высокая степень сосредоточенности внимания характерна для таких видов спорта как
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, НЕОБХОДИМЫХ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многочисленные исследования в области психологической подготовки спортсмена показывают не только многообразие психических функций и состояний, имеющих большое значение в достижении спортсменом наивысшего мастерства, но и наличие специфических особенностей проявления одних и тех же функций или качеств личности в связи с требованиями, предъявляемыми к психике человека разными видами спорта. Например, для спортивной гимнастики, стрельбы, тяжелой атлетики характерна высокая степень сосредоточенности внимания. А спортивные игры, бег по пересеченной местности, фехтование, борьба и другие виды единоборств, наоборот, отличаются большим распределением внимания, связанным с необходимостью быстро реагировать на необычные или внезапные раздражения. Если в гимнастике, стендовой стрельбе, баскетболе так необходима филигранная координированность движений, в которой даже незначительное отступление от выработанного в процессе тренировок стереотипа приводит к ошибкам и неудачам, то в боксе, спортивных играх нужна широкая вариативность координации, требующая выполнения действий в условиях быстро меняющейся ситуации спортивной борьбы. Быстрота простых реакций — признак одних видов спорта, сложных— других и т. д. Таким образом, спортивная деятельность в ее различных видах обязательно требует от спортсменов высокого развития большого комплекса психических процессов и состояний, которые пронизывают собой все стороны деятельности спортсмена во время тренировок и соревнований, и притом развития не вообще, а с учетом специфики каждого отдельного вида спорта.
Но при всем разнообразии в спортивной деятельности психических процессов и функций для них характерны некоторые общие особенности:
1) они протекают и проявляются, как правило, в экстремальных условиях, характерных для любого вида спорта и связанных почти всегда с необходимостью максимального напряжения психических сил спортсмена;
2) в этих условиях они достигают очень большой остроты и совершенства;
3) проявляются в короткое время, длительность которого определяется характером данного вида спорта;
4) легко поддаются колебаниям и даже резким изменениям под влиянием эмоциональных факторов.
Именно эти особенности психических функций и состояний в спортивной деятельности играют особо важную роль и должны учитываться в практической работе по психологической подготовке спортсменов. Анализ указанных выше особенностей протекания психических процессов и проявления психических состояний и качеств личности позволяет выдвинуть наиболее актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов.
А. Постепенное развитие и доведение до высокого уровня совершенства (в процессе систематических занятий по физической, технической, тактической подготовке спортсменов с применением специальных средств и методов психологической подготовки) наиболее важных для данного вида спорта психических функций: специализированных восприятий, мышления, внимания, быстроты реакции и пр. Представители различных видов спорта значительно отличаются по качеству и степени выраженности различных психических процессов; причем эти различия формируются в результате длительной тренировки, направленной на совершенствование в данном виде спорта. Например, общий показатель двигательной (нервно-мышечной) активности, получаемый с помощью теппинг-теста, у боксеров почти вдвое выше, чем у борцов. Это различие отмечается как при нормальном (привычном) для данного испытуемого, так и при максимальном темпе движений.
Исследование у представителей разных видов спорта скорости и точности реакции на движущийся объект обнаружило значительные различия в степени выраженности этих параметров процесса реакции. Наибольшая быстрота реакции отмечена у боксеров, футболистов и спортсменов, специализирующихся в фигурном катании на коньках; замедленная быстрота реагирования наблюдается у борцов, пловцов/гимнастов и легкоатлетов (отдельные виды). То же происходит и при измерении точности реагирования. Так, наилучшие результаты показали фигуристы, боксеры, футболисты; меньшая точность отмечена у пловцов и гимнастов; самая слабая — у легкоатлетов и борцов (табл. 1).
