взаимодополняемые экономические блага это такие блага

Взаимозаменяемость взаимодополняемость экономических благ. Редкость экономических благ

взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть картинку взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Картинка про взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть картинку взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Картинка про взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть картинку взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Картинка про взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть картинку взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Картинка про взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага

взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть картинку взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Картинка про взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага

взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть картинку взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Картинка про взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага

Взаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности только в комплексе друг с другом.

Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами.

Потребитель часто находится перед выбором: приобрести этот товар или вместо него другой? Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми (как и взаимодополняемыми) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластмассовые и т.д.

Взаимозаменяемые блага иначе можно назвать благами-заменителями или субститутами.

По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, я могу позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом могу выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая.

Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор.

Редкость — характеристика экономических благ, которая отражает ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

Большую ценность имеют те блага, которые ограничены, сравнительно с потребностями в них людей. Например, вода имеет большую полезность для человека, чем бриллианты. Но воды достаточно, а бриллиантов мало. Поэтому бриллианты, полезность которых намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей людей (без них можно вообще обойтись), оцениваются ими дороже, чем вода.

Источник

Вопрос 1. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

Тема 1.3 Производственные возможности общества.

Вопрос 1. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

Вопрос 2. Кругообороты благ и доходов.

Вопрос 3. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).

Вопрос 1. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

Необходимость постоянно удовлетворять потребности — свойство человеческого об­щества, каждого человека. Потребности многообразны. Их можно классифициро­вать по различным критериям:

— потребности в средствах существования, т.е. благах, удовле­творяющих жизненно важные потребности людей (еда, одежда, жилье и т. д.);

— потребности в социально-культурных средствах жизни человека (образование, культура, досуг и т. д.);

— потребности в средствах деятельности (предметы для произ­водства товаров, услуг и т. д.);

— потребности в удовлетворении социально-престижных благ (туристические услуги, предметы роскоши и т. д.).

Возможны и другие классификации потребностей: по виду удовлетворе­ния (индивидуальное, коллективное); по альтернативности удовлетворения по­требностей и т. д.

С точки зрения экономики особенно важно отметить принципиальное свойство динамики потребностей — с развитием общества происходит возраста­ние и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количе­ству. Появляются не только новые потребности, но и отмирают старые, изменя­ется соотношение между видами потребностей и т. д. Это находит выражение в законе возвышения потребностей.

Возрастание потребностей и их изменение создает сильнейший побуди­тельный мотив для создания благ, т.е. предметов, предназначенных для удовле­творения потребностей людей. В качестве благ могут выступать вещи, имеющие предметную материальную форму (предметы питания, одежда и т. д.), услуги (парикмахерских, транспорта, телевидения и т. д.), а также сами свойства вещей и услуг. В силу сложной структуры и многообразия потребностей неизбежна дифференциация благ по их вещественным качественным характеристикам и многообразию свойств.

Хотя потребности непосредственно удовлетворяются как созданными человеком, так и дарованными природой благами, однако, возможности для по­стоянного удовлетворения потребностей создаются лишь благодаря наличию у страны, общества, отдельных людей ресурсов.

Ресурсы — это имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Ресурсы многообразны и могут быть классифи­цированы по-разному:

— природные, т.е. имеющиеся у общества запасы полезных ископае­мых, естественных условий жизни (благоприятные условия для сельского хозяй­ства, выгодное географическое положение);

— созданные и накопленные предыдущими поколения­ми для производственной деятельности и потребления, т.е. имеющиеся предприятия, транспортные системы, жилые дома и т. д.;

— людские — с их опытом, квалификацией, уровнем образования, а также предпринимательскими способностями;

— денежные, золотовалютные и др.

Возможны и другие классификации ресурсов. Например, по альтерна­тивности возможностей их использования, взаимозаменяемости, исчерпаемости и неисчерпаемости в данный период времени и т. д. Однако, независимо от ти­па классификации, все ресурсы имеют общее — они характеризуют исходную и основную предпосылку экономической деятельности: наличие ресурсов необхо­димого качества и многообразия — исходное условие для создания благ и, сле­довательно, удовлетворения потребностей.

