Выясните, что такое «Юности честное зерцало…». Изложенное в этом документе является
ИЗ ЮНОСТИ ЧЕСТНОГО ЗЕРЦАЛА… Наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садиться, не с ними в ряд, но немного уступя позади оных к стороне стоять, подобно яко паж или слуга… У родителей речей перебивать не надлежит, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят… Когда родители или кто другой их спросят, то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас как голос услышат. И потом сказать: что изволите, государь батюшко или государыня матушка. Или что мне прикажете, государь; а не так, — что, чего, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвечать.
1. Выясните, что такое «Юности честное зерцало…». 2. Изложенное в этом документе является законом или рекомендацией? Должны ли были девушки следовать этим рекомендациям? 3. Где было необходимо придерживаться этих правил — дома, на людях, во дворце, везде? Докажите свой вывод, используя текст документа.
1.«Юности честное зерцало…» — руководство по приобретению светских навыков; пособие для обучения и воспитания детей дворян.
2.Изложенное в этом документе является рекомендацией, таким образом, девушкам было рекомендовано следовать этим инструкциям, но не обязывало их.
3.Этих правил необходимо было придерживаться везде – «Когда родители или кто другой их спросят, то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас как голос услышат». Таким образом, в тексте говорится об уважении ко всем старшим.
(полное назв. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»), памятник пед. мысли России 18 в., руководство в правилах поведения светского юношества. Издание подготовлено по указанию Петра I, представляет собой компиляцию из зап.-европ. памятников подобного типа. Их Значит. переработка на рус. яз. не позволяет точно указать оригинал перевода. Вероятно, в числе прочих было использовано соч. Эразма Роттердамского «De civilitate morum puerilium», известное в России под назв. «Гражданство обычаев детских». Автор-составитель памятника неизвестен, предполагают участие в переводе И. В. Пауса; курировал издание Я. В. Брюс, возможно, также работавший над текстом; принял участие в издании Гавриил Бужинский. Первый тираж вышел в 1717, впоследствии неоднократно переиздавалось и пользовалось большой популярностью у читателей.
В большинстве изданий руководство предварялось традиц. материалом для нач. обучения, включавшим в себя алфавит, сведения по грамматике, числу и счету. Содержание памятника составили не только правила приличного поведения в обществе, но обращалось особое внимание на то, как должен поступать молодой человек на царской и гос. службе, чтобы добиться успеха («кто служит, так тому и платят, по тому и счастие себе получает»). Эта тематика появилась здесь впервые в связи с новыми поведенческими и этич. установками петровского времени.
«Юности честное зерцало» не имеет чёткой внутр. структуры, одни и те же сюжеты варьируются в неск. местах, графически выделены 2 темы: нормы этикета в разговоре (с начальством, с духовником, с родителями, со слугами и т. д.) и стиль поведения в разл. ситуациях. Юноша должен надеяться на себя и уважать других, почитать родителей, быть вежливым, смелым, отважным. Ему следует избегать пьянства, мотовства, злословия, грубости и т. д. Особое значение придавалось знанию языков: отроки должны говорить между собой на иностр. языке, «дабы тем навыкнуть могли». Наряду с общежитейскими наставлениями даются и конкретные этикетные нормы поведения за столом и в присутственных местах, нек-рые нормы гигиены.
Заключит. часть посвящена нормам поведения девушек, к-рые, в отличие от предыдущей части, строго определяются церк. моралью, здесь наставления близки традиц. др.-рус. поучениям. Девические добродетели состоят в следующем: любовь к слову Божию, смирение, молитва, исповедание веры, почтение к родителям, трудолюбие, приветливость, милосердие, стыдливость, чистота телесная, воздержание и трезвость, бережливость, щедрость, верность и правдивость. На людях девушка должна держать себя скромно и смиренно, избегать смеха, болтовни, кокетства.
В целом в памятнике нашли отражение как общеэтич. нормы поведения, так и специфич. черты воспитания, относящиеся к периоду восприятия рус. традиц. культурой элементов образа жизни стран Зап. Европы.
Изд.: Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению Собранное от разных авторов. Факсимильное издание, М., 1976.
Полезное
Смотреть что такое ««ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО»» в других словарях:
Юности честное зерцало — Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов Титульный лист факсимильного издания … Википедия
ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО — «ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, или Показание к житейскому обхождению. », литературно педагогический памятник нач. 18 в., пособие для обучения и воспитания детей дворян, составленное сподвижниками Петра I (Я. В. Брюсом и др.). Впервые издано в 1717 … Энциклопедический словарь
Юности честное зерцало — (полное название Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов ) памятник педагогической мысли России 18 в., руководство в правилах поведения светского юношества. Издание подготовлено по указанию… … Педагогический терминологический словарь
«Юности честное зерцало — или Показание к житейскому обхождению. », русский литературно педагогический памятник начала XVIII в., пособие для обучения и воспитания детей дворян, составленное сподвижниками Петра I (Я. В. Брюсом и др.). Впервые издано в 1717 … Энциклопедический словарь
«Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению. » — ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, или Показание к житейскому обхождению. лит. пам. рус. просвещения нач. 18 в., пособие для обучения и воспитания, составленное сподвижниками Петра I (Я. В. Брюсом и др.). Первое изд. вышло в Пб. в февр. 1717. Состоит из 2 … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Зерцало — Зерцало в старом русском (и церковнославянском) языке зеркало Зерцало (Пётр I) трёхгранная призма с орлом наверху и с тремя указами Петра I. Зерцальный доспех, а также его деталь Зерцало (иконопись) в иконописи изображение … Википедия
Зерцало — 1) название распространённых в старину (как в России, так и на Западе) литературных произведений нравоучительного и педагогического характера; см. «Великое», «Юности честное зерцало» (См. Юности честные зерцало). 2) Эмблема «законности» в … Большая советская энциклопедия
Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов
Титульный лист факсимильного издания.
29+88 (независимая пагинация)
Ю́ности честно́е зерца́ло (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») — русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I.
Авторы издания неизвестны. Предполагаемый составитель — епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал её издание сподвижник Петра, Яков Брюс. «Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления.
Издание состоит из двух отдельных частей. По-видимому, оно имело (или предполагало) типографские варианты, о чём свидетельствует отдельная нумерация страниц каждой части.
В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Её можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введёнными указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения.
Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, и придерживающегося европейских светских манер.
Принято считать, что вторая часть представляет собой компиляцию из западноевропейских (в основном, немецких) изданий аналогичного содержания, возможно, дополненных лично Петром. В числе прочих источников, называют, в частности «О воспитанности нравов детских» («De civilitate morum puerilium») Эразма Роттердамского. [1] Переводчиком Эразма Роттердамского в начале XVIII века был И. В. Паузе, и его также обычно причисляют к создателям «Зерцала».
«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. А в 1719 году книга вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века. [2]
Подробное решение параграф §10 по истории для учащихся 8 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Торкунова А.В. 2016
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Почему в Петровскую эпоху знаний, получаемых в церковных школах, стало не хватать?
Знания, получаемые в церковных школах, были основаны лишь на изучении Закона Божьего, что было недостаточно для решения практических вопросов в области медицины, горного дела, металлургии, мореплавании и других отраслях хозяйства, которые бурно развивались в Петровскую эпоху.
2. Какие сословные ограничения действовали в начале 18 в. при поступлении в учебные заведения?
Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не имели права.
3. В чем заключался практический смысл развития горно-разведочной службы для экономики России?
4. Почему особенно активно при Петре 1 развивались естественные науки?
При Петре 1 особенно активно развивались естественные науки, потому что они приносили конкретную пользу государству и обществу, научные и теххнические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей и при строительстве зданий и крепостей.
5. Какие научные достижения, сделанные в России в этот период, упоминаются со словом «впервые»?
1707 г. – Я.Брюс составил первую в России карту звездного неба
1712 – 1725 гг. – А.Нартов первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков
1714 г. – открыта первая в России научная библиотека
1719 г. – открыт первый русский музей (Кунсткамера)
1724 г. – по проекту Е.Никонова создана и испытана первая русская подводная лодка
6. Что означает понятие «светская культура»? Приведите примеры «несветской» культуры.
Светская культура – та, которая не связана с религией прямым и очевидным образом (что, однако, не означает отсутствия неявной, косвенно связи). Примеры «несветской» (религиозной) культуры – церковная музыка, храмовое строительство, иконопись.
Изучаем документы
«Из юности честного зерцала…»
1. Выясните, что такое «Юности честное зерцало…».
Ю́ности честно́е зерца́ло (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») — пособие для обучения и воспитания детей дворянcкого сословия, подготовленный в начале XVIII века по указанию Петра I.
2. Изложенное в этом документе является законом или рекомендацией? Должны ли были девушки следовать этим рекомендациям?
Изложенное в этом документе является рекомендацией. Девушки должны были также следовать этим рекомендациям.
3. Где было необходимо придерживаться этих правил – дома, на людях, во дворце, везде? Докажите свой вывод, используя текст документа.
Этих правил было необходимо придерживаться везде, т. к. воспитанный человек ведет себя правильно не только тогда, когда его заставляют. Помимо почитания родителей, в этом отрывке говорится об уважении ко всем старшим.
«Из указа Петра 1 от 1 января 1705 г.»
1. Выясните, велика ли для того времени была сумма штрафа.
В 1704 году Петр I провёл коренную денежную реформу: копейка стала выпускаться из меди и увеличилась в размере. Средний размер заработной платы неквалифицированного работника в это время составлял 5−8 копеек в день. Для сравнения: пуд мяса тогда стоил 30 копеек, пуд хлеба — 10 копеек. За день рабочий зарабатывал на 2,5−4 кг мяса.
2. Узнайте, что происходило с теми людьми, кто отказывался следовать указу, но не имел возможности заплатил штраф.
Если выяснялось, что у кого-то нет знака, то есть он носит бороду и усы «безданно и беспошлинно» или же знак получил обманным путем, то таких лиц били кнутом, а иногда даже ссылали на каторжные работы, не взирая на сословную принадлежность.
3. Какие категории населения были освобождены от наказания по этому указу?
Исключение сделали только для лиц духовного звания.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Перечислите важнейшие элементы культурных традиций Западной Европы, проникшие в Россию в эпоху Петра 1.
Пётр изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января.
После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, которая получила название «Ведомости», появляются переводы многих книг на русский.
При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами («Арифметика» Леонтия Магницкого). До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями).
Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.
Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров.
3. Исследуйте биографию Якова Брюса. Опишите достоверность легенд о нем.
Москвичи издавна обходили стороной стрелецкую казарму, в которой располагалась часть полковника Сухарева, – бесшабашные стрельцы могли спьяну и деньги отобрать, а то и голову проломить. Но с куда большей опаской горожане стали относиться к Сухаревой башне, когда там поселился Яков Брюс и организовал по велению царя школу математических и навигационных наук. А на последнем этаже устроил обсерваторию. Светящееся каждую ночь окно обсерватории быстро уверило москвичей в том, что дело здесь нечисто.
Свечной торговец Алексей Морозов, например, утверждал, что как-то в сумерках сам видел, что из окон астронома вылетают железные птицы, делают несколько кругов вокруг здания и потом возвращаются обратно. Следующей ночью купец вернулся к башне вместе с домочадцами. В кабинете Брюса горел свет, в окне маячила фигура графа, из башни доносились чьи-то надрывные стоны. Вдруг одно из окон отворилось, и оттуда вылетели три железных чудовища с человеческими головами. Вне себя от ужаса Морозов с домочадцами мчался по ночному городу подальше от страшного места. И вскоре по городу прошел тревожных слух – лютеранин из Сухаревой башни общается с нечистой силой и с ее помощью превращает живых людей, чьи стоны и разносятся по окрестностям, в летающих железных драконов.
Как любой уважающий себя чернокнижник, Брюс пытался разгадать тайну жизни и создал искусственного человека. Тот же Павел Богатырев записал впечатления современников Брюса, будто колдун обзавелся «механической куклой, которая умеет говорить и ходить, но не имеет души». Железная горничная прислуживала графу в его обсерватории. Когда же Яков Брюс ушел в отставку и покинул город, он увез ее в свое подмосковное имение Глинки. Там кукла свободно разгуливала среди причудливо стриженых лип и кокетничала с крестьянами. Крепостные графа, завидев куклу, сначала разбегались, но потом привыкли к ней, и между собой называли «Яшкиной бабой».
Могилу Брюса тоже уничтожили при реконструкции старой Москвы. В тридцатые годы на улице Радио стали разбирать кирху и обнаружили в склепе гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню. Останки колдуна передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова. Но останки бесследно исчезли – остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас – в фондах Государственного Исторического музея. А перстень чернокнижника затерялся во времени.
Вот такие чудеса, казалось бы, не имеющие никакого отношения к реальности, творил волшебник Брюс. Однако в 1992 году в журнале «Наука и жизнь» появилась статья, автор которой Вячеслав Малахов попытался доказать, что Брюс действительно умел, скажем, в разгар лета замораживать воду в пруду. По его приказу еще в марте, ранней весной, лед намораживали до солидной толщины, затем покрывали соломой, опилками, деревянным щитами. После этого накладывался слой глинистого грунта. Лед укладывался на дно пруда, из которого предварительно была спущена вода. В назначенный срок она снова подавалась из верхнего пруда. Лед освобождался от земли и опилок, а потом всплывал, и по нему уже можно было кататься на коньках. Конечно же, такое объяснение одной из проделок Брюса может показаться спорным. Но, как бы там, ни было, оно свидетельствует о том, что вряд ли все творившиеся в «Глинках» чудеса можно отнести к мифам.
Но, как, ни странно, сам Яков Вилимович Брюс обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному. И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни». Потомок шотландских королей тяготел к естественным наукам.. Одним из таких научных достижений графа стала первая карта российской территории от Москвы до Малой Азии. Он также составил астрологическую и геолого-этнографическую карты города.
– Первым астрологической картой Брюса воспользовался Иосиф Сталин, – рассказывает столичный экскурсовод Ирина Сергиевская. – Сохранились документы, в которых Сталин велел, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной графом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как 12 знаков Зодиака. И 13-ю, «Суворовскую» никак не удается построить. Именно Брюс утверждал, что Москву надо строить по принципу кругов – это самая надежная геометрическая фигура. Кстати, Санкт-Петербург, где нет кольцевой структуры, он не любил. Есть версия, что большевики, прокладывая дороги на месте садов и вдоль бульваров, пользовались его астрологическим завещанием. Так появились современные Садовое и Бульварное кольца. Геолого-этнографическая карта не сохранилась. Она исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук. Например, Брюс еще в XVIII веке утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке – там под землей много пустот. К нему не прислушались и дома на этой улице уже проваливались. Не стоит строить высоких домов на набережной Москвы-реки, говорил он, в районе Воробьевых гор – возможны оползни. И построенное вопреки предостережению Брюса новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки, пытаясь остановить угрозу обрушения. Но зато это место на карте Брюс пометил как самое подходящее для учебы, и потому на Воробьевых горах при Сталине начали строить новое здание МГУ.
Жить лучше всего в Кузьминках, утверждал Брюс, а веселиться на Пресне. Самым подходящим для развлечения и пьянства местом исследователь считал землю, на которой построен Белый дом. Откровенно гиблых места на карте Москвы два – Перово и начало Кутузовского проспекта. Здания под землю там не проваливаются, но гаишники называют эти места бермудскими треугольниками – за сутки здесь происходит больше дорожно-транспортных происшествий, чем во всех других районах вместе взятых.
Ученик Ньютона, человек самых разносторонних знаний, он, можно сказать, родился преждевременно. Далеко не всем современникам были понятны его изыскания.
Однако, как считает написавший о Брюсе интересную книгу российский исследователь А. Н. Филимон, этот ученый-вельможа внес весьма важный вклад в развитие отечественной науки. И все же, приезжая в «Глинки», знакомясь с усадебным домом, флигелем-лабораторией и другими постройками, нет-нет да и ловишь себя на мысли, что оказался в царстве волшебника.
«Юности честное зерцало» – уникальный памятник русской цивилизации, русского стиля. Пособие для обучения и воспитания детей дворянcкого сословия, составленное по указанию Петра I. Появление этой книги можно назвать значительным событием в истории детской литературы. Предполагаемые составители издания – епископ Рязанский и Муромский Гавриил и Яков Брюс, сподвижник Петра. Источником послужили разные русские и переводные тексты, в том числе трактат Эразма Роттердамского и «Домострой» Кариона Истомина.
«Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ. В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Книгу можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введёнными указом Петра I в 1708 г. вместо прежнего церковно-славянского обозначения. Вторая часть – это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек. Книга не отличается строгим планом, стилевым единством. Пожалуй, самой большой заслугой авторов книги является язык и стиль изложения, в целом выразительный, образный, местами даже простонародный. Это первая печатная книга для детей и юношества, написанная на живом русском языке, украшенная пословицами, поговорками, меткими выражениями. Так, не рекомендовалось по улице «рот розиня ходить яко ленивый осел». Или: за обедом «сиди прямо, не хватай первый из блюда, не жри как свинья», «Легкомысленная одежда, которая бывает зело тщеславна и выше меры состояния своего, показует легкомысленный нрав». Эта книга на долгие годы стала руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. О популярности этого издания можно судить хотя по тому, что только в 1717 году книга была переиздана дважды и подвергалась переизданиям вплоть до конца XIX века.
«Юности честное зерцало»
9. Никто себя сам не хвали и не уничижай и не срамоти и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такие, которые не вдавне токмо прославились.
11. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, также и о умерших никакого зла не говори.
12. Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай.
Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.
