выражение табу что значит
Значение слова табу. Табу у аборигенов Полинезии, у Фрейда и в наши дни
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд рассматривал табу как основу культуры, которая начинается с запрета на убийство и кровосмешение.
Табу у аборигенов Океании
Н.К. Чуковский. «Матрос Рутерфорд в плену у новозеландцев»
Отто Коцебу. «Новое путешествие вокруг света в 1823-1826 гг.»
Сегодня в этнографии термином «табу» обозначают любые религиозные запреты.
Сериал «Табу» с Томом Харди
Табу. Примеры употребления
Учитель, какой бы он негодяй ни был, всегда прав, потому что он учитель или особа священная, что-то вроде новозеландского табу; трактирщик же всегда виноват, потому что он трактирщик и кулак.
А.П. Чехов. «Именины» (1888)
Изумление и страх пред женщиной сохранились и до нашего времени, в «табу» диких племен.
Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925)
Пусть мутный и тусклый жаргон станет табу для всех педагогов-словесников.
К.И. Чуковский. «Живой как жизнь (разговор о русском языке)» (1962)
О Лере старались не упоминать. Эта тема была табу.
Юрий Трифонов. «Утоление жажды» (1959-1962)
Потому и существует языковое табу, что требуются сильные, запредельные, невозможные выражения для соответствующих чувств при соответствующих случаях.
Михаил Веллер. «Ножик Сережи Довлатова» (1997)
Для каждого из нас табу необходимо. Если мы дадим возможность проявлению животного начала в себе, мы перестанем быть людьми.
Владимир Шахиджанян. «1001 вопрос про ЭТО» (1999)
К числу табуированных тем чуть ли не до конца 1980-х годов принадлежали и принудительные миграции в СССР.
Павел Полян. «В далекие края. Книги о репрессивных принудительных миграциях в СССР» (2002)
Значение слова табу
Словарь Ушакова
Словарь Ожегова
ТАБУ, нескл., ср.
1. В первобытном обществе: запрет, налагаемый на какоен. действие, слово, предмет, употребление или упоминание к-рых неминуемо карается сверхъестественной силой.
2. перен. Вообще запрет, запрещение. Наложить т. на чтон.
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ср. несклон. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что-либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. У нас табачная торговля табу.
Энциклопедический словарь
(полинезийск.), в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм.
Большая Советская Энциклопедия
(полинезийский), распространённая в доклассовом обществе система запретов, нарушение которых якобы карается сверхъестественными силами. Обычай Т. впервые был описан Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) в 1771. У полинезийцев табуированным было всё, что относилось к богам и духам, всё принадлежавшее жрецам и вождям. Возникновение Т. связано, по-видимому, с потребностями формировавшегося человеческого общества подчинить поведение индивидуума интересам коллектива. В родовом обществе Т. регламентировало важнейшие стороны жизни человека, прежде всего соблюдение брачных экзогамных норм (см. Экзогамия ). Широко распространены также пищевые Т. Пережитки Т. сохраняются в современных религиях (например, в христианстве понятие греха аналогично Т.).
В языкознании Т. ≈ слово, употребление которого запрещается (вследствие религиозных верований, суеверий, цензурных запретов, боязни грубых выражений и т. п.), например у промысловых охотников вместо «медведь» ≈ «хозяин», «ломака», «он»; ограничение словоупотребления, определяемое теми же причинами.
Лит.: Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Что такое табу и нужны ли они нам
Понятие табу уже утратило свое устрашающе-религиозное значение. Все же мы не верим, что небо разверзнется, и божество на огненной колеснице покарает нас за бутерброд во время поста. Но умудряемся ставить барьеры у себя в голове, даже забывая, откуда они взялись. Нужны нам ограничения или это пережиток прошлого общества? Почему бессмысленные запреты только усиливают желание их нарушить? Как избавиться от комплексов в сексуальной сфере? Глупо когда мы сами себе ставим преграды. Но именно этим и занимаются взрослые люди.
Что такое табу
Табу — это абсолютная невозможность совершения определенного действия. Это как проклятие навсегда. Оно непоколебимо и не допускает возможности преступить ту черту, которую запрещено преступать. Значение его несколько двойственное: с одной стороны – это нечто священное, недоступное для простого человека, с другой – жуткое, страшное и жестокое. Изначально понятие было сводом религиозных запретов, сегодня оно перенесено в плоскость внутренних моральных ограничений. Другое, обыденное значение этого понятия – священный.