Любой человек или группа людей являются владельцами определенных материальных или нематериальных благ. Блага, в данном понимании, – это все, в чем может нуждаться человек для удовлетворения своих потребностей. К ним относятся не только вещи, но и разного рода услуг. Виды благ, как их классифицирует современная наука, представлены на рис. 1.1.

взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть картинку взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Картинка про взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага

Человек получает от природы массу благ, необходимых для своей жизнедеятельности: воду, воздух, землю, полезные ископаемые и др. Их называют природными. Однако сейчас люди ограничивают себя лишь чистыми природными ресурсами. Мы трансформируем их в производственные блага. Большинство вещей, окружающихнас в повседневной жизни, относятся именно к этому типу благ: мебель, компьютеры, книги, хлеб и т.д.

Одна и та же вещь может использоваться по-разному. Телефон, установленный на рабочем месте в фирме, используется сотрудником для выполнения своих должностных обязанностей. Поскольку эти обязанности являются частью общего процесса функционирования организации, то можно сказать, что этот телефон фактически используется для создания других благ. Он является примером инвестиционных благ. Если такой же аппарат установлен дома для личного пользования, то он не создает другие блага и является потребительским благом.

Некоторые блага могут использоваться сразу большой группой людей или даже обществом в целом. К примеру, парковые территории, общественный транспорт, телевидение, дороги. Все эти блага называют общественными. В противоположность им, те вещи, которые используются одним лицом или небольшой группой (семья, фирма), получили название частных благ. Это могут быть сотовые телефоны, одежда, предметы домашнего интерьера.

В основу классификации благ положены два критерия (рис. 13.1).

В соответствии с указанными критериями блага делятся на чистые и общественные.

Чистое частное благо — благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу (избирательное и исключаемое). Чистое общественное благо — благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным в потреблении сообща (неизбирательное и неисключаемое).

Спрос на общественное благо определяется уровнем его предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне цены.

взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть картинку взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Картинка про взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага

Рис. 13.1. Классификация общественных благ

• объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объемов опросов для каждой цены;

• при спросе на чистое общественное благо цена, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага, не является переменной величиной.

Эффективным является тот объем чистого общественного блага, при котором предельные общественные выгоды от потребления равны предельным издержкам его производства.

В случае с общественными благами пользователи знают, что получение ими выгод возможно и без участия в возмещении издержек по его производству, так как при предоставлении блага кому-либо не препятствует его потребление другим бесплатно.

Проблема «безбилетника» — склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или, по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие.

Возможности рынка в предоставлении общественных благ — это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства, в тех случаях, когда возникающие при потреблении положительные внешние эффекты не поддаются интер-нализации, предоставление подобных общественных благ1 может быть обеспечено только государством (табл. 13.1).

Таблица 13.1 Способы предоставления общественных благ

Способ| Характеристика
Предоставление общественных благ посредством рынка
Исключение «безбилетников»Ограничение доступа к потреблению блага: подключение ценового механизма (введение абонентской платы за подключение к кабельному телевидению, компьютерным сетям); введение платы в отношении перегружаемых благ (платные автострады); заключение частных контрактов (взносы на благоустройство дома в рамках организованного товарищества); создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней (бассейны, площадки для гольфа, тенниса)
Взаимообусловленное финансированиеУвязывание предоставления потребителю обладающего не-исключаемостью блага с исключаемым благом — продажа в едином пакете (финансирование общественного радио- и телевещания путем включения определенной наценки в цену радио- и телеаппаратуры) Продажа побочных продуктов (плата, взимаемая за рекламные щиты вдоль дорог — для финансирования транспортной инфраструктуры)
СубсидированиеДобровольные пожертвования (финансирование частными организациями программ охраны окружающей среды и защиты животных)
Предоставление общественных благ государством
Непосредствен ное производство благаНациональная оборона, пожарная охрана
Финансирование производимых частным сектором общественных благНекоторые виды медицинской помощи, уборка мусора и др.
Производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метод решения проблемы «безбилетника»

Те блага, запасы которых могут быть пополнены с участием человека, называются воспроизводимыми. Бумага, ткань, пища являются примерами такого рода благ. Они постоянно производятся и служат для потребления. Многие природные ресурсы также используются человеком, но он не в состоянии восполнить их запасы в природе: нефть, природный газ, уголь, золото. Это примеры невоспроизводимых благ.