Имеет отрок наипаче всех человек прилежать как бы себя учинить благочестна; ибо не славная его фамилия и не высокий род приводит его в шляхетство, но благочестные и достохвальные его поступки.
18. Младой шляхтич, или дворянин, ежели в экзерциции (в обучении) совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить и в книгах научен, оный может прямым придворным человеком быть.
19. Придворный человек имеет быть смел, отважен и не робок. Возможет о своем деле сам предъявлять, а на других не имеет надеяться. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдлив бывает, оный с порожними руками от двора отходит, ибо когда кто господину верно служит, то надобна ему и надежная награда.
20. Умный придворный человек намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, который иногда к тому ж охоту имеет.
Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах; на руку не драчлив, также имеет оный встретившего, на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно. И лутче, когда про кого говорят: он смиренный кавалер, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.
23. Отрок имеет быть трезв и воздержан, а в чужие дела не вступать. Разве что когда чести его кто коснется, то в таком случае уступки не бывает, но по нужде применение закону дается.
27. Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.
31. Которые в иностранных землях не бывали, а либо из школы или из другого какого места ко двору приняты бывают, имеют пред всяким себя унижать и смирять, желая от всякого научиться.
40. Хотя в нынешнее время безмерная скупость у некоторых за обычаи принята и оные хотят ее за домодержавство почитать, токмо чтоб могли денег скопить, несмотря на свою честь, отрокам надлежит знать, что они сим способом в бесчестие прийти могут.
41. Также излишняя роскошь и прихотливые не похваляются.
44. Отрок да служит с охотою и радением, ибо как кто служит, так ему и платят, по тому и счастие себе получает.
45. В церкви имеет очи свои и сердце к Богу обратить, а не на женский пол.
47. Никто не имеет, повеся голову и потупя вниз, по улице ходить или на люди косо взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело.
55. Когде в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собой разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели где много людей, то прийми харкотины в платок, а так невежливым образом не мечи на пол или отъиди для того, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.
57. Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью, или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться, тем сгадить.
58. И сия есть немалая гнусность, когда кто сморкает, якобы в трубу трубит, или громко чихает и тем других людей или детей малых пужает.
59. Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, а особливо при других честных людях.
Как младый отрок должен поступить, когда оный в беседе с другими сидит
Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых обрежь свои ногти да не явится яко бы оныя бархатом обшиты, умой руки и сяди благочинно, сиди прямо и не хватай первой в блюдо, не жри как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси, первой не пии, будь воздержан, избегай пьянства, пии, и яждь сколько тебе потребно, в блюде будь последний, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай Другому, и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай. Когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем, и не пии, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножем. Зубов ножем не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба приложа к грудям не режь, еж что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторый народы ныне обыкли. Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать кашлять не пригожо. Когда яси яйцо, отрежь напред хлеба, и смотри, чтоб при том не вытекло, и яждь скоро. Яишной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пии, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около свое тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчаго. Когда перестане ясти, возблагодари бога, умой руки и лице и выполощи рот.
К никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдеть из устен твоих. Всякой гнев, ярость, вражда, ссоры и злоба да отдалится от тебя. И не пелай, ни приуготовляй никаких ссор: все, что делаешь, делай с прилежанием и разсуждением, то и похвален будешь. Когда ты верно обходисся, то и богу благоприятно, и так благополучно тебе будет. А ежели ты не верно поступаешь, то наказания божия не минуешь, ибо он видит все твои дела. Не учись как бы тебе людей обманывать, ибо сие зло богу противно, и тяжкой имаши за то дати ответ: не презирай старых или увечных людей, буди правдив во всех делах. Ибо нет злея порока в отроке, яко ложь, а от лжи раждается кража, а от кражы приходит веревка на шею. Не выходи из дому твоего без ведома и воли родителей твоих, и начальников, и ежели ты послан будешь, то возвратись паки вскоре. Не оболги никого ложно, ни из двора, ни во двор вестей не переноси. Не смотри на других людей, что они делают или как живут, ежели за кем какой порок усмотришь, берегись сам того. А буде что у кого доброе усмотришь, то не постыдись сам тому следовать.
Кто тебя наказует, тому благодари и почитай его за такова, которой тебе всякого добра желает.
Где двое тайно между собою говорят, так не приступай, ибо подслушивание есть безстыдное невежество.
Когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким прилежанием, а отнюдь на своих добрых приятелей не надейся и ни на кого не уповай.
Рубрики:
литература
Метки: русская литература русский язык воспитание детское детская книжка юности честное зерцало обучение образование