Само слово «табу» имеет полинезийское происхождение, где оно означает запрет сакрального значения. Жесткие ограничения, которые транслируют служители культа, зачастую не обоснованы, но являются чем-то естественным для всех, кто находится в их власти.
Собственно, религия – это и есть кодекс запретов для всех людей вне зависимости от происхождения, социального статуса материального положения. Но за нарушение одних можно было получить словесное нравоучение, а за попирание других моментально следовало жестокое наказание высших сил. Почему такая разница? Потому что табу и моральные нравоучения – разные вещи. Моральные нравоучения можно обойти, схитрить, купить индульгенцию. Табу – нет.
Табу в религии
Табу вводились религиозными служителями по нескольким причинам. Первое – это проведение границы между людьми и сакральными предметами, которые способны отделить священное от обыденного и обыденное от священного. Второе – это возможность поддержать порядок в общине. Так, например, под строжайшим запретом были сексуальные связи между близкими родственниками. Без знания генетики объяснить воспрещение было сложно, поэтому табу описывалось кратко: «Нельзя. И точка. Иначе кара небесная». Причем служители культа часто выполняли наказание задолго до высших сил, чтобы другим было неповадно.
Сегодня религиозные запреты сохранились, прежде всего, в отношении пищи. Собственно, Библейское повествование начинается именно с запрета съесть плод с дерева добра и зла. С его нарушения и случилось грехопадение человечества, за которое мы расплачиваемся до сих пор. Пищевые религиозные ограничения – это строгие понятия поста в христианстве, кошерная пища в иудейской религии, халяльная в мусульманстве. Другие ограничения касаются поведения вообще или в определенные дни, одежды, изображения живых существ и другие.
Первые научные исследования
Первым исследователем, который классифицировал тему табуирования был шотландский этнограф, антрополог и религиовед Джеймс Джон Фрейзер (01.01.1854-07.05.1941). Он первым описал табу с точки зрения двух противоположных понятий – магических ритуалов и здравого смысла. В своей книге многочисленные запреты разных народов он разделил по сферам жизни:
Вывод из этого исследования был интересным: людям всегда нужен был образец, к которому они стремились. Люди видели безупречную модель жизни и мечтали жить так же. Но для того, чтобы достичь заоблачных высот им приходилось подчиняться тому самому идеалу.
Удивительно, но многие запреты, описанные в книге, мы помним и сегодня. Причем следуем им даже не задумываясь о происхождении. Так, например, многие не выбрасывают срезанные ногти и волосы, не дарят острые предметы, не завязывают узлы.
Фрейд, табу и амбивалентность
Зигмунд Фрейд (06.05.1856-23.09.1939) в своей книге «Тотем и табу» рассматривает табу порождение амбивалентности. Амбивалентность – это двойственность чувств по отношению к чему либо. Получив жесткий запрет, человек с одной стороны испытывает священный трепет, с другой – неудержимое желание его нарушить.
Фрейд привязывает понятие табу к теме психоанализа, исследования бессознательной части душевной жизни персональной и коллективной психики. В своих работах он описывает людей, что сами создали себе жесткие табу и следуют им не хуже полинезийских дикарей. Фрейд даже ввел понятие «болезнь табу» – ничем не обоснованную болезненную навязчивость, которая приводит к бесконечным спорам с самим собой, нервозности и навязчивым ритуалам.
Причем необоснованные запреты в определенной степени заразны, они могут передаваться от человека к человеку и захватывать большие группы людей. Самым частым проявлением этой болезни является табу на прикосновения, и как следствие – навязчивый ритуал бесконечных омовений.
В современном психоанализе понятие табу больше исследуется в сексуальной сфере. Но есть и другие проявления внутренних запретов. Например, многие из нас неосознанно запрещают себе те или иные действия, мысли, эмоции, поступки и даже не догадываются, что продиктованы они внутренними табу.
