выполнить план по структуре продукции значит
Анализ качества произведенной продукции. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов
Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПусл = Σ(Уф.общ х Удiпл. х Цiпл)
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 ед. (ΔЦстр)за счет структуры:
Σ(Удiф х Удiпл) х Цiпл
Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
ΔВПстр = ΔЦстр х Vф.общ
Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
Качество продукции — понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта:
где Ц0 и Ц1 –— соответственно цена изделия до и после изменения качества; Со и С1 — соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; К1 — количество произведенной продукции повышенного качества; VРП1 — объем реализации продукции повышенного качества.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.
ПРИМЕР ЭУК: Экономический анализ
Лекция по теме 2. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ
1. Цель, задачи и этапы анализа производства и продаж. Источники информации
Производственная программа – основной раздел бизнес-плана организации. Предприятия разрабатывают производственную программу на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, учитывая интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции.
В производственной программе обязательно освещаются следующие вопросы:
— какие виды товаров и в каком объеме производить;
— в какие сроки должны быть готовы товары к отправке потребителю;
— какого качества должны быть товары;
— сколько дополнительно организация может выпустить товаров, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов;
— каков нижний предел объема выпуска товаров, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации;
— каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства товаров?
Объем производства и продаж продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса предприятие ориентируется на объем производства продукции. В условиях высокой конкуренции и ограниченного спроса возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.
Показатели производственной программы нужны для определения потребности в ресурсах для производства, степени загрузки оборудования и других показателей.
Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:
1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции: анализ объема продукции, анализ ассортимента продукции, анализ структуры продукции.
2. Анализ качества продукции.
3. Анализ ритмичности производства.
4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
Цель анализа – определить пути увеличения объема реализации по сравнению с конкурентами, расширения доли рынка при максимальном использовании производственной мощности и в результате – увеличить прибыльность организации.
— контроль над выполнением плана производства и реализации продукции;
— изучение динамики производства и реализации продукции;
— определение влияния факторов на изменение этих показателей;
— выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж;
— разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Источниками информации для проведения анализа являются:
— данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности,
Анализ ассортимента и структуры продукции
При анализе результатов хозяйственной деятельности предприятие должно учитывать ассортиментную политику и структуру выпускаемой продукции. При формировании ассортимента продукции компании учитывают, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Систему формирования ассортимента продукции составляют:
Определение текущих и перспективных потребностей потребителей.
Оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.
Изучение жизненного цикла товара, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий.
Оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Для оценки выполнения плана производства продукции по ассортименту применяется коэффициент (методика Савицкой Г.В.), расчет которого производится путем деления общего фактического объема производства товаров, зачтенного в выполнение плана производства по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Коэффициент выполнения плана по ассортименту = (Фактический выпуск / Выпуск изделий в стоимостном выражении по плану) х 100 %
Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:
1. Внутренние причины связанные с: недостатками в организации производства; плохим техсостоянием оборудования; высокой степенью износа основных фондов (как физическим, так и моральным); низкой культурой производства; недостатками в системе управления и материального стимулирования персонала; аварии; простои; дефицит оборотных средств.
2. Внешние причины, к которым можно отнести: конъюнктура рынка; изменение спроса на отдельные виды продукции; состояние логистики; состояние материально-технического обеспечения; несвоевременный ввод в действие производственных мощностей по независящим от компании причинам
Компаниям с широким ассортиментом выпускаемых продуктов рекомендуется следующая методика определения выполнения плана по ассортименту (методика Шеремент А.Д.):
Увеличение выпуска (объема продаж) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных продуктов в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры выпускаемой продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели компании, такие как: материалоемкость, объем выпуска в стоимостном выражении, себестоимость, прибыль и рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогого продукта, то объем его выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Расчет влияния структуры выпускаемой продукции можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех доугих факторов, кроме структуры выпуска:
ВПпл = Vпл * УДпл * Цпл
ВПусл1 = Vф * УДпл * Цпл
ВПусл2 = Vф * УДф * Цпл
ВПф = Vф * УДф * Цф
Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:
ВП = V * УД * Ц
ΔВПΔV = ΔV * УД * Цпл
ΔВПΔУД = Vф * ΔУД * Цпл
ΔВПΔЦ = Vф * УДф * ΔЦ
ΔВПΔV + ΔВПΔУД + ΔВПΔЦ = ΔВП
Рассмотрим небольшой пример анализа ассортимента и структуры продукции.
Для проведения анализа ассортимента выпускаемой продукции условной компании построим таблицу, позволяющую оценить выполнение плана по ассотрименту.