Скорость и точность реакции на движущийся объект у представителей различных видов спорта (по Солнцевой)
реакции в сигмах (с)
Точность реакции (средняя ошибка в % к заданной величине)
Ответы на тесты по теме Психология
Сложное состояние, в которое входят высокоразвитые познавательные, эмоциональные и волевые функции, — это:
Некоторыми из важнейших свойств личности, определяющими особенности поведения спортсмена в экстремальных условиях, являются:
его мотивационные установки; отношение к тренировочной и соревновательной деятельности; уровень интереса к тренировочной и соревновательной деятельности
средство физического воспитания
Основные уровни методологии — это:
всеобщая; методология частной науки; методология; методология конкретного исследования
Высокая степень сосредоточенности внимания характерна для таких видов спорта, как:
спортивная гимнастика, стрельба, тяжелая атлетика
мнения; настроения; традиции; цели
Успешность спортивной деятельности спортсмена зависит от:
развития мотивационно-волевого потенциала личности спортсмена
Сбор достаточной и достоверной информации об условиях будущего соревнования, формирования состояния психической готовности к соревновательной борьбе — это исходная часть __________________ подготовки.
В основе сознательного волевого усилия, направленного на преодоление тягостных состояний мертвой точки и успешное продолжение начатой работы, лежат:
нервные механизмы условного рефлекса, связанного со второй сигнальной системой
Наиболее лабильное психическое образование, представляющее собой комплексное проявление, в данный момент, важнейших, необходимых для спортивной деятельности психических функций, — это:
психическое состояние спортсмена
Принцип отражения, принцип развития, принцип диалектической связи, принцип единства сознания и деятельности, личностный принцип — это:
методологические принципы психологии
Значительное место в психологии спорта занимают исследования развития
волевых качеств спортсмена
—>
Идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности в спорте, — это:
Описание конкретных примеров проявления изучаемых явлений, относящихся к различным типам, группам, вариантам, называется:
Метод, заключающийся в рассмотрении отдельных механизмов, — это:
Набор убеждений, ценностей и техник, разделённых членами данного научного сообщества, — это:
Целеустремленность, инициативность, дисциплинированность, решительность и смелость, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели, относятся к:
волевым качествам спортсмена
На занятиях физической культурой и спортом перенос двигательных навыков может выражаться во взаимовлиянии
положительного или отрицательного
Отличительной чертой объективных трудностей является то, что они по своему содержанию
одинаковы для всех людей, стремящихся совершенствоваться в данном виде спорта
Высокая степень сосредоточенности внимания характерна для таких видов спорта как
31. Волевые усилия:
• всегда носят сознательный характер
• выражаются в действиях, направленных на преодоление больших или меньших трудностей
32. Воспитание воли следует начинать с незначительных трудностей, постепенно повышая их:
• интенсивность
33. Воспитание спортсмена во многом зависит от:
• культуры проведения тренировочных занятий
35. Высокая помехоустойчивость в процессе соревнования обеспечивается возникновением и укреплением в коре головного мозга
• интегральной рабочей доминанты
36. Высокая степень сосредоточенности внимания характерна для таких видов спорта, как:
• спортивная гимнастика, стрельба, тяжелая атлетика
37. Высококлассные спортсмены, обладающие большим техническим мастерством, но без достаточных нравственных устоев свой уход со спортивной арены, т.е. прощание с чемпионской славой и славой рекордсмена мира, воспринимают как:
• тяжелую личную трагедию
38. Высшие и устойчивые регуляторы деятельности и поведения, типичные для данного человека, — это:
• психические свойства
39. Деструктивное стрессовое состояние, преодолеть которое спортсмену без помощи тренера, психолога, врача и товарищей по команде достаточно трудно, — это:
• дистресс
41. Диалектико-материалистический подход, диалектико-материалистический метод, психологическое отражение, общественно-трудовая деятельность психики человека — это:
• принципы методологии частной науки
42. Динамическое отражение действительности в форме ощущений, восприятий, внимания, памяти, речи, а также эмоциональных и волевых процессов — это __________________ процессы.
• психические
43. Для воспитуемых образцом нравственности должен быть:
• тренер
44. Доведение мотива соревновательной деятельности до сознания спортсменов и придание ему сильной эмоциональной окраски — это:
• актуализация мотива соревновательной деятельности
45. Жизненный и соревновательный опыт спортсмена, его специальная спортивная подготовленность и мастерство — это:
• психические образования
Высокая степень сосредоточенности внимания характерна для таких видов спорта как
Авторизация
Сайты партнеры:
Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Психология физической культуры и спорта
«Аффект неадекватности» происходит в случае
расхождения самооценки спортсмена с оценкой его со стороны окружающих
«Аффект неадекватности» сопровождается обычно
невротическими проявлениями
«Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» написал:
П.Ф. Лесгафт
Адекватное отражение объективного мира — это:
суть принципа отражения
Активизация настроенности и мобилизованности спортсмена на достижение наивысших достижений в соревновании — это:
непосредственная психологическая подготовка
Активизация психических процессов, необходимая для соревновательной борьбы, когда все эмоционально-волевые и познавательные процессы протекают у спортсмена с оптимальной в данных условиях интенсивностью, — это состояние __________________ к участию в соревновании.
психической готовности
Без активного преодоления в спортивном соревновании объективных и субъективных трудностей невозможно достичь
победы
Большая мощность — это:
бег — 10000 м
Большим стимулом для спортсмена является систематическое повышение
спортивных результатов
Большое значение в развитие психологии спорта внёс(-ла):
В.В. Горниевская
В воспитательных целях тренер использует в процессе тренировок:
беседы
В конечном счете, спортсмены должны показывать __________________ результаты.
высокие
В нормальных условиях соревнования поведение спортсмена контролируется большинстве случаев:
мышлением и волей
В обязанности психолога входит:
организация мероприятий, которые помогают создать в команде дружескую атмосферу
В обязанности психолога входит:
организация психолого-образовательной работы со спортсменами и тренерами
В обязанности психолога входит:
разработка психологически обоснованной системы отдыха и приемов восстановления сил спортсменов
В организации самоконтроля за различными параметрами движений, самоконтроля за признаками, характеризующими психические состояния, проявляются принципы:
активности
сознательности
В основе сознательного волевого усилия, направленного на преодоление тягостных состояний мертвой точки и успешное продолжение начатой работы, лежат:
нервные механизмы условного рефлекса, связанного со второй сигнальной системой
В процессе обучения двигательным действиям суммарная деятельность органов чувств синтезируется в __________________ системе.
центральной нервной
В процессе учебно-тренировочных занятий у спортсменов формируются:
трудолюбие, дисциплинированность, навыки культуры поведения
В социальной психологии различают __________________ группы людей.
условные и реальные
Важным элементом качественного анализа является:
казуистика
Вариативность мышечно-двигательной чувствительности была исследована
И.М. Онищенко
Взгляды на социально-психологическую природу коллектива принадлежат:
А.С. Макаренко
Внутренний субъективный мир: представления, мысли, переживания, воля, стремления, убеждения, морально-психологические качества, проявляющиеся в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми, — это:
психика спортсмена
Во время выполнения спортивных упражнений в результате длительных и интенсивных напряжений в циклических видах упражнений наступает состояние
мертвой точки
Возрастная динамика отдельных свойств личности спортсмена отличается:
гетерохронностью
Волевые качества, которые считаются общими для всех видов спорта и как бы объединяющими остальные волевые качества:
дисциплинированность
уверенность
целеустремленность
Волевые усилия спортсмена осуществляются с помощью __________________ самовоздействий.
опосредствованных и непосредственных
Волевые усилия:
всегда носят сознательный характер
выражаются в действиях, направленных на преодоление больших или меньших трудностей
Воспитание воли следует начинать с незначительных трудностей, постепенно повышая их:
интенсивность
Воспитание спортсмена во многом зависит от:
культуры проведения тренировочных занятий
Высокая помехоустойчивость в процессе соревнования обеспечивается возникновением и укреплением в коре головного мозга
интегральной рабочей доминанты
Высокая степень сосредоточенности внимания характерна для таких видов спорта, как:
спортивная гимнастика, стрельба, тяжелая атлетика
Высококлассные спортсмены, обладающие большим техническим мастерством, но без достаточных нравственных устоев свой уход со спортивной арены, т.е. прощание с чемпионской славой и славой рекордсмена мира, воспринимают как:
тяжелую личную трагедию
Высшие и устойчивые регуляторы деятельности и поведения, типичные для данного человека, — это:
психические свойства
Деструктивное стрессовое состояние, преодолеть которое спортсмену без помощи тренера, психолога, врача и товарищей по команде достаточно трудно, — это:
дистресс
Диалектико-материалистический подход, диалектико-материалистический метод, психологическое отражение, общественно-трудовая деятельность психики человека — это:
принципы методологии частной науки
Динамическое отражение действительности в форме ощущений, восприятий, внимания, памяти, речи, а также эмоциональных и волевых процессов — это __________________ процессы.
психические
Для воспитуемых образцом нравственности должен быть:
тренер
Доведение мотива соревновательной деятельности до сознания спортсменов и придание ему сильной эмоциональной окраски — это:
актуализация мотива соревновательной деятельности
Жизненный и соревновательный опыт спортсмена, его специальная спортивная подготовленность и мастерство — это:
психические образования
Зависимость восприятия от прошлого опыта спортсмена, от общего содержания его психической деятельности и от индивидуальных особенностей — это __________________ уровень.
апперцептивный
Значительное место в психологии спорта занимают исследования развития
волевых качеств спортсмена
Игрок или команда, занимающие в чемпионате последние места — это:
аутсайдер
Идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности в спорте, — это:
мотив
Информация, используемая тренерами и спортсменами по многим направлениям подготовки основных соперников, в том числе и для целей обеспечения состояния психической готовности к соревнованию помогает узнать их систему
подготовки
Испытание для определения уровня физической работоспособности, заключающееся в подъеме на ступеньку и спуске с нее за определенное время с подсчетом пульса и его последующим анализом, — это:
степ-тест
К организационному методу исследования относится:
лонгитюдный и сравнительный метод
К экспериментальному методу относится:
лабораторный эксперимент и естественный эксперимент
Когда в качестве аргументов, доводов применяются примеры из реальной жизни, практики, хорошо знакомые воспитуемым убеждения формируются:
быстрее и прочнее
Комплексный метод саморегуляции психического состояния, который основан на принципах, предусматривающих расслабление всех мышц, снятие нервного напряжения успокоение и нормализацию функций организма с помощью специальных формул самовнушения, — это:
аутогенная тренировка
Компонентами психологической подготовленности являются:
психические функции
свойства личности
стабильные положительные психические состояния
Конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы, — это __________________ исследования.
задачи
Конкретными задачами общей психологической подготовки спортсмена являются:
воспитание моральных черт личности
развитие памяти, воображения, наглядно-действенного мышления
развитие способностей внимания, его устойчивости и быстроты мобилизации
развитие эмоционально-волевых качеств
совершенствование процессов восприятий
Культура проведения тренировки — это:
эстетика обстановки, в которой спортсмены занимаются
Личностные побуждения, исходя из которых спортсмен, принимает решение участвовать в соревновании, вести борьбу за достижение соревновательной цели — это:
мотивы
Максимальная мобилизация физических и психических резервных возможностей спортсмена в процессе подготовки и непосредственно в соревновании направлена на достижение
победы
Максимальная мощность — это:
бег — 100 м, плавание — 50 м
Малая социальная группа превращается в коллектив лишь тогда, когда
замыкается внутри себя
Малая социальная группа, преследующая в своей деятельности только личные интересы, называется:
корпорация
Метод, выражающийся в форме словесного отчета, раскрывающего некоторые субъективные стороны изучаемого явления — это:
самонаблюдение
Метод, заключающийся в рассмотрении отдельных механизмов — это:
сравнительный метод
Методики, позволяющие выявить изменение уровня эмоционального возбуждения и отдельных психических функций, характеризующих психическое состояние спортсмена в данный момент, используются для текущих
психологических обследований спортсмена
Методы нравственного воспитания должны применяться:
комплексно
Многократное мысленное воспроизведение двигательного действия (с особой концентрацией внимания на его решающих или не удающихся фазах), а также ситуаций соревновательной борьбы — это:
идеомоторная тренировка
Многолетнее прослеживание психического и психомоторного развития спортсмена — это:
лонгитюдный метод
Многостороннее изучение одного и того же объекта, одного и того же явления с помощью некоего множества частных методик, называется:
комплексным методом
Модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения психологического исследования, — это:
цель исследования
Мотивы спортивной деятельности бывают:
непосредственные и опосредованные
Мощность работы при беге на различные дистанции
уменьшается по мере увеличения дистанции
Мыслительная чувственно-предметная деятельность, направленная на воспроизведение объекта познания или проверки гипотез, — это:
умственный эксперимент
На занятиях физической культурой и спортом перенос двигательных навыков может выражаться во взаимовлиянии
положительного или отрицательного
Наблюдение, оценка и прогноз состояния учебно-тренировочной среды и окружающей соревновательной деятельности — это:
мониторинг
Набор убеждений, ценностей и техник, разделённых членами данного научного сообщества, — это:
парадигма
Наиболее лабильное психическое образование, представляющее собой комплексное проявление, в данный момент, важнейших, необходимых для спортивной деятельности психических функций, — это:
психическое состояние спортсмена
Наибольшая быстрота реакции на движущийся объект отмечена у:
боксеров
футболистов
Наивысшую спортивную работоспособность в годичном тренировочном цикле называют:
спортивной формой
Направленность познания исследователя, базирующаяся на единстве философских, экономических и социально-политических знаний, установок, и предопределяющих диалектико-материалистическое объяснение процессов и явлений окружающего нас мира, — это:
всеобщая методология
Научно-практическая работа психолога в области психологической подготовки спортсменов имеет
прикладную направленность
Некоторыми из важнейших свойств личности, определяющими особенности поведения спортсмена в экстремальных условиях, являются:
его мотивационные установки
отношение к тренировочной и соревновательной деятельности
уровень интереса к тренировочной и соревновательной деятельности
Некоторыми из важнейших свойств личности, определяющими особенности поведения спортсмена в экстремальных условиях, являются:
мотивационные установки спортсмена
темперамент
характерологические особенности личности
Необходимым условием эффективности спортивной команды является __________________ тип управления командой.
демократический
Непредвиденная случайность может даровать более слабому сопернику в спорте
победу
Обязательное, необходимое условие для проявления волевого усилия — это:
наличие трудностей
Одним из важных разделов психологической подготовки к конкретному соревнованию является:
психологическая адаптация к условиям предстоящего соревнования
Одной из задач, которая ставится перед тренером в процессе ранней психологической подготовки спортсмена к соревнованию, является:
получение диагностических данных об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на этом этапе подготовки
Одной из задач, которая ставится перед тренером, в процессе ранней психологической подготовки спортсмена к соревнованию, является:
разработка совместно со спортсменом подробной программы его психологической подготовки к соревнованию
Одной из задач, которая ставится перед тренером, в процессе ранней психологической подготовки спортсмена к соревнованию, является:
стимулирование положительных личных и общественно значимых мотивов участия в соревновании
Оказание тренером психологической помощи спортсмену до начала соревнования и во время перерывов называется:
секундированием
Описание конкретных примеров проявления изучаемых явлений, относящихся к различным типам, группам, вариантам, называется:
казуистикой
Основные виды спортивной деятельности связаны с:
физическими упражнениями
Основные уровни методологии — это:
всеобщая; методология частной науки; методология; методология конкретного исследования
Основой спортивного совершенствования издавна считались следующие виды подготовки спортсменов:
техническая
физическая
Основоположником физкультурного образования в России является:
П.Ф. Лесгафт
Особенности среды и предметов, с которыми спортсмену приходится иметь дело во время тренировок и спортивных соревнований — это:
трудности внешние
Осознание своей причастности к делам и свершениям своей страны является стимулом к:
спортивным достижениям
Отличительной чертой объективных трудностей является то, что они по своему содержанию
одинаковы для всех людей, стремящихся совершенствоваться в данном виде спорта
Отражение важнейших сторон содержания и формы выполняемой деятельности — это __________________ процессы.
познавательные
Отражение действительности в ощущениях и восприятиях, степень восприятия — это __________________ уровень.
перцептивный
Отраслями психологии физкультуры и спорта является:
психология вида спорта
психология личности тренера
психология спортивного поединка
Ощущения, дающие информацию о движении и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках, — это __________________ ощущения.
кинестезические
Патологическое состояние спортсмена, характеризующееся значительным снижением уровня спортивной работоспособности, негативными симптомами функционального характера в сочетании с психической депрессией, — это:
перетренированность
Переживание гнетущего напряжения, тревожности, безысходности, отчаяния, возникшего в ситуации, когда достижение спортсменом жизненно значимой для него цели (высокого результата, победы в соревнованиях и т.п.) находится под угрозой, — это:
фрустрационное состояние
Переживание спортсменом личностного эмоционального отношения к защищаемым общественным интересам как к своим собственным, — это:
чувство спортивной чести
Период, на протяжении которого ведется обучение сложному физическому упражнению, делится на:
три этапа
По количеству работы физические упражнения бывают: __________________ мощности.
максимальной; субмаксимальной; большой и умеренной
По мере увеличения дистанции средняя скорость бега:
одновременно снижается
По характеру выполняемых движений физические упражнения делятся на:
циклические и ациклические
По характеру затрачиваемых нервно-мышечных усилий физические упражнения делятся на:
статистические и динамические
Побуждение необходимости в процессе выполнения физических упражнений совершать большие или меньшие, но всегда превышающие обычные мышечные напряжения, совершать их в разнообразных условиях и именно тогда, когда это необходимо, — это:
волевые усилия при мышечных напряжениях
Повышенный уровень нейротизма свидетельствует о:
неблагополучии в развитии личности
Позиция исследователя в подходе к изучению конкретного явления или процесса психологии спортивной деятельности, а также деятельности психологов, тренеров спортивных коллективов — это:
методология конкретного исследования
Предварительное мысленное представление упражнения спортсменом на гимнастических снарядах содействует его:
хорошему исполнению
Предмет психологии физкультуры и спорта — это:
психика отдельного человека и психология спортивных коллективов
При дистанции 100 м мощность работы будет:
максимальная
При дистанции 100 м средняя продолжительность бега составляет:
10,2 секунд
При дистанции 2000 м мощность работы будет:
большая
При дистанции 20000 м мощность работы будет:
умеренная
При дистанции 400 м средняя продолжительность бега составляет:
45,8 секунд
При измерении точности реагирования на движущийся объект наилучшие результаты показали:
фигуристы, боксеры, футболисты
Принцип единства сознания и деятельности — это:
сознание и психика, сформировавшиеся в процессе деятельности человека
Принцип отражения, принцип развития, принцип диалектической связи, принцип единства сознания и деятельности, личностный принцип — это:
методологические принципы психологии
Принцип, который заключается в том, что психологическая подготовка может плодотворно осуществляться только в неразрывной связи со всеми другими сторонами подготовки спортсмена, называется принципом
всесторонности
Принцип, который заключается в том, что психолого-педагогическому воздействию должны быть подвергнуты все психические проявления, от которых зависит надежное и совершенное выполнение спортивной деятельности, называется принципом
всесторонности
Приучение к спорту является:
следствием упражнения
Профессиональный спортсмен должен много времени уделять по совершенствованию
психорегуляции
Процесс преодоления внешней среды, где протекают состязания, преодоления сопротивления соперника, преодоления спортсменом самого себя — это:
соревновательная борьба
Процесс произвольного воздействия на психическое состояние и психомоторику спортсмена после завершения соревнований, осуществляемый с целью их оптимизации самим атлетом (саморегуляция) или тренером, врачом, психологом (гетерорегуляция), — это:
постсоревновательная психическая регуляция
Процесс, во время которого спортсмен овладевает специальными двигательными навыками и приемами действий, свойственными данному виду спорта, и совершенствуется в выполнении этих приемов, — это:
техническая подготовка
Процесс, когда ставится задача создания предварительных представлений и понятий об изучаемом физическом упражнении и главным образом о его кинематической структуре, — это:
этап ознакомления
Проявление максимального уровня психической готовности непосредственно перед выполнением спортивного действия — это:
мобилизационная готовность
Проявление психического через двигательные акты и реакции — это:
психомоторика
Психика отдельного человека включает в себя:
образования
процессы
свойства
состояния
Психические процессы, психические состояния, психические образования включают в себя такое явление как:
психика человека
Психологическая подготовка спортсмена заключается в том, чтобы:
развивать умение управлять своими психическими состояниями и в экстремальных условиях деятельности
создавать положительную «психологическую атмосферу» в коллективе
способствовать выработке знаний о предстоящих соревнованиях
Психологическая подготовка спортсмена заключается в том, чтобы:
создавать оптимальные психические состояния в процессе тренировки и соревнований
способствовать совершенствованию психических процессов
формировать психические свойства личности
Психологическая структура состояния готовности спортсмена к соревнованию содержит элементы:
наличие активного стремления к достижению победы
наличие оптимального для предстоящей борьбы эмоционального состояния
наличие уверенности в возможности одержать победу
Психологическая характеристика предстартовых состояний была выявлена:
А.Ц. Пуни
Психология спортивного коллектива включает в себя:
волевые явления
интеллектуальные явления
мотивационные явления
эмоциональные явления
Психология спортивных коллективов включает в себя:
мнения
настроения
традиции
цели
Различают основные группы трудностей, встречающихся в спортивной деятельности:
объективные
субъективные
Разработка психологически обоснованной системы отдыха и приемов восстановления сил спортсменов, организация психолого-образовательной работы со спортсменами и тренерами мероприятий, входят в обязанности
психолога
Решение задач воспитания, формирования личности гражданина — это содержание __________________ подготовки спортсмена.
психологической
Решение психологических задач совершенствования качеств личности спортсмена, формирование у него психической готовности к эффективному участию в соревнованиях — это:
общая психологическая подготовка
Рост интеллекта во взаимосвязи его функциональных компонентов показал:
Б.Г. Ананьев
Сбор достаточной и достоверной информации об условиях будущего соревнования, формирования состояния психической готовности к соревновательной борьбе — это исходная часть __________________ подготовки.
психологической
Свойство внимания спортсмена, заключающееся в том, что оно остается направленным на данный объект или действие независимо от различных обстоятельств, — это:
сосредоточенность
Сердцевину психологии спорта составляет мотивация быть:
первым в состязаниях с равными
Сложное состояние, в которое входят высокоразвитые познавательные, эмоциональные и волевые функции, — это:
психическая готовность
Создание и развитие физического воспитания связано с именем
П.Ф. Лесгафта
Соответствие людей друг другу по возрасту, уровню сенсомоторного развития, по степени подготовленности, по проявлению основных свойств нервной системы и т.п. — это:
психофизиологическая совместимость
Составить психологические характеристики особенностей личности спортсмена и выявить индивидуальные особенности психических процессов — это задача __________________ обследования.
психологического
Составляющие состояния спортсмена, связанные с эффективным выполнением спортивных действий, преодолением трудностей и препятствий соревновательной деятельности, — это:
волевые компоненты
Составная часть вегетативной нервной системы, участвующая в регуляции ряда функций организма спортсмена таким образом, что это может отразиться негативно на достижении высокого спортивного результата, называется __________________ системой.
симпатоадреналовой
Состояние внутреннего напряжения, связанное с осознанием трудности и побуждением себя к преодолению этой трудности, — это:
волевое усилие
Состояние особого подъема сил спортсмена, его исключительной энергии и активности, укрепившейся уверенности в успехе, — это:
боевое воодушевление
Состояние, переживаемое спортсменами перед выступлением в соревновании, называется:
предстартовым
Социально-психологические исследования групп и коллективов начались в:
20-30-е годы
Специализированный учебно-тренировочный процесс совершенствования физических (двигательных) способностей спортсмена, осуществляемый с учетом вида спорта, — это __________________ подготовка.