Воздух, вода постоянно потребляются человеком в больших количествах, но их запасы на Земле не иссякают. Эти вещи относятся к свободным благам. Однако большинство ресурсов все-таки ограничено (территория Земли, любая бытовая материальная продукция, недвижимость). Таким образом, основная масса благ относится к классу ограниченных. Вещи, относящиеся к этому типу, характеризуются своей редкостью и недостаточностью. Редкость подразумевает общее доступное количество блага. Например, алмазы являются достаточно редким благом, что обусловливает их высокую стоимость. Между тем, древесина встречается гораздо чаще. Недостаточность блага – это соотношение между запасами блага и потребностью в нем. К примеру, в поселениях в пустыне могут существовать проблемы с нехватки воды. Тогда возникает необходимость выбора между направлениями использования.

Рассмотренная выше классификация характеризует, в большей мере, материальные блага, т.е. те, которые имеют физическую форму и осязаемы. Однако в современном обществе все больший вес приобретают нематериальные блага, которые, несмотря на отсутствие физического воплощения, имеют определенную ценность. К ним можно отнести труд, информацию и услуги (см. рис. 1.2).

взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Смотреть картинку взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Картинка про взаимодополняемые экономические блага это такие блага. Фото взаимодополняемые экономические блага это такие блага

Труд – это все действия человека, направленные на создание новых благ, т.е. без применения труда ни одна вещь не может быть создана. В связи с этим, труд имеет свою ценность, выражаемую в заработной плате.

Информация также играет важную роль в создании благ и удовлетворении потребностей человека. Без системы знаний невозможно не только двигаться вперед, но и вообще осуществлять какие-либо действия. Информация, как правило, находится на материальном носителе, но сама по себе она нематериальна. Сейчас человечество вошло в информационную эпоху, в связи с чем информация приобретает все большую ценность и стоимость. Некоторые сведения могут стоить их приобретателю намного дороже, чем материальные объекты.

Услуги – это прямые действия, направленные на удовлетворение потребностей человека или фирмы, которые не создают новые товары, но изменяют некоторые качества уже существующих. Услуги неосязаемы и неотделимы от процесса удовлетворения потребностей, они производятся и потребляются в одно и тоже время, поэтому их нельзя хранить. (Химчистка не изменяет фасон или материал, из которого сшито пальто, но изменяет качество уже изготовленного блага, грязное превращает в чистое, удовлетворяет потребности граждан.). Услуги, как и товары, являются объектами сделок купли-продажи.

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ (ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ) БЛАГА (КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ БЛАГА) [complements] — товары, которые в совокупности удовлетворяют одну и ту же потребность (напр., фотоаппараты и химикалии для фотолюбителей, сосиски и горчица, автомобили и шины и т. д.). Снижение цен на первые из названных пар товаров, приводя к расширению их продажи, увеличивает спрос и на вторые.

В экономическую теорию концепцию комплиментарности благ ввел К. Менгер. Например, для производства стали необходимы руда, топливо и соответствующее оборудование. Эти блага являются комплиментарными (взаимодополняющими). В то же время, руда, мука и мебель в настоящий момент не находят путей применения для создания других благ. Т.е. эти блага некомплиментарны. Если в какой-либо момент времени будет найдено применение такому набору вещей для единых производственных целей, то они станут комплиментарными.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ БЛАГА (СУБСТИТУТЫ) [substitutes, fungibles] — товары, которые служат однородным целям (т. е. покупателю безразлично, какой из них выбрать). Взаимозаменяемость почти никогда не бывает абсолютной. Примерами взаимозаменяемости могут служить велосипеды и мотоциклы, куры и индейки, пирожные и шоколад и т. д. Здесь важна связь между ценой на один товар и спросом на другой: если снизится цена на один товар, то спрос на другой уменьшится, и наоборот. Поэтому перекрестный коэффициент эластичности для таких товаров больше нуля.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ — товары, способные в определенной степени заменять друг друга благодаря тому, что выполняют аналогичные функции, удовлетворяют те же потребности. Например, мясо как продукт питания можно заменить рыбой или грибами, фрукты — ягодами, одни виды одежды — другими. При повышении цены на один из таких товаров растет спрос на другой, заменяющий его товар. Синоним — субституты.