Таблица 1. Выполнение плана по ассортименту продукции
Тип продукции | Объем производства в запланированных ценах, руб. без НДС | Выполнение плана, % | Выпуск, зачтенный в выполнение плана по ассортименту | |
---|---|---|---|---|
А | 28 800 | 25 200 | 87,5% | 25 200 |
Б | 33 600 | 33 264 | 99,0% | 33 264 |
В | 19 201 | 40 936 | 213,2% | 19 201 |
Г | 14 400 | 60 | 0,4% | 60 |
Всего | 96 001 | 99 460 | 103,6% | 77 725 |
Из данных вышеприведенной таблицы следует, что план по ассортименту продукции выполнен на 81,0% (77 725 / 96001 * 100%).
Изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту в рассматриваемом примере не выполнен.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных видов продукции в общем их выпуске.
Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Расчет влияния структуры продукции произведем методом цепной подстановки (таблица 2).
Таблица 2. Анализ структуры выпускаемой продукции способом цепной подстановки
Приведенные данные показывают что, изменение структуры продукции принесло компании дополнительную товарную выручку, в рассматриваемом периоде, в сумме 961 рубль.
4. Анализ выполнения плана по структуре продукции.
Структура продукции – удельный вес продукции данного вида в общем выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске запланированное соотношение ее видов.
Выполнение плана по структуре устанавливается следующим образом:
Рассчитывается фактический выпуск продукции при условии соблюдения планового удельного веса. Это можно сделать двумя способами:
Путем умножения общего фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.
Путем умножения планового выпуска каждого изделия на общий процент от выполненного плана по выпускаемой продукции.
В зачет выполнения плана по структуре принимается фактический выпуск, но не больше фактического выпуска при соблюдении плановой структуры.
Процент от выполненного плана по структуре равен отношению общей суммы, зачтенной в выполнении плана по структуре к сумме фактически выпущенных изделий.
Выпуск продукции по плану
Фактический выпуск по плановой структуре, млн. руб.
Фактический выпуск продукции
Засчитывается в выполнение плана по структуре
1 способ: итог графы 5 умножаем на каждую строку графы 3.
1) выполненного плана
2) 100,7 % умножаем на каждую строку графы 2
II. Сравниваем графу 5 и 4 и берем меньшее.
, следовательно, несмотря на перевыполнение плана на 0,7% план по структуре недовыполнен на 3,5%
Невыполнение плана сложилось в связи с отклонением фактического удельного веса по сравнению с планом по всем изделиям, кроме того, предприятие внепланово выпустило изделие Г на 600 млн.р.
Далее анализ производится путем расчета влияния изменения структуры продукции на объем производства в стоимостном выражении:
1 способ: Метод прямого счета.
Определяется разность между фактическим выпуском по каждому изделию и фактическим выпуском при соблюдении плановой структуры.
2 способ: Метод средних цен.
Определяется разность между фактической и плановой ценой по каждому изделию и умножается на фактический выпуск изделия в натуральном выражении.
5. Анализ ритмичности выпуска продукции.
Ритмичность– это выпуск продукции за любой отрезок времени изученного периода в полном соответствии с установленным планом на этот период.
Это понятия не следует путать с понятием равномерности – это выпуск изделия равномерными партиями за равные промежутки времени.
Для изучения ритмичности рассчитывают следующие показатели:
Коэффициент ритмичности – отношение фактического выпуска продукции в пределах плана к плановому выпуску (% или в долях единицы).
Общее число аритмичности – сумма чисел аритмичности без учета знака.
Чем меньшее значение принимают эти показатели, тем более ритмична работа предприятия.
Неритмичная работа приводит к простоям, нерациональному использованию оборудования, трудовых ресурсов, увеличивает затраты на производство. Ущерб наносится не только при недовыполнении, но и при перевыполнении плана, так как это ведет к возникновению узких мест в производстве, увеличивают количество остатков готовой продукции.
В заключение анализа ритмичности можно определить резерв увеличения выпуска продукции в связи с неритмичной работой. Для этого разность между наибольшим и наименьшим выпуском продукции нужно умножить на продолжительность анализируемого периода.
Причинами неритмичной работы могут быть:
Объективные – несвоевременная поставка материалов, недопоставки, отсутствие электроэнергии и т.п.
Субъективные – недостатки организации производства и труда (простой, внеплановые ремонты).
ПРИМЕР. Определить коэффициент ритмичности, числа аритмичности, общее число аритмичности.
Выпуск продукции, млн. руб.
Засчитывается в выполнение плана по ритмичности
Анализ выполнения плана по структуре продукции
Структура продукции – удельный вес продукции данного вида в общем выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске запланированное соотношение ее видов.
Выполнение плана по структуре устанавливается следующим образом:
1. Рассчитывается фактический выпуск продукции при условии соблюдения планового удельного веса. Это можно сделать двумя способами:
· Путем умножения общего фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.
· Путем умножения планового выпуска каждого изделия на общий процент от выполненного плана по выпускаемой продукции.
2. В зачет выполнения плана по структуре принимается фактический выпуск, но не больше фактического выпуска при соблюдении плановой структуры.
3. Процент от выполненного плана по структуре равен отношению общей суммы, зачтенной в выполнении плана по структуре к сумме фактически выпущенных изделий.
Изделие | Выпуск продукции по плану | Фактический выпуск по плановой структуре, млн. руб. | Фактический выпуск продукции | Засчитывается в выполнение плана по структуре | |
млн. руб. | % | млн. руб. | % | ||
А | 9,25 | ||||
Б | 53,3 | 53,7 | |||
В | 37,45 | 33,5 | |||
Г | — | — | — | 2,8 | — |
Итого |
1 способ: итог графы 5 умножаем на каждую строку графы 3.
1) выполненного плана
2) 100,7 % умножаем на каждую строку графы 2
II. Сравниваем графу 5 и 4 и берем меньшее.
, следовательно, несмотря на перевыполнение плана на 0,7% план по структуре недовыполнен на 3,5%
Невыполнение плана сложилось в связи с отклонением фактического удельного веса по сравнению с планом по всем изделиям, кроме того, предприятие внепланово выпустило изделие Г на 600 млн.р.
Далее анализ производится путем расчета влияния изменения структуры продукции на объем производства в стоимостном выражении:
1 способ: Метод прямого счета.
Определяется разность между фактическим выпуском по каждому изделию и фактическим выпуском при соблюдении плановой структуры.
2 способ: Метод средних цен.
Определяется разность между фактической и плановой ценой по каждому изделию и умножается на фактический выпуск изделия в натуральном выражении.
5. Анализ ритмичности выпуска продукции.
Ритмичность – это выпуск продукции за любой отрезок времени изученного периода в полном соответствии с установленным планом на этот период.
Это понятия не следует путать с понятием равномерности – это выпуск изделия равномерными партиями за равные промежутки времени.
Для изучения ритмичности рассчитывают следующие показатели:
1. Коэффициент ритмичности – отношение фактического выпуска продукции в пределах плана к плановому выпуску (% или в долях единицы).
3. Общее число аритмичности – сумма чисел аритмичности без учета знака.
Чем меньшее значение принимают эти показатели, тем более ритмична работа предприятия.
Неритмичная работа приводит к простоям, нерациональному использованию оборудования, трудовых ресурсов, увеличивает затраты на производство. Ущерб наносится не только при недовыполнении, но и при перевыполнении плана, так как это ведет к возникновению узких мест в производстве, увеличивают количество остатков готовой продукции.
В заключение анализа ритмичности можно определить резерв увеличения выпуска продукции в связи с неритмичной работой. Для этого разность между наибольшим и наименьшим выпуском продукции нужно умножить на продолжительность анализируемого периода.
Причинами неритмичной работы могут быть:
· Объективные – несвоевременная поставка материалов, недопоставки, отсутствие электроэнергии и т.п.
· Субъективные – недостатки организации производства и труда (простой, внеплановые ремонты).
ПРИМЕР. Определить коэффициент ритмичности, числа аритмичности, общее число аритмичности.
Число месяца | Выпуск продукции, млн. руб. | Выполнение плана, % | Засчитывается в выполнение плана по ритмичности | Числа аритмичности |
План | Отчет | + | — | |
0,1 | ||||
108,3 | 0,083 | |||
101,6 | 0,016 | |||
104,1 | 0,041 | |||
106,2 | 0,062 | |||
Итого | 102,1 | 0,202 | 0,1 |
Коэффициент ритмичности: ,
Общее число аритмичности: 0,1+0,202=0,302
ВЫВОД: Так как, коэффициент ритмичности равен 98%, а общее число аритмичности близко к 0, то можно сказать, что работа предприятия близка к ритмичной. Ритмичность нарушалась в основном за счет перевыполнения плана на 66,6% () и за счет недовыполнения плана в 1-й день на 33,4%. Для определения резерва увеличения выпуска продукции в связи с неритмичной работой отнимем от самого большого значения (260) самое маленькое (216) и умножим на число дней работы (5), получим 220 млн. руб. Следовательно, предприятие, работая ритмично, могло бы дополнительно выпустить продукции на 220 млн. руб.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет