подобие кокурок»
«Справа стоят сусеки с золотом, слева стоят сусеки с серебром»
«Пошехонская старина» (1888 г.), гл. 7:
«. молотьба кончилась и сусеки, слава богу, доверху полны зерном.»
Пословицы со словом «сусек»
Не то хлеб, что в поле, а то, что в сусеке.
В сусек не пойдет, а в брюхо пойдет (не за один раз, исподволь).
Знакомые незнакомцы» (непонятные слова в тексте)
Тема урока: «Знакомые незнакомцы» (непонятные слова в тексте).
1) учить замечать непонятные слова в тексте;
2) познакомить со способами толкования значения слов.
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Ничего не пропускай.
II. Вступительная беседа.
— К нам в гости сегодня пришел необычный гость. Но пришел не просто так, а за помощью. Ребята, вы его видите? (Нет)
— А сейчас, чтобы колдовство исчезло:
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
Сказки любите, друзья?
Это замечательно!
Мы расскажем вам одну,
Слушайте внимательно!
Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
-Ребята, кто заметил хотя бы одно незнакомое слово, непонятное? А кто – два? Три?
– Назовите эти слова. (Короб, сусек, крылышко, горсть.)
– А может быть, кто-нибудь объяснит нам, что значит «крылышком поскребла»?
– Вот видите, сколько в знакомой сказке незнакомых слов. И сегодня на уроке мы поговорим о «знакомых незнакомцах».
. Давайте рассмотрим рисунки на стр. 27, они нам помогут узнать, что это такое.
СУСЕК – ящик для ссыпки зерна;
КРЫЛЫШКО – здесь: отрезанное и засушенное гусиное крыло;
ГОРСТЬ – рука, сложенная так, что ею можно что-нибудь зачерпнуть.
Теперь мы можем лучше понять сказку. Нам стало ясно, что муки у старика со старухой было очень мало, почти совсем не было. Можно представить себе, как старуха взяла крылышко и стала мести короб, сусек, чтобы на скрести хоть немного муки.
– А вы можете показать руками, какой величины был, по-вашему, колобок?
– Да, наверное, маленький.
– Почему мы можем сказать, что слова короб, сусек, горсть – «знакомые незнакомцы»?
– Но всегда ли можно с помощью рисунка объяснить значение слова?
Послушайте строчки из стихотворения, которое называется «Тарарам»:
Говорят, что по утрам
В нашем доме – тарарам.
Отодвинули мы стулья,
Всё вверх дном перевернули –
Тарарама в доме нет!
– Что такое «тарарам»? Как вы понимаете значение этого слова? (Шум, суета, беспорядок.)
– Можно ли изобразить шум на рисунке? (Нет.)
– Наверное, очень сложно нарисовать так, чтобы стало понятно значение этого слова. Лучше объяснить его значение другими словами. Для этого существуют толковые словари.
– Почему они так называются?
(Объясняют, растолковывают значение слов.)
В его словаре тарарам – это шум, суета, беспорядок.
Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке. Итак, значение каждого слова разъясняется в словарной статье. Рисунок тоже помогает понять значение слова.
– Я думаю, вы поняли, что словарь – ваш помощник. Подружитесь с ним, и он поможет вам сделать вашу речь точной, богатой, выразительной.
VI. Риторические задания.
«Отгадай слово по его толкованию».
– Место, где готовят и продают лекарства. (Аптека.)
– Детеныш собаки. (Щенок.)
– Фрукты, ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)
– Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж.)
– Лиственное дерево с белой корой. (Береза.)
– Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд.)
-Давайте поиграем в словарную игру «Найди непонятное слово». Я дам вам отрывки из известных детских книг, а вы будете называть слова, значение которых вы не знаете. Может быть и так, что слово вам знакомо, но точно объяснить вы не можете. Будьте внимательны!
И скорее со всех ног
Только хвостиком махнула.
А за нею каракатица –
«Девочка с голубыми волосами подошла к двери чулана:
— Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь наконец?
Он был очень сердит, к тому же у него совсем другое было на уме.
— Очень нужно мне раскаиваться! Не дождетесь..»
Ты чернее трубочиста,
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса….
Вот по сказкам мы гуляли.
И, конечно же, устали.
Мы немного отдохнём,
Физминутку мы начнем.
Ребята, а вы можете показать как я укатился от бабушки?
А кого я встретил в лесу? (Зайца) А покажите как заяц прыгает?
А еще кого? (волка) А как волк бегает?
(Медведя)Как медведь ходит? (Лису) Как лиса ходит?
А от кого в лесу вы постоянно отмахиваетесь? (Комаров) Изобразите их.
— Колобку очень понравилось слово «каракатица» и он придумал с этим словом скороговорку.
Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице…
Ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.
— Колобку очень понравилась у нас. И он нас пока не отпускает. Колобок составил кроссворд и предлагает нам разгадать его.
1. Торговец; в «Сказке о царе Салтане» эти торговцы на кораблях приплыли к царю Гвидону.
2. Плетёная обувь из лыка (коры); герои многих народных сказок носили такую обувь.
3. Этот предмет уплртребляется для стирки белья; в «Ск4азке о рыбаке и рыбке» он есть в хозяйстве старухи.
4. Мастеровой, который ковал железо; этол он сковал тоненький голосок злому волку, которым тот обманул козлят в скзке «Волк и семеро козлят».
5. Домик; в одной сказке в нём жили сразу мышка –норушка, лягушка –квакушка и другие звери.
6. Круглый хлеб; на дне рождения дети часто поют про него песенку, показывая размеры и величину этого хлеба.
— Понравилось отгадывать кроссворд? Это не только интересно, но и полезно: помогает определять и уточнять значение слов.
– Итак, сегодня мы говорили о словах, которые мы как будто знаем, слышали, но не всегда понимаем, что они означают. Мы называем их «знакомые незнакомцы».
– Зачем же надо обращать внимание на эти слова?
— Точное значение слова нам нужно знать для того, чтобы правильно понимать прочитанное, точно выражать свои мысли. Услышав новое для себя слово, незнакомое, непонятное, попросите старших объяснить его значение или загляните в словарь. Только хорошо зная значение слова, вы сможете правильно его употребить в речи.
Подведение итогов, рефлексия.
— Что вам больше всего понравилось? Что нового узнали? Что вызвало затруднение?
— Оцените свою деятельность на уроке, произносите фразу под выбранным кружком.
Научный анализ. Колобок 1
Все мы в детстве любили сказки, а многие из нас, как известно, родились, чтоб сделать их былью. Возьмем, например, ситуацию в которой некий учёный-колобковед проводит системное изучение любимого всеми детьми героя.
Научный анализ сказки «Колобок»
Предлагаем Вашему рассмотрению научный анализ русской народной сказки «Колобок». Для начала необходимо определится с собственно понятием «сказка». Что это такое?
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора, включающий в себя разно жанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказка «Колобок» наиболее известна в пересказе Алексея Николаевича Толстого, русского советского писателя и общественного деятеля из рода графов Толстых, автора социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений; члена комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков, лауреата трёх Сталинских премий первой степени.
Кто же, вернее, что же такое «Колобок»?
Колобок — персонаж одноимённой народной сказки, изображаемый в виде небольшого пшеничного хлеба шарообразной формы. И ключевым моментом в данном определении является именно шарообразность колобка. Ведь шар — геометрическое тело; совокупность всех точек пространства, находящихся от центра на расстоянии, не больше заданного. Это расстояние называется радиусом шара(r). Шар образуется вращением полукруга около его неподвижного диаметра. Этот диаметр называется осью шара, а оба конца указанного диаметра — полюсами шара. Поверхность шара называется сферой. Рассмотрим формулы основных критериев шара: площади сферы (S) и объёма (V):
Соотношение же объема и площади шара даёт нам следующее:
Что говорит о том, что шар есть оптимальное геометрическое тело, имеющее минимальную площадь поверхности при максимальном объёме. Это немаловажно, если мы вспомним, кто были создатели Колобка.
А ими были бабушка и дедушка. Пожилые люди в возрасте дожития с небольшим доходом. Ведь из чего был cделан колобок? Обратимся к тексту: «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две». То есть колобок изготовили практически из отходов. О чём это говорит? Это говорит о том, что наши далёкие предки эмпирическим путём пришли к оптимизации расходов для достижения максимального эффекта.
Что же касается дальнейшего развития сюжета, то он далёк от реальности. Технология изготовления Колобка тех времён не позволяла создать идеальный шар, а дорожное покрытие не позволило бы его свободному качению, тем более без внешних динамических и кинематических воздействий. Значит, предполагать то, что Колобок далеко укатился – не более, чем утопия.
Кто же остальные персонажи сказки? Это всё представители фауны, классифицированные Карлом Линнеем, как млекопитающие или животные, обитающие в одном географическом ареале. Определяем, как аксиому тот факт, что колобок – неосуществлённый продукт питания, а животные не имеют развитого речевого аппарата и издают звуки лишь для проявления инстинктов. Поэтому диалоги между ними невозможны.
Коснемся и определения «собеседников» колобка, принимая во внимание факт их проживания в естественных условиях дикой природы.
Заяц-беляк или беляк (лат. Lepus timidus) — млекопитающее рода зайцев отряда зайцеобразных. Обычное животное севера Евразии. Но заяц – грызун и питается корой, корнеплодами и злакам, а не кулинарной выпечкой
Волк, или серый волк, или обыкновенный волк (лат. Canis lupus) — вид хищных млекопитающих из семейства псовых.
Медведь (лат. Ursidae) — представитель семейства медвежьих, отряда хищных. Отличаются от других псообразных более коренастым телосложением.
Ни медведь, ни волк в лесу не станут питаться хлебом при наличии другой пищи.
Лиса;, или лиси;ца (лат. Vulpes)— общее название нескольких видов млекопитающих семейства псовых. Этот зверь, хоть и принадлежит к хищникам, но из-за небольших габаритов и при конкуренции с более крупными представителями отряда хищных, может не побрезговать и хлебом.
Это лишний раз доказывает то, что люди издревле изучали повадки диких животных.
В заключении хочу сказать, что приведённый краткий анализ говорит о том, что произведение «Колобок», не смотря на сказочность сюжета, имеет научно-практическое обоснование.
Необходимо отметить, что при современной глобализации общества, развитии науки и техники появление таких сказок, как «Колобок» стало невозможным.
Но возможны различные толкования этой сказки представителями различных слоёв общества и разных профессий.
Итак, как бы рассказал о Колобке представитель криминального мира своему товарищу или, не побоюсь этого слова, «корешу».
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Рубрики
—Постоянные читатели
—Трансляции
—Статистика
Расшифровка древнего значения русской сказки о колобке(семитское «каббала»)
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на? пол, по? полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон.
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
У тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только заяц его и видел.
Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
У тебя, волка, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только волк его и видел.
Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть меня!»
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У тебя, медведь, не хитро уйти!
И опять укатился; только медведь его и видел.
Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У медведя ушел,
У тебя, лиса, и подавно уйду!