Источник

Взаимодополняемые экономические блага это такие блага

Мы знаем, что экономика – это наука о выборе. Пришло время уточнить данное определение. Экономика – это наука о рациональном выборе в мире, где потребности людей выше возможностей по их удовлетворению. Это определение поможет рассмотреть причины, заставляющие нас осуществлять выбор – не самый, кстати сказать, приятный процесс. Кроме того, оно поможет нам освоить базовые экономические термины, без которых наш разговор об экономике обречен на взаимное недопонимание.

Потребности. Мотивы. Цели

Поскольку экономика придает особое значение анализу стимулов, экономисту важно понимать, что такое потребности, желания и цели. Потребности – это психофизиологическое ощущение человеком недостатка в чем-либо. Мы ощущаем голод, жажду, половое влечение и т. д. – все это потребности.

Американский психолог А. Маслоу обобщил потребности в иерархической системе, названной в его честь пирамидой Маслоу.

Согласно теории мотивации Выготского иерархия потребностей не такая жесткая и необязательно полностью удовлетворить предыдущую потребность, чтобы перейти к удовлетворению следующей. Удовлетворение потребностей разных уровней происходит не постепенно, а параллельно и независимо друг от друга.

Российский психофизиолог Павел Васильевич Симонов указывал на то, что потребности – это врожденно заданные поведенческие программы, за которые отвечают специализированные нейронные сети. Существуют области мозга, отвечающие за потребности. Если эти зоны повредить, потребности исчезают. Если активировать, потребности растут. Он предлагает при классификации потребностей отталкиваться от существующих нейросетей. Появляется еще одна классификация потребностей.

Задача. Должен ли производитель ориентироваться на потребности потребителя. Ответ по ссылке.

Ощущение потребности не означает возникновения четкого образа объекта, с помощью которого потребность можно удовлетворить. Возникновение потребности лишь запускает поисковую активность: что сделать, чтобы удовлетворить потребность, чтобы устранить ощущение неудовлетворенности? В ходе поисковой активности возникают мотивы, сужающие поисковую деятельность до определенного объекта.

Мотив – это конкретизированный объект, который согласно представлениям данного человека способен удовлетворить потребность. Мотив – это то, чего хочется. Поскольку голод удовлетворяется посредством пищи, потребность «голод» конкретизируется в мотив – получить пищу. Потребность «жажда» конкретизируется в мотив – получить питье и т. д.

В психологии личности разделяют три основные группы мотивов:

Хитрость в том, что могут существовать различные варианты конкретизации одной и той же потребности. Например, потребность «голод» может конкретизироваться в мотиве «поесть» или в мотиве «покурить» в зависимости от того, как мы исходя из нашего опыта представляем себе механизм удовлетворения потребности. Потребность в признании может конкретизироваться через мотив – стать умным или же через мотив – стать богатым. Разберитесь в мотивах, и вы сможете управлять людьми.

Когда американская ассоциация пенсионеров обратилась к юристам с просьбой о снижении оплаты юридических услуг для нуждающихся пенсионеров, юристы ответили отказом. Денежный мотив конкретизирует не только удовлетворение физиологических потребностей, но и, например, потребности в признании. Мне хорошо платят, значит, я – хороший специалист, моя работа необходима. Снижение оплаты снижает самооценку работника. Однако те же юристы согласились обслуживать пенсионеров бесплатно. Изменились мотивы. Бесплатная деятельность способствовала реализации потребностей в принадлежности и признании. Нередко люди «филонят» за деньги, но не жалеют здоровья, работая за переходящее красное знамя.