физическая
Специальная отрасль психологической науки, предметом которой являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах, психологические особенности личности спортсмена и спортивного коллектива, — это:
психология спорта
Специальные исследования показали, что состояние высокой тренированности характеризуется следующими признаками:
расширенным объемом внимания
уверенностью в своих силах
чрезвычайной быстротой протекания психических процессов
Специальный метод, используемый в процессе открытия нового — это:
эвристический метод познания
Специфическая эмоция, возникающая в определенных условиях спортивной деятельности, во время обострения борьбы спортсмена за успешный результат, — это:
эмоция спортивной злости
Спортивная деятельность направлена на формирование:
социально-психологического климата в коллективе
Спортивная деятельность, доставляющая спортсмену большое эмоциональное удовлетворение, если она педагогически правильно организована, — это:
школа нравственного опыта
Спортсмен, знающий, как надо действовать, умеющий выполнить соответствующие действия, способный проявить себя, обладает таким волевым качеством как:
решительность
Спортсмены с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой обычно обладают:
положительными волевыми качествами
Спортсмены со слабой нервной системой обычно обладают:
отрицательными волевыми качествами
Способность к управлению движениями руки в ответ на зрительный стимул — это:
зрительно-моторная координация
Способность предельно сосредоточиваться на том деле, которым занимаешься в данный момент, необходимо систематически
развивать
Способность спортсмена предвидеть (предугадать) действия и движения соперника или партнера до их реального осуществления — это:
антиципация
Степень быстрого восприятия каких-либо воздействий на органы чувств спортсмена — это __________________ уровень.
сенсомоторный
Степень восприятия каких-либо второстепенных воздействий на органы чувств спортсмена — это:
субсенсорный уровень
Степень словесно доказательных или словесно опровергающих способов установления взаимоотношений между спортсменом-тренером, спортсменом-спортсменом, тренером-тренером — это __________________ уровень.
вербально-логический
Структурные особенности и относительная «сила» мотивов в спортивной деятельности были исследованы
Ю.Ю. Палаймой
Структурными составляющими психологической готовности, выделенными А.Ц. Пуни, являются следующие компоненты:
волевой
познавательный
эмоциональный
Субмаксимальная мощность — это:
бег — 1000 м, плавание — 400 м
Такие ощущения, как свежесть, легкость мышц, каждый спортсмен обязан уметь вызывать у себя с помощью
разминочных упражнений
Терпимость к гнетущему напряжению, тревожности, возникшего в ситуации, когда достижение спортсменом жизненно значимой для него цели высокого результата или победы в соревнованиях находится под угрозой, — это:
фрустрационная толерантность
Тренировочные занятия у спортсменов высокого класса отличаются:
самостоятельностью и ответственностью
Трудности, которые обусловлены специфическими для данного вида спорта препятствиями, без преодоления которых спортсмен не может овладеть этим видом спорта, называются:
объективными
Увеличение частоты дыхания и пульса, снижение жизненной емкости легких, рост артериального давления, снижение двигательной активности — физиологические проявления состояния
мертвой точки
Уверенность в своих силах, сильная воля и развитая способность к самоорганизации и самоуправлению в сложных ситуациях спортивной борьбы с равным или превосходящим соперником подкрепляется:
страстным желанием победы
Умеренная мощность — это:
бег — 20 км, марафонский бег
Уровень развития комплекса психических свойств и особенностей спортсмена, от которых зависит совершенное и надежное выполнение спортивной деятельности в экстремальных условиях тренировки и соревнований, — это:
психологическая подготовленность
Условия возникновения психических явлений и тенденция их изменения — это:
суть принципа развития
Успешность спортивной деятельности спортсмена зависит от:
развития мотивационно-волевого потенциала личности спортсмена
Форма научного отражения проблемной ситуации — это:
проблема исследования
Целеустремленность, инициативность, дисциплинированность, решительность и смелость, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели, относятся к:
волевым качествам спортсмена
Честная игра — это:
фейр плей
Член команды, который ясно понимает задачи, стоящие перед командой в данном ответственном соревновании, видит пути их решения и действует на более высоком уровне по сравнению с остальными игроками, — это:
лидер в спортивной команде
Чтобы концентрированное внимание стало устойчивым, его следует ежедневно вырабатывать с помощью
специальных упражнений
Чтобы приучить спортсменов преодолевать трудности, тренеры проводят:
отдельные занятия в сложных условиях
Эмоции и чувства победителя могут быть охарактеризованы испытываемой спортсменом гордости за:
себя, свою команду, свою страну
Эмоциональное состояние повышенной активности, в частности двигательной, типичное для спортивной деятельности, — это:
спортивное возбуждение
Яркие и сильные разнообразные эмоциональные переживания, динамичность эмоциональных состояний характерны для:
спортивной деятельности