Табу в наше время
Современное общество не производит таких категорических табу. Ученые утверждают, что количество моральных запретов зависит от уровня развития цивилизации. Одно дело – невозможность взглянуть на верховного правителя, другое – табу на убийство. Хотя многое также зависит и от самого человека. Если для одного утверждение «Не укради» находит отклик в душе, то для другого это, скорее, вызов. Все же человеку свойственно делать то, что идет ему на пользу и вредит окружающим. И останавливает его от активных действий совсем не мораль, а боязнь общественного осуждения и уголовный кодекс.
Юридические ограничения прописывает государство, которое способно наказать не хуже верховного жреца. Раньше все табу были прописаны в религиозных книгах, но сегодня многие не следуют строгим религиозным нравоучениям. Внутренние запреты продиктованы этикой и родительским воспитанием, а внешние – юридическим законом. Когда человек неосознанно или намеренно нарушает порядок, причиняет вред окружению, окружение говорит «Нам это не нравится, это ущемляет наши интересы» и создает определенные законы.
Во многих странах существуют культурные или поведенческие запреты. За их нарушение никого не посадят в тюрьму, но для окружающих нарушитель становится изгоем. То есть сам попадает под влияние табу. Например, в Японии нельзя заходить в дом в уличной обуви, жалеть плачущего человека или обращаться к вышестоящему начальнику без его разрешения. В буддийских странах запрещено прикасаться к голове ребенка, а в Швеции нельзя дарить гвоздики, которые считаются траурными цветами. И это только некоторые из большого числа ограничений. Но чтобы избежать неприятных ситуаций, их стоит придерживаться.
Нужны ли нам табу
Нужны ли строгие запреты сегодня? Скорее, да. Конечно, старые моральные ограничения относились к обществу, которого сегодня уже не существует. Нужны другие. Те, что направленны на сохранение жизни, например. При воспитании маленького ребенка родители строго запрещают ему приближаться к розеткам или кипящим кастрюлям. Детям совсем не обязательно знать законы движения электронов, чтобы понять: пальцы в розетку совать нельзя. Для взрослых людей – это правила дорожного движения, кодекс законов.
Социологи утверждают: чем больше у человека внутренних культурных запретов, тем качественней он вписывается в общественную среду. Хотя иногда неразумные запреты провоцируют многочисленные нарушения (амбивалентность чувств). Так, во время сухого закона, количество пьющих людей резко увеличивается.
Сосуществовать было бы намного проще, если бы все придерживались внутренних ограничений. Практикующие психологи отмечают в своих работах, что взрослым людям стоит также поучиться уважать чужие внутренние запреты. А попросту – не лезть в чужую жизнь с добровольными советами или бестактными вопросами. Даже если вам кажется, что ограничения другого человека смешны и бессмысленны, не стоит учить их жизни, давая советы вроде:
А фазу «я на твоем месте…» вообще следовало предать анафеме, вычеркнуть из памяти человечества. Единственное, что можно сделать – поделиться собственным опытом. И то, в форме диалога.
Как распознать табу
Государство способно табуировать далеко не все процессы в нашей жизни. Но то, что не делается на уровне общества, добровольно осуществляется на уровне личности. Мы сами себе устанавливаем внутренние барьеры, способные сильно отяготить наше существование. Мы делаем это неосознанно, но своими «психологическими руками». При этом не осознаем, что именно они являются препятствием к достижению успеха. Мы запрещаем себе:
И это только начало. Чем больше внутренних ограничений, которые мы сами себе не в состоянии объяснить, тем меньше места остается для счастья. Запреты в одной сфере жизни отражаются на остальных, а желание их нарушить ведет к рассогласованности с самим собой. Яркий пример – наш лишний вес. Мы часто едим не потому, что любим это блюдо. Мы заедаем внутренние запреты на красоту, сексуальность, отношения, материальное благополучие. И чем больше мы себе запрещаем, тем больше хочется есть. А если в это время садимся на диету, и запрещаем себе еще и любимые продукты, пиши пропало. Набор десятка лишних килограммов обеспечен.
Наши внутренние ограничения могут причинять боль близким. Например, у некоторых есть табу на извинения. Человек просто не может выговорить простые слова, способные уменьшить боль другого. Есть и такие, что мы переносим на своих детей, мужа или жену, также усложняя им жизнь. Мало того, что мы сами страдали, пусть теперь и они страдают. А ведь ответа на вопрос «Почему?» у нас просто нет. В лучшем случае мы вспомним, что нам это кто-то сказал. Так что если табуировать что-то в личной жизни, так это невмешательство в пространство близких людей.
Наши бессознательные табу похожи, скорее, на микрочипы, вживленные в голову в детском или подростковом возрасте. Но люди чаще называют их тараканами. Справиться ментальными «тараканами» в голове помогают психотерапевты. Они раскручивают проблемы, как клубок ниток, докапываются до первопричины бессмысленного барьера. Психологи способны не только выслушать. Они снабжают клиентов инструментами, которые помогают им жить и справляться со своими запретами самостоятельно. Но и психотерапевты попадают под запрет. Ведь считается, что на сеансы психотерапии ходят психопаты, слабаки или полные неудачники. Так что перед тем, как отправиться на сеанс психотерапии, придется нарушить по крайней мере одно внутреннее табу, чтобы справиться с остальными.
Выводы:
Значение слова «табу»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Табу́ — термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу, без четкого осознания какая именно это угроза.
ТАБУ’, нескл., ср. [полинезийск.]. У первобытных народов — запрет, налагаемый на какое-н. действие, слово, предмет.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
табу́
1. в первобытном обществе — запрет, налагаемый на какое-либо действие, слово, выражение, имя, на какой-либо предмет, вид пищи, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой ◆ Первобытному человеку мир представляется наполненным всевозможными невидимыми сущностями, духами, которые выступают как причины явлений; чтобы задобрить или изгнать духов, существуют заклинания, ритуальные танцы, жертвоприношения, строго соблюдаемые запреты (табу) и т. п. 〈…〉 Известны случаи, когда люди, случайно нарушившие табу, умирали, когда узнавали об этом. 〈…〉 Основное свойство тоталитарного человека — это наличие для него определённых запретов, табу, нарушить которые он не в состоянии. В. Ф. Турчин, «Феномен науки», Кибернетический подход к эволюции, 1970 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Как считается, нарушение табу навлекает бе́ды на весь род независимо от того, кто совершил его. О. Г. Дробницкий, «Моральное сознание и его структура» // «Вопросы философии», № 2, 1972 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. разг. вообще запрет, запрещение ◆ Одно время развитие трансплантологии застопорилось из-за религиозных табу. Анна Маева, «Дар на всю жизнь» // «Здоровье», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова перелицовывать (глагол), перелицовывали:
Табу — что это такое, понятие простыми словами.
Табу – это запрет на определенную деятельность, базирующийся на культурных или моральных убеждениях.
Что такое ТАБУ — значение, определение, понятие простыми словами.
Простыми словами, Табу — это действия которые в большинстве случаев не запрещены законом, но их нельзя совершать, так как, это не принято, неприлично или аморально. Данные запреты работают только в конкретной общине или социальной группе.
Во многих культурах существуют свои виды запретов, даже если не используется такой термин как – табу.
В большинстве случаев табу относится к вещам, которые считаются священными и требуют специального особо трепетного обращения. Например, католики принимающие причастие, следят, что бы хлеб (Тело Христово), ни в коем случае, не упал на землю, так как его считают священным.
Иногда запреты рассматривались как взаимодействие с чем-то нечистым. В некоторых культурах, девушек во время менструального цикла отстраняли от общества, запирали в отдельных помещениях, так как считали их нечистыми.
У многих запретов есть и более земные происхождения. Это относится к древним практическим советам по ведению жизненного быта.
Пример: нельзя есть свинину, нужно мыть ноги перед входом в помещение и так далее…
Подобные запреты имели практическую подоплеку в определенный период времени, когда медицина и гигиена была не на высоте. В современном мире, данных правил уже можно и не придерживаться, но они перекочевали в религию и стали определенным видом табу.
Что нужно знать о табу?
Влияние сакральных запретов в мире очень велико. Людям, которые планируют каким-то образом взаимодействовать с людьми из другой культурной группы, желательно ознакомится с культурой этих людей. Так как невинным на ваш взгляд действием, вы можете нарушить какой-то запрет и оскорбить представителей данного народа.