Когда мы осознаем и конкретизируем наши мотивы, они трансформируются в цели. Если в мотивах мы обычно не отдаем себе отчета, то цель всегда сознательна. При этом, когда перед нами появляется цель, мы не только ее осознаем, представляем ее конкретный объект, средства и результаты ее достижения, но и хотим ее достичь.

Цель – это осознанный сформированный образ желаемого результата. Цель нашего похода в ресторан – не просто поесть. Мы же не заказываем в ресторане «килограмм мужской еды», а заказываем котлету по-киевски и гарнир из картофеля с кунжутом. Потребность – голод, мотив – поесть, цель – котлета по-киевски. Действия побуждаются мотивом, но направлены на цель. Правильно поставленная цель в значительной степени определяет алгоритм действий, направленных на ее достижение, и является необходимым условием эффективной деятельности. Действие – процесс, подчиненный сознательной цели.

В западной традиции менеджмента цель – это некий конкретный, конечный результат, которого мы стремимся добиться.

Мы можем влиять на цели людей, воздействуя на их мотивы. Мотив – это то ради чего ставятся и достигаются цели. Понимание мотивов помогает направлять деятельность других людей в необходимое нам русло, мотивировать их на достижение необходимого нам результата. Мотивация – это процесс побуждения кого-либо к активной деятельности для достижения личных целей или целей организации.

В теории мотивации разделяют стимулы – внешние силы, побуждающие к активному действию, и мотивы – внутренние побудительные силы. Менеджер выступает в роли внешней силы, стимулирующей работников посредством воздействия на их мотивы. Сложность менеджмента заключается в том, что не существует однозначной связи между потребностями, мотивами и целями.

Результаты мотивационных действий могут по-разному действовать на разных людей. Например, психологи выделили две группы людей по восприимчивости к типу мотивации:

Если первая группа лучше мотивируется через всевозможные вознаграждения, то люди из второй группы выполняют задания из страха наказания. Распознать их несложно. Описывая на очередном собрании новые цели организации, вы, вероятнее всего, встретите одобрение тех, у кого преобладает мотивация на достижение успехов. Затем к разговору подключатся работники с мотивацией на избегание неудач, приводящие доводы против. Но не стоит избавляться от второй группы сразу после собрания. Возможно, они помогут вам уберечься от непростительных авантюр.

Однако стоит запомнить: следует мотивировать людей не так, как мы считаем нужным, а так, как люди сами этого хотят. Готовясь поймать рыбу, мы насаживаем на крючок червя, хотя и уверены, что клубника значительно вкуснее.

Блага. Ресурсы

Люди нуждаются в благах. Блага – это все, что способно удовлетворять потребности людей. Теплое жилье, вкусный сэндвич, таблетка аспирина, художественный фильм – все это примеры благ. Блага помогают нам удовлетворить потребности и становятся целью нашей деятельности.

Блага бывают экономическими и неэкономическими:

Предприимчивые люди научились переводить блага из категории неэкономических в категорию экономических, искусственно ограничивая доступ к ним: пляжи огораживают заборами и делают платными; воду называют «чистой» и продают в бутылях; преступники ограничивают доступ к кислороду с помощью целлофановых пакетов; непреступники торгуют воздухом из экзотических стран в консервных банках.

Экономические блага бывают:

Подобное деление – некоторое усреднение. Говоря, что шнурки и ботинки взаимодополняемые блага, мы утверждаем, что большинство людей зашнуровывают ботинки. Мы вовсе не утверждаем, что не появится странный человек, надевший ботинки без шнурков. Однако такая классификация объясняет, например, почему в отделе люстр выгодно продавать лампочки, а не тормозные шланги.

Есть еще одна интересная классификация, связанная с издержками определения качества благ:

При реализации исследуемых благ проблем определения качества не возникает: вы покупаете на рынке яблоко, пробуете и понимаете, устраивает оно вас или нет. С опытными благами сложнее: нанятая вами бригада сделала ремонт квартиры, вы полностью рассчитались, но проходит время и обнаруживается брак. Еще хуже дело обстоит с доверительными благами: вы можете годами получать медицинское обслуживание, но так и не узнать, как оно отразилось на вашем здоровье.

В зависимости от комбинации этих двух признаков различают:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *